Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Икона в традиционной русской культуре

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современных условиях определяющим фактором взаимодействия христианства и культуры выступает светский характер культуры. В науке выделены разные модели их взаимодействия: от открытого конфликта до мирного сосуществования по принципу «симфонии». При таком положении дел возникает проблема самой возможности бытия так называемой «православной культуры». Но поскольку этот термин уже прочно вошел… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретике — методологические аспекты анализа русской религиозной культуры и иконы как ее феномена
    • 1. 1. Светское и религиозное определения культуры
    • 1. 2. Взаимоотношения христианства и культуры: понятие 26 православной культуры
    • 1. 3. «Сакральное ядро» русской православной культуры: 31 традиционные ценности и культурные универсалии
  • Глава 2. Место православной традиции в духовной 45 культуре России
    • 2. 1. Духовные смыслы русской иконы: искусствоведческий 45 аспект
    • 2. 2. Иконопись как религиозно — художественная 52 репрезентация традиционных ценностей и универсалий русской православной культуры
    • 2. 3. Религиозно-бытовые традиции иконопочитания в России на примере этнографических исследований)
    • 2. 4. Религиозная традиция в повседневной культуре

Икона в традиционной русской культуре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец второго тысячелетия ознаменовался в России, оживлением религиозной жизни, ростом национального самосознания. Возникла насущная необходимость восстановления утраченных национальных нравственных, эстетических, религиозных, экзистенциальных ориентиров, национальных стилей мышления, которые лежали в основе великой русской культуры и государственности. В этой связи вновь и вновь встает вопрос о новом осмыслении традиционных ценностей русской культуры.

Православные основы нашей русской культуры сформировали направленность национального сознания и характер человека, тип поведения, политическое и экономическое своеобразие исторического развития, что позволило России стать ярчайшим явлением среди великих мировых цивилизаций.

Один из важнейших признаков прогресса культуры — развитие понимания культурных ценностей прошлого и культур других национальностей, умение их беречь, накоплять и воспринимать их эстетическую ценность. Развитие человеческой культуры — это не только создание новых культурных ценностей, но обнаружения старых, осмысление духовного опыта предыдущих поколений. А поскольку такой опыт сконцентрирован в памятниках культового искусства, то их изучение религиозно-философских смыслов представляется необходимым, поскольку будущее России зависит не только от эффективности политических и экономических реформ, но и от того, сохранятся ли традиционные культурные ценности.

Русская икона дает нам высочайшие образцы отношения к человека к Богу, а значит, и к истории, к культуре, к обществу в целом. Судьба древнерусской иконы печальна. На ней, как и на многих памятниках зодчества, прикладного искусства религиозно — обрядового значения I 3 отразились события 1917 года и последующих десятилетий воинствующего атеизма. Ранее серьезное влияние на русскую икону, как и на русскую культуру, оказал процесс европеизации и секуляризации русской жизни и русского искусства в эпоху Петра Великого. Однако воздействие икон на русского человека осталось столь серьезным, что продолжает, на наш взгляд, играть немалую роль в формировании национального архетипа.

Интерес к проблемам самосознания этноса заставляет многих современных ученых обращаться к анализу духовной жизни, исследованию глубинных инвариантных и устойчивых структур сознания, религиозной ментальности, которые отражают духовный опыт русского народа. Православное миросозерцание русских зримо проявляется в особом почитании икон. Именно в нем выразилось массовое проявление конфессионального сознания и религиозной практики народа.

Иконопочитание является составной частью православного вероучения, которое, как всякая религиозная система, предполагает целостный взгляд на мир, на человека, содержит совокупность познавательных элементов, этических норм, эстетических представлений и идеалов. Между тем, иконопочитание и бытование икон, ставшие одним из феноменов I национальной духовной культуры, до последнего времени не осмыслены в комплексном изучении разных наук.

В наше время стало очевидным, что изучение богослужебной, символико-богословской, государственно-религиозной значимости икон во всем жизненном цикле русских является одним из аспектов в изучении русского менталитета, русской духовной культуры в целом. На наш взгляд, это требует включения различных знаний из области богословия, философии, культурологии, религиоведения, этнографии и искусствознания, без которых традиционная духовная культура, не может быть изучена в своей полноте.

Данная работа охватывает хронологические рамки, начиная с конца XIX и по XX в. Однако для всей полноты представления о бытовании икон в России необходимо обратиться к истории: от X и до конца XX в. Поскольку именно в конце XX века, после празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. и падения советского режима в полной мере восстановился интерес к православной вере, началось воссоздание старых храмов и монастырей, строительство новых церквей. А значит, стали актуальны и вопросы бытования икон в жизни русского народа.

Степень научной, разработанности проблемы.

Традиционная культура России на протяжении достаточно длительного периода времени была предметом изучения не только историков, искусствоведов, культурологов, философов, но и религиозных мыслителей и богословов. И одним из аспектов изучения традиционной русской культуры является икона.

К середине 16 века в русской литературе сложился целый пласт работ, ' в которых есть попытки осмыслить икону. Россия приняла в обиход из Византии вместе с иконой выработанное столетиями богословское наследие иконопочитания. Одной из первых греческих церковных книг, переведенных I на славянский язык, стали «Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения» преп. Иоанна Дамаскина (8 век). Апологию иконы продолжили русские богословы: преп. Иосиф Волоцкий «Послание иконописцу», преп. Максим Грек «Сказание об иконописцах, каковыми подобает бытии», старцы Евфимий Чудовский «Вопросы и ответы по I русской иконописи» и Артемий Троицкий «Слова об иконопочитании» и т. д.

В конце 19 века изучение иконописания восходит на академический уровень. Появляются фундаментальные работы университетских профессоров Н. П. Кондакова «Иконография Богоматери» и «Иконография Христа», Н. В. Покровского «Очерки памятников христианского искусства», исследования Д. А. Ровинского, Г. Д. Филимонова, А. П. Кирпичникова, Е.

Барсова, В. Арсеньева и т. д. Особенно хотелось бы отметить труд Софии Снессоревой «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных икон, чтимых православной церковью на основании Священного Писания и Церковных Преданий» («Норд» г. Ярославль, 2007), где автор дала изображения и описания многих чтимых икон Богоматери.

Три очерка о русской иконе" князя Е. Трубецкого, вышедшие в 191 618 гг., становятся религиозно-философским открытием иконы для русской интеллигенции, новым осмыслением традиционного религиозного искусства. В 20−30 гг. пишут работы П. А. Флоренский «Иконостас» и «Обратная перспектива», С. Н. Булгаков «Икона и иконопочитание», М. Трабукин «Философия иконы», JI.A. Успенский начинает свой 20-летний труд «Богословие иконы Православной Церкви».

В советское время выходит ряд трудов, призванных закрыть брешь в коммунистической эстетике, но и эти работы, хотя и ограниченные рамками «идеологической тематики», все же продолжали научное осмысление православного иконописания. Это в первую очередь работы М. Алпатова, В. Н. Лазарева и его учеников, Г. И. Вздорнова, Н. К. Голейзовского, В. А. Плугина и т. д.

Сегодня икона как знак не может быть понята без апелляции к классическим философским исследователям, посвященным разработке методологии истории культуры, проблематики культурно-исторических типов. В этом плане, помимо классических работ Г. Гегеля, Т. Гоббса, Н. Данилевского, Н. Макиавелли, Ф. Ницше, А. Тойнби, Г. Шпета, О. Шпенглера, К. Юнга и др., следует назвать работы современных авторов: Ю. П. Андреева, А. К. Байбурина, Б. В. Бромлея, Г. Гачева, JI.H. Гумилёва, М. Г. Левина, В. Д. Плахова, С. А. Токарева, А. Г. Спиркина, Н. Н. Чебоксарова, В. П. Римского и др.

Принципиально важной для данного исследования является проблематика рефлексии отечественной философско-религиозной традиции предмета и задач философии. Помимо произведений Н. Бердяева, В. Зеньковского, И. Ильина, А. Лосева, Н. Лосского, В. Соловьева, посвященных истории русской философии, мы отмечаем работы Л. Р. Авдеевой, В. Н. Акулинина, Н. Алексеева, К. Н. Власенко, П. П. Гайденко, М. Н. Громова, В. В. Кравченко, В. Б. Куликова, В. Н. Лазарева, Г. Ф. Слюсаревой, Г. Л. Тульчинского Л. Шапошникова и др.

Анализ интегрированности иконы в жизнь русского народа невозможно осуществить без учета тех изысканий, которые сделаны современной отечественной культурологией и социальной философией и представлены следующими именами: Д. С. Лихачев, А. И. Арнольдов, B.C. Библер, В. Н. Воскобойников, Г. Д. Драч, А. Н. Ерыгин, Ю. А. Жданов, Н. С. Злобин, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Ю. К. Краснов, Э. С. Маркарян, А. Н. Маркова, Т. П. Матяш, В. М. Межуев, А. В. Потемкин, B.C. Степин, В. П. Яковлев и др.

И, конечно, важнейшее значение для исследования иконотворчества имеет философская, богословская и научная литература, посвященная проблематике православного вероучения: Софии, соборности, исихазма. Идея Софии-Премудрости Божией проходит сквозной темой через всю отечественную культуру, историю, философию. В философии ее разрабатывали В. Соловьев, С. Булгаков, П Флоренский, В. Н. Лосский, Г. Флоровский, Н. А. Бердяев, С. С. Аверинцев. Хотя С. С. Хоружий считает, что тема Премудрости Божией ни как не представлена в русской жизни до времени своего появления в русской софиологии. По его мнению, наличие софийных храмов отнюдь не выливалось в наличие «темы Софии».

Понятие соборность как одна из характеристик православной Церкви разработано достаточно подробно в трудах А. С. Хомякова, С. Н. Булгакова, А. Шмемана, И. Мейендорфа, а также в работах Л. П. Карсавина, А! Кураева, Н. А. Струве, П. А. Флоренского, С. С. Хоружего, Е. С. Троицкого. Систематическая разработка принципа соборности была начата в святоотеческих творениях и связывалась с проблемой постижения тайны Святой Троицы. Понимание Троицы как идеальной соборности представлено в работах В. Н. Лосского, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, — П. А. Флоренского, А. Шлемана, C. JL Епифановича, И. Мейендорфа, С. С. Аверинцева, Е. С. Троицкого, Г. М. Прохорова и др.

Освещением соборных установок в отечественной духовной традиции стало утверждение на Руси наследия исихастов. Изучению исихазма как явления, оказавшего значительное влияние на русскую духовность и русскую культуру, посвящены работы, О. И. Мейендорфа, Г. М. Прохорова, В. Н. Лазарева, Д. С. Лихачева, В. Н. Лосского, Е. С. Троицкого. При написании диссертации мы так же опирались на труды митрополита Иллариона, преп. Иоанна Дамаскина, св. Григория Паламы, свящ. Александра Меня и других богословов и религиозных мыслителей. Разные стороны этой крупной проблемы способствуют раскрытию своеобразия русско-православной культуры, традиции которой исходили из идеи вселенского соборного человека, осуществляемойкак духовное единение людей, принадлежащих к Церкви.

Проблема взаимоотношений христианства и культуры, проблема православной культуры ставилась в трудах В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, М. Гершензона, Вяч. Иванова, И. А. Ильина, В. Н Лосского, о. П Флоренского, о. С. Булгакова, С. Д. Лебедева, В. Н. Катасонова и т. д. Работы таких авторов как С. С. Аверинцев, В.В. Бычков', А. Я. Гуревич, А. П. Каждан, Ю. А. Кимелев, И. П. Медведев, С. С. Хоружий способствуют формированию целостного видения православной культуры.

Вопросы взаимоотношений иконописи и русской культуры затронуты в диссертационных исследованиях Н. Г. Келеберда, Н. В. Володиной, JI.K. Зязевой, Н. С. Шишовой, О. А. Жуковой и т. д. Необходимо отметить диссертационные исследования И. С. Колесовой «Соборность русского православного искусства» (Дис.. канд. филос. наук Екатеринбург — 2002), А. Н. Чернышевой «Философия исихазма и формирование архетипов древнерусского религиозного искусства». (Дис.. канд. филос. наук Москва, 1998), К. В. Цеханской «Иконопочитание в русской традиционной культуре» (Дис.. д-ра ист. наук., Москва, 2004) и др. Но в отличие от диссертационного исследования К. В. Цеханской в данной диссертации этнографический материал о традициях иконопочитания интерпретируется с позиций философии религии и философии культуры.

Все эти и другие работы создают, фундаментальную научную базу для дальнейших исследований, делают возможной работу по изучению бытования икон в русской жизни.

Цель исследования — показать многогранность и духовное значение иконы в традициях русского народа, ее бытование в церковном и повседневном быту, роль в становлении, этнорелигиозного сознания. В I задачи диссертации не входило изучение смысла и содержания икон, относящихся к предмету богословия, однако, сама историческая суть образа как сакрального произведения во многих случаях требовала соответствующих пояснений.

Данная цель реализуется в постановке и решении следующих задач:

1. рассмотреть светское и религиозное содержания понятия «культура», осуществить сравнительный анализ обоих подходов;

2. рассмотреть соотношения понятий «культура» и «традиция»;

3. показать, в чем заключаются трудности взаимоотношений христианства и культуры, дать определение понятию «православная культура»;

4. выявить культурные универсалии, составляющие «сакральное ядро» русской православной культуры;

5. проанализировать способы воплощения культурных универсалий в f русской православной иконе;

6. показать на примере этнографического материала интегрированность иконы в религиозно-бытовые традиции русского народа;

7. выявить роль и место православной традиции в повседневной культуре.

Объектом диссертационного исследования является русская традиционная религиозная культура.

Предмет исследования — икона как феномен русской традиционной религиозной культуры.

Теоретико — методологической основой диссертации стали принципы и подходы, позволившие обосновать и раскрыть данную тему: историко. — описательный и компаративистский подходы, послужившие выявлению универсальных философских понятий для познания предмета данного исследованиякультурологическая методология, дающая возможность концептуально интерпретировать знаково — .символический характер различных сюжетов и образов древнерусской иконы, раскрыть особенности существования их в жизни человека в конкретных историко — культурных условиях, а так же проследить динамику русских религиозно — нравственных, духовных ценностей и традиций;

— искусствоведческие методы, раскрывающие эстетические ценности иконы как культурного феномена.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. рассмотрены светское и религиозное содержания понятий «культура», осуществлен сравнительный анализ обоих подходов;

2. рассмотрены соотношения понятий «культура» и «традиция»;

3. показано, почему взаимоотношения христианства и культуры носят проблемный характер, дано определение понятию «православная культура" — I.

4. выявлены культурные универсалии, составляющие «сакральное ядро» русской православной культуры;

5. проанализированы способы воплощения культурных универсалий в русской православной иконе;

6. на примере большого этнографического материала показано, как икона интегрировалась в религиозно-бытовые традиции русского народа;

7. выявлены роль и место православной традиции в русской повседневной культуре.

Результаты исследования представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Культура любого народа и, в. частности, русская культураявление противоречивое, поскольку в своем историческом развитии она не была чем-то единым и органичным. Значительная часть недоразумений в ее определении обусловлена понятийной путаницей, которая является I следствием разных мировоззренческих позиций. На сегодняшний день доминирует светский подход, который означает гуманистическую, эстетико — этическую трактовку культуры. Религия при этом, если не исключается совсем, то рассматривается как составная часть культуры. Однако при изучении фактов религиозной жизни светское понимание оказывается недостаточным. Религиозный подход к определению культуры, напротив, не просто указывает на связь культуры и религии, но выводит культуру из религии. Более того, в основу культуры во всех ее проявлениях ставится конкретный религиозный опыт. Религия оказывается не одной из областей, а субстанцией культуры.

2. Сохранению культурной общности того или иного народа способствует следование обрядовым традициям. В традициях также сохраняется и передается культурный и духовный опыт предков. Традиция есть совокупность норм, ценностей, идей, обычаев, содержащихся в 1 исторической памяти", культурном тождестве отдельного человека, группы, народа, а именно русского народа. А культура есть опыт творческого воплощения человеческой активности, опыт опредмечивания духа, отбирающий предпочтительные решения и закрепляющий их в памяти традиции.

3. В современных условиях определяющим фактором взаимодействия христианства и культуры выступает светский характер культуры. В науке выделены разные модели их взаимодействия: от открытого конфликта до мирного сосуществования по принципу «симфонии». При таком положении дел возникает проблема самой возможности бытия так называемой «православной культуры». Но поскольку этот термин уже прочно вошел в научный обиход, то целесообразно условно говорить о некой «православной» и, шире, «христианской культуре», представляющей собой исторические формы, традиции, в которых закрепил себя конкретный религиозный опыт. Это такая культура, в которой православие является верховной определяющей ценностью в силу православных основ жизнеполагания человека. Основными характерными чертами православной культуры являются христоцентричностъ и церковоцентричностъ.

4. Сакральным ядром всей религиозной жизни русских стала литургия, Богослужение. Именно в Церкви, во время литургии осуществляется связь человека с Богом, происходит освящение или сакрализация, то есть причастие нетварной благодати Божией, обоживающей энергии Бога. От этого сакрального ядра расходятся культурные универсалии, то есть тот каркас, который незримо созидает русскую православную культуру. В данной работе мы выделили в качестве таких универсалий идею Софии Премудрости, соборность и исихазм. Именно они на наш взгляд нашли наиболее полное воплощение и в русской иконе, и в русской культуре.

5. В иконе нашли отражение наиболее распространенные в социокультурной практике культурные универсалии. Идеи исихазма, соборности, софийности — органично воспринялись русским Православием и религиозной философией и были инкорпорированы в духовную модель древнерусской иконы, определили её духовно — религиозные смыслы, которые и были зримым воплощением ценностных ориентиров русского народа, играли важную роль в единении народа, в духовно-нравственном совершенствовании человека.

6. Ни одно важное событие в повседневной жизни русского человека не могло обойтись без организации’сакрального действа с помощью иконы. Передаваясь из поколения в поколение, икона в семье становилась святыней, ориентированной на духовные заветы предков, помогала сохранять традиции и нравственные ценности, гармонизировала всю жизнь человека. Другими словами, иконопочитание есть акт жизни традиции, вкотором органически сочетаются сакральное действо и повседневная жизнь русского человека.

7. Православные традиции, в частности, традиция иконопочитания, имели важнейшее значение в повседневной жизни русского человека. Отношения в семье, в обществе строились на основе веры. Результатом явилось то, что с помощью тех или иных ритуалов русские сумели придать ходу жизни совершенный ритм, когда весь народ действует как одно целое и каждый человек ощущает единство с другими, не теряя свободы и самостоятельности. В этом и состоит соборность, то есть неразрывное единство православной веры и жизни, так что каждое общественное событие, каждый поступок и форма выражения освящены религиозной традицией и исполнены религиозного значения.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы диссертации, философский и культурологический анализ иконописи, изучение бытования икон в русской народной жизни расширяет существующие представления об иконе и могут послужить основой для дальнейшего изучения русской религиозной культуры.

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в духовно — нравственном воспитании современной молодёжи, в формировании новых ценностных ориентиров российского общества. Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса философии культуры, культурологи, социологии культуры, а так же одноименных спецкурсов в высших учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в статьях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях и семинарах. Материалы диссертации применялись при ведении лекций и семинарских занятиях по дисциплинам «История русской культуры», «История искусств» в Майкопском государственном технологическом университете.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Последние 10 лет вопросы христианской культуры неизменно привлекают внимание философов, культурологов, религиоведов. Изучению христианства, православия, культуры, духовности, православной символики посвящена обширнейшая литература. Но многообразие работ не является i препятствием для нового взгляда на эти феномены. Исследование православной культуры позволяет по-новому взглянуть на специфику русской иконы и ее роль в русской культуре в целом и в русской религиозном культуре, в особенности.

Анализ литературы по выбранной теме подтвердил правомерность выдвинутых в ходе исследования положений и позволил прийти к выводу, что икона является одним из оснований русского религиозного мировоззрения. Она оказала заметное влияние на русский уклад жизни в разных областях нашей страны.

Мы считаем, что в современной науке только искусствоведческий подход к изучению иконы сам по себе недостаточен. Поэтому в данной диссертации1 икона рассматривалась с точки зрения религиозно-философской, богословской — отчасти, и этнографической, что в совокупности своей представляет собой культурологический подход.

Решение поставленных задач акцентирует внимание на конкретном рассмотрении связи между православной культурой и иконой. Изучение такой взаимосвязи показало, что икона повлияла на формирование i духовного облика русского народа. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что наиболее полное научное изучение православной культуры (возможно на базе комплексного исследования православного вероучения, православного искусства, в частности иконы, религиозно-философских концепций, исторического и социального контекста. Это позволит выявить более глубокие уровни мировоззренческого и смыслоценностного потенциала православной иконы и объяснить механизмы ее воздействия на духовное развитие русского человека и общества.

Все, сказанное выше, дает основание утверждать, что поставленные цель и задачи диссертационного исследования достигнуты. Данное исследование не претендует на исчерпывающий анализ поставленных вопросов, которые весьма сложны и требуют дальнейшего изучения. На наш взгляд, последующую разработку целесообразно осуществлять в следующих направлениях:

• Критическое и сравнительное сопоставление подходов к изучению такого сложного и противоречивого феномена как русская религиозная культура;

• Четкое разграничение понятий «культура» и «православие», с одной стороны, а с другой — поиск путей их религиозно-философского синкриза с целью дать наиболее точное определение термину «православная культура».

• В этой связи возникает ключевая для всего культурного развития XX века проблема взаимоотношений религии и культуры, православия и культуры.

Изучение этих вопросов представляет собой дальнейшее развитие исследования русской иконы и русской религиозной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // В сб. Русское Зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. М. Политиздат, 1989, с. 58.
  2. С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. — М.: Наука, 1973. С.43−52.
  3. П. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII вв. вып. 1−3. -М., 1897.
  4. М.В. Андрей Рублёв. М., 1972.
  5. М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1984.
  6. JI.A., Шмелева М. Н. Культура и быт колхозников Калининской области. М., 1964.
  7. Ареопагит Дионисий. Мистическое богословие. Киев.: Путь к истине, 1991, с. 26.
  8. Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Православное иконопочитание// путь Православия. № 2. 1993. С. 26.
  9. JI.A. Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве//Чудотворная икона. М., 1996. С. 303−315.
  10. JI.A. Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве//Чудотворная икона. М., 1996. С. 303−315.
  11. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. -М., Правда, 1989. 607с.
  12. Н.А. Философия неравенства. — М., 1991. — С. 11−13.
  13. JI.B. Исторические основы древнерусского иконостаса. — М., 1986.
  14. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейс. О-во, 1992. — 1376с.
  15. А. Беседы о вере и Церкви, М.: Интербук, 1991, с. 115−117.
  16. С. Н. Первообраз и образ. Т.2. М-СПб., 1999. С. 297.
  17. С. Н. Догматическое обоснование культуры. Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: 1993
  18. С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев: Лыбидь, 1991
  19. С.Н. Икона, ее содержание и границы.// Философия русского религиозного искусства М.: Прогресс, 1993
  20. Ф.А., Ефрон И. А. Религии мира. Энциклопедический словарь. М., 2006
  21. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Нижний Новгород, 1998
  22. Н.В. Памятники культурного искусства как духовная ценность секулярного общества (на примере русской православной иконы). Дис. на соиск. уч. степени канд. филос. Наук. М. 1998
  23. Волоцкий Иосиф. Послание иконописцу и три Слова о почитании святых икон, М.: Изобразительное искусство, 1994,
  24. Н.К. Вехи русской религиозной эстетики// Философия русского религиозного искусства. М., 1993
  25. Г. Ф. Философия истории. Соч. Т. VII. М. — Л., 1993i
  26. С. Записки о Московии. М., 1988.
  27. И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977
  28. М.О., Иванов В. И. Переписка из двух углов // Наше наследие № 3. 1989
  29. Гладышева Е. В, Нерсесян JI.B. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству http://lib.eparhia-saratov.ru/books/04g/gladner/dictionary/132.html
  30. Е.Е. История русской церкви: период первый киевский или домонгольский. М., 1904.
  31. Е.Е. Алтарные преграды в пещерных храмах Атулии //Светильник. 1915. № 9−12
  32. Е.Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквях// Православное обозрение. 1872. Ноябрь
  33. А. Чиновник новгородского Софийского собора. ЧОИДР. 1899. Кн.2
  34. Готье Теофиль. Путешествие в Россию. М., 1987
  35. Э.А. Серебряный оклад иконы «Апостолы Петр и Павел» и особенности новгородской литургии в XII в. // Вспомогательные исторические дисциплины. JL, 1993. Т. 13.
  36. Э.А., Трифонова А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника // Музей: Художественные собрания СССР. М., 1986.Вып. 6
  37. М.Н. Максим Грек. М., 1983
  38. М. Н. Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVH веков. -М., 1990
  39. М.М. Мир русской деревни.— М.: «Молодая гвардия», 1991
  40. М.М. О единстве православия в Церкви и народной жизни русских // Традиции и современность. 1. 2002
  41. М.М. Православие у русских:проблемы этнологического исследования // Православие и русская народная культура. Книга 6.М., 1996
  42. М.М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XYIII XIX вв.//Русские: семейный и общественный быт. М., 1989
  43. М.М. Службы вне храма // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. 2001
  44. М.М. Этнографическое изучение православной жизни русских в XX веке. (Обзор основных тенденций) // Исторический вест ник. М- Воронеж, 1999
  45. М.М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований // ЭО. № 5. 1995
  46. М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа.— М.: Изд-во «Паломник», 2000
  47. В.В., Ю.А. Жданов. Сущность культуры. -Ростов-н/Д, 1979
  48. Дамаскин Иоанн. Точное изложение Православной веры, М., 199 251. Дамаскин Иоанн. Три защитительных Слова против порицающих святые иконы или изображения. М: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
  49. М.Е. Византийская икона «Благовещение» 14 века // Этюды о картинах. М.: Искусство, 1986.
  50. Доусон Кристофер Генри. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. — СПб.: Алетейя, 2000.
  51. Г. Прот. Полный церковно-славянский словарь. Изд. МП., Москва.: 1993
  52. Л.М. Византийские иконы proskynesis в богослужебном обиходе // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994
  53. В.Н. Краткий словарь агиографических терминов.- М., 2000 57.3атворник Феофан. О покаянии, причащении святых Христовых Тайн и исправлении жизни, М.: изд-во Иоск. Патриархии, 1992
  54. В.В. Русские мыслители и Европа М.: Республика, 2005.
  55. JI.K. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01 Санкт-Петербург, 2004
  56. М.С. К проблеме богословского наследия Древней Руси// Богословский труды. 1989. № 29
  57. Иконостас. Происхождение Развитие — Символика. -М., 2000
  58. И. А. Основы Христианской Культуры. Издание Братства Преп. Иова Почаевского. Мюнхен, 1990
  59. М.А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева // Древнерусское искусство: художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М., 1970
  60. Илларион (митрополит). «Слово о законе благодати». М.: Мол. гвадия, 1990. (Жизнь замечательных людей- Т. 16)
  61. С.А. Святые источники Рязанской земли: православные традиции в их почитании // Православие и традиционная народная культура Рязанской области. Рязань, 2001
  62. С.А. Почитание святителя Николая Чудотворца в русской народной традиции. (По материалам Рязанского края) // Православие и традиционная народная культура Рязанской области.
  63. Иэрхарт Байрон Религиозные традиции мира. В 2-х томах. Т. 2. / Пер. с английского. — М.: Крос-пресс, 199 673. Казанский П. Лука евангелист как иконописец // Древности. Труды МАО. М., 1870, Т.2.
  64. Н.Г. Икона в контексте духовности. Дис. канд. филос. наук: 09.00.13. Ростов н/Д, 2002
  65. Келеберда Н. Г. От религиозного к светскому восприятию иконы как символа христианской духовности. Монография. Ростов-на-Дону, 2006
  66. О. В. Дворянское благочестие. XVIII век.— М.: Паломникъ, 2002
  67. А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1977
  68. В.О. Сказания иностранцев о России. Петроград, 1918
  69. В. В. Соборность как фактор культурного единства российского общества Дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 Ростов н/Д, 1998
  70. Колесова И. С. Соборностьрусского православного искусства —
  71. Автореферат дисс канд. филос. наук: 09.00.13. Екатеринбург 2002t • 81. Колесникова B.C. Краткая энциклопедия православия: путь к храму. М.:
  72. ЗАО Изд-во Центрпограф, 2001
  73. А.Б., Хорошев А. С., Янин B.JI. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981//Новгородские грамоты на бересте 1977−1983 гг. — М., 1986
  74. Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Полестине. СПб., 1904
  75. Н. И. (1817—1885). Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях, в сб. Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях.— Смоленск: Русич, 2002
  76. Краткий философский словарь. Под ред А. П. Алексеева. — М., 2002
  77. С. В. Нравственность и религиозность в хозяйственной деятельности русского крестьянства // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. 2001
  78. Культурология. XX век: Энциклопедия: В 2 т. СПб.: Унив. Кн., 1998. -Т.1: А-Л. — 1998.
  79. А.В. Традиция, догмат, обряд. Москва-Клин: Братство Святителя Тихона, 1994
  80. В.Н. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977
  81. В.Н. Русская средневековая живопись. -М., 1970
  82. С.Д. Методологические аспекты взаимодействия религиозной и светской культурных систем // Синергетика, философия, культура. — М.: РАГС, 2001.
  83. С.Д. Секуляризация как светско-религиозное взаимодействие: синергетические acneKTbi.//http://socionav.narod.ru/staty/sinerg.htm
  84. Л. В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы. Традиции и перемены. Изд: Российская политическая энциклопедия, 2009 (монография)
  85. В. Икона и иконичность. СПб., 2002
  86. Лествичник Иоанн. Лествица
  87. Т.А. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспи танием детей // Русский Север (Далее PC)
  88. Т.А. Религиозно-нравственное отношение к деторождению в русской семье // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. М., 2001
  89. Т.А. Народный православный обряд создания семьи //Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. М., 2001
  90. В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: 1991
  91. Н.О. Условия абсолютного добра. Характер русского человека. М, 1 991 103. Любимов Л. Д. Искусство древней Руси. М.: Просвещение, 1974
  92. Н.О. Характер русского народа// Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., Политиздат, 1991
  93. Т.С. Свадебный обряд //PC
  94. Юб.Малахов B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Гадамера Г. Г. // Познавательная традиция: философско-методологический анализ. М., 1989
  95. Макарий, архиепископ. Археологическое описание церковных Древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860
  96. Мария (Добромыслова), мон. Житие Оптинского старца Никона. Издание Введенской Оптиной пустыни, 1996
  97. . Знание и мудрость. М., 1999
  98. Мейендорф Иоанн. Протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. СПб., 1997
  99. Г. Н. Представления русских крестьян XX в. о близости Господа, Богоматери и святых (по полевым материалам Каргополя и района Куликова поля) // Исторический вестник. 2−3. М- Воронеж, 2001
  100. Г. К., Носов В. В. Традиционный уклад Лекшмозерья. 2001
  101. Мень Александр, прот. Истоки религии. Брюссель, 1981. 2-е изд.
  102. Мень Александр, прот. Православное богослужение: таинство, слово и образ. М.- СП «Слово», 1991
  103. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1991−1993 гг.
  104. П.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII -первая половина XIX вв.). Новосибирск, 1979
  105. Михаил, архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Святость, освящение, святые. М., 2000. Серия: литургическое «Славо-Словие».
  106. Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М, 1994
  107. Е. П. Традиции исихазма в русской средневековой лсультуре: Дис.. канд. культурологических наук: 24.00.01: Москва, 2004
  108. Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М., 1976.
  109. А. свящ. Церковь и государство. Изд Сретенского монастыря, 1997
  110. Новейший философский словарь: 2-е изд. перераб. допол. Мн.: Интерпрессервис- книжный дом, 20 011 260 вере и нравственности по учению Православной Церкви, под ред. митр. Филарета, изд-во Моск. Патриархии, 1991
  111. И.А. Обычаи и традиции русского народа. М. Бета сервис 1998 131.Патерик Киево — Печерский. СПб., 1911
  112. В. А. Мировоззрение А. Рублева (Некоторые проблемы). Древнерусская живопись как исторический источник. М. 1974
  113. Н.В. Синайский иконописный подлинник. С-Пб., 1896
  114. Н.В. Миниатюры Коккинавафского кодекса. К иконографии Богоматери // Ж.М.П., № 8, 1993
  115. Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. С-Пб., 1898
  116. М. прот Мысли о Православии.//http:// www.fatheralexander.org /booklets /Russian /myslipravoslavii.htm
  117. Постникова-Лосева М.М., Мишуков Ф. Я. Изделия из драгоценных металлов // Русское декоративно-прикладное искусство от древ нейшего периода до XVIII в. М., 1962. Т. 1
  118. Принятие православия и судьба русской культуры// http://www.hi story-ryazan.ru
  119. Г. М. Крестообразность времени или Пушкинский дом и около (текст, рисунки и картины) СПб., 2002
  120. Раушенбах Б. В. Логика Троичности.// Русское возрождение. — 1992−1993.-№ 60−61
  121. В.П. Миф и религия: К проблеме культурно-исторической специфики архаических религий / Белгор. гос. ун-т. Белгород: Крестьян, дело, 2003
  122. В. В. Розанов. Собрание сочинений. Том 26. Религия и культура. М.: Республика. 2008
  123. Роман, иеродиакон (Тамберг А.Г.) О богословии иконы в Древней Руси// Преподобный Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу. М., 1994
  124. Г. А. Современные крестные ходы // Исторический вест ник. 13−14. М., Воронеж, 2001
  125. Россия XV- XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986
  126. Русский Север: этническая история и народная культура XII—XX вв.ека. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Монография. / Отв. редактор доктор исторических наук И. В. Власова.М.: «Наука», 2001
  127. А. Библейские основы иконопочитания // богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. М., 2002
  128. Серафим (Соболев). Архиеп. Русская идеология.— СПб.: Изд-во имени А. С. Суворина, 1992
  129. Синаит Анастасий, Путеводитель // Ж.М.П., 1993
  130. К.Е. О святом Православии. М., 2002
  131. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА — М, 2004
  132. И. Взгляд на православное иконописание // Философия русского религиозного искусства XVI—XX вв. Антология. М., 1993
  133. А.В., Яковлева Л. Е. Национальная философия и взаимодействие философских традиций// Вестник Московского университете. Сер.7. Философия, 2003. № 6
  134. П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992
  135. М.В. Традиции крестных ходов в православной куль туре русского народа в 1920-е годы (по материалам Вологды) // Исторический вестник. №№ 13−14
  136. Е.В. Христианство и культура.// Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997
  137. Н. Старинные русские иконостасы // Христианское чтение. 1891. Ноябырь-декабрь
  138. И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI—XIV вв.. М., 2000
  139. Словарь философских терминов. М.: ИНФРА — М, 2004
  140. Н. Д. Святая Русь.— СПб.: Изд-во имени А. С. Суворина, 1992
  141. О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995
  142. Татиан. Речь против эллинов.// Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978
  143. Д.Н. Иконостас Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря. -М., 1902
  144. , JI.A. Влияния православной культуры на духовную жизнь в Сибири в XVII-начале XX вв.: научное издание / JI.A. Тресвятский. -Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006
  145. А. Н. Каталог серебряных окладов новгородского музея-заповедника // Музей: Художественные собрания СССР. М., 1986. Вып. 6.
  146. Троицкий Е. С. Русский народ в поисках правды и организованности Издательство АКИРН, Москва, 1996
  147. Е.С. Служение Отечеству: русская традиция и современность Москва, 2008
  148. Н.И. Иконостас и его символика // Труды восьмого археологического съезда в Москве. М., 1890
  149. Л.А. Религиозные верования и об ряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков // СЭ. 1978-
  150. Л.А. Рязанский месяцеслов. Рязань, 2001
  151. Л.А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского Западно -европейского патриаршего экзархата. 1963. Октябрь декабрь. Т. 44
  152. Л.А. Богословие иконы в православной церкви. М., 1963 115.Успенский А. И. Объяснительные тексты к переводам с древних икон сост. Гурьяновым В. П., М, 1902
  153. Л.А. Большой Московский Собор и образ Бога-Отца. М, 1994
  154. Г. П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. Т. II. Париж. 1973I
  155. Филадельф. Иеромонах. Заступница усердная. Новосибирск. 1998
  156. Г. Д. Церковь св. Николая чудотворца на Липне, близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских" церквях. -М., 1859
  157. П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. -М., 1977 '
  158. П. Иконостас // Кисилев А. Чудотворные иконы Божий Матери в русской истории. М., 1992
  159. . П. А. Столп и утверждение Истины. М., 1990
  160. П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: Ист. биогр. альм. -М.: Мол. гвардия, 1990
  161. Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991
  162. Г. П. Русское религиозное сознание. Т. I. Христианство Киевской Руси X—XIII вв.еков, http://anthropology.rchgi.spb.ru/dokl3.htm
  163. Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990
  164. Ю. А., Харитонова Мария, Мещерякова Дарья Судьба церковной традиции с. Нежитино//Ьйр://?уу.рог1а1-slovo.ru/impressionism/65 6/
  165. А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988
  166. А.С. Сочинения богословские. СПб. 1995
  167. Христианская семья и брак. М., 1992
  168. К.В. Икона в жизни русского народа. -М., 1998
  169. К.В. Иконы в народной жизни // Православная жизнь русских крестьян XIX-XX bb. http://www.rchgi.spb.ru/christian/arsenyevl.html
  170. Цеханская Кира Владимировна. Иконопочитание в русской традиционной культуре: Дис.. д-ра ист. наук: 07.00.07: Москва, 2004
  171. Е.М. Религия в повседневной жизни саюкинцев// http://club-edu.tambov.ru/vjpusk/vjpl33/rabot/30/index.htm
  172. И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно- христианский храм М., 1996
  173. И.А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: исторические имена и архетип чудотворной иконы // Чудотворная икона М., 2000
  174. М. Священное и мирское. М., 1994
  175. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. 4.1/ Гл. ред. М. Д. Аксенова. -М.: Аванта, 1997
  176. Б. А. Апресян Р. Г. Культурология. — М., 2007,
  177. Этнографические исследования и материалы. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. / Отв. редакторы: О. В. Кириченко, X. В. Поплавская.— М.: Наука, 2002. Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII—XX вв.еках.
  178. И.К. Богословие иконы. М.: изд-во Общедоступного Православного университета, 1 995 208. http://magazines.russ.ru/znamia/1999/10/konfer.html
Заполнить форму текущей работой