Основы профессио-и психографии
Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяется целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики. Профессионально обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность (обученность), опыт… Читать ещё >
Основы профессио-и психографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отечественной науке и практике управления персоналом для разработки портретов желательных сотрудников широко распространен метод профессиои психографии.
Профессиограмма — описание социально-экономических, производственнотехнических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей[1]. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности, те, которые применяются в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.
Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяется целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.
Для составления психограммы используются такие источники информации: документы (инструкции, положения, хронометражные таблицы, описания), устные и письменные опросы работников, в том числе анкеты, личные наблюдения, лабораторные и естественные эксперименты, данные «пилотажных» (пробных, целевых) исследований, эргономические исследования на рабочих местах (кинои видеоциклография, электроокулография, телеметрия физиологических параметров, электроэнцефалография, телехронорефлексометрия) и др.
Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:
- • требования к оборудованию, организации и условиям труда;
- • социально-психологические параметры трудового коллектива;
- • комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям — эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);
- • требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;
- • требования к руководителю — организатору, педагогу, специалисту, личности.
Общая схема составления предварительной психограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную сопряженность этих параметров с требованиями профессиональной деятельности (не требуется, требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.
Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:
- • высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);
- • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;
- • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
- • наблюдательность;
- • показатели внимания — объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;
- • разновидности памяти — оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- • показатели памяти — объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
- • способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;
- • разновидности мышления — наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);
- • скорость мыслительных действий;
- • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
- • способность быстро и точно принимать решения;
- • инициативность;
- • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
- • показатели психомоторной деятельности — скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;
- • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
- • подвижность пальцев;
- • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
- • быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;
- • разборчивость речи;
- • отсутствие в напряженной обстановке напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;
- • способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, стрессоустойчивость);
- • уравновешенность;
- • бдительность;
- • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить параметры личности: направленность, включая мотивы к труду, интересы, идеалы, мировоззрения, потребности, желания, акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);
- • моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;
- • положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;
- • профессионально обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность (обученность), опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский и другие), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.
Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, к которым более склонны менеджеры и исследователи.
- [1] Чернышев, В. Н. Человек в энергетике / В. Н. Чернышев, А. П. Двинин. — СПб.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1993.- С. 18−27.