Государственное управление физической культурой и спортом
6] См.: Указ Президента РФ от 31 марта 2011 г. № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборныхкоманд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр» (вместе с Положением о порядке… Читать ещё >
Государственное управление физической культурой и спортом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения России, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Для достижения указанной цели необходимо создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. В то же время основным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.
Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных соревнованиях говорят о мощи и физической силе любой нации, а также ее военном и политическом потенциале. К сожалению, в начале XXI в. из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.
Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющего элемента здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Для поддержания здоровья, обеспечения благосостояния и качества жизни населения деятельность государственных и общественных структур должна быть направлена на возрождение массового спорта, массовой физической культуры.
В середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем. Первой проблемой явилось ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Вопросы практики
Существующие ограничения в использовании государственно-частного партнерства не позволяют активно развивать спортивно-зрелищную индустрию и спортивную промышленность, обеспечивать доступность спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.
Второй проблемой является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. Это обусловлено проблемами нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научнометодического, медико-биологического и кадрового обеспечения учреждений детско-юношеского спорта.
Третьей проблемой является усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений. За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Спортивные победы способствуют созданию положительного имиджа страны на международной арене. Острая конкуренция наблюдается в борьбе за призовые места в неофициальном общекомандном зачете на Олимпийских зимних играх (в первую очередь между такими странами, как Германия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австрия и США). Эта тенденция будет усиливаться, что ставит задачи по разработке высокотехнологических подходов к развитию спорта высших достижений.
Четвертая проблема — значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий.
Это существенно затрудняет развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса, негативно сказывается на конкурентоспособности российского спорта.
Мировые спортивные державы перешли к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, биомеханики и биотехнологий, медицины, информатики, нанотехнологий и управления. Поэтому в России была принята Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р. Целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
- 1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
- 2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- 3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
- 4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
- 5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научнометодического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- 6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- 7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организация работы с болельщиками и их объединениями.
Стратегия разработана в соответствии с поручением Президента РФ по итогам совместного заседания президиума Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 г.
Основополагающим нормативным правовым документом в этой сфере является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Большой массив нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в области физической культуры и спорта, составляют подзаконные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, прежде всего, Министерством спорта РФ. Например, приказы Минспорта России от 9 августа 2016 г. № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил», от 30 декабря 2014 г. № 1104 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта гольф».
Помимо Минспорта России, другие органы исполнительной власти также осуществляют регулирование вопросов в указанной сфере. К ним относится Министерство здравоохранения РФ[1], Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека[2], Министерство экономического развития РФ[3] и др.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. также определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. В концепциях социально-экономического развития регионов РФ также имеются разделы, посвященные этим вопросам.
Нормативная правовая база в рассматриваемой сфере развивается и совершенствуется, особенно в преддверии проведения в России крупных спортивных мероприятий, таких как чемпионаты мира и т. п. Высказывается мнение о необходимости кодификации спортивного законодательства России[4]. Однако высказываются и иные суждения о дифференциации законодательства в сфере спорта, которые заключаются в том, что наряду с существованием основополагающего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», необходимо принять отдельные законы по различным видам спорта[5].
Большое внимание развитию физической культуры и спорта уделяет Президент РФ. При Президенте РФ создан Совет по развитию физической культуры и спорта. Он является совещательным органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, физкультурно-спортивными объединениями и организациями, другими организациями при рассмотрении вопросов, касающихся выработки и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и участия в них российских спортсменов. Положение об этом Совете утверждено Указом Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1058.
Президент РФ определяет основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, назначает стипендии чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр[6]. Определяет систему органов управления физической культурой и спортом, осуществляет реорганизацию этих органов, осуществляет нормативное правовое регулирование в этой сфере. Например, по поручению Президента РФ постановлением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 утверждено Положение о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Правительство РФ разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры и спорта, определяет Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, организует проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи[7] и т. п.
Министерство спорта РФ (Минспорта России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Минспорт России разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам: а) развития массовой физической культуры и спорта; б) совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва; в) организации всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий; г) пропаганды физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни.
В полномочия Минспорта России входит согласование решения о проведении на территории РФ международных спортивных соревнований. Оно определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни. Устанавливает особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.
Организует конгрессы, конференции, семинары и другие мероприятия в установленной сфере деятельности. Положение о Минспорте России утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607.
В сфере физической культуры и спорта полномочия имеют и другие органы исполнительной власти. Так, Минздрав России определяет квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта[8], порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий[9]. Принимает меры по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры[10]. Обеспечивает проведение мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и т. п.
Роспотребнадзор осуществляет санитарный надзор за ввозимым оборудованием, строительными материалами и конструкциями для строительства олимпийских объектов и вводом их в эксплуатацию.
Минэкономразвития России определяет ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта и т. п.
- [1] См.: приказ Минздрава России от 4 февраля 2014 г. № 56 «Об утверждении Положения о мониторинге доступности и качества оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения в период тестовых соревнований и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи» и др.
- [2] См.: приказ Роспотребнадзора от 2 марта 2011 г. № 202 «Об организации санитарного надзора за ввозимым оборудованием, строительными материалами и конструкциями для строительства олимпийских объектов и вводом их в эксплуатацию».
- [3] См.: приказ Минэкономразвития России от 24 сентября 2012 г. № 620 «Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, которые находятсяв собственности Российской Федерации и предоставлены (заняты) для размещения объектов спорта».
- [4] См.: Тихомиров Ю. А. Теория кодекса // Кодификация законодательства: теория, практика, техника / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2009. С. 38.
- [5] См.: Жабин Н. А. Развитие нормативной базы Российской Федерации в области управления физической культурой и спортом // Административное право и процесс. 2011. № 8. С. 47—50.
- [6] См.: Указ Президента РФ от 31 марта 2011 г. № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборныхкоманд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр» (вместе с Положением о порядке выплатыстипендий Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр).
- [7] См.: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физическогоразвития детей, подростков и молодежи».
- [8] См.: приказ Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работниковв области физической культуры и спорта“».
- [9] См.: приказ Минздрава России от 1 марта 2016 г. № 134н «О Порядке организацииоказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройтиспортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организацияхи (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“».
- [10] См.: приказ Минздрава России от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшемуразвитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»; приказом Минздравсоцразвития России от 9 августа 2010 г. № 613н утвержден Порядок оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий.