Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу настоящего исследования составили: теория «психической деиривации» (J. LangmeierZ. Mateycek), научные положения об «общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития» (В.В.ЛебединскийВ.И.Лубовский), теории «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я.Гальперин), «развивающего обучения» (В.В.ДавыдовЛ.В.Занков) — понятия «о сложной структуре дефекта… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Развитие личности ребенка-сироты в условиях депривации
      • 1. 1. Сенсорная и двигательная депривация
      • 1. 2. Материнская депривация
    • 2. Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к обучению в школе
      • 2. 1. Теории обучения и научения
      • 2. 2. Обучаемость, как одна из психологических характеристик личности
      • 2. 3. Общие вопросы психологической готовности к обучению в школе
    • 3. Готовность к школьному обучению детей-сирот с задержкой психического развитии
      • 3. 1. Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
      • 3. 2. Особенности сформированное&trade- интеллектуального компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с задержкой психического развития
      • 3. 3. Особенности сформированное&trade- социального компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с задержкой психического развития
      • 3. 5. Особенности сформированности произвольного компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе детсй-сирот с задержкой психического развития
      • 3. 6. Особенности сформированности мотивационного компонента в структуре психологической готовности к школе детей-сирот с задержкой психического развития
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Экспериментальные исследования
      • 1. 1. Характеристика испытуемых
      • 1. 2. Описание методического аппарата исследования
      • 1. 3. Методы обработки рез>льтатов исследования
    • 2. Анализ и обсуждение полученных данных констатирующего эксперимента
      • 2. 1. Характеристика уровня сформированное&trade- общего показателя развития
      • 2. 2. Характеристика уровня сформированное&trade- интеллектуального компонента
      • 2. 3. Характеристика уровня сформированное&trade- эмоциональною компонента
      • 2. 4. Характеристика уровня сформированное&trade- мотивационного компонента
      • 2. 5. Характеристика уровня сформированности социального компонента
    • 3. Экспериментальное обучение
      • 3. 1. Описание методики
      • 3. 2. Анализ и обсуждение полученных данных обучающего эксперимента

Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании.

Вопрос успешной адаптации воспитанников детских домов приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество детей, лишенных родительского попечительства, неуклонно растет. На сегодняшний день в Российской Федерации проживает 678 тыс. детей-сирот (Ж.А.Захарова).

Данная группа детей-сирот является неоднородной по своему составу и демонстрирует весь спектр психических отклонений, от легких особенностей психического реагирования до грубых нарушений эмоционального и познавательного развития (Т.А.БасиловаМ.А.ЕгороваВ.В.КовалевИ.А.КоробейниковВ.С.МухинаЕ.А.СтребелеваL.Kreisler).

В ряде исследований убедительно доказана возможность возникновения психических нарушений субклинического и клинического уровня в условиях депривации, характеризующейся недостаточностью или обеднением одной из сторон психической деятельности — эмоциональной, сенсорной, моторной, когнитивной. (M.AinsworthJ.BowlbyM.KleinL.KreislerJ.LangmeierZ.MateycekM.RutterR.SpitzD.Winni-cottK. Wolf и др.).

Особенно ярко эти дефекты проявляются на начальных этапах школьного обучения, когда выясняется, что большинство воспитанников детского дома оказываются не способны к обучению по программе общеобразовательной школы в связи с определенным своеобразием познавательной и личностной сфер (Т.А.БасиловаВ.Годфри КоблинерИ.В.ДубровинаМ.А.ЕгороваИ.А.ЗалысинаИ.А.КоробейниковМ.Ю.КистяковскаяВ.В.КовалевМ.И.ЛисинаB.C. МухинаЭ.А.МинковаВ.Н.ОслонА.М.ПрихожанЭ.ПиклерА.Г.Рузская;

Е.О.СмирноваЕ.А.СтребелеваЕ.Г. ТрошихинаН.Н.ТолстыхА.Б.ХолмогороваM.AinsworthJ.BowlbyM.KleinL.KreisIerJ.LangmeierZ.MateycekM.RutterR.SpitzD.WinnicottK.WoIf и др.).

В рамках рассматриваемой проблемы поднимается вопрос не только об исследовании специфических особенностей данной категории детей, но и о возможности внедрения в арсенал учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психокоррек-ционных технологий подготовки к школьному обучению, разработанных на основе «профилей обучаемости».

В проводимом исследовании под термином «профили обучаемости» понимаются индивидуальные возможности ребенка в восприятии, осмыслении и воспроизведении учебной информации, включая возможности контроля и самоконтроля.

Психологическая сущность процесса «обучаемости» — «зона ближайшего развития», определяется степенью усвоения ребенком социокультурного опыта (Л.С.Выготский). Развивая идеи Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн рассматривал обучаемость, как выражение общей способности ребенка к учению, а в качестве ведущих критериев сформированности данной способности подчеркивал важность широты переноса, «которая достигается различными индивидами в процессе обучения».

В зарубежных исследованиях указанный термин преимущественно используется применительно к разработанным «законам научения» (A.Thorndike), теориям программированного обучения (B.F.Skinner), методам последовательного изучения предмета (L.Stolaroff) и др.

Значительный вклад в изучение проблемы пониженной обучаемости внесли работы, выполненные в русле научной школы З. И. Калмыковой и Н. А. Менчинской, которые содержат описание динамической стороны психики ребенка и основываются на качественном анализе познавательной деятельности (Г.П.Антонова, Т. В. Егорова, Е. К. Иванова, А. И. Липкина, Л. С. Славина, У. В. Ульенкова, А. Н. Цымба-люк и др.).

Детей с ЗПР отличают низкая познавательная активность, обусловленная несформированностью мотивационной сферы, «интеллектуальная пассивность», проявляющаяся в нежелании решать поставленные задачи, недостаточный уровень развития мыслительных операций: проявления инертности, склонность к использованию первоначально найденных способов решения (Т.В.Егорова, С. Л. Славина,.

A.Н.Цымбалюк и др.).

Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию психической деятельности детей с различными типами ди-зонтогенеза (Н.Л.БелопольскаяН.Д.БаландинаЕ.Е.ДмитриеваТ.А.ВласоваН.В.ЕлфимоваТ.В.ЕгороваГ.И.ЖаренковаС.Д.ЗабрамнаяИ.А.КоробейниковИ.Ю.КулагинаЛ.В.Кузнецова;

B.В.ЛебединскийВ.И.ЛубовскийЕ.М.МастюковаИ.Ф.МарковскаяМ.С.ПевзнерЛ.И.ПереслениВ.Г.ПетроваУ.В.УльенковаП.А.Цыпина), вопросы психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР изучены недостаточно, что и обусловило актуальность настоящего исследования.

Проблема исследования заключается в необходимости изучения сформированное&tradeпсихологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР и разработке технологий подготовки к школьному обучению на основе определения «профилей обучаемости».

Актуальность и значимость выявленной проблемы, состояние теории и потребность практических учреждений в разработке эффективных технологий формирования психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР обусловили выбор темы исследования: «Профили обучаемости детей-сирот с ЗПР как условие формирования психологической готовности к обучению в школе».

Цель исследования — разработка психокоррекционных технологий на основе изучения структурно-содержательных компонентов психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР. Объект исследованияпсихологическая готовность к обучению в школе детей-сирот с ЗПР.

Предмет исследования — структурно-содержательные компоненты психологической готовности к обучению в школе, определяющие профили обучаемости детей-сирот с ЗПР.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что выделение «профилей обучаемости» детей-сирот с ЗПР на основе изучения специфики структурно-содержательных компонентов психологической готовности к обучению в школе позволит разработать психокоррекционные технологии профилактики и преодоления школьной дезадаптации на начальных этапах обучения. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы с целью изучения степени разработанности проблемы исследования.

2. Изучить и описать специфику структурно-содержательных компонентов психологической готовности к обучению в школе, лежащих в основе формирования «профилей обучаемости» детей-сирот с ЗПР.

3. Провести сравнительный анализ «профилей обучаемости» детей-сирот с ЗПР, детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, а также их нормально развивающихся сверстников. 4. Разработать психолого-педагогические рекомендации и психо-коррекционные технологии по подготовке к школьному обучению детей-сирот с ЗПР.

Методологическую основу настоящего исследования составили: теория «психической деиривации» (J. LangmeierZ. Mateycek), научные положения об «общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития» (В.В.ЛебединскийВ.И.Лубовский), теории «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я.Гальперин), «развивающего обучения» (В.В.ДавыдовЛ.В.Занков) — понятия «о сложной структуре дефекта», «о зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский) — понятия «внутренняя позиция школьника» (Л.И.Божович), «ведущая деятельность» (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), «сензитивные периоды развития» (Л.С.ВыготскийScott J.P.), принцип единства диагностической и коррекционной помощи (Л.С.ВыготскийГ.М.ДульневС.Д.ЗабрамнаяА.Я.ИвановаА.Р.ЛурияВ.И.ЛубовскийВ.Г.Петрова, С. Л. Рубинштейн, Е. А. Стребелева и др.).

Для проверки гипотезы исследования и реализации поставленных задач были использованы следующие методы:

— теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы);

— анамнестический (анализ педагогической и медицинской документации об истории психосоциального развития ребенка);

— эмпирический (основу которого оставили психодиагностические методы выявления уровня сформированное&tradeосновных структурно-содержательных компонентов психологической готовности к обучению в школе: Д. И. Бойков, С.В.БойковаА.Л.ВенгерА.Я.ИвановаА.Керн-И.ИирасекД.Б.ЭльконинE.W.Amen);

— количественного и качественного анализа полученных данных.

Организация исследовании.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

I этап (2000;2001) — разработка концепции, определение методологических основ и понятийного аппарата исследования, анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме.

II этап (2001;2002) — сбор педагогической и медицинской информации, выбор диагностических методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных результатов.

III этап (2002;2004) — разработка психокоррекционных технологий, направленных на формирование отдельных компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР. Проведение формирующего эксперимента. Анализ полученных результатов. Подведение итогов и оформление диссертационного исследования.

Экспериментальное изучение проводилось на базах экспериментального психолого-педагогического реабилитационного центра «Надежда» г. Электросталь для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома № 29 г. Москвы, детских психоневрологических санаториев № 28 ЮВАО, № 66 I03A0.

Научная новизна исследования.

В работе впервые изучены особенности психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР, как особой группы. Проведено комплексное всестороннее исследование компонентов структуры изучаемого явления. Установлено, что в результате сочетанного патогенного воздействия депривационного и биологического факторов, наименее сформированными оказываются эмоциональный, социальный и произвольный компоненты психологической готовности к обучению в школе. Выделены «профили обучаемости» детей исследуемой категории, представлена их качественная иоуровневая характеристика.

Впервые проведен сравнительный анализ обучаемости детей с одинаковой степенью выраженности интеллектуальных нарушений, воспитывающихся в разных условиях.

Теоретическая значимость исследования.

Получены сравнительные данные о качественном своеобразии формирования психологической готовности к обучению в школе у детей-сирот с ЗПР, детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, а также их нормально развивающихся сверстников. Установлена роль депривационного и биологического факторов в формировании основных структурно-содержательных компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Практическая значимость исследования.

Разработаны технологии формирования психологической ютов-ности к школьному обучению, использование которых социальными педагогами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами, работающими в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит осуществить профилактику школьной дезадаптации на начальных этапах обучения.

Полученные экспериментальные данные об особенностях личности детей-сирот с ЗПР могут быть использованы указанными специалистами при проведении диагностических и коррекционных мероприятий в процессе подготовки к школьному обучению.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется обоснованностью теоретических положений, репрезентативностью выборок, соответствием диагностического и коррекционного инструментария задачам исследования, использованием качественно-количественного анализа с применением методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сочетанное патогенное воздействие депривационного и биологического факторов определяет специфику психического развития ребенка-сироты и приводит к снижению уровня обучаемости, а впоследствии к несформированности психологической готовности к обучению в школе.

2. Диспропорциональность в развитии основных компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе определяет профиль обучаемости ребенка-сироты с ЗПР.

3. Профили обучаемости детей-сирот с ЗПР и детей с ЗПР, воспитывающихся в семье, различаются по уровням сформированное&tradeструктурно-содержательных компонентов (эмоциональному, социальному, произвольному) психологической готовности к обучению в школе.

4. Выделение и применение «профилей обучаемости» детей-сирот с ЗПР является условием формирования психологической готовности к обучению в школе и позволяет более точно определять содержание и направления психокоррекционной работы и осуществлять профилактику школьной дезадаптации на начальных этапах обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования были представлены на конференциях молодых ученых МГПУ, МПГУ (2003; 2004 гг.), обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии МГПУ (2004,2005 гг.), на заседании кафедры специальной педагогики и психологии МПГУ (2002,2003 гг.), методическом семинаре логопедов и психологов Западного окружного управления образования г. Москвы.

Основные положения работы включены в содержание учебных дисциплии «Психология детей с ЗПР», «Психологическая коррекция» в системе профессиональной подготовки педагогических кадров МГПУ.

На материале исследования совместно с Региональной общественной организацией «Экология и семья» разработана «Комплексная и целевая программа развития и построения устойчивой жизненной среды в отдельно взятом микросоциальном пространстве», которая внедрена в практику работы школ-интернатов и детских домов ЗАО, ЮЗАО.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографии (включает 300 наименований, в том числе 46 на иностранном языке) и 4 приложений. Основное содержание исследования составляет 130 страниц. В тексте работы содержится 12 таблиц, 6 рисунков.

Результаты исследования показали положительную динамику в развитии познавательных компонентов психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с ЗПР после проведения психокоррек-ционной работы (при р <0,05) по всем указанным направлениям, что свидетельствует об эффективности разработанных технологий, с одной стороны, и о достаточной степени обучаемости данной категории испытуемых, с другой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе теоретически обоснована необходимость формирования психологической готовности к обучению в школе у детей-сирот с ЗПР, представлены некоторые новые данные об особенностях их психосоциального развития, выявлена специфика процесса подготовки к школьному обучению.

Систематизированы и описаны «индивидуальные профили обучаемости» исследуемой категории детей. Показана положительная динамика в развитии отдельных психических функций вследствие целенаправленного психокоррекционного воздействия.

В рамках исследования разработаны технологии формирования психологической готовности к школьному обучению детей-сирот с ЗПР, использование которой позволяет определить направление и содержание психокоррекционной работы и разработать психолого-педагогические рекомендации по подготовке к школьному обучению для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в учреждениях сиротского вида.

Выявлены значительные потенциальные возможности изучаемой категории детей в процессе осуществления коррекционной работы.

На основании комплексного изучения структуры психологической готовности детей-сирот с ЗПР и результатов коррекционной работы можно сделать следующие выводы:

1. Дети-сироты с ЗПР представляют собой неоднородную группу по уровню психологической готовности к школьному обучению, характеризующуюся, как общими, так и специфическими особенностями развития, вследствие сочетанного патогенного воздействия депривационного и биологического факторов.

2. Диспропорциональность психического развития детей-сирот с ЗПР обусловливает специфические особенности психологической готовности к школьному обучению, а именно:

• преобладание наглядно-мыслительной основы деятельности при недоразвитии наглядно-образной и словесно-регулятивной составляющей интеллектуального компонента;

• доминирование негативного эмоционального фона, сопровождающегося выраженными проявлениями тревожности в ситуациях учебного характера (эмоциональный компонент);

• превалирование игровых мотивов над учебными вследствие недостаточной привлекательности содержательной стороны учебной деятельности, (мотивационный компонент);

• способность к осуществлению действий произвольного характера в условиях строго заданного алгоритма и только под контролем взрослого (произвольный компонент);

• снижение коммуникативных потребностей и умений в отношениях со сверстниками и чрезмерное преобладание потребностей в общении со взрослыми (социальный компонент).

3. Сравнительный анализ профилей обучаемости выявил:

• низкий и средне-низкий уровни сформированности эмоционального, произвольного, социального, интеллектуального компонентов психологической готовности к школьному обучению у детей-сирот с ЗПР;

• средне-низкий и средний уровни сформированности, эмоционального, произвольного, социального, интеллектуального, мотивационного компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе у детей с ЗПР, воспитывающихся в семье;

• средний и высокий уровни сформированности, эмоционального, произвольного, социального, интеллектуального, мотивационного компонентов в структуре психологической готовности к обучению в школе у дошкольников с нормальным развитием.

4. Использование «профиля обучаемости» детей-сирот с ЗПР является необходимым условием формирования психологической готовности к обучению в школе, применение которого социальными педагогами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами позволит более точно определить содержание и направления психокоррекционной работы.

5. Применение психокоррекционных технологий, ориентированных на преодоление диспропорциональности в развитии основных компонентов психологической готовности к школьному обучению позволит осуществить профилактику школьной дезадаптации на начальных этапах обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Д. Диагностика формирования психологических предпосылок готовности к школе у детей 4−5 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Психол. ин-т Рос. Акад. Образования. М., 1997.- 19 с.
  2. Т.Д. Диагностика формирования психологических предпосылок готовности к школе у детей 4−5 лет: Дис.. канд. психол. наук / Психол. ин-т Рос. Акад. Образования. М., 1997. -132 с. + илл.
  3. .И., Кондрашин В. И., Кузнецов Н.В Некоторые социальные и медико-педагогические проблемы развития детей-сирот раннего возраста // Дефектология, 1990, № 1. С. 76 — 81.
  4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. 128 с.
  5. .Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.
  6. Анищенко О.М.условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание, 1979, № 5. С. 39−44.
  7. Т.П. Роль изучения грамматических категорий в развитии мышления младших школьников с задержкой психического развития. Дис. канд. пед. наук. М., 1985. 193 С. + прил.
  8. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., Международная педагогическая академия, 1994.
  9. Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития к экспериментально психологическому исследованию какпоказатель личностных особенностей // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
  10. М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореф. дис.. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995. 25 с.
  11. М.К. Очерки о развитии детей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения, Выпуск 4 / Научный редактор серии Лазутова М.Н.- М., ТОО «Симе», 1995 64 с.
  12. Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М., «Полиграф сервис», 1998. — С. 35−60.
  13. И.М., Гамаюнова А. Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1997, № 1.-С. 36−39.
  14. И.М., Гамаюнова А. Н. Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы // Дефектология, 1998, № 6. С. 18−21.
  15. Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей с интеллектуальной недостаточностью // Вопросы психологии. 1992. № 1.-С. 33−42.
  16. Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития//Вопросы психологии, 1997.-№ 1.-С. 19−25.
  17. Белопольская H. J1. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976.-21 с.
  18. JI.H. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. Ав-тореф. дис.. канд. исихол. наук. М., 1995. 16 с.
  19. В.М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. // Вопросы магеринсгва и младенчества, 1938, № 3. С. 16 — 24.
  20. П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.-695 с.
  21. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968.-464 с.
  23. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна, 3-е изд. М., Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 2001.-352 с.
  24. О.В. Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук / Ставроп. Гос. ун-т. Ставрополь, 1999−25 с.
  25. И. Влияние социальных и биологических факторов на психику и поведение ребенка. Журнал «Педиатрия» выпуск 9 № 4, 1925.-С. 79−92.
  26. А.А., Браташникова И. Л. Учись играя. Тренировка интеллекта. Харьков. 1997.-414 с.
  27. И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности у шестилетних детей с разным уровнем умственного развитая. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. -23 с.
  28. Е.С. Семья без родителей. М., Центр развития социально-педагогических инициатив, 1993.-240 с.
  29. Г. Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депривационным вариантом психического дизонтоге-неза: Автореф. дис. канд. пед. наук / Челяб.гос.ун-т, 1998. 22 с.
  30. Вайзман 11.П. Реабилитационная педагогика. Вып. 1. М., 1996. 160 с.
  31. A.JI. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрир. Рук./ А. Л. Венгер. М., 2003. — 159 с.
  32. A.JI. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Подъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985. 200 с.
  33. JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., «Просвещение», 1969.-365 с.
  34. JI.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., «Просвещение», 1965. С. 81 — 159.
  35. JI.A. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника. Под ред. Запорожца А. В. и Венгера JI.A. Москва, «Просвещение», 1967. С. 3 — 34.
  36. JI.A. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание, 1970, № 4, С. 36 — 41.
  37. JI.A., Венгер АЛ. Готов ли ваш ребенок к школе? М, 1994. 202 с.
  38. Д. Переходные объекты и переходные феномены // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией Лебединского В. В. и Бардышевской М. А. Т. II. М., ЧеРо: Высш. Шк.: Изд-во МГУ, 2002. — С. 113 — 130.
  39. Возрастные особенности психического развития детей. -Сб.научн.тр. / Отв.ред. Дубровина И. В., Лисина М. И. М., Изд. АПН СССР, 1982.-164 с.
  40. Т.П., Миронова М. Н. Проблемы развития детей в детских домах и домах-интернатах // Вопросы психологии, 1999, № 2. С. 118−120.
  41. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психач^кур! iari, 1996. Т. 17, № 4. С. 55 — 63.
  42. Л.С. Диагностика развития и клиника трудного детства. М., 1936.
  43. Л.С. Собр.соч. в 6-т., М., 1984У/ Мышление и речь. Т2.5−361 с.
  44. Л.С. Психология. Развитие высших психических функций.-М., 2000.-512−755 с.
  45. Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 101 — 116.
  46. П.Я. Введение в психологию. М., «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
  47. П.Я. К проблеме внимания. Доклады АГШ РСФСР, 1985, № 3.-С. 33 -38.
  48. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. //Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954.
  49. П.Я. Развитие исследований, но формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, Т. 1. М., 1959.
  50. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПП РСФСР, № 2, 1958.
  51. А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта. Автореф. дис.. канд. нед. наук / Ин-т коррекц. педагогики Рос. Акад. Образования. 1997. — 16 с.
  52. А.Ф., Подъяков Н. П. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. II.II. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., «Педагогика», 1985.-200 с.
  53. Н.И. Будет ли успевать ребенок в школе? / Начальная школа.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998. — Т. 24.00.06.-С. 2−3.
  54. НИ. Когда начинать учиться// Наш малыш.-1999.-№ 2. С. 56 57.
  55. Н.И. Основные направления работы с младшими школьниками // Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.—С. 97— 120 с.
  56. Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. 176 с.
  57. Давидчук А. Н Конслруюшное творчество дошкольника. М., 1973 149 с.
  58. В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
  59. А. В. Петровского. М., 1963. С. 66—100.
  60. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 424 с.
  61. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 239 с.
  62. JI.A. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., «Медицина», 1977. — 96с.
  63. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М., «Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
  64. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т. А. Власовой и др. М., 1984.-256 с.
  65. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч.ред. Шипициной JI.M. СПб., Изд-во «Речь», 2003.-144 с.
  66. Дж. Гласс, Дж.Стэнли. Математические методы в педагогике и психологии. М., 1976 496 с.
  67. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов АПН ССР НИИ общей педагогики. Под ред. Д. Б. Эльконина, A. J1. Венгера. М., 1981 157 с.
  68. Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. М., 2005. 68 с.
  69. Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития. Дисс. д-ра психол.наук. Ш 1овгород, 2005. 411 с.
  70. Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2004, № 6. С.11−17.
  71. Е.Е. К проблеме коммуникативного развития дошкольников с легкими формами психического недоразвития. Коррекци-онная педагогика. М., 2004, № 3(5). С.33−37.
  72. Е.Е. Роль коммуникативного развития в становлении старшего дошкольника, как субъекта учебной деятельности // Деятельность педагога-психолога в системе образования. Н. Новгород, 2003. Вып.4. С.129−136.
  73. Н.Ф. Внимание. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. С. 187 — 209.
  74. Н.Ф. О селективности и динамике внимания. Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 68 — 80.
  75. С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития. Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1977. 23 с.
  76. Т.П. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1979. 17 с.
  77. И.В., Акимова М. К., Борисова Е. М. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., «Международная педагогическая академия», 1995. — 376 с.
  78. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции. М., 1980.- 185 с.
  79. Т.Н. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / С-петерб. гос. ун-т. — 2000. — 20 с.
  80. М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Автореф. канд. пед. наук. М., 1998−16 с.
  81. М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология, 1997, № 5. С. 63 — 69.
  82. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973 152 с.
  83. Н.В. Роль мотивации при поэтапном формировании умственных действий. Дефектология № 2, 1978.
  84. Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. С. 29 — 3 5.
  85. Г. И. Отношение детей с задержкой психического развития к осуществляемой деятельности // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
  86. Г. И. Специфика учебной деятельности // Дети с задержкой психического развития. Под ред. В. И. Лубовского, Т. А. Власовой, I I.A. Цыпиной. М., 1984. 256 с.
  87. М.А. Первичная социально педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1998. 22 с.
  88. Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978. 152 с.
  89. С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к систематическому школьному обучению // Дефектология, 1996, № 1. С. 26 — 29.
  90. И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. Вопросы психологии. 1985, № 4. С. 31 -37.
  91. А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве // Сенсорное воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 30 — 56.
  92. А.В., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве. // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., «Просвещение», 1965, — С. 3 — 20.
  93. А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе// Дошкольное воспитание. 1977. № 8. С. 30—34.
  94. А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Рабочая тетрадь для детей 6−7 лет специальных дошкольных учреждений. -М., Прометей, Книголюб, 2004. 32 с.
  95. А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно-методическое пособие. М., Прометей, Книголюб, 2004. — 16 с.
  96. .А. Социально-педагогические основы воспитания усыновлённого ребёнка в семье. Дис. канд. пед. наук / Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, 2001. 267 с. + илл.
  97. Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. М., АПН СССР. НИИ общей и педагогической психологии, 1982. — 164 с.
  98. ЮО.Зинченко В. П. Восприятие и действие. Сообщения 1,2. «Доклады ЛПН РСФСР», 1961, № 2,5.
  99. А.Я. «Обучающий эксперимент», как метод оценки умственного развития детей. Методические рекомеццации. М., 1973 -32 с.
  100. Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения (на материале изучения старших дошкольников и учащихся первых классов). Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. 1979. -. 14 с.
  101. М.Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., 1997. 384 с.
  102. К. Педагогическая диагностика. Перевод с нем. М., 1991.-240 с.
  103. Ю5.Казберюк И. А., Замотин Б. А., Мастюкова Е. М. Характер влияния отдельных факторов риска и их групп на состояние детей дома ребенка в период адаптации // Дефектология, 1996, № 4. С. 10−13.
  104. З.И. Общая характеристика детей с задержкой психического развития // Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М., 1986.-С. 17−22.
  105. З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития //Дефектология, 1978. № 3. С. 3 — 8.
  106. Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. 154 с.
  107. Ю.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., «Владос», 1998. — 208 с.
  108. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., «Педагогика», 1970.-224 с.
  109. Г. А. Психологические проблемы содержания детей в детских домах // Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. — С. 86 — 90.
  110. Н.А. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Липец. Гос. пед. ун-т. Липецк, 2002.-22 с.
  111. В.В. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития. // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2003. — С. 28 — 62 с.
  112. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. М., «Медицина», 1995. — 560 С.
  113. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М., 1988 190 с.
  114. Комплексное сопровождение и коррекция детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Вит-ковская А.М.и др.: Под науч. ред. Шипицыной Л. М. и Казаковой Е. И. СПб., Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. 106 с.
  115. М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду: Автореф. дис. канд. психол. наук /Рос. Акад. Образования, Исслед. центр семьи и детства. М., 1993 — 20 с.
  116. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., «Российское педагогическое агентство», 1997.-123 с.
  117. JI.H. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием. Дис. Канд. психол. наук. СПб., 1992. 148 с.
  118. Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991. 152с.
  119. II. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968.
  120. О. Психосоматика в психопатологии младенчества // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией Лебединского В. В. и Бардышевской М. А. Т. II. -Москва, ЧеРо: Высш. Шк.: Изд-во МГУ, 2002. С. 142 — 178.
  121. Л.В. Использование игры в коррекционных целях / Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения: Сб. научных трудов / АПН СССР, НИИ дефектологии- Под ред. ТА Власовой, В Л Лубовского, IIA Цыпиной. М.: 1981. С. 78 -91.
  122. Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
  123. И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2003. С. 308 320.
  124. Н.В., Пономарева О. А. Статистика. Методы анализа распределений. Выборочное наблюдение. Учебное пособие. СПб., 2001 128 с.
  125. Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 17 — 60- 244 — 258.
  126. Лапшин В А, Пузанов Б. П Основы дефектологии. М., 1990. 144 с.
  127. В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. 144 с.
  128. В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.- 168 с.
  129. В.В., Бардышевская М. К. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии // Психология аномального развития ребенка. Т. 1. М., 2002. С. 588 — 681.
  130. К.С. Задержка психического развития / Детская патопсихология. Сост. Н. Л. Белопольская. М., 2001. С. 50 — 63.
  131. А.Н. Проблемы развития психики. М., «Мир», 1965.
  132. М.С. Дидактические условия формирования готовности к обучению в школе у детей-сирот в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук / 'Гул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 1998.-23 с.
  133. М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Фельд-штейна Д .И. М., Международная педагогическая академия, 1994.-138 с.
  134. Лишенные родительского попечительства / Ред. сост. Мухина. В. С. — Москва, «Просвещение», 1991. — 223 с.
  135. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей//Дефектология, 1971, № 6. С. 15−19.
  136. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978.-224 с.
  137. В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития / Хрестоматия. Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб, 2003. С. 295 307.
  138. А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
  139. А.А. Воспигателю о развитии ребенка. М., 1972.-256 с.
  140. Ю.Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности детей с задержкой психического развития. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
  141. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. 85 с.
  142. Мб.Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -Москва, «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998. 176 с.
  143. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. М., «Просвещение», 1985.-192 с.
  144. Н.А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и умственного развития // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюзного семинара совещания. Пермь, 1974.
  145. Н.Л., Цымбалюк А. Н. Познавательная активность и обучаемость // Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., Педагогика, 1984. -С. 107−121.
  146. С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2000, № 5. С. 18 — 27.
  147. Э.А. Дети матерей, больных алкоголизмом, воспитанники детского дома: эмоциональный портрет // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994. С. 38 — 47.
  148. Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения, Выпуск 4. / Научный редактор серии Лазутова М.Н.-М., ТОО «Симе», 1995. С. 8 — 19.
  149. М.Ю. Социальная адаптация депривированных детей: социокультурный аспект: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Са-рат. гос. техн. ун-т, 1997. 17 с.
  150. М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2002. — 17 с.
  151. Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., НЦ ЭНАС, 2002. — 54 с.
  152. Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаггтации детей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология, 1997.№ 4.-С. 67−79.
  153. Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска // Вопросы психологии, 1998 № 2. С. 18 — 3 3.
  154. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 288 с.
  155. B.C. Детская психология. Под ред. ЛАВенгера-М., 1985.-272 с.
  156. B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.- 143 с.
  157. B.C. Детская психология. Москва, ООО «Апрель Пресс», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 352 с.
  158. В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой к учебной деятельности // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. Всесоюзного симп. 24—26 ноября, г. Тула. М., 1976. С. 28—30.
  159. Н.М. Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстникам // Психология формирования личности и проблемы воспитания. М., 1980.
  160. В.П., Холмогорова А. Б. Проблемы сиротства в России: социально-исторические аспекты // Семейная психология и семейная терапия, 2001, № 1. С. 5 — 3 7.
  161. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., «Педагогика», 1980. 272 с.
  162. Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений. Под ред. Кузнецовой JI.B. М., Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  163. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1988 г.
  164. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. Мухиной B.C. М., «Прометей», 1989. — 228 с.
  165. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ Научный редактор серии ЛазуговаМ.Н. Выпуск 4.-М., ТОО «Симе», 1995. 64 с.
  166. Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития. Дисс. канд. психол. наук. М., 1997−210 с.+ илл.
  167. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Хрестоматия. Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб, 2003. С. 245 — 255.
  168. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. М., 1984.- 160 с.
  169. Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии / Дефектология. 1972 № 4. С. 23 — 28.
  170. Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М., 1996. — 71 с.
  171. Э. Современные формы проявления госпитализма / Лишенные родительского попечительства. М., 1991.-С. 186- 193.
  172. Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985.-С.5−28.
  173. Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 272 с.
  174. О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом: Дис.. канд. пед. наук / Моск. гор. пед. ун-т, 2001. 185 с.
  175. A.M. Работа школьного психолога с учащимися разного возраста. Младший школьник // Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., «Международная педагогическая академия», 1995. -С.73 -97.
  176. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. Москва, «Педагогика», 1990.- 160 с.
  177. A.M., Толстых Н. Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни.-М., 1980.
  178. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова, М., 1978.
  179. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Дубровиной И. В., Рузской А. Г., НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. М., «Педагогика», 1990. — 264 с.
  180. Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. М., «Эслан», 2000. — 112 с.
  181. Психологические основы программированного обучения. Сборник / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1984. 328 с.
  182. Т.Д. О влиянии мотивирующих факторов на продуктивность решения задач у детей с задержкой психического развития // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
  183. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985.-200 с.
  184. Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого годажизни группы риска в условиях дома ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т коррекционной педагогики РАО, 1997.- 18 с.
  185. . М. Помощь трудным детям. Общ. ред. Спиваковской А. С. М., «Прогресс», 1987. — 424 с.
  186. СЛ. Основы общей психологии. М., 1946.
  187. СЛ. Основы общей психологии. М., «Педагогика», 1989. Т. 1.-360 с.
  188. C.JI. Основы общей психологии. Москва, «Педагогика», 1989. Т. 2.-328 с.
  189. Н.А. Профилактика нарушений поведения у детей, находящихся в условиях депривации // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994. С. 25 — 29.
  190. Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 57 — 99.
  191. Ю.А. Очерки психологии ума. Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.
  192. Ю.А., Эсаулов А. Ф. Психологический аспект программированного обучения // Материалы по программированному обучению к 1-му городскому Ленинградскому семинару по программированному обучению. Л., 1964.
  193. Ю.А., Эсаулов А. Ф. Психолого-недагогические вопросы программированного обучения // Вопросы программированного обучения, ч. I. Л., 1965.
  194. К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., «Медицина», 1972.-280 с.
  195. Сенсорное воспитание детей в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н. 2-е изд., испр. и доп. — М., «Просвещение», 1981. — 192 с.
  196. C.IO. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7 летнего возраста с нарушениями психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Иркутский гос.пед.ун-т, 1999.-23 с.
  197. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004−350 с.
  198. СЛ. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
  199. Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. /Дефектология, 1981, № 1. С. 68 — 73.
  200. В.М. Социальная изоляция и психическое развитие дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психол. журнал, 1996. Т. 17, № 1. С. 86 — 96.
  201. . Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.-26 с.
  202. Е.О. Особенности общения и отношения к сверстникам у дошкольников, растущих без семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2002, № 2. С. 19 — 25.
  203. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общ. ред. Циркина С. Ю. СПб., Изд-во «Питер», 1999.-752 с.
  204. Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению: Автореф. дис.. канд психол наук / Психол. ин-т Рос. Акад. образования. М., 1996. — 18 с.
  205. С.В. Интеллектуальная готовность к школе: содержание, диагностика: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Психол. ин-т Рос. акад. образования. -М., 2001. 19 с.
  206. Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития. Дис. .канд. психол. наук. М., 1982.- 148 с.
  207. Т.Н. Психологические особенности межличностного восприятия и нравственных суждений детей дошкольного возраста из семьи и детского дома // Развитие личности ребенка в условиях де-привации. М., 1994. С. 5 — 14.
  208. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва, Издательство Московского университета, 1984. — 344 с.
  209. Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1977. 160 с.
  210. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980. 63 с.
  211. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. Перевод с чеш. М., 1986. 256 с.
  212. Р.Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
  213. Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. исихол. наук / С.-Петерб.гос.ун-т, 1997.- 18 с.
  214. У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994−230 с.
  215. У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2003.-С. 344−356.
  216. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., Педагогика, 1990.
  217. А.П. Сенсорное воспитание в дидактике советского детского сада // Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. Изд-во АПН РСФСР, М., 1963. С. З — 28 с.
  218. А.П. Обучение в детском саду. М., 1970. 205с.
  219. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., «Просвещение», «Владос». — 291 с.
  220. Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: Автореф. дис. канд. психол. наук / Моск. гор. пед. ун-т, 2003. 26 с.
  221. Г. В. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Сарат. Гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2001. — 25 с.
  222. Формирование восприятия у дошкольника. Под ред. А. В. Запорожца, JI.A. Венгера. М., Просвещение, 1967. 280 с.
  223. И.А., Аладьин А. А., Фурманов Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. -Минск, «Тесей», 1999. 160 с.
  224. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JI.M. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
  225. Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности: Дипломная работа. М., 1970.-29 с.
  226. Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Пер. с англ. М., 1992. 128 с.
  227. Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Рекомендации практического психолога. СПб., 1996. 64 с.
  228. С.Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Ленингр. гос. обл. ун-т, 1999. 19 с.
  229. С.Г., Калининский Л. П. Некоторые аспекты психолого-педаготческой характеристики социально-депривированных детей дошкольного детского дома//Школа здоровья, Том 3,№ 1,1996.-С. 67−73.
  230. Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития как условие повышения эффективности их обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Орл. гос. ун-т. М., 2002. — 26 с.
  231. Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.-388 С.
  232. С.Г. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Спб., 2002. С. 96 — 101.
  233. С.Г. Коррекционно развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты. М., Владос, 1999. -. 53 с.
  234. В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждении государственной поддержки детства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
  235. Е.М. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд.пед. наук / Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2000. — 21 с.
  236. Е.М. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук. / Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2000. — 175 с.
  237. Р., Годфри Коблинер В. Первый год жизни: Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., ГЕРРУС, 2000.
  238. Т.И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социально-психологическая помощь обездоленным дегям. М., У РАО, 2003.-400 с.
  239. Т.Н., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. Москва, УРАО, 2001. — 128 с.
  240. Н.М., Аксарина Н. М. О воспитании детей раннего возраста // Руководство врачей по обслуживанию детей в яслях и домах ребенка. Москва, 1947. С. 47- 72.
  241. Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению //Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюзной науч. конф. Минск, 29 ноября 2 декабря 1971 г. М., 1971.-С. 6—7.
  242. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ: Тез. докл. на II съезде Общества психологов. М., 1963. Вып. 5. С. 90—96.
  243. Д.Б. Психология игры. М., Копенгаген, 1988. — 535 с.
  244. Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психолоши ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 26 — 43.
  245. Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother. Merril-Palmer Quaterly. 1964.
  246. Ainsworth M.D.S, Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991.Vol.46, № 4.
  247. Amen E.W., Renison N. A study of the relationship betweenplay pattern and anxiety in young children. Genet. Psych. Monogr., 1954.
  248. Ausubel D.P. Theory and problems of child development N. Y., 1958. 650 p.
  249. Ausubel D.P. Viewpoints from related disciplines // Teachers College Record. 1959. Vol. 60. P. 245 — 254.
  250. Bandura A., Walters R. I I. Social learning and personality development. N. Y.- Chicago- San Francisco- Toronto- L, 1963. 329 p.
  251. Bowlby J. Separation, anxiety and anger // Attachment and loss: In 2 vol. Vol.2. New York, 1973.
  252. Bowlby J. The making and Breaking of affectional bounds. L., 1979.
  253. Brandt R.M. The readiness issue today // The Record. 1970 Vol. 71. N3.-P. 439 — 449.
  254. Bronfenbrenner UA Dotaznik rodicovskych vztahu. Bratislava, 1969.-271 p.
  255. Bruner J. S. Beyond the information given: Studies in the psychology of knowing. L., 1970. 216 p.
  256. Case H.W., Roe K.V. Scrambled versus ordered sequences in autoin-structional programs. Journ. Of Educ. Psych., v.53, № 2, 1962.
  257. Evans D.E. Contemporary influences in early childhood education. N. Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1971.-655 p.
  258. Evans J., Glaser R., Homme L.E. An investigation of «teaching machine», «variables using learning programs in symbolic logic. The Journ. of Educ. Res., v. 55, 1962. P. 9.
  259. Evans J., Glaser R., Homme L.E. An investigation of variation in the properties of verbal learning sequences of the teach machine type //
  260. Teaching machines and programmed learning. Ed. By A.A. Lumsdaine and R. Glaser, NEA, Washington, 1960.
  261. Evans J., Glascr R., Homme L.E. The Ruleg system for the construction of programmed verbal learning sequences. The Journ. of Educ. Res., v. 55,1962.
  262. Freud S. An outline of psychoanalysis // Standard edition of the works of Sigmund Freud. Vol.23 /Ed. by J.Strachey. London, 1964.
  263. Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development. New York, 1965.
  264. Freud S. Civilization and its Discontents. Standard Edition, 21. 1930.
  265. Gagne R. M. The conditions of learning 3-rd ed. N. Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1977.- 339 p.
  266. Gavurin E.L., Donahue V.M. Logical sequences and random teaching machine programs // Automated Teaching Bull., 1961. P. 3−4.
  267. Goslin D., Epstein R., Hallok B. The use of standartized tests in elementary schools // Technical Report. N 2. The social conse-qunces of testing. N. Y., 1965. P. 237—249.
  268. Hirsch De K., Jansky J. Y., Langford W. S. Predicting reading failure. N. Y., 1966.-320 p.
  269. Ilg F. L., Ames L. B. School readiness. N. Y., 1965. 1615 p.
  270. Kern A. Sdtzenbleiberelend und schulreife. Freiburg, 1954. 122 S.
  271. , M. (1955) On identification. In: New directions in Psyho-Analysis, London, Tavistock Publications, 1955.
  272. Mead M. Coming of age in Samoa: A psychological study of primitive youth for western civilisation / Foreword by F. Boas. N. Y., 1963. -176 p.
  273. Paine R. S. Minimal chronic brain syndromes in childhood // Development medical child № 4, 1962.
  274. Seita J., Brendto L. Reclaiming unclaimed kids // The education digest. 1996. Vol. 61, N5.-P. 20−24.
  275. Rodgers C. R. Client central therapy: the current practice, implications and the theory. Boston. Houghton, 1951.
  276. Roe K.V. Research in programmed learning // Programmed learning and computer-based instruction, Coulson (ed.), N.Y. Wiley, 1962.
  277. Rutter M. Maternal deprivation reassessed. L., 1975.
  278. Rutter M., Quinton D. Parental psychiatric disoder: effects on children // Psychological medicine. Vol.14. 1984.
  279. Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. N.Y.: Knopf, 1971.
  280. Skinner B.F. Contingencies of reinforcement. N. Y: Appleton-Century-Crofts, 1969.
  281. Skinner B.F. Science and human behavior. N.Y.: Macmillan, 1953.
  282. Spitz R.A., Wolf K.M. Anaclitic Depression: An Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood, II. The Psychoanalytic Study of the Child. 1946. Vol. 2. -P. 313 342.
  283. Stolarow L.M. A comparative study of methods of programming materials for efficient learning in self-instructional devices. Univ. Of Illinois. Urbana, 1961.
  284. Strebel C. Schulreifetest. Solothurn, 1957. 186 S.
  285. Thorndaike E. Educational psychology: the psychology of learning. N.Y. Teachers College, 1913.
  286. Thorndaike E. The psychology of wants, interests and attitudes. N.Y., Century, 1935.
  287. Tyler F. T. Issues related to readiness to learn // Theories of learning and instruction: The sixty-third yearbook of the national society for the study of education Part I/Ed, by E. R. Hilgard. Chicago, 1964. -P. 210 239.
  288. Winnicott D. Babies and their mothers. London, 1988.
  289. Winnicott D. Playing and reality. London, 1992.
  290. Winnicott D. The maturational processes and the facilitating environment. L., 1965.
  291. Zazzo R. et. al. Manuel pour Pexamen psychologique de l’en-fant. Neuchatel, 1960.-304 p.
Заполнить форму текущей работой