Процесс формирования научных понятий
![Реферат: Процесс формирования научных понятий](https://westud.ru/work/6455119/cover.png)
Усвоение любого понятия означает, что человек, им владеющий, не только может им пользоваться в учебной или практической деятельности, но и понимает взаимосвязи и отношения между этим понятием и другими понятиями, знает то место, которое занимает усвоенное понятие в иерархии понятий изучаемой области знания. Знание взаимосвязей между понятиями может быть актуализировано в процессе создания… Читать ещё >
Процесс формирования научных понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Г. А. Буткин с соавторами, опираясь на концепцию формирования умственных действий П. Я. Гальперина, считает, что процесс усвоения научного понятия состоит из шести этапов: мотивационного этапа; этапа составления схемы ориентировочной основы деятельности; этапа формирования деятельности в материальной форме; этапа внешнеречевой деятельности; этапа выполнения деятельности во внешней речи «про себя» и этапа выполнения деятельности в форме внутренней речи (этапа умственных действий) (см.: [1. С. 72]).
Мотивационный этап предполагает создание ситуации, в которой у учащегося возникает интерес к изучаемому понятию. Существуют разные приемы мотивирования учащихся:
- — демонстрация связи изучаемого понятия с актуальными, жизненными потребностями детей;
- — демонстрация практической, прикладной пользы от использования изучаемого понятия;
- — создание проблемной ситуации на основе противоречия между тем, что знает и умеет ученик, и новой учебной задачей, способ решения которой неизвестен;
- — демонстрация противоречия между существующей теорией и новыми фактами, которые не вписываются в данную теорию;
- — представление двух противоположных способов объяснения одного и того же явления.
На этапе составления схемы ориентировочной деятельности учащиеся должны выделить существенно важные признаки понятия и записать их в виде алгоритма (предписания) использования их в учебной деятельности. Перечень признаков и правила их использования обычно фиксируются в учебных картах, которые заводятся по разным учебным дисциплинам. Как правило, учитель помогает учащимся выделить существенные признаки понятия, составить карту их использования.
Этап формирования деятельности в материальной форме направлен на создание умения работать с научным понятием, использовать его в деятельности. На этом этапе учащиеся, пользуясь составленной картой, начинают работать с реальными объектами или заменяющими их материальными моделями.
Этап внешнеречевой деятельности предполагает проговаривание (комментирование вслух) выполняемых действий и операций. Проговаривание вслух позволяет учащимся контролировать и корректировать себя и других. На данном этапе учебная карта может быть убрана и не использоваться, так как учащиеся уже запоминают ее содержание.
Этап выполнения деятельности во внешней речи «про себя» делает учеников независимыми и самостоятельными при использовании нового знания. Если на предыдущем этапе они могли ориентироваться на действия других учеников, так как все выполняли действия синхронно, то на данном этапе каждый выполняет задания в своем темпе.
Этап выполнения деятельности в форме внутренней речи предполагает автоматизацию и свертывание действий и операций и способность быстро и безошибочно пользоваться усвоенным понятием.
Усвоение любого понятия означает, что человек, им владеющий, не только может им пользоваться в учебной или практической деятельности, но и понимает взаимосвязи и отношения между этим понятием и другими понятиями, знает то место, которое занимает усвоенное понятие в иерархии понятий изучаемой области знания. Знание взаимосвязей между понятиями может быть актуализировано в процессе создания определений понятия.
Для этого учащийся должен найти ближайшее обобщающее понятие (родовое понятие), в состав которого входит понятие, нуждающееся в определении. Его записывают в первой части определения. Затем, рассмотрев определяемое понятие в сравнении с другими понятиями того же уровня, входящими в родовое понятие, найти специфические отличия между ними и зафиксировать их в определении. К примеру, при определении понятия «автобус» сначала мы должны обратиться к родовому понятию — «наземное транспортное средство», затем сравнить автобус с другими наземными транспортными средствами: поездом, трамваем, троллейбусом, автомобилем, велосипедом — и найти специфические отличия. В итоге может быть составлено следующее определение понятия «автобус» — это наземное транспортное средство, ездящее по автомобильным дорогам, с бензиновым или дизельным двигателем и вмещающее в себя более восьми пассажиров.
Вопросы для самопроверки
- 1. Что означают термины «форма» и «содержание» понятия?
- 2. По каким основаниям выделяют разные виды понятий?
- 3. Какие виды житейских понятий выявил Л. С. Выготский?
- 4. Какие основные этапы можно выделить при формировании научных понятий?
Основная литература
- 1. Буткин, Г. А. Усвоение научных понятий в школе / Г. А. Буткин, И. А. Володарская, Н. Ф. Талызина. — М., 1999.
- 2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М., 1991.
- 3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. —М., 1996.
Дополнительная литература
- 4. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. — М., 1972.
- 5. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. — М., 1990.