Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка модели и инструментальных средств оптимального распределения инвестиций в непрерывное образование на основе компетентностного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях стремительного устаревания знаний и информатизации всех сфер деятельности человека требования к современному производству могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения квалификации и уровня образования работников. Важнейшими качествами специалиста1 становятся профессиональная гибкость и мобильность, готовность учиться на протяжении всей жизни. Конкурентоспособность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Инвестиции в непрерывное обучение и человеческий капитал
      • 1. 1. 1. Экономика, основанная на знаниях и управление знаниями
      • 1. 1. 2. Человеческий капитал как устойчивое конкурентное преимущество
      • 1. 1. 3. Устаревание знаний и обучение на протяжении всей жизни
    • 1. 2. Принципы компетентностного подхода в образовании
      • 1. 2. 1. Понятие компетентностного подхода
      • 1. 2. 2. Термины «компетенция» и «компетентность»
      • 1. 2. 3. Принципы и экономические преимущества компетентностного подхода
    • 1. 3. Трудности реализации компетентностного подхода
      • 1. 3. 1. Компетентностная модель проектирования ГОС ВПО
      • 1. 3. 2. Классификация компетенций
      • 1. 3. 3. Формирование и оценивание компетенций
    • 1. 4. Анализ существующих методов оценки компетентности
      • 1. 4. 1. Модели оценки компетентности.<
      • 1. 4. 2. Системы тестирования ИКТ-компетентности
    • 1. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
    • 2. 1. Система непрерывного развития компетенций специалиста
      • 2. 1. 1. Общее описание системы
      • 2. 1. 2. Процесс забывания
      • 2. 1. 3. Процесс устаревания
      • 2. 1. 4. Процесс управления
    • 2. 2. Экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций в непрерывное обучение
      • 2. 2. 1. Постановка задачи
      • 2. 2. 2. Выбор оптимальной стратегии инвестиций в непрерывное обучение для одной компетенции
      • 2. 2. 3. Оптимальное распределение инвестиций между компетенциями профиля специальности
    • 2. 3. Вычисление весов компетенций в условиях неопределенности
      • 2. 3. 1. Постановка задачи принятия решений
      • 2. 3. 2. Иерархическое представление проблемы
      • 2. 3. 3. Сравнение элезиентов иерархии
      • 2. 3. 3. Ранжирование элементов
      • 2. 3. 4. Алгоритм синтеза весовых коэффициентов
    • 2. 4. Оценка уровней компетенций специалиста
      • 2. 4. 1. Компетентностная модель в основе теста
      • 2. 4. 2. Комбинированный метод оценки
      • 2. 4. 3. Алгоритм адаптивного тестирования
    • 2. 5. выводы по главе
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА МОНИТОРИНГА КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 3. 1. Постановка задачи создания автоматизированной системы тестирования
      • 3. 1. 1. Принципы построения системы
      • 3. 1. 2. Требования к программному обеспечению
      • 3. 1. 3. Использование стандартов
    • 3. 2. Архитектура системы
      • 3. 2. 1. Платформа и технологии
      • 3. 2. 2. Уровни программного комплекса
      • 3. 2. 3. Структура базы данных
      • 3. 2. 4. Сравнение возможностей системы с аналогами
    • 3. 3. Описание основных компонентов системы
      • 3. 3. 1. Клиент и сервер тестирования
      • 3. 3. 2. Программный комплекс администрирования
      • 3. 3. 3. Средства разработки контента
    • 3. 4. Практическое использование результатов исследования
      • 3. 4. 1. Программное средство автоматизации расчетов
      • 3. 4. 1. Апробация и внедрение программного комплекса оценки компетентности
    • 3. 5. Выводы по главе

Разработка модели и инструментальных средств оптимального распределения инвестиций в непрерывное образование на основе компетентностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях стремительного устаревания знаний и информатизации всех сфер деятельности человека [102] требования к современному производству могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения квалификации и уровня образования работников. Важнейшими качествами специалиста1 становятся профессиональная гибкость и мобильность, готовность учиться на протяжении всей жизни. Конкурентоспособность компаний и целых стран зависит от возможности своевременно подготавливать квалифицированные кадры. Согласно статистике, в высокотехнологичных отраслях промышленности США ежегодно проходят переподготовку 75−85% всех категорий персонала [52]. Непрерывное образование приобретает стратегическое значение и идет к тому, чтобы стать социальным институтом, позволяющим человеку постоянно повышать свой профессиональный уровень и осваивать новые профессии.

Инвестировать средства в непрерывное образование готовы как сами специалисты, так и организации, в которых они работают. Однако существующее в России предложение образовательных услуг для специалистов, преодолевших уровень первоначального базового обучения, не отвечает потребностям новой экономики [35]. Предлагаемые программы обучения недостаточно эффективны в условиях постоянного устаревания знаний и технологий. Требуется расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих школьное и вузовское обучение, активная интеграция образования и бизнеса, создание гибких форм и моделей непрерывного обучения, позволяющих формировать индивидуальные учебные программы и с опережением реагировать на изменения, происходящие на рынке.

Решение указанных задач тесно связано с реализацией компетентностного подхода в образовании (competence-based education) [21,22,48,60,70] - переходом от доминирующей знаниевой компоненты к новым категориям, таким как «компетенция» и «компетентность», переносом акцента с содержания обучения на его результат. На пути к этому необходимо освоение новых процедур и критериев оценивания [5], поскольку существующие механизмы не позволяют проводить эффективное измерение уровней компетенций обучаемого. В.

1 Под термином «специалист» здесь и далее в диссертации будет пониматься «человек, обладающий специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли экономики или науки, получивший специальность по образованию или в практической деятельности» (Современный экономический словарь, 2007) большинстве исследований, посвященных компетентностному подходу, рассматриваются вопросы смены образовательной парадигмы и задача разработки стандартов нового поколения в высшем профессиональном образовании [6,7,8,12,23,60,61]. В то же время применению компетентностного подхода в сфере непрерывного образования уделено недостаточно внимания.

Выбор эффективной программы непрерывного развития компетенций специалиста и поиск новых способов оценки результатов обучения на основе компетентностного подхода являются на сегодняшний день важными и недостаточно изученными задачами, что указывает на актуальность проведения диссертационного исследования по данной тематике.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является разработка модели и инструментальных средств мониторинга компетентности специалиста и распределения инвестиций в его непрерывное обучение для обеспечения заданного уровня подготовки в условиях постоянно меняющихся требований рынка.

Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:

• исследование особенностей непрерывного образования на основе компетентностного подхода;

• анализ существующих методов мониторинга и оценки компетентности на примере области информационно коммуникационных технологий (ИКТ);

• определение тенденций изменения общей компетентности специалиста и уровня его отдельных компетенций в условиях устаревания знаний;

• разработка экономико-математической модели, позволяющей формировать эффективную стратегию непрерывного обучения специалиста и обеспечивать необходимые уровни его компетенций на всех этапах обучения;

• создание методики автоматизированной оценки уровней компетенций специалиста в соответствии с концепцией компетентностного подхода в образовании;

• разработка программного средства оценки и мониторинга компетентности в системе непрерывного образования;

• создание экспериментальной базы данных контрольно-измерительных ' материалов для тестирования компетентности в сфере ИКТ;

• апробация разработанного программного инструментария при решении реальных задач оценки компьютерной грамотности различных категорий испытуемых.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются процессы непрерывного образования, используемые субъектами экономики для подготовки специалистов и реализуемые на основе компетентностного подхода. Предметом исследования является управление инвестициями в непрерывное обучение специалиста с помощью экономико-математических методов.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретическую и методологическую основу проведенного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики знаний и управления человеческим капиталом, системного анализа, теории принятия решений, теории оптимального управления, концепции компетентностного подхода в образовании, таких, как В. И. Байденко, A.JI. Гапоненко, А. А. Емельянов, И. А. Зимняя, Б. А. Лагоша, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлин, Ю. Ф. Тельнов, В. П. Тихомиров, Ю. В. Фролов, М. Зелман, Т. Саати, Т. Стюарт, Э. Тоффлер, В. Хутмахер, Л. Эдвинссон и др.

В качестве исходных данных использовались материалы ведущих кадровых Интернет систем, а также отчеты и учебные планы МЭСИ.

Научная новизна исследования.

Предмет защиты составляют следующие результаты, полученные лично автором и содержащие элементы научной новизны:

• исследована система непрерывного развития компетенций специалиста с учетом процессов устаревания знаний;

• впервые разработана экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций в непрерывное образование, позволяющая обеспечить заданный уровень компетентности специалиста при общей минимизации затрат на обучение;

• разработана методика вычисления весов компетенций в условиях неопределенности с использованием метода анализа иерархий;

• предложена инновационная методика тестирования, заключающаяся в применении компетентностной модели, комбинированного метода оценки и адаптивности;

• разработан программный инструментарий оценки компетентности и набор имитационных тестовых заданий, предназначенных для контроля уровня компетентности в сфере ИКТ.

Результаты исследования соответствуют следующим пунктам паспорта специальности 08.00.13:

• 2.3. «Разработка систем поддержки принятия решений для рационализации организационных структур и оптимизации управления экономикой на всех уровнях»;

• 2.5. «Разработка концептуальных положений использования новых информационных и коммуникационных технологий с целью повышения эффективности управления в экономических системах».

Теоретическая и практическая значимость работы.

Основные положения работы представляют вклад в развитие концепции компетентностного подхода в образовании. Исследованы возможности применения компетентностного подхода для непрерывного обучения специалистов по индивидуальным траекториям в условиях процессов устаревания знаний и изменения спроса на рынке труда.

Разработанное инструментальное средство оценки компетентности принадлежит к новому поколению автоматизированных систем электронного тестирования и может применяться при очном, заочном и дистанционном обучении, а также выступать в качестве перспективного средства сертификации и оценки компетентности специалистов в различных отраслях и сферах экономики. Предложен инновационный подход к оценке компетентности, сочетающий плюсы традиционных систем электронного тестирования с возможностями имитационных моделей. Разработанные принципы и алгоритмы тестирования, а также архитектура программного комплекса являются достаточно общими решениями и могут использоваться при построении информационных систем мониторинга компетентности в непрерывном образовании. Созданная база контрольно-измерительных материалов применима для оценки уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности различных категорий испытуемых.

Разработанный экономико-математический инструментарий может применяться в высших учебных заведениях при создании новых направлений на перспективном рынке независимого платного обучения специалистов в рамках программ послевузовского непрерывного образования, а также при формировании учебных планов по программам высшего профессионального образования для повышения качества обучения.

Предложенная экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций может также использоваться при планировании и организации обучения сотрудников в корпоративных образовательных структурах для более эффективного управления человеческим капиталом на основе компетентностного подхода, обеспечения требуемых уровней компетенций специалистов и сокращения затрат на корпоративное обучение.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты проведённого исследования внедрены в учебный процесс Института компьютерных технологий МЭСИ на кафедре математического обеспечения и администрирования информационных систем, а также апробированы в Академии труда и социальных отношений (АТиСО) в 2008 г.

Основные положения работы докладывались и получили положительную оценку на конференциях: «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий» (Москва, 2006;2007 гг.) [37,38,39], «Электронное обучение и национальные образовательные реформы» (Москва, 2007 г.) [43], «Технологии электронного обучения (е-Learning): возможности и перспективы» (Москва, 2007 г.) [40], «Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности выпускника университета начала XXI века» (Пермь, 2007 г.) [54], «Телематика'2008» (Санкт-Петербург, 2008г) [41].

Результаты исследования использовались при выполнении проекта «Разработка инструмента оценки ИКТ компетентности учащихся» [47], являющегося частью проекта НФПК «Информатизация Системы Образования». При этом с помощью созданного инструментария было протестировано несколько тысяч испытуемых из 7 регионов РФ на предмет владения ИКТ компетентностью.

Результаты исследования также применялись при выполнении проектов Федерального агентства РФ по образованию: «Создание многоуровневой системы мониторинга и тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности» (Ф-105) [53], «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования» (Ф-24).

Основные положения диссертации опубликованы в 9 печатных работах общим объемом 2,88 пл., в т. ч. 3 из них [27,28,53] в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 105 наименований и 4 приложений. Работа изложена на 175 стр. машинописного текста, содержит 12 таблиц и 50 рисунков.

Основные выводы и результаты проведенной работы сводятся к следующим положениям:

1. Исследованы особенности применения компетентностного подхода в сфере непрерывного послевузовского образования. Проведен анализ методов мониторинга и оценки компетентности на примере области ИКТ, определены достоинства и недостатки существующих систем тестирования.

2. Исследована система непрерывного развития компетенций специалиста. Показано, что элементами системы являются уровни компетенций и их весовые коэффициенты, предложена формула расчета общей компетентности. Исследованы основные процессы, протекающие в системе. Обосновано, что процессы забывания не влияют на задачу поэтапного развития компетенций. Разработана модель жизненного цикла компетенции. Проанализированы виды внешних воздействий, приводящих к устареванию, разработана классификация компетенций по времени жизни, периоду и характеру их устаревания.

3. Создана экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций в непрерывное обучение специалиста, позволяющая обеспечивать необходимый уровень его общей компетентности и заданные уровни отдельных компетенций на протяжении всех этапов с наименьшими затратами на обучение. Модель позволяет реагировать на изменения, происходящие на рынке, и формировать эффективную стратегию инвестиций в непрерывное обучение. С помощью специально разработанного программного обеспечения проведены экспериментальные расчеты, подтверждающие достоверность и практическую значимость модели.

4. Разработана методика вычисления весов компетенций с использованием метода анализа иерархий, необходимая для принятия экономически обоснованных решений по инвестированию средств в непрерывное обучение в условиях неопределенности.

5. Предложена инновационная методика и алгоритмы оценки компетентности, позволяющие автоматизировать процесс измерения и мониторинга уровня компетентности. Создан программный комплекс тестирования и база контрольно-измерительных материалов для оценки уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Проведена апробация инструментария, демонстрирующая его эффективность и полную готовность для внедрения в учебное заведение любого масштаба и решения задач, связанных с оценкой компетентности различных групп и категорий испытуемых в различных дисциплинах и областях знания.

Комплексное использование предложенных моделей и инструментальных средств направлено на повышение качества непрерывного образования, его экономической эффективности и конкурентоспособности высших учебных заведений на новых образовательных рынках.

Направлением для дальнейших исследований является разработка методов количественной оценки талантов специалиста, поиск эффективной стратегии инвестирования средств в непрерывное развитие ключевых сфер компетенций (core competencies, [90]), дополняющих общую компетентность специалиста и повышающих уровень его востребованности на рынке труда.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.В., Андрейчикова О. Н., Джабер Ф. Ф. Автоматизированное принятие решений в иерархических системах // Программные продукты и системы. — 1993. № 3.
  2. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник. — 2-е изд., — М.: Финансы и статистика, 2004. 464 е.: ил.
  3. Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 304 е.: ил.
  4. B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие- Под ред. Емельянова А. А. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 е.: ил.
  5. В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  6. В.И. Болонский процесс: середина пути М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. -379 с.
  7. В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения.
  8. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной програм-ме // Педагогика. № 10. 2003.
  9. Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001.
  10. В.И., Тягунова Т. Н., Малышев, Н.Г., Тягунов С. А. Система тестирования АСТ-Тест http://www.ast-centre.ru/
  11. И.Г. Проектирование ГОС ВПО нового поколения. // Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  12. A.JI. Управление знаниями. М.: 2001. // http://www.koism.rags.ru/publ/indiv/07.php.
  13. A.JI., Орлова Т. М. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации. М.: 2003 // http://www.koism.rags.ru/publ/general/12.php.
  14. В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003, — 528 е.: ил.
  15. А.И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
  16. A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 335 с.
  17. С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 38.
  18. B.C., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом, 2,2002.
  19. М. Отчет по ИКТ грамотности и стандартам — М., 2004.
  20. И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  21. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  22. П.И. Непроизвольное запоминание // Советская педагогика. 1945. № 9.
  23. Р.С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2004. — 416 с.
  24. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000.
  25. Н.В., Макаров С. И., Перевалов В. А. Открытые Образовательные Ресурсы // Открытое Образование. 2007. — № 2, с. 30−34 (0,33 пл.).
  26. Н.В., Макаров С. И. Инновационная технологическая среда оценки компетентности в образовании // Открытое Образование. 2008. — № 5 (0,46 п.л.).
  27. .А., Емельянов А. А. Основы системного анализа. М.: Изд-во МЭСИ, 1998. — 106 с.
  28. .А. Оптимальное управление в экономике: Учебное пособие. / Московский государственный университет экономики, стаистики и информатики, М., 2004. — 133 с.
  29. B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
  30. А.Н. Лекции по общей психологии. Лекция 32. Исследования произвольного запоминания. http://jaupsy.by.ru/biblio/leontev/32.htm
  31. А.Н. Развитие памяти. М., 1931.
  32. Э. Экономия и техника памяти. М., 1913.
  33. В.Л. Экономика знаний. Уроки для России. Материалы из доклада на общем собрании РАН 19.12.2002.
  34. И.М., Виноградская Т. М., Рубчинский А. А., Соколов В. Б. Теория выбора и принятия решений. М: Наука. 1982, 328 с.
  35. С.И., Борисов А. В. ИКТ компетентность в образовании // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: 26−27 апреля 2006 г. Сборник научных трудов. М.:2006, с. 310 315.
  36. С.И. Анализ методов оценки компетентности на примере области ИКТ // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: 17−18 апреля 2007 г. Сборник научных трудов. -М.:2007, с. 188−192.
  37. С.И., Демидова Е. А., Скуратов А. К. Инновационные технологии тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности // Труды XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2008», 23−26 июня 2008 г. Изд-во СПб, том 1, с. 225−226.
  38. С.И., Демидова Е. А., Ряднов Д. А. Программные решения для обеспечения отраслевого центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. — № 8.
  39. С.И. Преимущества инструментального средства оценки ИКТ компетентности перед классической системой электронного тестирования // Электронное обучение инациональные образовательные реформы: 14−15 июня 2007 г. Сборник научных трудов. -М.:2007.
  40. JI.M. Психология профессионального развития. — М., 1998.
  41. Норд стрем К. А., Ридцерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 280 с.
  42. А.Ю. Компетентностное образование как залог высокой профпригодности будущего специалиста, 2007.
  43. Проект АНХ и НФПК «Оценка ИКТ компетентности учащихся» в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) www.ictest.ru
  44. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М: Радио и связь. 1993, 320 с.
  45. Г. Решение задач в системе человек — ЭВМ. — М.: Мир, 1973 .-351 с.
  46. С.Д. Непрерывное образование: концепция и ее реализация. — 2007. http://www.eHtarimn.ru/2007/09/13/nepreryvnoeobrazovaniekoncepcijaieerealizacija.ht ml
  47. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  48. В.А. Подготовка ИТ бакалавров и магистров. Открытые системы № 3,2002.
  49. В.А. Построение открытой национальной системы ИТ образования. — Открытые системы № 85 2 0 04.
  50. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  51. Ю.Ф. Электронное обучение в открытой образовательной среде на основе создания интегрированного пространства знаний // Открытое образование, 2005, № 3.
  52. В.П., Хорошилов А. В. Введение в информационный бизнес. — М: Финансы и статистика, 1996.
  53. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда Интернет-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. — 332 с.
  54. В.П. Открытые информационные системы дистанционного обучения — основа открытого образования / В. П. Тихомиров, В. К. Кондратьев, Е. Н. Филинов, А. В. Бойченко. // Открытое образование. 2001. — № 3. — С. 9−14.
  55. Э. Футуршок. М., 1973. С. 304−310.
  56. А.В. Генерация новых знаний на основе доступа к мировым информационно-образовательным ресурсам. — МЭСИ, 2005.
  57. А.В. Хорошилов, С. Н. Селетков. Мировые информационные ресурсы. — СПб.: Питер, 2004.
  58. JL. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005. — 248 с.
  59. Becker Gary S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Third Edition. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.
  60. Cope Mick. Know Your Value, ft.com. London, 2000.
  61. Drucker P. Beyond the Information Revolution //The Atlantic Monthly, October 1999. Vol. 284. — № 4.
  62. Drucker P.F. Post-Capitalist Society. Oxford Butterworth: Heinemann, 1993.
  63. Ebbinghaus H. Uber das Gedachtnis. // Untersuchungen zur experimentellen Psychologie. -Leipzig: Duncker u. Humblot, 1885.
  64. ECDL, Стандарт http://www.ecdl.ru/pages/ecdlstand/
  65. Educational Testing Service (ETS) Global http://www.ets.org/portal/site/ets/menuitem.435c0b5cc7bd0ae7015d9510c3921509/7vgnextoid =d04b253bl64f4010VgnVCM10000022f95190RCRD
  66. , G.H. & Molenaar, I.W. (1995). Rasch Models: Foundations, Recent Developments, and Applications. New York: Springer.
  67. Hambleton, R. K., Swaminathan, H., & Rogers, H. J. (1991). Fundamentals of Item Response Theory. Newbury Park, CA: Sage Press.
  68. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  69. IMS Global Learning Consortium: Specifications http://www.imsglobal.org/specifications.html
  70. IMS Global Learning Consortium, Спецификация IMS Упаковка Контента, 2002.84. ISTE http://www.iste.org
  71. Universidad de los Andes Cartagena, Columbia. July 9−11, 1997. http://knight-moore.com/pubs/halflife.html
  72. Microsoft ICT Curriculum Roadmap: Pathways to Success http://www.microsoft.com/learning/education/roadmap/default.mspx
  73. Microsoft Digital Literacy http://www.microsoft.com/digitalliteracy
  74. Nonaka I. and Takeuchi II. The Knowledge-Creating Company. — Oxford: Oxford University Press, 1995.
  75. RM KS3 ICT assessment, http://www.rm.com/ks3ict/
  76. Questionmark Perception assessment management system http:// www. questionmark. com/us/perception/index, aspx
  77. , G. (1977). On Specific Objectivity: An attempt at formalizing the request for generality and validity of scientific statements. The Danish Yearbook of Philosophy, 14, 58−93.
  78. Schultz, Theodore W. Economic value of education. N.Y., 1963.
  79. Schultz, Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.
  80. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations.- N.Y.-L.: Doubleday / Currency, 1997.
  81. , T. A. (2001) The Wealth of Knowledge Intellectual Capital and the Twenty-First Century Organization. London: Nicholas Brealey.
  82. , К. E. (1997) The New Organizational Wealth: Managing & Measuring Knowledge-Based Assets. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers
  83. Thissen & Wainer, H. (Eds.), Test Scoring (pp. 73−140). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
  84. Tissen R., Daniel A., Lopez F. The Knowledge Dividend: Creating high-performance companies through value-based knowledge managemen, 2000.
  85. Toffler A. Power Shift. Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. N.Y.: 1990.
  86. Tulgan Bruce. Winning the Talent Wars, 2001.
  87. Tuning Educational Structures in Europe, http://tuning.vmideusto.org/tuningevi/
  88. Wiig K. Knowledge Management. — Arlington, TX: Schema Press, 1993.
Заполнить форму текущей работой