Разработка модели и инструментальных средств оптимального распределения инвестиций в непрерывное образование на основе компетентностного подхода
![Диссертация: Разработка модели и инструментальных средств оптимального распределения инвестиций в непрерывное образование на основе компетентностного подхода](https://westud.ru/work/3507101/cover.png)
Диссертация
В условиях стремительного устаревания знаний и информатизации всех сфер деятельности человека требования к современному производству могут быть удовлетворены только путем постоянного повышения квалификации и уровня образования работников. Важнейшими качествами специалиста1 становятся профессиональная гибкость и мобильность, готовность учиться на протяжении всей жизни. Конкурентоспособность… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
- 1. 1. Инвестиции в непрерывное обучение и человеческий капитал
- 1. 1. 1. Экономика, основанная на знаниях и управление знаниями
- 1. 1. 2. Человеческий капитал как устойчивое конкурентное преимущество
- 1. 1. 3. Устаревание знаний и обучение на протяжении всей жизни
- 1. 2. Принципы компетентностного подхода в образовании
- 1. 2. 1. Понятие компетентностного подхода
- 1. 2. 2. Термины «компетенция» и «компетентность»
- 1. 2. 3. Принципы и экономические преимущества компетентностного подхода
- 1. 3. Трудности реализации компетентностного подхода
- 1. 3. 1. Компетентностная модель проектирования ГОС ВПО
- 1. 3. 2. Классификация компетенций
- 1. 3. 3. Формирование и оценивание компетенций
- 1. 4. Анализ существующих методов оценки компетентности
- 1. 4. 1. Модели оценки компетентности.<
- 1. 4. 2. Системы тестирования ИКТ-компетентности
- 1. 5. Выводы по главе
- 1. 1. Инвестиции в непрерывное обучение и человеческий капитал
- ГЛАВА 2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
- 2. 1. Система непрерывного развития компетенций специалиста
- 2. 1. 1. Общее описание системы
- 2. 1. 2. Процесс забывания
- 2. 1. 3. Процесс устаревания
- 2. 1. 4. Процесс управления
- 2. 2. Экономико-математическая модель оптимального распределения инвестиций в непрерывное обучение
- 2. 2. 1. Постановка задачи
- 2. 2. 2. Выбор оптимальной стратегии инвестиций в непрерывное обучение для одной компетенции
- 2. 2. 3. Оптимальное распределение инвестиций между компетенциями профиля специальности
- 2. 3. Вычисление весов компетенций в условиях неопределенности
- 2. 3. 1. Постановка задачи принятия решений
- 2. 3. 2. Иерархическое представление проблемы
- 2. 3. 3. Сравнение элезиентов иерархии
- 2. 3. 3. Ранжирование элементов
- 2. 3. 4. Алгоритм синтеза весовых коэффициентов
- 2. 4. Оценка уровней компетенций специалиста
- 2. 4. 1. Компетентностная модель в основе теста
- 2. 4. 2. Комбинированный метод оценки
- 2. 4. 3. Алгоритм адаптивного тестирования
- 2. 5. выводы по главе
- 2. 1. Система непрерывного развития компетенций специалиста
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА МОНИТОРИНГА КОМПЕТЕНТНОСТИ
- 3. 1. Постановка задачи создания автоматизированной системы тестирования
- 3. 1. 1. Принципы построения системы
- 3. 1. 2. Требования к программному обеспечению
- 3. 1. 3. Использование стандартов
- 3. 2. Архитектура системы
- 3. 2. 1. Платформа и технологии
- 3. 2. 2. Уровни программного комплекса
- 3. 2. 3. Структура базы данных
- 3. 2. 4. Сравнение возможностей системы с аналогами
- 3. 3. Описание основных компонентов системы
- 3. 3. 1. Клиент и сервер тестирования
- 3. 3. 2. Программный комплекс администрирования
- 3. 3. 3. Средства разработки контента
- 3. 4. Практическое использование результатов исследования
- 3. 4. 1. Программное средство автоматизации расчетов
- 3. 4. 1. Апробация и внедрение программного комплекса оценки компетентности
- 3. 5. Выводы по главе
- 3. 1. Постановка задачи создания автоматизированной системы тестирования
Список литературы
- Андрейчиков А.В., Андрейчикова О. Н., Джабер Ф. Ф. Автоматизированное принятие решений в иерархических системах // Программные продукты и системы. — 1993. № 3.
- Андрейчиков А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике: Учебник. — 2-е изд., — М.: Финансы и статистика, 2004. 464 е.: ил.
- Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. — 304 е.: ил.
- Анфилатов B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие- Под ред. Емельянова А. А. М.: Финансы и статистика, 2002. — 368 е.: ил.
- Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект Tuning) М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
- Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2005. -379 с.
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной програм-ме // Педагогика. № 10. 2003.
- Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. Ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001.
- Васильев В.И., Тягунова Т. Н., Малышев, Н.Г., Тягунов С. А. Система тестирования АСТ-Тест http://www.ast-centre.ru/
- Галямина И.Г. Проектирование ГОС ВПО нового поколения. // Материалы XVI научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути ее решения». — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
- Гапоненко A.JI. Управление знаниями. М.: 2001. // http://www.koism.rags.ru/publ/indiv/07.php.
- Гапоненко A.JI., Орлова Т. М. Интеллектуальный капитал — стратегический потенциал организации. М.: 2003 // http://www.koism.rags.ru/publ/general/12.php.
- Глухов В.В., Коробко С. Б., Маринина Т. В. Экономика знаний. СПб.: Питер, 2003, — 528 е.: ил.
- Добрынин А.И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999.
- Дубров A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 335 с.
- Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учебное пособие. СПб.: Изд. СПбУЭФ. 1996. С. 38.
- Ефремов B.C., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом, 2,2002.
- Зелман М. Отчет по ИКТ грамотности и стандартам — М., 2004.
- Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание // Советская педагогика. 1945. № 9.
- Каплан Р.С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп— Бизнес», 2004. — 416 с.
- Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2000.
- Комлева Н.В., Макаров С. И., Перевалов В. А. Открытые Образовательные Ресурсы // Открытое Образование. 2007. — № 2, с. 30−34 (0,33 пл.).
- Комлева Н.В., Макаров С. И. Инновационная технологическая среда оценки компетентности в образовании // Открытое Образование. 2008. — № 5 (0,46 п.л.).
- Лагоша Б.А., Емельянов А. А. Основы системного анализа. М.: Изд-во МЭСИ, 1998. — 106 с.
- Лагоша Б.А. Оптимальное управление в экономике: Учебное пособие. / Московский государственный университет экономики, стаистики и информатики, М., 2004. — 133 с.
- Леднев B.C., Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. М., 2002.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Лекция 32. Исследования произвольного запоминания. http://jaupsy.by.ru/biblio/leontev/32.htm
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М., 1931.
- Мейман Э. Экономия и техника памяти. М., 1913.
- Макаров В.Л. Экономика знаний. Уроки для России. Материалы из доклада на общем собрании РАН 19.12.2002.
- Макаров И.М., Виноградская Т. М., Рубчинский А. А., Соколов В. Б. Теория выбора и принятия решений. М: Наука. 1982, 328 с.
- Макаров С.И., Борисов А. В. ИКТ компетентность в образовании // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: 26−27 апреля 2006 г. Сборник научных трудов. М.:2006, с. 310 315.
- Макаров С.И. Анализ методов оценки компетентности на примере области ИКТ // Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями: 17−18 апреля 2007 г. Сборник научных трудов. -М.:2007, с. 188−192.
- Макаров С.И., Демидова Е. А., Скуратов А. К. Инновационные технологии тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности // Труды XV Всероссийской научно-методической конференции «Телематика'2008», 23−26 июня 2008 г. Изд-во СПб, том 1, с. 225−226.
- Макаров С.И., Демидова Е. А., Ряднов Д. А. Программные решения для обеспечения отраслевого центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. — № 8.
- Макаров С.И. Преимущества инструментального средства оценки ИКТ компетентности перед классической системой электронного тестирования // Электронное обучение инациональные образовательные реформы: 14−15 июня 2007 г. Сборник научных трудов. -М.:2007.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития. — М., 1998.
- Норд стрем К. А., Ридцерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 280 с.
- Поленова А.Ю. Компетентностное образование как залог высокой профпригодности будущего специалиста, 2007.
- Проект АНХ и НФПК «Оценка ИКТ компетентности учащихся» в рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) www.ictest.ru
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. — М: Радио и связь. 1993, 320 с.
- Сакман Г. Решение задач в системе человек — ЭВМ. — М.: Мир, 1973 .-351 с.
- Сивец С.Д. Непрерывное образование: концепция и ее реализация. — 2007. http://www.eHtarimn.ru/2007/09/13/nepreryvnoeobrazovaniekoncepcijaieerealizacija.ht ml
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
- Сухомлин В.А. Подготовка ИТ бакалавров и магистров. Открытые системы № 3,2002.
- Сухомлин В.А. Построение открытой национальной системы ИТ образования. — Открытые системы № 85 2 0 04.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
- Тельнов Ю.Ф. Электронное обучение в открытой образовательной среде на основе создания интегрированного пространства знаний // Открытое образование, 2005, № 3.
- Тихомиров В.П., Хорошилов А. В. Введение в информационный бизнес. — М: Финансы и статистика, 1996.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда Интернет-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. М.: Изд-во МЭСИ, 2000. — 332 с.
- Тихомиров В.П. Открытые информационные системы дистанционного обучения — основа открытого образования / В. П. Тихомиров, В. К. Кондратьев, Е. Н. Филинов, А. В. Бойченко. // Открытое образование. 2001. — № 3. — С. 9−14.
- Тоффлер Э. Футуршок. М., 1973. С. 304−310.
- Хорошилов А.В. Генерация новых знаний на основе доступа к мировым информационно-образовательным ресурсам. — МЭСИ, 2005.
- А.В. Хорошилов, С. Н. Селетков. Мировые информационные ресурсы. — СПб.: Питер, 2004.
- Эдвинссон JL. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М.: ИНФРА-М, 2005. — 248 с.
- Becker Gary S. Human Capital. A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Third Edition. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.
- Cope Mick. Know Your Value, ft.com. London, 2000.
- Drucker P. Beyond the Information Revolution //The Atlantic Monthly, October 1999. Vol. 284. — № 4.
- Drucker P.F. Post-Capitalist Society. Oxford Butterworth: Heinemann, 1993.
- Ebbinghaus H. Uber das Gedachtnis. // Untersuchungen zur experimentellen Psychologie. -Leipzig: Duncker u. Humblot, 1885.
- ECDL, Стандарт http://www.ecdl.ru/pages/ecdlstand/
- Educational Testing Service (ETS) Global http://www.ets.org/portal/site/ets/menuitem.435c0b5cc7bd0ae7015d9510c3921509/7vgnextoid =d04b253bl64f4010VgnVCM10000022f95190RCRD
- Fischer, G.H. & Molenaar, I.W. (1995). Rasch Models: Foundations, Recent Developments, and Applications. New York: Springer.
- Hambleton, R. K., Swaminathan, H., & Rogers, H. J. (1991). Fundamentals of Item Response Theory. Newbury Park, CA: Sage Press.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
- IMS Global Learning Consortium: Specifications http://www.imsglobal.org/specifications.html
- IMS Global Learning Consortium, Спецификация IMS Упаковка Контента, 2002.84. ISTE http://www.iste.org
- Universidad de los Andes Cartagena, Columbia. July 9−11, 1997. http://knight-moore.com/pubs/halflife.html
- Microsoft ICT Curriculum Roadmap: Pathways to Success http://www.microsoft.com/learning/education/roadmap/default.mspx
- Microsoft Digital Literacy http://www.microsoft.com/digitalliteracy
- Nonaka I. and Takeuchi II. The Knowledge-Creating Company. — Oxford: Oxford University Press, 1995.
- RM KS3 ICT assessment, http://www.rm.com/ks3ict/
- Questionmark Perception assessment management system http:// www. questionmark. com/us/perception/index, aspx
- Rasch, G. (1977). On Specific Objectivity: An attempt at formalizing the request for generality and validity of scientific statements. The Danish Yearbook of Philosophy, 14, 58−93.
- Schultz, Theodore W. Economic value of education. N.Y., 1963.
- Schultz, Theodore W. Investment in human capital: the role of education and of research. N.Y., 1971.
- Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations.- N.Y.-L.: Doubleday / Currency, 1997.
- Stewart, T. A. (2001) The Wealth of Knowledge Intellectual Capital and the Twenty-First Century Organization. London: Nicholas Brealey.
- Sveiby, К. E. (1997) The New Organizational Wealth: Managing & Measuring Knowledge-Based Assets. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers
- Thissen & Wainer, H. (Eds.), Test Scoring (pp. 73−140). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.
- Tissen R., Daniel A., Lopez F. The Knowledge Dividend: Creating high-performance companies through value-based knowledge managemen, 2000.
- Toffler A. Power Shift. Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. N.Y.: 1990.
- Tulgan Bruce. Winning the Talent Wars, 2001.
- Tuning Educational Structures in Europe, http://tuning.vmideusto.org/tuningevi/
- Wiig K. Knowledge Management. — Arlington, TX: Schema Press, 1993.