Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внешняя задолженность государств: понятие, структура и показатели

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Покупателями суверенных долговых обязательств на мировом рынке долгового финансирования являются различные юридические лица. Основу международных инвесторов составляют так называемые квалифицированные институциональные инвесторы (QIB, Qualified Institutional Buyers). Данное определение появилось на свет в апреле 1990 г. как результат дополнения Комиссией США по ценным бумагам и биржам (SEC… Читать ещё >

Внешняя задолженность государств: понятие, структура и показатели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для реализации своих планов развития различным субъектам рынка требуются денежные средства. Можно пытаться развиваться за счет собственных средств. Однако если для достижения поставленных целей собственных средств недостаточно, необходимую оставшуюся часть денег придется брать в долг, т. е. использовать механизм долгового финансирования.

Долговое финансирование подразумевает привлечение денежных ресурсов на условиях возвратности, срочности и платности. Это означает, что полученные ресурсы должны быть возвращены в полном объеме и в заранее определенные сроки, а за их использование взимается определенная плата в виде процентов.

В целях финансирования расходных статей бюджета правительства разных стран мира могут привлекать временно свободные денежные средства на мировом финансовом рынке. Они могут осуществлять заимствования у различных юридических и физических лиц на своих национальных внутренних рынках, однако в условиях глобализации мировой экономики растет величина заимствований на мировом финансовом рынке.

В соответствии с методологией МВФ понятие «внешний долг» (External Debt) означает совокупность долговых обязательств страны перед нерезидентами. Внешний долг страны включает в себя долговые обязательства различных субъектов рынка:

  • — центрального правительства, т. е. суверенный долг (Sovereign Debt)]
  • — местных правительств, т. е. муниципальный долг (Municipal Debt)]
  • — финансовых и нефинансовых организаций, т. е. корпоративный долг (Corporate Debt).

В некоторых странах (например, в США) понятия «суверенный долг» и «государственный долг» (Public Debt) совпадают, в других странах (например, в странах Евросоюза и в России) под «государственным долгом» понимается совокупный долг федерального правительства и местных органов власти.

В структуре совокупного внешнего долга разных стран мира соотношение между государственными и корпоративными заимствованиями существенно отличается. По данным Всемирного банка, в Сингапуре, например, в начале 2014 г. вообще не было правительственных внешних долгов, в Китае и Люксембурге доля государственного внешнего долга составляла лишь десятые доли процента. В то же время в таких странах, как Уругвай, Греция, Египет и Эквадор, удельный вес государственного внешнего долга в ВВП достигал 63—65%.

Для оценки внешнедолговой устойчивости страны применяются различные экономические показатели, рассчитываемые как соотношения:

  • — внешний долг / экспорт товаров и услуг;
  • — платежи по внешнему долгу / ВВП;
  • — платежи по внешнему долгу / экспорт товаров и услуг;
  • — международные резервы / внешний долг;
  • — внешний долг / численность населения;
  • — международные резервы / платежи по внешнему долгу, и др.

Наиболее распространенным показателем внешнедолговой устойчивости страны является соотношение объема совокупного внешнего долга и ВВП. В соответствии с рекомендациями МВФ соотношение величины совокупного внешнего долга и ВВП, выраженное в процентах, отражает определенную степень риска внешней задолженности для различных стран мира. Если данное соотношение не превышает 30%, степень риска невелика. Высокая степень риска возникает в том случае, если данный показатель превышает 50%.

В табл. 15.1 содержатся данные МВФ, показывающие соотношение совокупной величины внешнего долга и ВВП у десяти стран — лидеров по объему внешнего долга в стоимостном выражении на начало 2014 г., а также отдельно отмечена позиция России.

Таблица 15.1

Соотношение совокупного объема внешнего долга и ВВП на 01.01.2014.

Страна.

%.

США.

96,5.

Великобритания.

347,3.

Германия.

142,3.

Франция.

194,3.

Люксембург.

5937,5.

Япония.

61,5.

Италия.

122,0.

Нидерланды.

291,4.

Испания.

160,0.

Ирландия.

908,7.

Россия.

31,7.

Как видно из табл. 15.1, все страны-лидеры находятся в зоне «высокой степени риска». Наиболее сложная ситуация в Люксембурге, где показатель внешней задолженности в 59 с лишним раз превышает величину ВВП этой страны, а также в Ирландии. Следует отметить, что 99,6% совокупного внешнего долга Люксембурга и почти 88% совокупного внешнего долга Ирландии приходится на корпоративный сектор. Для сравнения: в США на долю корпоративного сектора приходится 64,0% совокупного внешнего долга страны, а в Германии — 66,3%.

По сравнению с ведущими странами-должниками Россия по основному показателю долговой устойчивости находилась на гораздо более благоприятных позициях. Соотношение совокупной величины внешнего долга и ВВП ненамного превысило 30% (граница между низкой и средней степенью риска, по методике МВФ). При этом совокупная внешняя задолженность почти на 70% была покрыта международными резервами страны, что намного лучше аналогичных показателей других стран мира, лидирующих по объемам совокупной внешней задолженности в стоимостном выражении (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Степень покрытия совокупного внешнего долга международными резервами на 01.01.2014.

Страна.

Объем международных резервов, млн долл. США.

Степень покрытия внешнего долга, %.

США.

0,9.

Великобритания.

1,4.

Страна.

Объем международных резервов, млн долл. США.

Степень покрытия внешнего долга, %.

Германия.

3,5.

Франция.

2,6.

Люксембург.

0,03.

Япония.

Италия.

5,5.

Нидерланды.

1,9.

Испания.

Ирландия.

0,1.

Россия.

69,9.

Если учитывать только суверенный внешний долг, то в десятку стран — лидеров по величине внешнего долга в стоимостном выражении в начале 2014 г. входили следующие страны: США, Германия, Франция, Италия, Япония, Великобритания, Испания, Греция, Канада и Нидерланды. Структура суверенного внешнего долга десяти стран — лидеров по величине внешней задолженности в стоимостном выражении отражена в табл. 15.3. Отдельно отмечена позиция России.

Структура суверенного внешнего долга на 01.01.2014.

Таблица 15.3

Страна.

Суверенный внешний долг, млн долл. США.

Удельный вес долгосрочных долговых обязательств, %.

Удельный вес долговых ценных бумаг в долгосрочных долговых обязательствах, %

США.

88,4.

97,4.

Германия.

91,3.

94,4.

Франция.

85,6.

Италия.

90,8.

Япония.

44,5.

95,3.

Великобритания.

96,4.

96,5.

Испания.

93,7.

72,5.

Греция.

99,4.

16,5.

Канада.

86,5.

97,1.

Нидерланды.

92,5.

94,5.

Россия.

99,4.

Как видно из табл. 15.3, в структуре суверенного внешнего долга доминируют долгосрочные долговые обязательства, доля которых составляет в среднем около 92%. Исключением является лишь Япония, где на долю долгосрочных долговых обязательств приходится менее половины суверенного внешнего долга страны. Доминирование краткосрочных обязательств в структуре внешнего долга считается нежелательным для страны, поскольку требует аккумулирования большого объема денежных средетв для погашения внешней задолженности в течение ближайших месяцев или оперативного рефинансирования внешнего долга в условиях текущей рыночной конъюнктуры, которая может оказаться неблагоприятной для заемщика.

В структуре же долгосрочных долговых обязательств примерно 95% составляют долговые ценные бумаги. Исключением являются Испания, где соотношение между долговыми ценными бумагами и кредитами составляет 3: 1, и особенно Греция, где более 4/5 суверенного внешнего долга страны приходится не на долговые ценные бумаги, а на различные виды кредитов. В целом доминирование долговых ценных бумаг в структуре суверенного внешнего долга различных стран мира отражает современную тенденцию развития рынка суверенных внешних долгов, связанную с уменьшением удельного веса различных видов кредитов как низколиквидных инструментов долгового финансирования и соответствующим ростом доли суверенных долговых ценных бумаг, которые могут свободно обращаться на международном фондовом рынке.

Если сравнивать Россию с десяткой стран, являющихся главными суверенными должниками мира, можно отметить достаточно адекватное соответствие структуры ее суверенного внешнего долга современным тенденциям развития международного рынка суверенных внешних долгов. Речь идет об абсолютном доминировании долгосрочных долговых обязательств в структуре суверенного внешнего долга России и высоком удельном весе долговых ценных бумаг.

Для привлечения финансовых ресурсов на мировом финансовом рынке используются два основных типа долговых инструментов: эмиссионные и неэмиссионные. К эмиссионным инструментам относятся различные виды долговых ценных бумаг (кратко-, среднеи долгосрочные), к неэмиссионным — различные виды кредитов. Государства как суверенные заемщики предпочитают брать кредиты у международных финансовых организаций или правительств других стран, а также выпускать среднеи долгосрочные долговые ценные бумаги в виде еврооблигаций. В настоящее время основным инструментом суверенного внешнедолгового финансирования являются еврооблигации.

Еврооблигации — это долговые обязательства, размещаемые на мировом финансовом рынке среди, как правило, широкого круга инвесторов из разных стран. По данным Банка международных расчетов, в 2013 г. в мире было выпущено еврооблигаций на сумму 518 млрд долл., а всего в обращении находилось непогашенных еврооблигаций на сумму около 22 трлн долл. Они могут быть номинированы в любой валюте, но размещаются только за пределами страны регистрации эмитента. Кроме того, еврооблигации размещаются синдикатом инвестиционных банков, в котором по крайней мере два участника относятся к разным юрисдикциям.

Покупателями суверенных долговых обязательств на мировом рынке долгового финансирования являются различные юридические лица. Основу международных инвесторов составляют так называемые квалифицированные институциональные инвесторы (QIB, Qualified Institutional Buyers). Данное определение появилось на свет в апреле 1990 г. как результат дополнения Комиссией США по ценным бумагам и биржам (SEC, Securities and Exchange Commission) так называемого Правила 144А {Rule 144А) из «Акта о ценных бумагах», принятого в США в 1933 г. Речь идет о банках, инвестиционных и страховых компаниях, пенсионных и паевых фондах, трастовых, брокерских, дилерских компаниях и других организациях, которые работают с финансовыми активами (прежде всего с ценными бумагами) в объеме не менее 10 млн долл, (для некоторых категорий QIB минимальный порог — 100 млн долл.). Они способны предоставить денежные средства суверенным заемщикам на максимально выгодных для них условиях с точки зрения стоимости и срока возврата.

Принимая решение о вложении денежных средств, международный инвестор оценивает способность суверенного заемщика вернуть свой долг в установленные сроки и полностью выполнить все условия (в первую очередь финансовые), связанные с обслуживанием долга. С этой целью он принимает во внимание текущий международный кредитный рейтинг суверенного эмитента. Кредитный рейтинг является показателем надежности заемщика и уровня связанного с ним кредитного риска. В настоящее время общепризнанными являются три международных рейтинговых агентства: Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings. Именно их кредитные рейтинги используются международными инвесторами для оценки существующих кредитных рисков.

Кредитный рейтинг нс является рекомендацией по купле-продаже каких-либо ценных бумаг и нс выражает мнения о том, является ли тот или иной вид капиталовложений подходящим для данного инвестора, т. е. международные рейтинговые агентства не несут никакой юридической и финансовой ответственности за негативные последствия решений инвесторов, купивших те или иные долговые обязательства на основе имеющегося у эмитента международного кредитного рейтинга. Неоднократные случаи возбуждения недовольными инвесторами судебных исков против международных рейтинговых агентств заканчивались безрезультатно.

Международные кредитные рейтинги делятся на две категории: инвестиционного и спекулятивного уровня. Любая страна стремится получить максимально высокий кредитный рейтинг, поскольку от этого напрямую зависит стоимость внешних заимствований. Чем выше международный кредитный рейтинг страны — тем ниже стоимость привлеченных денежных ресурсов, и наоборот. Кроме того, многие квалифицированные институциональные инвесторы не имеют права покупать долговые ценные бумаги неипвестиционного уровня, что существенно ограничивает спрос на мировом финансовом рынке на долговые ценные бумаги суверенных эмитентов, имеющих международные кредитные рейтинги спекулятивного уровня. К примеру, Россия, имевшая в декабре 2014 г. международные кредитные рейтинги инвестиционной категории (Ваа2 от Moody’s, ВВВ от Standardand & Poofs и BBB от Fitch Ratings), получила свои первые международные кредитные рейтинги осенью 1996 г., которые в тот период находились на спекулятивном уровне.

Хотя существует несколько видов международных кредитных рейтингов, для инвесторов на рынке еврооблигаций ключевым является долгосрочный (Long-Term Rating) кредитный рейтинг эмитента (табл. 15.4). Он оценивает способность должника своевременно выполнить свои долгосрочные обязательства. Шкала оценки варьируется от самой высокой (ЛЛЛ) до самой низкой категории (D). К буквенным обозначениям кредитных рейтингов могут также добавляться знаки «плюс» или «минус» или цифры от 1 до 3 (в зависимости от международного рейтингового агентства), отражающие относительное улучшение или ухудшение кредитного качества эмитента в рамках основных рейтинговых категорий.

Таблица 16.4

Сравнение шкал долгосрочных кредитных рейтингов международных рейтинговых агентств

Standard & Poor’s (S&P).

Moody’s

Investors

Service

Fitch

Ratings

Рейтинги инвестиционного уровня.

AAA.

Aaa.

AAA.

Исключительно высокая способность выполнить свои финансовые обязательства. Самый высокий рейтинг.

AA+.

Aal.

AA+.

Очень высокая способность выполнить свои финансовые обязательства.

AA.

Aa2.

AA.

AA;

Aa3.

AA;

A+.

A1.

A+.

Высокая способность выполнить свои финансовые обязательства. В то же время у заемщика могут быть негативные изменения с точки зрения экономики и бизнеса.

A.

A2.

A.

A;

A3.

A;

BBB+.

Baal.

BBB+.

Достаточная способность выполнить свои финансовые обязательства, однако негативные экономические изменения весьма вероятны.

BBB.

Baa2.

BBB.

BBB;

Baa3.

BBB;

Спекулятивные рейтинги

BB+.

Bal.

BB+.

В ближайшее время вне опасности, однако имеется серьезный риск в долгосрочной перспективе из-за негативных финансово-экономических изменений.

BB.

Ba2.

BB.

BB;

Ba3.

BB;

B+.

B1.

B+.

Присутствует очень серьезный риск негативных финансово-экономических изменений, хотя в даннос время способен выполнять свои финансовые обязательства.

в.

B2.

в.

в;

B3.

в;

Standard & Poor’s (S&P).

Moody’s

Investor

Service

Fitch

Ratings

Рейтинги инвестиционного уровня.

ССС+.

Саа.

ССС+.

Находится в опасности и зависит от положительных финансово-экономических изменений для выполнения своих финансовых обязательств.

ССС.

Саа.

ССС.

ССС;

Саа.

ССС;

СС.

Са.

СС.

Находится в очень большой опасности на грани банкротства, однако выполнение финансовых обязательств пока еще продолжается.

D.

С.

D.

Дефолт. Выполнение финансовых обязательств прекращено.

Международная рейтинговая оценка содержит также перспективный прогноз, который показывает, в каком направлении наиболее вероятно изменение кредитного рейтинга суверенного заемщика в течение ближайшего времени. Прогноз бывает четырех видов: стабильный {stable) — изменение не ожидается; положительный {positive) — рейтинг может быть повышен; негативный {negative) — рейтинг может быть понижен; развивающийся {developing) — рейтинг может быть повышен или понижен.

Следует отметить, что кредитные рейтинги муниципальных и корпоративных заемщиков не могут быть выше суверенного рейтинга, который присваивается суверенным государствам. Иными словами, суверенный рейтинг — это международный кредитный рейтинг той или иной страны. Поскольку государство обладает правом ограничивать операции с использованием иностранной валюты различными типами национальных заемщиков, суверенный рейтинг, таким образом, не может быть ниже рейтинга муниципальных и корпоративных заемщиков данной страны и служит для них своеобразным «рейтинговым потолком».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой