Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Причины и факторы чрезвычайных ситуаций в техносфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение характера распределения приведенных на рисунке событий-происшествий во времени позволило выдвинуть статистическую гипотезу о случайности возникновения этих событий и возможности аппроксимации закона изменения времени между их возникновением экспоненциальным распределением. Строгое обоснование гипотезы о пуассоновском характере количества происшествий в их потоке осуществлено… Читать ещё >

Причины и факторы чрезвычайных ситуаций в техносфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С развитием производственных процессов и оборудования совершенствовались и способы предупреждения техногенных происшествий. Сейчас, когда накоплено много данных об имевших место катастрофах, авариях и несчастных случаях на технике, а также приобретен определенный опыт их исследования, уже можно подвести некоторые итоги и выявить причины, без устранения которых невозможно дальнейшее развитие системы обеспечения безопасности в техносфере. Естественно, что важным условием успешного решения этой задачи является детальное изучение имеющихся статистических данных.

Динамика параметров чрезвычайных ситуаций в техносфере.

Рис. 6.1. Динамика параметров чрезвычайных ситуаций в техносфере Наиболее объективными показателями, применяемыми в настоящее время для статистической оценки уровня безопасности в конкретных областях техносферы, являются число происшествий и размеры ущерба от них. Поэтому для выявления основных факторов аварийности и травматизма должны быть использованы статистические данные о происшествиях, зарегистрированных в течение достаточно продолжительного времени. Продемонстрируем, как это делается, на примере эксплуатации ракетной техники.

Динамика изменения среднего числах, происшествий, зарегистрированных в течение десяти лет на достаточно представительной совокупности выбранных объектов, и величины социально-экономического ущерба Y. от них представлены на рис. 6.1.

Сглаживание статистической кривой изменения среднегодового количества происшествий, проведенное методом наименьших квадратов, позволило установить характер соответствующей регрессионной зависимости, которая имеет следующий вид [2]:

Причины и факторы чрезвычайных ситуаций в техносфере.

где j = 0, 1, 2,… — годы функционирования выбранных техносферных объектов.

Как это подтверждается данным рисунком, характерной чертой рассматриваемого периода времени явилась явно выраженная тенденция к постепенному снижению количества происшествий и ущерба отних. Имеющиеся «всплески» и «провалы» в значениях показателей Причины и факторы чрезвычайных ситуаций в техносфере. объясняются различной интенсивностью работ в изучаемый период времени, а также внедрением довольно крупного комплекса эффективных организационно-технических мероприятий, регламентирующих порядок подготовки и проведения особо опасных технологических процессов на данных технических объектах.

Поток исследуемых происшествий.

Рис. 6.2. Поток исследуемых происшествий Для отыскания закономерностей во времени возникновения этих техногенных происшествий внутри календарного года соответствующие данные представлены в виде потока событий-происшествий. Графически это изображено на рис. 6.2 путем наложения моментов времени их появления по месяцам каждого года в течение десятилетнего периода.

Изучение характера распределения приведенных на рисунке событий-происшествий во времени позволило выдвинуть статистическую гипотезу о случайности возникновения этих событий и возможности аппроксимации закона изменения времени между их возникновением экспоненциальным распределением. Строгое обоснование гипотезы о пуассоновском характере количества происшествий в их потоке осуществлено с использованием критерия Пирсона, в результате чего была доказана непротиворечивость имеющихся эмпирических данных выдвинутой статистической гипотезе.

В процессе анализа исследуемых эмпирических данных были выявлены также основные источники опасных и вредных производственных факторов. В частности, изучение причин и обстоятельств рассматриваемых техногенных происшествий показало, что среди применяемых в настоящее время видов энергии наибольшую опасность представляют химическая энергия жидких и газообразных веществ, кинетическая энергия движущихся машин и механизмов, а также энергия электрического тока.

При отыскании закономерностей в условиях появления техногенных происшествий на исследуемых объектах изучено в общей сложности несколько сот повторяющихся в той или иной мере обстоятельств, способствующих аварийности и травматизму. Общей характерной чертой практически всех рассматриваемых происшествий явилось то, что для их возникновения необходимо появление, как правило, не одной, а нескольких предпосылок, образующих в совокупности причинную цепь конкретного техногенного происшествия.

Наиболее типичной причинной цепью оказалась последовательность событий-предпосылок следующего характера:

  • а) ошибка человека, и (или) отказ технологического оборудования, и (или) неблагоприятное для них внешнее воздействие;
  • б) появление опасного производственного фактора в неожиданном месте и (или) не вовремя;
  • в) неисправность либо отсутствие средств защиты и (или) неточные действия персонала либо посторонних лиц в подобной нестандартной ситуации;
  • г) воздействие опасных производственных факторов на незащищенные элементы технологического оборудования, людей и окружающую их среду.

Схема исходных предпосылок, служащих инициаторами подобных причинных цепей техногенных происшествий, представлена на рис. 6.3.

Более пристальное изучение обстоятельств появления известных происшествий на производстве и транспорте позволило установить дополнительные факторы и их отношение к основным компонентам системы «человек — машина — среда». Состав и распределение таких факторов показаны на рис. 6.4 в виде диаграммы.

Как следует из приведенной иллюстрации, дополнительными факторами аварийности и травматизма являются:

Причины чрезвычайных ситуаций в техносфере.

Рис. 6.3. Причины чрезвычайных ситуаций в техносфере.

Диаграмма факторов аварийности и травматизма.

Рис. 6.4. Диаграмма факторов аварийности и травматизма.

  • а) недостаточная надежность и эргономичность отдельных образцов технологического оборудования;
  • б) несовершенство отбора и профессиональной подготовки эксплуатирующего персонала;
  • в) низкое качество технологии и организации выполнения работ, приводящее к необходимости пребывания людей в потенциально опасных зонах;
  • г) факторы, связанные с дискомфортностью условий проведения работ.

Большинство из этих первопричин не всегда приводило к возникновению происшествий, но, значительно усложняя условия их выполнения за счет строгой регламентации технологии и необходимости соблюдения многочисленных мероприятий по обеспечению безопасности, способствовало тем самым росту напряженности труда и связанных с этим ошибок.

Среди факторов, непосредственно влияющих на появление аварийности и травматизма, выделились слабые практические навыки персонала в нестандартных или сложных ситуациях, неумение правильно оценивать информацию о состоянии протекающих с его участием процессов, низкое качество конструкции рабочих мест и недостаточная в ряде случаев технологическая дисциплинированность людей, непосредственно работающих на технике.

В целом же анализ известных статистических данных выявил следующие закономерности, причины и факторы техногенных происшествий:

  • а) аварийность и травматизм при проведении технологических процессов можно интерпретировать потоками случайных событий, число которых распределено по закону Пуассона, а время между ними — по экспоненциальному;
  • б) возникновение техногенного происшествия является, как правило, следствием не отдельной причины, а цепи соответствующих предпосылок;
  • в) инициаторами причинных цепей подобных происшествий служат либо ошибки людей, которые обусловлены их недостаточной профессиональной подготовленностью к работам на технике, характеризуемой конструктивным несовершенством и опасной технологией ее использования, либо отказы технологического оборудования, вызванные собственно низкой его надежностью, а также возникшие в результате ошибочных действий персонала, либо нерасчетные внешние воздействия на людей и технику со стороны рабочей среды.

Следует отметить, что представления о закономерностях, условиях и причинах возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций, полученные в процессе анализа имевшихся данных, в основном совпадают с другими известными результатами как по составу и относительной значимости учитываемых факторов аварийности и травматизма, так и по основополагающим условиям появления анализируемых событий и явления в целом. Пожалуй, уже общепризнана преобладающая роль так называемого человеческого фактора в формировании первичных предпосылок, доля которого колеблется, по разным источникам, от 60−70% в промышленности до 80−90% в авиации. Также обычно не встречает серьезного возражения и утверждение о том, что происшествия в техносфере вызваны не единственной причиной, а рядом взаимно обусловленных предпосылок.

Полученные выше выводы не противоречат и условиям появления уже упоминавшихся наиболее серьезных техногенных катастроф. Так, например, Чернобыльская трагедия стала возможной вследствие наложения ряда причин — несанкционированных действий персонала, несовершенства принципиальной схемы и конструктивного исполнения АЭС, некачественной технологии испытаний ее турбогенератора. Катастрофа в Бхопале также случилась вследствие цепи предпосылок, состоящих из несанкционированных действий персонала (подачи в химический реактор воды вместо газообразного реагента), вывода из строя (отключения) средств сигнализации о загрязнении воздуха рабочей зоны данного предприятия и неисправности (ремонта) устройств нейтрализации его вредных выбросов.

Думается, что читатель знает и другие примеры, подтверждающие только что сделанные выводы. Однако и уже выявленных закономерностей достаточно для того, чтобы сформулировать некоторые аргументированные представления о происхождении объективно существующих в природе опасностей. Сделаем это в следующем параграфе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой