Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация вопросов. 
Социологическое исследование экономических и политических процессов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При формулировке закрытых вопросов составитель должен избегать наличия в них подсказок ответов или возможности оценки респондентами предлагаемых вариантов ответов как «плохих» или как «хороших». Неявною подсказку содержат некоторые вопросы, требующие положительной оценки, например: «Что Вам нравится в работе Вашего начальника?» Такой вопрос содержит скрытое утверждение о том, что респондент… Читать ещё >

Классификация вопросов. Социологическое исследование экономических и политических процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По содержанию вопросы, задаваемые при социологических опросах, могут быть трех типов:

  • ? вопросы о характеристике личности респондента;
  • ? вопросы о поведении респондента;
  • ? вопросы о фактах сознания респондента.

В свою очередь, в вопросах о фактах сознания могут быть выделены:

  • ? вопросы о чувствах,
  • ? вопросы о знаниях,
  • ? вопросы об оценках.

Замечено, что респонденты охотнее отвечают на вопросы о фактах и чаще уклоняются от ответов на вопросы о чувствах и мотивах поведения.

По структуре вопросы могут быть заданы в виде открытых, закрытых и полузакрытых вопросов.

Открытый вопрос предоставляет респонденту право самому выбрать вариант ответа. При анкетировании для фиксирования ответа на открытый вопрос в анкете должно быть предусмотрено свободное место. Открытые вопросы лучше задавать тогда, когда исследователь знает о том, что респондент достаточно хорошо информирован по теме вопроса. Как правило, открытые вопросы дают более точную и содержательную информацию, однако они очень трудоемки для обработки. Открытые вопросы рекомендуется использовать при апробации анкеты и в экспресс-опросах. В процессе апробирования анкеты, отвечая на вопрос, респонденты способны подсказать варианты ответов на закрытый вопрос. Так как экспресс-опросы включают в себя небольшое количество вопросов, то их нс очень затруднительно будет обработать.

Закрытым вопросом считается такой, в котором приведен набор («меню») вариантов ответов. Закрытые вопросы могут быть альтернативными, предлагающими выбор всего одного варианта ответа и вопросами, допускающими выбор нескольких вариантов ответов. В некоторых случаях выбор количества допустимых вариантов ответов ограничивается: не больше 3—5. Преимуществами закрытого вопроса являются удобство и быстрота ответов на него респондентов, простота кодирования ответов. Недостатками закрытою вопроса считают ограниченность свободы выбора респондентом вариантов ответа и неявно выраженное подталкивание респондента к одному из заданных вариантов ответа.

Формулируя закрытые вопросы, следует учитывать, что респонденты чаще всего отдают предпочтение первым вариантам ответов, чем последним, особенно в тех случаях, когда первые варианты совпадают со сложившимися стереотипами или выглядят значительно привлекательнее. Поэтому первыми лучше поставить менее ожидаемые варианты ответов. Чем длиннее и сложнее по содержанию вариант ответа, тем меньше вероятность того, что респондент выберет именно этот вариант. В некоторых закрытых вопросах иногда требуется разъясняющее уточнение. Так, в вариантах ответов на вопрос об уровне образования желательно в скобках указать, что начальное образование — это когда человек не закончил 7 классов, а незаконченное высшее — только после окончания 3-го курса обучения в вузе.

Большинство вопросов демографического характера лучше задавать в закрытой форме, так как ответы на открытый вопрос могут быть не всегда точными. Например, на открытый вопрос о семейном положении можно получить следующие ответы: «холост», «одинокая», «живу с родителями», «несемейная», «разведенный», «имею двух детей», «вдова», «снимаю комнату». Вопрос о социальном статусе также лучше задавать в закрытой форме, а вопрос о профессиональном статусе — в открытой. В тех случаях, когда опрашиваются работники конкретного предприятия или учреждения и заранее известен номенклатурный список работников, вопрос о профессиональном статусе может быть закрытым, а в вариантах ответов должны быть указаны все специальности, обследуемых респондентов.

Наиболее распространенными типами закрытых вопросов бывают: вопрос-меню, выбор между высказываниями, оценочная шкала, ранжирование. Вопрос-меню требует от респондента выбора одного или нескольких вариантов ответа, представленных в списке. Иногда количество выбора возможных вариантов особо оговаривается. Выбор между суждениями предполагает, что из всех предложенных суждений респондент выберет только то, которое в большей степени совпадает с его мнением или более всею ею удовлетворяет. Оценочная шкала предполагает выбор респондентом ответа, отражающего степень согласия или несогласия с заданными суждениями, а также степень удовлетворения или неудовлетворения тем, о чем спрашивается в вопросе. Ранжирование предлагает респонденту упорядочить список вариантов ответа по возрастающей или убывающей степени их важности, значимости или предпочтительности. Пример ранжирования: «Отметьте порядковыми числами возрастание степени важности для менеджера перечисленных характеристик».

При формулировке закрытых вопросов составитель должен избегать наличия в них подсказок ответов или возможности оценки респондентами предлагаемых вариантов ответов как «плохих» или как «хороших». Неявною подсказку содержат некоторые вопросы, требующие положительной оценки, например: «Что Вам нравится в работе Вашего начальника?» Такой вопрос содержит скрытое утверждение о том, что респондент доволен своим руководителем. При формулировке оценочных вопросов рекомендуется соблюдать баланс положительных и отрицательных ответов. Перечни положительных и отрицательных ответов лучше давать в виде двух параллельных вариантов с равным количеством ответов в каждом. Пример другого рода неправильно сформулированного вопроса: «Многие российские граждане осуждают терроризм. Как Вы лично относитесь к терроризму?» Далее следует перечень вариантов ответов, в том числе и такой, как «отношусь положительно». Вряд ли респондент укажет именно этот вариант ответа.

Полузакрытый вопрос допускает возможность дополнительных ответов. Если исследователь не уверен в полноте предлагаемых вариантов ответов, то он может предоставить респонденту' возможность дополнить «меню» собственным вариантом. Такой вопрос позволяет устранить недостатки закрытого вопроса.

По форме вопросы могут быть прямыми и косвенными, личными и безличными. Большинство вопросов формулируются в прямой форме. В тех случаях, когда вопросы требуют от респондента критической оценки себя или окружающих его людей, а также мнения о негативных тенденциях, как показывает практика социологических опросов, респонденты либо оставляют вопрос без ответа, либо их ответы содержат неточную информацию. Поэтому социологи рекомендуют в таких случаях задавать вопросы нс в прямой, а в косвенной форме.

Косвенные вопросы также могут выполнять контрольную функцию. Так, чтобы выяснить, знают ли сотрудники, кто их руководитель, лучше спросить их: как фамилия, имя и отчество руководителя, сколько времени он работает их руководителем. Чтобы выяснить удовлетворенность респондента своей работой, можно задать следующие косвенные вопросы: «Хотели бы Вы сменить свою профессию?» или «Желали бы Вы, чтобы Ваши дети избрали в будущем Вашу профессию?».

Личными вопросами называют те, которые адресованы непосредственно самому респонденту и позволяют получить информацию об его индивидуальных свойствах или фактах сознания.

Однако социологи советуют вопросы о мнениях и оценках респондента лучше задавать в форме безличных вопросов. Это объясняется тем, что в большинстве случаев респонденту легче присоединиться к чужому мнению или оценке, чем высказать собственные суждения. Примером безличного вопроса может служить следующий вопрос: «Согласны ли Вы с мнением некоторых людей о том, что ???» и далее даны варианты мнений.

По функциям различают основные и служебные вопросы.

Основные вопросы задаются всем респондентам и позволяют получить информацию о важных характеристиках изучаемою объекта. Особая разновидность основных вопросов, которые могут быть использованы в социологических опросах, — сенситивные и прожективные вопросы.

Сенситивные вопросы — это вопросы, направленные на получение информации, которую респонденты предпочитают утаивать. Ответы на прямо поставленные сенситивные вопросы в большинстве случаев оказываются неискренними. Например, на вопрос о частоте нарушения трудовой дисциплины или имеющихся судимостях вряд ли большинство респондентов ответят искренно. При необходимости сенситивные вопросы лу чше задавать не в прямой, а в косвенной форме. Вместо вопроса «Имеется ли у Вас судимость?» лучше задать вопрос «Как отнеслись бы Ваши знакомые к тому, что Вы были судимы?: одобрительно, сочувственно, безразлично, осуждающе, не был — не знаю». При постановке сенситивных вопросов исследователь должен проявлять чувство такта и следовать этическим нормам отношения к респонденту.

Прожективные вопросы — это вопросы, направленные на выяснение возможного поведения респондента в предлагаемых обстоятельствах. Через ответы на прожективный вопрос типа: «Что бы Вы предприняли, если бы???» возможно определить реальное отношение респондента к тем или иным фактам, событиям, явлениям, другим людям. Например, спрашивая респондента о том, как бы он распорядился дополнительным выходным днем, можно выяснить его ценностные ориентации и предпочтения в проведении досуга.

Для уточнения или проверки ответа на основной вопрос могут быть использованы такие служебные вопросы, как вопросы-фильтры, контрольные вопросы и вопросы-ловушки.

Вопросы-фильтры, как правило, используют тогда, когда возникает необходимость получить дополнительную информацию нс от всей группы респондентов, а только от тех, кто ответил тем или иным образом на один из вариантов основного вопроса. Например, основной вопрос был направлен на получение информации о социальном положении респондента (учащийся, рабочий, служащий, представитель интеллигенции, пенсионер). Вопрос-фильтр адресуется только к тем респондентам, которые указали на общее для них социальное положение, например, к рабочим — с целью уточнения сферы их труда или профессии. Перед вопросом-фильтром желательно указывать, кому' следует отвечать на него: «На этот вопрос отвечают только те, кто в предыдущем вопросе ответил, что имеет среднее профессиональное образование». Переходя от вопросов-фильтров к следующим основным вопросам, желательно напомнить респондентам, что следующий вопрос (вопросы) относится ко всем опрашиваемым.

Контрольные вопросы исследователь использует тогда, когда не уверен в том, что респонденты точно и искренне ответят на основной вопрос. Например, основной вопрос: «Кто является депутатом Государственной думы от Вашего избирательного округа?» После нескольких вопросов задается контрольный вопрос: «За кого из перечисленных депутатов Вы голосовали на последних выборах в Государственную думу?». Контрольные вопросы желательно формулировать следующим образом: если основной вопрос задан как открытый, то контрольный должен быть задан как закрытый, и наоборот.

Вопросы-ловушки задаются в том случае, когда необходимо выяснить степень компетентности респондентов в тех или иных вопросах. Суть вопроса-ловушки состоит в том, что респонденту предлагается ответить на вопрос о несуществующем факте из той области знания, в которой его компетентность сомнительна. Так, например, известны случаи, когда респонденты (правда, незначительный процент) отвечали, что знакомы с трудами ученого, которого на самом деле не существует. Некоторые респонденты указывали; что читали книгу известного автора, название которой было вымышлено, другие — смотрели и даже обсуждали с друзьями кинофильм, который никогда не снимался.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой