Глобальные перемещения людей
Стремительное развитие глобального туризма тесно связано с развитием средств передвижения и СМИ. С одной стороны, глобальный туризм является следствием того, что международные путешествия становятся все более быстрыми и дешевыми. С другой — сам международный туризм стимулирует развитие транспорта, открывая новые страны и маршруты для поездок. То же самое можно сказать о связи СМИ и глобального… Читать ещё >
Глобальные перемещения людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из основных черт глобализации являются все более масштабные перемещения людей через национальные границы, принимающие в настоящее время две основные формы: глобальный туризм и глобальная миграция.
Глобальный туризм
Международный туризм является одной из основных сфер современной глобальной экономики. В 2013 г. на него приходилось 6% мирового экспорта товаров и услуг (1,4 трлн долл. США), 9% мирового ВВП, 1 из каждых 11 рабочих мест. Рост международного туризма беспрецедентен, но своим масштабам — с 25 млн международных туристов 1950 г. до 1087 млн в 2014 г. (к 2030 г. ожидается 1800 млн)[1].
Стремительное развитие глобального туризма тесно связано с развитием средств передвижения и СМИ. С одной стороны, глобальный туризм является следствием того, что международные путешествия становятся все более быстрыми и дешевыми. С другой — сам международный туризм стимулирует развитие транспорта, открывая новые страны и маршруты для поездок. То же самое можно сказать о связи СМИ и глобального туризма. С одной стороны, СМИ стимулируют интерес к международным поездкам, распространяя соответствующую информацию среди потенциальных туристов. С другой — сам туризм создает потребность в соответствующих телевизионных передачах, печатной продукции и др. Таким образом, глобальный туризм — это и результат, и двигатель глобализации.
Как и в случае с движением капиталов, основная часть туристических потоков приходится на развитые страны мира. США и Европа являются основными бенефициарами от международного туризма, занимая места в первой десятке. Хотя в этом списке есть и исключения. Так, Китай находится на седьмом, а Турция на восьмом месте[2]. В то же время международный туризм очень важен для экономик развивающихся стран, становясь главной «экспортной статьей» для многих из них.
Как уже отмечалось, туризм может рассматриваться в качестве инициатора глобального капитализма. Он может легко проникать в те области мира, которые не имеют других возможностей для производства товаров и услуг для мирового рынка. В самом деле, наиболее традиционные общества привлекают туристов именно своей традиционностью. Их религиозные праздники, культурные объекты и сам образ жизни могут неожиданно приобрести монетарную ценность. Туризм также создает рабочие места для населения бедных стран, преимущественно в сфере услуг — гостиничного, ресторанного бизнеса и др. Туризм создает потребность в развитии дорог, транспорта, производстве продовольствия и сувениров. Доходы от международного туризма способствуют оживлению экономики развивающихся стран и утверждению в них новых потребительских стандартов.
Вопрос, кто в действительности выигрывает от глобального туризма, является достаточно дискуссионным. Несомненно, бедные страны получают новые виды экономической деятельности, там создаются рабочие места, активизируется местный бизнес, привлекается зарубежная валюта. Однако в какой мере доходы от туристического бизнеса остаются в этих странах? Ведь глобальный туризм, как и другие отрасли экономики, организуется ТНК, которые возвращают большую часть прибыли в свои страны. Ценовая конкуренция между туристическими компаниями ведет к тому, что занятость на туристическом рынке часто бывает неформальной, негарантированной и связана с определенными рисками для работников.
К числу негативных последствий глобального туризма для бедных стран можно отнести следующие:
- • рабочие места для местных жителей, как правило, являются низкооплачиваемыми, они носят сезонный характер, а некоторые из них — аморальны или незаконны (например, проституция);
- • сельское хозяйство развивающихся стран может страдать от нехватки рабочей силы по мере ее перемещения в туристическую отрасль;
- • повышение цен на землю и жилье по мере их вовлечения в международный оборот;
- • вред окружающей среде, приносимый функционированием гостиниц, ресторанов и др., что, естественно, зависит от вида туризма (альтернативный туризм и экотуризм являются более щадящими к окружающей среде);
- • вред местной культуре и обычаям, связанный с их коммерциализацией.
Несмотря на наличие объективных негативных последствий международного туризма для бедных стран, социологические опросы, проведенные в этих странах, показывают преимущественно положительное отношение местных жителей к глобальному туризму и их желание развивать его и дальше.