Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Спортивная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные направления психологической науки возникали по мере развития соответствующей сферы человеческой деятельности. Так, десятилетия покорения космоса (от одного витка вокруг Земли, выполненного Юрием Гагариным, до многомесячных вахт на орбите международных коллективов) привели к необходимости развития космической психологии. Развитие спорта, захватившего в сферу своего влияния сотни… Читать ещё >

Введение. Спортивная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Различные направления психологической науки возникали по мере развития соответствующей сферы человеческой деятельности. Так, десятилетия покорения космоса (от одного витка вокруг Земли, выполненного Юрием Гагариным, до многомесячных вахт на орбите международных коллективов) привели к необходимости развития космической психологии. Развитие спорта, захватившего в сферу своего влияния сотни миллионов человек всех возрастов (спортсменов и тренеров, болельщиков и людей, занятых в спортивной индустрии), а также международное значение, придаваемое победам в спортивных состязаниях, потребовало интенсивного развития спортивной науки и, в частности, психологии спорта.

Современная спортивная психология является областью спортивной науки и вместе с тем отраслью общей психологии, поэтому ее происхождение и развитие следует рассматривать в контексте истории спорта в сочетании с историей психологии. История этих двух явлений — спорта и психологии, можно сказать, развивалась параллельно. Традиционно возникновение спорта связывают с Древней Грецией. Именно здесь, казалось, достаточно банальное состязание бегунов постепенно превратилось в серьезное социальное явление с развитой инфраструктурой. Подобное расширение сферы влияния оказалось возможным, во многом благодаря торговле различными товарами, необходимыми для Олимпийских игр того времени. Торговля стала особенно прибыльной после того, как в программу 25-х Игр (680 г. до н.э.) включили гонки на дорогостоящих колесницах. Дорогими были и колесницы, и скакуны, и боевое снаряжение (начиная с 65-х игр, атлеты состязались в беге в полном боевом снаряжении). Следует отметить, что самого слова «спорт» в то время еще не существовало.

Именно в это время в античном мире впервые зарождаются научные психологические знания, сформулированные греческими философами Анаксагором, Демокритом, Аристотелем. Немалый вклад сделал Аристокл, более известный как Платон. Прозвище «Платон», т. е. «Широкоплечий» Аристокл получил за свое крепкое телосложение атлета. В своих работах он сформировал учение о бытии, душе, нравственности, отмечая, в частности, взаимосвязи гимнастики и воспитания.

В работе «Культурное наследие Древней Греции и Олимпийские игры» отмечается, что древние греки рассматривали психологическую подготовку как важную часть мастерства атлетов. Психологом должен быть и тренер, который, в частности, должен быть хорошим физиономистом, чтобы уметь делать выводы о характере атлета и его темпераменте. В соответствии с мнением Аристотеля, тренер должен был применять методы подготовки, соответствующие личности атлета.

Историю начала психологии можно вести отсюда, хотя еще долгое время спустя она существовала в основном в других науках: философии, истории, естествознании.

Что касается самого термина «спорт», то он происходит от древнефранцузского слова, означающего коллективные и индивидуальные занятия физическими упражнениями по соответствующим правилам, и в Европе стал применяться в конце XIII — начале XIV в. В России термин впервые был употреблен в англоязычной версии «sport» в 1830 г. в журнале «Московский телеграф». В журнале «Коневодство и охота» (№ 8, 1844) приводится слово «спортсмен» как человек, занимающийся спортом. В официальных справочниках он впервые отмечается в словаре Ф. Толля (1864), согласно которому спорт, это игра, увеселение, а также охота, скачки.

Примерно в это же время Вильгельм Вундт основал в Лейпцигском университете первую в истории психологическую лабораторию (1879), ставшую через два года Институтом экспериментальной психологии. Со школы Вундта психология начала свою историю как самостоятельная наука.

В 1920;е гг. в советской России возник интерес к психологии, поддерживаемый руководством страны. Это было обусловлено, в частности, возможностью применения науки для повышения производительности труда. Специалисты, работающие в сфере науки, получившей в дальнейшем название инженерной психологии, изучали возможности профессионального отбора, механизмы формирования навыков и проявления способностей, основы функциональных движений, необходимых, в частности, для труда и военного дела.

Конечно, не все было настолько утилитарно: психология в России и за рубежом привлекала внимании ученых, помогая открывать новые грани известных наук. Так, в 1922 г. Э. Кречмер опубликовал свою концептуальную работу «Медицинская психология», показавшую связь строения тела и характера. Книга была переведена на многие языки мира, в том числе в 1926 г. — на русский. Интенсивно развивались направления психологии, связанные с конкретными видами человеческой деятельности.

Физическая культура и спорт в силу своей популярности и политической значимости не могли не привлечь внимание представителей новой науки. В 1927 г. в России выходит монография А. П. Нечаева «Психология физической культуры», а через год американец К. Гриффит публикует свою «Психологию спорта». В этот же период практически одновременно открываются психотехническая лаборатория в Высшей школе физических упражнений (Германия), лаборатория спортивной психологии в Иллинойском университете (США), кафедра психологии в Государственном Центральном институте физической культуры (СССР).

В настоящее время спортивная психология является одной из наук о спорте. Она тесно пересекается с теорией и методикой физического воспитания, физиологией и психофизиологией спорта, психогигиеной спорта, спортивной медициной и др. Вместе с тем, в сфере естественных наук направления спортивной психологии взаимосвязаны с физиологией, медициной, биологией, а в сфере социальной — с педагогикой, социологией и другими науками.

Как отрасль психологической науки спортивная психология изучает особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной деятельности. Иными словами, спортивная психология изучает объективные законы проявлений психики и сознания личности (группы) спортсменов, их развития и совершенствования в экстремальной деятельности. Экстремальность характерна для спорта высших достижений, требующего от исполнителя экстремального психофизиологического напряжения. Соответственно, объектом спортивной психологии является человек в специфических условиях экстремальной деятельности, что сближает представленную науку с экстремальной психологией.

Предмет спортивной психологии с этой точки зрения может рассматриваться как экстремальная деятельность человека в условиях спорта высших достижений. Экстремальность в спорте определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся большие физические и психические нагрузки, высокая конкуренция, вынужденные ограничения. Ко вторым — ощущение несоответствия между затраченными усилиями и спортивным результатом, различия в реакциях на стресс, возможности получения травмы и др.

Таким образом, предметом спортивной психологии являются «специфические закономерности и механизмы психических проявлений, особенности готовности к эффективной деятельности, в зависимости от конкретных тренировочных и соревновательных условий, от средств, методов подготовки и от психологических свойств и качеств спортсмена» .

Основной целью спортивной психологии является: а) изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства, а также качеств, необходимых для участия в соревнованиях; б) разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Для достижения этих целей необходимо решить целый комплекс задач, которые делят на теоретические и прикладные. Среди основных теоретических задач выделяется изучение:

  • а) особенностей психических процессов как регуляторов спортивной деятельности;
  • б) основных психических свойств спортсмена и тренера как факторов организации спортивной деятельности и их развития;
  • в) структуры и функциональных состояний в спортивной деятельности;
  • г) закономерностей развития личности в спортивной деятельности, в том числе эмоционально-волевой сферы;
  • д) особенности мотивации, ее влияние на эффективность спортивной деятельности;
  • е) способностей к спортивной деятельности, проблемы спортивного отбора;
  • ж) социально-психологических факторов спортивной деятельности.

К прикладным задачам относят разработку:

  • а) психологических основ и процедур спортивного отбора;
  • б) теоретически обоснованной и практически эффективной системы психологической подготовки спортсменов;
  • в) форм и методов оптимальной диагностики и эффективной системы коррекции психологических состояний;
  • г) психологических средств повышения спортивной мотивации.

Интересно, что, несмотря на растущий интерес к психологии вообще и спортивной психологии в частности, до недавнего времени в нашей стране серьезное обучение в этой сфере не проводилось. В 1970;х гг. была осуществлена едва ли не единственная попытка переподготовки группы психологов для работы с олимпийскими командами страны.

В настоящее время различные вузы страны начали осуществлять подготовку спортивных психологов, в основном в форме специализации и профессиональной переподготовки. Автором первой программы подготовки специалистов с законченным высшим образованием стал профессор А. В. Родионов. Его опыт, опыт коллег и учеников во многом стал основой данной работы. Среди авторов учебника — спортивные психологи, участвовавшие в подготовке чемпионов и призеров Европы, мира, Олимпийских игр. Это позволило включить в учебник не только теоретический материал, но и конкретные рекомендации, доказавшие свою эффективность на практике.

Структура учебника представлена в оглавлении. Большое значение уделено истории спортивной психологии, тем более что среди авторов — люди, которые во многом создавали эту историю. Теоретический раздел в основном объединяет опыт двух российских школ спортивной психологии — петербургской (ленинградской) А. Ц. Пуни и московской П. А. Рудика. Вместе с тем в учебник включены материалы, подготовленные не только российскими психологами, но и их коллегами из Белоруссии и Украины.

В результате изучения материалов учебника бакалавр должен:

знать

  • • специфику спортивной психологии спорта как особой отрасли психологической науки;
  • • историю становления спортивной психологии и основные тенденции ее развития на современном этапе;
  • • методологические основы изучаемого курса;
  • • психологические особенности личности спортсмена и условия ее формирования в зависимости от вида спорта;
  • • содержание и особенности подструктур личности спортсмена;
  • • содержание психоспортограммы конкретного вида спорта;
  • • особенности и этапы составления психограммы личности спортсмена;
  • • объективные связи обучения, воспитания и развития личности в системе спортивной деятельности;
  • • методы диагностики для выявления и изучения психологических свойств личности спортсмена;

уметь

  • • выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных;
  • • учитывать психологические особенности физической, технической и тактической подготовки в различных видах спорта;
  • • использовать методы саморегуляции;
  • • составлять психоспортограммы;
  • • подбирать и применять батарею психодиагностичных тестов;
  • • давать психологическую характеристику личности спортсмена, интерпретацию его психического состояния;
  • • объяснять тренеру результаты психодиагностики спортсмена и давать необходимые рекомендации;
  • • находить формы работы со спортсменом в целях максимального использования его возможностей;
  • • учитывать влияние личности тренера и стиля его руководства на успешность спортивной деятельности;

владеть

  • • системой психологических знаний в сфере теории и методики спортивной тренировки;
  • • навыками групповой работы в сфере развития коммуникаций, командообразования;
  • • приемами психопрофилактики и психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям;
  • • навыками и технологиями применения теоретических знаний в практике общения со спортсменами, тренерами;
  • • научно обоснованными методами моделирования соревновательной обстановки в процессе тренировки;
  • • методами повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
  • • методами создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;
  • • знаниями и навыками, используемыми в смежных сферах психологической науки.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой