Отчуждение личности в сфере высшего образования: На примере студенческой молодежи
Диссертация
Рассматривая кризис российского высшего образования, нужно учитывать два аспекта. Во-первых, связь этого кризиса с изменениями, произошедшими в нашей стране, и вытекающими отсюда проблемами финансирования, взаимодействия науки и образовании. Во-вторых, связь этого кризиса с изменениями, происходящими в общемировом масштабе, обусловленными сменой социальной роли образования в современном мире… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ I. ОТЧУЖДЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- РАЗДЕЛ II. ПРИЧИНЫ ОТЧУЖДЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
- РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Список литературы
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь /Н. Аберкромби, Б. Тернер, С. Хилл. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. -420 с.
- Азаров Ю. Студент: Возможности личностного роста /Ю. Азаров // Высшее образование в России. — 2002. № 1. — С. 50−57.
- Айнпггейн В. Преподаватель и студент (вопросы общения) /В. Айн-штейн // Высшее образование в России. 1997. — № 1. — С. 87−95.
- Андриянова Е. А., Тихонова С. В. «Феномен отчуждения в эпоху глобализации» Социология социальных трансформаций /Е.А. Андриянова,
- С.В. Тихонова. Н. Новгород. Изд — во НИСОЦ, 2003. — С. 53−56.
- Антонов А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века /А.И. Антонов, С. А. Сорокин. М.: Изд. Дом «Грааль», 2000. — 416 с.
- Арановская И. Подготовка специалиста как социокультурная проблема /И. Арановская // Высшее образование в России. 2002. — № 4. -С. 115−119.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли /Р. Арон. М.: Издательская группа «Прогресс» — Политика, 1992. — 608 с.
- Ю.Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. B.JI. Иноземцева /3. Бауман. М.: Логос, 2002. — 390 с.
- П.Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, ф психиатрии и эпистемологии. / Пер. с англ. /Г. Бейтсон. М.: Смысл, 2000.476 с.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. /У. Бек. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — 384 с.
- Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие /С.А. Бела-новский. М.: Николо-Медиа, 2001. — 320 с.
- Белова Т. В. Отчуждение в культуре (социологический аспект)/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук /ТВ. Белова. М., 1993. — 52с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания /П. Бергер, Т. Лукман. — М.: Издательство «Медиум», 1995. 424 с.
- Бергер П. Л., Бергер Б. Социология: Биографический подход / Лич-ностно-ориентированная социология /П.Л. Бергер, Б. Бергер. М.: Академический Проект, 2004. — С. 25−388.
- Бережнова Л.Н. Образование как многоаспектный социокультурный феномен /Л.Н. Бережнова // Человек и образование в современной России: Социологические очерки: Сб. статей / Под ред. Л. А. Вербицкой, В.Т. Лисов
- Щ) ского, В. Т. Пуляева.- СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1998.с. 174—191.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы /Э. Берн. Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 576 с.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и соци-л альные позиции студенчества /Л.И. Бойко // СоцИс. 2002. — № 3. — С. 77−83.
- Болотин И.С., Козлова О. Н. Социология и образование /И.С. Болотин, О. Н. Козлова // СоцИс. 1997. — № 3. — С. 93−104.
- Болыпой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. — 544 с.
- Бочарова О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита /О. Бочарова // Отечественные записки. 2002. -№ 1.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России /А.П. Булкин. Дубна: «Феникс+», 2001. — 208 с.
- Бурдье П. Система образования и система мышления /П. Бурдье // «Высшее образование в России. — 1997. — № 2. — С. 119— 126.
- Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений /П. Бурдье // Socio-Logos'96. М.: Socio-Logos, 1996. — С. 8— 31.
- Бухараева Л. Диалогическая педагогика Пауло Фрейре /Л. Бухараева // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 122−127.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта /Дж. Бьюдженталь. — СПб.: Питер, 2001. 304 с.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения /В.П. Вахтеров. М.: Педагогика, 1989. — 400 с.
- Вебер М. Избранные произведения /М.Вебер. М.: Прогресс, 1990.
- Ветров С. А. Отчуждение в трансформируемом обществе. / Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата философских наук /С.А. Ветров. Омск, 1995 — 22 с.
- Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студен-¦ф тов /О.В. Випггак // СоцИс. 2003. — № 2. — С. 135−138.
- Воловик В. Бубен шамана: разоблачение педагогики /В. Воловик // Кентавр № 28, март 2002. С. 26−39.
- Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: Электрон, ресурс. URL: http://dod.miem.edu.ru/ NPT/NPT00/declar.htm.
- Гаврилюк В.В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) /В.В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // СоцИс. 2002. — № 1.- С. 96−105.
- Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук Т.З /Г.В. Гегель. М.: Мысль, 1977. щ 38. Глобализация образования: тенденции и перспективы (интервью
- Лины Клебановой с Петром Щедровицким): Электрон, ресурс. URL: http://www.circle.ru: 10 125/biblio/index.html.
- Горшков А., Ходаков А. Опыт использования компьютерной социологической программы /А. Горшков, А. Ходаков // Высшее образование в России. 2002. — № 6. — С. 118−129.
- Григорьев С.И., Матвеева Н. А. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме /С .И. Григорьев, Н. А. Матвеева. Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. — 152 с.
- Громыко Н. Интернет, постмодернизм и современное образование /Н. Громыко // Кентавр. 2001. — № 28. — С. 55−60.
- Гусинский Э.Н., Турчанинов Ю. И. Введение в философию образования /Э.Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2002. — 224с.
- Гуцаленко Л.А. Нужна ли социологии жизни живая личность? /Л.А. Гуцаленко // СоцИс. 2003. — № 10. — С. 3−13.
- Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы /Ю.Н. Давыдов. М.: Наука, 1977. — 320 с.
- Давыдов Ю.С. Высшее образование: состояние, поблемы, решения /Ю.С. Давыдов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 61−67.
- Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности /И.Ф. Девятко. М.: «Аванти плюс», 2003. — 336 с.
- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.
- Добреньков В.И., Зборовский Г.Е, Нечаев В. Я. Социологическое образование в России /В.И. Добреньков, Г. Е. Зборовский, В. Я. Нечаев. М.: Альфа-М, 2003. — 112 с.
- Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование /В.И. Добреньков, В. Я. Нечаев. М.: ИНФРА-М, 2003. — 381 с.
- Добрынина В.И., Добрынин В. В., Кухтевич Т. Н., Туманян О. В. Общество высшая школа — молодежь /В.И. Добрынина, В. В. Добрынин, Т.Н.
- Кухтевич, О.В. Туманян. М.: НИИВО, 1995.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. /Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1997.-591 с.
- Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального / Пер. с англ. Артема Смирного /С. Жижек. — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с. 53.3апесоцкий А. С. Образование: философия, культорология, политика /А.С. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. — 456 с.
- Зборовский Г. Е. Образование: научные подходы к исследованию /Т.Е. Зборовский // СоцИс. 2000. — № 6. — С. 21−29.
- Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу /А.А. Зиновьев. М.: ЗАО «Изд-во Центрполиграф», 2000. — 456 с. 57.3иятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования /Ф.Г. Зиятдинова. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1999. — 282 с.
- Зобов Р.А., Томаленцев В.Н Философские проблемы высшего образования /Р.А. Зобов, В. Н. Томаленцев // Человек и образование в современен ной России: Социологические очерки: Сб. статей. СПб., 1998. — С. 226−242.
- Иванов О.И. Методология социологии: Учебно—методическое пособие /О.И. Иванов. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2001.-68 с.
- Иванова Н. Кризис идентичности и проблемы высшей школы /Н. Иванова // Университетский ученый в «мультиверсуме» современной культуры. Материалы конференции Российской Ассоциации выпускников Программы Фулбрайта. М., 2002. — С. 119−126.
- Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. -М., 1997. Т.1.
- Ильенков Э.В. Философия и культура /Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.
- История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 4 / Отв. ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. СПб.: РХГИ, 2000. — 736 с.
- Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема /М.С. Каган: Электрон. ресурсы. URL: ф http://www.anthropology.ru/ru/text/kagan/reprl .html.
- Карлсон А. Общество Семья — Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Пер. с англ. под ред. проф. А. И. Антонова /А. Карлсон. — М.: 2003. — 288 с.
- Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения /О.И. Карпухин // СоцИс. 2000. — № 3. — С. 124−128.
- Качанов Ю.В. Что такое социологическая теория? /Ю.В. Качанов // СоцИс. -2002.- № 2.
- Квиек М. Глобализация и высшее образование /М. Квиек // Высшее образование в Европе. Том XXVI. — 2001. — № 1.
- Клочкова Т.Н. Роль внутренней среды вуза в формировании професф сиональной структуры специалиста / Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. социол. наук /Т.Н. Клочкова. Нижний Новгород., 2003 г. — 22 с.
- Кожеурова Н. Научить философии нельзя! (Из опыта преподавания) /Н. Кожеурова // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С. 69−77.
- Козлова Н. Среда человеческого существования в эпоху постмодерна /Н. Козлова // Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 110−118.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание /И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. 380 с.
- Кон И. С. Открытие «Я» /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Социология личности /И.С. Кон. М.: Политиздат, 1967. —383 с.
- Константиновский Д.Л. Молодежь и образование между свободой выбора и необходимостью /Д.Л. Константиновский // Образование и наука в процессе реформ: Социологический анализ. М.: ЦСП, 2003. — С. 8−34.
- Красноженова Г. Ф. Высшая школа России. Проблемы сохранения интеллектуального потенциала /Г.Ф. Красноженова. — М.: Мысль, 1998. — 216 с.
- Кузнецова И.П. Отчуждение личности в области науки / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук /И.П. Кузнецова. Казань, 1994- 20 с.
- Кумбс Ф.Т. Кризис образования в современном мире. Системный анализ /Ф.Т. Кумбс. М.: Прогресс, 1970. — 260 с.
- ЛаврухинаЕ.А. Кризисогенные факторы в образовании /Е.А. Лавру-хина: Электрон, ресурс. URL: http://credo.osu.ru/024/005.shtml.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Пер. с фр. Н.А. Шматко
- Ж.-Ф. Лиотар. СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1998. — 160 с.
- Липовецки Ж. Эра пустоты /Ж. Липовецки. СПб., 2001. — 336 с.
- Лисовский В.Т. Социальные изменения в молодежной среде /В.Т. Лисовский // Труды Первого Всероссийского социологического конгресса. — СПб., 2002.-С. 179−189.
- Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь справочник /Т. Лоусон, Д. Гэррод. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2000. — 608 с.
- Мангейм К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и англ. /К. Ман-гейм. М.: Юрист, 1994. — 700 с.
- Маркс К. Социология: Сборник /Пер. с нем. /К. Маркс. М.: ф «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 432 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. /К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1974. — 535 с.
- Марсель Г. Быть и иметь /Г. Марсель. Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994. — 158 с.
- Медик В.А., Осипов A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье /В.А. Медик, A.M. Осипов. М.: Логос, 2003. — 200 с.
- Милликен Д. Постмодернизм и профессионализм в высшем образо-щ вании /Д. Милликен // Высшее образование в Европе. Том XXIX. — 2004.1.
- Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. О.А. Обе-ремко. Под общей ред. и с предисловием Г. С. Батыгина /Ч.Р. Миллс. М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. — 264 с.
- Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы ./Пер. со шв. /П. Монсон. СПб: Издательство «Нотабене», 1992.-445 с.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства /Я. Мукаржовский. М., 1994.
- Наркотизация в Татарстане: стратегии социального реагирования. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2003. 288 с.
- Национальная доктрина образования в РФ (проект). Электрон, ресурс.: http://www.asf.ru/fprn.htm.
- Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования /В.Я. Нечаев // СоцИс. 1999.- N11. — с. 84−91.
- Нечаев В.Я. Социология образования /В.Я. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1992.-200с.
- Нилов И. Автономный проект Корнелиуса Касториадиса /И. Ни-# лов: Электрон, ресурс. URL: www.russ.ru/krug/kniga/2 003 1024in.html.
- Образование в конце XX века (материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1992. — № 9. — С. 3−21.
- Огородникова И.А. Как готовить специалистов в университете /И.А. Огородникова // СоцИс. 2003. — № 8. — С. 99−103.
- Огурцов А. Антипедагогика: вызов постмодернизма /А. Огурцов // Высшее образование в России 2002. № 4. — С. 54−67.
- Олевич Тадеуш Отчуждение или диалог / Автореферат диссертации на соискание научной степени доктора философских наук /Т. Олевич. — М., 1993 .-32с.
- Орлов А.Б. Предисловие научного редактора/ Роджерс К. Фрей-ф берг Д. Свобода учиться /А.Б. Орлов. М.: Смысл, 2002. — С. 5−14.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс /X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 269 с.
- Панферова В.В. Социология образования /В.В. Панферова // Социально- политический журнал. 1996. — № 4. — С. 121−133.
- Петровский В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско— родительских отношений /В.А. Петровский // Вопросы психологии. 2001. — № 1- С. 19−26.
- Пойзнер Б. Готовность к самоопределению /Б. Пойзнер // Высшее образование в России. 1998. — № 2. — С. 80−83.
- Покровский Н. Глобализация и высшее образование в России щ /Н. Покровский // Университетский ученый в «мультиверсуме» современнойкультуры. Материалы конференции Российской Ассоциации выпускников Программы Фулбрайта. М. 2002. — С. 121.
- Покровский Н.Е. Судьба социологического образования в России: глазами студента и профессора /Н.Е. Покровский // СоцИс. 2003. — № 8. — С. 87−90.
- Приходько Д.Н. Отчуждение и пути его преодоления /Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора философских наук /Д.Н. Приходько Томск: Томский государственный университет, 1995. — 71 с.
- Резник Ю.М. Личность и общество /Ю.М. Резник // Личность. Культура. Общество. 2000. — Т. 2. — Вып. 3(4).
- Резник Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) /Ю.М. Резник, Е. А. Смирнов. М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. — 260 с.
- Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. /Дж. Ритцер. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
- Ричардсон Г. Образование для свободы / Пер. с анг. И. Иванова, Г. Петрова /Г. Ричардсон. М.: Рос. гос. Гуманит. ун-т, 1997. — 211 с. ф 117. Роджерс К. Фрейберг Д. Свобода учиться /К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. — 527 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. /К.Р. Роджерс. М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. — 480 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир /С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
- Руссо Ж.Ж. Трактаты /Ж.-Ж. Руссо. М., 1969.
- Садыков М.Б., Серебряков Ф. Ф., Щелкунов М. Д. Казанский университет на пороге третьего тысячелетия: проблемы гуманизации образования /М.Б. Садыков, Ф. Ф. Серебряков, М. Д. Щелкунов. — Казань:1. УНИПРЕСС, 1998. 114 с.
- Салагаев А.Л. Методологические и методические проблемы организации деятельностной игры в курсе «Социология управления» /А.Л. Салагаев. Казань. 1997. — 16 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой /Н.И. Сардвеладзе. Тбилиси: «Мецниереба», 1989.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию /В.В. Семенова. — М.: Добросвет, 1998. 292 с.
- Смелзер Н. Социология: пер. с англ. /Н. Смелзер. М.: Феникс, 1994.-688 с.
- Смирнов С.А. К вопросу о новой образовательной парадигме /С.А. Смирнов // Дискурс. 1996. — № 2. Электрон ресурс. URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/discourse20.htm.
- Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.-432 с.
- Согомонов А. Назад в университет! Меняющаяся прагматика знания и университетская идентичность в эпоху «высокой» современности /А. Согомонов // Отечественные записки. 2002. -.№ 2. — С. 99−108.
- Сорокина Н.Д. Инновационное обучение: сущность и содержание /Н.Д. Сорокина // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2002. — № 4. — С. 159−166.
- Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 2003.863 с.
- Социология образования перед новыми вызовами («круглый• стол») // СоцИс. 2000. — № 6. — С. 58−66.
- Степанов В.И., Степанова О. Т. Кризис образования в России: пути и причины выхода /В.И. Степанов, О. Т. Степанова // В кн.: Негосудар-стенное образование в России. Новосибирск, 1996.
- Томпсон Д.Л., Пристли Д. Социология / Пер. с англ. /Д.Л. Томпсон, Д. Пристли. М.: ООО «Фирма» Издательство ACT" — Львов- «Инициатива», 1998. — 496 с.
- Фейербах Л. Избран. Фил. Произв. Т.2 /Л. Фейербах. М.: Госполитиздат, 1955.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1993. — 815 с.
- Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. щ, с нем. /К. Фопель. М.: Генезис, 2003. — 368 с.
- Фромм Э. Душа человека: Перевод /Э. Фромм. М.: Республика, 1992. 430 с.
- Фромм Э. Иметь или быть?: Пер. с англ./ Общ. ред. и поел. В. И. Добреньков /Э. Фромм. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика /Э. Фромм. М.: Республика, 1993.-415 с.
- Фуре В. Парадигма критической теории в современной философии: Попытка экспликации: Электрон. ресурс. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/ numer/20 012/0322001 .htm.
- Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в щ- условиях позднего капитализма ЯО. Хабермас // THESIS. 1993. — вып.2. — С.123.136.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия /Ю. Хабермас // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. Т. 1. № 4.
- Хархордин О. Фуко и исследование фоновых практик/Мишель Фуко и Россия: Сб. статей / Под ред. О. Хархордина /О. Хархордин. -СПб.2001. с. 46−81.
- Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества /Н. Чебышев, В. Каган // Высшее образование в России. — 2000. № 1. — С. 19−26.
- Чернилевский Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. Учебное пособие для вузов /Д.В. Чернилевский, А. В. Морозов. М.: МГТА, 2001.-301с.
- Шанин Т. Западный и российский подходы в подготоке специалистов /Т. Шанин // Социологический журнал. 2001. -№ 1. — С. 159—162.
- Шарипов Э.И., Кронин С. И. Режиссура социальных игр /Э.И. Шарипов, С. И. Кронин. М.: «КСП+», 2001. — 320 с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социлогия образования: прикладной аспект /Ф.Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. В. Сериков. М.:1. Юристь, 1997. 304 с.
- Шугуров М. В. Человек: бытие и отчуждение. Опыт антропологической герменевтики /М.В. Шугуров. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. — 376 с.
- Шуклина Е.А. Самообразование как отрасль социологического знания /Е.А. Шуклина // СоцИс. 1999. — № 4. — С. 87−94.
- Щедровицкий П. Ситуация в области образования /П. Щедровиц-кий: Электрон, ресурс. URL: http://www.russ.ru/istsovr/ckp/200 011 031.html.
- Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. /Н. Элиас. М.: Праксис, 2001. — 336 с.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия /И. Ялом. М.: Незави-щ, симая фирма «Класс», 1999. — 576 с.
- Ясперс К. Идея университета /К. Ясперс // Топос. 2000. — № 3. — С. 8−25.
- Anderson, Barry D. School Bureaucratization and Alienation from High School /Barry D. Anderson // Sociology of Education, Vol. 46, Issue 3 (Summer, 1973). P. 315−334.
- Barnett, R. The Limits of Competence: Knowledge, Higher Education, and Society /R. Barnett. Buckingham: Open University Press, 1994.
- Berger Peter L. The Sacred Canopy: elements of a sociological theory of religion /P.L. Berger. New York: Doubleday, 1969.
- Bernstein B. Class and Pedagogies: Visible and Invisible /В. Bernstein щ II Class, Codes and Control. Bernstein B. (ed.). London: Routledge & Paul, 1975.1. Vol. 3.P. 116−156.
- Blauner R. Alienation and freedom. The factory worker and his industry /R. Blauner. Chicago, 1964.
- Bowles S., Gintis H. Schooling in Capitalist America /S. Bowles, H. Gintis. London: Routlegde & Kegan Paul, 1976.
- Calhoun C. «Habitus, Field, and Capital: The Question of Historical Specificity». In C. Calhoun, E. LiPuma and M. Postone (eds.), Bourdieu: Critical Perspectives. Chicago: University of Chicago Press, 1993. P. 61−88.
- Freire P. Education: the Practice of Freedom /Р. Freire. London: Writers and Readers Publishing Cooperative, 1972.
- Fromm E. The sane society /Е. Fromm. New York. Henry Holt and Company, 1990. — 370 p.
- Horkheimer M. Traditional and critical theory /М. Horkheimer / Critical theory: the essential reading / Edited by David Ingram and Julia Simon-Ingram. 1st ed. — Paragon House, New York, 1991. — p. 237 — 254.
- Illich I.D. Deschooling Society /I.D. Illich. Harmondsworth: Penguin Books, 1971.
- Joseph Martin. Sociology for everyone /Martin Joseph. Polity Press, Cambridge, 1989. 310 p. ф 169. Knapp P. Crisis and chance: basic questions of Marxist sociology /Peter Knapp, Alan Spektor. Nelson-Hall Publishers, Chicago, 1991. 421 p.
- Коп I. The conception of the alienation in the modern sociology Я. Коп: Электрон. Ресурс. URL: http://www.neuro.net.ru/sexology.
- Man Alone: Alienation in Modern Society. N.Y., 1962.
- Mills C.W. White Collar: the American Middle Classes /C.W. Mills. -New York: Oxford University Press, 1956. 380 p.
- Munch R. Sociological theory. Volume 3. Development since the 1960s /R. Munch. Chicago: Nelson-Hall Publishers, 1994. 352 p.
- Nisbet R.A. The sociological tradition. Basic book, Inc., Publishers /R.A. Nisbet. -New York, 1966. 349 p. ф 175. Raymond A. Main Currents in Sociological Thought (2 vols)
- А. Raymond. Harmondsworth, Penguin, 1970, vol. 1.
- Riesman D. The lonely crowd: a study of the changing American character /D. Riesman. New Haven, London. Yale University Presss, 1989. -315 p.
- Seeman M. On meaning of alienation /М. Seeman // American sociological review. Dec. 1959.
- Theoretical sociology/Randall Collins/ Harcourt Brase Jovanovich, Publishers, 1988. 565 p.
- The Social Science Encyclopedia. Sekond Edition. Ed. by Adam Ku-per and Jessica Kuper. London and New York: Routledge Taylor & Francis Group, 2003.-924 p.