Пространственная ориентация.
Специальная психология
![Реферат: Пространственная ориентация. Специальная психология](https://westud.ru/work/6454610/cover.png)
Кроме того, в зрительно-перцептивном поле перед ребенком чаще возникают проблемные ситуации, которые сами по себе активизируют познавательный интерес и работу мышления. Многие исследователи отмечают, что для слепых детей, особенно дошкольного возраста, характерна низкая познавательная активность. Недостатки в развитии мышления сказываются на темпах формирования наглядно-образного мышления… Читать ещё >
Пространственная ориентация. Специальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Пространственная ориентация — одна из сложнейших по своей структуре и функциям психологических систем, включающих в свой состав работу восприятия, представления, мышления и воображения. Ориентация в пространстве предполагает нахождение своего места в нем и направление движения к точке назначения.
Современный взгляд на пространственные представления, лежащие в основе ориентационного поведения, ориентирован на создание сложной многоуровневой системы, отражающей как фило-, так и онтогенетические этапы становления топографических представлений. Автор современной теории многоуровневого строения пространственных представлений А. В. Семенович справедливо указывает на то, что наши представления о пространстве не давали бы возможности человеку адекватно ориентироваться в нем, если бы одновременно не воспроизводили определенные характеристики времени, поскольку наше понимание пространства неотделимо от ощущения времени.
Зрение играет определяющую роль в процессе пространственной ориентации, как важнейший инструмент его восприятия и представления. Для незрячего человека способность самостоятельно ориентироваться в пространстве напрямую связана с социальной мобильностью и интегрированностью в общество. Вместе с тем хорошо известно, что многие незрячие весьма эффективно ориентируются в окружающем пространстве. Отсутствие или глубокое нарушение зрения компенсируются работой сохранных органов чувств: слуха, осязания, обоняния и, в особенности, двигательного анализатора.
Важную роль в пространственной ориентации незрячих играют мышление и воображение. Как уже говорилось, в дошкольном и младшем школьном возрасте недостатки моторного развития затрудняют процесс обучения пространственной ориентации слепых. Особую роль в формировании навыков пространственной ориентации могут сыграть родители незрячего ребенка. Постоянно выступая в роли поводыря, они резко снижают заинтересованность незрячего учиться самостоятельным навыкам пространственного ориентирования. При этом формируется убежденность незрячего в собственной неспособности самостоятельно перемещаться в пространстве и многочисленные пространственные фобии. Исследователи отмечают, что у незрячих детей медленно формируется схема тела, представления о правой и левой частях пространства. Незрячий ребенок с трудом осваивает относительность пространственных оценок.
Активное включение незрячего ребенка в игровую и спортивную деятельность способствует преодолению отставания в развитии моторной сферы и тем самым сказывается на развитии навыков пространственной ориентации.
Мышление, речь и общение
Мышление
Базируясь на данных чувственного опыта, мыслительные процессы не сводятся целиком к последнему, выходя за пределы образного отражения мира. По мере развития мыслительные процессы сами начинают оказывать влияние на формирование сенсорно-перцептивной сферы, интеллектуализируя ее.
Зрительная патология оказывает не прямое, а опосредованное влияние на процесс развития мышления слепых и слабовидящих детей. Особенно это влияние ощутимо в дошкольном и младшем школьном возрасте. Глубокие нарушения зрения негативно сказываются на развитии нагляднодейственного мышления, реализуемого в процессе практических операций с предметами, — его замедляет отставание в моторном развитии и формировании предметных действий.
Кроме того, в зрительно-перцептивном поле перед ребенком чаще возникают проблемные ситуации, которые сами по себе активизируют познавательный интерес и работу мышления. Многие исследователи отмечают, что для слепых детей, особенно дошкольного возраста, характерна низкая познавательная активность. Недостатки в развитии мышления сказываются на темпах формирования наглядно-образного мышления: сужение круга представлений, их фрагментарность и схематизм затрудняют процесс оперирования вторичными образами в процессе мышления.
Словесно-логическое у или понятийное, мышление в меньшей степени зависит от патологического фактора, так как протекает с опорой па понятия разной степени обобщенности, многие из которых вообще не имеют образного, а только вербальный аналог.
Вербализм в процессе обучения слепых опасен не только тем, что незрячий ребенок лишается чувственной основы используемых им понятий, но и тем, что знание подается ему в готовом, результативном виде, что снижает его понимание и уровень познавательных интересов. Поэтому в современной тифлопсихологии представлено много противоречивых данных о развитии мышления слепых и слабовидящих детей.
В конечном счете уровень развития мышления зависит не от степени снижения остроты зрения, а от характера и содержания обучения и коррекционно-воспитательной работы. Развитие мышления имеет для незрячего принципиальное значение, так как выступает важнейшим фактором компенсации слепоты.
Речь
Помимо мышления фактором компенсации является речь, развитие которой у слепых и слабовидящих детей имеет определенное своеобразие. Прежде всего на речевое развитие детей с недостатками зрения оказывает влияние естественно суженный круг общения, который В ДОШКОЛЬНОМ детстве в основном ограничен близкими родственниками из числа взрослых.
У маленьких незрячих детей встречается весьма много несвойственных возрасту речевых оборотов и слов, смысл которых они не всегда до конца понимают. Это делает речь излишне формальной и бедной по содержанию.
Педагоги, работающие со слепыми дошкольниками, отмечают, что для многих из них типичным является недостаточность как пассивного, так и активного словаря, разрыв между словом и образом. Подлинное развитие словаря слепого ребенка возможно в совместной предметной деятельности со взрослым. При этом последний должен стимулировать процесс оречевления выполняемых операций.
Логопеды, работающие с незрячими детьми, отмечают проблемы в произносительной стороне речи при артикулировании целого ряда звуков, постановка которых требует зрительного контроля.
Речь остается наиболее сохранной стороной психического развития незрячего ребенка и способна эффективно выполнять регуляторную и коммуникативную функции. Поэтому ее сохранность определяет реализацию содержательной стороны общения.
Общение
Но речь выступает не единственным инструментом общения, определенный вклад вносят паралингвистические средства общения: мимика, пантомимика, жестикуляция, характеристики голоса и интонации. Очевидно, что слепой неизбежно испытывает определенные трудности в усвоении визуально-невербальных средств коммуникации. Вместе с тем слепые могут обладать удивительной точностью в оценке возрастных и эмоциональных особенностей голоса собеседника. Ограниченный круг общения, представленный в основном хорошо знакомыми людьми, не способствует формированию навыков вступления в контакт, поддержания диалога, самопрезентации. Многие незрячие испытывают страхи пред общением с незнакомыми и в особенности зрячими людьми. Трудности в общении не представляются непреодолимыми, особенно в условиях адекватного семейного воспитания.