Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Осуществление образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как и в других технологиях социальной работы, большое значение в осуществлении образовательных стратегий имеют отношения между супервизором и супервизируемым. Супервизор не только работает над мотивацией обучающегося, но и становится для него предметом подражания в деятельности, общении с клиентом. На начальной стадии профессионализации супервизируемый копирует паттерны профессионального… Читать ещё >

Осуществление образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По своей направленности обучающая супервизия близка к практическому обучению. Исследования, проведенные С. Бе, выявили пять факторов, необходимых для успешного осуществления процесса обучения на практике:

  • 1) демократическое взаимодействие с педагогом-наставником, диалогический характер обучения;
  • 2) профессиональная компетентность педагога-наставника;
  • 3) педагог-наставник должен выступать в качестве образца для подражания;
  • 4) учет контекста обучения;
  • 5) формирование ценностных установок и ориентаций будущего профессионала в процессе обучения.

В основу обучающей супервизии должны быть положены принципы апдрагогики (от греч. andros — взрослый мужчина, зрелый муж и ago — веду), обучения взрослых. Вопросы мотивации деятельности, активного вовлечения суиервизируемого в процесс обучения, включение его в отношения «супервизор — супервизирусмый» — важнейшие компоненты процесса супервизии. В зависимости от парадигмы обучения содержание подготовки будет различным (табл. 12.6).

Таблица 12.6

Основные подходы к практическому обучению сунервизируемых

Парадигма обучения.

Основное содержание.

Теория научения.

  • 1. Поведение человека есть результат внешних воздействий и познавательных процессов.
  • 2. Образцы социального поведения усваиваются в процессе общения.
  • 3. Подражание и рефлексия в процессе наблюдения — основа практического обучения

Окончание табл. 12.6

Парадигма обучения.

Основное содержание.

Конструктивистская теория.

  • 1. Обучающийся конструирует свою действительность, адаптируясь и изменяя социальную среду.
  • 2. Формы взаимодействия:
    • — взаимная выгода;
    • — отношения власти/зависимости;
    • — корпоративные отношения

Критическая теория.

  • 1. Каждый гражданин демократического общества должен задумываться над проблемами социального развития.
  • 2. Данный тип мышления лежит в основе практики, коммуникативных и аналитических умений специалиста

Как и в других технологиях социальной работы, большое значение в осуществлении образовательных стратегий имеют отношения между супервизором и супервизируемым. Супервизор не только работает над мотивацией обучающегося, но и становится для него предметом подражания в деятельности, общении с клиентом. На начальной стадии профессионализации супервизируемый копирует паттерны профессионального взаимодействия супервизора. Контролирующие отношения со стороны супервизора являются образцом для выстраивания отношений, которым может руководствоваться социальный работник при работе с клиентом. Таким образом, система отношений является своеобразной формой социального обучения, что особенно важно в ситуации, когда супервизируемый сталкивается с проявлениями аффектов со стороны клиента. Здесь могут быть реализованы как объясняющие технологии, раскрывающие природу аффектов клиентов в различных ситуациях, так и технологии саморефлексии, когда супервизируемый выясняет природу своих раздражений на аффективные проявления клиентов.

Методы наблюдения — другая технологическая особенность обучающей супервизии. В зависимости от образовательных целей они могут быть прямыми или косвенными, либо использоваться в комбинации. Косвенные методы предусматривают изучение письменных отчетов о взаимодействиях социального работника и клиента, а также любой другой документации. Прямое (непосредственное) наблюдение осуществляется при непосредственном взаимодействии социального работника и клиента. Для анализа также может использоваться видеозапись работы профессионала и клиента.

Наиболее традиционная форма технологии супервизии — непосредственный метод наблюдения, осуществляемый как индивидуально, так и в составе группы. Возможно также использование комбинированных методов наблюдения. Нужно не только научить супервизируемого наблюдать за вербальным и невербальным поведением клиента, способами выражения его аффектов. Принципиально важно акцентировать внимание супервизируемого на умении слушать своего подопечного.

Исследователи отмечают, что переход профессионала в обучающей парадигме супервизии от роли супервизора к позиции педагога-наставника привел к резкому расширению методов обучения в социальной работе. К. Соудон на основе анализа методов обучения в социальной работе предложила классификацию обучающих методов (табл. 12.7).

Таблица 12.7

Классификация обучающих методов социальной работы.

по К. Соудон

Методы

Виды

Аппаратур

ные

Аудио, видео, магнитные, слайды, кино, компьютер, зеркало Гезелла, Интернет.

Письменные

Дневники, описание случаев, анализ случаев, контракты, письма, отчеты, протоколы, резюме, опросники, результаты наблюдений.

Опытные

Упражнения, имитация, драматизация, моделирование, ролевая игра, дискуссии, собрания, посещение больницы, суды, разработка программ.

Графиче

ские

Рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотографии, кодоскоп.

Печатные

Раздаточный материал, тексты, книги, журналы, статьи, тексты докладов, официальные документы, статистические данные, инструкции.

Сессии в процессе супервизии должны иметь структурированный характер, периодичность, свои время и место проведения. Обе стороны готовятся к встрече, повестка дня заранее совместно обсуждается. Большое внимание уделяется обратной связи. Дидактические объяснения со стороны супервизора должны быть конкретными, касаться разбираемого случая. Совместно обсуждаются возможные альтернативные решения и подходы к создавшейся ситуации. Сессии завершаются в соответствии с планом, который обсуждают в начале встречи.

Оценка результатов обучающего процесса

Оценка — конечный пункт обучающей супервизии. В процессе реализации программы обучения супервизируемый расширяет границы своей профессиональной компетенции на основе саморефлексии профессиональных действий, отношений, которые складывались у него в ситуации обучающего консультационного контакта с супервизором. Все усилия в процессе обучающей супервизии должны быть направлены на формирование профессиональной компетенции, важнейшим признаком которой выступает «умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности» (В. А. Сластении).

«Для чего вы работаете?» — спросил прохожий каменотесов. Первый ответил: «Чтобы иметь пищу». Второй сказал: «Чтобы обтесать камни для той стены». Третий произнес: «Чтобы построить этот замечательный храм». Автор этой притчи — римский писатель, философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека (Младший).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой