Инвентаризация.
Бухгалтерский учет.
Теория бухгалтерского учета
Инвентаризация — это сопоставление фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухгалтерского учета с целью контроля за сохранностью собственности и обеспечения достоверности учетных записей. Если виновные лица не установлены, или во взыскании ущерба отказано судом, убытки от недостачи списывают на финансовые результаты деятельности организации. При этом производится… Читать ещё >
Инвентаризация. Бухгалтерский учет. Теория бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы обеспечить достоверность и реальность данных бухгалтерского учета необходимо периодически сверять показатели учета с действительным наличием имущества и финансовых обязательств. Это производится с помощью инвентаризации.
Инвентаризация — это сопоставление фактического наличия имущества и финансовых обязательств с данными бухгалтерского учета с целью контроля за сохранностью собственности и обеспечения достоверности учетных записей.
Расхождения между учетными и фактическими данными могут быть вызваны следующими причинами:
- — естественная убыль (изменение веса, массы, объема иод воздействием температуры, влажности и т. п.);
- — арифметические ошибки в документах;
- — неисправность весового и измерительного оборудования;
- — арифметические погрешности при расчете массы или объема на дату приемки, отпуска, предыдущей инвентаризации;
- — неточности в приеме и отпуске материальных ценностей;
- — злоупотребления и т. д.
В зависимости от полноты охвата объектов инвентаризации подразделяют:
- 1) на полные (проверяются все виды имущества предприятия, обычно проводится в конце года перед составлением годового отчета);
- 2) частичные (проверяются отдельные виды имущества и финансовых обязательств).
В зависимости от порядка проведения различают инвентаризации:
- 1) Плановые (проводятся по заранее составленному плану).
- 2) Внеплановые или внезапные.
По методике проведения проверки бывают:
- 1) сплошные (отслеживаются все объекты без пропуска)
- 2) выборочные (отсматривают только те объекты, которые попадают в объем выборки)
Количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения устанавливаются предприятием самостоятельно, кроме случаев, установленных ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 11) и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
- — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- — при смене материально-ответственных лиц;
- — при установлении фактов хищений, злоупотреблений и порчи ценностей;
- — в случае стихийных бедствий;
- — при передаче имущества в аренду;
- — при реорганизации и ликвидации предприятия.
При проведении инвентаризации приказом руководителя назначается инвентаризационная комиссия. В состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. До этого времени материально-ответственные лица должны дать расписку в том, что все документы сданы в бухгалтерию и все ценности оприходованы. Комиссия осматривает, пересчитывает, обмеривает товарно-материальные ценности в присутствии материально-ответственного лица и записывает данные в инвентаризационные описи. В инвентаризационных описях указывают полное наименование материальных ценностей, сорт, количество, цену и сумму. Описи подписывают все члены комиссии и материально-ответственное лицо. Материально-ответственное лицо даег расписку о том, что не имеет претензий к членам комиссии.
Заполненные инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию и сверяются с данными бухгалтерского учета. При наличии расхождений между описями и данными бухгалтерского учета составляются сличительные ведомости, которые подписываются комиссией и материально-ответственным лицом.
После окончания инвентаризации комиссия составляет акт (протокол), где указывает результаты инвентаризации, решения по отражению инвентаризационных разниц и предложения по улучшению сохранности собственности. Протокол утверждается руководителем организации. Инвентаризационные разницы (излишки, недостачи) регулируются в порядке, установленном ФЗ «О бухгалтерском учете».
Имущество, оказавшиеся в излишке, оценивается по рыночной стоимости и приходуется и увеличивает финансовые результаты деятельности организации (прочие доходы):
Дт 01 «Основные средства», 10 «Материалы». 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», и т. д.
Кт 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачу имущества списывают по балансовой стоимости на специальный счет до выяснения причины и установления виновных лиц:
Дт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Кт 01 «Основные средства», 10 «Материалы». 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», и т. д.
В пределах норм естественной убыли недостачу списывают на издержки производства или обращения (себестоимость продукции):
Дт 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» и др.
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостачу имущества сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц. При этом делают проводки:
Дт 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если виновные лица не установлены, или во взыскании ущерба отказано судом, убытки от недостачи списывают на финансовые результаты деятельности организации. При этом производится следующая бухгалтерская запись:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы».
Кт 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».