Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе
Диссертация
Методологическую основу настоящего исследования составили: теория «психической деиривации» (J. LangmeierZ. Mateycek), научные положения об «общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития» (В.В.ЛебединскийВ.И.Лубовский), теории «поэтапного формирования умственных действий» (П.Я.Гальперин), «развивающего обучения» (В.В.ДавыдовЛ.В.Занков) — понятия «о сложной структуре дефекта… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. Развитие личности ребенка-сироты в условиях депривации
- 1. 1. Сенсорная и двигательная депривация
- 1. 2. Материнская депривация
- 2. Теоретические аспекты проблемы психологической готовности к обучению в школе
- 2. 1. Теории обучения и научения
- 2. 2. Обучаемость, как одна из психологических характеристик личности
- 2. 3. Общие вопросы психологической готовности к обучению в школе
- 3. Готовность к школьному обучению детей-сирот с задержкой психического развитии
- 3. 1. Особенности психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития
- 3. 2. Особенности сформированное&trade- интеллектуального компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с задержкой психического развития
- 3. 3. Особенности сформированное&trade- социального компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе детей-сирот с задержкой психического развития
- 3. 5. Особенности сформированности произвольного компонента в структуре психологической готовности к обучению в школе детсй-сирот с задержкой психического развития
- 3. 6. Особенности сформированности мотивационного компонента в структуре психологической готовности к школе детей-сирот с задержкой психического развития
- 1. Развитие личности ребенка-сироты в условиях депривации
- 1. Экспериментальные исследования
- 1. 1. Характеристика испытуемых
- 1. 2. Описание методического аппарата исследования
- 1. 3. Методы обработки рез>льтатов исследования
- 2. Анализ и обсуждение полученных данных констатирующего эксперимента
- 2. 1. Характеристика уровня сформированное&trade- общего показателя развития
- 2. 2. Характеристика уровня сформированное&trade- интеллектуального компонента
- 2. 3. Характеристика уровня сформированное&trade- эмоциональною компонента
- 2. 4. Характеристика уровня сформированное&trade- мотивационного компонента
- 2. 5. Характеристика уровня сформированности социального компонента
- 3. Экспериментальное обучение
- 3. 1. Описание методики
- 3. 2. Анализ и обсуждение полученных данных обучающего эксперимента
Список литературы
- Абдурасулова Т.Д. Диагностика формирования психологических предпосылок готовности к школе у детей 4−5 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Психол. ин-т Рос. Акад. Образования. М., 1997.- 19 с.
- Абдурасулова Т.Д. Диагностика формирования психологических предпосылок готовности к школе у детей 4−5 лет: Дис.. канд. психол. наук / Психол. ин-т Рос. Акад. Образования. М., 1997. -132 с. + илл.
- Айзенберг Б.И., Кондрашин В. И., Кузнецов Н.В Некоторые социальные и медико-педагогические проблемы развития детей-сирот раннего возраста // Дефектология, 1990, № 1. С. 76 — 81.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. 128 с.
- Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.
- Анищенко О.М.условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание, 1979, № 5. С. 39−44.
- Артемьева Т.П. Роль изучения грамматических категорий в развитии мышления младших школьников с задержкой психического развития. Дис. канд. пед. наук. М., 1985. 193 С. + прил.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., Международная педагогическая академия, 1994.
- Баландина Н.Д. Отношение детей с задержкой психического развития к экспериментально психологическому исследованию какпоказатель личностных особенностей // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
- Бардышевская М.К. Компенсаторные формы поведения у детей 3−6 лет, воспитывающихся в условиях детского дома: Автореф. дис.. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова, 1995. 25 с.
- Бардышевская М.К. Очерки о развитии детей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения, Выпуск 4 / Научный редактор серии Лазутова М.Н.- М., ТОО «Симе», 1995 64 с.
- Басилова Т. А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М., «Полиграф сервис», 1998. — С. 35−60.
- Бгажонкова И.М., Гамаюнова А. Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта // Дефектология, 1997, № 1.-С. 36−39.
- Бгажонкова И.М., Гамаюнова А. Н. Социальный педагог специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушениями интеллекта: основные направления деятельности и специфика работы // Дефектология, 1998, № 6. С. 18−21.
- Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей с интеллектуальной недостаточностью // Вопросы психологии. 1992. № 1.-С. 33−42.
- Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития//Вопросы психологии, 1997.-№ 1.-С. 19−25.
- Белопольская H. J1. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976.-21 с.
- Бережнова JI.H. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. Ав-тореф. дис.. канд. исихол. наук. М., 1995. 16 с.
- Бехтерев В.М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. // Вопросы магеринсгва и младенчества, 1938, № 3. С. 16 — 24.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.-695 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна, 3-е изд. М., Московский психолого-социальный институт, Воронеж, 2001.-352 с.
- Болотова О.В. Исследование структуры познавательных способностей у учащихся с разными темпами психического развития: Авто-реф. дис.. канд. психол. наук / Ставроп. Гос. ун-т. Ставрополь, 1999−25 с.
- Борисов И. Влияние социальных и биологических факторов на психику и поведение ребенка. Журнал «Педиатрия» выпуск 9 № 4, 1925.-С. 79−92.
- Браташников А.А., Браташникова И. Л. Учись играя. Тренировка интеллекта. Харьков. 1997.-414 с.
- Брокане И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности у шестилетних детей с разным уровнем умственного развитая. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. -23 с.
- Брускова Е.С. Семья без родителей. М., Центр развития социально-педагогических инициатив, 1993.-240 с.
- Буторин Г. Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депривационным вариантом психического дизонтоге-неза: Автореф. дис. канд. пед. наук / Челяб.гос.ун-т, 1998. 22 с.
- Вайзман 11.П. Реабилитационная педагогика. Вып. 1. М., 1996. 160 с.
- Венгер A.JI. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрир. Рук./ А. Л. Венгер. М., 2003. — 159 с.
- Венгер A.JI. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Подъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985. 200 с.
- Венгер JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., «Просвещение», 1969.-365 с.
- Венгер JI.A. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., «Просвещение», 1965. С. 81 — 159.
- Венгер JI.A. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника. Под ред. Запорожца А. В. и Венгера JI.A. Москва, «Просвещение», 1967. С. 3 — 34.
- Венгер JI.A. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе // Дошкольное воспитание, 1970, № 4, С. 36 — 41.
- Венгер JI.A., Венгер АЛ. Готов ли ваш ребенок к школе? М, 1994. 202 с.
- Винникот Д. Переходные объекты и переходные феномены // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией Лебединского В. В. и Бардышевской М. А. Т. II. М., ЧеРо: Высш. Шк.: Изд-во МГУ, 2002. — С. 113 — 130.
- Возрастные особенности психического развития детей. -Сб.научн.тр. / Отв.ред. Дубровина И. В., Лисина М. И. М., Изд. АПН СССР, 1982.-164 с.
- Войтенко Т.П., Миронова М. Н. Проблемы развития детей в детских домах и домах-интернатах // Вопросы психологии, 1999, № 2. С. 118−120.
- Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психач^кур! iari, 1996. Т. 17, № 4. С. 55 — 63.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и клиника трудного детства. М., 1936.
- Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-т., М., 1984У/ Мышление и речь. Т2.5−361 с.
- Выготский Л.С. Психология. Развитие высших психических функций.-М., 2000.-512−755 с.
- Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 101 — 116.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., «Книжный дом «Университет», 2002. — 336 с.
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания. Доклады АГШ РСФСР, 1985, № 3.-С. 33 -38.
- Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. //Доклады на совещании по вопросам психологии. М., 1954.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований, но формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР, Т. 1. М., 1959.
- Гальперин П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПП РСФСР, № 2, 1958.
- Гамаюнова А.Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта. Автореф. дис.. канд. нед. наук / Ин-т коррекц. педагогики Рос. Акад. Образования. 1997. — 16 с.
- Говоркова А.Ф., Подъяков Н. П. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. II.II. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., «Педагогика», 1985.-200 с.
- Гуткина Н.И. Будет ли успевать ребенок в школе? / Начальная школа.: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998. — Т. 24.00.06.-С. 2−3.
- Гугкина НИ. Когда начинать учиться// Наш малыш.-1999.-№ 2. С. 56 57.
- Гуткина Н.И. Основные направления работы с младшими школьниками // Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.—С. 97— 120 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993. 176 с.
- Давидчук А. Н Конслруюшное творчество дошкольника. М., 1973 149 с.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
- А. В. Петровского. М., 1963. С. 66—100.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 424 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 239 с.
- Данилова JI.A. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. М., «Медицина», 1977. — 96с.
- Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Стребелевой Е. А. М., «Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
- Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т. А. Власовой и др. М., 1984.-256 с.
- Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч.ред. Шипициной JI.M. СПб., Изд-во «Речь», 2003.-144 с.
- Дж. Гласс, Дж.Стэнли. Математические методы в педагогике и психологии. М., 1976 496 с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов АПН ССР НИИ общей педагогики. Под ред. Д. Б. Эльконина, A. J1. Венгера. М., 1981 157 с.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. М., 2005. 68 с.
- Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития. Дисс. д-ра психол.наук. Ш 1овгород, 2005. 411 с.
- Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М., 2004, № 6. С.11−17.
- Дмитриева Е.Е. К проблеме коммуникативного развития дошкольников с легкими формами психического недоразвития. Коррекци-онная педагогика. М., 2004, № 3(5). С.33−37.
- Дмитриева Е.Е. Роль коммуникативного развития в становлении старшего дошкольника, как субъекта учебной деятельности // Деятельность педагога-психолога в системе образования. Н. Новгород, 2003. Вып.4. С.129−136.
- Добрынин Н.Ф. Внимание. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. С. 187 — 209.
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания. Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 68 — 80.
- Домишкевич С.А. Продуктивность и динамические особенности интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития. Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1977. 23 с.
- Доронова Т.П. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис.. канд.пед.наук. М., 1979. 17 с.
- Дубровина И.В., Акимова М. К., Борисова Е. М. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., «Международная педагогическая академия», 1995. — 376 с.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции. М., 1980.- 185 с.
- Дьяконова Т.Н. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов. Автореф. дисс. канд. психол. наук / С-петерб. гос. ун-т. — 2000. — 20 с.
- Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. Автореф. канд. пед. наук. М., 1998−16 с.
- Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Дефектология, 1997, № 5. С. 63 — 69.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973 152 с.
- Елфимова Н.В. Роль мотивации при поэтапном формировании умственных действий. Дефектология № 2, 1978.
- Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. 1972. С. 29 — 3 5.
- Жаренкова Г. И. Отношение детей с задержкой психического развития к осуществляемой деятельности // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
- Жаренкова Г. И. Специфика учебной деятельности // Дети с задержкой психического развития. Под ред. В. И. Лубовского, Т. А. Власовой, I I.A. Цыпиной. М., 1984. 256 с.
- Жданова М.А. Первичная социально педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1998. 22 с.
- Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 1978. 152 с.
- Забрамная С.Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к систематическому школьному обучению // Дефектология, 1996, № 1. С. 26 — 29.
- Залысина И.А., Смирнова Е. О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. Вопросы психологии. 1985, № 4. С. 31 -37.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве // Сенсорное воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 30 — 56.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. Некоторые проблемы развития познавательных и волевых процессов в дошкольном детстве. // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., «Просвещение», 1965, — С. 3 — 20.
- Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе// Дошкольное воспитание. 1977. № 8. С. 30—34.
- Захарова А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Рабочая тетрадь для детей 6−7 лет специальных дошкольных учреждений. -М., Прометей, Книголюб, 2004. 32 с.
- Захарова А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно-методическое пособие. М., Прометей, Книголюб, 2004. — 16 с.
- Захарова Ж.А. Социально-педагогические основы воспитания усыновлённого ребёнка в семье. Дис. канд. пед. наук / Костромской гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, 2001. 267 с. + илл.
- Землянухина Т.М., Лисина М. И. Особенности общения и любознательности у воспитанников детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. М., АПН СССР. НИИ общей и педагогической психологии, 1982. — 164 с.
- ЮО.Зинченко В. П. Восприятие и действие. Сообщения 1,2. «Доклады ЛПН РСФСР», 1961, № 2,5.
- Иванова А.Я. «Обучающий эксперимент», как метод оценки умственного развития детей. Методические рекомеццации. М., 1973 -32 с.
- Иванова Е.К. Динамика формирования пониженной обучаемости и возможности ее изменения (на материале изучения старших дошкольников и учащихся первых классов). Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. 1979. -. 14 с.
- Ильина М.Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., 1997. 384 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. Перевод с нем. М., 1991.-240 с.
- Ю5.Казберюк И. А., Замотин Б. А., Мастюкова Е. М. Характер влияния отдельных факторов риска и их групп на состояние детей дома ребенка в период адаптации // Дефектология, 1996, № 4. С. 10−13.
- Калмыкова З.И. Общая характеристика детей с задержкой психического развития // Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М., 1986.-С. 17−22.
- Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития //Дефектология, 1978. № 3. С. 3 — 8.
- Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. Екатеринбург, 1995. 154 с.
- Ю.Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., «Владос», 1998. — 208 с.
- Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., «Педагогика», 1970.-224 с.
- Ключарева Г. А. Психологические проблемы содержания детей в детских домах // Теория и практика социальной работы. Актуальные проблемы социального сиротства. Пермь, 1995. — С. 86 — 90.
- Кобзева Н.А. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Липец. Гос. пед. ун-т. Липецк, 2002.-22 с.
- Ковалев В.В. Пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития. // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2003. — С. 28 — 62 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. М., «Медицина», 1995. — 560 С.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М., 1988 190 с.
- Комплексное сопровождение и коррекция детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Вит-ковская А.М.и др.: Под науч. ред. Шипицыной Л. М. и Казаковой Е. И. СПб., Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. 106 с.
- Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду: Автореф. дис. канд. психол. наук /Рос. Акад. Образования, Исслед. центр семьи и детства. М., 1993 — 20 с.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., «Российское педагогическое агентство», 1997.-123 с.
- Костина JI.H. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием. Дис. Канд. психол. наук. СПб., 1992. 148 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991. 152с.
- Краудер II. О различиях между линейным и разветвленным программированием // Программированное обучение за рубежом. М., 1968.
- Крейслер О. Психосоматика в психопатологии младенчества // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией Лебединского В. В. и Бардышевской М. А. Т. II. -Москва, ЧеРо: Высш. Шк.: Изд-во МГУ, 2002. С. 142 — 178.
- Кузнецова Л.В. Использование игры в коррекционных целях / Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения: Сб. научных трудов / АПН СССР, НИИ дефектологии- Под ред. ТА Власовой, В Л Лубовского, IIA Цыпиной. М.: 1981. С. 78 -91.
- Кузнецова Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
- Кулагина И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2003. С. 308 320.
- Куприенко Н.В., Пономарева О. А. Статистика. Методы анализа распределений. Выборочное наблюдение. Учебное пособие. СПб., 2001 128 с.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 17 — 60- 244 — 258.
- Лапшин В А, Пузанов Б. П Основы дефектологии. М., 1990. 144 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2003. 144 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.- 168 с.
- Лебединский В.В., Бардышевская М. К. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии // Психология аномального развития ребенка. Т. 1. М., 2002. С. 588 — 681.
- Лебединская К.С. Задержка психического развития / Детская патопсихология. Сост. Н. Л. Белопольская. М., 2001. С. 50 — 63.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., «Мир», 1965.
- Леонтьева М.С. Дидактические условия формирования готовности к обучению в школе у детей-сирот в процессе физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук / 'Гул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 1998.-23 с.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Фельд-штейна Д .И. М., Международная педагогическая академия, 1994.-138 с.
- Лишенные родительского попечительства / Ред. сост. Мухина. В. С. — Москва, «Просвещение», 1991. — 223 с.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей//Дефектология, 1971, № 6. С. 15−19.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978.-224 с.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития / Хрестоматия. Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб, 2003. С. 295 307.
- Лурия А.Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966.
- Люблинская А.А. Воспигателю о развитии ребенка. М., 1972.-256 с.
- Максименко Ю.Б. Особенности формирования самоконтроля в деятельности детей с задержкой психического развития. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1986. 16 с.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. 85 с.
- Мб.Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -Москва, «ЛИНКА-ПРЕСС», 1998. 176 с.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. М., «Просвещение», 1985.-192 с.
- Менчинская Н.А., Сабурова Г. Г. Новый этап в исследовании проблемы обучения и умственного развития // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюзного семинара совещания. Пермь, 1974.
- Менчинская Н.Л., Цымбалюк А. Н. Познавательная активность и обучаемость // Дети с задержкой психического развития. Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., Педагогика, 1984. -С. 107−121.
- Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2000, № 5. С. 18 — 27.
- Минкова Э.А. Дети матерей, больных алкоголизмом, воспитанники детского дома: эмоциональный портрет // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994. С. 38 — 47.
- Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения, Выпуск 4. / Научный редактор серии Лазутова М.Н.-М., ТОО «Симе», 1995. С. 8 — 19.
- Михайлина М.Ю. Социальная адаптация депривированных детей: социокультурный аспект: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Са-рат. гос. техн. ун-т, 1997. 17 с.
- Михайлова М.В. Формирование психологической готовности к обучению в школе в играх детей подготовительной группы детского сада: Автореф. дис. канд. психол. наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2002. — 17 с.
- Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. М., НЦ ЭНАС, 2002. — 54 с.
- Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаггтации детей раннего (преддошкольного) возраста // Дефектология, 1997.№ 4.-С. 67−79.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Взаимодействие и привязанность матерей и младенцев группы риска // Вопросы психологии, 1998 № 2. С. 18 — 3 3.
- Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 288 с.
- Мухина B.C. Детская психология. Под ред. ЛАВенгера-М., 1985.-272 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.- 143 с.
- Мухина B.C. Детская психология. Москва, ООО «Апрель Пресс», ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. 352 с.
- Недоспасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой к учебной деятельности // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. Всесоюзного симп. 24—26 ноября, г. Тула. М., 1976. С. 28—30.
- Неупокоева Н.М. Особенности общения младших школьников с взрослыми и сверстникам // Психология формирования личности и проблемы воспитания. М., 1980.
- Ослон В.П., Холмогорова А. Б. Проблемы сиротства в России: социально-исторические аспекты // Семейная психология и семейная терапия, 2001, № 1. С. 5 — 3 7.
- Основы дошкольной педагогики. Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М., «Педагогика», 1980. 272 с.
- Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. Заведений. Под ред. Кузнецовой JI.B. М., Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, A.JI. Венгера. М., 1988 г.
- Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. Мухиной B.C. М., «Прометей», 1989. — 228 с.
- Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ Научный редактор серии ЛазуговаМ.Н. Выпуск 4.-М., ТОО «Симе», 1995. 64 с.
- Павлий Т.Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития. Дисс. канд. психол. наук. М., 1997−210 с.+ илл.
- Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Хрестоматия. Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб, 2003. С. 245 — 255.
- Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. М., 1984.- 160 с.
- Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии / Дефектология. 1972 № 4. С. 23 — 28.
- Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. М., 1996. — 71 с.
- Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма / Лишенные родительского попечительства. М., 1991.-С. 186- 193.
- Поддъяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985.-С.5−28.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 272 с.
- Приходько О.Г. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом: Дис.. канд. пед. наук / Моск. гор. пед. ун-т, 2001. 185 с.
- Прихожан A.M. Работа школьного психолога с учащимися разного возраста. Младший школьник // Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., «Международная педагогическая академия», 1995. -С.73 -97.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. Москва, «Педагогика», 1990.- 160 с.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни.-М., 1980.
- Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. Под ред. В. В. Давыдова, М., 1978.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. Дубровиной И. В., Рузской А. Г., НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. М., «Педагогика», 1990. — 264 с.
- Психолог в учреждении сиротского типа: опыт практической работы. М., «Эслан», 2000. — 112 с.
- Психологические основы программированного обучения. Сборник / Под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1984. 328 с.
- Пускаева Т.Д. О влиянии мотивирующих факторов на продуктивность решения задач у детей с задержкой психического развития // Изучение личности аномального ребенка. М., 1977.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. М., 1985.-200 с.
- Разенкова Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого годажизни группы риска в условиях дома ребенка: Автореф. дис. канд. пед. наук / Ин-т коррекционной педагогики РАО, 1997.- 18 с.
- Раттер. М. Помощь трудным детям. Общ. ред. Спиваковской А. С. М., «Прогресс», 1987. — 424 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М., «Педагогика», 1989. Т. 1.-360 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Москва, «Педагогика», 1989. Т. 2.-328 с.
- Рычкова Н.А. Профилактика нарушений поведения у детей, находящихся в условиях депривации // Развитие личности ребенка в условиях депривации. М., 1994. С. 25 — 29.
- Сакулина Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника // Сенсорное воспитание дошкольника. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963. — С. 57 — 99.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. Москва, Изд-во АПН РСФСР, 1962.-504 с.
- Самарин Ю.А., Эсаулов А. Ф. Психологический аспект программированного обучения // Материалы по программированному обучению к 1-му городскому Ленинградскому семинару по программированному обучению. Л., 1964.
- Самарин Ю.А., Эсаулов А. Ф. Психолого-недагогические вопросы программированного обучения // Вопросы программированного обучения, ч. I. Л., 1965.
- Семенова К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., «Медицина», 1972.-280 с.
- Сенсорное воспитание детей в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н. 2-е изд., испр. и доп. — М., «Просвещение», 1981. — 192 с.
- Серебренникова C.IO. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7 летнего возраста с нарушениями психического развития: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Иркутский гос.пед.ун-т, 1999.-23 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004−350 с.
- Славина СЛ. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М., 1958.
- Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. /Дефектология, 1981, № 1. С. 68 — 73.
- Слуцкий В.М. Социальная изоляция и психическое развитие дошкольников: анализ когнитивного, эмоционального и личностного развития // Психол. журнал, 1996. Т. 17, № 1. С. 86 — 96.
- Смирнова. Е.О. Как помочь ребенку, растущему без семьи. Абакан, 1996.-26 с.
- Смирнова Е.О. Особенности общения и отношения к сверстникам у дошкольников, растущих без семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2002, № 2. С. 19 — 25.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под общ. ред. Циркина С. Ю. СПб., Изд-во «Питер», 1999.-752 с.
- Солдатов Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению: Автореф. дис.. канд психол наук / Психол. ин-т Рос. Акад. образования. М., 1996. — 18 с.
- Солдатова С.В. Интеллектуальная готовность к школе: содержание, диагностика: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Психол. ин-т Рос. акад. образования. -М., 2001. 19 с.
- Стрекалова Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития. Дис. .канд. психол. наук. М., 1982.- 148 с.
- Счастная Т.Н. Психологические особенности межличностного восприятия и нравственных суждений детей дошкольного возраста из семьи и детского дома // Развитие личности ребенка в условиях де-привации. М., 1994. С. 5 — 14.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва, Издательство Московского университета, 1984. — 344 с.
- Тарунтаева Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1977. 160 с.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1980. 63 с.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. Перевод с чеш. М., 1986. 256 с.
- Тригер Р.Д. Дограмматические и грамматические знания // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
- Трошихина Е.Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. исихол. наук / С.-Петерб.гос.ун-т, 1997.- 18 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994−230 с.
- Ульенкова У.В. Проблема пониженной обучаемости у дошкольников // Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2003.-С. 344−356.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., Педагогика, 1990.
- Усова А.П. Сенсорное воспитание в дидактике советского детского сада // Сенсорное воспитание дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. Изд-во АПН РСФСР, М., 1963. С. З — 28 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1970. 205с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., «Просвещение», «Владос». — 291 с.
- Ушакова Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот: Автореф. дис. канд. психол. наук / Моск. гор. пед. ун-т, 2003. 26 с.
- Фадина Г. В. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Сарат. Гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2001. — 25 с.
- Формирование восприятия у дошкольника. Под ред. А. В. Запорожца, JI.A. Венгера. М., Просвещение, 1967. 280 с.
- Фурманов И.А., Аладьин А. А., Фурманов Н. В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. -Минск, «Тесей», 1999. 160 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. JI.M. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Цеханская Л.И. Диагностика уровня овладения некоторыми элементами предпосылок учебной деятельности: Дипломная работа. М., 1970.-29 с.
- Чейпи Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Пер. с англ. М., 1992. 128 с.
- Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Рекомендации практического психолога. СПб., 1996. 64 с.
- Шабас С.Г. Коррекция развития личности детей в условиях социальной депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Ленингр. гос. обл. ун-т, 1999. 19 с.
- Шабас С.Г., Калининский Л. П. Некоторые аспекты психолого-педаготческой характеристики социально-депривированных детей дошкольного детского дома//Школа здоровья, Том 3,№ 1,1996.-С. 67−73.
- Шамарина Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития как условие повышения эффективности их обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Орл. гос. ун-т. М., 2002. — 26 с.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.-388 С.
- Шевченко С.Г. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. Спб., 2002. С. 96 — 101.
- Шевченко С.Г. Коррекционно развивающее обучение: Организационно — педагогические аспекты. М., Владос, 1999. -. 53 с.
- Шишова В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждении государственной поддержки детства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.
- Шустов Е.М. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд.пед. наук / Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2000. — 21 с.
- Шустов Е.М. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук. / Шадрин, гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 2000. — 175 с.
- Шпитц Р., Годфри Коблинер В. Первый год жизни: Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., ГЕРРУС, 2000.
- Шульга Т.И., Олиференко Л. Я., Быков А. В. Социально-психологическая помощь обездоленным дегям. М., У РАО, 2003.-400 с.
- Шульга Т.Н., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд., доп. Москва, УРАО, 2001. — 128 с.
- Щелованов Н.М., Аксарина Н. М. О воспитании детей раннего возраста // Руководство врачей по обслуживанию детей в яслях и домах ребенка. Москва, 1947. С. 47- 72.
- Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению //Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: Тез. Всесоюзной науч. конф. Минск, 29 ноября 2 декабря 1971 г. М., 1971.-С. 6—7.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ: Тез. докл. на II съезде Общества психологов. М., 1963. Вып. 5. С. 90—96.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Копенгаген, 1988. — 535 с.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психолоши ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 26 — 43.
- Ainsworth M.D. Patterns of attachment behavior seen by the infant interaction with his mother. Merril-Palmer Quaterly. 1964.
- Ainsworth M.D.S, Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991.Vol.46, № 4.
- Amen E.W., Renison N. A study of the relationship betweenplay pattern and anxiety in young children. Genet. Psych. Monogr., 1954.
- Ausubel D.P. Theory and problems of child development N. Y., 1958. 650 p.
- Ausubel D.P. Viewpoints from related disciplines // Teachers College Record. 1959. Vol. 60. P. 245 — 254.
- Bandura A., Walters R. I I. Social learning and personality development. N. Y.- Chicago- San Francisco- Toronto- L, 1963. 329 p.
- Bowlby J. Separation, anxiety and anger // Attachment and loss: In 2 vol. Vol.2. New York, 1973.
- Bowlby J. The making and Breaking of affectional bounds. L., 1979.
- Brandt R.M. The readiness issue today // The Record. 1970 Vol. 71. N3.-P. 439 — 449.
- Bronfenbrenner UA Dotaznik rodicovskych vztahu. Bratislava, 1969.-271 p.
- Bruner J. S. Beyond the information given: Studies in the psychology of knowing. L., 1970. 216 p.
- Case H.W., Roe K.V. Scrambled versus ordered sequences in autoin-structional programs. Journ. Of Educ. Psych., v.53, № 2, 1962.
- Evans D.E. Contemporary influences in early childhood education. N. Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1971.-655 p.
- Evans J., Glaser R., Homme L.E. An investigation of «teaching machine», «variables using learning programs in symbolic logic. The Journ. of Educ. Res., v. 55, 1962. P. 9.
- Evans J., Glaser R., Homme L.E. An investigation of variation in the properties of verbal learning sequences of the teach machine type //
- Teaching machines and programmed learning. Ed. By A.A. Lumsdaine and R. Glaser, NEA, Washington, 1960.
- Evans J., Glascr R., Homme L.E. The Ruleg system for the construction of programmed verbal learning sequences. The Journ. of Educ. Res., v. 55,1962.
- Freud S. An outline of psychoanalysis // Standard edition of the works of Sigmund Freud. Vol.23 /Ed. by J.Strachey. London, 1964.
- Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development. New York, 1965.
- Freud S. Civilization and its Discontents. Standard Edition, 21. 1930.
- Gagne R. M. The conditions of learning 3-rd ed. N. Y.- Chicago- San Francisco- Atlanta- Dallas- Montreal- Toronto- L.- Sydney, 1977.- 339 p.
- Gavurin E.L., Donahue V.M. Logical sequences and random teaching machine programs // Automated Teaching Bull., 1961. P. 3−4.
- Goslin D., Epstein R., Hallok B. The use of standartized tests in elementary schools // Technical Report. N 2. The social conse-qunces of testing. N. Y., 1965. P. 237—249.
- Hirsch De K., Jansky J. Y., Langford W. S. Predicting reading failure. N. Y., 1966.-320 p.
- Ilg F. L., Ames L. B. School readiness. N. Y., 1965. 1615 p.
- Kern A. Sdtzenbleiberelend und schulreife. Freiburg, 1954. 122 S.
- Klein, M. (1955) On identification. In: New directions in Psyho-Analysis, London, Tavistock Publications, 1955.
- Mead M. Coming of age in Samoa: A psychological study of primitive youth for western civilisation / Foreword by F. Boas. N. Y., 1963. -176 p.
- Paine R. S. Minimal chronic brain syndromes in childhood // Development medical child № 4, 1962.
- Seita J., Brendto L. Reclaiming unclaimed kids // The education digest. 1996. Vol. 61, N5.-P. 20−24.
- Rodgers C. R. Client central therapy: the current practice, implications and the theory. Boston. Houghton, 1951.
- Roe K.V. Research in programmed learning // Programmed learning and computer-based instruction, Coulson (ed.), N.Y. Wiley, 1962.
- Rutter M. Maternal deprivation reassessed. L., 1975.
- Rutter M., Quinton D. Parental psychiatric disoder: effects on children // Psychological medicine. Vol.14. 1984.
- Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. N.Y.: Knopf, 1971.
- Skinner B.F. Contingencies of reinforcement. N. Y: Appleton-Century-Crofts, 1969.
- Skinner B.F. Science and human behavior. N.Y.: Macmillan, 1953.
- Spitz R.A., Wolf K.M. Anaclitic Depression: An Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood, II. The Psychoanalytic Study of the Child. 1946. Vol. 2. -P. 313 342.
- Stolarow L.M. A comparative study of methods of programming materials for efficient learning in self-instructional devices. Univ. Of Illinois. Urbana, 1961.
- Strebel C. Schulreifetest. Solothurn, 1957. 186 S.
- Thorndaike E. Educational psychology: the psychology of learning. N.Y. Teachers College, 1913.
- Thorndaike E. The psychology of wants, interests and attitudes. N.Y., Century, 1935.
- Tyler F. T. Issues related to readiness to learn // Theories of learning and instruction: The sixty-third yearbook of the national society for the study of education Part I/Ed, by E. R. Hilgard. Chicago, 1964. -P. 210 239.
- Winnicott D. Babies and their mothers. London, 1988.
- Winnicott D. Playing and reality. London, 1992.
- Winnicott D. The maturational processes and the facilitating environment. L., 1965.
- Zazzo R. et. al. Manuel pour Pexamen psychologique de l’en-fant. Neuchatel, 1960.-304 p.