Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направления деятельности по обеспечению экономической безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выполнение задач Стратегии происходит за счет консолидации усилий и всех ресурсов государственных органов и институтов гражданского общества. Корректировка Стратегии осуществляется периодически — при координации со стороны Совета Безопасности РФ — по результатам мониторинга выполнения Стратегии с поправкой на изменения, если они оказывают существенное влияние па безопасное состояние страны… Читать ещё >

Направления деятельности по обеспечению экономической безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности заключается в поддержании существующих как правовых и институциональных механизмов, так и ресурсных возможностей страны и общества на таком уровне, который полностью отвечает национальным интересам.

Система (механизм) обеспечения национальной и экономической безопасности РФ формируется и развивается на основе Конституции РФ и действующих федеральных законов, с помощью указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, федеральных программ в этой области. Она представляет собой органическое единство государственно оформленных специальных органов, созданных в интересах человека и общества, которое решает задачи устранения угроз стране, и в соответствии с этим осуществляет государственное руководство и практически своей деятельностью выполняет функцию обеспечения национальной безопасности с помощью определенных средств. Поэтому компонентами этой системы выступают органы и средства обеспечения национальной безопасности, с помощью которых осуществляются меры экономического, организационного, политического, военного, правового и иного характера по обеспечению безопасности общества, личности и государства.

Основными направлениями защиты конституционного строя и национальных интересов являются:

  • — обеспечение приоритетности исполнения федерального законодательства и на этой основе совершенствование законодательства и его исполнения субъектами РФ;
  • — разработка правовых и организационных механизмов защиты целостности государства, обеспечение единства экономического и правового пространства, единства национальных интересов РФ;
  • — разработка и осуществление региональной экономической политики, обеспечивающей баланс и оптимизацию федеральных и региональных интересов;
  • — формирование механизма, препятствующего возникновению таких политических партий и антиобщественных объединений, которые преследуют антиконституционные сепаратистские цели, ограничение и пресечение их деятельности.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами РФ.

В выработке и реализации государственной политики обеспечения и поддержания национальной и экономической безопасности РФ принимают участие важнейшие субъекты и органы государства.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ руководит и направляет деятельность органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» определяет Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий исполнительную власть РФ и возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

К полномочиям Правительства РФ в сфере экономики относят:

  • — регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • — прогнозирование социально-экономического развития РФ, разработку и осуществление программ развития приоритетных отраслей экономики;
  • — разработку государственной структурной и инвестиционной политики и мер по ее реализации;
  • — управление федеральной собственностью;
  • — разработку и реализацию государственной политики в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • — общее руководство таможенным делом;
  • — обеспечение мер, но защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • — формирование мобилизационного плана экономики РФ и обеспечение функционирования оборонного производства РФ.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ, а также координирующим коптрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление[1].

Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе» определяет Федеральную таможенную службу (ФТС России) как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу РФ, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов РФ.

Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» определено, что Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

В Федеральном законе «О безопасности» указаны основные задачи Совета Безопасности РФ:

  • — установление жизненно важных интересов государства, определение и выявление внешних и внутренних угроз;
  • — выработка основных направлений и путей обеспечения государственной безопасности;
  • — подготовка оперативных решений для предотвращения чрезвычайных ситуаций в стране;
  • — разработка рекомендаций и предложений по координации работы исполнительных органов в процессе осуществления принятых решений, но обеспечению безопасности общества, личности и государства.

Этим же Законом установлено, что при необходимости предотвращения кризисных ситуаций и ликвидации последствий в Совете Безопасности могут быть специально созданы межведомственные комиссии.

Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере образована в целях реализации возложенных на Совет Безопасности РФ задач по обеспечению национальной безопасности в экономической и социальной сфере в соответствии с Федеральным законом «О безопасности» и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации.

Комиссия готовит предложения и рекомендации Совету Безопасности по определению государственной политики безопасности в экономической и социальной сферах; анализирует состояние и перспективы развития социальной и экономической ситуации в нашей стране в аспекте обеспечения национальной безопасности; выявляет внутренние и внешние угрозы устойчивому развитию экономики РФ, осуществлению стратегических приоритетов в этой сфере, а также готовит предложения и рекомендации по их нейтрализации; дает оценку работе финансовой системы и денежнокредитной политики, состояния отраслей экономики и перспектив их развития; готовит предложения и рекомендации по координации работы федеральных исполнительных органов при решении текущих, среднесрочных и долговременных задач по экономической и социальной безопасности, по выработке и реализации соответствующих концептуальных и доктринальных предложений и документов; рассматривает в установленном порядке проекты федеральных целевых программ, оценку эффективности их осуществления, подготовку соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности; участвует в подготовке рекомендаций и предложений по применению специальных экономических мер, а также по выработке критериев и индикаторов национальной безопасности; проводит анализ работы федеральных и региональных исполнительных органов власти по реализации соответствующих решений Совета Безопасности и подготовку соответствующих решений Совета Безопасности; готовит предложения и рекомендации по разработке нормативных актов; организует проведение экспертизы проектов соответствующих решений федеральных и региональных исполнительных органов.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации политика государства в этой области обеспечивается согласованной деятельностью всех компонентов системы обеспечения при координирующей и направляющей роли Совета Безопасности РФ за счет выполнения комплекса мер нормативно-правового, информационного и организационного характера.

Выполнение задач Стратегии происходит за счет консолидации усилий и всех ресурсов государственных органов и институтов гражданского общества. Корректировка Стратегии осуществляется периодически — при координации со стороны Совета Безопасности РФ — по результатам мониторинга выполнения Стратегии с поправкой на изменения, если они оказывают существенное влияние па безопасное состояние страны. Организационная поддержка осуществления Стратегии заключается в оптимизации государственного управления в стране, а также в совершенствовании системы обеспечения на основе улучшения методологии и механизмов стратегического планирования.

Документы стратегического планирования разрабатываются Правительством РФ и рядом заинтересованных федеральных исполнительных органов с участием региональных исполнительных органов государственной власти и включают в себя следующие компоненты:

  • — концепция долгосрочного экономического и социального развития страны;
  • — программы экономического и социального развития страны на краткосрочную перспективу;
  • — программы развития секторов экономики;
  • — концепции развития округов федерального значения;
  • — региональные стратегии и программы комплексного экономического и социального развития, межгосударственные программы, в реализации которых принимает участие Российская Федерация;
  • — ведомственные целевые федеральные программы;
  • — государственный оборонный заказ;
  • — концепции, доктрины и основные направления политики государства в сферах обеспечения национальной безопасности и по конкретным направлениям внешней и внутренней политики государства.

Организационными средствами обеспечения безопасности общества, личности и государства являются:

  • — режимы чрезвычайного и военного положения;
  • — особый режим безопасности функционирования предприятий, закрытого территориально-административного образования;
  • — режим охраны государственной и служебной тайны;
  • — другие средства.

Рассмотрим основные организационные средства обеспечения безопасности.

Чрезвычайное положение представляет собой специальный правовой режим функционирования государственных и местных органов власти и самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц, вводимый в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» на территории страны, допускающий отдельные ограничения свобод и прав граждан и организаций, а также исполнение ими дополнительных обязанностей.

Установление чрезвычайного положения в стране является временной мерой исключительно для защиты конституционного строя и обеспечения безопасности граждан с целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

Военное положение вводится в соответствии с ч. 2 ст. 87 Конституции РФ, а его режим определен Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Военное положение на территории страны или в отдельных ее местностях — это особый правовой режим, вводимый Президентом РФ в случае непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации или в случае самой агрессии. Режим установленного военного положения предполагает реализацию комплекса политических, экономических, военных, административных и иных мер по созданию условий для предотвращения или отражения агрессии против страны с целью создания условий для предотвращения или отражения агрессии против России.

В период военного положения могут ограничиваться свободы и права граждан, деятельность организаций и права их должностных лиц. На граждан и организации могут возлагаться дополнительные обязанности.

Режим охраны государственной и служебной тайны законодательно обеспечивается государством. Согласно законодательству государственная тайна представляет собой защищаемую государством информацию в области его внешнеполитической, военной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, а также экономической деятельности, распространение которой наносит ущерб безопасности государства.

Кроме государственной тайны государством также охраняется профессиональная и служебная тайна, содержанием которой являются конфиденциальные сведения:

  • 1) факты, события и обстоятельства частной жизни, раскрывающие его персональные данные, за исключением информации, подлежащей распространению в СМИ согласно законодательству;
  • 2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
  • 3) служебная информация с ограниченным законодательством и (или) государственными органами доступом (служебная тайна);
  • 4) информация о профессиональной деятельности с ограниченным законодательством доступом (нотариальная, адвокатская, врачебная тайна, тайна переписки, почтовых отправлений, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений и т. д.);
  • 5) информация о коммерческой деятельности (коммерческая тайна) в соответствии с законодательством;
  • 6) информация о сущности изобретения, промышленного образца — до официальной публикации.
  • [1] См.: Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации: утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой