Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Центральный банк и его функции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассмотрим в качестве примера, что представляет собой Федеральная резервная система США, как она была создана, что включает в себя, как функционирует ФРС официально была учреждена 23 декабря 1913 г., когда президент В. Вильсон подписал закон о ее создании. Совет управляющих ФРС был учрежден как государственный орган с полномочиями осуществления контроля над деятельностью федеральных резервных… Читать ещё >

Центральный банк и его функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После изучения данной главы бакалавр должен:

знать

  • • место, роль и функции центрального банка в современной экономике;
  • • основы организации деятельности центральных банков, их полномочия на финансовом рынке;
  • • особенности банковского регулирования и надзора в России и за рубежом;

уметь

  • • анализировать политику центральных банков в регулировании рыночной экономики, объяснять применяемые решения по надзору за кредитными организациями;
  • • ориентироваться в тенденциях развития банковского регулирования и надзора в Российской Федерации;

владеть

  • • современными инструментами банковского регулирования и надзора за кредитными организациями и основными параметрами их финансовой устойчивости, ликвидности, достаточности капитала и оценки кредитного риска, аргументами в пользу независимости центрального банка;
  • • знаниями в области основ законодательства, регламентирующего деятельность Банка России.

Основы организации деятельности центральных банков

Банковский сектор финансового рынка имеет существенные структурные и функциональные особенности по сравнению с другими сегментами, соответственно, к его регулированию предъявляются и особые требования:

  • 1) банки организуют денежную систему, в условиях неполноценных кредитных денег необходим единый центр первоначальной эмиссии и регулятор денежных отношений и последующей денежной мультипликации;
  • 2) банки формируют платежную систему, обслуживают расчеты между экономическими субъектами, что требует наличия единого управляющего центра, устанавливающего общие правила оплаты хозяйственных операций и осуществления иных платежей;
  • 3) поскольку современная экономика снабжается денежными средствами преимущественно через банковский сектор, необходим единый проводник государственной денежно-кредитной политики, регулирующий не только объем и структуру денежной массы, но и направления и механизмы трансмиссии монетарных импульсов экономическим субъектам;
  • 4) банки выступают самыми крупными финансовыми посредниками как по привлечению временно свободных денежных ресурсов, так и по их инвестированию, т. е. несут колоссальную ответственность по своим обязательствам перед всеми экономическими субъектами, что требует не только единого государственный надзора и регулирования их деятельности, но и создания специальных денежных каналов контроля за финансовой устойчивостью банков.

Появление центральных банков было объективно продиктовано условиями развития и усложнения денежно-кредитных отношений, что подтверждается наличием во всех странах единого банка (или системы банков, как ФРС), выполняющего особые функции для национальной экономики, ее денежно-кредитной сферы и финансового рынка.

Центральные банки в разных странах формировались по-разному — исторические, политические, этнические, религиозные и даже климатические факторы внесли существенный вклад в этот процесс. Однако существуют определенные общие принципы деятельности центральных банков на национальном уровне, объясняемые общностью фундаментальных задач, которые должны выполнять центральные банки в современной экономике:

  • — законодательное разделение функций центрального банка и всех остальных банков. На практике это порождает двухуровневую банковскую систему. Центральный банк как верхний уровень банковской системы выполняет такие важные функции, как эмиссия наличных платежных средств; «банк банков» — осуществление регулирования деятельности банков; банкир правительства; денежно-кредитное регулирование экономики;
  • — центральный банк не конкурирует с коммерческими и другими банками страны, находящимися на нижестоящем уровне кредитной системы. Деятельность центрального банка направлена на реализацию экономической политики правительства, на достижение общегосударственных целей;
  • — центральный банк контролирует и регулирует деятельность коммерческих и других банков, кредитных организаций. Контроль направлен на поддержание ликвидности банков и защиту интересов вкладчиков и инвесторов. Следует отметить, что во всех странах банковская деятельность относится к наиболее контролируемой сфере предпринимательской деятельности.

Центральный банк является эмиссионным банком и банкиром правительства. Как эмиссионный банк он монопольно осуществляет эмиссию банкнот. Как банкир правительства имеет тесные связи с правительством, консультирует его, проводит определенную денежнокредитную политику, увязанную с экономической политикой правительства. Центральный банк является банком всех остальных банков страны.

Мировой практике известны различные модели построения центральных банков, их организационной структуры. В банковских системах стран с развитой рыночной экономикой центральный банк занимает особое место. Он не только наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита, хранит официальные золотовалютные резервы, но и выступает как орган государственного регулирования экономики.

В большинстве стран центральные банки находятся в государственной собственности. Но даже в тех случаях, когда центральный банк формально не принадлежит государству (например, Федеральная резервная система США) или государство владеет лишь частью капитала (например, в Банке Японии) его действия строго регламентируются государственными законами.

История многих стран доказывает, что наличие централизованного начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются важными предпосылками для эффективного развития экономики.

Рассмотрим в качестве примера, что представляет собой Федеральная резервная система США, как она была создана, что включает в себя, как функционирует ФРС официально была учреждена 23 декабря 1913 г., когда президент В. Вильсон подписал закон о ее создании. Совет управляющих ФРС был учрежден как государственный орган с полномочиями осуществления контроля над деятельностью федеральных резервных банков и принятия решения об основных направлениях политики ФРС. Одновременно по инициативе президента США В. Вильсона при Совете управляющих был учрежден консультативный совет из числа представителей банкирских кругов, который, фактически не выходя на авансцену, с первых же лет существования банка был непосредственным представителем частного бизнеса при руководящем органе ФРС и оказывал соответствующее влияние на его деятельность.

Государственно-частный принцип, заложенный в основание функциональной структуры ФРС, стал одним из основных в системе государственного регулирования экономики США. Децентрализованное начало ФРС обеспечивалось путем учреждения 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округа). Они в совокупности образовали «коллективный» центральный банк; их капитал принадлежал банкам — членам ФРС данного округа, эти банки представляли местные интересы при формировании кредитной политики. Централизация же достигалась благодаря головному органу системы — Федеральному резервному управлению (впоследствии — Совету управляющих ФРС) в Вашингтоне. При создании ФРС ставилась цель не допустить концентрации экономической мощи у какой-либо финансовой группировки. Величина территории округа и количество банков на ней рассматривались как «уравновешивающий» фактор. В последующие годы система претерпела значительную эволюцию, основной результат которой заключался в сужении автономии федеральных банков и укреплении централизующего начала. Внешне система сохранила черты децентрализованного института, и ее базовые принципы, заложенные в Федеральном резервном акте, не изменились.

По американскому законодательству ФРС должна способствовать стабильности и росту национальной экономики, для чего она обязана выполнять следующие основные уставные функции: быть банком банков, играть роль государственного банкира; способствовать стабильности финансового положения банков — членов ФРС и осуществлять надзор за их деятельностью, регулировать денежное обращение и кредит страны.

ФРС с момента своего создания отличалась от других западных центральных банков не только уникальной трехступенчатой структурой (Совет управляющих — федеральные резервные банки — банки — члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в тот период имела большую независимость от казначейства, чем многие западноевропейские центральные банки, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента. В отличие от стран Западной Европы, где долгое время были распространены административные (селективные) методы контроля в виде кредитных квот, лимитов для отдельных секторов, групп банков и крупных кредитных институтов, ФРС полагалась на такие экономические инструменты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к селективному контролю. В основе управления денежной массой лежала система минимальных обязательных резервов, которая возникла задолго до учреждения центрального банка в США.

К началу XX в. почти во всех европейских странах и некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время они являются основным звеном банковских систем практически всех стран мира.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой