Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ж. де Сталь: «необыкновенная женщина»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практически ни один французский писатель, творивший в первой трети XIX в., не выпал из поля зрения Пушкина. Так, Шатобриана он по справедливости относил к художникам огромного таланта, называл первым из французских писателей, а в повести «Рене» (1802) находил феномен романтического героя, который был прообразом появившихся несколько позднее и овладевших умами персонажей Байрона, в частности — его… Читать ещё >

Ж. де Сталь: «необыкновенная женщина» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пушкин внимательно следил за современной ему французской литературой. Произведения Жермены де Сталь, «повивальной бабки французского романтизма», как назвал ее Белинский, были, как мы помним, популярны в России. Пушкин отдал дань восхищения ее гражданскому мужеству. Когда один из критиков, некто Муханов, пренебрежительно назвал ее «барыней», Пушкин ответил ему: «О сей барыне должно говорить языком вежливого образованного человека. Эту барыню удостоил Наполеон гонения, монархи доверенности, Байрон своей дружбы, Европа своего уважения…» Высоко оценил Пушкин и ее писательский дар, ярко сказавшийся в мемуарной книге «Десять лет в изгнании»: «Взгляд быстрый и проницательный, замечания разительные по своей новизне и истине, благодарность и доброжелательство, водившие пером сочинительницы, — все приносит честь уму и чувствам необыкновенной женщины». По справедливой мысли Пушкина, произведения де Сталь сыграли свою далеко не последнюю роль в воспитании чувств целого поколения: «Любви нас не природа учит, // А Сталь или Шатобриан». О пушкинской Татьяне Лариной сказано, что Сталь ее любимое чтение, а саму себя она воображает «Клариссой, Юлией, Дельфиной». Первая из трех названных женщин — героиня романа популярного в России Ричардсона «Кларисса Гарлоу», вторая — эпистолярного романа Руссо «Новая Элоиза», а третья — одноименного романа Жермены де Сталь.

Практически ни один французский писатель, творивший в первой трети XIX в., не выпал из поля зрения Пушкина. Так, Шатобриана он по справедливости относил к художникам огромного таланта, называл первым из французских писателей, а в повести «Рене» (1802) находил феномен романтического героя, который был прообразом появившихся несколько позднее и овладевших умами персонажей Байрона, в частности — его «восточных» поэм (1814—1820). Пушкин также относил Шатобриана к тем, кто способствовал становлению психологизма во французской литературе.

Среди современных ему французских писателей Пушкин выделял Альфреда де Мюссе, многогранного, высокоталантливого поэта, драматурга и новеллиста. Он даже противопоставлял его «сладкозвучному, но однообразному» Ламартину и «важному» Гюго. В раннем сборнике Мюссе «Испанские и итальянские сказки» (1829) Пушкин отметил «живость необыкновенную», а познакомившись с драматической поэмой «Каштаны из огня», действие которой происходит в Италии XVIII в., усмотрел в ее авторе потенциальную возможность вырасти в значительного трагического поэта. Пушкин был проницателен, когда высказал мнение о том, что Мюссе «первый из французских поэтов умел схватить тон Байрона в его лучших произведениях, что вовсе не шутка».

К сожалению, ранняя смерть Пушкина не позволила ему познакомиться с весьма значительными произведениями тех французских писателей, которые активно работали после его гибели: это поздние Мюссе, Шатобриан, Виньи, Ламартин, Гюго, Жорж Саид. Что касается Мюссе, столь ценимого Пушкиным, то его репутация в России и в целом была высока: Герцен упоминал его в «Былом и думах», Л. Толстой в трактате «Что такое искусство?» относил его к классикам литературы начала XIX в., а П. Чайковский в письме Н. Ф. фон Мекк полагал, что у Мюссе «столько же общечеловеческой и не зависящей от эпохи и местности правды, как и у Шекспира». Когда Горький приступил к выпуску книги серии «История молодого человека XIX века», то он включил в нее «Исповедь века».

Правомерно констатировать, имея в виду типологию таких персонажей, как Рене у Шатобриана, Леон в «Дельфине» де Сталь, Адольф у Констана, Октав у Мюссе в «Исповеди сына века», Раймон де Рамьер в «Индиане» и Орас в одноименном романе Жорж Санд, что все они, — в известной мере, — могут рассматриваться как предтечи «лишних людей» в отечественной литературе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой