Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация и правовые основы функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из ведущих звеньев в воспитательном процессе с осужденными по-прежнему остается отряд. Однако накопившиеся проблемы функционирования отрядного звена, и прежде всего сложившаяся ситуация в его кадровом составе, существенно сдерживают возможности воспитательной работы. Так, в настоящее время только 47% начальников отрядов имеют высшее образование, а юридическое или педагогическое — всего 17… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с осужденными
  • ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
    • 1. Организация воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС: основные понятия и сущность
    • 2. Становление и развитие воспитательной службы в УИС России
  • Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
  • Глава 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ
    • 1. Современное состояние организации деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний
    • 2. Совершенствование организации деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний
    • 3. Требования, предъявляемые к сотрудникам подразделений воспитательной работы с осужденными и специалистам по социальной работе, их профессионально-психологическая компетенция

Организация и правовые основы функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Современная уголовно-исполнительная система (УИС) представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 1060 учреждений — 844 исправительных учреждения, 7 тюрем и 209 следственных изоляторов. В настоящее время в указанных учреждениях содержится более 812 тыс. человек. Годовой оборот подследственных составляет около 2,5 млн человек. В следственных изоляторах ежемесячно в среднем по Российской Федерации содержится около 150 тыс. подследственных.

Согласно Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры — одно из важнейших средств развития международного сотрудничества. Они способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций и относятся к Числу важнейших средств развития международного сотрудничества. Не случайно последовательное исполнение международных обязательств, обеспечение прав и свобод человека относятся к числу приоритетных задач социально-экономического развития страны на ближайшие 10 лет, что подчеркнуто Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Таким образом, исполнение положений законодательства Российской Федерации, приведение уголовно-исполнительной системы в соответствие с международными стандартами, выполнение обязательств, принятых на себя Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, рекомендаций Комитета министров Совета Европы по вопросам, связанным с Европейскими пенитенциарными правилами, поддержание престижа страны на международном уровне, а также последовательное выполнение положений Конституции Российской Федерации, предписаний, содержащихся в указах и посланиях Президента Российской Федерации, вполне соответствуют основным приоритетным направлениям социально-экономического развития.

Проблема совершенствования воспитательной работы с осужденными всегда была одной из ведущих в деятельности всех органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Однако в настоящее время данное направление приобретает особую актуальность, что обусловлено несколькими обстоятельствами.

Во-первых, введение в действие нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УЖ РФ), разработанного в соответствии с международными правовыми нормами обращения с осужденными и закрепившего в качестве основополагающих в деятельности УИС принципы законности, гуманизма, демократизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, выдвинуло новые требования к организации воспитательной работы в исправительных учреждениях (ИУ).

Во-вторых, вступление России в Европейское сообщество повлекло за собой необходимость приближения ее уголовно-исполнительной политики к мировым стандартам. Это выразилось, в частности, в передаче уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел в Министерство юстиции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100.

Однако сама по себе передача УИС в другое ведомство без коренного преобразования ее деятельности вряд ли имела бы принципиальное значение, поэтому в конце прошлого столетия был взят курс на реформирование уголовно-исполнительной системы с тем, чтобы изменить качественное состояние УИС, сделать ее более открытой, менее формализованной, ориентированной на решение задач социальной помощи осужденным, их реабилитации со всеми вытекающими отсюда последствиями правового, экономического и психолого-педагогического характера.

В-третьих, стало совершенно очевидным, что причины сохранения высокого уровня рецидивной преступности заключаются не только в экономических и социальных проблемах, но и в недостатках воспитательной работы пенитенциарных учреждений.

Психологически продуманное отношение к лицам, преступившим закон, — шанс, предоставляемый осужденному для возвращения к социальной норме поведения путем исправления в специфических и далеко не всегда благоприятных условиях жесткого ограничения в свободе и некоторых других правах. Это — попытка общественных и государственных институтов (прежде всего специально предназначенной для реализации пенитенциарных целей уголовно-исполнительной системы) и самого осужденного в процессе исправительного воздействия сохранить человеческий облик, восстановить утраченный социальный статус, вернуться к полноценной жизни на свободе.

В ходе проведения воспитательной работы между осужденными и сотрудниками исправительных учреждений должны устанавливаться отношения, основанные на взаимном доверии и педагогическом сотрудничестве. Этой цели можно достичь совершенствованием управленческой деятельности за счет внедрения в воспитательную работу новых средств и методов исправления осужденных. Необходимо осуществить переход от жестких форм давления на личность к установлению доверительных отношений между персоналом УИС и осужденными с обеспечением приоритета психолого-педагогических методов воздействия на правонарушителей, разрешению их социальных проблем.

Совершенствование организации воспитательной работы в соответствии с международными стандартами на основе обеспечения реабилитации и трудовой адаптации осужденных становится наиболее актуальным в связи с созданием Федеральной службы исполнения наказаний.

Одним из ведущих звеньев в воспитательном процессе с осужденными по-прежнему остается отряд. Однако накопившиеся проблемы функционирования отрядного звена, и прежде всего сложившаяся ситуация в его кадровом составе, существенно сдерживают возможности воспитательной работы. Так, в настоящее время только 47% начальников отрядов имеют высшее образование, а юридическое или педагогическое — всего 17%. Работа начальника отряда является самой низкооплачиваемой в ИК (на уровне мастера). Средняя нагрузка на одного начальника отряда превышает нормативную в 1,7 раза, а в ряде регионов и лесных учреждениях — в 2−3 раза. Нельзя признать удовлетворительной и организацию труда начальников отрядов, которые систематически отвлекаются от выполнения своих непосредственных функций. В такой обстановке недостатки в индивидуально-воспитательной работе с каждым днем только накапливаются. Не случайно в прошедшем году количество поступивших во ФСИН России жалоб и заявлений от осужденных и их родственников возросло в три раза.

Более 40% начальников отрядов имеют стаж работы в должности до 3 лет, а каждый пятый — до 1 года. В связи с отсутствием у сотрудников необходимого опыта, а также недостаточным уровнем профессиональных знаний на местах создаются различного рода курсы, школы первоначальной подготовки, проводятся семинары с целью пополнения знаний, получения определенных навыков организации воспитательного процесса.

Таким образом, необходимость поиска новых подходов к организации воспитательной работы с осужденными, неразработанность многих теоретических вопросов в этой сфере деятельности органов и учреждений УИС предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования, его направленность и содержание.

Степень разработанности темы исследования. Различные аспекты функционирования органов и учреждений УИС отражены в работах А. А. Аксенова, В. М. Анисимкова, Н. С. Артемьева, Н. П. Барабанова, А. Я. Гришко, М. Г. Деткова, А. И. Зубкова, В. И. Ишатенко, Б. Б. Казака, Ю. И. Калинина, В. Ф. Клюкина, А. С. Михлина, М. П. Мелентьева, В. Б. Первозванского, Н. И. Петренко, В. А. Суровцева, Ю. В. Щедрина, В. Е. Южанина и других ученых. Проблема организации функционирования подразделений воспитательной работы исправительных колоний в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы комплексно ранее не рассматривалась. Ее отдельные аспекты отражены в трудах, относящихся к сфере исполнения и отбывания наказания в местах лишения свободы (Ю.М. Антонян, А. В. Бриллиантов, М. П. Мелентьев, А. С. Михлин, П. Г. Пономарев, В. И. Селиверстов, НА, Стручков, М. П. Стурова, С. Х. Шамсунов, И.В. Шма-ров и др.).

Вопросы организации и проведения воспитательной работы с различными категориями осужденных в исправительных учреждениях как одно из направлений деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными исследовались, в частности, И. П. Башкатовым, Л. И. Беляевой, B.C. Ветошкиным, Т. Н. Волковой, Е. М. Данилиным, Е. Н. Казаковой, В. М. Литвишковым, В. Е. Матвеенко, В. Н. Савардуновой, Н. А. Тюгаевой, А. И. Ушатиковым,.

A.В. Шамисом.

Вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, получили освещение в работах как зарубежных (Д. Гордон, Р. Ку-инн, К. Л. Кунц, Г. Й. Шнайдер, Эдвин М. Шур и др.), так и отечественных (Ю.М. Антонян, Ю. М. Аверкиев, З. А. Астемиров, Н. А. Беляев, А. В. Бриллиантов, А. И. Васильев, Т. Н. Волкова, В. И. Горобцов, П. Ф. Гришин, В. Н. Гуськов, В. А. Елеонский, В. И. Игнатенко, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, А. Г. Ковалев, О. Б. Лысягин, А. С. Михлин, В. И. Поздняков, В. Б. Писарев, А. Т. Потемкина, Т. Г. Предов, М. С. Рыбак, С. В. Познышев, Н. А. Стручков,.

B.М. Трубников, И. В. Шмаров, A.M. Яковлев и др.) ученых.

Применительно к организации функционирования подразделений воспитательной работы в современных условиях недостаточно разработаны их функции, цели й задачи в условиях реформирования уголовно-исполнительной системывопросы законодательного и ведомственного правового регулирования организации деятельности этих подразделенийдифференцированный подход к организации работы с осужденнымиизменение организационно-структурного построения исправительного учреждения как одно из условий совершенствования деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными.

Таким образом, проблема организации и правового обеспечения функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний носит многоаспектный характер, имеет важное теоретическое и практическое значение. Очевидно, что без тщательного научного анализа всего комплекса возникающих связей и отношений нельзя разработать и реализовать адекватные меры по преодолению имеющихся негативных явлений, по созданию системы воспитательной работы, отвечающей современным международным требованиям.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, связанные с организацией деятельности исправительных колоний в сфере воспитательной работы с осужденными.

Предмет — теоретические, правовые и организационные основы деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными в современных условиях.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических, организационных и правовых мер повышения эффективности функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными и обоснование конкретных предложений, направленных на создание системы управления воспитательной работы с осужденными в ИК.

Для достижения поставленной цели диссертантом решены следующие задачи:

1. Проведен комплексный анализ целей, задач и функций подразделений воспитательной работы с осужденными, отбывающими уголовное наказание в исправительных колониях.

2. Раскрыты место и роль подразделений воспитательной работы с осужденнымив их исправлении в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

3. Сформулирована система научно обоснованных предложений по совершенствованию правового регулирования функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

4. Исследован организационно-функциональный механизм воспитательной работы в исправительных колониях в современных условиях.

5. Уточнены особенности функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия, в современных условиях.

6. Разработан комплекс предложений, направленных на повышение эффективности функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Методологическую и теоретическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы познания, комплексный и системный подходы. С учетом сложности рассматриваемых проблем в работе использовались частные методы познания: анкетирование, наблюдение. Исследование базируется на принципах и положениях теории государства и права, уголовного и уголовно-исполнительного права, теории социального, и государственного управления, пенитенциарной педагогики и психологии. В процессе работы реализован конкретно-исторический подход с учетом процессов реформирования уголовно-исполнительного законодательства России.

В процессе подготовки диссертационного исследования автор использовал междисциплинарный подход и комплексный анализ научных трудов по теории управления, социологии, уголовно-исполнительному и уголовному праву, криминологии, пенитенциарной педагогике и психологии.

Исследование проводилось с учетом отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с различными категориями осужденныхшироко использовались международные правовые акты и стандарты.

Правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, международные правовые акты г исследуемой сфере.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена не только его объектом и предметом, но и тем, что автор впервые комплексно подошел к исследованию проблемы организации функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

На основе многолетнего практического опыта работы автора в уголовно-исполнительной системе и проведенного исследования в диссертации впервые: разработана концепция функционирования подразделений воспитательной работы исправительных колоний различных категорий осужденных исправительных колоний в условиях реформирования уголовно-исполнительной системысистематизированы проблемы правового регулирования организации функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными к лишению свободы в современных условиях и сформулированы научно обоснованные предложения по его совершенствованиюпроведен комплексный анализ функций, целей и задач подразделений воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, выработаны и уточнены направления их совершенствования в современных условияхсформулированы предложения по совершенствованию организационной структуры подразделений воспитательной работы с осужденными в современных условиях.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Концепция функционирования подразделений воспитательной работы с различными категориями осужденных исправительных колоний.

В диссертации на основе норм уголовно-исполнительного законодательства воспитательная работа с осужденными рассматривается как одно из основных средств их исправления и предупреждения преступлений. Результатом реализации предложенной автором концепции должно стать создание стабильной системы управления подразделениями воспитательной работы с осужденными в ИК, которая позволит обеспечить ресоциализацию, трудовую адаптацию осужденных и в конечном счете будет направлена на предупреждение и пресечение преступлений с их стороны.

2. Научно обоснованные предложения по совершенствованию правового обеспечения деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Автор считает целесообразным законодательно закрепить нормы о создании при исправительных учреждениях попечительских советов, деятельности общественных воспитателей, проведении социальной работы с осужденными и, кроме того, о критериях и степени исправления осужденных. Использование объективных (узаконенных) критериев, основанных на достижении реальных результатов исправления осужденного, а не на формальных признаках или субъективном мнении представителей администрации исправительного учреждения, будет способствовать повышению эффективности исполнения наказаний.

3. Предложения по совершенствованию организации воспитательной работы с осужденными исправительных учреждений за счет более рациональной организации их деятельности (аналитическая работа, планирование, контроль, научно-методическое обеспечение).

4. Научно обоснованная система требований к сотрудникам подразделений воспитательной работы с осужденными.

Сформулированные автором требования, а также особые умения послужат основой для отбора из резерва наиболее соответствующих кандидатов на должности сотрудников подразделений воспитательной работы с осужденными.

Обоснованность и достоверность результатов диссертационного исследования обусловлены не только его методикой, но и эмпирической базой, включающей в себя обширный материал, собранный автором в период работы над темой.

Диссертант изучил и обобщил опыт работы территориальных органов уголовно-исполнительной системы по рассматриваемому нацравлению. Было проведено социологическое исследование, респондентами которого выступили более 400 руководителей территориальных органов ФСИН России, руководителей ИУ. Проаноизировано около 300 публикаций по указанной проблеме, более 400 управленческих документов ГУИН Минюста России, Минюста России, ФСИН России.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования вытекает из новизны полученных результатов. Исследование направлено на совершенствование с учетом современных требований организации деятельности подразделений воспитательной работы с. осужденными к лишению свободы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что автор рассмотрел организацию деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными, позволяющую наиболее эффективно решать проблемы их ресоциализации, трудовой адаптации и борьбы с преступностью. Теоретическая значимость состоит в том, что полученные диссертантом результаты могут служить основой для дальнейших теоретических разработок в области социального управления, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и психологии.

Диссертантом разработана концепция организации функционирования подразделений воспитательной работы с разными категориями осужденных, основанная на ее научно-методическом обеспечении, использовании новых форм и методов, оптимальном структурном построении подразделений воспитательной работы с осужденными.

С учетом комплексного характера исследования его практическая значимость выражается в различных формах. Во-первых, положения и выводы диссертационного исследования использованы при подготовке Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, Положения об отряде осужденных исправительного учреждения, в Методических рекомендациях по реализации Концепции воспитательной работы с осужденными, моделей специалистов УИС. Во-вторых, в процессе подготовки диссертации опубликован ряд научных работ.

В-третьих, результаты исследования могут быть использованы при разработке нормативных актов, касающихся организации воспитательной работы с осужденными, а также практической деятельности сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Результаты исследования докладывались автором на совещаниях с руководителями территориальных органов и учреждений УИС, теоретических и научно-практических конференциях, в том числе международного уровня. По материалам исследования разработаны и внедрены в деятельность УИС научно-практические предложения. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ведомственных образовательных учреждений и в практическую деятельность.

Структура и объем работы. Структура диссертации, ее содержание обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях реформирования уголовно-исполнительной системы деятельность органов и учреждений УИС должна быть строго ориентирована на выполнение международных стандартов и правил обращения с заключенными. Признание приоритета общечеловеческих ценностей, отношение к осужденным как к людям, подлежащим исправлению и возвращению в общество, достижение их ресоциализации и трудовой адаптации — основа организации деятельности подразделений воспитательной работы с осужденными исправительных колоний.

Совершенствование управленческой деятельности в УИС, в том числе при организации в исправительных колониях воспитательной работы с осужденными, возможно при условии внедрения в воспитательную работу современных психолого-педагогических методов, оказания осужденным разносторонней социальной помощи, привлечения к работе с ними широких слоев общественности.

Повышению эффективности функционирования подразделений воспитательной работы с осужденными ИК могло бы способствовать наличие попечительских советов в пенитенциарных учреждениях.

Наличие таких общественных организаций как субъекта воспитательной работы существенно расширяет диапазон возможных воспитательных воздействий на осужденных и позволяет осуществлять контролирующие функции за деятельностью администрации.

Необходимо формировать общественное мнение с использованием средств массовой коммуникации (городских, региональных, российских и зарубежных), необходимость участия общественности в воспитательном процессе осужденных и привлечения внимания к проблемам пенитенциарных учреждений.

При планировании совместной деятельности попечительского совета администрации учреждения необходимо определить круг прав и обязанностей обеих сторон. Накопленный нами опыт работы в колонии убеждает в необходимости совместного участия в следующих мероприятиях: приеме осужденных и их родственников по личным вопросам, участии в работе комиссии администрации по предоставлению льгот осужденным, еженедельных обходах отрядов, штрафных изоляторов, помещений камерного типа, помещений самодеятельных организаций, учебных классов, больницы и т. п.

Следует привлекать образовательные учреждения города к работе с осужденными с целью повышения их образовательного уровня (проведение лекций, факультативных занятий, открытие групп заочного обучения в колледже, университете), а также представителей религиозных конфессий (проведение культовых обрядов и участие в работе программ).

Приоритетным условием является согласование всей деятельности попечительского совета как субъекта воспитательной работы с осужденными в пенитенциарном учреждении с другими субъектами (начальником колонии, заместителем по воспитательной работе, отделом воспитательной работы, начальниками отрядов) для осуществления комплексного воздействия на осужденных в соответствии с действующей концепцией организации воспитательной работы в колонии.

На наш взгляд, в целях формирования системы социальной работы в УИС необходимо:

— законодательное закрепление ресоциализации осужденных в качестве одной из задач УИС, а социальной работы — одного из средств исправительного воздействия, определение базовых принципов и направлений ее осуществления;

— разработка ведомственных нормативных документов для функционирования социальной службы с осужденными во всех звеньях УИС (следственных изоляторах, исправительных колониях, воспитательных колониях, колониях-поселениях, уголовно-исполнительных инспекциях), организация их деятельности и управления ими, в том числе нормирование служебной нагрузки на специалиста;

— опытно-экспериментальная проверка эффективности функционирования различных моделей социальной работы с осужденными (группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденныхцентры психолого-педагогической и социальной работы с осужденными (орловский опыт) — социально-воспитательная работа (свердловский вариант) — социальная помощь в профильных отрядах осужденных, в том числе отрядах подготовки к освобождениюсоциально-педагогические центры воспитательных колонийсоциально-воспитательная работа в процессе исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, и т. п.). Распространение положительного опыта на другие территориальные органы УИС;

— формирование системы постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации граждан, освободившихся из учреждений УИС, с законодательно оформленным участием государственных органов, общественных и религиозных организаций, частных лиц;

— переориентация содержания и организационных основ профессиональной деятельности всех структурных подразделений учреждений УИС на ресоциализацию, вовлечение самих осужденных в социальную работу в качестве волонтеров;

— пересмотр организационно-штатной структуры и введение должностей социальных работников в кадровые или воспитательные аппараты, функциональное определение направлений помощи, защиты и поддержки сотрудников УИС.

Научное и научно-методическое обеспечение развития системы социальной работы в УИС предполагает:

— разработку теоретических и методических основ социальной работы в УИС, научных принципов ее организации;

— подготовку предложений о внесении изменений в уголовно-исполнительное законодательство по институционализации социальной работы;

— подготовку проекта федерального закона, а также программы ресоциализации и социальной адаптации (реабилитации) освобождающихся осужденных;

— разработку и принятие Положения о службе социальной работы с осужденными в УИС ФСИН России;

— выработку нормативно-методической базы функционирования центров домов, участков) социальной адаптации (реабилитации) граждан, освобождающихся и освобожденных из учреждений УИС, экспериментальную проверку эффективности их работы;

— определение, апробацию и распространение типовых методик социальной работы с наиболее уязвимыми категориями осужденных, программ социальной защиты помощи и поддержки на разных этапах, в обычных, строгих, облегченных условиях отбывания наказания, а также в период реадаптации на свободе;

— исследование и определение технологий социальной работы со средой осужденных, их семьями и родственниками, восстановления социальных вязей и реинтеграции в общество;

— оптимизацию организационных основ социальной работы с осужденными (создание автоматизированного рабочего места специалиста, уточнение оценочных показателей, документации службы, карт ресоциализации, пенитенциарных паспортов осужденных) — определение форм внутреннего сотрудничества специалистов по социальной работе с начальниками отрядов, психологами, другими сотрудниками, а также внешнего воздействия с государственными органами, социальными службами, общественностью;

— изучение, систематизацию, внедрение положительного отечественного и международного опыта социальной работы с осужденными;

— определение актуальной научно-исследовательской проблематики, подготовку и издание учебных пособий, монографий, практикумов, методических рекомендаций по основным направлениям социальной работы в УИС.

Кадровое обеспечение социальной работы в УИС включает в себя:

— исследование потребности УИС в специалистах по социальной работе, разработку программы ведомственной и вневедомственной подготовки, дополнительного профессионального образования, переподготовки, повышения квалификации кадров, в том числе руководителей исправительных учреждений;

— уточнение квалификационных требований, профессиограмм специалистов по социальной работе УИС, выработку и утверждение этического кодекса специалистов,.

— организацию ведомственной социально-педагогической подготовки специалистов для воспитательных колоний либо привлечение к работе в них выпускников вузов с последующей профессионально-пенитенциарной переподготовкой;

— изучение опыта подготовки специалистов по социальной работе из числа осужденных, привлечение их к работе в УИИ и с освобожденными из учреждений УИС;

— разработку программ обучения сотрудников, назначенных на должности специалистов, основам социальной работы с осужденными в рамках дополнительного начального профессионального образования;

— организацию целевого трудоустройства выпускников — специалистов по социальной работе, стимулирование профессионального роста и личностного самосовершенствования путем введения квалификации, категорий, классности;

— формирование и подготовку резерва научно-педагогических кадров — специалистов по социальной работе.

Приведенные положения при их дальнейшей доработке, детализации, концептуальном оформлении и реализации уже в ближайшей перспективе (3−5 лет) позволят изменить облик уголовно-исполнительной системы, повысить результативность ее деятельности по исправлению, ресоциализации и трудовой адаптации граждан, отбывающих наказания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Права человека: Сб. междунар. док. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  4. Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
  5. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. -М.: Экспертное бюро-М, 1997. С. 211.
  6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / Под общ. ред. П. Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро-М, 1997. -800 с.
  7. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. И. Зубков. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 408 с.
  8. Конвенция о принудительном или обязательном труде от 28 июня 1930 г. № 29 // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990.
  9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990.
  10. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.64 с.
  11. Конституция Российской Федерации. Комментарий/Под общ. ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юрид. лит., 1994. -С. 122.
  12. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. -М.:Юрид. лит., 1990.
  13. Методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования всспитательной работы с осужденными. М.: ГУИН Минюста России, НИИ УИС Минюста России, Ряз. ин-т права и экономики Минюста России 2000. — 16 с.
  14. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. // Сов. юстиция. 1991.- № 14.
  15. О реализации положений Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста России от 28 апреля 2000 г. № 68.
  16. О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 41. -Ст. 4683.
  17. Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных в учреждениях УИС: Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 года № 262.
  18. Об утверждении Федеральной целевой программы содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2000 года: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1995 г. № 970 // Рос. газ. 1995.-4 сент.
  19. Основные направления деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2004 год: Приказ ГУИН Минюста России от 23 января 2004 г. № 25.
  20. План мероприятий по реализации Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (на период 2000—2005 гг.). М.: ГУИН Минюста России, 2000. — 8 с.
  21. Положение о европейских тюрьмах. Рекомендация № (87) 3: Принята Комитетом министров Европейского совета. М., 1987.
  22. Положение об отряде осужденных исправительного учреждения: Приказ Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 259.
  23. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 13 сентября 2006 г, № 2.
  24. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 117.
  25. Сборник нормативных актов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ (в помощь начальнику отряда). Ч. II. М., 1981.
  26. Уголовно-исполнительная система России 1993−2003 гг.: Стат. сб. М.: ГУИН Минюста России, 2003. — 16 с.
  27. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2000. Гл. 14. Ст. 116.
  28. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 133 с. 1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  29. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: Сб. М.: Права человека, 2000. — 287 с.
  30. Н.А. Социология исполнения уголовных наказаний: Учеб. пособие. -М.: Права человека, 2001. 144 с.
  31. Г. М. Социальная психология. -М.: Наука, 1988.
  32. В.М. Управление органами, исполняющими наказания. -М., 1989.
  33. Ю.М. Преступность и психическая аномалия. М., 1987.
  34. Ю.М. Преступность и психическая аномалия. М., 1987.
  35. В.В., Детков М. Г. Тюрьмы НКВД-МВД СССР в карательной системе советского государства.-М., 2000. 110 с.
  36. ГЛ. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных: Учеб. пособие. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
  37. Л.А., Евсеева A.M., Орлова Е. А. Гуманизация школы: теория и опыт. Рязань: РГПУ, 1999.
  38. И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001.
  39. И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2001.
  40. И.П., Фицула М. Н. Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в воспитательно-трудовых колониях. -М.: МВД СССР, 1984.
  41. С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. -М.: Союз, 2001.
  42. Вопросы теории и практики управления в условиях реформирования УИС: Сб. науч. тр. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.- 198 с.
  43. В.Г., Прокопов МЛ. Организация воспитательной работы с осужденными в отряде. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981.
  44. А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. -М.: PRI, 2000. С. 33.
  45. А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. -М.: PRI, 2000. С. 33.
  46. А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. M.:PRI, 2000.-84c.
  47. Зубков А. И, Калинин Ю. И., Сысоев ВД. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / Под ред. С. В. Степашина, П. В. Крашенинникова. М.: НОРМА, 1998. -176 с.
  48. В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. -М.: НОРМА, 2002. С.126−127.
  49. В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. М.: НОРМА, 2002. — 304 с.
  50. .Б. Безопасность уголовно-исполнительной системы: Мо-ногр. / Под ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 324 с.
  51. Канунник А. И Наказание в виде лишения свободы. Теория и практика исполнения: Моногр. Пенза: Изд-во Пензен. гос. ин-та, 2001. — 236 с.
  52. В.Ф. Организационно-педагогическое укрепление и развитие отрядной системы в ИТК. М., 1976.
  53. Кон И. С. Социология личности. -М.: Наука, 1967.
  54. Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.
  55. С.И., Хрящевая Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: В 2 ч. СПб, 1993.
  56. С.И., Хрящевая Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: В 2 ч. СПб, 1993.
  57. .З. Лишение свободы в политике наказания и законодательстве России. Самара: Изд-во Самар. юрид. ин-та Минюста России, 2001.-230 с.
  58. B.JI. Об экзогенном внушении как методе повышения эффективности аутотренинга.-М., 1974.
  59. Материалы науч.-практической конф. «Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными, г. Вологда, 25−27 апр. 2001 г. Вологда: Вологод. ин-т права и экономики Минюста России. 2001. — 271 с.
  60. Наказание и исправление преступников: Учеб. Пособие / Под ред. Ю. М. Антоняна. М.: НИИ МВД РФ, 1992.3'4.Новоселова А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. М., 2001.
  61. А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. М., 2001.
  62. А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных: Теория и технология: Моногр. 2-е изд. — М.: PRI- Центр содействия реформе уголовного правосудия, 2001. — 223 с.
  63. Опыт изучения личности осужденных: Учеб.-метод. пособие. М.- Самара: ГУИН Минюста России по Самар. обл.- НИИ УИС Минюста России, 2004. — 123 с.
  64. Организация сотрудничества органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными объединениями: Метод, пособие. -М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. 24 с.
  65. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под ред. Ю.Я. Чайки- Науч. ред. В. М. Анисимков, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — Т. 1: Общая часть. — 505 с.
  66. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под ред. Ю.Я. Чайки- Науч. ред. В. М. Анисимков, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — Т. 2: Особенная часть. — 470 с.
  67. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: Учеб.: В 3 т. / Под ред. В.У. Ялунина- Науч. ред. В. М. Анисимков, Б. Б. Казак, Н. П. Барабанов. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — Т. 3: Общая часть. — 427 с.
  68. Основы управления в органах внутренних дел. М.: Московская академия МВД России, 2001.
  69. Особенности воспитательной работы с осужденными, характеризующимися различной степенью восприятия исправительного воздействия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. М.: Минюст России, 2000. -48с.
  70. С.М. Государственное управление уголовно-исполнительной системой: Моногр. Домодедово: РИПК работников МВД РФ, 1995.-191 с.
  71. Реформирование пенитенциарной системы: Материалы междунар. конф. Минск: ООО «ФилСерв плюс», 1998. — 132 с.
  72. А.А. Отрядная система в исправительно-трудовой колонии. М.: ВШ МООП РСФСР, 1966.
  73. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2005. 355 с.
  74. Социально-психологическая реабилитация осужденных: эффективные модели работы: Материалы междунар. нау.-практ. конф., 23−24 дек. 2002 г., г. Минск. Минск, 2003. — 172 с.
  75. В.А. Организация деятельности центров психолого-педагогической и социальной работы с осужденными в исправительных колониях: Моногр. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.
  76. А. В. Пенитенциарная секталогия: Учеб.-практ. пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2004. — 120 с.
  77. Торн К, МаккейД. Полное руководство по тренингу. М, 2002.
  78. Н.А. Индивидуальная работа с осужденными: Лекция. -Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. 33 с.
  79. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Учеб. / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 584 с.
  80. Уголовно-исполнительной право: Учеб. / Под ред. И. В. Шмарова. -М.: Новый Юрист, 1998.
  81. Ушатиков А. И Пенитенциарная психология: Учеб. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 757 с.
  82. А.И. Психология основных средств исправления и ресо-циализации осужденных: Учеб. Пособие. Рязань, 2000. — 242 с.
  83. Ушатиков А. И, Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Учеб. / Под ред. С. Н. Пономарева. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 536 с.
  84. Ушатиков А. И, Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: Учеб. пособие. -Рязань, 1999. 198 с.
  85. Н.С. Структурная модель дифференцированных программ исправления осужденных и их педагогические условия их реализации: Учеб. пособие. Домодедово: Всерос. ин-т повышения квалификации работников МВД России, 2002. — 69 с.
  86. Фопелъ К Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М, 1999.
  87. К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. М, 1999.
  88. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. -М.: Юриспруденция, 2001.
  89. В.И. Организация и методика воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю. И. Калинина. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003.-226 с.
  90. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы. М.: Юрид. лит., 1991. — 224 с.
  91. Ю.В. Юридическая психология. М., 1999.
  92. С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Моногр. Самара: Самар. науч. центр РАН, 2005. -375 с.
  93. Г. Г. Юридическая психология. М., 2000.
  94. В.Е. Реализация наказания в виде лишения свободы: Моногр. Рязань: Ряз. ин-т права и экономики МВД России, 1995. — 172 с.
  95. I. Статьи, периодические издания
  96. Ю.М. Что же такое лишение свободы? // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991.
  97. А. Особенности организации воспитательного процесса с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. -№ 1. -С. 18−21.
  98. . На пути к европейским стандартам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 4. — С. 20−24.
  99. О. Важное звено перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. -№ 6.-С. 12−14.
  100. В.Д. Динамика профессионального становления личности начальника отряда // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. -№ 3.
  101. М., Кабакин В., Шматков В. Следуя традициям // Преступление и наказание. 2004. — № 2. — С. 35−38.
  102. В.Г. Прогноз поведения осужденного // Бюллетень ИТУ. М., 1978, № 16.
  103. С. К вопросу о социально-психологическом аспекте в работе молодых специалистов в исправительных учреждениях // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. — № 8.
  104. Л. Помогают общественные организации // Преступление и наказание. 2001. — № 11. — С. 29−30.
  105. Ю.И. Сохраняя преемственность, реализовывать новые возможности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 1999. Спецвыпуск.
  106. Ю.И. Уголовно-исполнительная система России: стратегия реформы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 1.
  107. Г. Социальная адаптация осужденных задача общая // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2001. — № 5. — С. 13−18.
  108. А. Особенности проведения воспитательной работы с осужденными, имеющими психические аномалии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2004. — № 8. — С. 36−38.
  109. В.П. Теоретические аспекты воспитательного взаимодействия // Влияние организационно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы. Домодедово: ВИПК МВД СССР, 1991.
  110. А. С. Аутотренинг, его виды, приемы и способы индивидуального и группового воздействия на различные категории осужденных в процессе коррекционной работы в ИТУ. // Основы психокоррекционной работы в ИТУ. Рязань, 1995.
  111. Олейник А, Самоорганизация осужденных в местах лишения свободы (по итогам социологического опроса, проведенного в колониях в 1996—1999 годах) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 1. — С.
  112. В. Критерии оценки исправления осужденного: какими им быть? // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. — № 8. -С. 42−45.
  113. В. Проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Человек: преступление и наказание. 2002. — № 3−4. — С. 25−26.
  114. Н.А. «Зона», прикрытая для критики // Коммунист. -1989. -№ 18.
  115. А. Вопросы исправительного воздействия на осужденных, совершивших преступления при рецидиве // Человек: преступление и наказание. -2002. -№ 3−4. С. 39−41.
  116. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1958.
  117. В. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. -№ 2.-С. 36−38.
  118. В. Приоритеты в воспитательной работе // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2000. — № 3. — С. 18−20.
  119. В., Поздняков В. Пути реализации основных направлений воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 4−5. — С. 22−27.
  120. В., Поздняков В. Пути реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 4. — С. 22−27.
  121. В., Поздняков В. Пути реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. — № 5. — С. 6−12.
  122. В.И. Ведущее звено // Преступление и наказание. 2000.4.
  123. В.И. Ключевая задача // Преступление и наказание. 2000. -№ 8. — С. 6−8.
  124. В.И. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2001. -№ 2.
  125. В.И. Приоритеты в воспитательной работе // Ведомости уголовно-исполнительной системы: Информ.-аналитич. журн. 2000. — № 3. -С. 18−20.
  126. В. У. Соблюдение прав человека приоритетная задача уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2002. -№ 5.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  127. М.Г. Развитие системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в России: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Академия управления МВД РФ, 1994. — 43 с.
  128. В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: законодательство, теория и практика: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Рязань, 2002. — 45 с.
  129. .Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества (теоретические и организационно-правовые проблемы): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. -М., 2000. 56 с.
  130. П.Е. Дисциплинарная ответственность как разновидность воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы: Автореф.дис.. канд. юрид. наук (12.00.08) / П. Е. Конегер- Сарат.гос.акад.права. -Саратов, 2002. 27 с.
  131. И.Г. Применение уголовного наказания в виде исправительных работ: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. — 35 с.
  132. Д.В. Трудовое воспитание несовершеннолетних правонарушителей в воспитательно-исправительных заведениях России (середина XIX начало XX вв.): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Коломна: Коломен. гос. пед. ин-т, 2004. — 21 с.
  133. КН. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 186 с.
  134. МЛ. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1991.
Заполнить форму текущей работой