Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критика мультикультурализма. 
Этнопсихология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мультикультурализм в России. По мнению Э. Пайна, российская версия политики мультикультурализма древнее и намного сложнее, но своим последствиям, чем европейская. Мультикультурализм как форма поощрения групповой, общинной идентичности был неотъемлемой частью советской политики создания национальных республик (союзных и автономных), а также национальных округов и областей. В советское время… Читать ещё >

Критика мультикультурализма. Этнопсихология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной Европе мультикультурализм предполагает включение в культурное поле европейских стран элементов культур иммигрантов. Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев и традиций, прежде всего культуры принимающего общества.

Пример

Член совета директоров Бундесбанка и бывший министр финансов Берлина Тило Сарацин написал книгу «Германия аннулировала сама себя: Как мы рискуем будущим собственной страны». Сарацин полагает, что главной причиной провала интеграции мусульман в германское общество является исламская культура. По его мнению, среди всех иммигрантских групп, мусульманская, самая многочисленная, нс преуспела в деле интеграции, и это прямо угрожает будущему Германии и Европы. Сарацин пишет, что иммигранты из Восточной Европы, Индии и Вьетнама после первого поколения неотличимы от остальных групп населения Германии, чего не происходит с мусульманскими иммигрантами. Широкий общественный резонанс получило его интервью журналу «Lettre International» в котором он заявил: «Интеграция есть задача того, кто интегрируется. Я не обязан терпеть того, кто ничего для этого не делает. Я вообще не обязан кого-то терпеть, кто живет на средства государства, отрицает это государство, не заботится об образовании своих детей и постоянно производит на свет маленьких „дсвочек-в-платках“»[1].

Представители правящего руководства Германии осудили Т. Сарацина за его расистские высказывания.

В 2010;х гг. ряд лидеров европейских стран (А. Меркель, Д. Кэмерон, Н. Саркози) заявили, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся. В речи канцлера ФРГ в ноябре 2010 г. содержалось как признание того, что ислам уже стал неотъемлемой частью Германии, так и критика такой политической практики, которая привела к раздельному и замкнутому существованию общин в составе одного государства. Именно эту замкнутость («живут бок о бок, но не взаимодействуют») канцлер определила как «абсолютный крах» политики мультикультурализма. Эту же мысль высказал и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, внеся в нее важное уточнение, что проблему составляет не столько специфичность разных религиозных культур, представленных в современной Великобритании, сколько отсутствие у новых британцев единой гражданской британской идентичности. В 2007 г. в Англии социологи выявили, что треть британских мусульман считает, что им ближе мусульмане из других стран, нежели их сограждане-англичане. На взгляд Кэмерона, интеграция произойдет, если люди, принадлежащие к разным культурным сообществам, обретут общую цель, например, в виде общей гражданской заботы о своей стране как едином доме. Последним из лидеров стран ЕС тему мультикультурализма затронул, будучи президентом Франции, Николя Саркози, сказав, что если кто-то приезжает во Францию, то он должен влиться в единое национальное (т.е. общегражданское) сообщество.

Позицию А. Меркель, Д. Кэмерона и Н. Саркози можно отнести к либеральной критике мультикультурализма, которая исходит из того, что сохранение культурного своеобразия является безусловным правом всех граждан. Однако такое сохранение своеобразия бывает отнюдь не добровольным, оно происходит под давлением общин и вступает в противоречие с правами других людей, с принципом равноправия и с гражданской сущностью современного общества. Во многих странах мира возникли замкнутые моноэтнические, монорелигиозные или монорасовые кварталы и учебные заведения. Появляются азиатские общежития или дискотеки для «цветных», вход в которые для «белых» практически заказан. Возникает парадокс: мультикультурализм на уровне страны оборачивается монокультурализмом и сегрегацией на локальном уровне.

Поиски новых стратегий культурной политики не прекращаются и в настоящее время. Одним из наиболее перспективных направлений является модель «индивидуальной свободы и культурного выбора», базовые принципы которой изложил лауреат Нобелевской премии Амартия Сен. Главная его идея состоит в постепенном ослаблении групповых форм идентификации и переходе к индивидуальному выбору. По мнению А. Сена, этнические, религиозные и другие групповые традиции по большей части не добровольны, но предписаны индивиду от рождения. Поэтому основная цель политики поощрения культурной свободы состоит в ослаблении этой предопределенности, в развитии мультикультурализма как индивидуального выбора человека. Эта идея, как мы видим, полностью совпадает с магистральной линией развития человечества по Р. Инглхарту, — от групповых ограничений к индивидуальной свободе.

Мультикультурализм в России. По мнению Э. Пайна, российская версия политики мультикультурализма древнее и намного сложнее, но своим последствиям, чем европейская. Мультикультурализм как форма поощрения групповой, общинной идентичности был неотъемлемой частью советской политики создания национальных республик (союзных и автономных), а также национальных округов и областей. В советское время дезинтеграционные последствия такой политики частично снималась имитационным характером всей системы автономий, за фасадом которой скрывалось единое территориально-партийное управление. Однако последствия такой политики обострились в постсоветское время, когда местные элиты попытались наполнить реальным содержанием формальный и мнимый суверенитет своих республик[2]. Это приводило к попыткам сепаратизма, обострения межэтнических и межрелигиозных отношений, возникновению очагов религиозного фундаментализма и терроризма в ряде республик Северного Кавказа.

Известный канадский психолог Д. Берри, один из научных основателей канадского мультикультурализма, в ответ на заявления европейских лидеров о провале политики мультикультурализма ответил, что эта политика в Европе даже и не начиналась. По его мнению, политика мультикультурализма начинается тогда, когда правительство принимающей страны не только позволяет сосуществование различных культур внутри одного общества, но и когда она создает условия для полноценной и равноправной интеграции людей из других культур в это самое общество, для чего создаются специальные социальные службы во всех сферах поликультурного общества (образование, здравоохранение, местное управление и т. д.).

В современной России подобная политика также отсутствует, хотя потребность в ней велика. Россия в настоящее время является одной из самых поликультурных стран в мире и второй после США по количеству иммигрантов. Подобная политика должна разрабатываться специалистами, и знания этнической и кросс-культурной психологии должны быть положены в ее основу.

  • [1] Zeit Online. Integration. Sarrazin muss sich entschuldigen. 1 Oktober 2009.
  • [2] URL: http://demagogy.ru/pain/blog/2011—03—05/k-voprosu-o-krakhe-politiki-multikulturalizma-v-evrope
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой