Технология планирования: этапы и последовательность
Анализ в планировании ориентирован на будущее. Прошлое представляет интерес лишь в той мере, в какой оно оказывает влияние на будущее или способствует лучшей реализации целей будущего. Мышление категориями связи между прошлым и будущим должно означать, что с помощью анализа отклонений достигается цель — накопление знаний об экономических процессах и явлениях как внутри предприятия, так и влияние… Читать ещё >
Технология планирования: этапы и последовательность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Технология планирования — это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи и взаимообусловленности по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия (организации) с минимальными затратами ресурса. Технология планирования включает:
- — организацию планирования как совокупность мер и действий всех участников процесса планирования;
- — координацию плановых работ между подразделениями и структурами предприятия (организации), а также во времени с целью обеспечения оптимальных сроков разработки системы планов и каждого плана в отдельности;
- — последовательность и этапы проведения плановых расчетов с учетом их методического обеспечения, преемственности и взаимоувязки отдельных видов планов и их скоординированности, оптимальности использования ресурсной базы.
Технология разработки планов для предприятий включает следующие этапы:
Первый этап
Анализ исходного состояния объекта планирования.
Анализ в планировании ориентирован на будущее. Прошлое представляет интерес лишь в той мере, в какой оно оказывает влияние на будущее или способствует лучшей реализации целей будущего. Мышление категориями связи между прошлым и будущим должно означать, что с помощью анализа отклонений достигается цель — накопление знаний об экономических процессах и явлениях как внутри предприятия, так и влияние внешних факторов на работу компании. Такой анализ представляет собой положительный импульс для формирования будущего за счет учебы на прошлых ошибках.
Анализ в планировании предполагает осуществление следующих процедур:
- — оценка ресурсного потенциала предприятия и эффективности его использования;
- — оценка внешней среды и возможностей развития предприятия;
- — выявление тенденций и закономерностей развития предприятия, возможностей их сохранения в перспективе;
- — определение факторов и условий, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие предприятия и эффективность его деятельности;
- — выявление реальных возможностей развития (расширения деятельности) предприятия (ресурсных, рыночных, в том числе связанных с жизненным циклом товара или услуг);
- — определение наиболее важных проблем в развитии предприятия и внешних и внутренних угроз;
- — выявление резервов развития и характеристика источников пополнения ресурсного потенциала, обеспечивающего это развитие.
Этот этап завершается подготовкой аналитической записки, в которой последовательно дается оценка уровня и перспектив развития предприятия в разрезе вышеназванных процедурных вопросов анализа.
Второй этап
Определение и формализация реальной цели развития исходя из ресурсных возможностей предприятия и внешних условий его деятельности. Цели могут быть: материальные (производственные цели выпуска принципиально новых товаров и услуг на основе инновационных технологий и т. д.); социальные, охватывающие развитие внутреннего человеческого ресурса предприятия или направленные на решение социальных проблем развития общества (создание сети социально-доступных предприятий сферы услуги т. д.); финансовые, предусматривающие оптимизацию получения прибыли, рентабельности или повышение капитализации предприятия; экономические — по увеличению объемов продаж, повышению доли предприятия на рынке и др.
При формировании целей для предприятий необходимо учитывать:
- — социальную значимость предприятий (особенно это актуально для сферы услуг) как для общества в целом, так и для работников этого предприятия;
- — высокую степень зависимости количества и качества реализуемых продукции и услуг (на 2/3) от профессионализма и мотивации персонала;
- — возможность диверсифицированного роста при ограничениях на привлекаемый капитал;
- — влияние объективных и субъективных факторов в перспективном развитии предприятия;
- — формирование спроса на продукцию и услуги под определенным воздействием эмоционального восприятия товара или услуги.
Обоснование цели находит свое воплощение в развернутом описании миссии предприятия в перспективе.