Планирование продукции — это система решений по всем аспектам разработки, производства и управления продукцией организации.
Ассортиментная политика — политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции (услуг) с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.
Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых организацией. Она включает различные виды товаров. Вид товара подразделяется на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок).
Формирование ассортимента направлено на построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования, а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование организацией сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить товары с низкими издержками и высокой рентабельностью.
Этапы жизненного цикла товара и его характеристики для отдельной организации, повторяясь в своей основе, могут отличаться от отраслевых в зависимости от конкретных целей, ресурсов, планов маркетинга, расположения, конкурентной среды, уровня успеха и этапа внедрения. Продуктовая политика организации направлена в будущее, но при этом должна учитывать, что все товары, вне зависимости от успеха в реализации, рано или поздно уйдут с рынка.
Основной принцип формирования сбалансированного ассортимента состоит в том, что структура ассортимента должна обеспечивать максимально возможную общую рентабельность. Вместе с тем на рыночный ассортимент организации непосредственное влияние оказывают факторы рыночной среды, а также внутренние ограничения организации (цели организации, производственные мощности, ее внутренние ресурсы).
Ассортиментная политика организации должна непременно включать технологию и периодичность проведения анализа и корректировки ассортимента.
Целями аудита ассортимента являются формирование новых товарных позиций, обоснование необходимости сокращения ассортимента, корректировки объемов производства и цены по каждой позиции.
Производственная программа — основной раздел перспективного и текущего плана организации, который формируется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной ниши, занимаемой организацией.
В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем валовой, товарной и реализованной продукции.