Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) , их детей и внуков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бабушка-соперница, на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, она продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой за то, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внукам. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании… Читать ещё >

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) , их детей и внуков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приобретение новой внутрисемейной роли (бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся (у женщин — роли жены, матери, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность прародителей — бабушек и дедушек — состоит в осознании своей особой роли. Они понимают ценность внуков, появление которых знаменует новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи — бытовой, материальной — бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они либо вообще отказываются от новой позиции, защищаются от нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал»), либо, напротив, с восторгом и усердием захватывают, узурпируют родительскую роль, тем самым лишая этой роли молодых родителей.

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков.

Этот вопрос был одним из основных в ходе социологического исследования внутрисемейной культуры отношений со стариками, проведенным фондом «Общественное мнение» в 2005 г.[1]

В целом пожилые и молодые люди демонстрируют довольно схожие представления относительно благоприятности и неблагоприятное™ возможного совместного проживания. Основной аргумент в его пользу — физическая, психологическая и экзистенциальная несамодостаточность стариков, их зависимость от более молодых членов семьи. Этот вывод следует из ответов опрошенных на открытый вопрос, в чем они усматривают положительные стороны совместного проживания для пожилых людей; респонденты ссылались на потребность стариков в уходе, во внимании и общении, которое избавило бы их от чувства одиночества, внесло в их жизнь радость и придало ей смысл:

  • — «За ними ухаживают»; «Заботы больше о пожилых»; «Здоровья уже нет, дети помогают».
  • — «Им больше внимания уделяют»; «Им трудно жить одним, нужна помощь детей»; «Легче в материальном плане, дети работают, а то пенсии маленькие у родителей».

«Им есть с кем поговорить»; «Им не гак скучно»; «Нужно постоянное общение с близкими».

«Есть уверенность в том, что не останешься один»; «Им важно знать, что они кому-то нужны»; «Лучше жить с внуками, чем одной, одиночество — это страшно»; «Не одни под старость»; «Считают себя востребованными».

— «В этом жизнь»; «Внуки и дети не дают стареть»; «Психологически лучше, дети радуют».

Но наряду с признанием важности совместного проживания со стариками присутствует и довольно сильно выраженная тенденция к автономизации. И старики, и молодые совсем не часто демонстрируют желание жить под одной крышей — и те и другие довольно много говорят о недостатках совместного проживания для обеих сторон, а среди живущих совместно почти половина хотели бы разъехаться.

Стремление жить раздельно не обязательно возникает как результат сложностей межпоколенческого взаимодействия. Подавляющее большинство респондентов, у которых есть внуки (75%), утверждают, что они легко находят с ними общий язык. Проблема скорее в другом — в неизбежном возникновении сложностей, когда в одной небольшой квартире проживают люди с разными привычками, установками и стилями жизни. Аргументы в пользу отдельного проживания пожилых следующие:

  • — «В старости надо жить отдельно, так как у всех свои привычки и взгляды»; «Вместе не уживемся, разные мнения»; «Дети достаточно взрослые, взгляды разные»; «Интересы разные».
  • — «Больше отдыха им нужно»; «Другой ритм жизни»; «Им нужно больше покоя, тишины»; «Им спокойно хочется жить»; «Молодежь мешает старикам своим шумом»; «Надоедают внуки, мешают отдыхать»; «Они беспокоят».
  • — Многие указывали на то, что при совместном проживании каждое поколение стремится навязать другому свои правила, и в результате на пустом месте возникают ссоры и конфликты.
  • — «Будут мешать молодым»; «Дети навязывают свое мнение»; «Мешать семье нельзя»; «Молодежь не любит, когда их учат»; «Надоедает старый человек своей нудностью».
  • — «Бытовой уровень приводит к разногласиям»; «Вечно нелады»; «Конфликтов больше»; «Мелочи раздражают»; «Надо только по праздникам встречаться, тогда и ссор меньше будет».

Совместное проживание действительно создает почву для конфликтов: каждая из сторон считает, что больше отдает, чем получает. В этом контексте стремление к автономизации — это желание за счет ограничения контактов и точек соприкосновения минимизировать внутрисемейные конфликты; установка на максимально бесконфликтное общение стариков и молодых при нежелании притираться друг к другу и поступаться своим комфортом ради совместной жизни.

Респондентов спросили, что, на их взгляд, лучше: когда бабушки и дедушки как можно больше участвуют в воспитании внуков, либо принимают ограниченное участие в воспитании, либо не участвуют в нем вообще. Большинство опрошенных склонны считать, что воспитание подрастающего поколения — не дело и не забота бабушек и дедушек. И только треть опрошенных высказали мнение, что участие прародителей в воспитании подрастающего поколения должно быть максимально возможным:

«Бабушка и дедушка развивают чувство любви у детей, воспитывают их мудро».

  • — «Бабушки должны передавать внукам свой опыт»; «Больше опыта жизни, меньше даем поблажек, учим, как надо жить»; «Возраст и опыт дают им возможность хорошо воспитывать внуков»; «Они умудренные жизненным опытом и могут подсказать, чтобы внуки глупостей не наделали».
  • — «Они воспитывают хорошие душевные качества у внуков».

Упоминается, что связь между внуками и бабушками/дедушками гораздо теснее и нежнее, чем между родителями и детьми:

  • — «Бабушки и дедушки больше любят внуков».
  • — «Бабушка больше присмотрит».
  • — «Больше внимания»; «Больше ласки».
  • — «Внуки есть внуки, они ближе».

Некоторые говорили, однако, не столько об участии в воспитании, сколько о выполнении бабушками и дедушками роли нянек и сиделок:

  • — «Бабушки имеют больше времени»; «Молодые заняты, люди старшего поколения посвободнее»; «Куда их девать, родителям некогда».
  • — «Если родители работают, кто-то должен сидеть с детьми».
  • — «Можно уехать и оставить детей».
  • — «Помогут родителям, развяжут им руки, дадут возможность куданибудь сходить».

Вместе с тем большинство опрошенных высказались за ограниченное участие прародителей в воспитании внуков. Пожилые люди, по их мнению, будут давать «неправильное», устаревшее воспитание или избалуют внуков, помешают их взрослению:

  • — «Бабушки прожили жизнь по-другому, сейчас все поменялось, мама с отцом быстрее поймут детей»; «Бабушки многое не понимают в этом времени — время другое»; «Дети сейчас по-другому воспитываются, компьютер надо знать»; «Родители — одно, бабки — другое, разные требования, разные взгляды на жизнь».
  • — «Балует старшее поколение, дети вырастают инфантильными»; «Избаловать могут внуков своей заботой»; «Слишком много поблажек детям дают».

Участники опроса указывали и на то, что воспитание детей — это в первую очередь родительская забота, а у прародителей есть и свои интересы:

  • — «А родители на что? Это их обязанность»; «В первую очередь это забота родителей»; «Есть мамы и папы для воспитания детей»; «Пусть сами родители управляются со своими детьми»;
  • — «Возраст уже не тот»; «Не стоит сильно обременять стариков»; «По состоянию здоровья меня все беспокоит»; «Тяжело с внуками».
  • — «Можно, но чтобы оставалось время для себя»; «Не переносить свою жизнь на них»; «Себе тоже нужно уделять внимание».
  • — «У бабушек и дедушек другие интересы»; «У каждого поколения своя жизнь».

Самих пожилых скорее устраивает роль любящих и балующих бабушек и дедушек, восполняющих внукам тот недостаток ласки, которую нс успевают (или не могут — из-за своей роли «воспитателей») дать родители. Дети и внуки склонны поддержать стремление стариков принять на себя эмоциональную роль и устраниться от функциональных обязанностей. Большинство опрошенных сочли идеальной ситуацию, когда бабушки/ дедушки и их дети и внуки живут поблизости, но не под одной крышей; помогают друг другу, но не связаны жесткими обязательствами.

Во всех рассуждениях респондентов о взаимодействии поколений в семье прослеживается установка: общение должно быть достаточно интенсивным, чтобы не прерывались внутрисемейные узы, но вместе с тем не слишком частым, чтобы сохранялась автономия, и взаимно приятным.

Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависит от качества взаимоотношений родителей со старшими членами семьи. Например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей[2].

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: бабушка-жертва и бабушка-соперница1.

Бабушка-жертва воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на себя груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, она периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки — любовь к ней, а вместе с тем — зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

Бабушка-соперница, на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, она продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой за то, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внукам. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

Новая прародительская роль в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста, хотя содержательное се наполнение может существенно различаться в разных семьях. Например, среди прародителей встречаются такие варианты выполнения ими внутрисемейной роли:

  • — формальные — ориентируются на внешние, социальные предписания о роли старшего в семье;
  • — «суррогатные родители» — в полной мере берут на себя ответственность и заботу о внуках;
  • — источник семейной мудрости — осуществляют связь с семейными корнями, поддерживают традиции;
  • — затейники — преимущественно развлекают внуков, организуют им отдых и досуг;
  • — отстраненные — почти не участвуют в реальной жизнедеятельности семьи детей и внуков[3][4].

Прародители по-разному осмысливают свою роль в семье. Эта общая идея, значимая для них самих и других членов семьи, может выступать в качестве следующих функций:

  • 1) присутствие — быть символом стабильности, интегрирующим центром семьи или сдерживающим фактором при угрозе ее распада;
  • 2) семейная «национальная гвардия» — быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации;
  • 3) арбитр — согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов;
  • 4) сохранение семейной истории — поддержание преемственности, создание ощущения единства семьи.

В отечественной психологии эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками было проведено общественным центром «Геронтолог» под руководством О. В. Красновой[5]. В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; представлениях бабушек о воспитании внуков; системе поощрений и наказаний внуков; надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся самому хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в процессе ухода и воспитания внуков; с чем связано беспокойство за внуков; о конфликтах с детьми; о той роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек:

  • 1) «формальная», или «обычная»;
  • 2) «активная», или «увлеченная»;
  • 3) «далекая», или «отстраненная», «символическая».

«Обычная бабушка» принимает участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием скорее подразумевается помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и (или) материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу «обычной». Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними на улице, летом проводит с ними время (например, на даче). В приготовлении уроков, играх, культурном просвещении внуков «обычная» бабушка участвует незначительно. Она поощряет их: хвалит, обнимает, целует; покупает мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делает это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что она маленькая». В качестве наказаний «в случаях плохого поведения», непослушания предпочитает не общаться с ними или поругать.

«Активная», «увлеченная бабушка» имеет высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Она заботится о них, балует, помогает делать уроки, играет с ними, ходит в театры и на выставки, что требует от нее больше усилий, как моральных, так и физических. «Увлеченная» бабушка чаще отмечает и поддерживает у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительна к моментам, когда им требуются поддержка, ободрение. В качестве наказания за «вранье, лень, грубость» ругает, запрещает смотреть телевизор или ходить в гости, может отказаться общаться, т. е. проявляет большую активность в наказаниях и считает, что имеет на это право.

«Далекая», «отстраненная бабушка» затрачивает на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитываются или только родителями, или с помощью старшего поколения «с другой стороны», т. е. бабушка «отстраненного» типа не имеет каких-либо обязанностей по отношению к внукам. В высказываниях «отстраненной» бабушки часто встречаются противоречия. Например, она считает, что ее главная роль в семье — воспитание внуков, но под воспитанием подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или говорит, что у нее есть обязанности, но отношению к внуку, а видится с ним один-два раза в году, и все общение сводится к телефонным разговорам и немногочисленным воспоминаниям.

Проведенное исследование позволило также наметить этапы нрародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

1- й этап — «молодая бабушка». Характерен для женщин в возрасте от 47 лет до 51 года, как правило, продолжающих активно трудиться. Однако они берут на себя долговременные обязанности по уходу и (или) помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей и становятся «обычными» бабушками, реже — «активными» или «далекими». В основном занимаются обслуживанием семьи и внуков, т. е. кормлением, прогулками и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогают материально. Молодая бабушка редко живет одна, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками. В дальнейшем, по мере роста внуков, молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей ближе, чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

Для максимального развертывания «бабушкинской» деятельности существует оптимальное соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) .

2- й этап — «старая бабушка». Начинается после достижения внуком 10—11 лет, бабушке обычно от 58 до 62 лет. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10—11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуками, и часть «обычных» бабушек, преимущественно со средним образованием, переходят в категорию «активных». Некоторые же на этом этапе становятся более отдаленными. Как правило, это женщины, живущие в мегаполисе, с более высоким уровнем образования. Те, кто с первого этана занимал позицию «отдаленной» или «увлеченной» бабушки, редко изменяют ее при сохранении условий проживания.

Молодую бабушку обычно беспокоит здоровье внуков; у старой бабушки появляются тревоги и опасения в отношении его образования, друзей, выбора будущей профессии, будущего в целом.

На стадии «старой бабушки» нет различий в отношении к внукам от дочери или от сына. Она заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей, и в этом видит свою основную роль в семье.

3-й этап прародительства — «пожилая женщина», «старая женщина». Начинается после достижения внуками 18-летнего возраста. На этой стадии происходит «переворот» ролей — меняется баланс независимости и автономии членов семьи. Теперь сами бабушки начинают нуждаться в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья; у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи.

Этапы прародительства женщин зависят от возраста внуков, собственного социального статуса и состояния здоровья. Вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр выбираемых семейных ролей связаны с социальными и личностными нормами, общественными потребностями и ожиданиями. В качестве факторов также выступают возраст, образование, условия проживания пожилого человека и вида родственных связей.

Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Реальный выбор (к какому именно типу примкнет та или иная бабушка) опосредован личностными факторами, личными нормами бабушек.

В работе В. В. Семеновой проанализирован процесс трансляции культурных ценностей и смыслов от поколения к поколению в семьях с разным образовательным уровнем с учетом вклада бабушек[6]. Для целей исследования среди расширенных семей были выделены две категории:

  • 1) семьи, где прародители происходили из семей бывших образованных слоев дореволюционной России (дворяне, богатые купцы, профессионалы — 8 семей);
  • 2) семьи, где прародители являлись выходцами из необразованных рабоче-крестьянских семей дореволюционной России (22 семьи).

В каждой из 30 расширенных семей были внуки (поколение 1965— 1967 г. р.), которые в детстве находились в непосредственном контакте с прародителями (поколение 1900—1915 г. р.). С внуками проводилось интервьюирование, в котором анализировалась система отношений бабушек и внуков в годы детства последних — 1970;е гг.

Исходной была информация, полученная в ходе глубинного интервью, где большинство респондентов называли свою бабушку наиболее близким человеком в детстве, даже по сравнению с матерью.

Согласно данным исследования, можно выделить два основных образа бабушки в воспоминаниях внуков: бабушка-няня и бабушка — домашняя воспитательница.

Бабушка-няня (чаще в рабоче-крестьянских семьях) вкусно кормила и создавала ощущение уюта и защищенности. Респонденты из рабочих семей неоднократно подчеркивали, что их отношения с бабушкой были существенно более интимными и откровенными, чем с родителями, поскольку бабушки никогда не наказывали их, а были к ним мягки и прощали любые проступки. Уже будучи взрослыми людьми, они сохранили теплые воспоминания о бабушке и тяжело переживали ее кончину.

Влияние «необразованных» бабушек было велико в эмоциональном плане: в таких семьях бабушка способствовала сохранению у внука чувства безопасности и автономности, выполняла своеобразную роль защитного механизма от жесткого влияния внешней среды.

По свидетельству детей, родительские ожидания в основном сводились к школьным успехам и ориентации детей на упорный труд (как показатель успешности их продвижения к статусу «государственного винтика»). Такая ориентация представляется типичной для всех рабочих семей, продвигающихся вверх по социальной лестнице в различных странах. В остальном дети были предоставлены сами себе и не испытывали большого воздействия семейной культуры, строили свою жизнь по случайным индивидуальным моделям. В информационно-трансляторском аспекте внуки мало получали от бабушек; информационное общение иногда даже шло в обратном направлении: от внуков — к бабушкам. Механизм межпоколенной трансляции семейной культуры в таких семьях отсутствует (или не выражен).

Бабушка — домашняя воспитательница более характерна для образованных семей. Внуки этих бабушек вспоминали, что рано научились читать и уже в дошкольном возрасте щеголяли определенными литературными навыками. Это было результатом бабушкиного воспитания, которое включало обучение грамоте. Отмечались и другие черты семейного домашнего воспитания, пришедшие из дореволюционной России. Характерные формы проведения свободного времени: домашнее чтение вслух (в том числе классической русской дореволюционной литературы); семейные театральные постановки. Бабушки стремились передать хотя бы основные нравственные нормы и ценности, являющиеся составной частью религиозного воспитания.

В первые школьные годы бабушки продолжали свою воспитательную работу, проводя дома дополнительные занятия по учебным предметам. Домашнее воспитание преимущественно было зоной ответственности бабушек, а не родителей.

В таких семьях складывались высокие статусные ожидания по отношению к детям (внукам). Общая стратегия воспитания была ориентирована на получение хорошего высшего образования, желательно в университете или другом престижном вузе. Профессиональный выбор не был обусловлен семейными традициями и являлся результатом индивидуального выбора, однако предполагалось сохранение общего социального, образовательного уровня семьи.

Социальная функция образованных бабушек выразилась в том, что они послужили передаточным механизмом сохранения и воспроизводства дореволюционной культуры, став важным каналом выживания и передачи культурного капитала своим потомкам. Бабушки из «бывших» образованных слоев действительно транслировали свою семейную культуру через поколение.

Таким образом, механизм передачи культурного капитала и его воздействие на поколение внуков существенно различается в семьях с разным уровнем и типом культуры. Вклад бабушек из рабоче-крестьянских (необразованных) семей и бабушек из высокообразованных семей в семейное воспитание оказался принципиально различным: бабушки-няни поддерживали эмоциональную сферу своих внуков, а бабушки — домашние воспитательницы выполняли функции, связанные с трансляцией системы ценностей, знаний, ожиданий, важных для семьи.

Итак, прародители играют значимую роль в системе современной семьи, У них устанавливаются несколько иные отношения привязанности с внуками и внучками; их вклад в жизнь семьи обычно заметно отличается от родительского, при этом он обусловлен личностными характеристиками бабушек и дедушек, их социальным и образовательным статусом, возрастом внуков и другими факторами.

  • [1] Вовк Е. Старики в семье: особенности межпоколенческого взаимодействия // Отечественные записки. 2005. № 3. С. 177—184.
  • [2] Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • [3] Спиваковская А. С. Как быть родителями.
  • [4] Подробнее см.: Крайг Г. Психология развития.
  • [5] Краснова О. В. Роль бабушки: сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. 2000. № 3. С. 89.
  • [6] Семенова В. В. Бабушки: семейные и социальные функции прародительского поколения // Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования / Ин-т социологии РАН. М., 1996. С. 326—354.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой