Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внимание исследователей к проблеме информационной культуры обусловлено также тем, что современный мир вступил в фазу активного информационного развития, которая характеризуется глобальностью информационных процессов. Информационные угрозы всё- больше оказывают негативное влияние на развитие, воспитание, образование, психику личности, здоровье, личностные характеристики, политические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования информационной культуры
    • 1. Сущность и содержание информационной культуры
    • 2. Основные этапы развития информационной культуры
    • 3. Информационное взаимодействие как основа формирования информационной культуры
  • Глава 2. Общественные и индивидуальные аспекты информационной культуры
    • 1. Информационно-психологическая безопасность как фактор регламентации информационного пространства
    • 2. Информационная культура личности и проблема человеческой индивидуальности
    • 3. Ценность информации й «нравственно-этические нормы в системе информационных коммуникаций

Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется тем, что ни одна сфера бытия человека не может нормально функционировать и развиваться без своевременного и полного обеспечения необходимой информацией, умения её- быстро, качественно и адекватно воспринимать, хранить, обрабатывать, использовать и передавать. Информация всегда оказывала влияние на формирование личности, её- мировоззрение, стереотипы поведения, степень общественной активности и культурный облик как отдельных индивидов, различных групп, так и общества в целом. Возрастающие информационные потоки делают процессы восприятия, понимания и оценки информации всё- более сложными. В сложившейся ситуации возникла необходимость в глубокой разработке понятия «информационная культура» и проблем, связанных с формированием информационного общества.

Имеющиеся публикации по проблеме информационной культуры констатируют наличие огромного эмпирического материала, актуальность и значимость этой проблемы, повышение её- роли в системе управления общественными процессами. Между тем, само понятие «информационная культура окончательно не прояснено и истолковывается по-разному в силу наличия ряда методологических подходов. Эти проблемы пытаются разрешить как специалисты в области информатики, кибернетики, педагогики, психологии, так и в области философии.

Следует отметить, что актуальность изучения проблемы информационной культуры обусловлена следующими факторами.

Во-первых, эта проблема концентрирует внимание исследователей на достигнутом уровне обращения с информацией, позволяет судить о направленности и быстроте изменения информационных процессов и, таким образом, прогнозировать её- дальнейшее развитие. Это обусловливает актуальность мировоззренческих аспектов проблемы.

Во-вторых, исследование особенностей формирования и развития информационной культуры определяется практическими потребностями, так как способствует осмыслению качественных изменений общества, глубоких социальных перемен, особенно характерных для современного этапа развития цивилизации, показывая тем самым противоречивый характер исследуемого феномена. Это определяет актуальность социального аспекта проблемы диссертационного исследования.

В-третьих, важность философского осмысления проблемы информационной культуры определяется недостаточностью её- исследования в рамках отдельных наук (педагогика, информатика и др.). Это обусловило необходимость глубокого анализа мировоззренческих, социальных и методологических аспектов проблемы информационной культуры.

Важно отметить недостаточную разработанность проблемы информационной культуры и в философском аспекте. Во многом это обусловлено многозначностью терминов «информация» и «культура», которые и составляют содержание понятия «информационная культура». Все выше перечисленные аспекты определяют необходимость философского осмысления информационной культуры, значение и роль которой возрастает в последнее время пропорционально увеличению объёма информации в обществе.

Внимание исследователей к проблеме информационной культуры обусловлено также тем, что современный мир вступил в фазу активного информационного развития, которая характеризуется глобальностью информационных процессов. Информационные угрозы всё- больше оказывают негативное влияние на развитие, воспитание, образование, психику личности, здоровье, личностные характеристики, политические ориентации, идеологические установки, жизненные запросы разных слоев общества, а также влияют на процессы реализации общегосударственных программ, оказывают то или иное воздействие на национальные интересы и социокультурные потребности людей. Информационные угрозы общественному сознанию выражаются в снижении общего уровня культуры населения, в утрате национальных, духовных ценностей, в распространении антигуманных идей и, как следствие, в неадекватном поведении отдельных лиц, групп и масс в целом.

В связи с этим возникает понятие информационно-психологической безопасности, формирование которой становится одной из основных проблем и требует безотлагательного решения. Информационно-психологическая безопасность является важнейшей составляющей информационной культуры и выступает регламентирующим фактором информационного пространства. Это, несомненно, свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Философский аспект проблемы информации и информационной культуры в той или иной степени затрагивался специалистами в различных областях научного и философского знания. Начало исследованию этой проблемы было положено в середине XX века.

Впервые феномен информации как объект самостоятельного исследования был рассмотрен в работах К. Шеннона и Н. Винера (1), относящихся к сороковым годам XX века. В их теориях информация понималась, с одной стороны, как снимаемая, уменьшаемая неопределённость, а с другой — информация характеризовала теперь не только аспект человеческого общения, но и коммуникативные явления в технике и других процессах. Модель связи, предложенная К. Шенноном (источник — передатчик — канал передачи — приёмник — адресат — источник помех), легла в основу многих работ по современной теории коммуникации. Собственно, начиная с этого времени, можно говорить о появлении понятия «информационная культура» и самостоятельного анализа информационных процессов в культуре.

Большую значимость для данного исследования имеют работы канадского социолога М. Маклюэна (2), который связывал социокультурный процесс с особенностями получения, переработки и передачи информации. Еще в 60-х годах он выдвинул тезис, что смена эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации (язык, печать, телевидение, компьютер и другими). Следует выделить также работы Е. Масуды, А. Тоффлера, Д. Белла и других (3), в которых понятие информационной культуры связывалось с формированием нового, постиндустриального или информационного общества, где главную роль играет не материальное производство, а обработка информации.

Из отечественных учёных следует выделить работы Г. Г. Воробьёва, A.A. Гречихина, Н. Б. Зиновьевой, Ю. С. Зубова, В. М. Петрова, JI.B. Сквор-цова и других (4), в которых исследуются фундаментальные теоретико-методологические проблемы информационной культуры общества и личности, их философские основания. В их трудах отражены сущностные особенности информационной культуры, предприняты интересные попытки определения содержания этого понятия и раскрытия его структуры. Т. С. Илларионова, А. И. Ракитов и другие (5) рассматривают подходы к формированию современной информационной политики как важнейшей составляющей информационной культуры. Вопросами формирования информационной культуры в образовательном и воспитательном аспектах занимаются С. Г. Антонова, Л. С. Болотова, Ю. С. Брановский, М. Г. Вохрышева, В. А. Шаповалов и другие исследователи (6).

Н.П. Ващекин, В. З. Коган, М. С. Мириманова, А. Д. Урсул, Ю. А. Шрейдер и другие (7) рассматривают роль информации в контексте культуры, при этом в центре внимания оказывается проблема передачи, переработки и хранения информации, подчёркивается значение информации для жизнедеятельности и дальнейшего развития культуры.

Для анализа информационной культуры большое значение имеют труды отечественных исследователей С. С. Андреева, В. Г. Афанасьева, В. Ю. Борева, A.B. Коваленко, А. И. Ракитова, С. Н. Смирнова, А. П. Суханова и других (8).

Общетеоретические вопросы информационной культуры в целом исследуют P.C. Гиляревский, Б. А. Глинский, Ю. М. Горский, А. Н. Ефимов,.

А.И. Манкевич, А. И. Михайлов, Г. Л. Смолян, A.B. Соколов, А. И. Черный и некоторые другие учёные (9).

В 1990 году в г. Новосибирске вышел сборник научных трудов «Информатика и культура» (10), в котором впервые понятие «информационная культура» осознается и рассматривается как особое актуальное исследовательское направление. Авторы его ставили своей целью проанализировать закономерности информатизации современного общества как духовно-материального процесса и пути становления информационной культуры.

В 1993 году актуализировалась работа по данной проблематике. В рамках Международной Академии информатизации было создано отделение информационной культуры, объединившее учёных разного отраслевого профиля из разных стран.

В последнее время всё- большее внимание привлекают проблемы информационно-психологической безопасности и информационных войн, которые рассматриваются как продукт информационной революции. Среди учёных, работающих в этом направлении, следует выделить Д. А. Ловцова, С. А. Комова, Г. Г. Почепцова, С. Ю. Решетину и других (11).

Важно отметить, что в большом потоке литературы по интересующей нас проблематике наименее разработаны вопросы, связанные с информационным взаимодействием в качестве формирования информационной культуры, а также анализ информационной культуры как фактора взаимодействия общественного и индивидуального, что и определило формулировку объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования и его структуру.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является информационная культура как системный феномен.

Предметом исследования являются процесс взаимодействия между личностью и обществом под воздействием информационной культуры.

Цель и задачи исследования

Диссертант ставит своей целью рассмотреть феномен информационной культуры как фактор взаимодействия общественного и индивидуального с позиции философии культуры. Для осуществления поставленной цели в диссертации предлагается решение следующих задач:

•рассмотреть теоретико-методологические основы формирования и развития информационной культуры, выявить её- философскую сущность и содержание;

•исследовать основные этапы развития информационной культуры- •проанализировать информационное взаимодействие как основу для формирования информационной культуры, выделить виды информационного взаимодействия;

•выявить общественные и индивидуальные аспекты информационной культуры, установить их сочетание и взаимосвязь;

•показать информационно-психологическую безопасность в качестве регламентирующего фактора информационного пространства;

•рассмотреть нравственно-этические регламентирующие нормы в системе информационных коммуникаций как проявление информационной культуры во взаимодействии общественного и индивидуального.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы исследования, социокультурный и культурантропологический подход к проблеме информационной культуры, сравнительный анализ различных концепций, сложившихся в научной литературе, системный анализ социодинамики информационной культуры, аксиологический подход к оценке социальной динамики информации, а также культурно-типологический метод выявления характерных особенностей изучаемого феномена, его структуры.

Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, культурологов, в которых изложены исходные теоретические основы информационной культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

•впервые ставится вопрос об информационной культуре как факторе регламентации взаимоотношений между личностью и обществом, возникающей на основе информационных потребностей личности и общества;

•в качестве форм регламентации взаимоотношений личности и общества рассматриваются информационная инфраструктура как система информационно-психологической безопасности общества и личности, а также индивидуальная информационная культура;

•выделены типы информационной культуры, определяющие взаимодействие личности и общества, в частности массовая информационная культура, специализированная (профессиональная) информационная культура и индивидуальная информационная культура;

•информационно-психологическая безопасность представлена как одна из составляющих информационной культуры в качестве регламентирующего фактора информационного пространства общества и информационного поля индивида.

Положения, выносимые на защиту:

1. Информационная культура — это общественное явление интегра-тивного характера, которое изучается с позиций различных наук: педагогики, информатики, философии и других. Её- можно определить как процесс, эволюционирующий в обществе в поиске наиболее оптимальных форм регламентации взаимодействия, затрагивая мировоззренческие, когнитивные, морально-этические, психологические, социальные и технологические аспекты распространения информации в обществе и использование её- индивидом.

2. Информационная культура берёт начало своего существования от периода становления человечества. Интенсивность информационного обмена приводила к информационным кризисам, которые каждый раз выводили информационную культуру на новый уровень развития. Можно говорить об информационной культуре Античности, Средневековья и так далее, но особый интерес в этом плане представляет рассмотрение современного этапа развития информационной культуры, который высветил её- регламентирующий характер по отношению к индивиду, всей иерархии социальных общностей.

3. Основой формирования массовой, специализированной и индивидуальной информационной культуры выступает информационное взаимодействие, под которым следует понимать информационные процессы, происходящие между его участниками по поводу производства, передачи и потребления информации. Основу информационного взаимодействия составляют информационные ресурсы, которые являются особо значимыми в плане формирования информационной культуры. Инструментом формирования информационных ресурсов являются информационные потоки — векторы передачи информации, слагаемыми которых являются информационные каналы. Степень развитости информационного взаимодействия характеризует уровень развития информационной культуры.

4. Информационно-психологическая безопасность как одна из составляющих информационной культуры, выступает регламентирующим фактором информационного пространства. Защищённость от социальных сбоев любого рода, способность противостоять внешним угрозам, готовность к прогнозированию конфликтов и разрешению их на ранних стадиях — всё- это составляет содержание информационных факторов, которые формируются в зависимости от соответствующего уровня информационной культуры. Уровень развития информационной культуры того или иного субъекта определяет его информационное пространство.

5. Проблема человеческой индивидуальности определяется его потребностью в информации, которая является субстанциональным атрибутом человека, так как процесс его жизнедеятельности во многом зависит от способности воспринимать внешнюю информацию и моделировать в соответствии с ней своё- отношение к окружающему миру и к самому себе. Она проявляется как в индивидуальной информационной культуре, которая определяется совокупностью информационных потребностей, так и в специализированной информационной культуре, представляющей собой интегра-тивную качественную характеристику своеобразия процессов производства, преобразования, хранения, передачи и потребления профессиональной информации.

6. Современный этап характеризуется тем, что особо актуальным становится выработка нравственно-этических норм в системе информационных коммуникаций. Трудность в этом аспекте прослеживается в коммуникациях, связанных с функционированием информационной техники. Для стабильного положения человека в обществе следует подчеркнуть важность образования информационных связей, которые выступают как способ организации информационного пространства, информационного поля индивида. Эти аспекты способствуют формированию информационной культуры общества и индивидуальной информационной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблемам информационного общества и информационной культуры, в исследовании её- конкретных типов, а также в разработке теоретико-методологических основ философии культуры, культурологии, социальной информатики, конфликтологии.

Теоретические обобщения и практические выводы широко используются в преподавании как базовых учебных дисциплин, таких как социальная философия, концепции современного естествознания, так и при разработке и проведении курсов по выбору «Социальная информатика», «Культура межнационального общения» и других. Практическая значимость диссертации заключается также в возможности разработки отдельного спецкурса «Информационная культура» для различных специальностей высших учебных заведений.

Материалы диссертации имеют большой потенциал для дальнейшего внедрения в учебный процесс в высшей школе, а также представляют интерес для средств массовой информации и других структур, влияющих на формирование общественного мнения.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

С отдельными положениями диссертации автор выступила на занятиях аспирантского семинара кафедры социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета.

Некоторые разделы диссертации разрабатывались в рамках научных проектов «Университеты России — фундаментальные исследования», проект № 990 561 «Роль региональных элит в консолидации межнациональных отношений на Северном Кавказе» (2000;2001гг.) — проект № 015.10.01.020 «Российская цивилизация на Северном Кавказе: синергетическая модель современного развития» (1999;2001 гг.).

Основные положения диссертации были изложены на научных и научно-практических конференциях: на 44-й научно-практической конференции «Университетская наука — региону» (секция «Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания»), Ставрополь, апрель 1999 г.- на научной конференции «Социально-экономическая и политическая сбалансированность в условиях развития местного самоуправления» (секция «Гармонизация межэтнических отношений»), Ставрополь, сентябрь 1999 г.- на 45-й научно-методической конференции «Университетская наука — региону» (секция «Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации»), Ставрополь, апрель 2000 г.- на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы образования: опыт и перспективы», Ставрополь, октябрь 2000 г.

По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объёмом 2,1 п.л.

Структура и объём исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, и заключения. Она изложена на 143 страницах. Список использованной литературы составляет 253 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный этап развития цивилизации характеризуется тем, что все позитивные и негативные стороны глобализации в различной степени отражаются в развивающейся на её- основе информационной культуре. Именно в информационной культуре глобализация сосредоточила и возможности дальнейшего расцвета человечества, и возможности его гибели. С одной стороны, обладание полной информацией обо всех видах деятельности и её- осмысление создают предпосылки для прогрессивного развития общества. Информация в этом аспекте выступает реальным инструментом взаимодействия составных частей общества, средством достижения компромиссов, принятия согласованных решений и взаимовыгодных действий на любом уровне. С другой стороны, информационная культура создаёт виртуальную реальность в глобальном масштабе, что способствует росту массовых иллюзий, уводя от действительности. Человечество стоит перед огромным проблемным полем информационной стихии, требующей исследования, упорядочения и систематизации для дальнейшей её- регламентации.

Говоря о хаосе в сфере информационно-коммуникативных процессов, следует отметить, что он породил массу негативных информационных воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, повлек за собой усиление психоэмоциональной и социально-психологической напряженности, искажение нравственных критериев, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей.

Информационные угрозы оказывают негативное влияние на развитие, воспитание, образование, психику личности, её- здоровье, личностные характеристики, политические ориентации, идеологические установки, жизненные запросы разных слоев общества, а также влияют на процессы реализации общегосударственных программ, оказывают то или иное воздействие на национальные интересы и социокультурные потребности людей. Информационные угрозы общественному сознанию выражаются в снижении общего уровня культуры населения, утрате национальных духовных ценностей, распространении антигуманных идей и, как следствие, в неадекватном поведении отдельных групп и масс людей.

Международный информационный обмен пока не соответствует общим интересам, социальным и политическим реалиям, характеризуется серьёзными диспропорциями. Дисбалансы и противоречия в этой сфере в.

Л ^ условиях бурного научно-технического прогресса не только исчезают, но и усиливаются. Они отражают антогонизмы как между отдельными государствами, группами государств, между различными компонентами функционирующих информационных структур, так и между отдельными индивидами.

В диссертации делается вывод о том, что регламентирующим фактором информационного пространства общества и информационного поля индивида является информационно-психологическая безопасность, которая представляет собой составляющую информационной культуры. Это становится одной из глобальных проблем современности, обусловленной, прежде всего, чётким пониманием места общечеловеческих ценностей в концепции устойчивого мирового сообщества, создающей новую цивилизационную модель его развития. Защищённость от социальных сбоев любого рода, способность противостоять внешним угрозам, готовность к прогнозированию конфликтов и разрешению их на ранних стадиях — всё- это составляет содержание информационных факторов, которые формируются в зависимости от соответствующего уровня информационной культуры. Знание информационных барьеров, особенностей функционирования информационных каналов, потоков также оказывает влияние на информационное взаимодействие между различными субъектами.

В проведённом исследовании делается вывод о том, что степень развитости информационного взаимодействия характеризует информационную культуру.

Индивидуальная информационная культура является неотъемлемой составной частью общей культуры человека. Если человек владеет методами и средствами оперирования информацией, то это закладывает фундамент успешной жизнеспособности, реализации личностью своей индивидуальности, самовыражения и интеллектуального развития.

В силу важности этой проблемы в современных условиях необходим комплексный подход к её- решению, координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в её- реализации в виде многоступенчатой программы, позволяющей направленно формировать с учётом возрастных, социальных и профессиональных сторон гармонично развитую в информационном плане личность.

Современное общество нуждается в ещё- более совершенных средствах коммуникации, но изменение форм общения и техники коммуникации должно сопровождаться переосмыслением самих целей общения, ростом информационной культуры личности, что в дальнейшем должно привести к формированию нового типа информационного мировоззрения.

В настоящее время нарастают стрессовые и конфликтные ситуации. В вязи с этим стремительно возрастает значение индивидуальной информационной культуры как фактора нейтрализации и устранения многих негативных факторов в развитии цивилизации.

Огромная социальная значимость информационной культуры заключается в том, что она является необходимым условием перехода человечества к новому типу цивилизационного развития, где основным, приоритетным становится информационный ресурс. Необходимо существование духовной силы, способной объединить людей, разделённых экономическими, социальными, политическими, межнациональными противоречиями. Именно в роли такой силы должна выступить информационная культура.

Она входит в реальную ткань общественной жизни, придавая её- новое качество, приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Информационная культура в XX веке проявляет себя как противоречивое единство массовой и индивидуальной информационной культуры, показывая на ряду с положительными сторонами и отрицательные.

От эффективного сотрудничества учёных различных отраслей научного знания будет зависеть определение основных политических, экономических, социальных, духовно-культурных ориентиров общественного развития, решение вопросов, связанных с обеспечением глобальной, региональной, национальной, индивидуальной информационно-психологической безопасности, что является одним из главных направлений защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В сложившихся условиях важное значение приобретает формирование информационного мировоззрения, то есть знания законов функционирования информации в обществе, понимания сущности происходящих информационных преобразований и осознание своего места и своих задач в формирующемся информационном обществе. Все эти и многие другие аспекты включает в себя информационная культура.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994. —336 с.
  2. А. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). — М., 1992. — 168 с.
  3. А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. — М., 1997. — 343 с.
  4. А.Б. Основы федерального информационного права России. — М., 1995. —220 с.
  5. Актуальные проблемы информационного обеспечения специалистов в регионе / Отв. ред. Багаева Р. У. — Казань, 1995. — 128 с.
  6. С.А., Филатов А. Н. Автоматизированные информационные системы и творческие ориентации личности // Социально-философские проблемы творческой активности учёных и инженеров. — Томск, 1991. — С. 67−79.
  7. A.A. Против информационной агрессии // Новое время. — 1983. —№ 39. —С. 3−5.
  8. С.С. Информационная культура: уровень содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. — 1998. — № 2. —С. 79−93.
  9. С.С. Информационность — критерий содержательности духовных ценностей // Социально-политический журнал. — 1998. — № 3.1. С. 58−71.
  10. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.1. М., 1988. —255 с.
  11. С.Г. Информационная культура личности: вопросы формирования // Высшее образование в России. — 1994. — № 11. — С. 8288.
  12. С.Г. Информационное мировоззрение (к вопросу об определении сущности понятия) // Проблемы информационной культуры. — М., 1996. — Вып. 3. — С. 25−32.
  13. А.И. Информация — общечеловеческая культурная ценность // Проблемы информационной культуры. — М., 1996. — Вып. 3.1. С. 13−24.
  14. Ю.М. Инфосфера. Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе. — М., 1996. — 489 с.
  15. В.Г. Социальная информация и управление обществом.1. М., 1975. —495 с.
  16. Г. К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная «массовая культура». — М., 1985. — 160 с.
  17. И., Иванченко Г. Человек, культура — информационный подход // Человек. — 1999. — Вып. 2. — С. 182−184.
  18. В.К. Философия чувств: информационная концепция. — Екатеринбург, 1996.— 491 с.
  19. Н.К. Массовые коммуникации в контексте современных культурно-информационных процессов: Науч.-аналит. обзор. — Алма-Ата, 1990. —61 с.
  20. В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М., 1994. —400 с.
  21. Д.И. Информация: миф или реальность? // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1985. — № 2. — С. 1−4.
  22. Д.И. К уточнению исходных понятий теории информационных потребностей // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1986. — № 2. — С. 7−12.
  23. H.H. Социальная психология печати, радио и телевидение. — М., 1991. —127 с.
  24. В.Ю. Видео: техника, досуг, искусство: Записки эксперта-искусствоведа. — М., 1990. — 207 с.
  25. В.Ю., Веневитинов Г. Н. Взаимодействие культур и научно-технического прогресса: Учеб. пособие. — М., 1988. — 112 с.
  26. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986. —302 с.
  27. Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные технологии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика. — 1993. —№ 1. — С. 49−53.
  28. Д.Р., Файерстоун Ч. М., Мицкевич Э. Теле/радио-новости и меньшинства. —М., 1994. — 183 с.
  29. В.Б. Информатика — качественно новое явление в науке и жизни // Философские аспекты информатизации. —М., 1989. — С. 28−39.
  30. С.Б. Человек, язык, культура: становление смысла //Язык и культура. — Киев, 1992. — С. 3−10.
  31. Бурый-Шмарьян O.E. Информационные обязанности потребителей информации. Как они выполняются? // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1986. — № 4. — С. 12−19.
  32. В.Я. Информационная культура общества и личность // Перестройка: диалектика обновления общества. — Новосибирск, 1990. — С. 70−79.
  33. Ван Дюн Дж. Роль человеческого фактора в совершении преступлений в сфере компьютеров // Компьютеризация общества и человеческой фактор: Реф. сб. — М., 1988. — С. 202−218.
  34. В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования // Компьютерная революция и информатизация общества. — М., 1990. — С. 224−231.
  35. Н.П. Философские аспекты информатизации общества // Философские науки. — 1988. — № 7. — С. 13−22.
  36. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. — Иркутск, 1990. — 292 с.
  37. Введение в обществознание. Актуальные проблемы: Пособие / Отв. ред. И. П. Смирнова — М., 1991. — 289 с.
  38. Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. — Ростов-на-Дону, 1999. — 573 с.
  39. Взаимодействие науки и культуры в общественном развитии: Межвузовский сборник научных трудов. — Ярославль, 1989. — 124 с.
  40. Г. Г. Информация — информатика — информационная культура // Вопросы философии. — 1986. — № 9. — С. 111−112.
  41. Г. Г. Твоя информационная культура. — М., 1988. — 303с.
  42. А.К. Информатизация и культура // Компьютерная революция и информатизация общества. — М., 1990. — С. 247−253.
  43. М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Методология и организация информационно-культурологических исследований: Сб. статей. — Вып. 6. — Магнитогорск, 1997. — С. 48−63.
  44. Д.М., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. Информатизация общества — социальные проблемы // Системные исследования 1989 — 1990: Методологические проблемы. — М., 1991. — С. 7−24.
  45. Г. Х. Интерактивное искусство, виртуальная реальность и киберкультура // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — М., — 1996. — Вып. 5. — С. 23−26.
  46. . Практический интеллект // Вопросы философии. — 1998.—№ 6. —С. 66−78.
  47. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. — М., 1987. — 264 с.
  48. А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. — 1992. — № 3. — С. 54−64.
  49. P.C. Введение в интеллектуальную коммуникацию: Учеб. пособие. — М., 1992. — 131 с.
  50. Глинский Б А. Философские и социальные проблемы информатики. — М., 1990. — 107 с.
  51. В.М. Основы безбумажной информатики. — М., 1987. —552 с.
  52. А.Н. Семантический анализ понятия информации как общечеловеческой культурной деятельности // Культурология: новые подходы. — М., 1997. — № 2. — С. 35−40.
  53. Ю.М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. — 1994. — № 3. — С. 194−209.
  54. В.И. Социальные задачи информатики и информационной деятельности // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1985. — № 11. —С. 1−5.
  55. B.C., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Информатика: социальная роль и философско-методологические проблемы // Философские науки. — 1985. —№ 4. —С.13−26.
  56. М., 1996. — Вып. 3. — С. 80−95.
  57. В.И. Наука и техника в контексте культуры. — М., 1989. —160 с.
  58. Л.Г. Политико-философские аспекты компьютерной революции: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1997. — 18 с.
  59. И.И. Понятие информации: логико-методологический аспект. — М., 1973. — 230 с.
  60. С .И. Информационное общество: возможности и реальность // Вестник РАН. — 1993. — Т. 63. — № 6. — С. 559−562.
  61. Г. Ф. Очерки информационной техники. — М., 1992. — 336с.
  62. С.Л. Информатизация общества как текстуализация среды обитания // Человек и техника. — М., 1990. — С. 98−123.
  63. Э. Порождение смысла из хаоса // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1993. — № 10. — С. 9−10.
  64. В.П. Компьютерная культура: новые возможности пропаганды. — М., 1989. — 64 с.
  65. К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и её- глобальный кризис // Общественные науки и современность. — 1994. —№ 2. —С. 35−49.
  66. К.Х. Философские перспективы человечества. — М., 1993. — 103 с.
  67. Г. В., Сергеева И. В. Качество информации. — М., 1990. — 171с.
  68. В.К. Естественно-научные основания проблемы информатизации общества: (Филос.-методол. аспект): Автореф. дис. канд. филос. наук. — Иркутск, 1996. — 23 с.
  69. А.Д. Информационная культура общества // Философия культуры. — Самара, 1993. — С. 56−64.
  70. А.Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. — М., 1985. — 160 с.
  71. Н.Г., Попов В. Ф. Языковая коммуникация — ядро информатизации // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы.—1989. — № 11. —С. 61−62.
  72. Н.И. Духовная культура в социальном управлении. — Минск, 1984. —200 с.
  73. Ю.С. Компьютерная революция в социальной перспективе // Свободная мысль. — 1996. — № 7. — С. 117−128.
  74. Н.Б. Информационная культура личности. — Краснодар, 1996. — 136 с.
  75. В.П. Гуманитарные проблемы информатики // Вопросы философии. — 1986. — № 9. — С. 102−104.
  76. Ю.С. Информатизация и информационная культура // Проблемы информационной культуры. — М., 1996. — С. 5−11.
  77. М.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопросы философии. — 1989. — № 9. — С. 3−15.
  78. С.А. Ранговые распределения в информатике // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1985. — № 12. — С. 1419.
  79. Идеологическая борьба и современная культура: Сб. статей / Отв. ред. В. Р. Щербина. — М., 1972. — 447 с.
  80. Т.С. Проблемы социального регулирования информационных процессов // Проблемы государственной информационной политики. — М, 1997. —С. 3−11.
  81. В.П. Политика и экономика в информатике // Экономика и организация промышленного производства. — 1992. — № 4. — С. 54−60.
  82. Информатизация и проблема гуманитарного образования: Между-нар. науч. конф.: Крансодар — Новороссийск, 14 — 15 сент. 1995 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1995. — 446 с.
  83. Информатизация образования 96 и 97: Матер. Всерос. научно-практической конференции. — Ставрополь, 1997. — 138 с.
  84. Информатика и культура: Сборник науч. тр. / Отв. ред. И.С. Ла-денко. — Новосибирск, 1990. — 231 с.
  85. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Международная науч. конф.: Краснодар — Новороссийск, 11 — 14 сентября, 1996: Тез. докл. — Краснодар, 1996. — 490 с.
  86. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Межвуз. науч. конф.: Краснодар — Новороссийск, 23 — 25 сент. 1993 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1993. — 396 с.
  87. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Междунар. научн. конф.: Краснодар — Новороссийск, 17 — 19 сент. 1997 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1997. — 477 с.
  88. Информационные сети и их структура: Сб. науч. тр. — М., 1976. — 199 с.
  89. Информационные технологии и образование / Отв. ред. А.И. Раки-тов. —М., 1996. — 135 с.
  90. Информация и научные исслдеования: Сб. научн. трудов. — М., 1988. — 153 с.
  91. Информация и управление: Философско-методологические аспекты. (Сб. ст.) / Отв. ред. Л. Г. Антипенко. — М., 1985. — 285 с.
  92. Ю.М., Калитич Г. И. Когнитивная (тонкоструктурная) социология и социальная информатика. — Киев, 1991. — 31 с.
  93. Л.В. Информационные механизмы социальных отношений: философ.-мето до л. анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Иваново, 1996. — 14 с.
  94. Ставрополь, 2000. — С. 112−124.
  95. Ю.Б. Информационный взрыв: международный аспект. — М., 1988. —206 с.
  96. О.В. Информационные задачи общества и способы их решения // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1990. — № 9. — С. 2−10.
  97. П.М. Культура и общество // Социально-полит, журнал.1995.—№−3. —С. 73−82.
  98. Н.Н. Информационный фактор в развитии личности // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. — Томск, 1996. — С. 65−66.
  99. Ю.В. Социокультурные характеристики компьютерного общения // Культурология: новые подходы. — 1999. — № 5/6. — С. 29−36.
  100. Е.Д. Культура как ключевое звено философствования // Ильенковские чтения, 18 — 19 февраля 1997 года. — М., 1997. — С. 7880.
  101. В.И. Информационные ценности новой цивилизации // Проблемы философии, истории, культуры. — Саратов, 1993. — С. 23−29.
  102. В.И., Снесар В. И. Информационные ценности новой цивилизации // Проблемы философии, истории, культуры. — Саратов, 1993. — С. 23−29.
  103. В.З. Дегуманизирующие факторы в структуре инфовзаи-модействия // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. — Томск, 1996. — С. 67−77.
  104. В.З. Теория информационного взаимодействия: философ-ско-социологические очерки. —Новосибирск, 1991. — 319 с.
  105. В.З., Уханов В. А. Человек: информация, потребность, деятельность. — Томск, 1991. — 193 с.
  106. С.Д. Формирование информационных потребностей // НТИ. — Сер. 2, Информационные процессы и системы. — 1986. — № 2. — С. 1−7.
  107. H.H. Средства коммуникации и общественные отношения: грани взаимодействия // Философские науки. — 1990. — № 9. — С. 2329.
  108. Коммуникация и мышление: Сб. науч. тр. / Отв. ред. A.M. Шах-нарович, A.A. Романов. —М., 1990. — 156 с.
  109. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. — 1988. — № 6. — С. 3−31.
  110. В.А. Единое информационное пространство в современном информационном обществе. Проблемы формирования функционирования, совершенствования // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1994. — № 9. — С. 1−21.
  111. В.И., Корогодина B.J1. Основа жизни — информация // Природа. — М., — 1993. — № 12. — С. 3−10.
  112. B.C. К вопросу о значении философии для развития процесса компьютеризации. — Киев, 1990. — 11 с.
  113. В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Общественные науки и современность. — 1996. — № 6. — С. 101−110.
  114. А.Н., Коган В. З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Философско-социологический анализ. — М., 1980. — 176 с.
  115. C.B. Информация в современном цивилизационном процессе: социологический прогноз // Научные и технические библиотеки / ГПМТБ России. — 1992. — № 6. — С. 34−38.
  116. В.И. Информатика: организация и управление. — М., 1991. —175 с.
  117. В.В., Малюгин В. Д., Шубин А. Н. Информационное управление (предпосылки, методы и средства). — М., 1996. — 54 с.
  118. Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы. — М., 1985. — 256 с.
  119. В.И. Искусство управлять общением. — Ростов-на-Дону, 1997. —349 с.
  120. В.Д., Минаев В. А. Компьютерные преступления и информационная безопасность: Справочник. — М., 1998. — 256 с.
  121. X. Размышления о современной технике. — М., 1996. —183 с.
  122. Личность и научно-технический прогресс / Отв. ред. И.М. Чуди-нова. —Новосибирск, 1990. — 301 с.
  123. Д.А. Проблема обеспечения информационной безопасности России // Обозреватель — Observer. — M., 1998. — № 11. — С. 45−50.
  124. М. Осмысливая средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. — 1994. — № 2. — С. 10−16.
  125. Е.В. Информационная технология: теория и практика // Человек и техника. — М., 1990. — С. 6−46.
  126. Массовая коммуникация в условиях НТР / Под ред. Б. М. Фирсова. — Л., 1981. — 167 с.
  127. P.P., Воскресенский А. К., Магай Е. В. Некоторые аспекты применения информационных технологий в социокультурной деятельности // Теория и практика общественно-научной информации. — 1995. — Вып. 10. —С. 65−76.
  128. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. — М., 1997. — 185 с.
  129. Мелик-Гайказян И. В. Методологические контуры информационной картины мира // Наука и философия на рубеже тысячелетий: перспективы и горизонты. — Курск, 1995. — С. 114−116.
  130. Г. С. Взаимодействие общественной психологии и журналистики // Современный мир и журналистика: Материалы межвузовской научно-практической конференции 10 декабря 1990 г. — СПб, 1992. — С. 811.
  131. П.И. Система информационной безопасности человека (методологические аспекты): Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1993. — 19 с.
  132. В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. — 1995. — № 4. — С. 27−35.
  133. М.С. Информационно-когнитивные процессы и их роль в информатизации // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1989. — № 11. — С. 62−64.
  134. М.С. Информационно-когнитивные процессы: Методологические рекомендации. — М., 1989. — 80 с.
  135. К. Что такое философия техники. —М., 1995. — 149 с.
  136. А.И., Чёрный А. И., Гиляревский P.C. Научные коммуникации и информатика. — М., 1976. — 435 с.
  137. В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация (философские очерки). — СПб., 1994. — 145 с.
  138. H.H. Информационное общество: возможности и реальность // Полис. — 1993. — № 3. — С. 6−14.
  139. А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. — М., 1991. — 222 с.
  140. Основы информационной культуры: Учеб. пособие / Отв. ред. C.B. Смирнов. — СПб., 1998. — 98 с.
  141. Л.В. Массовая коммуникация и культура (история, теория, методология): Автореф. дис. д-ра филос. наук. — Л., 1991. — 35 с.
  142. М.К. Человек и культура в НТР // Вопросы философии. — 1990. —№ 5. —С. 75−92.
  143. А.И. Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина // Вопросы философии. — 1986. — № 5. — С. 6270.
  144. А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Безопасность. — 1994. — № 5. — С. 29−39.
  145. Д.А. Творческое мышление и компьютерная революция // Вопросы философии. — 1986. — № 9. — С. 107−108.
  146. Г. Г. Информационные войны. —М., 2000. — 573 с.
  147. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М., 2000.— 348 с.
  148. Г. Г. Теория и практика коммуникации (от речей президентов до переговоров с террористами). — М., 1998. — 349 с.
  149. В.В., Антопольский А. Б., Святославский A.B. Об управлении информационными ресурсами // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1990. — № 4. — С. 2−6.
  150. Проблемы глобальной безопасности: Материалы семинаров врамках научно-исследовательской и информационной программы (ноябрь 1994 — февраль 1995 гг.). — М., 1995. — 491 с.
  151. Проблемы государственной информационной политики: Метод, пособие / Илларионова Т. С. и др. — М., 1997. — 23 с.
  152. Л.А. Информационная культура провинции // Социология молодёжной культуры: Духовность провинции. — Тамбов, — 1995. — С. 54−66.
  153. A.B., Разлогов К. Э., Рузин В. Д. Культура грядущего тысячелетия // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 17−30.
  154. A.B., Рузин В. Д. Метаморфозы научного исследования в эпоху экранной культуры: Материалы к обсуждению. — М., 1991. — 43 с.
  155. В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию // Политические науки.1999. —№ 4. —С. 3−33.
  156. В.П. Средства массовой информации в современном политическом процессе // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 12- Политические науки.1995,—№−5, —С. 12−14.
  157. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — М., 1996. —320 с.
  158. A.M. Индивид и культура // Вопросы философии. — 1990. —№ 5. —С. 93−104.
  159. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. — 1994. — № 4. — С. 14−34.
  160. А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика // Информационная технология и информационная политика. —М., 1994. — С. 7−25.
  161. А.И. Философия компьютерной революции. — М., 1991.287 с.
  162. Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности: Межд. науч. конф.: Краснодар — Новороссийск, 16 — 18 сент. 1998 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1998. — 332 с.
  163. Я.В. Информатика социального отражения, информационные и социальные основания общественного разума. — М., 1990. — 222 с.
  164. Е.Б. Социотехника, цивилизация, духовность: на путях к герменевтики демократии // Мировая экономика и международные отношения. — 1992. — № 1. — С. 41−54.
  165. В.М. Анализ социокультурных условий процессов компьютеризации и информатизации // Человек и техника. — М., 1990. — С. 8198.
  166. Роль культуры в формировании личности / Е. М. Бабосов и др. — Минск, 1980. — 192 с.
  167. И.В. Телевидение как средство коммуникации // Вест. Удмурт, ун-та. — Ижевск, 1997. — № 5. — С. 191−200.
  168. В.В. Энергоинформационный образ человека как проблема. — Бийск, 1999. — 127 с.
  169. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. — 1990. — № 5. — С. 61−74.
  170. И.В. Правовая охрана программного обеспечения ЭВМ // Право и информатика. — М., 1990. — С. 9−24.
  171. Т.Л. Информатика и формирование современной интеллектуальной культуры // Философская культура личности. — Бийск, 1996.1. Ч. 1. — С. 98−104.
  172. .В., Дорогова Л. И. Мир человека: Методологические вопросы формирования духовного мира личности. — М., 1975. — 296 с.
  173. К.А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. — 1987. — № 6. — С. 132−138.
  174. Е.А. Информационно-энтропийные свойства социальных систем // Общественные науки и современность. — 1993. — № 5. — С. 92 100.
  175. Э.П. Информатизация общества, культура, личность // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1993. — № 1. —С. 1−8.
  176. Э.П. Информационный подход к познанию действительности. — Киев, 1988. —238 с.
  177. Н.М. Индивидуальное и массовое в процессе социокультурного творчества // Духовная культура: идеи, история, реальность. — Казань, 1994. —С. 24−26.
  178. В.А. Политическая культура средств массовой информации. — М., 1994. — 275 с.
  179. О.Д. Сотворение техносферы: Проблемное осмысление истории техники. — М., 1994. — 112 с.
  180. Системы и сети передачи информации: Базы и банки данных // Информационные ресурсы России. — 1993. — № 2. — С. 8−13.
  181. JI.B. Виртуальное бытие и информационная культура // Теория и практика общественно-научной информатики. — М., 1996. — Вып. 12, —С. 37−46.
  182. JI.B. Информационная культура и проблемы образования // Культурология XX век. — М., 1999. — № 3 (11). — С. 230−241.
  183. JI.B. Информационная культура как условие выживания человечества // Проблемы глобальной безопасности. — М., 1995. — С. 20−27.
  184. JI.B. Информационная культура: теория и актуальныепроблемы // Библиотечно-информационное обеспечение в области социальных и гуманитарных наук на пороге XXI века. — М., 1999. — С. 11−16.
  185. JI.B. Культура самосознания: человек в поисках истины своего бытия. — М., 1989. — 319 с.
  186. JI.B. Россия: проблема духовности и информационная культура // Культурология. — М., 2000. — № 2 (14). — С. 233−254.
  187. И.Н. Социально-философские проблемы информатики // Вопросы философии. — 1986. — № 10. — С. 49−60.
  188. С.Н. Философские проблемы НТР. — М., 1980. — 64 с.
  189. Г. Л. Человек и компьютер: Социально-философские аспекты автоматизации управления и обработки информации. — М., 1981. — 192 с.
  190. Ч.П. Две культуры / Пер с англ. Ю. С. Родман. — М., 1973.143 с.
  191. В. Глобализация и Россия // Обозреватель — Observer.1999. — № 8. — С. 35−38.
  192. В. Становление системы глобального управления // Обозреватель — Observer. — 1999. — № 3. — С. 57−60.
  193. В. Становление системы глобального управления // Обозреватель — Observer. — 1999. — № 4. — С. 66−72.
  194. A.B. Информационно-поисковые системы. — М., 1981. -—152 с.
  195. A.B. Информация: Феномен? Функция? Фикция? // Философские науки. — 1990. — № 9. — С. 13−22.
  196. В.В. Культура речи и культура общения. — М., 1995.192 с.
  197. Социум XXI века: рынок, фирма, человек в информационномобществе. — М., 1998. — 279 с.
  198. Способы совершенствования компьютерных преступлений / Информатика и право: Теория и практика буржуазных государств. — М., 1988.1. С. 76−103.
  199. М.М. Теория и практика нелинейного письма. Взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида // Вопросы философии. — 1993. —№ 3. —С. 11−15.
  200. А.П. Информационная культура как фактор интенсификации исследований комплексных региональных проблем // Роль методологии в развитии науки. — Новосибирск, 1985. — С. 276−286.
  201. А.П. Информация и прогресс. — Новосибирск, 1988. —192 с.
  202. А.П. Информация и человек. — М., 1980. — 203 с.
  203. А.П., Филоненко В. Г. От гусиного пера к компьютеру.
  204. Новосибирск, 1999. — 334 с.
  205. В.Ф. Человек в мире информатики. — М., 1992. — 112 с.
  206. А.К. Наука и информация. — М., 1971. — 127 с.
  207. O.K., Гурьева Л. П. Психологический анализ трудовой деятельности, опосредованной компьютерами // Психологический журнал.1986. — Т.7. — № 5. — С. 13−25.
  208. О. Проблемы власти на пороге XXI века // Свободная мысль. — 1992. — № 2. — С. 7−19.
  209. И.П. Системы обработки и хранения информации. — М., 1989. —191 с.
  210. А.Д. Информатизация общества и безопасность развития цивилизации // Социально-политический журнал. — 1990. — № 10. — С. 28−38.
  211. А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. —М., 1990. — 191 с.
  212. А.Д. Информатика и общество: глобальные измерения взаимодействия // Науковедение и информатика. — Киев, 1992. — Вып. 37.1. С. 62−71.
  213. А.Д. Информация: Методологические аспекты. — М., 1971. —295 с.
  214. А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. — 1991. —№ 5. — С. 3−16.
  215. А.Д. Ноосфера — основа мировоззрения // Вестник высшей школы. — 1991. — № 5. — С. 64−70.
  216. А.Д. Проблема информации в современной науке: Философские очерки. — М., 1975. — 285 с.
  217. А.Д. Социальная информатика: две концепции развития // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1990.1. —С. 2−8.
  218. В.А. Информационная потребность и деятельность человека. — Хабаровск, 1992. — 27 с.
  219. ФейнбергЕ.А. Интеллектуальная революция: на пути к единению «двух культур» // Вопросы философии. — 1986. — № 8. — С. 33−45.
  220. Философские проблемы массовых информационных процессов: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Свинников В. Г. — М., 1990. — 72 с.
  221. B.C. Право человека на информацию: механизм реализации. — Саратов, 1998. — 67 с.
  222. Н.В. Информационная культура специалиста: Учеб.-метод. пособие. — Волгоград, 1999. — 53 с.
  223. Г. С. Информационная безопасность и пресса // Проблемыгосударственной информационной политики. —М., 1997. — С. 20−23.
  224. Хоц А.Ю., Аксюмов Б. В. Информационная революция в контексте трансформации современной культуры // Проблемы философии культуры: Сборник статей. — Ставрополь, 1999. — С. 20−24.
  225. Г. Компьютерные сети в системе оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование в России. — 1995. — № 3. — С. 9−16.
  226. О.П. Нравственная целостность личности. — М., 1983. — 158 с.
  227. JI.A. Синергетика информационных процессов: Закон информативности и его следствие. — М., 1995. — 118 с.
  228. Т.В. Ценностные аспекты инфовзаимодействия в познании // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. — Томск, 1996. — С. 174−175.
  229. Человек и научно-технический прогресс в современную эпоху: социально-философские проблемы / В. Д. Комаров и др. — Л., 1980. — 152 с.
  230. М.М. Информатика и проблема становления ноосферы: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1991. — 16 с.
  231. H.A., Чукрин И. Ю. Система ценностей в рамках информационного подхода // Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. — Томск, 1996. — С. 187−188.
  232. Н.М. Информационная реальность: основания и принципы построения теории: Автореф. дис. канд. филос. наук. — М., 1991. — 32 с.
  233. Э.Л. О проблеме информационных потребностей и запросов // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1985. — № 10, —С. 1−4.
  234. Э.Л. Сигнал, значение, информация: эволюционный аспект // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — 1985. — № 2. — С. 5−7.
  235. В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. — Ставрополь, 1996. — 117 с.
  236. Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. — 1992. — № 8. — С. 30−39.
  237. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М., 1973. — 216 с.
  238. А.Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. — Саратов, 1998. — 176 с.
  239. А.Ю. Информационные аспекты познавательных и коммуникативных процессов. — Саратов, 1998. — 169 с.
  240. Д.Е. Нужен ли закон об использовании информационных ресурсов // НТИ. — Сер. 1: Организация и методика информационной работы. — 1990. — № 3. — С. 22−24.
  241. Т. Социальная психология. — Ростов-на-Дону, 1999.539 с.
  242. Л.В. Новое мышление компьютерного мира // НТИ. — Сер. 2: Информационные процессы и системы. — М., 1998. — № 2. — С. 35−40.
  243. К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. — 1995. — № 5. — С. 98−107.
  244. Этические проблемы компьютеризации: Реф. сб. / Отв. ред. И. Л. Галинская. — М., 1990. — 155 с.
  245. Dale P. Ideology and atmosphere in the information society // Theory, culture a. soc. — Cleveland, 1996. — Vol. 13. — № 3. — P. 27−52.
  246. Ethical issues in the use of computers / Ed. by Johnson D.G., Snapper J.W. — Belmont (Cal.), 1985. — 363 p.
  247. Gomberg P. Autonomy and free expression // J. of social philosophy.
  248. Villanova, 1994. — Vol. 25. — № 2. — P. 97−104.
  249. Information culture and business performance / Ed.: Ginman M. — Abo akad. univ. Dep. Of library a. inform. Science. —1993. — 103 p.
  250. The cultures of computing / Ed. By Star S.L. — Oxford — Blackwell, 1995. —282 p.
  251. Virilio P. Red alert in cyberspase! // Radical philosophy. — L., 1995.74. —P. 2−4.
Заполнить форму текущей работой