Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный конфликт. 
Социология для экономистов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представители немарксистской традиции (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) рассматривают конфликт как часть жизни общества, которой необходимо уметь управлять. Естественно, в их подходах есть и содержательные различия, однако принципиально важно, что социологами немарксистской ориентации конфликт рассматривается как социальный процесс, который не всегда ведет к изменению социальной структуры общества… Читать ещё >

Социальный конфликт. Социология для экономистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В целом конфликт можно определить как столкновение индивидов, социальных групп, обществ, связанное с наличием противоречий или противоположных интересов и целей.

Конфликт привлекал социологов конца XIX — начала XX вв. Карл Маркс предложил дихотомическую модель конфликта. В соответствии с ней в конфликт всегда вовлечены две стороны: одна из них представляет труд, другая — капитал. Конфликт является выражением данного противостояния и в конечном счете приводит к трансформации общества[1].

В социологической теории Г. Зиммеля конфликт представлялся как социальный процесс, имеющий не только негативные функции и не обязательно приводящий к изменению общества. Зиммель полагал, что конфликт консолидирует общество, так как поддерживает стабильность групп и слоев общества.

Однако в середине прошлого столетия интерес ученых к конфликту заметно уменьшился. В частности, причиной этому послужила такая особенность концепции функционалистов, как рассмотрение культуры и общества как унифицирующих и гармонизирующих механизмов. Естественно, с точки зрения такого подхода конфликт не мог быть описан.

Лишь во второй половине XX в., а точнее, начиная примерно с 1960;х гг. конфликт начал постепенно восстанавливать свои права социологического объекта. В этот период ученые, опиравшиеся на идеи Г. Зиммеля и К. Маркса, попытались возродить рассмотрение общества с точки зрения конфликта. Среди них следует назвать прежде всего Р. Дарендорфа, Л. Козера и Д. Локвуда.

Существует два основных подхода к осмыслению конфликта.

Марксистская традиция рассматривает конфликт как явление, причины которого кроются в самом обществе, прежде всего — в противостоянии классов и их идеологий. Как следствие, вся история в трудах марксистски ориентированных социологов предстает как история борьбы угнетателей и угнетенных.

Представители немарксистской традиции (Л. Козер, Р. Дарендорф и др.) рассматривают конфликт как часть жизни общества, которой необходимо уметь управлять. Естественно, в их подходах есть и содержательные различия, однако принципиально важно, что социологами немарксистской ориентации конфликт рассматривается как социальный процесс, который не всегда ведет к изменению социальной структуры общества (хотя, конечно, и такой исход возможен, особенно в том случае, если конфликт подвергся консервации и не был своевременно разрешен).

Элементы конфликтной ситуации. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Среди участников конфликта различают оппонентов (т. е. тех людей, которые заинтересованы в объекте конфликта), вовлеченные группы и заинтересованные группы. Что касается вовлеченных и заинтересованных групп, то их участие в конфликте вызывается двумя причинами или их сочетанием: 1) они способны повлиять на исход конфликта; 2) результат конфликта затрагивает их интересы[2].

Объект конфликта — это тот ресурс, на который распространяются интересы сторон. Объект конфликта неделим, поскольку либо его сущность исключает деление, либо он представлен в рамках конфликта как неделимый (одна или обе стороны отказываются от деления). Физическая неделимость не является обязательным условием конфликта, поскольку нередко объект может допускать использование обеими сторонами (например, одна сторона запрещает другой использовать определенное место для стоянки автомобиля, не имея на это прав)[3].

Все перечисленные критерии относятся к статическому рассмотрению конфликта. Что касается его динамики, то обычно выделяют следующие этапы протекания конфликта.

  • 1. Скрытая стадия. На этой стадии противоречия не осознаются участниками конфликта. Конфликт проявляется лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией. Несоответствие ценностей, интересов, целей, средств их достижения не всегда выливается в конфликт: противоположная сторона иногда либо смиряется с несправедливостью, либо ждет своего часа, затаив обиду.
  • 2. Формирование конфликта. На этой стадии формируются противоречия, четко осознаются претензии, которые могут быть высказаны противоположной стороне в виде требований. Оформляются группы, принимающие участие в конфликте, в них выдвигаются лидеры. Происходит демонстрация аргументов и критика аргументов противника. Используется также провокация, т. е. действия, которые направлены на формирование выгодной одной стороне общественного мнения, т. е. благоприятного об одной стороне и неблагоприятного — о другой.
  • 3. Инцидент. На данном этапе происходит событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий, т. е. стороны решают вступить в открытую борьбу.
  • 4. Активные действия сторон. Конфликт требует большого количества энергии, поэтому он быстро достигает максимума конфликтных действий — критической точки, а затем быстро идет на убыль.
  • 5. Завершение конфликта. На этом этапе конфликт завершается, что, однако, не означает, что притязания сторон удовлетворены. В действительности может существовать несколько исходов конфликта.

По мнению Л. Козера, основными функциями конфликта являются:

  • 1) образование групп и поддержание их целостности и границ;
  • 2) установление и поддержание относительной стабильности внутригрупповых и межгрупповых отношений;
  • 3) создание и поддержание баланса между противоборствующими сторонами;
  • 4) стимулирование создания новых форм социального контроля;
  • 5) создание новых социальных институтов;
  • 6) получение информации об окружающей среде (а точнее, о социальной реальности, ее недостатках и достоинствах);
  • 7) социализация и адаптация конкретных индивидов.

Хотя конфликт обычно приносит только дезорганизацию и вред, можно выделить следующие позитивные функции конфликта:

  • 1) коммуникативную: в ситуации конфликта люди или другие субъекты социальной жизни лучше осознают как свои стремления, желания, цели, так и желания и цели противоположной стороны. Благодаря этому позиция каждой из сторон может как укрепиться, так и трансформироваться;
  • 2) разрядки напряженности: выражение своей позиции и отстаивание ее в противоборстве с противником являются важным средством канализации эмоций, что также может привести к нахождению компромисса, поскольку «эмоциональная подпитка» конфликта исчезает;
  • 3) консолидирующую: конфликт может консолидировать общество, так как открытое столкновение позволяет сторонам конфликта лучше узнать мнение и притязания противоположной стороны[4].

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются:

  • 1) ограниченность ресурсов, которые нужно делить;
  • 2) взаимозависимость заданий;
  • 3) различия в целях;
  • 4) различия в представлениях и ценностях;
  • 5) различия в манере поведения, в уровне образования;
  • 6) плохие коммуникации.
  • 1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации.
  • 2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы, поскольку их деятельность будет зависеть от деятельности других людей.
  • 3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем достижению целей всей организации.
  • 4. Различия в представлениях и ценностях. Представление о какойто ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы объективно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
  • 5. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Эти различия также могут увеличить возможность возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с такими чертами характера, как авторитарность, догматизм, скорее вступают в конфликт.
  • 6. Плохие коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.
  • [1] Хохлов А. С. Конфликтология. Самара: Изд-во МГПУ, 2014.
  • [2] Руденко А. М., Самыгин С. И. Конфликтология. Ростов н/Д, 2013.
  • [3] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996.
  • [4] Соломатина Е. Н. Социология конфликта. М.: МГУ, 2018.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой