Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Композиция расширенной новостной заметки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это была вторая массовая драка за прошедшие сутки в Дагестане. В ночь на понедельник еще одна драка произошла в Избербаше между жителями этого города и приезжими из Карабудахкентского района республики. В потасовке у бильярдного зала на улице Азизова участвовало приблизительно по 25 человек с каждой стороны. Двое сотрудников Карабудахкентского РОВД, находившиеся вне службы, попытались унять… Читать ещё >

Композиция расширенной новостной заметки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изложенные выше блоки (суть события, контекст события, подробности события и др.) это структура расширенной новостной заметки. При этом не обязательно, чтобы в каждой заметке присутствовали все перечисленные блоки. Обязательными являются суть, контекст и подробности события, а также позиции сторон в случае, если в событии присутствует конфликт.

Наличие остальных блоков зависит как от особенностей события, так и от возможности журналиста найти соответствующую информацию. Например, не каждое событие вызывает реакцию властей и общественности. Не всегда удается найти адекватных экспертов, а также выяснить статистику и предысторию события. Наконец, журналист может быть ограничен как во времени подготовки заметки, так и в площади (в случае работы в печатных СМИ), которая под эту заметку отводится.

Поэтому на практике большинство расширенных новостных заметок содержат не все перечисленные выше блоки. Кроме того, порядок расположения блоков не всегда будет совпадать с тем, в каком порядке эти блоки описаны. Исключение — суть и контекст события. Эти блоки всегда идут в начале текста и обычно формируют лид — первый абзац заметки, выделяемый полужирным шрифтом и информирующий о том, чему посвящен текст и почему этот текст стоило бы прочитать[1].

Остальные блоки могут располагаться в самом разном порядке. Приведем стандартную композицию расширенной новостной заметки:

  • — лид;
  • — подробности события;
  • — позиции сторон;
  • — оценки и прогнозы экспертов;
  • — реакция на событие;
  • — статистика;
  • — предыстория.

Иногда эту схему упрощают до трех элементов:

  • — ядро новости (краткий рассказ о событии с упоминанием самого важного или яркого в случившемся);
  • — детали новости (развернутый рассказ о событии с указанием подробностей случившегося, позиций сторон конфликта и т. д.);
  • — бэкграунд (информация, напрямую не связанная с событием, но позволяющая лучше понять случившееся — предыстория, статистика, связь данного события с другим событием).

Иногда событие невозможно адекватно понять без знания предыстории. Тогда предыстория переходит на второе место (после лида). Также возможны варианты, когда какой-то блок информации раскидывают частями по всему тексту. Например, подробности события или статистику.

При расположении информации в расширенной новостной заметке журналисты обычно руководствуются тремя принципами. Подчеркнем, что это именно принципы, а не правила. Значит, отступать от них допустимо, но в большинстве случаев желательно им следовать.

  • 1. Подробности события обычно располагаются выше других блоков основного текста (не считая лида): позиции сторон, реакция на событие, статистика и др.
  • 2. Новую информацию желательно давать раньше старой, особенно когда журналист — не первый, кто освещает данное событие. Со старой информацией читатель может быть уже знаком. И если он увидит ее в начале заметки, то решит, что устаревшим является весь текст.
  • 3. То, что удалось узнать автору заметки самому (на журналистском сленге это называется «эксклюзив», или «прибавочная стоимость»), нужно сообщать раньше той информации, которая есть у других журналистов.

Далее представлены примеры расширенных новостных заметок с разбором их на блоки и пояснениями (представлены в скобках).

Пример Дагестанские села не поделили пастбище[2][3] В массовой драке в Бабаюртовском районе участвовали около двухсот человек.

{Заголовок и подзаголовок[2])

В Дагестане произошла массовая драка, в которой участвовали жители двух сел — всего более ста человек. Причиной столкновения, которое продолжалось до вечера понедельника, стал спор из-за пастбища. Несколько человек пострадали, сгорели дом, мотоцикл и машина, подожженные в ходе драки. Для усмирения участников столкновения было задействовано 240 сотрудников полиции.

(Суть события и контекст. Для привлечения внимания используется противопоставление незначительного на первый взгляд повода (спор из-за пастбища) и масштабов драки — пострадавшие, убытки, число полицейских.)

Столкновение началось в понедельник около 13 часов, когда более сотни жителей селения Ленинаул Казбековского района республики на 20 автомашинах подъехали к чабанам, пасущим скот на ноле населенного пункта Львовское-1 Бабаюртовского района, и устроили потасовку — таким образом они протестовали против использования пастбищ, принадлежащих их районному сельскохозяйственному производственному кооперативу «Дружба», но расположенных на территории Бабаюртовского района. В ходе драки один из чабанов, 17-летний житель Львовского-1, получил телесные повреждения и с сотрясением головного мозга и ссадинами был доставлен в сельскую больницу. Напавшие подожгли также чабанскую времянку из двух комнат, построенную из деревянных досок и камыша, в результате сгорела полностью и она, и стоявшие во дворе дома мотоцикл «Урал» и автомашина УАЗ-474, принадлежащая 49-летнему жителя поселка Тарки.

На подмогу чабанам подоспели около сотни жителей Львовского-1, в результате массовой драки и применения огнестрельного оружия ранение в левое бедро получил 32-летний житель Ленинаула. Он был доставлен в центральную городскую больницу Хасавюрта. Для усмирения участников драки было задействовано 240 сотрудников полиции. В отдел внутренних дел по Бабаюртовскому району сотрудниками полиции были доставлены 20 участников конфликта.

(Два абзаца развернутых подробностей события.)

Следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенные путем поджога) и ст. 222 (незаконный оборот оружия).

(Реакция властей.)

Это была вторая массовая драка за прошедшие сутки в Дагестане. В ночь на понедельник еще одна драка произошла в Избербаше между жителями этого города и приезжими из Карабудахкентского района республики. В потасовке у бильярдного зала на улице Азизова участвовало приблизительно по 25 человек с каждой стороны. Двое сотрудников Карабудахкентского РОВД, находившиеся вне службы, попытались унять драчунов, однако те в итоге набросились на самих полицейских. В результате непроизвольного выстрела из табельного оружия был ранен житель Избербаша. По данным пресс-службы МВД Дагестана, оба полицейских были избиты и доставлены в больницу. У одного из них утеряны табельный пистолет и служебное удостоверение.

(Статистический бэкграунд — сообщение о другом аналогичном событии, позволяющее оценить распространенность явления.)

Приведенный выше текст написан, но классической схеме: суть события с указанием его примечательности, развернутые подробности и статистика, показывающая распространенность явления.

Второй текст — сложнее. В нем больше источников, представлены позиции сторон. Однако концептуально оба текста идентичны, что показывает представленный ниже разбор.

Пример Губернаторы попали в информационный поток[5] Рекордсменом, по данным Минфина, стал Ямало-Ненецкий автономный округ.

{Заголовок и подзаголовок.)

«Общероссийский народный фронт» (ОНФ) запросил у Минфина данные мониторинга бюджетных трат регионов на информационное обеспечение, который ведется по поручению президента РФ. По данным ведомства, в целом по стране расходы по статье «Средства массовой информации» не уменьшились, о чем Владимир Путин просил губернаторов, а возросли. Рекордсменом стал Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), где Минфин обнаружил 48% роста по сравнению с 2014 годом.

(Суть и значение события: региональные власти вместо сокращения расходов па СМИ увеличили их, проигнорировав просьбу президента.)

По данным доклада Минфина (есть у «Ъ»), расходы регионов на 30 сентября 2015 года по статье «СМИ» выросли на 422 млн руб. (с 36,158 млрд до 36,580 млрд руб.). В целом по стране рост составил порядка 1%. Рост отмечается в 42 субъектах РФ, снижение — в 40.

(Подробности события, более развернутые, чем в лиде.)

Рекордсменом стал ЯНАО, где траты увеличились на 48% (в бюджет на 2015 год заложено 1,8 млрд руб.), а по данным ОНФ, в 2014 году власти региона планировали потратить 1,25 млрд руб.

(Еще подробности, касающиеся конкретного региона.)

В пресс-службе губернатора ЯНАО «Ъ» сказали, что граты на информационное сопровождение регион, наоборот, сокращал. С докладом Минфина пресс-служба еще не ознакомилась, поэтому подробно комментировать цифры не стала.

(Позиция второй стороны — ответ пресс-службы губернатора региона.)

Краснодарский край сохранил уровень трат 2014 года — 847,97 млн руб. (Еще подробности, теперь уже касающиеся другого региона.)

Эксперты ОНФ полагают, что на тот момент граты были оправданы проходившей зимней Олимпиадой в Сочи.

(Позиция первой стороны — авторов доклада.)

Экс-министр финансов края Иван Перонко считает эго не совсем корректным. Пик расходов на Олимпийские игры пришелся на 2013 год. По его данным, расходы на СМИ в 2014 году составили 1 млрд руб. Недавно утверждена краевая целевая программа «Медиасреда» с бюджетом 3,8 млрд руб. на период до 2021 года. По подсчетам правительства края, ежегодные затраты на информирование граждан о деятельности власти составят немногим более 600 млн руб.

(Позиция второй стороны.)

Москва, Московская область и ЯНАО имеют наиболее крупные СМИ-бюджеты по стране. При этом Подмосковье в 2015 году показано самое большое снижение трат.

(Подробности, касающиеся еще трех регионов.)

Напомним, в прошлом году ОНФ раскритиковал власти региона,.

(Исторический бэкграунд)

теперь его расходы на СМИ уменьшились на 8% по сравнению с 2014 годом, но остаются одними из самых высоких — 2,75 млрд руб.

(Продолжение подробностей.).

Вице-губернатор Наталья Виртуозова подчеркнула, что расходы сокращены даже больше — на 10% (более чем на 300 млн руб.), не меньше сократят в 2016 году. «Сейчас много говорят про пиар. Но мы содержим областную инфраструктуру — телевизионную, радийную, печатные и электронные СМИ. Затраты на производство составляют более 1 млрд руб в год, — говорит она.— Сокращая бюджетные расходы, мы постарались сохранить людей, отказались от покупки FM-частоты, строительства телестудии и сети единых медиацентров». По ее словам, в отрасли занято более 2 тыс. человек, фонд оплаты груда — более 1,3 млрд руб. в год.

(Позиция другой стороны.)

В Калмыкии, Чувашии, Коми, Северной Осетии, Кемеровской области расходы на информирование в 2015 году не запланированы или исключены из бюджета.

(Подробности, касающиеся еще нескольких регионов.)

В ОНФ отмечают, что не требуют полного отказа от таких расходов, однако эксперты фронта сталкивались с тем, что траты маскировали под другими статьями бюджета. По словам сопредседателя центрального штаба ОНФ Ольги Тимофеевой, в регионах за последние пол года закрыли ряд СМИ, в других провели сокращения. «Значит, деньги идут не на поддержку изданий, а на финансирование пресс-служб, открытие новых информационных ресурсов», — считает она.

(Позиция первой стороны.)

В регионах это отрицают. Пресс-секретарь главы Калмыкии Буянча Галзанов объяснил снижение расходов соображениями экономии: «В государственных СМИ снижена штатная численность, проведена оптимизация расходов. Никакого растаскивания этих трат по другим статьям не было». Член прежнего правительства Северной Осетии сказал «Ъ», что из бюджета было решено исключить пункт «информирование» — из-за дефицита бюджета. Замминистра ииформполитики и массовых коммуникаций Чувашии Юлия Стройкова сообщила «Ъ», что основным способом информирования граждан власти считают свой официальный портал. И. о. руководителя Агентства Коми по печати и массовым коммуникациям Денис Фролов пояснил «Ъ», что бюджетные средства на пиар главы и правительства Коми в бюджет не заложены, а если СМИ получают господдержку в виде субсидии, то строго на освещение социально значимых тем, среди которых освещение деятельности органов власти отсутствует.

(Позиция другой стороны — властей упомянутых регионов.)

Напомним, Владимир Путин поручил губернаторам оптимизировать бюджетные расходы на пиар, а Минфину — проконтролировать поручение по итогам первого «Форума действий», организованного ОНФ в декабре 2013 года. Теперь движение контролирует выполнение этого поручения. По предложению ОНФ правительство разработало меры, которые конкретизируют понятие «информационное освещение деятельности органов госвласти субъектов РФ». Речь идет также об исчерпывающем перечне закупок, под которыми заказчики пытаются завуалировать услуги по освещению своей деятельности. Этот порядок вступит в действие в 2017 году. До того времени ОНФ предлагает губернаторам публиковать отчеты обо всех расходах в этой сфере на своих официальных сайтах.

(Предыстория.).

Особенность этого текста — дробная подача подробностей события, чередование их с пояснениями обеих сторон — авторов доклада и властей упомянутых в докладе регионов. Это допустимо, равно как допустимым было бы свести все подробности в один блок и дать блоками позицию каждой из сторон.

Этот пример показывает, что при всей шаблонности новостных текстов пространство для творчества остается и применительно к форме текста. Более того, дробная подача информации из каждого блока характерна для высокопрофессиональных журналистов, умеющих найти оптимум между иерархией информации, интересностью и понятностью.

  • [1] Подробнее о написании лида новостной заметки см. параграф 2.8.
  • [2] URL: http://www.kommersant.ru/doc/1 557 146 (дата обращения: 08.12.2016).
  • [3] Подробнее о заголовках и подзаголовках новостной заметки см. параграф 2.7.
  • [4] URL: http://www.kommersant.ru/doc/1 557 146 (дата обращения: 08.12.2016).
  • [5] URL: http://www.kommersant.ru/doc/2 842 996 (дата обращения: 10.12.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой