Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Семный анализ слов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипосема (видовая сема) представляет собой признак, которым характеризуются гипонимические лексемы, образующие парадигмы типа лексико-тематических и лексико-семантических групп (ЛТГ, ЛСГ). Как правило, таких признаков несколько. Среди них выделяются интегральные и дифференциальные семы. Интегральные семы более конкретны, чем архисемы, и служат основанием для объединения слов в ЛТГ и ЛСГ. Так… Читать ещё >

Семный анализ слов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семный (компонентный) анализ — наиболее простой вид лексического разбора, задача которого состоит в том, чтобы охарактеризовать понятийную составляющую слова, т. е. его сигнификат, в семантическом и структурном аспектах. Единицей семного анализа выступает сема (семантический множитель), минимальный далее не членимый компонент значения.

Определение понятия Семный (компонентный) анализ представляет собой «процедуру расщепления значения на составные части, вычленение которых обусловлено как соотношением элементов внутри отдельного значения (наличие более общих и более частных элементов, т. е. иерархичность организации), так и соотношением этого значения со значениями других языковых единиц»[1].

Термин «компонентный анализ» впервые использовал У. Гуднаф в статье «Культурная антропология и лингвистика» (1957). Введенным понятием он обозначил метод лингвистического анализа, позволяющего выявить иерархию сем, формирующих лексическое значение слова. Метод компонентного анализа был развит Н. С. Трубецким применительно к фонемам. На материале грамматических значений метод компонентного анализа впервые применил Р. О. Якобсон для описания категории падежа русских существительных.

В составе значения сема может быть представлена словоформой или словосочетанием, свободным либо устойчивым. Так, значение слова рассада включает в себя следующие семы:

1. ‘молодые' 2. ‘растения' 3. ‘выращиваемые' 4. ‘в парниках' (или) 5—6. ‘на специальных грядах' 7—8. ‘для последующей пересадки' 9. ‘в открытый грунт'.

В случаях 5—6 и 7—8 предлог входит в состав словоформы существительного, а сегмент 9 не членится на семы, поскольку выражен устойчивым сочетанием.

Поскольку слова для семного анализа берутся из толковых словарей, результат процедуры зависит от полноты дефиниции, которая не всегда совпадает в разных источниках. Так, толкование значения слова абзац, которое приводилось выше, в ТСУ представлено несколько иначе, чем в БТС, ср.:

АБЗАЦ абзаца, м. (нем. Absatz) (спец.). 1. Отступ вправо в начале строки, для отделения одной части текста от другой; красная строка. При наборе сделать абзац. 2. Текст между двумя такими отступами. Прочесть два абзаца (ТСУ).

Чем полнее словарная дефиниция, тем легче выполнить семный анализ, так как нет нужды выявлять недостающие семы самостоятельно. Если же это необходимо, следует обратиться к иллюстративному материалу — примерам, которые позволят восстановить компоненты значения ЛСВ.

Типология сем лексического значения представляет собой иерархию, которую необходимо отразить в процедуре анализа.

  • 1. Самой общей семой, характеризующей принадлежность слова к определенной части речи является грамматическая сема — граммема. Иначе ее называют классемой, поскольку она обозначает грамматический класс и выражает общую семантику той части речи, слово которой подлежит анализу. Имена существительные обладают граммемой ‘предметность', глаголы — ‘действие', прилагательные — ‘признак', числительное — ‘количественный признак', наречие — ‘признак действия'. Так, имена существительные абзац, радость, песок, детвора имеют граммему ‘предметность', имена прилагательные высокий, солнечный, лисий — граммему ‘признак', глаголы читать, причесываться, подумать, бежать — граммему ‘действие'.
  • 2. Более конкретной является лексико-грамматическая сема, объединяющая в себе лексические и грамматические признаки слова. Она устанавливается в зависимости от лексико-грамматических разрядов: у имен существительных это ‘конкретность', ‘абстрактность', ‘вещественность' или ‘собирательность', у имен прилагательных — ‘качественность', ‘относительность' или ‘притяжателыюсть', у глаголов — ‘способы глагольного действия', ‘возвратность/невозвратность', ‘личность/безличность'.

Так, имена существительные обладают следующими лексико-грамматическими семами: абзац — ‘конкретность', радость — ‘абстрактность', песок — ‘вещественность', детвора — ‘собирательность'. Имя прилагательное высокий содержит лексико-грамматическую сему ‘качественность', солнечный — ‘относительность', лисий — ‘нритяжательность'. Глагол читать обладает семами ‘предельность', ‘невозвратность', ‘личность'; причесываться — семами ‘непредельность', ‘возвратность', ‘личность'; подумать — семами ‘предельность', ‘окончательность', ‘невозвратность', ‘личность'; бежать — семами ‘предельность', ‘невозвратность', ‘личность'.

  • 3. Наиболее общей среди лексических сем является архисема (гиперсема, родовая сема), которая называет имя лексико-семантического поля (ЛСП), куда наряду с другими элементами входит рассматриваемая лексема. Так, имя существительное хлеб входит в ЛСП «Продукт», имя прилагательное высокий — в ЛСП «Размер», глагол бежать — в ЛСП «Движение». Критерием правильности определения архисемы выступает возможность включения в ЛСП значительного числа слов разных частей речи, например ЛСП «Движение»: бежать, выбежать, бег, идти/ходить, ходьба, двигаться, передвижение, подвижной (состав), подвижный {человек) и т. д.
  • 4. Гипосема (видовая сема) представляет собой признак, которым характеризуются гипонимические лексемы, образующие парадигмы типа лексико-тематических и лексико-семантических групп (ЛТГ, ЛСГ). Как правило, таких признаков несколько. Среди них выделяются интегральные и дифференциальные семы. Интегральные семы более конкретны, чем архисемы, и служат основанием для объединения слов в ЛТГ и ЛСГ. Так, второй ЛСВ имени существительного абзац входит в тематическую группу, которая выделяется из состава ЛСП «Текст», и содержит интегральную сему ‘часть'. В ЛТГ «Часть текста» входят такие компоненты, как ‘часть', ‘глава', ‘раздел', ‘параграф'. Семой, позволяющей дифференцировать их семантику внутри ЛТГ, является ‘наличие заглавия'. Ср.:

Глава 2. ж. 1) Раздел художественного, научного, публицистического и т. п. сочинения, отмеченный нумерацией или заголовком;

Параграф и. 1) а) Мелкое подразделение текста внутри главы, раздела, обозначаемое обычно специальным знаком (ТСЕ).

5. Потенциальная сема характеризуется тем, что в отличие от названных выше сем она не отражается в словарной дефиниции, хотя отчетливо осознается носителями языка. Роль потенциальных сем в семантической структуре ЛСВ чрезвычайно важна, поскольку они часто служат основой для переноса при образовании производных ЛСВ. Инструментом выявления потенциальных сем выступает сравнение непроизводных и производных значений. Так, в многозначном слове медведь выделяются следующие ЛСВ:

Медведья, м. 1. Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а также его мех. Белый м. Бурый м. Двум медведям в одной берлоге не ужиться (поел.). Делить шкуру неубитого медведя (йогов, о тех, кто делит между собой доходы, выгоды, к-рых еще нет и, возможно, вообще не будет; разг. ирон.). М. на ухо наступил кому-н. (о том, кто полностью лишен музыкального слуха; разг. шутл.). 2. перен. О неуклюжем, неповоротливом человеке (разг.) (ТСО).

Ни одна сема первого ЛСВ не объясняет, каким образом произошел метафорический перенос, обусловивший появление второго значения, однако носители русского языка знают, что медведю приписывается неуклюжесть. Именно сема, называющая этот признак, легла в основу переноса.

Выявлению потенциальной семы способствует анализ иллюстративных примеров, представленных в словаре. Так, лексема хлеб, которая имеет первичное значение ‘пищевой продукт, выпекаемый из муки', сопровождается в толковых словарях словосочетаниями белый хлеб, черный хлеб — это позволяет сделать вывод, что хлеб бывает разного цвета, а языковое чутье подсказывает, что хлеб может быть и разной формы (булка, батон, каравай).

Таким образом, семный анализ дает объективные представления об особенностях семантики ЛСВ. Более сложную информацию о структуре ЛЗ можно получить с помощью анализа лексического значения.

  • [1] Селиверстова О. Н. Труды по семантике. М., 2004. С. 81.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой