Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональные особенности высшей школы современной России в контексте мировых тенденций: сопоставительно-теоретический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие высшей школы в России отличалось рядом особенностей, обусловленных историческими условиями. Первый учебные заведения высшей школы (Киево-Могилянская академия, Юрьевский университет, Славяно-греко-латинская академия) соединяли духовную и светскую ориентации образования, представляя их в одном учебном заведении, находившегося под значительным влиянием духовенства. Впоследствии развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ БАЗА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. Особенности институционального анализа высшей школы
    • 2. Особенности развития высшей школы в России
  • Глава II. МИРОВОЙ ОПЫТ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
    • 1. Эволюция высшей школы в структуре западного общества
    • 2. Высшая школа в русле новейших мировых тенденций развития образования
  • Глава III. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. Основные направления институциональной трансформации высшей школы России
    • 2. Высшая школа России в русле Болонского процесса

Институциональные особенности высшей школы современной России в контексте мировых тенденций: сопоставительно-теоретический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Важнейшие функции образования как одного из ключевых социальных институтов общества заключаются в трансляции знаний, ценностей, норм, других компонентов культуры, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества. Современное производство требует от работника все более высокого уровня компетентности, включающей знания культуру, профессиональное мастерство, умение обращаться как с современной техникой, так и с людьми. Прогресс науки и техники, как и усложнение социальной структуры общества, требуют от человека соответствующих знаний и психологической готовности к принятию решений в постоянно изменяющихся условиях, способности взять на себя ответственность за принимаемые решения, инициативного, творческого подхода к делу.

Все это ставит новые, более сложные задачи перед высшей школой на современном этапе развития общества. Основные направления трансформации систем образования в развитых странах мира обусловлены изменением роли образования в жизни отдельного человека и общества в целом в условиях постиндустриальной эпохи.

В нашей стране сложность этих задач усугубилась вследствие переживаемого Россией переходного периода. Именно социальный институт высшей школы призван сыграть определяющую роль в становлении социальной основы современного российского общества «нового среднего класса», представители которого отличаются высоким уровнем профессионального и общекультурного развития, свободой в пользовании новейшими информационными технологиями. Именно эта социальная группа служит опорой стабильности общества.

Между ведущими промышленно развитыми государствами в последние годы резко обострилась борьба за первенство в области науки, образования и технологии как важнейших факторов сохранения экономической независимости, удержания прочных позиций на мировом рынке. Интеграция современнойРоссии в общемировое социокультурное пространство предполагает развитие национального образования на базе изучения достижений мирового опыта, отбора в нем наиболее актуальных, решенных мировой практикой проблем. Одним из признаков цивилизационного развития мирового сообщества является формирование единого образовательного пространства. Как известно, 18−19 сентября 2003 года на Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в странах-участниках Болонского процесса, бывший министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов подписал Болонскую декларацию. Это решение вошло в Итоговое Коммюнике конференции министров высшего образования европейских стран и закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для России это означает, что она обязуется до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. В принятой 29 декабря 2001 г. «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве первейшей общеобразовательной задачи на современном этапе ставится достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В настоящее время существует обширная научная и публицистическая литература, посвященная проблемам высшего образования. Однако проблематика институционального анализа высшей школы пока не получила глубокой разработки в фундаментальных исследованиях.

Все сказанное обосновывает актуальность темы предпринимаемого исследования. Она обусловлена такими причинами, как: а) важная роль образования в целом и института высшей школы в процессе воспроизводства и развития социальной структуры обществаб) необходимость социологического анализа системных трансформаций, претерпеваемых на современном этапе высшей школой нашей страны, выявления их институциональной составляющейв) необходимость развития высшей школы России для успешного вхождения нашей страны в Болонский процессг) недостаточная разработанность данной темы в научной социологической литературе.

Предмет и объект исследования.

Объектом исследования являются институциональные особенности высшей школы современной России.

Предметом исследования является сумма институциональных проявлений высшей школы в Росси и за рубежом, в том числе в историческом аспекте.

Степень разработанности темы.

Теоретическую основу настоящей работы составляют фундаментальные труды в области социологии, исследования социальной структуры, социальных институтов и процессов, социологии образования, исследования современной культуры. В их числе работы таких авторов, как: Аллак Ж., Ашин Г. К., Белл Д., Бестужев-Лада И.В., Болотин И. С., Джамалудинов Г. М., Гершунский Б. С., Гессен С. И., Гидденс Э., Дмитриенко В. А., Люрья Н. А., Добреньков В. И., Кравченко А. И., Дюркгейм Э., Зборовский Г. А., Лоншакова Н. А., Нечаев В. Я. и др.

Отдельные вопросы, прямо или косвенно связанные с исследованием высшей школы как социального института, рассматриваются в работах таких авторов, как Алексеева Л. П., Шаблыгина Н. С., Булкин А. П., А. Вебер, Галаган А. И., Гребнев Л. С., Запесоцкий А. С., Ладыжец Н. С., Момот А. И., Налетова И. В. и др.

Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что, выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, а ряд теоретических положений нуждается в корректировке в свете происшедших социальных изменений и развития институциональных основ высшей школы за последние годы.

Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией методы институционального анализа, с учетом новейших мировых тенденций развития высшей школы исследовать институциональные особенности высшей школы России на современном этапе ее развитии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать институциональную базу современной российской системы высшего образования, для чего: а) выявить методологические особенности институционального анализа высшей школыб) изучить особенности развития высшей школы в России;

— изучить мировой опыт институционализации высшей школы, для чего а) рассмотреть эволюцию высшей школы в структуре западного общества- < б) выявить тенденции развития высшая школы в русле новейших мировых тенденций развития образования;

— исследовать особенности институциональной трансформации российской высшей школы на современном этапе, для чего: а) рассмотреть основные направления институциональной трансформации высшей школы Россииб) выявить проблемы и перспективы развития Высшей школы России в русле Болонского процесса.

Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы институционального, социально-исторического, социокультурного анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессовметод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изученияметод контекстуального анализа литературных, философских и исторических источников, формальнологический анализ отдельных аспектов исследуемой проблемы, логико-дедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования.

Научная новизна исследования определяется в первую выбором его темы. Объектом диссертационного исследования становятся институциональные аспекты высшей школы современной России с учетом стратегических задач, стоящих перед системой высшего образования нашей страны. Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:

— определена институциональная природа высшей школы в ее соотношении с институтом образования и системой высшего образования как подсистемой этого института;

— изучены особенности развития высшей школы в России в сопоставлении с мировым опытом развития высшей школы;

— осуществлен анализ новейших мировых тенденций развития высшего образования в постиндустриальном обществе;

— исследованы основные направления институциональной трансформации высшей школы России в свете стратегических задач, поставленных включением высшей школы России в Болонский процесс.

С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения, выносимые на защиту.

С точки зрения этого классического структурно-функционального подхода к исследованию социальных институтов высшая школа не является самостоятельным социальным институтом, а представляет собой институциональную опору высшего образования, которое, в свою очередь, является подсистемой социального института образования.

Представляя собой подсистему единой системы образования, высшее образование обладает собственной институциональной определенностью, которая проявляется и на структурном, и на функциональном уровне.

Центральным структурно-функциональным звеном высшей школы являются университеты. Их особое положение университетов в структуре высшей школы определяется их особой социальной миссией, тем активным влиянием, которое университеты оказывали на общество во все времена их истории.

Социальные функции образования, реализуемые посредством высшей школы, носят характер диалектически взаимосвязанных бинарных оппозиций.

В отличие от западноевропейской и американской моделей высшей школы, российская и немецкая модели всегда отличалась высоким уровнем централизации управленческих функций, сосредоточенных в руках государства. Кроме того, в рамках российской модели высшей школы университет не являлся элитным учебным заведением, как это было в странах западной Европы.

В СССР высшее образование носило в значительной мере с узко профильный и ведомственный характер, что, однако, не мешало советской системе высшего образования считаться одной из лучших в мире.

В западных странах идея высшей школы в первую очередь с университетами. Эталонный характер университета как модели высшей школы определяется в первую очередь единством обучения и исследования. В западной Европе и Англии университетское образование со времен своего возникновения традиционно выступало средством повышения социального статуса.

В постиндустриальном обществе XX в. высшая школа из фактора элитарности она превращается в фактор выживания. Однако университет сохраняет положение элитного учебного заведения, поскольку системы высшей школы пополняется множеством диверсифицированных типов учебных заведений и форм обучения. Значительное влияние на трансформацию высшей школы оказывает философия постмодернизма. В целом высшая школа развитых стран запад в настоящее время переживает кризис.

К основным направлений институциональной трансформации высшей школы России относятся коммерциализацияэлитизациярегионализациядецентрализация. В целом для современной российской высшей школы характерны те же тенденции, что и для университетов других развитых стран, однако, в отличие от Запада, в России эти тенденции развертываются на общем фоне социально-экономических, политических и социокультурных трансформаций всего общества.

В нынешнем состоянии отечественной высшей школы наметился ряд проблем. Это финансово-экономические проблемыразрыв между общим и высшим профессиональным образованиемрезкая дифференциация образовательных возможностей населения, наблюдаемая как на социальном, так и региональном уровнях, что ставит под сомнение такую институциональную функцию высшего образования, как обеспечение социальной мобильностиусиливающиеся диспропорции в размещении высших учебных заведений по территории странычрезмерный перевес вузов гуманитарного профиля над вузами технического профиля, подготовку специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля, особенно среди вузов негосударственной формы собственности.

Существенное качественное улучшение образовательных услуг в российской высшей школе невозможно без реформы и модернизации всей системы образования в целом. При этом необходимо учитывать объективную и необратимую тенденцию включения высшей школы в систему рыночных отношений, а также тенденции глобализации и регионализации высшего образования, что является необходимым условием успешного включения российской высшей школы в Болонский процесс.

Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов развития институциональной основы высшей школы.

Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, при чтении спецкурсов, посвященных социальным институтам и процессам и др. а также социологии образования.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на ряде научных форумов.

Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель настоящей работы состояла в том, чтобы, состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией методы институционального анализа, с учетом новейших мировых тенденций развития высшей школы исследовать институциональные особенности высшей школы России на современном этапе ее развитии.

Для достижения поставленной цели необходимо было в первую очередь выявить особенности высшей школы как предмета институционального анализа.

В ходе проведенного теоретического исследования было установлено, что оптимальной методологической основой для исследования институциональных аспектов высшей школы является классический структурно-функциональный подход к исследованию социальных институтов.

С точки зрения этого подхода высшая школа не является самостоятельным социальным институтом, а представляет собой институциональную опору высшего образования, которое, в свою очередь, является подсистемой (подьинститутом) социального института образования. Представляя собой подсистему единой системы образования, высшее образование обладает собственной институциональной определенностью, которая проявляется и на структурном, и на функциональном уровне. Структурная определенность высшего образования как социального института, выражающаяся в существовании собственных органов управлениясети образовательных учрежденийпрофессиональных ассоциацийучреждений инфраструктуры и т. д., не исключает структурной диверсификации, предполагающей. В частности, существование различных типов высших учебных заведений, различных типов организации учебного процесса и управления им.

Центральным структурно-функциональным звеном высшей школы являются университеты. Особое положение университетов в структуре высшей школы определяется их особой социальной миссией, тем активным влиянием, которое университеты оказывали на общество во все времена их истории.

Социальные функции образования, реализуемые посредством высшей школы, носят характер диалектически взаимосвязанных бинарных оппозиций. К ним, в частности, относятся: функция воспроизводства господствующей идеологии — и функция порождения идеологических новацийфункция воспроизведения существующей социальной структуры — и функция ее разрушенияфункция социальной стратификации и селекции — и функция поддержания социальной однородности и мобильности. Соединяя элитарность с глубокой демократичностью, ортодоксальную верность традициям с присущим им духом новаторства, университет как тип высшей школы далеко не исчерпал заложенного в нем потенциала равенства и свободы. С момента своего возникновения в XII в. университеты находились в авангарде интеллектуального развития Европы, представляя эталонную модель высшей школы. Свое авангардное положение они сохраняют и в современном постиндустриальном обществе.

Развитие высшей школы в России отличалось рядом особенностей, обусловленных историческими условиями. Первый учебные заведения высшей школы (Киево-Могилянская академия, Юрьевский университет, Славяно-греко-латинская академия) соединяли духовную и светскую ориентации образования, представляя их в одном учебном заведении, находившегося под значительным влиянием духовенства. Впоследствии развитие и деятельность отечественных университетов регламентировались государством и господствующей идеологией абсолютизма. Российская модель высшей школы, В отличие от западноевропейской и американской моделей высшей школы, российская модель (как и немецкая) всегда отличалась телеологическим характером и высоким уровнем централизации управленческих функций, которые были сосредоточены в руках государства. Лишь в начале XIX в. в рамках задуманных Александром I реформ государственные учреждения России были перестроены по западноевропейскому образцу, что послужило причиной развития двух встречных тенденций: с одной стороны, тенденции к автономии высшей школы, с другой стороны, усилению государственного контроля над высшей школой. В этот же период сформировалась сциентисткая модель университета.

Российская дореволюционная система высшей школы отличалась от западной по своей структуре: если рамках западноевропейской парадигмы высшей школы ее центральным и в то же время наиболее престижным звеном был университет, то в России приоритетным считалось высшее военное образование, а обучение в университетах было в основном уделом разночинцев и небогатых помещиков. Для представителей же низших сословий высшее образование оставалось недоступным.

После 1918 г. в России сформировалась социоцентрическая модель университета. Впоследствии на базе отдельных (как правило, технических) факультетов университетов были созданы самостоятельные вузы, высшее образование приобрело узко профильный и ведомственный характер.

Тем не менее, в 50−60-е гг. XX в. советская система высшего образования справедливо считалась одной из лучших в мире.

В западных странах эволюция, как и сама идея высшей школы связана прежде всего с университетами. Не меньшее воздействие на институционализацию высшей школы Западной Европы в лице университетов оказали влияние церковь, государство, городские цеховые корпорации. Эталонный характер университета как модели высшей школы определяется в первую очередь единством обучения и исследования. Уже средневековые университеты не только транслировали, но и продуцировали знание. Ценностно-мировоззренческими основаниями университетов служил христианский гуманизм.

В западной Европе и Англии университетское образование со времен своего возникновения традиционно выступало средством повышения социального статуса.

Согласно гумбольдтовской модели университета, сложившейся в Германии в начале XIX в., университет должен получать государственную поддержку, сохраняя статус относительной автономии, активно участвовать в общественной жизни, быть ответственным за формирование гражданской и этической позиции студентов, ориенировать их на гуманистические идеалы. От любого другого типа высшего образования университет отличается полнотой преподаваемых знаний, научным характером образования, взаимодополнением исследования и обучения, обеспечением свободы реализации этих двух видов университетской деятельности, самоуправлением и самовоспроизводством университетской системы.

В постиндустриальном обществе XX в. функции высшей школы коренным образом меняются. Из фактора элитарности она превращается в фактор выживания. Однако университет сохраняет положение элитного учебного заведения, поскольку системы высшей школы пополняется множеством диверсифицированных типов учебных заведений и форм обучения.

В начале третьего тысячелетия в образовательных системах ведущих стран мира происходят изменения, которые принципиально изменяют модели высшей школы. Основные изменения обусловлены трансформацией индустриального общества в постиндустриальное (информационное).

Высшее образование в постиндустриальном обществе характеризуется стремительным развитием и применением информационных технологийглобализацией, т. е. резким увеличением темпов интеграции национальных и региональных образовательных системпереходом от информационного обучения к методологическомуразвитием системы обучения по индивидуальным планам.

Значительное влияние на трансформацию высшей школы оказывает философия постмодернизма. Философия образования постмодернизма ставит перед преподавателем задачу научить молодых людей в первую очередь критике и умению отвергать общественные нравственные требования. Она противопоставляется классической концепции образования как объяснения и научения истине.

К основным глобальным тенденциям развития высшей школы, проявившимся в конце XX века, можно отнести изменение финансирования высшей школойсоздание неуниверситетского сектора высшего образования и нетрадиционных высших учебных заведенийобучение на основе новых информационных технологийдецентрализацию управления системой высшей школырасширение автономии вузов и академических свободмассовизация высшего образования.

Важную роль в системе современной высшей школы за рубежом играют последипломное (дистанционное, полузаочное) образование.

Некоторые тенденции развития высшей школы на современном этапе носят характер диалектически противоречивый характер. Так, узкой специализации университетов противостоит осознанно взятый курс на гуманизацию и гуманитаризацию высшего образования, целью которого является воспитание социально компетентных граждан.

В целом высшая школа развитых стран запад в настоящее время переживает кризис, который проявляется, в частности, в том, что научно-техническую политику в этих странах во многом определяют выходцы из Юго-Восточной Азии, Индии, бывшего СССР. Университеты западной Европы начиная 70-х гг. XX в. сталкиваются с финансовыми трудностями.

К основным направлений институциональной трансформации высшей школы России относятся коммерциализацияэлитизациярегионализациядецентрализация. В целом для современной российской высшей школы характерны те же тенденции, что и для университетов других развитых стран: сокращение бюджетного финансирования, введение новых платных форм образовательных услуг, децентрализация и регионализация образования, рост автономии высших учебных заведений.

Однако, в отличие от Запада, в России эти тенденции развертываются на общем фоне социально-экономических, политических и социокультурных трансформаций всего общества.

Основные направления реформ высшей школы в России были определены в целом правильно, их реализация позволила в значительной степени создать условия для приведения высшей школы в соответствие с современными требованиями. Была создана правовая база высшей школы.

Благодаря диверсификации высшего образования студенты получили возможность выбора оптимальной модели обучения. В результате реформ усилилась регионализация высшего образования.

Вместе с тем в нынешнем состоянии отечественной высшей школы наметился ряд проблем. Это финансово-экономические проблемыразрыв между общим и высшим профессиональным образованиемрезкая дифференциация образовательных возможностей населения, наблюдаемая как на социальном, так и региональном уровнях, что ставит под сомнение такую институциональную функцию высшего образования, как обеспечение социальной мобильностиусиливающиеся диспропорции в размещении высших учебных заведений по территории странычрезмерный перевес вузов гуманитарного профиля над вузами технического профиля, подготовку специалистов гуманитарного и социально-экономического профиля, особенно среди вузов негосударственной формы собственности.

Существенное качественное улучшение образовательных услуг в российской высшей школе невозможно без реформы и модернизации всей системы образования в целом. При этом необходимо учитывать объективную и необратимую тенденцию включения высшей школы в систему рыночных отношений, а также тенденции глобализации и регионализации высшего образования, что является необходимым условием успешного включения российской высшей школы в Болонский процесс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.П., Шаблыгина Н. С. Процесс университизации вузов России и некоторые подходы к оценке их деятельности // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. М.: НИИВО, 1997. Вып 1.
  2. . Вклад в будущее: приоритет образования. М.: Педагогика-Пресс, 1993 168 с.
  3. Н.А. Кредитная технология в системе магистратуры КазНУ им. аль-Фараби // http://www.ccep.rU/html/Textl.htm#coderzh4
  4. В.И. О развитии приватного высшего образования на Украине // Социол. исслед. 1996. — № 6.
  5. Г. К., Лозанский Э. Д., Кравченко С. А. Социология политики. М., 2001.
  6. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования в Европе. М., 2002.
  7. Д. Грядущее постиндустриальное общество. ~ М., 1999.
  8. Д. Наука в истории общества. М., 1956. ~ СПб.
  9. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1988.
  10. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социологические исследования. 2002. № 3. --С. 81.
  11. И.С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы. -М.: Экономика и финансы, 2003. 136 с.
  12. А. Европа и университеты // Вестн. высш. школы. 1991, № 4. — С. 81−88.
  13. А.П. Социокультурная динамика образования. ~ Дубна, 2001.
  14. Ю. С, Глухов В. В. Федоров М. П. Экономика и организация управления вузом. СПб: Изд-во «Лань», 2001. ~ 544 с.
  15. А. Третий или четвертый человек // Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1999. ~ С. 361.
  16. А. Университет и историческая ситуация / А.Вебер. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб., 1998.
  17. Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе 20 столетия // МэиМО, № 9, 2001. С. 52 — 53.
  18. Владимирский-Буданов Н. Государство и народное образование в России XVIII в. ~ Ярославль, 1974.
  19. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. М., 1999.
  20. Высшее образование в регионе: социально-экономический и социокультурный аспекты. Тамбов, 2002.
  21. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года / Под ред. В. Г. Кинелева. М.: Просвещение, 1995.
  22. А.И. Ведущие университеты США и некоторых других стран Запада // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5.
  23. А.И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и некоторых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. С. 178−179.
  24. А.И. Сравнительная характеристика организационных структур систем образования в России и некоторых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 4.
  25. А.И., Тарасюк Л. Н. Основные тенденции развития высшего образования в развитых зарубежных странах// Проблемы зарубежной высшей школы. Вып. 4. — М., 1994. ~ С. 86.
  26. .С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998.
  27. Е.В. Реформы системы образования в новых землях ФРГ: обзор информации: Под ред. А. И. Галагана. М.: НИИВО, 1994. — (Пробл. зарубеж. высш. школы- Вып. З).
  28. С.И. Ступень научного курса, или теория университета // Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995. — С. 310 --313.
  29. Э. Социология / Пер. с англ. ~ М., 1999.
  30. А.Ф. и др. Перспективы применения ECTS в российской системе высшего образования. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1997.
  31. Глобализация и образование / под ред. C. JI Зарецкой. М., 2001.
  32. И.Ф. Универсализация гуманитарного национального образования как залог выхода из кризиса русского менталитета // День науки в СПбГУП: Материалы международной научно-практической конференции. -СПб., 1997. С. 195 -- 196.
  33. JI.C. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1.
  34. Л.С., Розина Н. М. К вопросу о зачётных единицах // Учебно-информационный семинар «Некоторые аспекты введение зачетных единиц в учебный процесс», г. Омск, 27−28 апреля 2004 года. Раздаточный материал.
  35. Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованшо. Женева, 7 октября 1994 г. // http://www.education.recom.ni/l 2001 /kasvanowa.html
  36. . Образование: необходимая утопия. Образование для XXI // Педагогика. 1998. № 5.
  37. И.Д., Меньшиков Г. А., Смирнов Е. Э. Болонский процесс и возможные преобразования Российской высшей школы // Социология и социальная антропология. 2003. Т. VI. № 4.
  38. А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.
  39. Стратегия адаптации высшего учебного заведения: экономические и социологические аспекты / Под ред. ТЛ.Клячко. ~ М., 2002.
  40. В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт: Тенденции и перспективы развития. Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1989.-182 с.
  41. В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 503.
  42. Э. Педагогика и социология // Социология образования. М., 1996.
  43. С. А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995 160 с.
  44. Европейская система взаимных зачетов результатов обучения (ECTS): Практическое руководство для администраторов вузов по внедрению ECTS в учебный процесс. Екатеринбург, Изд-во УГППУ, 1996. — 31 с.
  45. Л.Г. Стратегические приоритеты в развитии университетов республик-субъектов РФ. Чебоксары, 1998.
  46. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы / Отв. ред. Л. С. Чижова. М.: Наука, 1998. — 254 с.
  47. А.С. Образование: Философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003.
  48. С.А. Проблемы финансирования высшего образования в Великобритании в 90-е гг. // Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы.
  49. И.В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.
  50. Г. А. Социология образования. В 2-х тт. Екатеринбург, 1993−1994.
  51. Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социс. 2000. № 6.
  52. Г. Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические знания. 1997. № 2.
  53. Зборовский Г. Е. Социология образования. М.: Гардарики, 2005. -383 с.
  54. A.M. Быть ли русской элите? // День науки в СПбГУП: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 1997.
  55. В.П. Кризис образования в контексте глобальных проблем II Философия образования для XXI века. С. 87−108.
  56. Ф.Р. Социальные проблемы образования. — М., 1999.
  57. Ю.А. Стратегия развития современного российского университета в рамках Болонского процесса // Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления. Тамбов, 2003.
  58. А.Е. Высшая школа в России в конце Х1Х-нач.ХХ века.: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. доктора исторических наук /РАН. -- М.: 1992.
  59. А. Экономическая свобода и благосостояние народов// Вопросы экономики, № 4, 2000. ~ С. 83 ~ 101.
  60. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: проблемы и перспективы. Материалы семинара / Санкт-Петербургский государственный университет. ~ http://www.tsogu.ru/1720/2121/6569/6571/view
  61. История Ленинградского университета: Очерки. — М., 1969.
  62. М.С. История культуры Петербурга. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000.
  63. П.Ф. История русской педагогики. ~ СПб, 1914.
  64. О.М., Бершадская М. Д., Щирина И. В., Гадрани JI.A. Об использовании зачетных единиц трудоемкости при формировании сопряженных образовательных стандартов разных уровней // http://www.ostu.ru/educ/educ2003/docl 1 .html.
  65. В.П., Молчанова О. П. Образование в эпоху информационных технологий. ~ М., 1995.
  66. В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993. — С. 214 — 215.
  67. Ю.С. Парадоксы формирования «рыночных» стандартов поведения студенческой молодежи // Известия вузов. СевероКавказский регион. Общественные науки. 1997. № 4. — С. 80.
  68. Ю.С., Юрков A.M. Каков реальный спрос на образовательные услуги высшей школы в регионе? // Университеты России. Проблемы автономии и регионального самоуправления. Ростов н/Д. 1995. i
  69. В.А. Культура и образование // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения 22−23 мая 2003 года. СПб.: СПбГУП, 2003. — С. 105−106.
  70. С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки. // Alma Mater -Вестник высшей школы. 2001.- № 6.
  71. Л.В., Сысоева Е. К. Русская культура XIX в. / История русской культуры IX—XX вв. М., 2003
  72. Краткий словарь по социологии / Под ред Д. Н. Гвишиани., Н. А Лапина. М., 1989.
  73. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг// Социологические исследования. 2001. № 9. ~ С. 84.
  74. А.И. Канадский университет в структуре современного демократического общества // США — Канада: экономика, политика, культура. 2003. № 1.
  75. Я.И., Любимов Л. Л., Ларионова М. В. Европейский опыт формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней. Компетентностный подход // http://www.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/bolon/bolon.html
  76. Е.С. Замечательные питомцы Академического университета. -Л. 1977.
  77. Ф.Т. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. --М., 1970.
  78. А.Б. Мотивы получения высшего образования1. // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 98−103.
  79. Н.С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1992. 234 с.
  80. Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1995. ~ 256 с.
  81. Н.С., Сабурова Л. А., Рознн В. М. Социокультурные аспекты регионального развития университета. Ижевск, 1996.
  82. Н. Базовые ценности населения и российская либерализация // Общество и экономика. 2002. № 12. — С.82.
  83. Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- началоXXвека. -М., 1998.-С. 110−111.
  84. Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900 ~ 1917 годах.--М, 1981.
  85. М. Рыночная трансформация системы образования в России // Общество и экономика. 2002.
  86. Е.С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск, 1988.
  87. К. Диагноз нашего времени. ~ М., 1994.
  88. Ю.Д. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: Из истории университетского образования в Санкт-Петербурге. — Л., 1988.
  89. Материалы к Всероссийскому совещанию «Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании» 23 апреля 2003 года, г. Москва. М.: РУДН, 2003.
  90. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / под ред. А. П. Егоршина. Н.Новгород. 2001.
  91. Л. фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории. ~ М.: Экономика, 2000.
  92. П.Н. Очерки по истории русской культуры. ~ М. 1993. Т. 2. 4.2.
  93. А.И. История университетского образования . в дореволюционной России. М., 1993.
  94. В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: (Из истории общественно-политической мысли России). М., 1994.
  95. Московский университет в воспоминаниях современников (1755 -- 1917). М., 1989.
  96. Т.Н., Наводнов В. Г., Куклин В. Ж., Савельве Б. С. Системы аккредитации за рубежом. М, 1998.
  97. Наказ императрицы Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта нового уложения.-- СПб., 1907.
  98. И.В. Две волны дифференциации высшего образования / IX Державинские чтения. Тамбов, 2004.
  99. И.В. Международное образование и глобализация в современном мире // Интеграция вузов России в международное научно-образовательное пространство. Тамбов, 2003. ~ С. 94−95.
  100. И.В. Особенности национальных образовательных систем // Университеты и региональное развитие. ~ Смоленск, 2002.
  101. И.В. Соотношение государственного и частного секторов в современном высшем образовании// Социальное партнерство трех секторов общества как фактор совершенствования системы социальной защиты населения. Тамбов, 2003.
  102. И.В. Социология образования. ~ Тамбов, 2002.
  103. И.В. Становление, развитие и модернизация современного университета // Университет как системообразующий фактор региона и модели его управления. Мат-лы международного семинара. 29−31 октября 2003. ~ Тамбов, 2003. ~ С. 7−8.
  104. И.В., Слетков И. А. Методологические основычсовременного университетского образования // Вестник Тамбовского университета. Сер. гуманитарные науки. Вып. 4. Тамбов, 1999.
  105. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 2002. Статистический сборник. СПб.: ГНУ «СЗНМЦ», 2003.
  106. В .Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования 1999. № 11.
  107. В.Я. Социология образования. Курс лекций. — М., 1998.
  108. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6.
  109. Ортега -и-Гассет Хосе. Миссия университета / Ортега -и-Гассет Хосе // Отечественные записки. 2002. — N 2. — С. 125−134.
  110. Г. В. Российская социологическая энциклопедия. ~ М., 1998.
  111. Основы открытого образования. Отв.ред. В. И. Солдаткин. T.I. ~ М., 2000.
  112. Н.Н. Интеллигенция образование — культура // Вестник высшей школы. 1986. № 11.
  113. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. М.: Логос, 1992. — С. 18−31.
  114. Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса. -М.: Соцэгиз, 1961.
  115. . Университет как явление средневековой культуры // Alma mater. 1991, № 7.
  116. Право на образование. Доклад по образованию ЮНЕСКО. М-Париж. 2000.
  117. Проблемы введения кредитной системы высшего профессионального образования: Материалы к совещанию 25 26 марта 2002 года. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — 36 с.
  118. Проблемы введения системы зачетных единиц в высшем профессиональном образовании: Материалы к Всероссийскому совещанию 23 апреля 2003 года, г. Москва / Под ред. В. Н. Чистохвалова. М.: Изд-во РУДН, 2003.- 100 с.
  119. СВ. Очерки по истории системы народного образования в России в XVIII XIX вв. — СПб, 1912. — Т. 1.
  120. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования// Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  121. Российский статистический ежегодник. 2000 г. ~ М., 2000.
  122. Россия в цифрах: Кратк. стат. сб./ Госкомстат России -М., 2001. С.118- Высшее образование в России: 2001/ Стат. сб. М., 2002.
  123. М.И., Руденская С. Д. Пушкинский лицей. — JL, 1980.
  124. В.И. Университеты итальянских коммун // Городская культура. Средневековье и начало нового времени: Сб. статей / Под ред. В. И. Рутенбурга. Л., 1986.
  125. И. Философия глобального образования // Философия образования для XXI века.
  126. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г., Шишкин Е. В. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М., 1995.
  127. . Общество и образование. М., 1989. С. 15.
  128. H.JI. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы (1921−1927). М., 1977.
  129. B.C. Участие России в Болонском процессе // Советский физик. Газета физического факультета МГУ. № 3. Май-июнь 2004 г.
  130. B.C., Жалнина Н. В. Качество высшего образования и система зачетных единиц // Высшее образование в России. 2004. — № 5. -176 с.-С. 14−18.
  131. И. JI. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы //Социс. 1994. № 3.
  132. Сиверцева H. J1. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социс, 1994. № 3. С. 70−75.
  133. Система образования Свердловской области в 90-е годы: риски развития / Под общей ред. Е. С. Баразговой. Екатеринбург, 2001.
  134. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — С. 79.
  135. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963.
  136. С. Болонский процесс: перспективы развития в России// Высшее образование в России. 2004. № I.
  137. А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза // Социологические исследования. 1999. № 6. ~ С. 83−82.
  138. А.И. Образованность Московской Руси XV—XVII вв.. -СПб, 1892.
  139. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию. Париж, Сорбонна. 25 мая 1998 г.
  140. А.В. Ретроспектива 70. // Петербургские проекты «новой породы людей»: три социально-культурных эксперимента. — СПб.: БАЛ, 2004. — С.233 -- 234.
  141. П. А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. ~ М., 1992.
  142. Н. Предпринимательский университет (Шведский опыт) // Высшее образование в России. 2002. № 3.
  143. Н. Предпринимательский университет (Шведский опыт) // Высшее образование в России. 2002. № 3.
  144. Социология высшей школы / Отв. ред. Иудин А. А. // Горьковский государственный университет им. И. Лобачевского. Горький, 1989.-108
  145. Социология высшей школы. Межвузовский сборник / Под ред. С. С. Балабанова. Горький, 1986. — 100 с.
  146. Социология образования // Социологические исследования. 1996.8.9.
  147. Социология образования 1980 2003 гг.: Библиографический указатель / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2004. — 120 с.
  148. Социология образования: Учебное пособие для вузов по специальности 20 300 «Социология» / Рос. социол. ассоц.- отв. ред.
  149. A. М. Осипов, В. В. Тумалев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 320 с. — (Alma Mater).
  150. Становление духа университета: опыт самопознания / Под-ред.
  151. B.И.Бакштановского, Н. Н. Карнаухова, Тюмень, 2001.
  152. Л.А. Философия и история образования. М., 1999.
  153. Стратегия адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / Под ред. ТЛ. Клячко М., 2002.
  154. Стриханов М, Трубецков Д., Короновский А., Храмов А. Анализ и прогноз научно-педагогического потенциала высшей школы // Высшее образование в России. 2003. № 3. ~ С. 7 — 13.
  155. В. Б. Образование в США: состояние и перспективы развития //США. 2000. № 1.
  156. В.Н. Сочинения. Л., 1979. — С. 105.
  157. X. К. Современные тенденции образовательных реформ: Материалы первой сессии Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО. 24 марта 1993 г. // http://www.education.recom.ni/l 2001 /kasvanowa.html
  158. Д.Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс / Пер. с англ. М, 1998.
  159. Л. К. Будущее капитализма. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1999.
  160. В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании. М.: Политиздат, 1973. — 223 с.
  161. А.И. История вузов в России. М., 1997.
  162. В. Высшая школа перед вызовами XXI века // Высш. образование в России. 2001. — № 1. — С. 5−15.
  163. Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования. 1996. № 8−9.
  164. Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. — 199с.
  165. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990.
  166. Философия образования для XXI века: Сборник статей // Ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. М.: Логос, 1992.
  167. Философия образования: «Круглый стол» журнала «Педагогика» // Педагогика. 1995. — № 3.
  168. Философия образования: Сб. науч. статей- Ред. А. Н. Кочергин. -М., 1996.
  169. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: Материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. — 1995. № 11.
  170. М. Инаугурационная лекция в колледже де Франс // Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум и Касталь, 1996.
  171. М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: «AD Marginem», 1999.
  172. Ф. Мудрость воспитания. М., 1979.
  173. Ш. Х. Формирование советской университетской системы. М., 1988.
  174. Чекмарев В. В Система экономических отношений в сфере образования Кострома Изд-во КГПУ, 1998. ~ 85 с.
  175. В.Н. Кредитные единицы входят в отечественную высшую школу // Высшее образование в России. 2004. — № 4.
  176. А., Боев О. Кредитно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 2004. — № 3.
  177. Шафранов-Куцев Г. Ф. Университет и регион. ~ Тюмень, 1997.
  178. М. Избранные произведения. — М., 1994.
  179. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов: социологический анализ. ~ М., 2002.
  180. Шмидт-Виггеманн В. Университет в ранний период современной европейской истории: новые структуры знания // «Вестник высшей школы», № 10, 2001.-С. 27--32.
  181. Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования // Социологические исследования. 2000. № 6.
  182. B.C. Средневековая культура IX—XVIII вв.. / История русской культуры IX—XX вв. М., 2003.
  183. Е.В. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России. 1997. № 2.
  184. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы. ~ М., 1997.
  185. Accreditation of Prior Learning: Briefing for Higher Education. -Gloucestershire: UCAS, 1997. 28 pp.
  186. Adam S., Blok P. ECTS: from Credit Transfer to Credit Accumulation: A Challenge for the 21st Century // EAIE Forum. 1999. — Vol. 1. -No. 3.-P. 8- 9.
  187. Bremer L., Scholten A. Recognition of Credits in the Framework of SOCRATES: A Dutch Case Study // Journal of Studies in International Education. 1999. — Vol. 3. — No 2. — P. 89−103. — Council for International Educational Exchange. — New York.
  188. Bruin de L.A., Scholten A. Evaluation of a National Pilot Project to Introduce ECTS. The Hague: NUFFIC, 1994.
  189. CATS: National Britain, European and International Conference in Derby University 15−19 June, 1998: Programme. Derby: Derby University, 1998. -4 pp.
  190. Credit Transfer Systems in EC Member States: Annex E // European Credit Transfer System: Users' Guide. Brussels: EC, 1995. — P. E3.
  191. Dalichow F. A Comparative Study of Academic Credit Systems in an International Context // Journal of Studies in International Education. 1997. — Vol. 1. -№ 2. — New York: CIEE. — P. 21−32.
  192. Dalichow F. CATS and EUROCATS // EAIE Forum. 1999. — Vol. l.-No. 3.-P.5−8.
  193. De Jong U., van Hout H Development and Challenges of the Credit Point System in Dutch Higher Education // Tertiary Education and Management. -2002.- № 8. -P. 167−178.
  194. Durkheim E. Education et sociologie. Paris, 1968. P. 18.
  195. ECTS European Community Course Credit Transfer System: Presentation of the ECTS Pilot Scheme. 2nd Edition. — Brussels: ERASMUS Bureau, 1990. — 43 pp.
  196. ECTS Информационный пакет: Уральский государственный экономический университет. — Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 2000. — 290 с.
  197. ECTS Guide and Handbook for International Students 2002: Tallinn Pedagogical University. Tallinn: Trii Kirjastus, 2001. — 57 pp.
  198. European Credit Transfer System: Users' Guide. Brussels: EC, 1995.
  199. Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 3. The Care of Self. -New York: Pantheon Books, 1986. -- P. 73.
  200. Guidelines on the Quality Assurance of Credit-Based Learning. -London: HEQC, 1994
  201. International Seminar on Credit Accumulation and Transfer Systems, Leiria, Portugal, 24−25 November 2000: Conclusions (Extract from the General Report) // http://www.bologna-berlin2003.de
  202. Lyotard Jean-Francois. The Postmodern Condition: a Report on Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota Pressr 199? — P. 29.
  203. Recognition and Credit Systems in the Context of Lifelong Learning: Recommendations of the Bologna Seminar, Praha, June 5−7, 2003 // http://www.bologna-berlin2003
  204. Recognition of Higher Education Diplomas and Study Credit Points across Borders: PHARE Multi-country Project. Bonn: KMK, 1999.
  205. Rorty Richard. The Consequences of Pragmatism. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1982.-P. xiii.
  206. Sleeter Christine E. Empowerment Through Multicultural Education. -Albany: State University of New York Press, 1991. P. 20 — 21.
  207. UMAP: Framework for Trial UMAP Programs. Canberra: UMAP Secretariat, 1993. UMAP: University Mobility in Asia and the Pacific. — Canberra:
  208. UMAP Secretariat, 1993. Whitaker U. Principles of Good Practice in Assessing Experiential Learning. Chicago: CAEL, 1989.
  209. Диссертации и авторефераты
  210. А.А. Российская система высшего образования:государственное и рыночное регулирование. Дис.. канд. экон. наук. СПб, 2003.- 222 с.
  211. О.В. Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры (Аксиологический аспект). Дис.. канд. филос. наук. СПб, 2004. — 185 с.
  212. И.Г. Система управления социальным качеством образования как фактор социокультурной динамики региона. Автореф. дис. д.с.н. СПб., 2004.
  213. A.M. Теория и практика развития региональной системы высшего образования (На материалах Сибири 1917−1941 гг.). Дис.. д-ра пед. наук. М., 2002. — 313 с.
  214. А.В. Инновационная деятельность в высшей школе современной России. Дис. канд. социол. наук. М., 2004. — 147 с.
  215. В.И. Развитие теории и практики образования в России в ХУШ начале XX вв. Под влиянием изменений ценностных ориентации, представлений об идеале человека и целях его воспитания. — Автореферат дисс. доктора пед. наук. — М., 2001.
  216. Букин, Леонид Леонидович Формирование региональной подсистемы высшего образования: (Социально-экономический аспект). Дис.. канд. экон. наук. СПб., 2002. — 175 с.
  217. Н.В. Формирование системы управления качеством образовательных услуг. Дис.. канд. экон. наук. Омск, 2004. — 204 с.
  218. Верховцева, Людмила Леонидовна. Кадровые процессы в системе общего образования в условиях ее реформирования. Дис.. канд. социол. наук. --М, 2005.-- 206 с.
  219. А.Э. Дисфункциональность взаимодействия рынка труда и системы высшего образования в условиях трансформации России. Дис.. канд. социол. наук. ~ Ставрополь, 2005. -- 178 с.
  220. Ю.В. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества. ~ Дис. канд. социол. наук. -М.: 2003. — 151 с.
  221. О.М. Модели и методы управления системой образовательных услуг высшей школы в регионе. Дис.. д-ра экон. наук. ~ Краснодар, 2003. ~ 389 с.
  222. А.О. Социальный механизм управления инновационным университетом. Дис.. д-ра социол. наук. ~ Н. Новгород, 2005. 354 с.
  223. И.И. Влияние институциональной структуры современного общества на потребление образовательных услуг. Дис.. канд. социол. наук.- Новочеркасск, 2005. — 135 с.
  224. Г. М. Эволюция социальных функций высшего образования в изменяющемся российском обществе. Дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04 Москва, 2005. -- 308 с. ~
  225. О.В. Пути формирования философии образования России и Германии второй половины XIX начала XX века (Сравнительный анализ). Дис. канд. филос. наук. ~ Мурманск, 2004. ~ 157 с.
  226. А.К. Парадигмы европейского образования в проблемном поле социальной философии. Дис.. канд. филос. наук. — Владивосток, 2004.- 202
  227. Д.В. Образование в России: институционально-функциональный анализ. Дис.. канд. социол. наук. ~ Краснодар, 2004. ~ 156 с.
  228. И. А. Социокультурные процессы развития современного университетского образования. Дис.. канд. социол. наук. ~ Тамбов, 2004. 164 с.
  229. А.А. Механизм государственного регулирования конкурентоспособности образовательных услуг. Дис.. канд. экон. наук. ~ Саратов, 2005. 162 с.
  230. К.Б. Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития (Социологический аспект исследования). Дис.. канд. социол. наук. ~ Екатеринбург, 2004. 201 с.
  231. С.В. Социальное взаимодействие университета с региональным сообществом (На примере Новгородской области). Дис.. канд. социол. наук. ~ Великий Новгород, 2004. ~ 186 с.
  232. О.И. Негосударственный сектор общего образования в России (Проблемы институционализации). Дис.. канд. социол. наук. М., 2003. 202 с.
  233. Н.В. Инновации системы управления университета в условиях реформирования высшего образования. Дис.. канд. социол. наук. ~ Тюмень, 2004. -- 208 с.
  234. В.П. Концепция и методология формирования и управления региональным университетским комплексом. Дис.. д-ра экон. наук. Оренбург, 2004. — 394 с.
  235. А.Ю. Инновационные образовательные процессы в пространстве социальной феноменологии постмодерна (Социально-философский анализ). Дис. канд. филос. наук. Красноярск, 2004. ~ 160 с.
  236. Т.В. Образование как историко-социологическая проблема (На материалах классического этапа социологии). Дис.. канд. социол. наук. Екатеринбург. — 2003. ~ 176 с.
  237. И.К. Качество образования как социологическая проблема. ~ Дис. канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. ~ 157 с.
  238. О.Е. Философия образования (Социально-философский анализ предметной области). Дис.. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005. 179 с.
  239. Е.И. Особенности трансформации высшей школы в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям:социологический анализ (На материалах Иркутской области). Дис.. канд. социол. наук. ~ Улан-Удэ, 2004. ~ 168 с.
  240. JI.H. Социальная функция высшего образования в современном российском обществе. Дис.. канд. социол. наук. ~ Пермь, 2004. 204 с.
  241. Н.А. Регионализация высшего образования (Теоретико-методологический и социологический анализ на материалах Восточной Сибири). Дис.. д-ра социол. наук: 22.00.04. ~ Улан-Удэ, 2003. — 325 с.
  242. И.Г. Региональная образовательная политика в контексте Болонского процесса. Дис.. канд. социол. наук. Саратов, 2004. ~ 184 с.
  243. Л.С. Открытое образование в современной России: социологическая концепция и модель развития. Дис.. д-ра социол. наук. -М., 2004. ~ 292 с.
  244. Н.В. Современный университет как социальный институт. Дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 Москва, 2004. ~ 139 с.
  245. Пекушкина, Ольга Анатольевна Социальная технология управления интеграцией российского научного сообщества в систему европейского трансфера знаний: Дис.. канд. социол. наук: 22.00.08 Н. Новгород, 2005 186 с. РГБ ОД, 61:05−22/288
  246. Е.А. Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля. ~ Астрахань, 2004. ~ 145 с.
  247. О.В. Развитие негосударственного высшего образования в современной России: коммуникативный аспект.Дис.. канд. социол. наук. М, 2005. -- 160 с.
  248. Савельева, Марина Николаевна Динамика российской системы образования (Социально-философский анализ). Дис.. канд. филос. наук. ~ СПб., 2005. 167 с.
  249. В.Л. Особенности управления вузом в системе открытого образования. Дис.. канд. экон. наук. -М., 2003. — 142 с.
  250. О.И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как инструмент социального управления развитием высшей школы. Дис.. канд. социол. наук. М., 2003. -- 141 с.
  251. Г. Ф. Управление интеграционными процессами в региональной системе образования. Дис.. д-ра социол. наук. —Белгород, 2004.- 464 с.
  252. Шаронова, Светлана Алексеевна Универсальные константы института образования механизм воспроизводства общества. Дис.. д-ра социол. наук. — Москва, 2005. — 358 с.
  253. В. А. Конкурентоспособность негосударственного высшего образования в социокультурных условиях современной России : Дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 Москва, 2005 184 с. РГБ ОД, 61:05−22/230
  254. Ширяев, Вячеслав Петрович Управление негосударственными вузами в условиях трансформации российской системы образования. Дис.. канд. социол. наук. М.: 2005. — 156 с.
Заполнить форму текущей работой