Организация и правовые основы функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний
Диссертация
Одним из ведущих звеньев в воспитательном процессе с осужденными по-прежнему остается отряд. Однако накопившиеся проблемы функционирования отрядного звена, и прежде всего сложившаяся ситуация в его кадровом составе, существенно сдерживают возможности воспитательной работы. Так, в настоящее время только 47% начальников отрядов имеют высшее образование, а юридическое или педагогическое — всего 17… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с осужденными
- ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
- 1. Организация воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС: основные понятия и сущность
- 2. Становление и развитие воспитательной службы в УИС России
- Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
- Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
- 1. Современное состояние организации деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний
- 2. Совершенствование организации деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний
- 3. Требования, предъявляемые к сотрудникам подразделений воспитательной работы с осужденными и специалистам по социальной работе, их профессионально-психологическая компетенция
Список литературы
- Нормативные акты и официальные документы
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Права человека: Сб. междунар. док. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
- Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. -М.: Экспертное бюро-М, 1997. С. 211.
- Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро-М, 1997. -800 с.
- Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. И. Зубков. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 408 с.
- Конвенция о принудительном или обязательном труде от 28 июня 1930 г. № 29 // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990.
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.64 с.
- Конституция Российской Федерации. Комментарий/Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. -С. 122.
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. -М.:Юрид. лит., 1990.
- Методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования всспитательной работы с осужденными. М.: ГУИН Минюста России, НИИ УИС Минюста России, Ряз. ин-т права и экономики Минюста России 2000. — 16 с.
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. // Сов. юстиция. 1991.- № 14.
- О реализации положений Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 28 апреля 2000 г. № 68.
- О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41. -Ст. 4683.
- Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных в учреждениях УИС: Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 года № 262.
- Об утверждении Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1995 г. № 970 // Рос. газ. 1995.-4 сент.
- Основные направления деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004 год: Приказ ГУИН Минюста России от 23 января 2004 г. № 25.
- План мероприятий по реализации Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (на период 2000—2005 гг.). М.: ГУИН Минюста России, 2000. — 8 с.
- Положение о европейских тюрьмах. Рекомендация № (87) 3: Принята Комитетом министров Европейского совета. М., 1987.
- Положение об отряде осужденных исправительного учреждения: Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259.
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13 сентября 2006 г, № 2.
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 117.
- Сборник нормативных актов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ (в помощь начальнику отряда). Ч. II. М., 1981.
- Уголовно-исполнительная система России 1993−2003 гг.: Стат. сб. М.: ГУИН Минюста России, 2003. — 16 с.
- Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2000. Гл. 14. Ст. 116.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 133 с. 1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
- Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: Сб. М.: Права человека, 2000. — 287 с.
- Андреев Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний: Учеб. пособие. -М.: Права человека, 2001. 144 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Наука, 1988.
- Анисимков В.М. Управление органами, исполняющими наказания. -М., 1989.
- Антонян Ю.М. Преступность и психическая аномалия. М., 1987.
- Антонян Ю.М. Преступность и психическая аномалия. М., 1987.
- Базунов В.В., Детков М. Г. Тюрьмы НКВД-МВД СССР в карательной системе советского государства.-М., 2000. 110 с.
- Байдаков ГЛ. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных: Учеб. пособие. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
- Бажова Л.А., Евсеева A.M., Орлова Е. А. Гуманизация школы: теория и опыт. Рязань: РГПУ, 1999.
- Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001.
- Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001.
- Башкатов И.П., Фицула М. Н. Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательно-трудовых колониях. -М.: МВД СССР, 1984.
- Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. -М.: Союз, 2001.
- Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС: Сб. науч. тр. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.- 198 с.
- Деев В.Г., Прокопов МЛ. Организация воспитательной работы с осужденными в отряде. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981.
- Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. -М.: PRI, 2000. С. 33.
- Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. -М.: PRI, 2000. С. 33.
- Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. M.:PRI, 2000.-84c.
- Зубков А. И, Калинин Ю. И., Сысоев ВД. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / Под ред. С. В. Степашина, П. В. Крашенинникова. М.: НОРМА, 1998. -176 с.
- Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. -М.: НОРМА, 2002. С.126−127.
- Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: НОРМА, 2002. — 304 с.
- Казак Б.Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Мо-ногр. / Под ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 324 с.
- Канунник А. И Наказание в виде лишения свободы. Теория и практика исполнения: Моногр. Пенза: Изд-во Пензен. гос. ин-та, 2001. — 236 с.
- Клюкин В.Ф. Организационно-педагогическое укрепление и развитие отрядной системы в ИТК. М., 1976.
- Кон И. С. Социология личности. -М.: Наука, 1967.
- Кочунас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
- Макшаков С.И., Хрящевая Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: В 2 ч. СПб, 1993.
- Макшаков С.И., Хрящевая Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: В 2 ч. СПб, 1993.
- Маликов Б.З. Лишение свободы в политике наказания и законодательстве России. Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та Минюста России, 2001.-230 с.
- Марищук B.JI. Об экзогенном внушении как методе повышения эффективности аутотренинга.-М., 1974.
- Материалы науч.-практической конф. «Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными, г. Вологда, 25−27 апр. 2001 г. Вологда: Вологод. ин-т права и экономики Минюста России. 2001. — 271 с.
- Наказание и исправление преступников: Учеб. Пособие / Под ред. Ю. М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992.3'4.Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. М., 2001.
- Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. М., 2001.
- Новоселова А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: Теория и технология: Моногр. 2-е изд. — М.: PRI- Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2001. — 223 с.
- Опыт изучения личности осужденных: Учеб.-метод. пособие. М.- Самара: ГУИН Минюста России по Самар. обл.- НИИ УИС Минюста России, 2004. — 123 с.
- Организация сотрудничества органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями: Метод, пособие. -М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. 24 с.
- Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под ред. Ю.Я. Чайки- Науч. ред. В. М. Анисимков, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — Т. 1: Общая часть. — 505 с.
- Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под ред. Ю.Я. Чайки- Науч. ред. В. М. Анисимков, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — Т. 2: Особенная часть. — 470 с.
- Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под ред. В.У. Ялунина- Науч. ред. В. М. Анисимков, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — Т. 3: Общая часть. — 427 с.
- Основы управления в органах внутренних дел. М.: Московская академия МВД России, 2001.
- Особенности воспитательной работы с осужденными, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. М.: Минюст России, 2000. -48с.
- Петров С.М. Государственное управление уголовно-исполнительной системой: Моногр. Домодедово: РИПК работников МВД РФ, 1995.-191 с.
- Реформирование пенитенциарной системы: Материалы междунар. конф. Минск: ООО «ФилСерв плюс», 1998. — 132 с.
- Рябинин А.А. Отрядная система в исправительно-трудовой колонии. М.: ВШ МООП РСФСР, 1966.
- Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. 355 с.
- Социально-психологическая реабилитация осужденных: эффективные модели работы: Материалы междунар. нау.-практ. конф., 23−24 дек. 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. — 172 с.
- Суровцев В.А. Организация деятельности центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в исправительных колониях: Моногр. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.
- Тонконогов А. В. Пенитенциарная секталогия: Учеб.-практ. пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. — 120 с.
- Торн К, МаккейД. Полное руководство по тренингу. М, 2002.
- Тюгаева Н.А. Индивидуальная работа с осужденными: Лекция. -Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. 33 с.
- Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учеб. / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 584 с.
- Уголовно-исполнительной право: Учеб. / Под ред. И. В. Шмарова. -М.: Новый Юрист, 1998.
- Ушатиков А. И Пенитенциарная психология: Учеб. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 757 с.
- Ушатиков А.И. Психология основных средств исправления и ресо-циализации осужденных: Учеб. Пособие. Рязань, 2000. — 242 с.
- Ушатиков А. И, Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С. Н. Пономарева. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 536 с.
- Ушатиков А. И, Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: Учеб. пособие. -Рязань, 1999. 198 с.
- Фомин Н.С. Структурная модель дифференцированных программ исправления осужденных и их педагогические условия их реализации: Учеб. пособие. Домодедово: Всерос. ин-т повышения квалификации работников МВД России, 2002. — 69 с.
- Фопелъ К Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М, 1999.
- Фопелъ К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М, 1999.
- Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. -М.: Юриспруденция, 2001.
- Хомлюк В.И. Организация и методика воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.-226 с.
- Хохряков Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М.: Юрид. лит., 1991. — 224 с.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1999.
- Шамсунов С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Моногр. Самара: Самар. науч. центр РАН, 2005. -375 с.
- Шиханцов Г. Г. Юридическая психология. М., 2000.
- Южанин В.Е. Реализация наказания в виде лишения свободы: Моногр. Рязань: Ряз. ин-т права и экономики МВД России, 1995. — 172 с.
- I. Статьи, периодические издания
- Антонян Ю.М. Что же такое лишение свободы? // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
- Аржевитин А. Особенности организации воспитательного процесса с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. -№ 1. -С. 18−21.
- Бовин Б. На пути к европейским стандартам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 4. — С. 20−24.
- Бубенова О. Важное звено перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. -№ 6.-С. 12−14.
- Гришин В.Д. Динамика профессионального становления личности начальника отряда // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. -№ 3.
- Громов М., Кабакин В., Шматков В. Следуя традициям // Преступление и наказание. 2004. — № 2. — С. 35−38.
- Деев В.Г. Прогноз поведения осужденного // Бюллетень ИТУ. М., 1978, № 16.
- Дружинин С. К вопросу о социально-психологическом аспекте в работе молодых специалистов в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. — № 8.
- Жильцова Л. Помогают общественные организации // Преступление и наказание. 2001. — № 11. — С. 29−30.
- Калинин Ю.И. Сохраняя преемственность, реализовывать новые возможности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 1999. Спецвыпуск.
- Калинин Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 1.
- Киселева Г. Социальная адаптация осужденных задача общая // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2001. — № 5. — С. 13−18.
- Кисляков А. Особенности проведения воспитательной работы с осужденными, имеющими психические аномалии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. — № 8. — С. 36−38.
- Ковтун В.П. Теоретические аспекты воспитательного взаимодействия // Влияние организационно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы. Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1991.
- Новоселова А. С. Аутотренинг, его виды, приемы и способы индивидуального и группового воздействия на различные категории осужденных в процессе коррекционной работы в ИТУ. // Основы психокоррекционной работы в ИТУ. Рязань, 1995.
- Олейник А, Самоорганизация осужденных в местах лишения свободы (по итогам социологического опроса, проведенного в колониях в 1996—1999 годах) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 1. — С.
- Поздняков В. Критерии оценки исправления осужденного: какими им быть? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 8. -С. 42−45.
- Савардунова В. Проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Человек: преступление и наказание. 2002. — № 3−4. — С. 25−26.
- Стручков Н.А. «Зона», прикрытая для критики // Коммунист. -1989. -№ 18.
- Суменков А. Вопросы исправительного воздействия на осужденных, совершивших преступления при рецидиве // Человек: преступление и наказание. -2002. -№ 3−4. С. 39−41.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1958.
- Хомлюк В. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. -№ 2.-С. 36−38.
- Хомлюк В. Приоритеты в воспитательной работе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 3. — С. 18−20.
- Хомлюк В., Поздняков В. Пути реализации основных направлений воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 4−5. — С. 22−27.
- Хомлюк В., Поздняков В. Пути реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 4. — С. 22−27.
- Хомлюк В., Поздняков В. Пути реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 5. — С. 6−12.
- Хомлюк В.И. Ведущее звено // Преступление и наказание. 2000.4.
- Хомлюк В.И. Ключевая задача // Преступление и наказание. 2000. -№ 8. — С. 6−8.
- Хомлюк В.И. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. -№ 2.
- Хомлюк В.И. Приоритеты в воспитательной работе // Ведомости уголовно-исполнительной системы: Информ.-аналитич. журн. 2000. — № 3. -С. 18−20.
- Ялунин В. У. Соблюдение прав человека приоритетная задача уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2002. -№ 5.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
- Детков М.Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 1994. — 43 с.
- Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: законодательство, теория и практика: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Рязань, 2002. — 45 с.
- Казак Б.Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые проблемы): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. -М., 2000. 56 с.
- Конегер П.Е. Дисциплинарная ответственность как разновидность воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы: Автореф.дис.. канд. юрид. наук (12.00.08) / П. Е. Конегер- Сарат.гос.акад.права. -Саратов, 2002. 27 с.
- Кыдыяков И.Г. Применение уголовного наказания в виде исправительных работ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. — 35 с.
- Савинкин Д.В. Трудовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей в воспитательно-исправительных заведениях России (середина XIX начало XX вв.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Коломна: Коломен. гос. пед. ин-т, 2004. — 21 с.
- Смирнова КН. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 186 с.
- Стурова МЛ. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1991.