Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема оценки кадрового института системы таможенных органов Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу исследований составили материалы анализа и исследований соответствующих статей Российской законодательной базы, ведомственных нормативно-правовых актов, выступлений государственных и общественных деятелей, руководителей Государственного таможенного комитета, статистических данных, изучению монографических и периодических материалов по тематике, отвечающей научной проблеме… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования кадрового института таможенных органов РФ
    • 1. 1. Методологические принципы исследования кадров таможенной службы РФ
    • 1. 2. Система и функции таможенных органов России
  • Глава 2. Проблема оценки профессионального уровня кадрового института таможенной службы России
    • 2. 1. Методы оценки профессионально-личностных качеств таможенного персонала
      • 2. 2. 0. ценка: понятие, структура, свойства
    • 2. 3. Классификация признаков и качеств объекта исследования.г.ч
    • 2. 4. Аттестация — форма оценки деятельности государственных служащих
    • 2. 5. Ослабление субъективного фактора при проведении аттестования
  • Глава 3. Социологический анализ системы кадрового потенциала при проектировании кадровой политики таможенной службы РФ
    • 3. 1. Состояние и специфика таможенного кадрового потенциала России
    • 3. 2. Потребность в новой кадровой политики — объективная реальность таможенной службы РФ. леи. zl j
    • 4. 3. Моделирование больших групп в структуре таможенных

Проблема оценки кадрового института системы таможенных органов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях в российском обществе происходят сложные и противоречивые процессы, вызванные его реформированием. Комплексные преобразования в экономике, политике, государственном управлении детерминировали ряд неординарных проблем. Кризисное состояние производства, длительная политическая нестабильность в стране, неэффективность деятельности институтов государственного управления различного уровня негативно воздействуют на процесс реформирования всех сфер жизнедеятельности России. Особое значение, в том числе и с точки зрения перспектив развития нашего общества, приобретает эффективная деятельность в системе профессионализации кадров. Не случайно, Президент России В. В. Путин в одном из телеинтервью назвал эту проблему одной из главных задач кадровой политики. Все эти вопросы как прямо, так и опосредованно относятся к деятельности таможенной системы Российского государства. Без их решений не может осуществляться эффективное управление таможенной службой России.

Кадровая работа, а точнее кадровое обеспечение — это один из важнейших аспектов теории и практики управления. «Кадровое обеспечение проводимых реформ становится первостепенной задачей» , — подчеркнул академик P.E. Тихонов (200, с. 5). Без подготовленных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей. Персоналом занимаются многие, но в конечном счете ответственность за этот участок возлагается на руководителя.

Проблема оценки профессионализма и эффективности использования кадрового потенциала таможенных органов изучена недостаточно, хотя в других сферах ею уже давно занимаются многие ученые и практики, внесшие значительный вклад в решение этой проблемы (В.С.Агеев, Т. Ю. Базаров, Х. А. Беков, А. А. Деркач, И. В. Калинин, А.Е. .Лукьяненко, В. И. Лукьяненко, В. И. Матирко, А. П. Марченков, В. Н. Менжерес, И. А. Никитина, A.B. Новиков, 5.

Е.В.Охотский, В. И. Рябуха, Ю. В. Синягин, Н. С. Слепцов, В. А. Сулемов, Б. Г. Туренко и др.).

На повестку дня встал вопрос о необходимости модернизации кадрового обеспечения таможенной системы. Если ставится цель обеспечить выведение таможни на уровень современных требований, определяемых национальными интересами России, потребностями участников ВЭД, рекомендациями международных торговых и таможенных организаций, то эту задачу не решить без модернизации кадрового обеспечения.

Результаты модернизации должны привести к созданию новой технологии управления персоналом таможенной службы. В связи с этим требуется решение многих важных вопросов, что предполагает необходимость комплексного изучения проблемы кадрового обеспечения управленческой деятельности.

Актуальность темы

исследования.

Кадровая работа, а точнее — управление персоналом, выступает одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Однако до последнего времени, судя по выводам социологов, этот вопрос находился на периферии научных исследований. Не случайно к такому заключению приходит группа ученых: «До последнего времени само понятие „управление персоналом“ в нашей управленческой практике отсутствовало». Вот почему автор счел необходимым в качестве проблемы исследования избрать сложные управленческие процессы в таможенной системе на переломном этапе развития России.

Разработка социологических аспектов оценки деятельности управления кадров в отечественной науке проходит в изменяющемсяроссийском обществе. Происходит также и новое прочтение классических работ по управлению (Р.Акофф, М. Альберт, А. Лоутон, М. Мескон, Т. Питерс, Э. Роуз, Ф. Тейлор, Р. Уотермен, А. Файоль, Г. Форд, Ф. Хедоури, Ф. Эмери, Г. Эмерсон), что позволяет осмыслить их идеи и положения с точки зрения возможности 6 применения к развитию теории организации как социального феномена в современных условиях. Важное значение для социологического подхода к управленческой тематике приобретают взвешенное исследование трудов М. Вебера, Р. Мертона, Т.Парсонса. В работах последних десятилетий все чаще подчеркивается, что, управление, организация и происходящие в них процессы становятся автономной областью знаний, специфической сферой и видом деятельности (И.Ансофф, А. Альберт, П. Ф. Друкер, Д. Коттер, М. Мескон, У. Оучи, Ф. Худоури и др.).

В этой связи немалый интерес представляют как новые так и ранние работы, в которых рассматриваются различные аспекты внутренних взаимоотношений в организации (включая доктрину «человеческих отношений»), ее адаптации к меняющейся организационной среде, (Д.К.Грейсон мл., К. О. Делл, А. Лоутон, Э. Мэйо, Т. Питерс, Э. Роуз, Р. Уотермен, Л. Якокка).

Заслуживают внимания положения социологического характера отечественных авторов, в том числе по социальным аспектам теории управления. Особенно интересны в этом плане работы государственных деятелей прошлого — С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, П. И. Милюкова, В. И. Ленина и управленческие идеи А. А. Богданова, А. Г. Гастева и других теоретиков 20-х годов. Интересны и поучительны также более поздние труды по общим проблемам научного управления обществом таких исследований, как В. Г. Афанасьев, Д. М. Гвишиани, В. М. Глушков и др.

При этом следует отметить, что проблемы социальных систем более активно стали разрабатываться в последнее время, в частности в работах В. Г. Афанасьева, В. Г. Гречихина, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Иванова, Ю.Д. Кра-совского, Г. В. Осипова, И. М. Слепенкова, В. А. Ядова, Р. Г. Яновского и др.

Менее разработанной представляется проблематика характера и специфики управленческих процессов в таможенных органах. Вместе с тем заметный вклад в изучение этой актуальной проблемы вносят такие ученые как Н. М. Блинов, Б. Г. Габричидзе, А. Г. Гуринович, П. В. Дзюбенко, В. Н. Иванов, 7.

Ю.Г. Кисловский, В.Б., Кухаренко, Н. И. Марков, Д. М. Полежаев, А. В. Резник, С. И. Съедин, В. Г. Храбсков.

Следует иметь в виду, что в работе с кадровым институтом таможенных органов имеется много недостатков. При полной укомплектованности кадрами важные задачи решаются недостаточно успешно и мало эффективно. По этой причине, а также в связи с принятием Федерального Закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» перед таможенной системой возникла необходимость провести крупные социальные преобразования в сфере кадрового обеспечения. В частности, остро встал вопрос о модернизации системы управления персоналом таможенной службы, о выработке стратегии управления человеческими ресурсами, т. е. о разработке перспективных ориентиров кадровой политики.

Степень изученности проблемы. Проблема оценки в целом, выработка критериев оценки профессиональной пригодности и эффективности использования кадрового потенциала таможенных органов изучена недостаточно. В таможенной службе ощущается настоятельная потребность в разработке системы объективной оценки как в целом таможенного кадрового института, так и профессиональной пригодности к должности индивидуально каждого сотрудника таможенных органов. Вместе с тем в других сферах ею уже давно занимаются многие ученые и практики, внесшие значительный вклад в решение этой проблемы.

По мнению ученых В. А. Дятлова, А. Я. Кибанова, В. Т. Пихало, оценка трудовой деятельности относится к одному из основных элементов технологии управления персоналом (64, с.25). Таким образом, оценка кадров является одним из инструментов социальной деятельности, элементом кадрового обеспечения управления.

Теоретические основы управления и управленческой деятельности, оценки профессионализма работников в различных сферах экономической, политической и духовной жизни общества постоянно находятся в поле зре8 ния исследователей. Так, основываясь на анализе, проведенном Клодом Ст. Джорджем-младшим в его книге «История управленческой мысли», в главе «Управленческий континуум» автор описывает развитие управления на протяжении последних семи тысяч лет, т. е. с момента открытия шумерами клинописи. Он приводит перечень более 200 авторов, которые, начиная с V века до н.э. и до 1985 г.,. сформулировали свыше 90 позиций по организации, менеджменту, управлению, роли человеческого фактора, психологического состояния и отношений между людьми в ходе жизнедеятельности многих поколений (88, с.31−37).

Чаще других основателем теории государственного управления называется Никколо Макиавелли. Однако, по мнению М. Мескона «только благодаря трудам Ф. Тейлора, А. Файоля управление в начале нашего столетия было признано самостоятельной областью деятельности».

В свою очередь, потребности промышленного производства выдвигали требования рациональной организации труда, экономии материальных и людских ресурсов, рабочего времени.

Значение роли управления особенно ясно было осознано в 30-е годы в передовых странах Запада.

Стало ясно, что социальное управление превратилась в важную профессию, область знаний, самостоятельную научную и учебную дисциплину, а социально-профессиональный слой менеджеров в весьма влиятельную силу государства и общества.

Большой вклад в развитие теории управления, как отмечено в диссертации, внесли Макс Вебер, Торстейн Веблен, Джеймс Бернхем. С именами этих ученых связывают три этапа развития управленческих концепций: соответственно управленческой бюрократии, технократии, менеджерства. При этом существуют более подробные классификации этапности в становлении и развитии теории социального управления. Так, американские ученые Т. Питере и Р. Уотермен полагают, что управленческая мысль в своем развитии 9 прошла не менее семи четко выраженных самостоятельных этапов.

С нашей точки зрения, значительный опыт в области теории и практики управления был накоплен в России. В этом отношении не потеряли своего значения многие положения, выдвинутые С. Ю. Витте, П. А. Столыпиным, П. И. Милюковым. Определенное значение для государственного управления имеют труды В. И. Ленина.

Плодотворную попытку создать теорию организации сделал A.A. Богданов. Его работа «Тектология: Всеобщая организационная наука» получила всемирную известность. Организация, по А. А. Богданову, является основой развития во всех сферах живой и неживой природы, во всех областях общественной жизни, в том числе в мышлении. Человеческая деятельность есть копия общемировой активности. A.A. Богданов говорит о мировой методологии как сущности управления, о необходимости универсальной организационной науке, которая в отличие от специальных, узких наук, способна целостно и стройно представить общечеловеческий опыт (27).

Из общих закономерностей, присущих управлению сложными системами биологического и социологического порядка, исходит и теория социального управления. Во многих работах академиков управление характеризуется как общий и весьма широкий признак, которым охватывается и биологическая, и социальная формы движения. По существу, проявляя общий подход к теории управления, некоторые теоретики вместе с тем по разному определяют ее структуризацию и трактовку предмета. И. С. Мангутов и Л. И. Уманский приводят различные трактовки понятия «управление» (124,с. 101).

Вместе с тем, как бы ни был широк разброс формулировок о понятии управления, все же общие, характерные черты присутствуют практически в каждом определении. Теоретики не отходят от принципиальных постулатов А. Файоля, что основными элементами управления являются предвидение, планирование, организация, мотивация, контроль. «Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предло.

10 жить".

С точки зрения И. С. Мангутова, Л. И. Уманского и других ученых, если рассматривать управление как науку, то сводить управление только к организации управленческого труда — значит поверхностно подходить к управлению вообще, этому весьма сложному социальному явлению.

В связи с разрабатываемой нами темой мы считаем удачным подход тех ученых, которые полагают, что «теория управленческой деятельности человека, субъекта является последовательно самостоятельной проблемой теории управления». При этом выделяют три измерения управленческой деятельности кадров, человека вообще. Это, во-первых, изучение и оценка кадров как субъекта управления. Содержанием этого измерения управления является чаще всего проблематика познания, выработки и принятия решений, личностные качества руководителя, стиля управления, ответственности, авторитета и правомочий руководящих кадров.

Это, во-вторых, изучение объектов управления, в роли которых выступают коллективы сотрудников тех или иных подразделений или целых направлений и государственных служб.

Это, в-третьих, изучение отношений между субъектом и объектом социального управления, которые реализуются прежде всего в контактах между руководителями и руководимыми.

Проблемы оценки деятельности человека, работника продолжают быть в центре внимания многих ученых и находят определенное отражение в литературе. При рассмотрении различных аспектов теории государственного управления мы исходим из «понимания госслужбы как государственно-правового и социального института многофункционального назначения».

Управление не может не соответствовать стоящим задачам, а руководитель — надеяться на успех, если не будут учтены изменения объективных условий, окружения, социальной среды. Поэтому любая социальная система управления должна уметь приспосабливаться к этим изменениям, т. е. адап.

11 тироваться. Это, по-видимому, одно из главных условий современного эффективного управления. Рассматривая проблему управления применительно к таможенной службе как одному из социальных институтов, видимо, правильно будет говорить об организации социального управления в определенной системе.

В современных условиях реформирования России на повестку дня встал вопрос о необходимости модернизации кадрового института таможенной системы. Если ставится цель обеспечить выведение таможни на уровень современных требований, определяемых национальными интересами России, потребностями участников ВЭД и отдельных граждан, рекомендациями международных торговых и таможенных организаций, то эту задачу не решить без модернизации кадрового обеспечения.

Результаты модернизации должны привести к созданию новой технологии и механизма реализации управления персоналом таможенной службы. В связи с этим требуется решение многих важных вопросов, что предполагает необходимость комплексного изучения проблем социальных процессов в управленческой деятельности.

В диссертации рассматривается важнейшая проблема одного из социальных аспектов управления (кадрового) — система оценки профессиональной пригодности кадрового института таможенных органов.

То, что «проблема оценки его кадров» действительно назрела, а ее разрешение диктуется необходимостью устранить соответствующие препятствия для продвижения к успеху (относится ли это к индивидуальной оценке кадров или персонала организации в целом), сейчас не вызывает сомнений. Длительное время этот вопрос не особенно волновал отечественных ученых, и, очевидно, в меньшей мере многих руководителей и кадровые органы.

Однако потребность в научных подходах к этому процессу все отчетливее стала проявляться в последние годы. Слишком заметным стало отставание в этом направлении. К такому неутешительному выводу пришел ряд.

12 исследователей. Так, B.C. Агеев, Базаров Т. Ю., Скворцов B.C. называют конкретные причины «неблагополучного положения дел (подчеркнуто мною — Е.М.) в существующей системе оценки кадров. Они сводятся к:

— недостаткам в теоретико-методологических, организационных, социально-психологических знаниях, лежащих в основе аттестаций;

— отсутствию или недостаткам навыков, необходимых для правильной оценки;

— к недостаткам стимулирования оценки кадров, ведущего к низкой заинтересованности в качестве оценки.

Все вышесказанное делает необходимой разработку организационных, научных и этических принципов оценки и аттестации кадров" (3,с.6).

В связи с этой проблемой забили тревогу кадрологи, появились научные публикации, выступления ученых, практиков. Большой интерес вызвали работы отечественных ученых. Даже это, далеко не полное перечисление авторов, уже свидетельствует об огромном интересе ученых — соотечественников к проблемам управления персоналом, в т. ч. оценки кадров. Все едины, что движение к правовому обществу не может обходится без необходимых изысканий в области права, и, в частности, справедливости и объективности в оценке трудовой деятельности человека.

В ряде публикаций заметен интерес к отдельным направлениям кадровых исследований. Некоторые пытаются с психологической точки зрения делать попытки ответить на вопрос: что оценивать? Здесь же они дают свою классификацию признаков для оценки личности, организации.

Раскрываются проблемы «места оценки» в системе кадровой работы и требования к процедуре оценки, которые сводятся к следующим: объективность, надежность, достоверность, возможность прогнозирования, комплексность, доступность и понятность другим людям, встраивается ли она в общую систему кадровой работы.

Следует также обратить внимание на содержательное учебное пособие,.

13 которое подготовили В. А. Дятлов, А. Я. Кибанов, В. Т. Пихало (64). Авторы доказательно раскрывают необходимость научного подхода к определению потребности в оценке кадров, места оценки в технологии управления персоналом.

Проблемами оценки эффективности деятельности руководителей занимались и занимаются такие ученые как В. Н. Бровиков, А. Н. Борозденков, А. Е. Бусыгин, Ю. Л. Костюковский, Л. И. Меньшиков, А. А. Пригарин, Ф. М. Русинов, Ю. Санин, Н. Н. Трусевич и др. По мнению автора, такого внимания к проблеме оценки кадров в зарубежной социологической литературе в настоящее время пока не просматривается.

Таким образом, осмысление и внедрение теории оценки и практических рекомендаций по ее применению встали в повестку дня как актуальные и необходимые для работы с кадровым институтом таможенных органов задачи.

Разработка и внедрение в государственном масштабе системы оценки способно сыграть большую роль в совершенствовании кадровой деятельности и кадровой политики. Между тем она представляет собой нерешенную проблему на данном этапе развития нашего общества. Об этом свидетельствуют положения ряда ежегодных «Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию», (1997, 1998 гг.) в которых в числе требований к кадровой деятельности, направлений ее совершенствования и задач на ближайшие годы сформулированы такие задачи как «создание современной инфраструктуры оценки (1997), разработка «системы заслуг и достоинств» (1998).

Следует отметить, что критерии оценки сотрудников таможенных органов также не разработаны. Вместе с тем в таможенной системе ощущается острая потребность в этом.

Так, проведенное учеными Российской таможенной академии социологическое исследование по изучению проблем эффективности использова.

14 ния кадрового потенциала таможенных органов (1999 г.), позволило увидеть много латентных факторов, влияющих на решение этого вопроса. Главный вывод, который был логическим следствием диагностики, заключался в формулировке: сотрудники таможенных органов не верят в объективность оценки и справедливость кадровых назначений (Материалы, подготовленные РТА к коллегии 25 мая 1999 г.).

Также характерно и то, что это исследование показало равнодушное отношение соответствующих органов к назревшим проблемам кадровой работы. О том, что многие сотрудники не доверяют кадровым органам в назначениях, ученые РТА (в том числе и диссертант) предупреждали еще в 1994 и в 1995 гг. В 1994 г. по решению ГТК РФ было проведено широкое исследование социальных проблем деятельности кадров таможенных органов России. Социологическим опросом был охвачен довольно широкий круг должностных лиц.

Как выяснилось, в значительной мере на несправедливость кадровых решений указали сотрудники категорий оперативного звена: инспекторский состав (54%), начальники таможенных постов (около 80%) и начальники отделов таможен (64%). Вполне очевиден вывод: с кадровой работой больше недостатков в звене таможня. К этой информации в то время отнеслись без внимания. Применительно к таможенной службе, разработка и внедрение системы гарантированной оценки таможенников даст возможность сформировать высокопрофессиональный кадровый потенциал.

Этим самым подчеркивается, что данная проблема относится к степени государственной значимости и действительно имеет место в таможенной системе: она относится к важным и оказывает влияние на многие другие стороны ее деятельности.

Объектом диссертационного исследования — является система оценки, как элемент технологии управления кадровым персоналом.

Предмет исследования — социальные оценочные процессы в кадровом.

15 институте системы таможенных органов.

Цель исследования — на основе общенаучных методов исследований спроектировать целостную систему оценки от профессионализма государственного служащего, оценке кадрового обеспечения региона и далее к оценке кадрового института всей таможенной системе.

Исходя из цели исследования в диссертации были поставлены следующие задачи:

— систематизировать теоретико-методологические подходы, применяющиеся в оценке функциональных задач кадрового института в системе таможенных органов России;

— дать социологический анализ условий и факторов, неадекватно воздействующих на объективность оценки кадрового потенциала;

— определить алгоритм и структуру системы его оценки;

— разработать методику выработки доминирующих признаков и критериев оценки кадров таможенных органов;

— перевести оценочные процессы и результаты оценки на язык моделирования и визуального отображения;

— предложить практическим работникам таможенных органов РФ обоснованные и совершенные методы оценки профессиональной пригодности к должности субъектов таможенной службы;

— аргументировать положение в том, что система оценки профессиональной пригодности должна составлять важнейший элемент государственной кадровой политики в условиях реформирования российского общества.

Гипотеза исследования. Реалии сегодняшнего дня в Российском государстве требуют объективного исследования кадрового института таможенных органов с разносторонних, междисциплинарных позиций, а для внедрения в повседневную жизнь методологии оценки их кадрового потенциала необходимом разработать систему нормативных документов, методических руководств, обоснованных рекомендаций, критериев которые строились бы.

16 на доказательной, научной теории.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили научные труды многих отечественных и зарубежных исследователей проблем, прежде всего в области социологии, экономики, философии, управлении, психологии и др. Автор обратился к некоторым, незаслуженно забытым отечественным ученым, внесшим неоценимый вклад в теорию управления социальными процессами (уже упоминались A.A. Богданов, П. А. Керженцев, А. К. Гастев, Бехтерев В.М.и др.). Наряду с авторитетами в отечественной науке значительное место в диссертации было уделено рассмотрению взглядов и мнений современной плеяды молодых ученых: социологов, кадрове-дов, психологов, политологов, экономистов.

Эмпирическую базу исследований составили материалы анализа и исследований соответствующих статей Российской законодательной базы, ведомственных нормативно-правовых актов, выступлений государственных и общественных деятелей, руководителей Государственного таможенного комитета, статистических данных, изучению монографических и периодических материалов по тематике, отвечающей научной проблеме. Эмпирическая база исследований основывается также на результатах социологических исследований, в которых автор принимал непосредственное участие. Такие исследования были проведены с участниками Первого Всероссийского совещания руководителей таможенных органов в 1994 году (746 респондентов из всех таможенных регионов России). На протяжении ряда лет, автор вел" контрольные замеры" по тем же вопросам, которые были предметом обсуждения данного совещания. Этим самым прослеживались тенденции по некоторым важным исследуемым направлениям. При подготовке к ряду Коллегий от ГТК поступали заказы на проведение аналитических работ и исследований. Последнее исследование проводилось (октябрь 2000 г.) почти с 200 респондентами. Представленные материалы широко применялись в официальных документах ГТК (Постановления Коллегий ГТК, Приказы ГТК).

Учитывая особенности эмпирической базы, а также общую цель, задачи и характер проведенного автором социологического исследования в группе общенаучных методов эмпирического уровня особое место занимают: а) наблюдениеб) анкетированиев) анализ документовг) описаниед) сравнение.

Автор в составе научно-исследовательских групп в период 1998;2000 г. г. работал по тренинговой системе в более чем 40 таможнях и региональных таможенных управлениях, откуда получен богатый исследовательский материал, используемый в диссертации.

Информация, полученная из различных источников (официальные документы ГТК РФ, статистические данные, периодическая печать, ответы респондентов и материалы социологических опросов), в дальнейшем была подвергнута обработке, а именно систематизирована, классифицирована и обобщена в соответствующих приложениях к работе.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

— раскрытие содержания и специфики кадрового обеспечения как важнейшего элемента управленческого (социального) труда, а качеств — в виде показателя уровня соответствия заданным требованиям;

— характеристика положений о том, что преодолеть негативные последствия кадрового кризиса можно только на основе изменения целепола-гания социальных аспектов кадровой политики;

— развернутая оценка профессиональной пригодности государственных служащиходна из важнейших проблем государственной службы;

— раскрытие основных детерминантов, содержания и специфики научно-обоснованной системы оценки деятельности субъектов таможенных органов;

— обоснование и раскрытие возможности моделирования должности и определения степени ее соответствия конкретным субъектом;

— характеристика методов и приемов выработки определенных признаков и качеств социального объекта;

— трактовка видов моделей социального объекта применительно к системе функционирования таможенных органов РФ и оптимизации управления ими.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— В развернутой характеристике теоретико-методологических основ анализа социальной роли управленческих кадров таможенной системы России в условиях реформирования государства;

— В рассмотрении категории оценки, ее содержания и особенности профессионального уровня кадров работников таможенной службы в процессе эволюционных изменений, происходящих в РФ;

— В предложенной концептуальной позиции в области формирования профессиограмм, технологии разработки критериального подхода к субъектам кадрового института таможенных органов;

— В обосновании и характеристики возможных моделей кадрового потенциала таможенной службы с учетом негативных и позитивных факторов, воздействующих на нее;

— В выдвигаемых принципах, структуре и содержании конструирования должностных инструкций, их правовом обеспечении для различного уровня кадровых работников таможенных органов России;

— Обоснования и характеристики оценки качественного состояния руководящей команды кадрового института системы таможенных органов РФ и ее корреляции с качественными параметрами руководителей.

Выводы по последней аттестации (указать год).

Другие сведения (по желанию аттестуемого).

Оценочная профессиограмма п.п. Признаки Плохо Удовл. Хорошо.

1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Управленческие.

1 Степень выраженности лидера.

2 Профессиональные знания.

3 Профессиональные навыки.

4 Требовательность.

5 Умения и способности: действовать в нестандартной ситуации организовать работу коллектива контролировать отданные приказы доводить дело до успеха учиться на опыте других брать ответственность на себя заботиться о людях решать социальные проблемы.

Личностные.

6 Обязательность.

7 Справедливость.

8 Общий уровень культуры.

9 Контролируемость своего поведения.

19 Честность.

11 Здоровье.

12 Добросовестность.

По результатам работы.

13 Показатели по основной работе.

14 Состояние дисциплины в организации.

15 Решение кадровых вопросов.

16 Решение строительных и хоз. проблем.

200 г. (.) должность, подпись аттестующего начальника).

199 г. должность, подпись начальника, составившего аттестацию) С характеристиками ознакомлен. согласие (несогласие) аттестуемого с характеристикой, дата и подпись) Решение аттестационной комиссии.

199 г. подпись председателя аттестационной комиссии).

Утверждаю" .

199 г. (решение и подпись утверждающего аттестацию).

С решением й выводами ознакомлен.

199 г. (подпись).

Реализация аттестационных решений. отметка кадровых органов о порядке реализации выводов и решений аттестации. В случае невозможности указать причину и чьим решением аттестации не реализуются).

Примечание: методика заполнения профессиограммы.

Начальник заполняет профессиограмму лично. Оценка каждого признака отмечается любым значком на соответствующем поле таблицы. Цифра 2 соответствует оценке «плохо», 5 — «средне», 8 — «хорошо». Промежуточные поля: 1, 3, 4, 6, 7, 9 означают неуверенность в оценке и возможность выбрать другую формулировку. Например, 1 — «очень плохо», 6 — «выше среднего», 9 — «более чем хорошо». Значки соединяются последовательно между собой. Получается график (ломаная линия).

2.5. Ослабление субъективного фактора при проведении аттестования.

Аттестация человека имеет существенные недостатки. Они сводятся к тому, что оценка во многом зависит от аттестующего начальника. Данное ему право характеризовать подчиненного обязательно несет на себе отпечаток личного отношения к аттестуемому. Работник может нравиться или наоборот, на оценку может повлиять даже единичный случай поведения подчиненного, не характерный для его личности. Из-за этого оценка может быть не справедливая, или как обычно говорят — не объективная.

Устранить полностью фактор субъективности практически не возможно, ибо человек оценивается по параметрам, большинство из которых не поддается точному количественному измерению. Поэтому решение проблемы видится в том, чтобы сверить первичную оценку (данную начальником) с другими мнениями. Чем больше будет показателей, тем ближе к истине будет результат. Здесь видятся два пути.

Первый. Оценку делают эксперты в специализированных оценочных центрах. Существует большое число методик, программ, тестов, исследований, по которым можно оценить человека на пригодность его к выполнению каких-то сложных, специфических задач. Например, такую проверку проходят космонавты, подводники, люди других профессий. Но это очень трудоемкий процесс, требующий времени, специальной аппаратуры и специалистов. Для обычной аттестации государственных служащих, включая подавляющее число сотрудников таможенных органов, это вряд ли подходит. Нужен более легкий механизм оценки профессионализма, доступный, в первую очередь, практическим работникам из числа начальников и кадровых специалистов и, вместе с тем, дающий более достоверные показатели.

Суть второго метода заключается в следующем. Представим себе, что члены аттестационной комиссии занимают роль не пассивных соглашателей, а сами, индивидуально каждый, оценивают аттестуемого по той же профессиограмме, что и начальник. Собранные профессиограммы обрабатываются секретарем аттестационной комиссии. Выводится средняя оценка ломаная линия), которая сравнивается с оценкой непосредственного начальника. Если принципиальных расхождений нет, значит достоинства и недостатки человека оценены справедливо. Претензий у аттестуемого быть не может, ибо здесь отражена точка зрения не одного, а многих коллег. На предложенной ниже профессиограмме (см. табл. 5.) показано, какой замысловатый оценочный рисунок может получится, если в аттестации участвуют 9 человек. Вместе с тем отчетливо видно, что у абсолютного большинства членов комиссии существенных разногласий нет. Это является подтверждением и выражением общего мнения о человеке.

Заключение

.

Кадровый институт таможенных органов представляет собой большое поле для исследований и совершенствования. В кадровой работе много недостатков, которые в большинстве своем проявляются в не квалифицированных способах руководства этой сферой. Здесь немало делается без научной основы, по указаниям и волевым решениям. Это отрицательно сказывается не только на положении дел с кадрами, но и в целом на результатах работы, на международном престиже российской таможни.

Вот почему задача выведения российской таможенной системы на уровень международных торговых и таможенных требований и национальных интересов России выдвигает в качестве приоритетной задачи модернизацию кадрового института таможенной службы России.

Главная цель модернизации и реформирования кадровой службы — создание условий и механизмов формирования высокопрофессионального и стабильного кадрового потенциала таможенной службы, способного ответственно и эффективно решать возложенные на него задачи по обеспечению экономической безопасности и экономического суверенитета России, создание оптимальных, адекватных происходящим в стране изменениям организационных структур, определение правовых основ их функционирования.

Модернизация предполагает вооружение кадровых служб и ее работников новой методологией и технологией кадровой работы, стандартизированными документами и формами, обоснованными нормативами оценки профессионального соответствия сотрудника выполняемым должностным обязанностям. Унификация и единый стандарт документации позволят широко применять математическую и компьютерную обработку, сократить число технического персонала и сделать аппарат более дешевым.

Проведенная работа позволяет сделать некоторые предварительные выводы.

1. Новый Закон РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» поставил таможенную систему перед необходимостью провести крупные преобразования в кадровой сфере, т. е. провести модернизацию кадрового обеспечения.

2. Приоритетность модернизации кадровой деятельности объясняется местом, которое занимают кадры в общей системе таможенных органов. Если не будут подготовлены кадры, профессиональный уровень которых соответствовал бы современному уровню управления, новейшим таможенным технологиям, информационно-технической деятельности, каких-либо позитивных результатов ожидать трудно.

3. Если модернизацию инфраструктуры, апробацию технологических приемов, другие направления можно начинать с низовых структур (с таможенного поста таможни), то кадровые проблемы, так же, как и законодательные вопросы, следует решать сверху, с выработки общеведомственной концепции, с определения стратегии кадровой политики, организационно-штатной структуры, функциональных обязанностей, а главное — с приведения нормативно-правовой базы кадровой работы в полное соответствие с действующим законодательством.

В проведении кадровой политики ключевая роль принадлежит полномочным кадровым органам. Не умоляя значения и роли руководителей, стоит отдать должное работникам кадровых органов.

Кадровые органы создают свой имидж деятельностью опирающуюся на объективность и справедливость. Более половины (50%) опрошенных (исследования проведены в 1994;1996 гг.) считают, что кадровые выдвижения возможны лишь благодаря личным связям. Причем это стойкое убеждение и оно характерно в большей мере для молодежи со стажем в таможенных органах до.

3 лет (от 50 до 70%), начальникам таможенных постов и начальникам отделов (60% и выше), кандидатам на должности начальников таможен (56%). Это говорит о том, что изменений в главном кадровом вопросе мало.

Если люди не верят в справедливость кадровых назначений, то они ищут другие, пути, в том числе аморальные (подкуп, знакомство и т. п.). Эта точка зрения очень опасна по своей сущности и ее надо ломать путем создания объективной системы оценки всех категорий таможенных работников и контроля за ее реализацией. Данная работа исследует проблему оценки кадрового института, как важнейший элемент в дальнейшем становлении всей таможенной службы России.

Необходимо отметить, что развитие кадрового института таможенной системы России представляет собой результат воздействия как объективных (в том числе складывающихся в российском государстве потребностей в таможенных кадрах вполне определенной специализации и квалификации, материальных, финансовых, интеллектуальных возможностей страны и др.), так и субъективных факторов, в том числе и уровня и качества управления персоналом.

Осуществление плодотворного социологического анализа проблемы оценки профессионализма кадрового корпуса таможенной системы в значительной степени зависит от выбора и конкретизации методологических основ.

Исходя из традиций и требований к социологическому знанию, а также принимая во внимание специфику настоящего исследования, под методологическими основами следует прежде всего подразумевать принципы и способы (методы) научного познания оценки профессионализма кадрового потенциала таможенной системы.

В качестве доминирующих принципов, обеспечивающих достижение целей в настоящем исследовании, необходимо выделить следующие: преемственность, инновации, целостность, верификация.

В рамках социологического анализа оценки профессионализма кадров государственной службы преемственность предполагает глубокое, всестороннее и объективное изучение основных концепций и подходов, выдвинутых в прошлом и настоящем. Опираясь на данный принцип, весьма важно критически исследовать прошлые взгляды ученых, а также современные отечественные и зарубежные концепции с точки зрения профессионализма управленческой деятельности. Необходимо проанализировать в первую очередь то, что исторические деятели «дали нового сравнительно со своими предшественниками», а не то, чего они «не дали сравнительно с современными требованиями».

Принцип инновации предполагает, что разрабатываемая концепция оценки профессионализма кадрового потенциала применительно к таможенной системе РФ не сводится к механической, количественной характеристики. Она также не сводится и к сумме специально отобранных, обоснованно цитируемых и оцениваемых взглядов, но является органично впитавшей узловые проблемы. Они в значительной мере проявляются через видимое и латентное соотношение различных отечественных и зарубежных подходов и концептуальных взглядов, а также возникают на их «стыках» применительно к предметной области анализа. К наиболее значимым и продуктивным положениям относятся: понятие, структура и свойства оценкитехнология выработки критериев оценки профессионализмаоценка качества руководящей команды и методика определения ее эффективностимоделирование должностей в таможенной системе РФ.

Принцип целостности представлен в самой оценке профессионализма кадров таможенной системы российского государства. Между тем такая оценка представляет не одномерный подход к раскрытию деятельности профессиональных кадров, а определенную систему, применимую к такому институту государства, каким является таможенная служба.

Принцип верификации. Он реализован двояко. Во-первых, исходя из социологического статуса работы. Наличие специальной эмпирической базы, в том числе опирающейся на экспертные оценки, позволяет повысить содержательность и адресность практических рекомендаций, преодолеть легковесность в подходе к решению данной проблемы, уйти от излишней абстрактности и стереотипов в исследовании профессиональных качества кадровых работников таможенной службы.

Во-вторых, в работе выделены технологические аспекты оценки качеств руководящей команды. При этом особое внимание (с точки зрения социологического подхода) уделено таким вопросам, как принципы руководящей команды, выявление критериев ее эффективности управления, характеристика конкретных качеств и их реализации.

Восхождение от оценки профессионализма государственных служащих к оценке кадрового обеспечения таможенного региона, а затем к технологии оценки качества руководящей команды — принципиальная методологическая схема данной работы.

Диссертация представляется как системная работа, объединяющая процессы, методы, действия и приемы, многие из которых имеют прикладное значение. Они вполне применимы в таможенных органах, доступны руководителям и кадровым работникам. Реализация рекомендаций и выводов, изложенных в научной работе, позволит эффективнее решать многие проблемы кадрового обеспечения таможенных органов. Практическая значимость диссертационной работы.

В диссертации указаны преимущества ряда методов оценки методики в сравнении с другими.

От личного написания характеристики руководителей никто не освобождает. Однако эта работа сложная и требует определенных навыков и умения. Тестированием и другими исследованиями должны заниматься специалисты.

Описанные методы и приемы в целом представляют комплексный инструментарий оценки, который преследует цель вооружить руководителей и кадровые органы4 доступным и эффективным инструментом оценки профессионализма, компетенции и личностных качеств сотрудников, а при необходимости и в целом потенциала коллектива.

В диссертации раскрыты некоторые принципиально новые положения по исследуемой проблеме:

1. Метод оценки с применением профессиограмм — это, прежде всего, новый и доступный инструментарий руководителя для выполнения им одной из своих обязанностей. Не ломая традиционного подхода к аттестованию, к которому привыкли руководители, методика предлагает более простой способ реализации этой задачи.

2. Предлагаемая методика система оценки, если не устраняет полностью, то в значительной мере ослабляет предвзятость, субъективизм, вседозволенность, несправедливость со стороны начальников. Это достигается многозвенной системой оценки, а при необходимости, с участием в этом процессе самого аттестуемого. При всей субъективности подхода к оценке можно получить более полные и достоверные данные о личности, чем посредством традиционного аттестационного приема.

3. Методика не допускает расплывчатости и неопределенности в оценке, в аттестации. Каждый критерий (признак) должен быть выражен конкретной качественной и количественной оценкой, под которыми ставит личную подпись руководитель. Это новый подход и значительно повышает ответственность за данную подчиненному оценку.

4. Профессиограмму можно вести с определенной периодичностью (по результатам каждой аттестации) на протяжении всей службы. Тем самым предоставляется возможность делать сравнения и выводы для индивидуальной работы с сотрудником.

5. Профессиограммы позволяют объединять и классифицировать признаки по определенным видам, группам, применительно к той или иной должности.

Это имеет большое прикладное значение. Появляются дополнительные возможности для построения моделей должностей, характеристик, классификации работников по способностям и возможностям, выведения средних показателей и внесения цифровых данных в стандартизованные документы для последующей компьютерной обработки.

6. Методика имеет еще одно преимущество. Она позволяют проводить не только индивидуальную диагностику, но и получать общую картину о кадровом потенциале в целом коллективов, структурных подразделений, государственных систем, сравнивать собственный потенциал с конкурентами, определять сильные и слабые стороны, приоритеты в работе.

7. Внедрение профессиограмм может преодолеть трудоемкий процесс написания аттестаций.

Наше время требует упрощения формальных процедур, сокращения потока и объема бумаг, перевода информатики на компьютерную основу. К тому же письменные документы порой несут очень мало нужной информации. Вот почему процесс совершенствования способов документального обеспечения будет идти по пути автоматизации и компьютеризации информации. На смену пространным описаниям придут более легкие к применению стандарты, таблицы, графики, диаграммы, схемы, карты, модели и т. п.

8. Применяемые ныне в кадровой практике документы (аттестация, характеристика, представление и т. п.) не отображают количественныекачественные оценки с графическим (визуальным) подтверждением. Между тем профессиограмма это позволяет делать.

Достаточно иметь в личном деле сотрудника (или в Банке данных) его профессиограмму или модель с кратким резюме, чтобы в любой момент соста.

320 вить представление о достоинствах и недостатках человека.

Переход в государственных органах на новые единые стандарты и критерии оценки работников, в первую очередь руководителей, существенным образом повлияет на качество кадрового персонала и, соответственно, на эффективность и результативность их деятельности.

Проблемы, исследованные в диссертации, имеют практическое значение для таможенных органов ГТК России для этого было бы целесообразным:

1 .решить вопрос о проведении апробации и исследований в более широком масштабе в таможенных органах и сделать заключение о целесообразности перехода кадровых служб на предложенные методы оценки профессионализма сотрудников.

2.провести широкую переподготовку руководителей подразделений и кадровых органов на базе ИПК РТА по работе с предложенными методиками.

3.инициировать вопрос в Государственной Думе РФ о внесении изменений в нормативно — правовую базу таможенной системы России в области кадровой деятельности.

4.использовать все возможности СМИ таможенной системы для пропаганды и разъяснения новых подходов в кадровой деятельности:

•рекомендовать открыть в журнале «Таможенные ведомости» рубрику: «Деятельность таможенных органов в условиях реформирования Российского государства». Для участия в ней привлечь ученых РТА, руководителей различных уровней ГТК России.

•рекомендовать на государственном телевидении создать (1 раз в три месяца) специальную передачу на тему: «Таможня России: состояние, результаты, перспективы» .

• ввести в практику регулярные пресс-конференции руководящего состава ГТК, с использование радио, телевидения по проблеме: «Деятельность таможни в условиях современных экономических отношений» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Производство и потребление услуг в десятой пятилетке. М., 1997
  2. А.Г. Управление соцпредприятиями М., 1979
  3. B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М., МГУ, 1966
  4. Р. Рассел П. Планирование в больших экономических системах. М., 1992
  5. Е.А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Лукьянова Н.С., Талан
  6. М.В. Управление персоналом в системе государственной службы. Учебное пособие. М., 1997
  7. Актуальные вопросы управления: Тематический сборник научных трудов. Вып. 2. /Под ред. A.B. Филиппова. М., 1999 Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 1997
  8. И. Стратегическое управление. М., 1989
  9. Антон Ноймайр. Диктаторы в зеркале медицины. Ростов / Д., 1997
  10. К. Маркса и Ф. Энгельса. Т. 2.
  11. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. М., 1995
  12. Аттестация рабочих мест./ Ю. П. Чепульский и др. М., 1998 Аунапу Т. Ф., Аунапу Ф. Ф. Некоторые научные методы принятия управленческих решений. Барнаул, 1975
  13. В.Г. Программно-целевое планирование и управление. М, 1980
  14. В.Г. Человек в управлении обществом. М., Политиздат, 1977
  15. C.B. Система управления таможенными процессами на основе MC ИСО серии 9000: Рекомендации по освоению и макет системы. М., РИО РТА, М., 1998
  16. Р. Секреты эффективного управления. М., 1999 Берка К. Измерения. Понятия, теории, проблемы. М., 1987 Бехтерев В. М. Рациональное использование человеческой энергии в труде // Труды Первой Всероссийской инициативной конференции. М., Вып. 1, 1921
  17. С.П., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. М., 1976
  18. Н. М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. М., 1996
  19. В. А., Глущенко В. В. Какое решение лучше? Метод расстановки приоритетов. Л-д, 1982
  20. A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука. М., 1989
  21. У. Менеджмент в организации. М., ИНФРА-МД997 Бусыгин А. Е. Подготовка специалистов для государственного и муниципального управления.// подготовка кадров управления: модель обучения. Вып. 2.-М., РАУ, 1993
  22. Ю.П. Управление развитием производства (опыт США) М., 1989
  23. В мире мудрых мыслей. М., Изд-во «Знание», 1962 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
  24. А. Г. Подготовка и принятие управленческих решений. М., 1997
  25. А. Г. Процесс принятия решений. Таллин: Валгус, 1973 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд. МГУ, 1995 Вишнев С. М. Основы комплексного прогнозирования. М., 1977
  26. Н. А. Кейзы как эффективная форма обучения экономистов и менеджеров. М., 1994
  27. В. И., Трайнов В. А. Информационно- аналиитческие методы экспертных оценок в системах управления и образования. М. 1996
  28. В. П. Программно-целевой метод управления. М.: Знание, 1980
  29. В. В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала. М: МП «Сувенир», 1993
  30. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. М., 1997
  31. Государственная социальная политика. М., 1999
  32. Государственная служба в России: диалог с обществом. / Комаровский B.C. и др.М., 1998
  33. М.В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. М., 1993
  34. В.Д. Деятельность и управление. М., 1990
  35. Д. и др. Американский менеджмент на пороге XXI в. М., 1991
  36. Н. С. Информационное обеспечение космических коммуникаций ГТК РФ. Учебно-методическое пособие. М., РИО РТА, 1997
  37. Н.С. Основы построения единой автоматизированной информационной системы ГТК РФ. Учебно-методическое пособие по курсу «Информационные таможенные технологии». М., 1997
  38. Н. А. Балакирева В.А. Менежджмент персонала предприятия. М., 1998
  39. М. Многомерное планирование. Методы наглядного представления данных. М., 1988
  40. В. Эдварс. Выход из кризиса. Тверь, 1994
  41. А.А., Калинин И. В., Синягин Ю. В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. М., РАГС, 1999
  42. в. А. Показатели и критерии эффективности управления. М.: Мысль, 1975 Л
  43. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиции. Новосибирск., 1998
  44. B.JI. Теория организаций. М., 1995
  45. Добролюбов Н.А.ПСС, Л., 1935−1941
  46. С. В. Основы информационных систем. Монография. СПб., 1998
  47. П.Ф. Эффективное управление. М., 1998
  48. В.А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов. М., 1998
  49. Л. Г. Теория и практика принятия решений. М., 1984
  50. Л.Г., Кутузов В. А. Экспертные оценки в управлении. М., 1 978 324
  51. А. М., Унжинский И. К. Решения в проблемных ситуациях. М.: Изд. АНХ, 1981
  52. Н. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М, 1998
  53. А. К. Организационно-экономические измерения в теории и практике управления. СПб, 1994
  54. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов (перевод с немец.) М., 1990
  55. Е. И. Повышение эффективности управления в условиях формирования рынка. Донецк, 1995
  56. Ю. А. Степанова Т.А. Комплексные программы научно-технического прогресса. М., 1977
  57. Ю. П. Программный метод управления. М., 1975
  58. В. Н., Кухаренко В. Б. Методологические проблемы системного подхода к модернизации таможенной службы. //Проблемы теории и практики таможенного дела. 4.1. М.: РИО РТА, 1997
  59. В.Н. Разработка и внедрение социальных технологий в государственном управлении. М., 1992
  60. В.Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога).Изд.З., доп.-М., РИЦ ИСПИ РАН, 1998
  61. Дж., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М., 1993
  62. В.Г., Сулемов В. А. и др. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов-Дон, 1994
  63. Инструментально-методические средства разработки программ модернизации. М., РИО РТА, 1998
  64. Информационные и методические документы и материалы конгрессов, симпозиумов, конференций Всемирной таможенной организациипо проблемам реформирования и модернизации таможенных служб мира. Брюссель, 1994−1997
  65. Информационные технологии в управлении и принятии решений. Томск, 1997
  66. В. Б. Расчлененка: Кто и как развалил Советский Союз: Хроника. Документы. М., 1998
  67. Кадры управления: проблемы и система работы в России и за рубежом. М., 1992
  68. Т. В. Человек: существование деятельность- культура. М., 1998
  69. Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта Федерации: методологические и методические подходы к анализу проблемы. Н. Новгород, 1998
  70. Д. Учебник жизни. М., 1 998 325
  71. . Деловая стратегия: Концепция. Содержание, символы. М, 1991
  72. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995
  73. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. М., 1998
  74. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М., 1992
  75. В.И., Кожухарь П. В. Программно-целевой подход и перспективное народно-хозяйственное планирование. Кишинев, 1973
  76. Клуб директоров: Опыт программно-целевого управления предприятиями. М.: Экономика, 1989
  77. Книга работника кадровой службы. Учебно-справочное пособие / Под общ. ред. Е. В. Охотского, В. М. Анисимова. М., 1998
  78. П. А., Микрюев В. А., Комаров С. Е. Управление стимулированием. М., 1993
  79. Т.Г. Социологический подход к анализу проблем профессионализма государственных служащих. М., 1997
  80. Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров A.M. Советская управленческая мысль 20-х годов. М., 1990
  81. Ю.А. О количественной оценке качества работы. Сб. научн. трудов. М., 1984
  82. Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996.
  83. Краткий словарь менеджера. М., 1991
  84. Краткий словарь справочник основных терминов и понятий, использованных при разработке научно- технической программы «Оптимизация структур и механизмов Федерального и регионального управления». М: РАУ, 1993
  85. В. М., Авдонин А. В. Кадровый потенциал -основа динамичного развития таможенной системы. //Проблемы теории и практики таможенного дела. М.: РИО РТА, 1997.
  86. Т.В., Лосев В. И. Управленческая документация. М., 1985
  87. М.С. Эволюция принципа объективности. Уфа, 1998
  88. Г., О Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981
  89. В.В. Военно-профессиональное воспитание курсантов инженерных ВВУЗов ВВС. Рига, 1986
  90. В. Б. Качество персонала приоритет модернизации. / В метод, сб. «Форум» .М.: РИО РТА, 1997
  91. В.Б. Управление модернизацией таможенной службы. Монография. М., РИО РТА, 1998
  92. Кхол Йозеф Эффективность управленческих решений. М., 1 975 326
  93. Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981
  94. В. Н., Русинов Ф. М., Петросян Д. С. Кадровые проблемы современного менеджмента. Саратов, 1996
  95. О.И. Наука и искусство принятия решений. М., 1979
  96. Г. А. Соотношения программно-целевого и функционального подходов в управлении. //Экономика и система управления. Вып. 1 (26), 1978
  97. В.В. Элементы анализа управления. Харьков, 1990
  98. А.Р., Рудник Б. Л. Моделирование организационных структур: классификационный подход. М., 1981
  99. В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн. Собр. соч, 5-ое изд., т. 2.
  100. В.И. Полн. Собр. соч., 5-ое изд., т. 37.
  101. О. И. Как получить работу: Путь, который позволит получить хорошую работу. М., 1998
  102. М.М. Паттерн метод планирования и прогнозирования. М.: Сов. Радио, 1971
  103. А.Е., Лукьяненко В. И., Новиков A.B. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования. М., 1999
  104. В.И. Принципы государственной кадровой политики, механизмы и технология ее реализации. М., 1995
  105. М. Поиск и отбор персонала. Наст. кн. для предпринимателей, рук. кадровых служб. М., 1999
  106. Н. Государь: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов н/д, 1998
  107. В.А., Марченков А. П., Каничева Т. Г. Социологический подход к анализу проблем профессионализма государственных служащих. М., 1997
  108. И.С., УманскийЛ.И. Организатор и организаторская жеятельность. М., 1975
  109. К. Из экономических рукописей 1857 1858г.г.// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т. 12.
  110. В.И. Проблемы кадровой политики в государственном аппарате. М., 1996
  111. E.H. Управленческая деятельность кадров Федеральной таможенной службы Российской Федерации: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1995
  112. E.H. Управленческий потенциал таможни России:327
  113. Монография. -М.: РИО РТА, 2000
  114. В.Н., Рябуха В. И. Критерии эффективности организационных структур в рыночной среде. Саратов, СГТУ, 1998
  115. Л.И. Критерии оценки кадров в сфере социалистического производства. Рига, 1986
  116. М. и др. Основы менеджмента М., 1992
  117. Методика формирования целевой программы модернизации кадровой работы (ЦПМКР). М., РИО РТА, 1998
  118. Методический материал по теме: «Государственная должность. Модель должности и профессиограмма должностного лица». М., РАГС, 1995
  119. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбор для финансирования. М., 1996
  120. Методические рекомендации по разработке комплексных н/х программ. М., 1974
  121. .З., Евенко Л. И., Раппопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 1983
  122. .З. Организация программно-целевого управления. М., 1980
  123. Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. Казань, 1994
  124. Н. Н. С мыслями о будущем России. М., Фонд содейстивия развитию социальных и политических наук, 1997
  125. М. Опыты. Кн. 1 и 2. Второе изд. М., 1979
  126. Дж. Целевое управление организаций. М., 1979
  127. Л.Л. Квалификационные характеристики должностей работников предприятий торговли. Должностные инструкции: Практ. рук-во. СПб., 1998
  128. Н. В. Теория социального управления. СПб., 1998
  129. Научно-технический прогресс: программный подход. М., 1981
  130. Нив Г. Р. Пространство доктора Деминга. Кн. 1. М., 1996.
  131. И.А. Эффективность систем управления персоналом. СПб: СПбГИЭА, 1998
  132. Николов Любен. Структуры человеческой деятельности. М., 1984.
  133. Е.Д., Самохин Ю. М. Технологическая схема разработки комплексных народно-хозяйственных программ. М., 1978
  134. Общая теория управления: Курс лекций. М., 1994.
  135. Д.В. Интересы цели — показатели. СПб. 1992
  136. .Л. Модели формирования организационных структур. Л., 1979
  137. Основы управления персоналом. / Под ред. Генкина Б. M. М., 1996
  138. Основы современного социального управления. Теория и методология. Под. ред. В. Н. Иванова. М., 2000
  139. Организационно-управленческий тренинг. Методы выработки коллективных решений: Методические рекомендации.//С.- Петерб. гос. техн. ун-т. СПб., 1992
  140. Г. В., Коваленко Ю. П., Щипанов Н. И. Яновский Р.Г. Социология. М., Мысль, 1990
  141. Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997
  142. Основные положения долговременной комплексной программы развития транспорта. ИКТП при Госплане СССР, 1980
  143. Отчет о научно-исследовательской работе: «Исследование проблем выбора и обоснования профессионально важных качеств сотрудников таможенных органов». М.: РИО РТА, 1997
  144. В.В. Методологические аспекты управления. М., 1981
  145. В. С. Менеджмент XXI века: Пропедевтика, теория и практика высшей производительности труда: Руководство для бизнеса. М., 1998
  146. У., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 1986
  147. Планкет JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М., 1984
  148. Подготовка кадров управления: модель обучения. М., Вып. II, 1993
  149. Подготовка кадров предпринимателей профессионалов актуальная задача высшего образования (авт. Гордиенко Г. А.). С.-Пб., 1999
  150. Г. Х., Косов Н. С. Программно-целевой метод в управлении и планировании. М., 1980
  151. Г. Х. Проблемы теории управления. М., 1974
  152. Принципы и методы формирования структур управления организациями и целевыми программами. М., 1980
  153. Принципы и методологические основы применения программно-целевого планирования и управления. М., НИИАТ 1989
  154. Проблемы трудовых ресурсов в свете решений XXVI съезда КПСС. Сборник научных трудов. М., 1984
  155. Программа «Оптимизация структур и механизмов Федерального и регионального управления» М., 1993
  156. Программно-целевой подход в управлении предприятиями и объединениями (под ред. А. Г. Аганбегяна, В.Д.Регина) Новосибирск, 1984
  157. Программно-целевой подход в планировании развития отраслевых комплексов. М., 1 979 329
  158. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика. М.: Прогресс, 1975
  159. Проблемы государственного управления. М., 1969
  160. Пью Д. С., Дж. Хиксон Д. Исследователи об организациях. Хрестоматия. Жуковский, МИМ ЛИНК, 1999
  161. A.B. Государственно-правовой механизм регулирования внешнеэкономических связей и таможенной политики. М., 1991
  162. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М., 1989
  163. Ф.М. «Дело КПСС» в Конституционном суде. М., 1998
  164. Руководство для высшего управленческого персонала. М., 1993
  165. Сборник нормативных актов по вопросам работы с кадрами в таможенных органах Российской Федерации. Выпуск 3. М., 1997
  166. Семь инструментов качества в японской экономике. М., 1990
  167. В.А. О необходимости реформы государственной службы. Вестник Государственной сл. 1993, т. 14.
  168. С.М. Системный подход к управлению объединением. ЭКО, 1975, № 6.
  169. Синергетика и социальное управление. РАГСЛТод ред. Егорова M. М., 1998
  170. Сиполс Англо-русский словарь справочник: Экономика. М., 1998
  171. А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М., 1996
  172. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1990
  173. Современная концепция государственной службы: понятие опыт, проблемы. Челябинск, 1993
  174. Современный менеджмент в России. Ч. 2. М. 1998
  175. В. Н. Методы оценки предприятия. СПб., 1998
  176. К. А. Потестарные отношения в древней и средневековой Руси IX первой половине XV в. М., 1998
  177. Справочник по маркетингу. М., 1998
  178. В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. М., 1995
  179. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций, (гр. авт.). М., 1996
  180. Н., Симонова К., Костов К., Качаунов С. Программно-целевой подход в управлении. М., 1975
  181. В.Л., Тихомиров A.A. Организация управления комплексными программами. М., 1982
  182. Таможенный вестник 1993−1997
  183. Телохранитель: приемы, средства, критерии пригодности, экипировка и тренинг. Минск, 1998
  184. Теория прогнозирования и принятия решений. М., 1977
  185. P.E. Научный проект организации структур и механизмов федерального и регионального управления. М., 1992
  186. В. Н. Сотворение личности. М., КРОН-ПРЕСС, 1998
  187. Н.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. М., 1998
  188. Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Пер. с англ., М., 1993
  189. .Г. Теоретические и методологические основы формирования управленческих кадров. Иркутск, ИГЭА, 1999
  190. .ф. Стиль управления: методологические и социологические аспекты. М., 1993
  191. Управление персоналом государственной службы. М., 1997
  192. Управление персоналом организации: Учебник. М., 1997
  193. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. М., 1992
  194. Файоль Анри. Общее и промышленное управление. М., 1992
  195. Федеральная государственная служба: кадровый состав, его профессиональное и должностное различие. М., 1997
  196. В.И. Основы общей теории социальных организаций. М., 1998
  197. М.Я. Целевые методы управления на предприятии. М., 1981
  198. В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996
  199. Д. Управление качеством в американских корпорациях. М. Экономика, 1990
  200. A.A. Социология кадрового обеспечения органов власти. Орел, 1998
  201. О.Ф. Основы современного социального управления. Теория и методология. Под. ред. В. Н. Иванова. М., 2000
  202. В.Х. У истоков научного менеджмента в России: идеи, концепции, направления. Нальчик, 1999
  203. A.A. Стратегическое планирование макроэкономической трансформации. М., 1998
  204. . Карьера менеджера, (пер. с англ.) М., 1991
  205. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 19 963 311. Словари и справочники
  206. Англо-русский полный юридический словарь. Состав. A.C. Шамулян. М., 1993
  207. Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский: Свыше 4000 понятий. М., Издательство РГГУ, 1995
  208. Большая советская энциклопедия (в 30 томах). М., изд. 3-е, 19 761 978
  209. Государственное и муниципальное управление: Справочник. М., 1997
  210. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М., 1998
  211. Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. Краткий словарь менеджера. М., ГАУ, 1996
  212. Краткий словарь менеджера. Под ред. В. П. Трошева. М., 1991
  213. Краткий философский словарь (под ред. А.П. Алексеева). М., 1997
  214. В.К. Англо-русский словарь. 24 изд. М., 1992
  215. С.И. Словарь русского языка. М., 1987
  216. Политологический словарь: Учебное пособ./ Под ред. В. Ф. Халипова. М., 1995
  217. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Осипова Г. В. М., Норма, 1998
  218. Русско-английский словарь делового человека. В 2 т. Минск, 1994
  219. Словарь делового человека (под общей редакцией В.Ф. Халипова). М., 1994
  220. Словарь синонимов. Справочное пособие., Д., 1975
  221. Социологический справочник. К., Политиздат Украины, 1990
  222. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент. Маркетинг. Информатика. КИЕВ, 1993
  223. Философский энциклопедический словарь., М., 1982
  224. В.Ф. Власть:Кратологический словарь. М., 1997
  225. Энциклопедический социологический словарь. Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. Изд. РАН, 1995
  226. Законы, кодексы, постановления Российской Федерации
  227. О государственной границе Российской Федерации.
  228. Об основах государственной службы Российской Федерации. //Российская газета, -1995г.-3 августа
  229. О высшем послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон. //Российская газета.-1996. -29 августа.
  230. О службе в таможенных органах Российской Федерации.332
  231. Федеральный закон от 21. 07. 97 г. № 114-ФЗ
  232. Таможенный кодекс Российской Федерации. //Изд. Верховного совета РФ, 1993
  233. Указы Президента Российской Федерации
  234. Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в таможенных органах Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий. Указ Президента РФ от 8 февраля 1998 г. № 159.
  235. Об утверждении положения о проведении аттестации федерального государственного служащего. Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353
  236. О реестре государственных должностей федеральных должностных служащих: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 33.
  237. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации / Утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32.
  238. Нормативно правовые документы ГТК России
  239. Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014.
  240. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Приказ ГТК РФ от 30 апреля 1998 г. № 281.
  241. Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации. Приказ ГТК РФ от 16 февраля 1998 г. № 80.
  242. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации. М., 1997
  243. И.П. Методический материал. М., РАГС, 1995
Заполнить форму текущей работой