Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контрольные вопросы. 
Антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вот несколько противоречий между каноном и адатом. Адат допускает кражу, кавказец, живущий по адату не испытывает чувства вины, если крадет не у своего. Но попался — надо как-то уладить дело, для этого существуют компенсации, договоренности, в крайнем случае — суд старейшин, где можно защищаться. В рамках адата существует кровная месть и т. п. В частности, адат категорически запрещает… Читать ещё >

Контрольные вопросы. Антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Какие функции выполняют мораль и право в современном обществе? В чем сходство и различие?
  • 2. Какими основными чертами характеризуется мораль в обществе охотников и собирателей?
  • 3. Какую роль выполняют страх, стыд и вина в регуляции социотипического поведения?
  • 4. Каким образом миф и обычай поддерживают формирование системы моральных предписаний?

Аналитические задания

1. Проанализируйте, какими механизмами (страх, стыд, вина) регулируется поведение главного героя романа К. Воннегута «Мать тьма» — Говарда У. Кемпбэлла-младшего (для этого желательно прочитать роман, но можно ограничиться и приведенным отрывком). Роман построен на основе «признания» главного героя, поэтому К. Воннегут в предисловии приводит посвящение, якобы написанное самим Кемпбэллом1.

Посвящение тоже принадлежит Кемпбэллу. Вот что написал Кемпбэлл о посвящении в главе, которую потом изъял:

«Прежде чем вырисовалась эта книга, я написал посвящение — «Мата Хари». Она проституировала в интересах шпионажа, тем же занимался и я.

Теперь, когда эта книга уже видна, я предпочел бы посвятить ее кому-нибудь не столь экзотическому, не столь фантастическому и более современному — не столь похожему на персонаж немого кино.

Я бы предпочел посвятить ее какому-нибудь знакомому лицу — мужчине или женщине, — широко известному тем, что творил зло, говоря при этом себе: «Хороший я, настоящий я, я, созданный на небесах, — спрятан глубоко внутри».

Я вспоминаю много таких людей…

Но нет более подходящего имени, которому я мог бы действительно посвятить эту книгу, чем мое собственное.

Поэтому позвольте мне оказать себе эту честь: эта книга перепосвящается Говарду У. Кемпбэллу-младшему, который служил злу слишком явно, а добру слишком тайно, — преступление его эпохи.

2. Проанализируйте приведенный ниже отрывок лекции крупнейшего отечественного этнолога С. А. Арутюнова[1][2] и определите систему отношений между различными правовыми формами, действующими на современном Кавказе.

Есть три формы права, которые действуют на Кавказе: адат, канон и шариат. Адат — это обычай. А. И. Першиц ввел понятие мононормы первобытного права, т. е. нормы, в которой еще не расчленены мораль, этика и право. Вообще-то, эта единая норма поведения — адат — включает в себя и право, и этику, и даже эстетику: он диктует, как следует одеваться, как должно выглядеть оружие горца и т. п. Целый ряд таких норм, определяющих как человек выглядит, как движется, как садится, в какой позе он сидит — это не только этика, это в значительной степени эстетика. Адат представляет собой такую, идущую из древности мононорму поведения, в которой есть своя правовая, своя этическая и даже своя эстетическая сторона. Но в обществе феодальном, в обществе более-менее урбанизированном, где существует деревня и город, где существует масса и элита, адата недостаточно, потому что адат — это все-таки норма эгалитарного общества, главным образом. Его дополняет канон, т. е. закон, уголовно-процессуальный кодекс, который с начала Русской империи на Кавказе существовал в виде царь-кодекса, и раньше — в виде отдельных указов или распоряжений, издававшихся монархами — царями, князьями, эмирами, ханами. И эти законы, изданные государственной властью, дополняли адат. А люди, привыкшие жить по адату, противостояли этим законам. Адат они принимали, он был ими глубоко интериоризирован, а канон воспринимался как нечто чуждое, что исходит от верхней власти и народом принимается чаще всего в штыки. Так же и шариат, хотя его источником являлся уже не монарх, а духовные авторитеты, вступил в противоречие отчасти с каноном, но, в особенности, с адатом. И эта борьба продолжается до сих пор. Адат воспринимается более-менее однозначно положительно. Канон воспринимается более-менее однозначно отрицательно, кавказец никогда не интериоризирует государственное право. Канон — это нечто чуждое, что можно и нужно нарушать, в этом есть определенная доблесть. А к шариату отношение двойственное.

Вот несколько противоречий между каноном и адатом. Адат допускает кражу, кавказец, живущий по адату не испытывает чувства вины, если крадет не у своего. Но попался — надо как-то уладить дело, для этого существуют компенсации, договоренности, в крайнем случае — суд старейшин, где можно защищаться. В рамках адата существует кровная месть и т. п. В частности, адат категорически запрещает доносительство, свидетельствовать можно, если тебя обязывают, но доносить нельзя. Поэтому в чеченском обществе, может быть, подавляющее большинство односельчан очень неодобрительно относятся к людям, делающим бизнес на похищении людей и захвате заложников, но никто никогда не донесет.

Борьба адата и шариата более острая. Сегодня во многих общинах, в особенности в Дагестане, идет церковный раскол. Могут быть две мечети: одна шафиитская, тарикатистская мечеть — традиционного ислама, и одна — условно говоря, вахабитская. По адату, когда умирает человек, родственники и знакомые приходят проводить его в последний путь. И, согласно адату, чтобы не потерять лица, этих людей нужно накормить. Но тут приходит вахабитский мулла, и говорит: «У людей и так несчастье, а им еще, чтобы всех накормить, надо залезать в долги. Вы не мусульмане, вы—язычники, если следуете адату». Такого рода конфликтов между адатом и шариатом происходит огромное множество, и они гораздо существеннее, чем конфликты между адатом и каноном.

3. Посмотрите фильм «Алая буква» (режиссер Р. Жоффе, 1995). Обсудите на семинаре динамику моральных и правовых норм и эффективность социального контроля посредством механизмов страха, стыда и вины.

  • [1] Воннегут К. Мать тьма. СПб., 2001. С. 903.
  • [2] Арутюнов С. А. Специфика ментальности народов Кавказа // Межкультурный диалог: лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального О
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой