Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные процессы и их классификация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В обществе, в котором конкурируют личные способности членов общества, конкуренция не может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Отстранение и опережение — это разные вещи, соответственно конкуренция конкуренции рознь. Она может быть честной или не быть таковой. Считается, что именно на стимулирующем… Читать ещё >

Социальные процессы и их классификация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальные изменения — результат действий людей ради достижения тех или иных социальных целей, что обусловливает однонаправленность такого рода действий, которые в этом случае являются еще и совместными. Сопряженность действий людей может быть и бессознательной благодаря наличию у них одинаковых мотивов и ориентаций. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называют социальным процессом[1]. Несмотря на многообразие социальных процессов, все они обладают некоторыми общими чертами, совокупность которых позволила американским социологам, представителям чикагской школы социологии Роберту Парку (1864−1944) и Эрнсту Берджесу (1886−1966) создать классификацию основных социальных процессов. В их классификацию входят процессы кооперации, конкуренции, адаптации, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.

1. Кооперация (сотрудничество) — совместная деятельность по достижению желаемой цели. Кооперация может протекать в различных сообществах людей. Например, два человека могут скооперироваться ради достижения какой-то цели, подобно тому как Илья Ильф и Евгений Петров кооперировались ради написания сатирических книг и рассказов, а герои американского боевика Бони и Клайд ради ограбления банков. Такую кооперацию можно назвать диадной (от греч. dyas, dyados — два). Кооперируются не только диады, но и малые группы (три и более человек) и большие социальные группы — классы, общности, нации и т. д.

В примитивных обществах кооперация имеет генетические корни, т. е. возникает на уровне удовлетворения биологических потребностей, например в еде, но и здесь она уже «озарена» идеей запаса, которого хватит на все племя. В частности, на островах Полинезии жители ловят сообща рыбу не потому, что так делали их отцы, а потому, что они хотят есть, и потому, что ситуация, миллиарды раз повторяясь, подсказывает им, что ловить рыбу лучше сообща, а не в одиночку.

Кооперация возможна для достижения не только общественно значимых, но и корыстных целей. Разница в том, что кооперация ради корыстных целей не бывает долговременной, а только до момента удовлетворения или неудовлетворения корыстных потребностей или желаний. Кооперация ради достижения общественно значимых целей не ограничена фактором времени; она может прекратить существование только в случае, когда оговоренные цели и желания оказались недостижимыми.

Кооперация (особенно в малых группах) может выступить как потребность в общении, ведь без общения нс может жить даже закоренелый мизантроп (человеконенавистник). Общение — это специфическое межличностное взаимодействие людей, источник их жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Потребность в общении — одна из базовых потребностей людей, пронизывающих все их существование, начиная с общения в семье, коллективе, в группе друзей, единомышленников и т. д. При этом надо, чтобы индивид обладал способностью, умением включиться в совместную деятельность, идентифицировать себя с той или иной группой, с которой он хочет кооперироваться.

2. Конкуренция (соперничество) — следующий вид социальных процессов. Известно, что человек живет в мире ограниченных ресурсов, и не только отдельный человек, все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. Сегодня, как и в любой момент в прошлом или будущем, ограниченность наличных ресурсов остается весьма жестким условием, объективной реальностью, определяющей размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ближайшим следствием бездарного использования наличных ресурсов является социальный процесс, называемый конкуренцией (от лат. concurrere — сталкиваться). Это специфический способ распределения общественного богатства, когда одним достается львиная доля общественного богатства, а другим — лишь их малая толика общественного дохода, не обеспечивающая даже расширенного воспроизводства рабочей силы.

Конкуренция — это социальный процесс, в котором человек (группа людей) соперничает с одним человеком или большим числом других людей (групп) по достижению цели, когда искомые результаты дефицитны и не все могут ими воспользоваться, потому что с самого начала субъекты конкуренции стоят в неравном отношении друг к другу. Одним это позволяет присваивать большую часть из дефицитных результатов произведенной продукции, другие такой возможности не имеют. В ситуации, когда объективная информация об индивидуальных доходах практически недоступна, субъективный показатель материальной обеспеченности представляется более информативным (табл. 1).

Таблица 1

Субъективные оценки материального положения, % респондентов (данные ежегодных опросов населения в Нижнем Новгороде, Тамбове и Дмитрове)[2]

Уровень материальной обеспеченности.

Не отказывают себе ни в чем.

1,5.

5,9.

5,8.

3,8.

2,6.

Отказываются только от недвижимости и предметов роскоши.

13,9.

22,9.

23,2.

17,7.

16,8.

Отказываются от некоторых необходимых вещей и продуктов.

43,6.

43,3.

49,2.

47,5.

55,5.

С трудом сводят концы с концами.

34,1.

25,5.

18,3.

30,0.

23,8.

Терпят нужду и голод.

6,9.

2,4.

3,5.

0,0.

1,3.

В обществе, в котором конкурируют личные способности членов общества, конкуренция не может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Отстранение и опережение — это разные вещи, соответственно конкуренция конкуренции рознь. Она может быть честной или не быть таковой. Считается, что именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного индустриального общества. Если говорить о достижениях в области новейших технологий, то это действительно так. В сфере же социальных технологий достижения Запада весьма скромны. Например, капитализм на протяжении веков не может решить проблему безработицы. В частности, в благополучной Дании, население которой составляет 5,5 млн человек, зарегистрировано 44 тыс. безработных (оценка на июль 2008). Чем дольше человек находится без работы, тем меньше становится размер его пособия, иногда даже ниже прожиточного минимума. Кроме того, стоит задуматься над социально-психологическим состоянием безработного. Для людей, долго не имеющих работы, характерны повышенная враждебность, возбудимость и раздражительность, высокая степень агрессивности или, напротив, склонность к депрессии, нарушение барьера психологической адаптации и др. Даже в условиях либеральных моделей экономического развития понимают, что конкуренция не может быть «без берегов», так как в этом случае общество дестабилизируется. Во имя того, чтобы ослабить социальную напряженность, связанную с проблемами занятости, разрабатываются различные технологии профилактики конкуренции. Во-первых, когда конкуренция достигает апогея, появляется риск непредусмотренного роста социальной напряженности в обществе. В таком случае создаются разнообразные союзы предпринимателей, регулирующие социальный процесс конкуренции. Во-вторых, происходит замещение механизма соперничества механизмом сотрудничества. Наконец, конкуренция в обществе нередко лишь прелюдия к конфликту, ведь безработица сама по себе — не что иное, как конфликт наемного работника с владельцем средств производства по поводу занятости, по поводу свободных рабочих мест.

  • 3. Адаптация (приспособление) как социальный процесс означает принятие индивидом (группой) культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения[3]. В природе приспособления есть нечто, унижающее достоинство человека даже тогда, когда он по своей воле изменяет своей старой среде. Переоценка ценностей — это всегда мучительный процесс, который, конечно, легче проходит для школьника, сменившего парту на студенческую скамью, и неизменно тяжелее для эмигрантов, сменивших свою родину, оказавшихся в диаспоре, когда все вокруг чуждо, непонятно и человек, хочет он того или нет, оказывается человеком второго сорта. Более того, он вынужден приспосабливаться ко всему новому и непривычному, начиная с языка. В этой связи приспособление представляет собой наиболее сложный социальный процесс, в зависимости от обстоятельств включающий в себя ряд особенностей, таких как подчинение, компромисс, терпимость.
  • Подчинение — обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление среде значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает его и вовсе невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм[4].
  • Компромисс — также одна из форм приспособления индивида к новой среде путем частичного или полного принятия условий, диктуемых ситуацией конфликта. Когда ситуация компромисса складывается по схеме «жизнь или кошелек», то простое сопоставление ценностей заставляет выбирать жизнь. По это крайний случай компромисса. В обычной практике субъекты компромисса до тех пор идут на уступки друг другу, пока не достигают баланса, равенства преимуществ, что позволяет достичь приемлемого решения для обеих сторон. Компромисс и связанные с ним действия наиболее характерны для дипломатии.
  • Терпимость — еще одна черта процесса приспособления индивида к новой жизненной ситуации. Ее суть может быть зафиксирована пословицей, согласно которой не стоит лезть в чужой монастырь со своим уставом. Другими словами, терпимость (иначе — толерантность) — это форма принятия чужих норм, ценностей, новых образцов культуры не потому, что они соответствуют вашим представлениям, а потому, что вы уважаете отношение других к правилам этого «монастыря». Осуждая молодежь за то, что она сегодня ведет себя не так, как вели себя в молодости представители старшего поколения, вы проявляете нетерпимость к ценностям молодого поколения, а следовательно, неуважение к нему, но при этом и молодое поколение должно соблюдать границы уважения к старшим, их ценностям и культуре. То же самое можно сказать о госте, приглашенном в дом и тут же раскритиковавшем его обстановку: считайте, что больше приглашения в этот дом он не получит.

В сложившейся институциональной среде, воспринимаемой большинством населения как враждебная, осуществляется процесс адаптации, который может рассматриваться как вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания его участников (мнение о том, что этот процесс практически не идет, разделяет треть опрошенных; половина респондентов констатирует кризисный характер процесса). Приведенное ниже распределение ответов респондентов относительно собственных возможностей приспособиться к социально-экономическим переменам в российском обществе свидетельствует об отсутствии позитивной динамики адаптационных процессов (табл. 2).

Таблица 2

Динамика адаптации (данные ежегодных опросов населения в Нижнем Новгороде, Тамбове и Дмитрове)[5]

Ответ на вопрос «Удалось ли Вам приспособиться к новым социально-экономическим условиям?» .

Доля репондендов, %.

Июль.

Безусловно да.

8,3.

13,6.

5,9.

6,4.

8,4.

Скорее да.

23,8.

21,3.

18,7.

19,5.

18,4.

Скорее нет.

32,6.

32,4.

37,9.

38,9.

41,3.

Безусловно нет.

22,9.

32,7.

37,5.

35,2.

31,9.

  • 4. Ассимиляция (усвоение) — это процесс, в ходе которого происходит взаимное проникновение культур различных социальных общностей. Общей культурой становится, как правило, культура той общности, ценности и нормы которой разделяются всеми общностями, вошедшими во взаимный контакт. Так формируется господствующая культура. Например, в США это культура белого большинства, однако и в ней так или иначе присутствуют элементы культуры меньшинств, например коренных американцев, негров. Процесс ассимиляции приводит к созданию чисто американской культуры, хотя этот процесс все еще продолжается. Ассимиляция в какой-то мере способствует сближению господствующей нации с национальными меньшинствами, хотя белое большинство отягощено столь многими предрассудками, что до окончательного оформления американцев в единый народ еще очень далеко.
  • 5. Амальгамация (сплавление, смешение) — биологический сплав двух или более этнических групп на единой территории, находящихся в сравнительно одинаковых социальных условиях. Можно проследить пути формирования больших наций (русской, французской, итальянской, американской), чтобы убедиться в том, что любая из них была затронута процессом амальгамации.
  • 6. Поддержание границ. Если при использовании процессов ассимиляции и амальгамации происходит главным образом стирание границ между группами, когда исчезает формальное их разделение, появляется какая-то особая культура, которую в принципе разделяют все члены того или иного сообщества, то технологии поддержания границ культуры своей группы, напротив, не допускают ее окончательного исчезновения. По этой причине возникают социальные границы, которые закрывают культуру этой группы от влияния других культур, в том числе и общепринятой культуры. Для многих групп формой поддержания границ своей группы становится сохранение языка, диалекта или специального жаргона.

Возможно поддержание границ группы и по профессиональному признаку. Например, железнодорожники, врачи, военные, пожарные и т. п. отделяются от других групп не только «мундиром», но также особым профессиональным языком — жаргоном. Символические знаки, униформа могут отсутствовать, по, как правило, члены одной группы узнают друг друга по групповым стандартам поведения, принятым или выработанным в данной группе. Как и во всяком деле, поддержание границ группы осуществляется при помощи системы «поощрение — санкция». Те, кто прилагают особые усилия для поддержания границ группы, поощряются, те, кто разрушает границы группы, — наказываются. Чаще всего наказания, или негативные санкции, применяются в виде отмены или лишения вознаграждений. Например, кто-то не может получить хорошего места работы без поддержки определенной группы или объединения; кто-то может оказаться нежелательным в престижной группе, политической партии; кто-то может потерять дружескую поддержку.

Создание границ — процесс неформальный. Очень часто существование границ между группами или их отсутствие не соответствует официальному их запрещению или, наоборот, введению. Создание и модификация границ между группами — это социальный процесс, происходящий постоянно с большей или меньшей интенсивностью в ходе взаимодействия между группами[6].

7. Создание системы связей определяется как социальный процесс, с помощью которого элементы по крайней мере двух социальных систем сочленяются таким образом, что в некотором отношении и в некоторых случаях они выглядят как единая система[6].

Каждая социальная группа в современном обществе не может быть абсолютно замкнутой, даже если она этого хочет. Она должна иметь внешние связи, которые, как телефонные провода, служат каналам коммуникационного общения данной группы с обществом. Между тем общение протекает не только по коммуникационным каналам, но и путем обмена продуктами, результатами промышленного производства и т. п. Какой бы объект общественной жизни мы ни взяли (город, деревня, завод, фирма, акционерное общество), каждый из них связан с другими подсистемами общества, будь то государственные, частные, профсоюзные или парламентские организации. Вся проблема заключается в том, чтобы организация, создавая систему связей для своего жизнеобеспечения и сохранения, стремясь поддержать свою независимость, целостность, самостоятельность, старалась учитывать в этом плане интересы других групп, перед которыми стоят те же самые цели. Только в этом случае можно согласовать интересы всех групп и избежать противостояния и тем более конфликта.

Рассмотренная совокупность социальных процессов позволяет сделать вывод, что все они тесно взаимосвязаны между собой. Отличительной особенностью социальных процессов является одновременное их проявление в практической жизни, что создает существенные предпосылки для развития социальных общностей и фиксации социальных изменений во времени и пространстве.

Социальная модернизация и трансформация обществ. В социологии под модернизацией подразумевается переход от традиционного аграрного общества к светскому, городскому и индустриальному обществу (рис. 7).

Эволюцию человеческой цивилизации, начиная с ее предыстории, можно подразделить на три общих этапа. На первом этапе наблюдалось появление примитивных обществ и общин. На втором этапе примитивные общества начали объединяться и трансформироваться в цивилизации. Третий этап берет начало в XVIII столетии с наступлением.

Трансформация обществ.

Рис. 7. Трансформация обществ.

промышленной революции и продолжается до настоящего времени. Для современного этапа характерно распространение индустриальной культуры по всему миру.

При модернизации обществ трансформируются типы и характер входящих в них групп. Так, в обществах охотников и собирателей единственными основаниями для членства в группе выступали возраст, пол и принадлежность к племени. В результате простейшие общества состояли из малого числа различающихся групп. Индустриальные общества подразделяются на множество групп. В них, кроме групп, сформировавшихся по возрастному и половому признаку, присутствуют группы, образованные на основе общей религии, этноса, территории, политической ориентации и др. Все эти многочисленные малые группы входят в одну крупную группу — общество, которое в силу своих особенностей и условий придает форму этим малым группам.

  • [1] См.: Фролов, С. С. Социология: учебник. — М., 1996. — С. 275.
  • [2] Источник: Авраамова, E. М. Влияние социально-экономических факторов на формирование политического сознания // Российское общество: становление демократических ценностей? / под ред. М. Макфола, А. Рябова; Моск. Центр Карнеги. — М., 1999.
  • [3] См.: Фролов, С. С. Социология: учебник. — С. 279.
  • [4] См.: Фролов, С. С. Указ. соч. — С. 279.
  • [5] Источник: Авраамова, E. М. Влияние социально-экономических факторов на формирование политического сознания // Российское общество: становление демократических ценностей? — М., 1999.
  • [6] См.: Фролов, С. С. Указ. соч. — С. 283.
  • [7] См.: Фролов, С. С. Указ. соч. — С. 283.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой