Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Источники экологического права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источниками экологического права могут быть также правовые нормы, содержащиеся в других (так называемых комплексных) нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового законодательства. Так, общее правило гражданского законодательства о полном возмещении вреда, причиненного субъекту права неправомерными действиями, распространяется при соответствующих… Читать ещё >

Источники экологического права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые термины: источники экологического права; конституционные гарантии; природоохранные законы; природоресурсные законы; подзаконные акты; судебные инстанции; отраслевые и межотраслевые акты.

На базе источников нрава формируется вся система экологического законодательства. Законы и другие нормативные правовые предписания во всяком государстве, в том числе в Российской Федерации, обусловлены существующими социально-экономическими и политическими основами жизни общества, его государственного строя. Поэтому возникновение правовых норм продиктовано запросами практики, социально-экономическими ожиданиями граждан. Объективно проявляющие себя требования общества о благоприятной окружающей среде имеют определяющее значение для источников экологического права. Они в теории права называются источниками права в материальном смысле слова, в отличие от источников в формально юридическом смысле, когда право приобретает форму нормативно-правового акта.

Понятие источников экологического права

Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей права нашего государства. Она закрепляет основные, оправдавшие себя, наиболее устойчивые общественные отношения, в том числе и экологические, их принципиальные положения, рассчитанные на длительный период и даже на целую историческую эпоху. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования всей системы российского права.

Конституция, закон, другие акты как источники права — нс субъективное, стихийное явление, а результат серьезной нормотворческой деятельности российского народа и его парламента — Федерального Собрания, других государственных органов, органов муниципальных образований, широкой общественности. Наспех принятый, не востребованный обществом, закон обречен на бездействие. Поэтому разработка и принятие любого нормативного правового акта — сложная, многоэтапная процедура (начиная от законодательной инициативы до экспертизы уже разработанного акта и последующего его принятия компетентным государственным органом).

Разнообразие источников права

С изменением экологических и социально-экономических условий жизни общества возникает необходимость изменения действующего экологического законодательства.

Правила поведения, нормы права, облеченные в форму того или иного нормативно-правового акта, становятся реальными источниками права. Когда говорят об источниках права в юридическом их понимании, имеют в виду не саму нормотворческую деятельность государства, обусловленную материальными потребностями жизни общества, и не факторы, служащие причиной возникновения и развития правовых норм, выражающих волю законодателя, а различные формы закрепления результатов нормотворческой деятельности государства, т. е. сами нормативные акты, в которых официально провозглашаются правовые требования и нормы.

Выраженные в этих формах правовые положения, нормы, правила, действующие в сфере природопользования и охраны окружающей среды, приобретают общеобязательный характер. Исполнение их обеспечивается силой государственного воздействия, иногда угрозой наказания за нарушение экологических требований.

Источники права, регулирующие экологические отношения, по своей юридической силе могут быть прежде всего подразделены на законы и подзаконные акты. Основным законом является Конституция РФ.

В строго юридическом значении закон — это такой нормативный правовой акт, который принят на референдуме либо в особом порядке высшим представительным и законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием, его палатами — Советом Федерации и Государственной Думой. Эти нормативные акты принимаются по важнейшим, основным вопросам жизни государства, в том числе по проблемам экологии, и обладают высшей юридической силой по отношению к актам иных государственных органов, в том числе к законодательным актам субъектов РФ.

К таким законам относятся, например, Закон об охране окружающей среды, ЗК, ВК, ЛК, Закон РФ «О недрах», Федеральные законы «О животном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 09.01.1996 № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения», от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и другие законодательные акты по вопросам рационального использования и охраны природы. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов, т. е. чтобы закон был принят, за него должно быть подано 50% голосов плюс один голос от общего числа депутатов Государственной Думы (аналогична процедура одобрения законов в Совете Федерации) (ст. 106 Конституции РФ).

Нормативные правовые акты, именуемые подзаконными актами, издают на основе законов, во исполнение их, они не могут противоречить законам. Это — указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, положения, указания, приказы и инструкции министерств, служб, агентств, иных ведомств, а также решения, постановления и распоряжения местных органов власти и управления по вопросам охраны природы.

Между подзаконными актами существует строгая соподчиненность, иными словами, правовая иерархия. Так, акты местных органов власти должны соответствовать не только законам, но и указам Президента РФ, нормативным предписаниям Правительства РФ. Нарушение этой иерархии неизбежно ведет к нарушению законности и произволу должностных лиц в любой области деятельности.

К судебным актам относятся постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, высших судебных и арбитражных органов республик по вопросам применения экологического и другого законодательства при рассмотрении различных спорных вопросов.

Источниками экологического права могут быть также правовые нормы, содержащиеся в других (так называемых комплексных) нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового законодательства. Так, общее правило гражданского законодательства о полном возмещении вреда, причиненного субъекту права неправомерными действиями, распространяется при соответствующих ситуациях и па экологические отношения; нормы трудового законодательства, содержащие экологические требования, являются одновременно и нормами экологического законодательства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой