Вопросы для проверки знаний по социологии конфликта
Чем рациональные причины конфликтов отличаются от эмоциональных? Как те и другие причины влияют на развитие конфликтного действия? Приведите примеры. А; 2. в; 3. а; 4. г; 5. а; 6. г; 7. б; 8. б; 9. б; 10. а; 11. г; 12. б; 13. г; 14. а; 15. б; 16. а; 17. г; 18. а; 19. б; 20. б; 21. г; 22. б; 23. а; 24. г; 25. б; 26. в; 27. а; 28. б; 29. в; 30. а. Что можно отнести к объективным, а что… Читать ещё >
Вопросы для проверки знаний по социологии конфликта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы по социологии конфликта должны касаться объяснения, уточнения и приведения примеров по всем пройденным темам курса.
- 1. Что такое конфликт? Что такое социальный конфликт?
- 2. Каковы методы и задачи социологии конфликта?
- 3. Какова связь и каковы отличия между социологией конфликта, психологией конфликта и конфликтологией?
- 4. Каковы основные виды социального конфликта?
- 5. Что характеризует внутрии межличностный конфликты? Приведите примеры.
- 6. Что такое внутрии межгрупповые конфликты? Приведите примеры.
- 7. Приведите примеры конфликта принадлежности и конфликта человека с социальной средой.
- 8. Чем рациональные причины конфликтов отличаются от эмоциональных? Как те и другие причины влияют на развитие конфликтного действия? Приведите примеры.
- 9. Является ли конфликт нормой социального поведения? Может ли общество существовать без конфликтов?
- 10. В чем суть сигнальной функции конфликтов? О чем они подают сигнал обществу?
- 11. Каковы основные этапы развития конфликта? Всегда ли конфликт заканчивается стадией разрешения?
- 12. Как конфликт связан с социальными ценностями, потребностями и интересами?
- 13. Что такое организационно-управленческий конфликт? К какой группе конфликтов он относится?
- 14. Из-за чего возникают структурно-организационные конфликты на предприятии? Как с ними бороться?
- 15. Из-за чего возникают функционально-организационные конфликты? Как с ними бороться?
- 16. Из-за чего возникают личностно-функциональные конфликты? Как с ними бороться?
- 17. Из-за чего происходят ситуативно-управленческие конфликты? Как с ними бороться?
- 18. Можно ли предотвратить социальные конфликты? Если да, то как?
- 19. Можно ли спрогнозировать исход социальных конфликтов? Если да, то как?
- 20. Что вызывает конфликты в трудовых коллективах?
- 21. Как влияет изменение задач деятельности предприятия на возникновение внутриорганизационных конфликтов?
- 22. Что можно отнести к объективным, а что к субъективным причинам конфликтов «по вертикали» (между начальником и подчиненными)?
- 23. С чем может быть связана частота конфликтов внутри организации?
- 24. Как на возникновение конфликтов влияет разбалансированность рабочих мест сотрудников предприятия?
- 25. Как на конфликт влияет недостаточная обеспеченность управленческих решений всем необходимым для их реализации?
- 26. Какие психологические особенности сотрудников могут повлиять на эскалацию внутриорганизационного конфликта?
- 27. Какие условия способствуют бесконфликтному взаимодействию руководителя и подчиненных?
- 28. Какими правилами целесообразно пользоваться для предупреждения социальных конфликтов?
- 29. Какие рекомендации по разрешению социальных конфликтов чаще всего дают специалисты?
- 30. Каковы особенности семейных конфликтов?
- 31. Какие современные политические конфликты вы знаете?
- 32. Какие вы знаете религиозные и межэтнические конфликты?
Поскольку курс нацелен на подготовку студентов к будущей работе на предприятии, можно предложить студентам пройти тест.
Примерный тест по социологии организационноуправленческого конфликта
- 1. Что означает личностно-функциональная причина организационно-управленческого конфликта?
- а) несоответствие работника занимаемой должности;
- б) плохо налаженные связи между структурными подразделениями организации;
- в) несоответствие структуры организации целям ее деятельности;
- г) служебные ошибки, допущенные руководителем или его подчиненными.
- 2. Что относится к объективным причинам конфликта между начальником и подчиненным?
- а) неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных;
- б) выбор начальником неэффективного стиля руководства;
- в) субординационный характер отношений между начальником и подчиненным;
- г) грубость начальника.
- 3. Что относится к личностным причинам конфликта между начальником и подчиненным?
- а) недобросовестное исполнение подчиненным своих обязанностей;
- б) нарушения в системе стимулирования труда работников;
- в) интенсивность совместной деятельности начальника и подчиненного;
- г) рассогласованность связей между рабочими местами в организации.
- 4. Что относится к управленческим причинам конфликта между начальником и подчиненным?
- а) эмоциональная неустойчивость начальника;
- б) завышенная самооценка подчиненного;
- в) низкая культура общения в организации;
- г) недостаточная профессиональная подготовка руководителя.
- 5. Какое условие способствует бесконфликтному взаимодействию начальника и подчиненных?
- а) информирование подчиненных по важным вопросам;
- б) пресечение излишней инициативы подчиненных;
- в) неизменная установка начальника по восприятию подчиненных;
- г) постоянный контроль начальника за действиями подчиненных.
- 6. Что не следует делать руководителю, желающему предупредить конфликты внутри организации?
- а) ставить перед подчиненными конкретные задачи;
- б) оценивать не личность, а поступок подчиненного;
- в) изучать потребности подчиненных;
- г) переносить оценку подчиненного на социальную группу, к которой он принадлежит.
- 7. Что нужно делать руководителю для разрешения внутриорганизационного конфликта?
- а) разговаривать с подчиненными громким голосом;
- б) аргументировать свои требования;
- в) пожаловаться на подчиненных вышестоящему начальству;
- г) наказать всех конфликтующих подчиненных.
- 8. Что такое разбалансированность рабочего места?
- а) конфликты между структурными подразделениями организации;
- б) несоответствие обязанностей работника и средств для их исполнения;
- в) плохая адаптация сотрудника к месту его работы;
- г) высокая нагрузка па одно рабочее место.
- 9. Что можно отнести к конфликтам по вертикали?
- а) конфликт между начальниками разных отделов одной организации;
- б) конфликт между начальником организации и его подчиненными;
- в) конфликт между сотрудниками одного отдела;
- г) конфликт между начальниками двух организаций.
- 10. Какой стереотип можно назвать гендерным?
- а) все блондинки глупые;
- б) все евреи жадные;
- в) все мусульмане террористы;
- г) все умные лысые.
- 11. Что не характерно для стереотипа?
- а) типологизации объектов по отдельным признакам;
- б) устойчивость;
- в) упрощение действительности;
- г) независимость от личного опыта.
- 12. Кто ввел в научный оборот термин «стереотип» ?
- а) 3. Фрейд;
- б) У. Липпман;
- в) Г. Зиммель;
- г) К. Левин.
- 13. Люди какого темперамента более всего склонны к конфликтам?
- а) сангвиники;
- б) флегматики;
- в) меланхолики;
- г) холерики.
- 14. Что такое внутригрупповой фаворитизм?
- а) предпочтение членов своей группы представителям других групп;
- б) наличие у начальника организации своих любимчиков;
- в) привязанность работников к своему предприятию;
- г) особое уважение сотрудников к своему начальнику.
- 15. В чем суть гарвардского метода ведения переговоров, разработанного Р. Фишером и У. Юри?
- а) предлагается спор, но поводу позиций оппонентов;
- б) предлагается сосредоточиться на своих интересах;
- в) предлагаются взаимные уступки оппонентов;
- г) предлагается психологическое давление на оппонента.
- 16. Почему демонстрация дружелюбия не приводит к успеху деловых переговоров?
- а) результат переговоров будет выгоден тому, кто выбрал более жесткую линию;
- б) переговоры могут затянуться;
- в) нельзя будет обойтись без посредника;
- г) переговоры приведут к конфликту.
- 17. Что должен делать руководитель предприятия, находящеюся в состоянии кризиса?
- а) почаще организовывать производственные собрания;
- б) занять выжидательную позицию;
- в) провоцировать скандалы для привлечения внимания общественности;
- г) признать наличие проблем и убеждать коллектив в их временном характере.
- 18. Какую особенность социальных услуг должен иметь в виду руководитель предприятия социальной сферы?
- а) непостоянство качества;
- б) безвозмездность;
- в) исключаемость;
- г) осязаемость.
- 19. Что такое способность к децентрации?
- а) умение сопереживать другому человеку;
- б) умение поставить себя на место другого человека;
- в) умение совмещать сразу несколько должностных функций;
- г) умение избегать межличностных конфликтов.
- 20. Что можно отнести к объективным причинам конфликта внутри организации?
- а) психологическая несовместимость сотрудников;
- б) недостаточная для предотвращения конфликта нормативная база;
- в) стремление отдельных сотрудников к власти;
- г) неподготовленность руководителя к конфликтным ситуациям.
- 21. Какие причины конфликтов не выделял А. Я. Анцупов?
- а) объективные;
- б) организационно-управленческие;
- в) социально-психологические;
- г) конкурентные.
- 22. Что относится к гуманитарным способам профилактики конфликтов в гостиничной сфере?
- а) улучшение дизайна гостиничных номеров;
- б) вежливое обращение персонала к клиентам;
- в) установка и номерах новой сантехники;
- г) присвоение гостинице новой «звезды» .
- 23. В каком случае руководителю лучше решить конфликт с подчиненным на компромиссной основе?
- а) когда правота руководителя не очевидна для окружающих;
- б) когда руководитель указал подчиненному на его ошибки;
- в) когда руководитель считает, что он прав;
- г) когда руководитель плохо проинформирован о сути конфликта.
- 24. Что означает ситуативно-управленческая причина организационно-управленческого конфликта?
- а) несоответствие работника занимаемой должности;
- б) плохо налаженные связи между структурными подразделениями организации;
- в) несоответствие структуры организации целям ее деятельности;
- г) служебные ошибки, допущенные руководителем или его подчиненными.
- 25. Что означает функционально-организационная причина организационно-управленческого конфликта?
- а) несоответствие работника занимаемой должности;
- б) плохо налаженные связи между структурными подразделениями организации;
- в) несоответствие структуры организации целям ее деятельности;
- г) служебные ошибки, допущенные руководителем или его подчиненными.
- 26. Что означает структурно-организационная причина организационно-управленческого конфликта?
- а) несоответствие работника занимаемой должности;
- б) плохо налаженные связи между структурными подразделениями организации;
- в) несоответствие структуры организации целям ее деятельности;
- г) служебные ошибки, допущенные руководителем или его подчиненными.
- 27. Какой способ оценки результатов деятельности подчиненных неприемлем?
- а) сравнение полученного результата с идеальным;
- б) сравнение полученного результата с требованиями нормативных документов;
- в) сравнение полученного результата с результатами, достигнутыми другими людьми;
- г) сравнение полученного результата с положением дел в начале деятельности.
- 28. Что относится к индивидуально-психологическому уровню несовместимости людей?
- а) несовпадение людей во взглядах;
- б) несовместимость характеров людей;
- в) несовпадение людей в уровне образования;
- г) несовпадение людей в целях деятельности.
- 29. Что может привести к конфликтам внутри организации?
- а) завышенный уровень притязаний сотрудников;
- б) заниженный уровень притязаний сотрудников;
- в) и то и другое;
- г) уровень притязаний нс влияет па создание конфликтных ситуаций.
- 30. Какой современный ученый считается специалистом по изучению конфликтов между начальником и подчиненными?
- а) А. И. Шипилов;
- б) Л. С. Выготский;
- в) А. Н. Леонтьев;
- г) П. Я. Гальперин.
Ответы на тест
1. а; 2. в; 3. а; 4. г; 5. а; 6. г; 7. б; 8. б; 9. б; 10. а; 11. г; 12. б; 13. г; 14. а; 15. б; 16. а; 17. г; 18. а; 19. б; 20. б; 21. г; 22. б; 23. а; 24. г; 25. б; 26. в; 27. а; 28. б; 29. в; 30. а.
Учебные дисциплины, связанные с социологией конфликта
Нетрудно заметить связь социологии конфликта с такими учебными дисциплинами, как общая социология, конфликтология, социальная психология, история социологии, методология и методы социологического исследования, социология политики, социология международных отношений, социология семьи, этносоциология, социология религии, экономическая социология, отечественная и зарубежная история, социальная история России, социология организаций и социология общественных связей и отношений.
Общая социология и конфликтология дают социологии конфликта общие с ней термины и представления о социальном конфликте, социальная психология — знания о психологических особенностях участников конфликтов и о правилах поведения в конфликтных ситуациях, история социологии — сведения об отечественных и зарубежных научных подходах к изучению конфликтов. Методология и методы социологического исследования позволяют студенту, изучающему социологию конфликта, разработать программу и инструментарий собственного исследования причин и следствий конфликтных взаимоотношений.
Социология религии, этносоциология, социология политики, социология международных отношений и экономическая социология пересекаются с социологией конфликта, изучая борьбу социальных групп в рамках отдельных сфер жизни общества. Знание истории помогает уяснить на конкретных примерах процесс развития любого конфликта от предконфликтной стадии до стадии разрешения и проследить те способы разрешения конфликтов, которые известны человечеству. А социология организаций и социология общественных связей и отношений показывают возможности применения этих способов внутри отдельных социальных организаций.