Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие выводы по главам 1-5

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Можно заключить, что престиж учебной организации важен для учащихся и их родителей не столько в контексте будущих планов, сколько в связи с настоящим статусом. Престиж — это то, что связывает внутренние" ориентации учащихся (установки на качество обучения) с внешними ориентациями (статус, копроративность образования). Такое положение дел, когда престиж является значимым критерием выбора школы… Читать ещё >

Общие выводы по главам 1-5 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ориентация на престиж — самая устойчивая из выявленных установок родителей и учащихся. Ее взаимосвязь с кластером школы сохраняется и в региональных выборках, и даже при сопоставлении ответов одиннадцатиклассников с ответами девятиклассников. Опрос родителей по России выявил ту же зависимость: чем выше статус и результативность школы, тем чаще родители руководствовались при ее выборе такой причиной, как престижность. Ориентация на престижность учебной организации не просто инвариантна, она коррелятивна ориентации на качество образования.

Установка на престиж порой носит парадоксальный характер. Престиж учебной организации оказывается ценен сам по себе, вне связи с последующей карьерой выпускника. Анализ ответов на вопрос «Что важно получить в результате обучения?», раскрывающий реальные ожидания от результатов обучения, не обнаруживает существенной значимости престижности. Более того, ответ «аттестат престижного учебной организации» выбирается реже всех прочих вариантов ответа.

Можно заключить, что престиж учебной организации важен для учащихся и их родителей не столько в контексте будущих планов, сколько в связи с настоящим статусом. Престиж — это то, что связывает внутренние" ориентации учащихся (установки на качество обучения) с внешними ориентациями (статус, копроративность образования). Такое положение дел, когда престиж является значимым критерием выбора школы, но не влияет на ожидания от результатов обучения в ней, характерно для системы воспроизводства неравенства. В пользу этой гипотезы свидетельствует, в частности, тот факт, что в регионах, где отсутствуют выраженная иерархичность и жесткая стратификация организаций общего среднего образования (в слабоурбанизированных регионах), престиж не является столь значимым критерием дифференциации школ.

Парадокс престижа разрешим. Он получает объяснение, как только мы разводим установку на престиж при выборе школы и реальные ожидания от результатов обучения. Гораздо сложнее обстоит дело с установками на комфорт и здоровье учащихся.

Результаты общероссийского опроса свидетельствуют о том, что для родителей гимназистов доброжелательность учителей, их готовность помочь, хорошее отношение к детям относительно менее важна, чем для родителей учащихся из других школ. Вместе с тем крайне редко родители указывали на такие факторы, как наличие условий для сохранения здоровья детей.

Может сложиться ощущение, что «комфортное проживание жизненного этапа» вообще не является для родителей ни значимым критерием выбора школы, ни существенным индикатором качества обучения в ней. Однако, отвечая на вопрос о том, какие параметры более всего характеризуют высокое качество обучения в школе, 72% родителей назвали «создание такой обстановки, чтобы ребенок с удовольствием ходил в школу». Для родителей, судя по ответам на этот вопрос, важно, чтобы реализовывались принципы сохранения и улучшения здоровья детей (67% населения). Также значимым оказалось отсутствие в школе подростков с дурными наклонностями (очень значим это параметр для 59% населения). На высокую потребность в хорошей, доброжелательной атмосфере в классе указывают 66% россиян. Такая характеристика учебного процесса, как отсутствие перегрузки детей учебой, отмечают в среднем 38% респондентов. Приведенные выше оценки различных характеристик учебного процесса не зависят от кластеров, к которым относятся школы.

Налицо странная двойственность ответов. Говоря о критериях качества обучения, родители предъявляют серьезные требования к организации учебного процесса, к атмосфере учебы и к учебной нагрузке. Но ни один из этих критериев не является значимым в выборе образовательной стратегии. Такую декларативность лишь отчасти можно объяснить традиционным разведением абстрактного и конкретного уровней ответа респондента (вообще значим комфорт, но в частности — престиж школы и поступление в вуз).

Так или иначе, установки на качество процесса слишком декларативны, чтобы можно было говорить о значимости этой ориентации. Сами родители, обсуждая будущее своего ребенка, под качеством подразумевают в первую очередь качество результата. Чем именно обусловлена удовлетворенность? Родители учащихся сильных школ чаще называют такие компоненты обучения, как наличие углубленных программ по ряду предметов, наличие факультативов и дополнительных занятий, профессионализм преподавателей. Удовлетворенность родителей учащихся слабых школ менее дифференцирована. Для них в равной степени важны и атмосфера на занятиях, и профессионализм преподавателей, и материально-техническая база организации.

В целом большинство одиннадцатиклассников планирует после школы поступить в вуз. На это указали в среднем 80% населения. При этом ярко выражена зависимость: чем выше статус и результативность школы, тем больше доля учащихся, планирующих продолжить образование в вузе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой