Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специализированные прокуратуры. 
Прокурорский надзор

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов ФСБ России законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в ИВС и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации»; надзор за законностью при производстве… Читать ещё >

Специализированные прокуратуры. Прокурорский надзор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При создании специализированных прокуратур преследовалась цель повышения эффективности прокурорской деятельности применительно к специальным объектам и специальным правоотношениям.

Так, военная прокуратура осуществляет все функции и направления прокурорской деятельности в Вооруженных Силах РФ.

Транспортная прокуратура осуществляет те же функции и направления прокурорской деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного, морского, речного, воздушного транспорта — в частности, по надзору за исполнением законов в сфере безопасности движения, соблюдения прав и свобод гражданина транспортными предприятиями и т. д.

Природоохранная прокуратура осуществляет свою деятельность в сфере экологии, направляя ее на защиту окружающей среды, экологических прав граждан и т. д.

Деятельность специализированных прокуратур определяется спецификой поднадзорных объектов и не зависит от административно-территориального деления страны, поскольку поднадзорные объекты сформированы вне зависимости от указанного деления. Так, в основе деятельности транспортных прокуратур лежит линейный принцип организации управления железными дорогами, принцип «порта приписки» на водном транспорте. Для прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, исполняющими уголовные наказания, имеет значение наличие в конкретной местности исправительного учреждения.

Вооруженные Силы РФ также сформированы вне зависимости от административно-территориального деления. В основе их построения округа, группы войск, флота, ракетные войска стратегического назначения, гарнизоны, объединения, соединения. На сходной основе сформирована и военная прокуратура.

Что касается функций и направлений и видов деятельности специализированных прокуратур, то они являются теми же, что и у территориальных прокуратур. Например, функция уголовного преследования реализуется в деятельности всех специализированных прокуратур, прокуроры которых поддерживают обвинение в суде. То же самое касается и функции надзора (например, прокуроры специализированных прокуратур, как и территориальные прокуроры, вправе опротестовать незаконный правовой акт).

Военная прокуратура — самая большая из специализированных прокуратур.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, независимо от командования и органов военного управления.

Компетенция военной прокуратуры, помимо Закона о прокуратуре РФ, определяется приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» .

В соответствии с п. 6 данного приказа на военных прокуроров возлагается:

  • — надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иными министерствами и ведомствами, где предусмотрено прохождение военной службы. Среди них Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба, но оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства, внутренние войска МВД России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, МЧС России и некоторые другие;
  • — надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов военными следственными органами Следственного комитета РФ и входящими в их структуру следственными подразделениями;
  • — надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в указанных воинских частях, органах и учреждениях;
  • — надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов ФСБ России законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в ИВС и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации»[1]; надзор за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
  • — надзор за исполнением командованием и иными должностными лицами Вооруженных Сил РФ уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;
  • — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
  • — надзор за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения — до их установления;
  • — осуществление уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства, но уголовным делам о преступлениях по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами;
  • — участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе, при рассмотрении военными судами административных дел, а также материалов о совершении военнослужащими грубых дисциплинарных проступков;
  • — рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
  • — координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
  • — анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
  • — взаимодействие со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора РФ.

Высшим звеном системы органов военной прокуратуры является Главная военная прокуратура, входящая в качестве структурного подразделения в Генеральную прокуратуру РФ.

Вторым звеном военной прокуратуры являются прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ России, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ.

Нижнее звено — это военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, командования Пограничной службы ФСБ России, других войск, воинских формирований и органов. Иные организационно-штатные вопросы решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием Пограничной службы ФСБ России, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (но должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

В соответствии с принципами единства и централизма в организации прокуратуры приведенная структура военной прокуратуры — это уменьшенная копия Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии со ст. 50 Закона о прокуратуре РФ финансовое обеспечение деятельности органов военной прокуратуры осуществляется соответственно Минобороны России, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Материально-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов обеспечения и довольствия осуществляются соответственно Минобороны России, иными федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.

Транспортная прокуратура. Система транспортных прокуратур сформировалась в 1970—1980;х гг. Ее создание было вызвано необходимостью усиления прокурорского надзора на железнодорожном, воздушном, речном, морском и авиационном транспорте. Органы управления на транспорте подчиняются Министерству транспорта РФ (Минтранс России) и дислоцируются по линейному принципу. Нижестоящими звеньями являются управления железной дороги, отделения дороги.

В настоящее время транспортные прокуратуры созданы при каждом управлении железной дороги, действуют па правах районных прокуратур и подчиняются в своей деятельности транспортным прокуратурам второго звена. Аналогичным образом организована система МВД России на транспорте (дорожные управления внутренних дел, линейные управления внутренних дел).

Объектами, поднадзорными транспортным прокуратурам, являются Минтранс РФ и входящие в него: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и подчиненные им предприятия, учреждения и организации. Поднадзорным транспортным прокуратурам объектом является и Федеральная таможенная служба (ФТС России) и подчиненные ей структуры.

Природоохранные прокуратуры. Природоохранные прокуратуры были образованы в 1980—1990;х гг. со статусом районных и были подчинены прокуратурам второго звена.

В настоящее время ряд природоохранных прокуратур действует на правах прокуратур второго звена, например, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Московская природоохранная прокуратура. Им подчинены соответствующие природоохранные прокуратуры нижнего звена, действующие на правах прокуратур городов и районов.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, расследуют экологические преступления. Так, в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта РФ следует осуществлять:

  • — надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан;
  • — надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов природоохранными следственными подразделениями Следственного комитета РФ;
  • — надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Минобороны России и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями

Следственного комитета РФ по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории.

При отсутствии на территории субъекта РФ природоохранной прокуратуры (на правах районной) прокурорам субъектов РФ, руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ, предлагается возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний. Указанные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур и подчиняются прокуратуре субъекта РФ. Они формируются в тех регионах, где имеются учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера. На них возложен надзор за исполнением законов администрациями исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Следственный аппарат этих прокуратур надзирает за расследованием преступлений, совершенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Прокуратуры закрытых территориальных образований (ЗАТО). Данные прокуратуры осуществляют прокурорские функции в закрытых территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специализированных воинских формированиях. Порядок осуществления надзора определен приказом Генеральной прокуратуры РФ от 29 сентября 2011 г. № 320 «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» .

Система оборонно-промышленного комплекса может находиться в нескольких субъектах РФ, она не привязана к административно-территориальному устройству государства, поэтому требует функционирования специализированной прокуратуры, как впрочем, и органов МВД России и ФСБ России, которые, в свою очередь, также поднадзорны прокуратуре. Указанные прокуратуры образуются по месту дислокации оборонного комплекса, действуют на правах районных и подчиняются прокуратуре субъекта РФ по месту своего расположения.

В систему прокуратуры входит Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации» и его структурные подразделения:

Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров и др. Научно-исследовательский институт осуществляет научные исследования в области проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора. Свои исследования институт осуществляет на основе проводимого обобщения следственной, судебной и прокурорской практики. Результатом исследований являются различные учебные, научно-практические пособия, адресованные прежде всего прокурорским работникам, а также крупные теоретические исследования в области права. Специалисты института участвуют в анализе действующего законодательства и законопроектов, дают заключения по законопроектам, подготовленным специалистами иных ведомств. Академия Генеральной прокуратуры РФ осуществляет подготовку кадров для органов прокуратуры и обучение в системе повышения квалификации.

В соответствии со ст. 43.5 Закона о прокуратуре РФ прокурорские работники, принятые на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в очной форме в научные или образовательные учреждения прокуратуры на основании ученических договоров, заключенных между этими прокурорскими работниками и Генеральной прокуратурой РФ, освобождаются от занимаемой должности и откомандировываются в соответствующие научные или образовательные учреждения с сохранением должностных окладов, доплат за классный чин и выслугу лет. Время получения высшего образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в научных и образовательных учреждениях прокуратуры засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного классного чина, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии возобновления службы в органах и учреждениях прокуратуры не позднее одного месяца после получения высшего образования.

Дополнительное профессиональное образование прокурорских работников осуществляется не реже чем один раз в три года с сохранением на период обучения должностных окладов, доплат за классный чин и выслугу лет. Результаты полученного дополнительного профессионального образования прокурорского работника учитываются при решении вопросов о соответствии его занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе.

  • [1] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой