Осуществление образовательного процесса
Как и в других технологиях социальной работы, большое значение в осуществлении образовательных стратегий имеют отношения между супервизором и супервизируемым. Супервизор не только работает над мотивацией обучающегося, но и становится для него предметом подражания в деятельности, общении с клиентом. На начальной стадии профессионализации супервизируемый копирует паттерны профессионального… Читать ещё >
Осуществление образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По своей направленности обучающая супервизия близка к практическому обучению. Исследования, проведенные С. Бе, выявили пять факторов, необходимых для успешного осуществления процесса обучения на практике:
- 1) демократическое взаимодействие с педагогом-наставником, диалогический характер обучения;
- 2) профессиональная компетентность педагога-наставника;
- 3) педагог-наставник должен выступать в качестве образца для подражания;
- 4) учет контекста обучения;
- 5) формирование ценностных установок и ориентаций будущего профессионала в процессе обучения.
В основу обучающей супервизии должны быть положены принципы апдрагогики (от греч. andros — взрослый мужчина, зрелый муж и ago — веду), обучения взрослых. Вопросы мотивации деятельности, активного вовлечения суиервизируемого в процесс обучения, включение его в отношения «супервизор — супервизирусмый» — важнейшие компоненты процесса супервизии. В зависимости от парадигмы обучения содержание подготовки будет различным (табл. 12.6).
Таблица 12.6
Основные подходы к практическому обучению сунервизируемых
Парадигма обучения. | Основное содержание. |
Теория научения. |
|
Окончание табл. 12.6
Парадигма обучения. | Основное содержание. |
Конструктивистская теория. |
|
Критическая теория. |
|
Как и в других технологиях социальной работы, большое значение в осуществлении образовательных стратегий имеют отношения между супервизором и супервизируемым. Супервизор не только работает над мотивацией обучающегося, но и становится для него предметом подражания в деятельности, общении с клиентом. На начальной стадии профессионализации супервизируемый копирует паттерны профессионального взаимодействия супервизора. Контролирующие отношения со стороны супервизора являются образцом для выстраивания отношений, которым может руководствоваться социальный работник при работе с клиентом. Таким образом, система отношений является своеобразной формой социального обучения, что особенно важно в ситуации, когда супервизируемый сталкивается с проявлениями аффектов со стороны клиента. Здесь могут быть реализованы как объясняющие технологии, раскрывающие природу аффектов клиентов в различных ситуациях, так и технологии саморефлексии, когда супервизируемый выясняет природу своих раздражений на аффективные проявления клиентов.
Методы наблюдения — другая технологическая особенность обучающей супервизии. В зависимости от образовательных целей они могут быть прямыми или косвенными, либо использоваться в комбинации. Косвенные методы предусматривают изучение письменных отчетов о взаимодействиях социального работника и клиента, а также любой другой документации. Прямое (непосредственное) наблюдение осуществляется при непосредственном взаимодействии социального работника и клиента. Для анализа также может использоваться видеозапись работы профессионала и клиента.
Наиболее традиционная форма технологии супервизии — непосредственный метод наблюдения, осуществляемый как индивидуально, так и в составе группы. Возможно также использование комбинированных методов наблюдения. Нужно не только научить супервизируемого наблюдать за вербальным и невербальным поведением клиента, способами выражения его аффектов. Принципиально важно акцентировать внимание супервизируемого на умении слушать своего подопечного.
Исследователи отмечают, что переход профессионала в обучающей парадигме супервизии от роли супервизора к позиции педагога-наставника привел к резкому расширению методов обучения в социальной работе. К. Соудон на основе анализа методов обучения в социальной работе предложила классификацию обучающих методов (табл. 12.7).
Таблица 12.7
Классификация обучающих методов социальной работы.
по К. Соудон
Методы | Виды |
Аппаратур ные | Аудио, видео, магнитные, слайды, кино, компьютер, зеркало Гезелла, Интернет. |
Письменные | Дневники, описание случаев, анализ случаев, контракты, письма, отчеты, протоколы, резюме, опросники, результаты наблюдений. |
Опытные | Упражнения, имитация, драматизация, моделирование, ролевая игра, дискуссии, собрания, посещение больницы, суды, разработка программ. |
Графиче ские | Рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии, кодоскоп. |
Печатные | Раздаточный материал, тексты, книги, журналы, статьи, тексты докладов, официальные документы, статистические данные, инструкции. |
Сессии в процессе супервизии должны иметь структурированный характер, периодичность, свои время и место проведения. Обе стороны готовятся к встрече, повестка дня заранее совместно обсуждается. Большое внимание уделяется обратной связи. Дидактические объяснения со стороны супервизора должны быть конкретными, касаться разбираемого случая. Совместно обсуждаются возможные альтернативные решения и подходы к создавшейся ситуации. Сессии завершаются в соответствии с планом, который обсуждают в начале встречи.
Оценка результатов обучающего процесса
Оценка — конечный пункт обучающей супервизии. В процессе реализации программы обучения супервизируемый расширяет границы своей профессиональной компетенции на основе саморефлексии профессиональных действий, отношений, которые складывались у него в ситуации обучающего консультационного контакта с супервизором. Все усилия в процессе обучающей супервизии должны быть направлены на формирование профессиональной компетенции, важнейшим признаком которой выступает «умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности» (В. А. Сластении).
«Для чего вы работаете?» — спросил прохожий каменотесов. Первый ответил: «Чтобы иметь пищу». Второй сказал: «Чтобы обтесать камни для той стены». Третий произнес: «Чтобы построить этот замечательный храм». Автор этой притчи — римский писатель, философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека (Младший).