В школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этого состоит в том, что память переходит от непроизвольной к произвольной, становится более регулируемой и опосредствованной.
Детям школьного возраста приходится в школе и дома запоминать много очень различной по содержанию информации. Зачастую для запоминания этой информации ученики используют самый простой и распространенный способ запоминания это многократное повторение или механический прием запоминания. Но данный прием не позволяет сохранить информацию всю в полном объеме и на длительный период. Для качественного и длительного запоминания информации используются специальные приемы и способы мнемотехника. Большинство детей в школах такими приемами не владеют, следовательно, много информации со временем теряется из памяти. Зная данные приемы, учащиеся, запомнили бы большее количество самой разнообразной и необходимой информации, на этот процесс понадобилось бы меньшее количество времени и она сохранилась бы на более длительное время.
Эти данные и послужили основанием для выбора темы исследования, и определило её актуальность.
Объект исследования: память и мнемические приемы и способы запоминания.
Предмет исследования: особенности развития памяти учащихся.
Цель исследования: определить уровень развития памяти учащихся при использовании ими мнемических приемов запоминания и без них.
Гипотеза исследования: предположение о том, что использование учащимися рациональных способов и приёмов запоминания повышает эффективность запоминания материала.
Задачи исследования:
1. Дать понятие о памяти и мнемических приемах запоминания;
2. Охарактеризовать особенности развития памяти учащихся;
3. Рассмотреть виды мнемических приемов запоминания;
4. Изучение научной литературы по проблеме развития памяти учащихся;
5. Провести эмпирическое исследование по определению уровня развития памяти учащихся при использовании мнемических приемов запоминания и без них.
Практическая значимость изучения влияния мнемических приемов и способов на запоминание учебного материала учащимися и применение ими этих приемов заключается в том, что результаты исследования могут наглядно показать, что при использовании таких приемов в обучении существенно повышает качество и объем запоминаемого материала.
Объективность данных обеспечивается комплексом использованных методов, а именно: беседы, интервью. В исследовании принимали участие 7 человек разных возрастных групп, но все учащиеся школы. Исследование проводится индивидуально с каждым испытуемым, в комнате, где испытуемым комфортно выполнять задания, в полной тишине, без отвлекающих факторов.