Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

От автора. 
Основы журналистской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователи журналистики тоже накопили определенные запасы знаний о том, как вырваться из плена субъективности, добиваясь адекватности в отображении того, что происходит. Не объективности, а именно адекватности — соответствия субъективной картины реальному положению дел. Освободиться от субъективного взгляда практически невозможно, но выверить его, скорректировать искажающие эффекты… Читать ещё >

От автора. Основы журналистской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Познание — удивительный процесс. Действительность не раскрывает человеку сразу своих глубинных свойств. Он постигает их ценой большого напряжения мысли и высокой концентрации жизненных сил вокруг конкретных задач, которые выдвигает реальность. Решение каждой из этих задач — прорыв, открытие, обретение новых возможностей чувствовать себя уверенно в жизни. Но не успеешь обрадоваться такой победе, а действительность уже пребывает в новом качестве, в новом времени, и задает новые загадки.

Не у многих хватает выдержки и терпения гоняться за истиной весь свой век. Только определенная часть человечества оказывается готова принять на себя такой нелегкий удел. И принимает, делая погоню за истиной жизненным приоритетом. Как вы догадываетесь, речь идет об исследователях — ученых разного профиля, благодаря которым люди Земли осознают свое место в мире и постигают его законы, чтобы в соответствии с ними строить жизнь. Через деятельность исследователей осуществляется самопознание человека, общества, профессий.

Журналистика — профессия сравнительно молодая. Ее история насчитывает около пяти столетий, в рамках всемирного исторического процесса это маленький срок. Но технический прогресс человечества сделал невероятное: своими цифровыми технологиями он дал людям столько возможностей для передачи сообщений, знаний и опыта, что наша юная профессия почувствовала себя так, будто для нее наступил пенсионный возраст. Заговорили о том, что она отжила свое. Даже в журналистской среде стали слышаться речи, полные тревоги и неуверенности.

И ладно, если бы дело ограничивалось разговорами и стенаниями, — так нет, информационное поле общества по-настоящему заштормило: от многочисленных фейков, произвольной интерпретации событий в угоду чьим-то интересам и даже прихотям оно перестало отражать реальное положение дел. Это означает, что журналистика на самом деле не справляется сейчас со своей главной обязанностью — оперативно и адекватно показывать ход важных для всех событий, нести людям правду о происходящем. Девятый вал неправды становится фактором нестабильности общественной жизни, приводит к обострению межгосударственных, межнациональных, межличностных отношений, угрожает разрушить благополучие Земли. У неправды при этом появляются свои идеологи, провозглашающие принципиальную недостижимость медиакартины, адекватной реальному миру. Объяснение данному обстоятельству дается с позиций соотношения объективного и субъективного.

Тут есть над чем задуматься. Субъективная позиция личности, действительно, выступает в отношениях человека с реальностью как призма, способная искажать восприятие объектов реального мира, серьезно осложняя взаимодействие с ними. Именно потому во многих отраслях науки исследователи давно сосредоточили внимание на поиске способов нейтрализовать в процессе познания коварное свойство личностной субъективности и получили немало достижений. Не только медики знают, какую роль в здравоохранении играют результаты анализов, позволяющие наиболее точно увидеть процессы, происходящие в организме больного. Не только конструкторы понимают, как важно изучить сопротивление материала, когда разрабатываются новые модели машин или космических кораблей…

Исследователи журналистики тоже накопили определенные запасы знаний о том, как вырваться из плена субъективности, добиваясь адекватности в отображении того, что происходит. Не объективности, а именно адекватности — соответствия субъективной картины реальному положению дел. Освободиться от субъективного взгляда практически невозможно, но выверить его, скорректировать искажающие эффекты — возможности есть, и они доступны для освоения. Беда в том, что процесс их освоения сегодня притормозился. В обществе возникла иллюзия, что свободный вход в информационное пространство означает свободу от каких-либо правил поведения в нем, тем более — правил профессиональных.

Возможно, со временем так и будет — если человечество достигнет в своем развитии ступени, когда все его граждане по уровню ответственности и умению управлять своей субъективностью сравняются с медиапрофессионалами. Но это со временем. Сегодня же, и завтра, и послезавтра, и еще многие-многие десятилетия человечество будет б нуждаться в профессии журналиста, потому что уверенная ориентация в происходящем, необходимость которой когда-то обусловила появление журналистики, и теперь для общества — жизненная потребность. Таковы научные выводы и прогнозы.

Предлагаемый учебник — для тех, кто готов приложить усилия, чтобы настроить свой оптический аппарат (свою субъективность) на алгоритмы профессиональной деятельности, которыми обеспечивается ее надежность для общества и которые предполагают необходимые компетенции.

В результате изучения дисциплины «Основы журналистской деятельности» студент должен:

знать

  • • круг профессиональных обязанностей журналиста;
  • • методы получения информации (интервью, анализ документов и другие);
  • • существующие разновидности и форматы журналистского творчества;
  • • базовые характеристики журналистских произведений как продукта профессиональной творческой деятельности;
  • • основные отличия текстов разных жанровых групп;
  • • смысл и содержание различных направлений деятельности редакции (взаимодействие с социальными институтами, общественные обсуждения, работа с письмами и обращениями читателей и т. д.);

уметь

  • • ориентироваться в информационной среде;
  • • быстро находить необходимые источники информации;
  • • оперативно получать нужные сведения с помощью различных методов;
  • • работать с интернет-ресурсами, материалами информационных агентств, мобильной связью и т. п.;
  • • подготавливать и писать тексты разных жанров, прежде всего информационных;
  • • участвовать в планировании работы редакции и своей собственной;

владеть

  • • различными методами сбора информации и ее представления в тексте;
  • • методами организации и проведения общественных обсуждений, дискуссий, интерактивного общения с аудиторией;
  • • навыками работы в команде, включая участие в разработке концепции средства массовой информации, проводимых им акций и кампаний, в подготовке коллективных материалов, включая полосы и подборки.

Автор учебника надеется, что книга поможет будущим журналистам не только получить перечисленные компетенции, но и полюбить свою профессию, увидеть ее высокий смысл.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой