Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Банк России: правовой статус

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской… Читать ещё >

Банк России: правовой статус (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном байке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Байк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия, но своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 75 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, но вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансовохозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Источник: Банк России. URL: http//www.cbr.ru.

К пассивным операциям Центрального банка относятся: эмиссионная деятельность (эмиссия денежных компонентов), прием средств коммерческих банков на собственные депозитные счета, прием средств правительства и казначейства, формирование собственного капитала. Активные операции ЦБ состоят из: учетных операций, предоставления кредитов, вложений в государственные ценные бумаги, операций с золотом, драгоценными металлами и иностранной валютой. Учетные операции — это покупка и учет векселей у коммерческих банков в качестве меры краткосрочного кредитования для покрытия текущих кассовых разрывов между поступлением доходов и осуществлением расходов.

Пассивные операции ЦБ предназначены для формирования ресурсной базы банка, цель активных операций — обеспечение ликвидности банковского сектора страны, управление государственным долгом, поддержание стабильности финансовой системы. С помощью пассивных и активных операций Центральный банк проводит денежно-кредитную политику и валютные интервенции. Таким образом осуществляется монетарное регулирование экономики.

Центральный банк любой рыночной экономики задействован в двух видах политики: макроэкономической и микроэкономической. К макроэкономической политике ЦБ относят монетарную (кредитно-денежную) политику, управление денежной массой в экономике. Микроэкономическая политика ЦБ представляет собой пруденциальное регулирование банковской системы, страхование депозитов и политику поддержки конкуренции в банковском секторе.

До лета 2013 г. в российской экономике действовали два государственных органа монетарного надзора: ЦБ отвечал только за кредитно-денежную политику, а специальный государственный финансовый институт (Федеральная служба по финансовым рынкам — ФСФР) контролировала ситуацию на финансовых рынках. Однако с целью повышения общей эффективности кредитно-денежной сферы и усиления мониторинга за всеми участниками финансовой сферы было принято решение передать функции ФСФР Банку России. Банк России превратился в мегарегулятора финансового сектора. Сфера ответственности и полномочий банковского регулятора была кардинальным образом расширена.

В ведении ЦБ РФ теперь находятся не только все коммерческие банки, но и все некредитные финансовые организации. К области компетенций Банка России относятся пруденциальное регулирование, контроль (надзор) за всеми участниками финансового рынка и осуществление макроэкономической политики. ЦБ также наделяется правом обращаться в судебные органы с заявлениями о принудительном исполнении предписаний, требований и запросов.

Кроме того, Центробанк получил право представлять в правительство проекты федеральных законов и нормативных правовых актов. Эти акты будут вноситься от имени президента и правительства. Банк России также наделили полномочиями по утверждению отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций; по регистрации выпусков ценных бумаг, проспектов, отчетов об итогах выпуска не только в отношении банков, но и некредитных финансовых организаций. С четырех до пяти лет увеличивается срок полномочий председателя Банка России и членов совета директоров.

Был создан комитет финансового надзора, объединяющий руководителей структурных подразделений ЦБ РФ. Именно через этот комитет Банк России осуществляет свои регулирующие, контрольные и надзорные функции. Банк России получает полномочия по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства о ценных бумагах, по контролю за соблюдением закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Кроме того, ЦБ регулирует деятельность рейтинговых агентств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой