Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы профессио-и психографии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяется целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики. Профессионально обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность (обученность), опыт… Читать ещё >

Основы профессио-и психографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной науке и практике управления персоналом для разработки портретов желательных сотрудников широко распространен метод профессиои психографии.

Профессиограмма — описание социально-экономических, производственнотехнических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей[1]. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности, те, которые применяются в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяется целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Для составления психограммы используются такие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (кинои видеоциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.

Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:

  • • требования к оборудованию, организации и условиям труда;
  • • социально-психологические параметры трудового коллектива;
  • • комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);
  • • требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;
  • • требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.

Общая схема составления предварительной психограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную сопряженность этих параметров с требованиями профессиональной деятельности (не требуется, требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.

Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:

  • • высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);
  • • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;
  • • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
  • • наблюдательность;
  • • показатели внимания — объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;
  • • разновидности памяти — оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
  • • показатели памяти — объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
  • • способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;
  • • разновидности мышления — наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);
  • • скорость мыслительных действий;
  • • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
  • • способность быстро и точно принимать решения;
  • • инициативность;
  • • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
  • • показатели психомоторной деятельности — скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;
  • • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
  • • подвижность пальцев;
  • • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
  • • быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;
  • • разборчивость речи;
  • • отсутствие в напряженной обстановке напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;
  • • способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, стрессоустойчивость);
  • • уравновешенность;
  • • бдительность;
  • • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить параметры личности: направленность, включая мотивы к труду, интересы, идеалы, мировоззрения, потребности, желания, акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);
  • • моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;
  • • положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;
  • • профессионально обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность (обученность), опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский и другие), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, к которым более склонны менеджеры и исследователи.

  • [1] Чернышев, В. Н. Человек в энергетике / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. — СПб.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1993.- С. 18−27.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой