Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификации социальных общностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. Г. Дилигенский (1975) полагал, что понятие «общность» связано с группами, которые могут быть классифицированы по такому критерию, как психический склад. Это большие группы людей, объединенных определенной психической целостностью. Существует принципиальное различие между такими макрообщностями, как класс, социальный слой, нация, с одной стороны, и партии, общественные движения —с другой… Читать ещё >

Классификации социальных общностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В социальном мире существует огромное количество общностей. Классифицировать общности возможно, положив в основу определенный признак. Таких признаков существует великое множество.

Мы обнаружили шесть научных подходов к классификации социальных общностей:

  • 1. Социально-психологический подход;
  • 2. Количественный подход;
  • 3. Естественнонаучный подход;
  • 4. Социологический подход;
  • 5. Культурологический подход;
  • 6. Этнологический подход.

Социально-психологический подход

Этот подход к классификации социальных общностей основан на нескольких критериях. Первый критерий — дихотомическое деление на аути ингруппы, которое опирается на неосознанное социально-психологическое чувство «своих» и «чужих». Уже древние греки отличали всех людей по этому признаку. Свою группу, свой народ греки называли словом «демос», а словом «этнос» — варваров, чужих людей.

Впервые научно обосновал деление на своих и чужих У. Г. Самнер в книге «Народные обычаи» (1906). Он разработал понятия «мы-групп а» и «они-группа». Взаимоотношения в «мыгруппе» строятся на основе согласия. Принадлежность к «мы-группе» определяет этноцентрические воззрения на мир. У. Г. Самнеру принадлежит также идея этноцентризма и его влияния на взаимоотношения между группами. Этноцентризм — это склонность человека оценивать различные социальные и природные явления на основании норм и обычаев своей группы. Взаимоотношения между «мы-группой» и «они-группой» строятся на основе этноцентризма каждой и проявляются как враждебность и недоверие.

В отечественной науке идею социально-психологического дихотомического деления общностей разрабатывал Б. Ф. Поршнев. Он изучал социально-психологический процесс исторического формирования и развития общностей. «Мы» — это универсальная психологическая категория самосознания всякой общности людей. Но «мы» всегда подразумевает противопоставление каким-то определенным или даже неопределенным «они». Отношение «мы — они» является универсальным принципом психического оформления любых общностей. Впервые такое психологическое деление людей появилось в первобытном обществе. Осознание «они» первичнее, чем осознание «мы». Для того чтобы появилось субъективное «мы», требовалось повстречаться с каким-то «они» и обособиться от него. Психологическая потребность людей иметь себе противоположность не ослабевает в процессе истории. Осознание единства человеческого рода привело к тому, что люди одухотворили природу, создали первобытную мифологию и религию. Человечество, осознав свое единство, свою общность, тут же воссоздает себе противников в виде таинственных и порой злонамеренных инопланетян, бороздящих наше околоземное пространство на НЛО, непонятных для нас, скрывающих свою сущность (Поршнев, 1979).

Возникновение дихотомии социальных общностей является, по мысли французского антрополога К. Леви-Стросса, универсальным свойством человеческого мышления (Стефаненко, 1999). Как для мышления примитивного, так и для мышления современного человека свойственно стремление к упорядочению предметов окружающего мира. Классифицируя людей, разделяя их на своих и чужих, человек строит гармоничные отношения со сложным социальным миром.

В западной социально-психологической литературе сложилось деление на ингруппу и аутгруппу. Ингруппы — это те, к которым человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы». Другие группы, к которым он не принадлежит, будут для него аутгруппами, для них он подбирает символическое значение «не мы». Одной из разновидностей дихотомического подхода является деление групп на референтные и группы членства.

Отечественный психолог И. Р. Сушков считает, что «категоризация по жестким дихотомиям характерна для первых этапов развития общности. Первые общественные группы проводят жесткие неспецифические границы, внутри которых разрешен социальный обмен, а вне границ полностью запрещен. Поэтому восприятие тех, кто „они“, сопровождается чувством тревоги и поляризацией отношений. „Они“ не могут быть такими, как „мы“» (Сушков, 1999, с. 255).

Деление людей на своих и чужих является основополагающим принципом взаимоотношений любых социальных общностей. Так, например, Л. Н. Гумилев (1990) считал, что единство этноса складывается в результате неосознанного чувства своих и чужих; чужих узнают по отличию от своих, а своих — по отличию от чужих. Чувство «мы» является основой стабильности общности. А. И. Китов (1985) отмечает, что всякая общность людей возникает, укрепляется и функционирует лишь до тех пор, пока сохраняется феномен «мы». Процесс деления людей, в основе которого лежат когнитивные процессы, Г. Тэджфел назвал процессом категоризации социальных групп и рассматривал его как минимальную парадигму социального.

Социально-психологический подход не ограничивается только дихотомическим делением. В социальной психологии существует много различных классификаций социальных общностей. С момента возникновения социальной психологии проблема типологии социальных сообществ стала актуальной. Так, одну из первых классификаций предложил в 1908 г. американский психолог Э. Росс в книге «Социальная психология». Он выделял в обществе следующие группы: 1) случайные группы (массы, общественность); 2) естественные группы (семья); 3) группы, основывающиеся на психологическом подобии (классы, партии, секты); 4) группы, основывающиеся на общности интересов (государства, торговые союзы) (по: Руденский, 1997).

В современной отечественной психологии широко известны классификации Г. М. Андреевой, Б. Д. Парыгина, Е. С. Кузьмина, И. П. Волкова, Н. Н. Обозова, А. И. Донцова, А. А. Петровского, Л. И. Уманского, В. Г. Иванова, А. Г. Ковалева, Я. Л. Коломинского, В. Е. Семенова и др.

В социальной психологии также широко используется такой критерий, как время существования. Здесь выделяют кратковременные и долговременные общности. Например, этническая общность — это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с политической арены.

При классификации социальных общностей в индустриальной и организационной психологии используется и такой критерий, как структурная целостность. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. А. Л. Свенцицкий (1986) отмечает, что первичная группа —это малая формальная общность, сформировавшая сильное и стабильное чувство «мы».

Классификацию больших социальных групп описательного характера предложил в 1979 г. В. Е. Семенов. Во-первых, к большим социальным группам он относил классы и слои. В нашем обществе конца семидесятых годов это были рабочий класс и крестьянство, а также интеллигенция. Внутри классов и слоев следует выделять социально-профессиональные группы в плане различия между физическим и умственным трудом, в отраслевом, региональном и квалификационном аспектах. Во-вторых, к большим социальным группам В. Е. Семенов относил нации и этнические группы. В-третьих, это социально-демографические группы. В-четвертых, территориально-региональные группы, вне зависимости от их принадлежности к определенному классу. Это городские или сельские жители, Северо-Западный регион, регион Восточной Сибири и пр. В-пятых, к большим группам относятся массовые политические и общественные организации —партии, профсоюзы, общественные движения. В-шестых, аудитории различных средств массовой информации, например читатели определенных газет, зрители телепрограмм и пр. В-седьмых, участники активных массовых мероприятий типа митингов и демонстраций. Это организованные кратковременные группы, объединенные общей идеей, настроением и поведением. В-восьмых, неорганизованные массовые образования типа толпы. Они собираются вместе и объединяются спонтанно, например, во время политических кризисов, стихийных бедствий и т. д. Это толпы без четкой информации, ориентации в ситуации, программы действий, организаторов. Объединение в толпу, по мнению В. Е. Семенова, происходит в основном за счет общего настроения (Социальная…, 1979).

Г. Г. Дилигенский (1975) полагал, что понятие «общность» связано с группами, которые могут быть классифицированы по такому критерию, как психический склад. Это большие группы людей, объединенных определенной психической целостностью. Существует принципиальное различие между такими макрообщностями, как класс, социальный слой, нация, с одной стороны, и партии, общественные движения —с другой. По мнению Г. Г. Дилигенского, именно на макросоциальном уровне формируется содержание социально значимых черт человеческой психики. Общности он делил на два типа: объективные и субъективно-психологические. В первом случае речь идет о группах, объединяемых общностью объективных социальных характеристик своих членов. Во втором случае речь идет о группах, которые возникают и существуют в силу сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей или ценностей.

Любая социальная макрогруппа обладает определенным уровнем психологической общности, но высота этого уровня может быть различной. Г. Г. Дилигенский (1975) считал, что общности развиваются по трем социально-психологическим уровням: типологическому, идентификационному и уровню солидарности. Самый низший, элементарный уровень макрогруппы определяется тем, что ее члены имеют общие один или несколько социально-психологических признаков. Но макрогруппа не выступает как некое социальнопсихологическое единство. Это типологические общности. Средний уровень социально-психологической общности выражается в том, что возникает групповое самосознание. На этом уровне социальнопсихологической общности появляются представления «мы — они». Это идентификациойная общность. Высокий уровень общности возникает тогда, когда макрогруппа обладает психологической готовностью к совместным действиям во имя групповых целей и интересов. Этот уровень предполагает, что члены макрогруппы не просто идентифицируют себя с ней, но обладают достаточно разработанной системой представлений о целях своей группы на макросоциальной арене. Это уровень солидарности.

И. Р. Сушков (1999) предложил собственную классификацию социальных групп. Он отмечает, что группы предстают перед нами как физические, биологические и социологические объединения. Группа как физическое объединение представляет собой совокупность людей, заключенных в разного рода пространственно-временные границы. Группа как биологическое объединение — это сообщество, образованное представителями единственного ныне живущего подвида гоминид — Homo sapiens. Группа как социологическое объединение связана с утверждением особой целостности группы, появлением в уме индивидов дифференциации себе подобных в границах дихотомии «мы — они» и приобретением психологическими отношениями аксиологического аспекта, что делает их пригодными для обмена между субъектами взаимодействия.

Краткий обзор социально-психологических классификаций не исчерпывает всех возможных вариантов. По нашему мнению, основными социально-психологическими критериями классификаций общностей могут быть: дихотомическое деление на аути ингруппы, время существования, структурная целостность, психический склад.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой