Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-управленческая деятельность органов власти малых городов по реабилитации детей-инвалидов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторым злободневным фактором, определившим содержание и актуальность диссертационной работы, является то обстоятельство, что наиболее остро и болезненно негативные явления в социальной сфере, включая проблемы детской инвалидности, проявляются — конкретизируются и персонифицируются — на местном уровне. При этом информация о них распространяется, становится достоянием общественности весьма быстро… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность, содержание и цели социальной политики и социального управления муниципального образования
    • 1. 1. Социальная политика и социальное управление как социологические категории
    • 1. 2. Социальные полномочия органов власти муниципального образования
  • Глава II. Особенности реализации социальной политики и социального управления в условиях малого города по профилактике детской инвалидности
    • 2. 1. Малые города и их социальные функции. Город Протвино как муниципальное образование
    • 2. 2. Особенности и специфика управления социальной сферой в условиях муниципального образования
  • Глава III. Проблемы социальной защиты детей-инвалидов на муниципальном уровне
    • 3. 1. Основные направления социальной политики в отношении детской инвалидности в г. Протвино, эффективность реализации
    • 3. 2. Семья как важнейший фактор организации социальной реабилитации детей-инвалидов на муниципальном уровне

Социально-управленческая деятельность органов власти малых городов по реабилитации детей-инвалидов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время доктрина развития современного российского общества строится на основе проведения «социальной политики» отвечающей задачам социального государства, однако понимание механизмов, методов её проведения, а так же вновь возникающих задач, вызывают в обществе серьёзные разногласия. Согласно определению, данному в Статье 7 Конституции России указанно, что: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты"1.

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности не только отнесено к основам конституционного строя страны, но и находит свое развитие в других конституционных нормах, определяя многие важнейшие аспекты общественной жизни.

К ним относится целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях Основного закона. Это — право на жизнь (статья 20 Конституции РФ), на труд и его оплату (пункт 1—4 статьи 37), на отдых (пункт 5 статьи 37), на защиту материнства, детства и семьи (статья 38), на социальное обеспечение (статья 39), на жилище (статья 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), на участие и доступ к культурной жизни (статья 44) и другие. При этом «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного.

1 Конституция Российской Федерации. — М.: Ось-89,2002. положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств" (пункт 2 статьи 19 Конституции РФ).

Следует отметить, что задачи социальной политики, определяемые Конституцией Российской Федерации, реализуются в условиях рыночных отношений, которые сами по себе не гарантируют требуемый уровень социального обеспечения населения.

Опыт прошлого свидетельствует, на примере мирового кризиса 30-х годов XX века сопровождавшегося резким нарастанием социальных проблем, что необходимо вмешательство государства в регулирование экономики и социальной сферы.

Взаимозависимость социальной политики от уровня экономического развития общества очевидна, но она не исключает целого ряда проблем. Учитывая важность проводимой государством социальной политики, следует отметить, что она изначально по своей природе не самостоятельна и если она не декларативна, а реальна, то ее основу составляют те ресурсы, которые для обеспечения ее мероприятий могут быть выделены. Даже решения не требующие значительных затрат, включая законодательные, должны приниматься с учетом устанавливаемого ими порядка проведения социальной политики соответствующей уровню экономического развития государства.

Нельзя не отметить, что социальная ситуация в Российской Федерации, несмотря на успехи последних лет все ещё содержит ряд негативных элементов, которые сейчас в условиях финансово-экономического кризиса непременно будут углубляться. Среди них: признаки стагнации и даже деградации отдельных отраслей социальной сферы — образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечениясохранение и даже углубление социальной дифференциации населения, разрыв между богатством и бедностьюпрогрессирующая депопуляция населениязначительное ослабление стимулов к труду, ухудшение условий и охраны трударазвитие и накопление опасных ситуаций в сфере девиантного поведения — суицида, алкоголизма, наркомании. Все эти явления в той или иной мере затрагивают и не могут не затрагивать подрастающее поколение, как в целом, так и его различные группы.

Если в целом социальная политика, проводимая государством, может характеризоваться положительно, то её отдельные системные направления особенно с учетом социальной дифференциации, такой оценки не заслуживают. Наиболее остро и болезненно негативные явления в социальной сфере проявляются, конкретизируются и персонифицируются на местном уровне. Именно здесь можно непосредственно и отчетливо отследить и оценить все социальные процессы и явления, где информация о них быстро распространяется, становится достоянием общественности.

Актуальность темы

исследования подтверждается и на государственном уровне, что отраженно в Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию от 5.11.2008 г. В котором главный акцент делается на том, что «свободное развитие людей и их социальная защита — всегда будут приоритетом государственной политики». Особое внимание в Послание уделяется формированию современной системы здравоохранения, где в число приоритетов возводится здоровый образ жизни, основы которого должны будут закладываться уже со школы.

Рассуждая сегодня о прошлом, настоящем и будущем России, нельзя не заметить, что среди не услышанных вызовов, невостребованных ресурсов — среди наиболее не понятых и кричащих проблем современности оказался наш муниципальный мир — мир который невозможно возродить без инициативы на местах. Настало время понять: местное сообщество — это не просто территория в пределах определенных границ. Это — важнейшая социальная общность людей, способных при определенных условиях на основе единства совместных ценностей, ответственности перед страной, сопричастности к «малой Родине» преобразовывать местное хозяйство, повышать качество жизни граждан, вселять в них уверенность в завтрашнем дне. Мировой опыт цивилизации свидетельствует: государство, если оно желает процветать, должно передавать местным властям под их ответственность необходимые ресурсы и полномочия, с тем чтобы люди сами распоряжались своей судьбой, боролись за социальные блага, сами решали, как воспитывать своих детей, лечить больных, заботиться о престарелых, как строить дома и дороги, правильно использовать ресурсы.

Участие автора в этой работе привело к убеждению в её социально-методической, теоретической и практической значимости. Функционирование социальной политики государства на муниципальном уровне в данном исследовании анализируется на примере города Протвино — города большой, фундаментальной науки нацеленной в будущее (в нем действует один из отечественных ускорителей элементарных частиц — прообраз знаменитого зарубежного коллайдера, начавшего действовать в Швейцарии в конце 2008 г.). С точки зрения социальной проблематики он не является типичным, тем не менее, в нем существуют как свои специфические, так и общие с другими малыми городами социальные проблемы.

Центром науки в городе является Институт физики высоких энергий, который ведет фундаментальные исследования в области физики элементарных частиц высоких энергий. В активе ученых этого уникального города такие всемирно признанные научные результаты, как первое экспериментальное обнаружение ядер антивещества (антигелия и антитрития), экспериментальное подтверждение гипотезы о составном строении протонов из кварков, установление ряда важных закономерностей во взаимодействиях внутриатомных и внутриядерных частиц при высоких энергиях, открытие новых частиц с новыми свойствами, и другие открытия. Помимо фундаментальных теоретических и экспериментальных исследований в институте ведутся работы по радиоэлектронике, вакуумной технике, криогенной технике, электрофизике, сверхпроводимости, информационным технологиям и другим направлениям, имеющим широкое прикладное значение. Высокий уровень российской науки неоспорим и сегодня. Тем не менее, в период так называемого реформирования экономики России в 90-х годах XX века приоритет отечественной науки в системе целей государства неизменно снижался, что не могло не отразиться на состоянии ГНЦ ИФВЭ. Научно-техническая деятельность фактически была исключена из базовых элементов общественного развития. В настоящее время эта тенденция во многом сохраняется. Так российский уровень расходов на науку характерен для стран с сырьевой ориентацией экспорта (0,7% от ВВП). Для сравнения: Японии — 2,32%, США — 2,61%, Франции — 2,32%.

Однако при этом всегда были, и будут оставаться социальные проблемы, ибо от эффективности их решения зависит настоящее и будущее человеческого сообщества, в том числе и малых городов. Особенно пристальное внимание требует муниципальный уровень. Так в 2005 году решением городского Совета депутатов города Протвино принята «Комплексная программа мер социальной защиты населения на 2005;2006 годы». Особенностью и главным отличием этой программы является курс на повышение уровня жизни протвинцев, совершенствование системы социального обслуживания населения и системы социальной защиты, реализацию семейной политики. Программа устанавливает основные приоритеты, определяет цели и задачи, а так же основные мероприятия, виды социальной помощи, нуждающихся в ней категорий и групп населения.

Практическая реализация данного курса нашло отражение, в частности, в деятельности «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» основанного в 1996 году при поддержке муниципальных органов власти осуществляющих финансирование за счет собственных средств. Подобные Реабилитационные Центры имеются в ряде других малых и больших городов Российской Федерации. Основной задачей такого рода Реабилитационных центров является медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитации детей группы риска и интеграция их в общество. Ясно, что эта проблема по своему значению и решению вытекает за рамки города Протвино.

Необходимость организации подобных центров в настоящее время во многом продиктована, прежде всего, сложившейся ситуацией в плане значительного увеличения числа детей-инвалидов. Согласно статистическим данным сейчас в Российской Федерации проживает 8 миллионов инвалидов, из них детей-инвалидов — 1 миллион, по неофициальным данным и 593,3 тысяч по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года1. Но уже в докладе Ольги Самариной на Всероссийском совещании по социальной поддержке инвалидов проходившем в Москве 4 июня 2008 г. (организованного Министерством здравоохранения и социального развития РФ) указывается, что численность инвалидов достигла почти 13 миллионов человек, а это 9 процентов населения страны, причем из них более 640 тысяч — дети2. С учетом прогрессирующих тенденций имеющих место в настоящем, можно предположить, что в последующие десять лет численность детей-инвалидов в России возрастет до 1,5 миллиона человек.

Основными причинами увеличения числа детей-инвалидов являются: ухудшение условий жизни, которые губительно начинают действовать уже в период развития плодарост врожденных и наследственных патологийхронизация многих соматических заболеванийухудшение экологической обстановки. Не может не вызывать тревоги рост детского травматизма, числа случаев детского алкоголизма, наркомании и токсикомании как следствия социального неблагополучия и скрытой детской безнадзорности.

Основными заболеваниями у детей, которые приводят к инвалидности, являются психические расстройства и расстройства поведения, болезни нервной системы, врожденные аномалии, болезни глаза и другие. Вызывает.

Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http:// www.government.ru.

Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ: http:// www.government.ru тревогу рост у детей заболеваний крови, нервной и эндокринной системы, увеличение заболеваемости инфекционными болезнями. В структуре причин детской инвалидности преобладают нарушения функций психики и центральной нервной системы, умственная отсталость, нервно-психические и нервно-мышечные нарушения, нарушения скелета. Существенную роль играют нарушения слуха, зрения, а также функциональные нарушения при хронических соматических болезнях.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России в начале XXI века, характеризуется медленным ростом производства, отсутствием стабильности на финансовом рынке и, как следствие, низким уровнем жизни населения. Все это особенно тяжело отражается на положении социально уязвимых слоев населения, в первую очередь инвалидов.

Тем не менее, в целом наше общество хотя и медленно, но приходит к пониманию того, что отношение к детской инвалидности является показателем нравственного здоровья нации. Социальная защита детей-инвалидов стала больше восприниматься как важнейшая общественная функция социума в целом, многое при этом делается и практически. Так, организация Реабилитационных Центров — многопрофильных, комплексных учреждений, сочетающих медицинскую, социальную и профессионально-трудовую реабилитацию — безусловно, является достижением государственной социальной политики в области детской инвалидности. Однако сегодня недостаточность Реабилитационных Центров становится все более очевидной и в количественном, и, главное, в качественном отношении. Как в свое время оказался явно недостаточным чисто медицинский подход к проблеме детской инвалидности, так и сегодня, о чем можно уже с уверенностью говорить, что, прибегая к одной лишь социальной составляющей реабилитационных процессов, не решить главной проблемы детей-инвалидов — проблемы их социальной интеграции. Необходимо вырабатывать новые методы социального управления реабилитационными процессами детей-инвалидов, которые видятся в том, что на первый план должен выходить психологический, социально-психологический, аспект этих процессов.

Именно в вопросе — о выработке новых форм реализации социальной политики в отношении детей-инвалидов — видится очередной виток актуальности научных исследований этой темы.

Вторым злободневным фактором, определившим содержание и актуальность диссертационной работы, является то обстоятельство, что наиболее остро и болезненно негативные явления в социальной сфере, включая проблемы детской инвалидности, проявляются — конкретизируются и персонифицируются — на местном уровне. При этом информация о них распространяется, становится достоянием общественности весьма быстро, так что именно здесь можно отчетливо отследить и оценить все социальные процессы и явления. В целом государственная социальная политика не может быть решена Центральной властью без совокупных усилий с местным уровнем власти. Необходимо учитывать то, что Центральная власть определяет тенденции развития, координирует социальную деятельность на местных уровнях, используя для этого административные рычаги и стимулы, что находит свое отражение в перераспределении между разными территориями бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды. Если все это делается ненадлежащим образом, в том смысле, что не дает должных эффектов, то нарушается равновесие в общей социальной политике в масштабах всего государства. Таким образом, прежде чем реализовывать ту или иную социальную цель, важным является использовать такой механизм, который бы соответствовал и отвечал законам общественного развития и исходил из конкретной социальной ситуации, сущности самой цели.

Относительно вопросов реализации социальной политики в отношении детей-инвалидов, именно на муниципальном уровне, представляется в настоящее время чрезвычайно высоко значимыми. Количество структур, имеющих отношение к решеншо проблем социальной интеграции детей-инвалидов, неоправданно велико: они работают без достаточной координации своих действий, разрозненно, и это резко отрицательно сказывается на эффективности реабилитационных процессов.

Степень научной разработанности проблемы. Настоящее исследование, хотя оно имеет своим объектом небольшое муниципальное образование со своей спецификой, потребовало изучения широкого круга научной литературы, и, прежде всего операционализации понятий и определений. Понятие «социальная политика» раскрывается в исследованиях П. Д. Павленок1, В. М. Капицына2, В. И. Жукова3, И. Г. Зайнышева4, И. М.

5 6 *7.

Лаврененко, И. Г. Григорьевой, Е. И. Холостовой .

Анализ основных принципов, механизмов реализации социальной политики последних лет проведен в работах H.A. Волгина8, С. А. Глотова и Л.Н. Кочетковой9, А.Б. Докторович10, В.И. Жукова11, С.И. Калашникова12, Г. В. Осипова13, Б. В. Ракитского14, Н. М. Римашевской15,.

1 Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 1997.

2 Капицын В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимость // Российский журнал социальной работы. 1998. № 8.

3 Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. — М.: Академический проект, 2003.

4 Зайнышев И. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. — М., 1994.

5 Лаврененко И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыи и проблемы трансформации (80-е — первая половина 90-х годов XX столетия): Автореферат Диссертации д-ра истор. наук. — М., 2000.

6 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. -Спб., 1998.

7 Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.

8 Волгин Н. А. Социальная политика. — М.: РАГС, 2005.

9 Глотов С. А., Кочеткова Л. Н. Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. — Москва — Саратов: Изд. Центр ИНСРСаратовский юридический институт МВД России, 2006.

10 Докторович А. Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования. — М.: ИКАР, 2003.

11 Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. — М.: Академический проект, 2003.

12 Калашников С. И. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. № 9, 2003.

13 Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1995.

14 Ракитский Б. В. Концепция социальной политики для современной России. — М., 2000.

15 Римашевская Н. М. Базисные принципы социальной доктрины России // Народонаселение. № 2−3, 2005.

И. Н. Соболева' и других.

По вопросам муниципального управления особо весомыми являются работы Л.С. Аникина2, А. Н. Аверина3, Р. В. Бабун4, Н. А. Волгина5, А. В.

6 7.

Вороновой, А. В. Трошихина, Л. Рагозиной .

Особо следует отметить работу С. Б. Мельникова8 разработавшего программу «Социальной и экономической поддержки интересов населения» («СЭПИН»), служащей рекомендацией для руководителей муниципальных образований. Данная программа направлена на внедрение корпоративного метода хозяйствования и решение социальных, экономических, политических проблем развития территорий (муниципальных образований) и регионов (субъектов Российской Федерации). Целью программы является: создание системы социальной, экономической, экологической и правовой защиты интересов населения местных сообществразвитие самоуправления и увеличение числа собственниковсоздание надежных механизмов развития корпоративной экономики местных сообществразвитие политической активности и создание условий, обеспечивающих сокращение антисоциальных явлений в местных сообществахразвитие собственных городских (районных) финансовых институтовсоздание надежной системы обеспечения сервиса и комфортных условий жизни людей;

1 Соболева И. Н. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2003.

2 Аникин Л. С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. — Саратов, 1999.

3 Аверин А. Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. -М.: РАГС, 2004.

4 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. Спб.: Питер, 2005.

5 Волгин Н. А. Социальная политика в муниципальных образованиях. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.

6 Воронова А. В., Трошихин АВ. Местное самоуправление как инсппуг социальной попишки. — Белгород, 2002.

7 Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, механизмы осуществления. -М., 2000.

8 Мельников С. Б. Программ социальной и экономической поддержки интересов населения (программа «СЭПИН») в вопросах и ответах. — М., 1997. организация конкурентоспособного производства товаров, продуктов и услуг с учетом местных особенностейобеспечение занятости жителей местного сообщества, профилактика банкротства предприятийструктурная перестройка экономики путем значительного расширения социального слоя заинтересованных жителей и сочетания государственного и частного начал, макрои микро-уровней экономикиприватизация и акционирование объектов муниципальной собственности и местной промышленности.

Данная программа, будет реализована, если будут люди, которые осознают свои повышенные обязанности по обеспечению семьи, воспитанию детей, бережному отношению к своей «малой Родине».

Значительный вклад в исследование муниципального управления внесли В. Н. Иванов и В. И. Патрушев1.

Социальная политика находит свое непосредственное выражение в социальном управлении, которое исследуется в трудах Е.А. Ануфриева2, Ю. П. Аверина3 и И. М. Слепенкова 4, В.Г. Афанасьева5, Ю.Е. Булыгина6, В.И. Левашова7.

Определенный интерес представляет коллективная монография под о общей редакцией Б. Б. Прохорова, которая посвящена экономическим аспектам изучения общественного здоровья. При этом здоровье рассматривается как социально-экономическая категория, которая зависит от экономического состояния общества и в свою очередь влияет на это.

1 Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. — М.: Муниципальный мир, 2001.

2 Ануфриев Е. А. Понятие «социальное» и предмет социального управления. // Проблемы социального управления. — М.: РАГС, 1999.

3 Аверин Ю. П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. — М., 1996.

4 Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. — М., 1990.

5 Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1981.

6 Булыгин Ю. Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). — М.: Контур, 1999.

7 Левашов В. И. Социальная политика доходов и заработной платы. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

8 Прохоров Б. Б. Общественное здоровье и экономика. — М.: МАКС Пресс, 2007. состояние, а также служит индикатором социально-экономической ситуации. Основной вывод монографии сводится к тому, что здоровье зависит от множества факторов, но в первую очередь от условий жизни населения, от его доходов, качества жилья, от уровня безработицы.

Постановка проблемы реализации социальной политики в отношении детей-инвалидов была заложена еще в трудах таких известных ученых как.

1 л о.

Е.И. Холостова и А. И. Осадчих, П. Д. Павленок, E.H. Ким и др. Среди л зарубежных авторов необходимо упомянуть А. Р. Маллера .

Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В. М. Астапова, О. И. Лебединской, Б.Ю. Шапиро5, JI.K. Грачева6, Н.Ф. Дементьевой7, Э.К. Неберушкиной8, Л.П. Храпылиной9, Е.Р. Ярской-Смирновой10 и др.

Проблемы распространенности инвалидности среди детей, ее структуры, организационные проблемы и региональные особенности данного явления нашли частичное отражение в работах A.A. Баранова, Р. К. Игнатьевой, В.И. Каграманова11, A.A. Дыскина и Э.И. Танюхиной12, Е.Р.

1Я.

Смирновой и других ученых.

1 Холостова Е. И., Осадчих А. И. Социальная работа с инвалидами. — М.: Институт соц. работы, 1996.

2 Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 1997.

3 Ким Е. Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России, ч. 2. — ML, 1992.

4 Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. — М., 2006.

5 Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

6 Грачев JI.K. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1992.

7 Дементьева Н. Ф. Концепция социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 1998, № 2.

Неберушкина Э. К. Политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. — М.: ИНИОН РАН, 2002. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.

10 Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. М., 1999, № 4.

11 Баранов A.A., Игнатьева Р. К., Каграманов В. И. Методические принципы создания территориального регистра семей, имеющих детей-инвалидов // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993.

12 Дыскин A.A., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Руководство для подготовки социальных работников. — М.: Логос, 1996.

13 Смирнова Е. Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996.

Медико-социальные особенности детской инвалидности, вопросы их реабилитации отражены в работах Л. Т. Журба и Е.М. Мастюковой1, К.Н. Новиковой2, Н.О. Рубцовой3.

В целом как показывает анализ литературы, число исследований, монографий, книг, статей, посвященных проблемам детской инвалидности, растет во всем мире. Но среди них, и это необходимо подчеркнуть, очень мало работ, посвященных муниципальным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этими процессами.

Следует также заметить, что в целом ряде работ современных авторов медицинский подход к реабилитации детей-инвалидов во многом остается ведущим, социальная же сторона вопроса, часто отодвигается на второй план. Слабым местом разработанности данной темы является также отсутствие работ, исследующих ее системно, во взаимосвязи с различными аспектами социального развития.

До настоящего времени в России так и не создано действенной комплексной системы социальной интеграции детей-инвалидов. Нет даже механизма формирования предусмотренных законодательством индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, не говоря уже о механизме реализации данных программ.

Практически, ни одним из авторов не была предпринята сколько-нибудь серьезная попытка исследовать социально-психологический аспект проблемы детской инвалидности в приложении к формам реализации социальной политики на муниципальном уровне.

Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования определяется не только ее общественной значимостью, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.

1 Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

2 Новикова К. Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. — Казань, 1996.

3 Рубцова Н. О. Проблемы реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта // Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. — М.: Редакционно-издательский Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1997.

Предварительный анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования, состоящую в том, что становление и реализация социальной политики муниципальной системой управления возможно лишь при использовании личностно-ориентированного подхода сформулированного П. и Б. Бергер и Р. Коллинзом1), при котором социальная политика рассматривается в ее подчиненности интересам человека.

Целью диссертационного исследования является изучение специфики и особенностей разработки и осуществления социальной политики в отношении детей-инвалидов, проводимой муниципальными органами власти в условиях города Протвино Московской области.

Задачи исследования:

— проанализировать проблемы и особенности формирования социальной политики и социального управления на муниципальном уровне в условиях малого города;

— выявить состояние и эффективность российского законодательства по вопросам правовой и социальной защищенности детей-инвалидов;

— оценить состояние деятельности по социальной реабилитации детей-инвалидов на муниципальном уровне;

— разработать формы и методы работы для муниципальных образований по повышению эффективности социальной политики применительно к особой группе населения — детям-инвалидам.

Объектом исследования является муниципальная социальная политика в отношении детей-инвалидов.

Предметом исследования являются процессы формирования и реализации социально-управленческой деятельности органов власти в конкретных условиях муниципального образования города Протвино Московской области, по реабилитации детей-инвалидов.

Бергер Б., Бергер П. Л., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. — М.: Академический проект, 2004.

При этом под муниципальной социальной политикой понимается деятельность органов местного управления и институтов гражданского общества по регулированию социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма, жилищно-коммунального сектора и т. д.) с целью создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан — жителей данного муниципального образования.

Теоретико-методологическую основу составили: историко-философский, ценностно-нормативный, системный, сравнительный подходы к исследованию современных проблем реализации социальной политики на муниципальном уровне в отношении детей-инвалидов, а также структурно-функциональный анализ, позволивший рассмотреть муниципальную социальную политику как сложную, развивающуюся систему.

Эмпирическая база исследования представлена официальными документами органов государственной власти, данными социологических исследований, средств массовой информации, интернета. Особую группу эмпирических источников составляют конституционные и иные нормативно-правовые акты (Федеральные Законы, программа «Развитие муниципальной системы образования в г. Протвино на 2006;2010 годы», программа «Развитие муниципального здравоохранения города Протвино на 20 052 009гг.», «Комплексная программа мер социальной поддержки и социальной помощи города Протвино на 2007;2010 годы» и др.).

В диссертации приведены и проанализированы данные социологического исследования, проведенного автором в марте 2008 года на базе Реабилитационного Центра.

Научная новизна исследования определяется:

— уточнением содержания и сущности понятий «социальная политика», «социальное управление» применительно к муниципальным образованиям в области социальной реабилитации детей-инвалидов;

— определением и оценкой места, роли и функций управленческой структуры малых городов в формировании социальной политики в отношении детей-инвалидов;

— разработкой социально-психологического аспекта решения проблем социальной интеграции детей-инвалидов в условиях муниципальных образований;

— предлагается в качестве основного инструмента социальной политики в отношении детей-инвалидов на муниципальном уровне создание Социальных Центров Семьи с задачами всесторонней реализации социальных прав семьи, детей, и, в первую очередь, детей-инвалидов.

Практическая значимость диссертации: ее основные положения, выводы, рекомендации могут быть использованы в работе органами власти муниципальных образований, общественных организаций, в деятельности органов здравоохранения и образования, а так же в преподавании различных социально-гуманитарных дисциплин, как один из социальных ориентиров в происходящей сейчас перестройке образования, в ходе которой не может не учитываться здоровье подрастающего поколения вызывающего серьезную тревогу.

Апробация исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры Социологии и культуры Московского государственного университета приборостроения и информатики. Основные положения диссертационной работы были также представлены на научных конференциях: «Основы социальной работы» (г. Серпухов, 2006 г.), «Социальное государство и социальная справедливость: международный и российский опыт» (г. Москва, 2008 г.).

Положения, выносимые на защиту: 1. Операционализация1 определений и понятий социальной политики как социологической категории: общее и особенное в социальной политике на муниципальном уровне.

1 Социологический энциклопедический словарь. / Под ред. акад. РАН Г. В. Осипова. — М.: Норма, 2000. С. 488.

2. Необходимость при определении социальной политики, ориентированной на социальное государство, её конкретизация в социальном управлении применительно к различным слоям и группам населения, в том числе к малым группам в малых городах.

3. Обоснование на основе конкретных показателей вывода о социальном неблагополучии общества, если в нем растет инвалидизация населения, особенно детская.

4. Разработаны предложения, направленные на совершенствование механизмов реализации муниципальной социальной политики в отношении института семьи, как основы социального благополучия общества.

Структура диссертационной работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список использованной литературы.

Заключение

.

Проведенное в диссертации исследование социально-управленческой деятельности органов власти малых городов по реабилитации детей-инвалидов позволяет сделать следующие выводы:

— Социальная политика на. муниципальном уровне получает наиболее острое и конкретное выражение. Именно здесь ее субъект (органы местного управления) и объект (население), как говорится, лицом в лицо встречаются друг с другом, и требуется реальное, чаще оперативное решение возникающих проблем. При этом, отмечается, что основными отраслями социальной сферы муниципального образования выступают: жилищно-коммунальное хозяйство и коммунальное обслуживание, здравоохранение, культура, образование, санаторно-курортные организации, туризм, физическая культура и спорт, бытовое и торговое обслуживание, организации по погребению и похоронному делу;

— Эффективность мероприятий реализации социальной политики, во многом, практически всегда можно достоверно проанализировать, проконтролировать на примере малых городов, в силу их небольшой территории и численности населения, а уже затем использовать те или иные механизмы, инструменты в рамках уже большей территории (в частности на примере города Протвиногорода науки, образования и высоких технологий, отчетливо отслеживается, что по уровшо жизни самая печальная картина у пенсионеров, как и в целом по стране);

— Изучение состояния сферы образования города Протвино Московской области позволило выделить такое направление как воспитание подрастающего поколения, что представляется особенно актуальным на фоне современного кризиса ценностей, имеющего место в российском обществе. Одновременно, на этом фоне обозначаются следующие негативные процессы, связанные с тем, что воспитательные функции семьи не полностью реализуются, низок уровень взаимодействия школы, семьи, общественности по проблемам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни, организации совместной деятельности по воспитанию детей;

В области развития и состояния здравоохранения в городе Протвино в последние десять лет отмечаются следующие негативные тенденции динамики здоровья и медико-демографических процессов: естественная убыль населения (- 1,2) — рост показателей общей смертности (9,9) — высокая смертность лиц трудоспособного возраста от насильственных и не естественных причинстарение население с 14% до 17% (лица старше 55−60 лет) — снижение средней продолжительности жизни, высокая разница СПЖ мужчин и женщин. А так же снижение уровня жизни населения, способствующее росту заболеваемости, дальнейшей хронизации патологии и росту инвалидизации населения;

По состоянию на 01.10.2008 г. в г. Протвино зарегистрировано 2534 инвалидов, или 6,8% от общей численности населения города. Значительная численность инвалидов во многом объясняется тем, что в свое время большой отряд жителей города был направлен на ликвидацию последствий Чернобыльской аварии. Кроме того, город Протвино по численности людей подвергшихся радиации на Чернобыльской АЭС и вследствие этого получившие инвалидность, занимает 2-е место после г. Электросталь, жители которого так же принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Исходя из этого, можно предположить, что и значительная численность среди детского населения г. Протвино определяется во многом генетической предрасположенностью, если хотя бы один из родителей был участником ликвидации последствии аварии на ЧАЭС. Из общего числа зарегистрированных инвалидов 147 человек составляют дети-инвалиды (в Московской области по данным 2007 г. зарегистрировано 19 806 детей-инвалидов, при этом на 10 тысяч детского населения приходится 17,8% детей-инвалидов);

Рассмотрение основных видов заболеваний у детей-инвалидов в целом по Московской области позволило провести аналогию с г. Протвино, выявившего малозначительные различия, где на первое место выходят заболевания связанные с психическими расстройствами, далее врожденные аномалии, затем заболевания нервной системы;

Острейшей медико-социальной проблемой в городе Протвино отмечено: сохраняющаяся тенденция роста инвалидности среди детского населения, которая разрешается муниципальными органами власти, прежде всего в организации Реабилитационного Центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Целью деятельности Реабилитационного Центра является оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение максимально полной и своевременной интеграции в обществовсе это проводится с использованием следующих методов: лечебная физкультура, иппотерапия, использование сенсорной комнаты, освоения компьютерной грамотности;

Социальное управление муниципальных органов власти г. Протвино относительно лиц с ограниченными возможностями реализуется на практике и в форме организации спортивного клуба для инвалидов «Надежда», на базе которого осуществляется разнообразная спортивная программа и для детей-инвалидов. Основной целью спортивного клуба выступает создание конкурентной обстановки для людей с ограниченными возможностями, при которой соревнуясь с людьми чьи показатели здоровья и заболевания аналогичны задается одновременно стимул для дальнейшего развития и укрепления здоровья;

Другим направлением осуществляемого муниципальными органами власти г. Протвино применительно к инвалидам выступает разработка программ и анализ общественного мнения относительно целесообразности осуществления обучения детей-инвалидов в средней школе вместе со «здоровыми» детьми. Но попытки выйти в этом вопросе на результат и создать действенную программу остаются на сегодняшний день не более чем попытками;

— Важным направлением Реабилитационных Центров является «социальная реабилитация» то есть комплекс программ и действий, а так же процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяющий функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. Особенность центра является осуществление социальной реабилитации в тесном взаимодействии с семьей ребенка в виде консультаций, круглых столов и так далее;

— В настоящее время, для того чтобы социальная политика была не только провозглашенной, но и отвечала потребностям современного общества необходимо поддерживать и даже во многом возрождать институт семьи. Именно семья, являясь самостоятельной ячейкой общества, тесно связанная с другими социальными институтами способна решить многие социальные проблемы, стоящие перед современным обществом. В рамках диссертационной работы предлагается рекомендация для муниципальных органов социальной защиты по созданию Социальных Центров Семьи, предлагаемая структура которых может состоять из следующих отделов: информационно-аналитическийинформационно-методическийсоциально-психологического консультированияправового консультированияотдел организационно-массовой работыантикризисный отдел (телефон доверия) — курсы повышения квалификации социальных работниковподростковый клубклуб молодой семьиклуб ветерановспортивный клуб для детей-инвалидов.

— На основании социологического опроса, проводимого на базе «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями» выявлены причины, приводящие к инвалидности детей, по мнению респондентов, среди которых были отмечены следующие: родовые травмы, стрессовые состояния, один из родителей в свое время злоупотреблял алкоголем, наркотиками, плохое питание.

Все выше перечисленное строится и зависит во многом лишь только от одного социального института — это семьи. От того, какие процессы происходят в этом институте, на так называемом микро-уровне, зависят все положительные и негативные тенденции в развитии на макро-уровне будь то муниципальный, региональный или государственный. К сожалению, данный институт утрачивает свои позиции в современном мире, что является причиной всех отрицательных явлений в современном социуме, а следствием этого выступает рост беспризорности, преступности, коррупции во всех сферах общества.

Следует отметить, что проблема роста детской инвалидности в свете её рассмотрения на примере небольшого муниципального образования г. Протвино имеет достаточно серьезные корни во многих социальных процессах современного российского общества в целом. В частности, автором выделяются два существенно важных уровня оказывающих влияние на исследуемую автором проблему. Первый уровень — экологический, который представляет основу существования человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязняющие вещества в воздухе и воде, пестициды в пищевых продуктах, свинец в почве и многие другие факторы окружающей среды, воздействующие на хрупкий организм растущего ребенка, могут вызвать или усугубить болезни, а также привести к проблемам в развитии. Более 30% болезней детей вызвано факторами окружающей среды. Каждый пятый ребенок из беднейших районов мира (в Российской Федерации социальная дифференциация между богатыми и бедными продолжает углубляться) не доживает до пяти лет, главным образом из-за болезней, связанных с окружающей средой1. Второй уровень социальный, который включает в себя здравоохранение, образование и культуру, и другие сферы. Но первоосновой на этом уровне является.

1 Здравоохранение. № 10, 2007. С. 11. экономическая составляющая, то есть насколько в финансовом плане будут обеспечены, на пример отрасли здравоохранения, настолько и будет зависеть и состояние здоровья населения и так далее. В настоящее время многие социальные сферы просто разрушены, в обществе исчезает гуманное отношение друг к другу, господствуют равнодушие, пессимизм, конформизм и т. д. На фоне этих процессов равнодушие к проблеме роста детской инвалидности приведет по сути дела к тому, что вскоре на территории Российской Федерации не останется практически здоровых людей (абсолютно здоровых уже нет), они будут искалечены низким качеством медицинских услуг, пропагандированием вредных привычек (алкоголя, наркомании, антисоциального поведения) через СМИ, и травмированы халатным отношением к технике безопасности, как в быту, так и на производстве.

Отмечая, что детская инвалидность является важнейшим показателем, отражающим социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества выдвигается следующий тезис: создание оптимальных условий для успешной социальной реабилитации ребенка-инвалида относится к числу важнейших социальных задач современности.

Действующая в настоящее время сеть социальных учреждений, предоставляющих детям-инвалидам необходимые реабилитационные услуги, обеспечивает проведение реабилитации только лишь 40% детей-инвалидов.

Социальная политика в отношении детей-инвалидов, как правило, в большей степени ограничивается медицинским аспектом. У детей-инвалидов при таком подходе формируется пассивно-иждивенческая позиция. В целях повышения эффективности социального управления в области детской инвалидности необходимо при сохранении комплексного взаимодействия медицинской и социальной составляющих процессов социальной интеграции детей-инвалидов ввести как равноправную также и психологическую составляющую. Признать при этом, что социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов является двухсторонним взаимосвязанным процессом взаимодействия социума и личности, где, с одной стороны, происходит процесс передачи социального опыта, включение личности в систему общественных отношений, а с другой, осуществляется и воздействие личности на общество. Следовательно, в процесс социальной реабилитации и адаптации должны включаться не только дети, но и члены его семьи.

Для повышения результативности государственной социальной политики в отношении детей-инвалидов требуется резкое возрастание управленческой активности местного уровня власти как организатора непосредственной среды существования ребенка-инвалида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов».
  5. Программа Правительства Московской области «Дети Подмосковья на период 2005—2007 годов» от 24 февраля 2005 г. N 119/7.
  6. Монографии, сборники научных трудов, статьи в научных журналах, периодической печати
  7. А. Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. — М., 2004.
  8. А.Н. Социальная политика и социальная структура общества. — М., 1995.
  9. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. -М., 1996.
  10. Л.Я. В поисках своей идеи: Статьи и очерки. -М., 2000.
  11. Л.Я. Методологические основы социологического знания./ Общество — вчера, сегодня, завтра. Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией д.с.н., проф. Г. Н. Красноженовой, д.и.н., профессора Прудникова М. Н. М: МГАПИ, 2005, выпуск 1.
  12. Л.Я. Контент-анализ. -М.: КНОРУС, 2009.
  13. Э.М. Социология в России: развитие общества и развитие человека. / Социология. Основы общей теории. / Отв. ред. Академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичева. — М.: Норма, 2003.
  14. И.Ю., Лебедев В. А. Проблемные аспекты государственных социальных программ // Социальное и пенсионное право. 2007, № 2.
  15. Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации: Опыт социологического исследования. — Саратов, 1999.
  16. Е.А. Социальная справедливость — справедливое неравенство / Современное общество: путь в XXI век. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГАПИ, 2004, выпуск 5.
  17. Е. А. Социология в России: социальные традиции русской народной жизни и менталитет россиянина. / Социология. Основы общей теории. / Отв. ред. Академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН JI. Н. Москвичева. — М.: Норма, 2003.
  18. Е. А. Лесная Л.В. Идеалы равенства и социальной справедливости в российской ментальности. // Социально-политический журнал. 1997, № 7.
  19. Е. А. Понятие «социальное» и предмет социального управления. // Проблемы социального управления. М.: РАГС, 1999.
  20. Е. А. Личностно-ориентированная концепция социального управления // Вестник МГУПИ. М., 2006, № 4.
  21. А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8.
  22. Т.Г. Государственность современной России. — М., 2003.
  23. В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 1995.
  24. Г. В. Сущность и истоки местного самоуправления // Муниципальный мир. 1999, № 1.
  25. Г. В. Управление- фактор развития (размышления об управленческой деятельности). — М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2002.
  26. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
  27. В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1981.
  28. Р. В. Организация местного самоуправления. — Спб.: Питер, 2005.
  29. A.B. Социально-демографическое развитие города. — М., 1981.
  30. A.A., Игнатьева Р. К., Каграманов В. И. Методические принципы создания территориального регистра семей, имеющих детей-инвалидов // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993.
  31. В.П. Государство и общество: Управление, самоуправление и судебная власть. СПб., 1882.
  32. O.A., Мигранова JI.A. Проблемы социальной политики // Свободная мысль. 2003, № 6.
  33. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования, 1997.
  34. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории). — М.: Контур, 1999.
  35. Ф.Э. Современная социальная политика: между планом и рынком.-М., 1996
  36. Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности // Социологический сборник. Вып. 7. — М.: Социум, 2000.
  37. Ф.С. Реализация комплексных программ для детей-инвалидов // Социологические исследования. 2002, № 6.
  38. Н. А. Социальная политика. М.: РАГС, 2005.
  39. Н. А. Социальная политика в муниципальных образованиях. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2006.
  40. A.B., Трошихин A.B. Местное самоуправление как институт социальной политики. — Белгород, 2002.
  41. И .Я., Мухин В. И., Шумянкова Н. В. Местное самоуправление в России. — М.: Академия самоуправления, 2000.
  42. A.C. Прогнозирование и моделирование в социальном управлении. — Тюмень, 2001.
  43. Е. М. Детская инвалидность как показатель социального неблагополучия общества (на опыте г. Протвино Московской области).// Вестник РГТЭУ. М: РГТЭУ, 2009, № 2.
  44. Е. М. Опыт социальной работы на примере деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями г. Протвино./ Общество — вчера, сегодня, завтра.
  45. Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией д.и.н., профессора Прудникова М. Н. М: МГУПИ, 2008, выпуск 4.
  46. Е. М. Социальная политика в предвыборных программах российских партий.// Общество — вчера, сегодня, завтра. Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией д.и.н., профессора Прудникова М. Н. М: МГУПИ, 2008, выпуск 4.
  47. А. Г., Иванов В. Н., Патрушев В. И. Муниципальная наука: теория, методология, практика. — М., 2003.
  48. В. Доступное жилье. — М.: Издательство «Европа», 2006.
  49. С. А., Кочеткова JI. Н. Социальная политика Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы реализации. — Москва — Саратов: Изд. Центр ИНСР- Саратовский юридический институт МВД России, 2006.
  50. Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. — М., 1992.
  51. Г. О. Национальные проекты: день сегодняшний и завтрашний // Национальные проекты. 2006. № 6.
  52. И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. — Спб., 1998.
  53. Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации. М., 1995.
  54. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации» / Под ред. А. И. Осадчих. — М., 1996.
  55. A.A. К вопросу об определении понятия «общество» // Социологические исследования. 2004, № 2.
  56. Н.Ф. Концепция социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — М., 1998, № 2
  57. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991, № 5.
  58. Е. Ученые провели детальное исследование проблем и перспектив российской социальной политики // Российская газета 28 февраля 2007 г.
  59. А.Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования: Монография. — М.: ИКАР, 2003.
  60. В.Н. Декларация прав и реальность: к 200-летию Декларации прав человека и гражданина. М., 1989.
  61. А.А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан: Руководство для подготовки социальных работников. — М.: Логос, 1996.
  62. В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. — М.: Академический проект, 2003.
  63. В.И. Потенциал человека, индекс социального развития россиян. -М., 1995.
  64. Л.Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.
  65. И.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. -М., 1994.
  66. Т.Н. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. — М.: Дело, 2002.
  67. В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. — М., 2001.
  68. Н. Социальное государство: власть и управление // Проблемы теории и практики управления. 1992, № 5.
  69. С.И. Социальное рыночное хозяйство и социальное государство // Человек и труд. № 9, 2003.
  70. В. M. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимость // Российский журнал социальной работы. 1998, № 8.
  71. Ким Е. Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики. Проблемы семьи и детства в современной России, ч. 2.- М., 1992.
  72. Киселев А. С Социолого-управленческие аспекты и практика развития инновационного общества. / Социальная политика и социология. Междисциплинарный научно-практический журнал / Под ред. д.с.н., профессора Осадчая Г. И. М.: РГСУ, 2008, № 1.
  73. Н.В. Защита семьи. — М.: Эксмо, 2006.
  74. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2003.
  75. П.Н. Социология управления. Л., 1982.
  76. И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации (80-е — первая половина 90-х годов XX столетия): Автореферат Диссертации д-ра истор. наук. — М., 2000.
  77. В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  78. В.И., Староверов В. И. Социальная политика переходного периода. М., 2000.
  79. В., Швецов А. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы // Российский экономический журнал. 2001. № 1.
  80. Луч надежды. № 3−4, март-апрель 2002.
  81. В. С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением — СПб: СПбГМА, 1997.
  82. Т.М., Васин С. А., Голодец О. Ю., Бесфамильная C.B. Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики / Под ред. Т. М. Малевой. М.: РОССПЭН, 1999.
  83. В.Д., Веселый В. З. Понятие социального управления. — М., 1987.
  84. В.П. Социальная работа с семьей в системе местного самоуправления. -М.: СТИ, 2000.
  85. М.Н. Социальное развитие и город. — JL, 1979.
  86. С. Б. Программа социальной и экономической поддержки интересов населения (программа «СЭПИН») в вопросах и ответах. М., 1997.
  87. С. Б. Муниципальный менеджмент. Введение в корпоративный метод хозяйствования: преимущества и отличия от капиталистического и социалистического. — М., 1995.
  88. Р.П. Институт местного самоуправление как субъект осуществления социальной политики государства. — М., 1997.
  89. А. Социальные аспекты профессиональной реабилитации инвалидов: Автреф. дисс. канд. соц. наук. М., 2002.
  90. К.Н. Социальная реабилитация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы. Казань, 1996.
  91. Э.К. Политика в отношении инвалидов // Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. — М.: ИНИОН РАН, 2002.
  92. Т.В. Методические вопросы формирования ресурсного обеспечения стратегии развития социальной сферы в России. Спб., 2003.
  93. O.A. Реформа здравоохранения и ее отдельные результаты. Социология власти. 2008. № 1.
  94. А.И. Инвалидность и инвалиды: теория и практика //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 1998, № 2
  95. Г. И. Социальная сфера общества. — М., 1996.
  96. Г. И. Социология социальной сферы. Учеб. пособие. М.: Академический проект, 2003.
  97. Г. В. Социология и политика. — М., 1995.
  98. От чего люди умирают? // Российская газета. 27 апреля 2007 г., № 89.
  99. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 1997.
  100. Пенкова-Люейзер Г., Рагозина Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, приоритеты, механизмы осуществления. — М., 2002.
  101. .Б. Общественное здоровье и экономика. — М.: МАКС Пресс, 2007.
  102. В.В. «Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние и перспективы развития» от 23 октября 2002 года.
  103. Л. Социальная политика муниципальных образований: содержание, механизмы осуществления. М., 2000.
  104. .В. Концепция социальной политики для современной России. -М., 2000.
  105. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. Под ред. A.M. Панова. М., 1997.
  106. Н.М. Базисные принципы социальной доктрины России // Народонаселение. № 2−3, 2005.
  107. Российская статистическая энциклопедия. М., 1998.
  108. Россия социальное государство. Декларация, реальность, перспектива. Материалы круглого стола 31 марта 2005 года — М., 2005.
  109. Н.О. Проблемы реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта // Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов. — М.: Редакционно-издательский Центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1997.
  110. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. -М., 1990.
  111. Е.Р. Семья нетипичного ребенка. Социокультурные аспекты. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1996.
  112. И. Н. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2003.
  113. Современные проблемы реабилитации детей-инвалидов. Материалы научно-практической конференции от 20 декабря 2006 года — М., 2006.
  114. Современная российская политика. / Под ред. В. Никонова. — М., 2003.
  115. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз / Под ред. Г. В. Осипова. — М., 1995.
  116. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. ЕЛрской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.
  117. Социальная инноватика в управлении./ Под общ. Ред. В. Н. Иванова, С.Б. Мельникова- Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Муниципальный мир, 2004.
  118. Социология на пороге XXI века: новые направления исследования. — М.: Интеллект, 1998.
  119. Е.П. Социологическая информация в структуре информационного обеспечения социального управления. // Социология власти. 2008. № 5.
  120. Ю.А. Управление делами общества (субъекты и объекты управления в социалистическом обществе). М., 1984.
  121. С.Н. На перепутье. — М.: Академия самоуправления, 2000.
  122. В. И. Современные основы социального управления. — М., 1997.
  123. Г. Г. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления // Полис. — 1998, № 4.
  124. А. Социальная сфера и социальная политика: умеренная либерализация // Российский социально-политический вестник. — 1998, № 1
  125. А.Н. Новые проблемы российских городов. Муниципализация социальных объектов: правовые и финансовые решения. — М., 1999
  126. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. — М., 1993
  127. Н.В. Особенности муниципального управления в современной России. — Новогорск: JTT3 МЧС России, 2000.
  128. М.С. Социально-экономическая сущность распределительных отношений. // Социология власти. 2008. № 4.
  129. А.Ф. Социальная политика в переходном общества. Россия и мировой опыт. — М., 1995.
  130. Л. П. Основы реабилитации инвалидов. — М., 1996.
  131. Е.И. Социальная политика и социальная работа. М., 2007.
  132. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. — М., 2002.
  133. Е. И., Осадчих А. И. Социальная работа с инвалидами. — М.: Институт соц. работы, 1996.
  134. . С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М.: Норма, 2007.
  135. Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. М., 1999, № 4.3. Интернет-ресурсы
  136. Комплексная программа мер социальной поддержки и социальной помощи города Протвино на 2007−2010 годы. — Официальный сайт г. Протвино: Ьйр://у?у. Protvino.Ru
  137. Программа «Развитие муниципальной системы образования в г. Протвино на 2006−2010 годы». Официальный сайт г. Протвино: 1шр://\гту. Protvino.Ru
  138. Программа «Развитие муниципального здравоохранения города Протвино на 2005−2009гг.» Официальный сайт г. Протвино: Шр://у?у. Protvino.Ru
Заполнить форму текущей работой