Икона в традиционной русской культуре
Диссертация
В современных условиях определяющим фактором взаимодействия христианства и культуры выступает светский характер культуры. В науке выделены разные модели их взаимодействия: от открытого конфликта до мирного сосуществования по принципу «симфонии». При таком положении дел возникает проблема самой возможности бытия так называемой «православной культуры». Но поскольку этот термин уже прочно вошел… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретике — методологические аспекты анализа русской религиозной культуры и иконы как ее феномена
- 1. 1. Светское и религиозное определения культуры
- 1. 2. Взаимоотношения христианства и культуры: понятие 26 православной культуры
- 1. 3. «Сакральное ядро» русской православной культуры: 31 традиционные ценности и культурные универсалии
- Глава 2. Место православной традиции в духовной 45 культуре России
- 2. 1. Духовные смыслы русской иконы: искусствоведческий 45 аспект
- 2. 2. Иконопись как религиозно — художественная 52 репрезентация традиционных ценностей и универсалий русской православной культуры
- 2. 3. Религиозно-бытовые традиции иконопочитания в России на примере этнографических исследований)
- 2. 4. Религиозная традиция в повседневной культуре
Список литературы
- Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // В сб. Русское Зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. М. Политиздат, 1989, с. 58.
- Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. — М.: Наука, 1973. С.43−52.
- Алеппский П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII вв. вып. 1−3. -М., 1897.
- Алпатов М.В. Андрей Рублёв. М., 1972.
- Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984.
- Анохина JI.A., Шмелева М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области. М., 1964.
- Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Киев.: Путь к истине, 1991, с. 26.
- Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Православное иконопочитание// путь Православия. № 2. 1993. С. 26.
- Беляев JI.A. Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве//Чудотворная икона. М., 1996. С. 303−315.
- Беляев JI.A. Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве//Чудотворная икона. М., 1996. С. 303−315.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., Правда, 1989. 607с.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. — М., 1991. — С. 11−13.
- Бетин JI.B. Исторические основы древнерусского иконостаса. — М., 1986.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейс. О-во, 1992. — 1376с.
- Блум А. Беседы о вере и Церкви, М.: Интербук, 1991, с. 115−117.
- Булгаков С. Н. Первообраз и образ. Т.2. М-СПб., 1999. С. 297.
- Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры. Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: 1993
- Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев: Лыбидь, 1991
- Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы.// Философия русского религиозного искусства М.: Прогресс, 1993
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Религии мира. Энциклопедический словарь. М., 2006
- Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1998
- Володина Н.В. Памятники культурного искусства как духовная ценность секулярного общества (на примере русской православной иконы). Дис. на соиск. уч. степени канд. филос. Наук. М. 1998
- Волоцкий Иосиф. Послание иконописцу и три Слова о почитании святых икон, М.: Изобразительное искусство, 1994,
- Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики// Философия русского религиозного искусства. М., 1993
- Гегель Г. Ф. Философия истории. Соч. Т. VII. М. — Л., 1993i
- Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977
- Гершензон М.О., Иванов В. И. Переписка из двух углов // Наше наследие № 3. 1989
- Гладышева Е. В, Нерсесян JI.B. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству http://lib.eparhia-saratov.ru/books/04g/gladner/dictionary/132.html
- Голубинский Е.Е. История русской церкви: период первый киевский или домонгольский. М., 1904.
- Голубинский Е.Е. Алтарные преграды в пещерных храмах Атулии //Светильник. 1915. № 9−12
- Голубинский Е.Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквях// Православное обозрение. 1872. Ноябрь
- Голубцов А. Чиновник новгородского Софийского собора. ЧОИДР. 1899. Кн.2
- Готье Теофиль. Путешествие в Россию. М., 1987
- Гордиенко Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел» и особенности новгородской литургии в XII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. JL, 1993. Т. 13.
- Гордиенко Э.А., Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника // Музей: Художественные собрания СССР. М., 1986.Вып. 6
- Громов М.Н. Максим Грек. М., 1983
- Громов М. Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVH веков. -М., 1990
- Громыко М.М. Мир русской деревни.— М.: «Молодая гвардия», 1991
- Громыко М.М. О единстве православия в Церкви и народной жизни русских // Традиции и современность. 1. 2002
- Громыко М.М. Православие у русских:проблемы этнологического исследования // Православие и русская народная культура. Книга 6.М., 1996
- Громыко М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XYIII XIX вв.//Русские: семейный и общественный быт. М., 1989
- Громыко М.М. Службы вне храма // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. 2001
- Громыко М.М. Этнографическое изучение православной жизни русских в XX веке. (Обзор основных тенденций) // Исторический вест ник. М- Воронеж, 1999
- Громыко М.М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований // ЭО. № 5. 1995
- Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа.— М.: Изд-во «Паломник», 2000
- Давидович В.В., Ю.А. Жданов. Сущность культуры. -Ростов-н/Д, 1979
- Дамаскин Иоанн. Точное изложение Православной веры, М., 199 251. Дамаскин Иоанн. Три защитительных Слова против порицающих святые иконы или изображения. М: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
- Данилова М.Е. Византийская икона «Благовещение» 14 века // Этюды о картинах. М.: Искусство, 1986.
- Доусон Кристофер Генри. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. — СПб.: Алетейя, 2000.
- Дьяченко Г. Прот. Полный церковно-славянский словарь. Изд. МП., Москва.: 1993
- Евсеева Л.М. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994
- Живов В.Н. Краткий словарь агиографических терминов.- М., 2000 57.3атворник Феофан. О покаянии, причащении святых Христовых Тайн и исправлении жизни, М.: изд-во Иоск. Патриархии, 1992
- Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа М.: Республика, 2005.
- Зязева JI.K. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01 Санкт-Петербург, 2004
- Иванов М.С. К проблеме богословского наследия Древней Руси// Богословский труды. 1989. № 29
- Иконостас. Происхождение Развитие — Символика. -М., 2000
- Ильин И. А. Основы Христианской Культуры. Издание Братства Преп. Иова Почаевского. Мюнхен, 1990
- Ильин М.А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева // Древнерусское искусство: художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М., 1970
- Илларион (митрополит). «Слово о законе благодати». М.: Мол. гвадия, 1990. (Жизнь замечательных людей- Т. 16)
- Иникова С.А. Святые источники Рязанской земли: православные традиции в их почитании // Православие и традиционная народная культура Рязанской области. Рязань, 2001
- Иникова С.А. Почитание святителя Николая Чудотворца в русской народной традиции. (По материалам Рязанского края) // Православие и традиционная народная культура Рязанской области.
- Иэрхарт Байрон Религиозные традиции мира. В 2-х томах. Т. 2. / Пер. с английского. — М.: Крос-пресс, 199 673. Казанский П. Лука евангелист как иконописец // Древности. Труды МАО. М., 1870, Т.2.
- Келеберда Н.Г. Икона в контексте духовности. Дис. канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов н/Д, 2002
- Келеберда Н. Г. От религиозного к светскому восприятию иконы как символа христианской духовности. Монография. Ростов-на-Дону, 2006
- Кириченко О. В. Дворянское благочестие. XVIII век.— М.: Паломникъ, 2002
- Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1977
- Ключевский В.О. Сказания иностранцев о России. Петроград, 1918
- Ковалев В. В. Соборность как фактор культурного единства российского общества Дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 Ростов н/Д, 1998
- Колесова И. С. Соборностьрусского православного искусства —
- Автореферат дисс канд. филос. наук: 09.00.13. Екатеринбург 2002t • 81. Колесникова B.C. Краткая энциклопедия православия: путь к храму. М.:
- ЗАО Изд-во Центрпограф, 2001
- Колчин А.Б., Хорошев А. С., Янин B.JI. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981//Новгородские грамоты на бересте 1977−1983 гг. — М., 1986
- Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Полестине. СПб., 1904
- Костомаров Н. И. (1817—1885). Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях, в сб. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях.— Смоленск: Русич, 2002
- Краткий философский словарь. Под ред А. П. Алексеева. — М., 2002
- Кузнецов С. В. Нравственность и религиозность в хозяйственной деятельности русского крестьянства // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. 2001
- Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб.: Унив. Кн., 1998. -Т.1: А-Л. — 1998.
- Кураев А.В. Традиция, догмат, обряд. Москва-Клин: Братство Святителя Тихона, 1994
- Лазарев В.Н. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977
- Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. -М., 1970
- Лебедев С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. — М.: РАГС, 2001.
- Лебедев С.Д. Секуляризация как светско-религиозное взаимодействие: синергетические acneKTbi.//http://socionav.narod.ru/staty/sinerg.htm
- Лебедева Л. В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы. Традиции и перемены. Изд: Российская политическая энциклопедия, 2009 (монография)
- Лепахин В. Икона и иконичность. СПб., 2002
- Лествичник Иоанн. Лествица
- Листова Т.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспи танием детей // Русский Север (Далее PC)
- Листова Т.А. Религиозно-нравственное отношение к деторождению в русской семье // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. М., 2001
- Листова Т.А. Народный православный обряд создания семьи //Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. М., 2001
- Лосский В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: 1991
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека. М, 1 991 103. Любимов Л. Д. Искусство древней Руси. М.: Просвещение, 1974
- Лосский Н.О. Характер русского народа// Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., Политиздат, 1991
- Макашина Т.С. Свадебный обряд //PC
- Юб.Малахов B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Гадамера Г. Г. // Познавательная традиция: философско-методологический анализ. М., 1989
- Макарий, архиепископ. Археологическое описание церковных Древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860
- Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1996
- Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999
- Мейендорф Иоанн. Протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997
- Мелехова Г. Н. Представления русских крестьян XX в. о близости Господа, Богоматери и святых (по полевым материалам Каргополя и района Куликова поля) // Исторический вестник. 2−3. М- Воронеж, 2001
- Мелехова Г. К., Носов В. В. Традиционный уклад Лекшмозерья. 2001
- Мень Александр, прот. Истоки религии. Брюссель, 1981. 2-е изд.
- Мень Александр, прот. Православное богослужение: таинство, слово и образ. М.- СП «Слово», 1991
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1991−1993 гг.
- Миненко П.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII -первая половина XIX вв.). Новосибирск, 1979
- Михаил, архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Святость, освящение, святые. М., 2000. Серия: литургическое «Славо-Словие».
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М, 1994
- Наделяева Е. П. Традиции исихазма в русской средневековой лсультуре: Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01: Москва, 2004
- Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.
- Николин А. свящ. Церковь и государство. Изд Сретенского монастыря, 1997
- Новейший философский словарь: 2-е изд. перераб. допол. Мн.: Интерпрессервис- книжный дом, 20 011 260 вере и нравственности по учению Православной Церкви, под ред. митр. Филарета, изд-во Моск. Патриархии, 1991
- Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М. Бета сервис 1998 131.Патерик Киево — Печерский. СПб., 1911
- Плугин В. А. Мировоззрение А. Рублева (Некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М. 1974
- Покровский Н.В. Синайский иконописный подлинник. С-Пб., 1896
- Покровский Н.В. Миниатюры Коккинавафского кодекса. К иконографии Богоматери // Ж.М.П., № 8, 1993
- Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С-Пб., 1898
- Помазанский М. прот Мысли о Православии.//http:// www.fatheralexander.org /booklets /Russian /myslipravoslavii.htm
- Постникова-Лосева М.М., Мишуков Ф. Я. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративно-прикладное искусство от древ нейшего периода до XVIII в. М., 1962. Т. 1
- Принятие православия и судьба русской культуры// http://www.hi story-ryazan.ru
- Прохоров Г. М. Крестообразность времени или Пушкинский дом и около (текст, рисунки и картины) СПб., 2002
- Раушенбах Б. В. Логика Троичности.// Русское возрождение. — 1992−1993.-№ 60−61
- Римский В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / Белгор. гос. ун-т. Белгород: Крестьян, дело, 2003
- В. В. Розанов. Собрание сочинений. Том 26. Религия и культура. М.: Республика. 2008
- Роман, иеродиакон (Тамберг А.Г.) О богословии иконы в Древней Руси// Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М., 1994
- Романов Г. А. Современные крестные ходы // Исторический вест ник. 13−14. М., Воронеж, 2001
- Россия XV- XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986
- Русский Север: этническая история и народная культура XII—XX вв.ека. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Монография. / Отв. редактор доктор исторических наук И. В. Власова.М.: «Наука», 2001
- Салтыков А. Библейские основы иконопочитания // богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. М., 2002
- Серафим (Соболев). Архиеп. Русская идеология.— СПб.: Изд-во имени А. С. Суворина, 1992
- Синаит Анастасий, Путеводитель // Ж.М.П., 1993
- Скурат К.Е. О святом Православии. М., 2002
- Словарь философских терминов. М.: ИНФРА — М, 2004
- Снегирев И. Взгляд на православное иконописание // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. М., 1993
- Соколов А.В., Яковлева Л. Е. Национальная философия и взаимодействие философских традиций// Вестник Московского университете. Сер.7. Философия, 2003. № 6
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992
- Спасенкова М.В. Традиции крестных ходов в православной куль туре русского народа в 1920-е годы (по материалам Вологды) // Исторический вестник. №№ 13−14
- Спекторский Е.В. Христианство и культура.// Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997
- Сперовский Н. Старинные русские иконостасы // Христианское чтение. 1891. Ноябырь-декабрь
- Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV вв.. М., 2000
- Словарь философских терминов. М.: ИНФРА — М, 2004
- Тальберг Н. Д. Святая Русь.— СПб.: Изд-во имени А. С. Суворина, 1992
- Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995
- Татиан. Речь против эллинов.// Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978
- Тренев Д.Н. Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. -М., 1902
- Тресвятский, JI.A. Влияния православной культуры на духовную жизнь в Сибири в XVII-начале XX вв.: научное издание / JI.A. Тресвятский. -Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006
- Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника // Музей: Художественные собрания СССР. М., 1986. Вып. 6.
- Троицкий Е. С. Русский народ в поисках правды и организованности Издательство АКИРН, Москва, 1996
- Троицкий Е.С. Служение Отечеству: русская традиция и современность Москва, 2008
- Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Труды восьмого археологического съезда в Москве. М., 1890
- Тульцева Л.А. Религиозные верования и об ряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков // СЭ. 1978-
- Тулъцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Рязань, 2001
- Успенский Л.А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского Западно -европейского патриаршего экзархата. 1963. Октябрь декабрь. Т. 44
- Успенский Л.А. Богословие иконы в православной церкви. М., 1963 115.Успенский А. И. Объяснительные тексты к переводам с древних икон сост. Гурьяновым В. П., М, 1902
- Успенский Л.А. Большой Московский Собор и образ Бога-Отца. М, 1994
- Федотов Г. П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. Т. II. Париж. 1973I
- Филадельф. Иеромонах. Заступница усердная. Новосибирск. 1998
- Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая чудотворца на Липне, близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских" церквях. -М., 1859
- Флоренский П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. -М., 1977 '
- Флоренский П. Иконостас // Кисилев А. Чудотворные иконы Божий Матери в русской истории. М., 1992
- Флоренский. П. А. Столп и утверждение Истины. М., 1990
- Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: Ист. биогр. альм. -М.: Мол. гвардия, 1990
- Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991
- Федотов Г. П. Русское религиозное сознание. Т. I. Христианство Киевской Руси X—XIII вв.еков, http://anthropology.rchgi.spb.ru/dokl3.htm
- Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990
- Харитонова Ю. А., Харитонова Мария, Мещерякова Дарья Судьба церковной традиции с. Нежитино//Ьйр://?уу.рог1а1-slovo.ru/impressionism/65 6/
- Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988
- Хомяков А.С. Сочинения богословские. СПб. 1995
- Христианская семья и брак. М., 1992
- Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. -М., 1998
- Цеханская К.В. Иконы в народной жизни // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX bb. http://www.rchgi.spb.ru/christian/arsenyevl.html
- Цеханская Кира Владимировна. Иконопочитание в русской традиционной культуре: Дис.. д-ра ист. наук: 07.00.07: Москва, 2004
- Часовских Е.М. Религия в повседневной жизни саюкинцев// http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjpl33/rabot/30/index.htm
- Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно- христианский храм М., 1996
- Шалина И.А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: исторические имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона М., 2000
- Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. 4.1/ Гл. ред. М. Д. Аксенова. -М.: Аванта, 1997
- Эренгросс Б. А. Апресян Р. Г. Культурология. — М., 2007,
- Этнографические исследования и материалы. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. / Отв. редакторы: О. В. Кириченко, X. В. Поплавская.— М.: Наука, 2002. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII—XX вв.еках.
- Языкова И.К. Богословие иконы. М.: изд-во Общедоступного Православного университета, 1 995 208. http://magazines.russ.ru/znamia/1999/10/konfer.html