Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социология институтов и организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс упорядочения и формализации социальных связей называется институционализацией. Так, например, институционализация социологии и политологии как учебных дисциплин стала возможной благодаря решениям органов власти, утверждению государственных образовательных стандартов, открытию в вузах соответствующих факультетов, отделений и кафедр, изданию учебников, монографий и журналов. Зарождение… Читать ещё >

Социология институтов и организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

10.1. Социальные институты

Термин «социальные институты» — один из центральных в социологии. Он был введен в научный оборот английским социологом Г. Спенсером, который понимал под социальным институтом устойчивую структуру социальных действий, механизм организации общественной жизни. В развитом обществе Г. Спенсер выделял шесть групп социальных институтов — семейные, образовательные, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

Социальные институты (от латинского institutum — учреждение, установление) — это системы социальных связей, ценностей и норм, выполняющие общественно значимые функции.

Для них характерны:

  • — регулярные формы взаимодействия участников социальных отношений — индивидов и групп;
  • — чёткое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников взаимодействия;
  • — регламентация процесса взаимодействия и контроль за его протеканием;
  • — наличие подготовленных кадров и ресурсов, обеспечивающих их функционирование.

Различают два вида социальных институтов:

  • 1) организационные (государство, партии, профсоюзы и т. д.);
  • 2) нормативные (система законов, обычаев, традиций, моральных ценностей, стандартов поведения). Формальные нормативные институты (конституции, законы, административные нормы, партийные программы) придают легитимность институтам политической власти и детерминируют их деятельность.

Внутри основных институтов существуют более мелкие образования, которые тоже являются институтами, но неосновными и неглавными. В отличие от основных институтов неосновные институты выполняют специализированные функции. Так, например, в рамках института судебной власти функционируют институты судопроизводства, судебной экспертизы, адвокатуры, присяжных. Внутри института религии существуют институты епархии, епископата, крещения и исповеди в православии, монашества и т. д.

Институты имеют ряд отличительных признаков:

  • — культурные символы (флаг, герб, гимн, обручальное кольцо, торговая марка и пр.);
  • — кодексы поведения (присяга, клятва, определённые нормы);
  • — идеология или философия, определяющая их роль в обществе.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей называется институционализацией. Так, например, институционализация социологии и политологии как учебных дисциплин стала возможной благодаря решениям органов власти, утверждению государственных образовательных стандартов, открытию в вузах соответствующих факультетов, отделений и кафедр, изданию учебников, монографий и журналов.

Образование социальных институтов заменяет спонтанное поведение предсказуемым и регулируемым. Институты являются важнейшим фактором обеспечения порядка и организованности в обществе.

Любой институт возникает и формируется для выполнения гой или иной социальной потребности. Когда такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, теряется смысл и в существовании института. Этот институт в силу инерции социальных связей может какое-то время функционировать, но, в конечном счёте, его деятельность прекращается.

Зарождение и гибель социального института просматривается на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированым методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII века. С изменением этических норм в обществе по мере развития капитализма отпала необходимость защиты дворянской чести с оружием в руках.

Примером возникновения и исчерпания возможностей социального института может служить история крепостничества в России с XVI века по 1861 год. Элементы крепостничества в силу ряда причин просуществовали до начала XX века и существенно тормозили развитие страны.

Непреходящими общественными потребностями вызваны к жизни институты развитого общества — семьи, государства, образования, здравоохранения, науки, религии.

Социальные институты постоянно развиваются, изменяют свои формы. Источниками этих изменений являются эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние) факторы.

Эндогенным фактором перемен в социальных институтах является назревшая общественная потребность в повышении их эффективности. Она реализуется путём реорганизации, углубления специализации, обновления норм и предписаний.

Важнейшими экзогенными факторами изменения социальных институтов являются накопление знаний, перемены в ценностных ориентациях и деятельность выдающихся личностей. Последнее обстоятельство может приводить к разрушению одних институтов и возникновению других. Например, пребывание у власти Петра I, Екатерины II, В. И. Ленина самым существенным образом отразилось на судьбе социальных инсти тутов России. В свою очередь, социальные институты, особенно семья и образование, играют важную роль в формировании мировосприятия индивидов.

В процессе общественной эволюции институты всё более специализировались по своим функциям. В зависимости от важности функции некоторые из них занимали ведущее положение в системе социальных институтов. В древности и средневековье лидировали такие институты, как вождь племени, совет старейшин, церковь, государство. В Новой и Новейшей истории ведущую роль играли и продолжают играть институты государства, науки, образования, религии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой