Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность в социальном институте деонтического типа: В органах внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личность в правоохранительных органах, и в целом правоохранительные учреждения страны, всегда были в центре внимания государственных органов, высших полицейских и милицейских чинов и ученых, специализирующихся по проблемам правоохранительного социального института. Имеются документы, регламентирующие строительство и функционирование органов, осуществляющих полицейские функции до создания… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ВВЕДЕНИЕ
  • 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТ

Глава 1. Методологические проблемы исследования личности в социальных институтах деонтического типа — 15. $ 1. Социальные институты деонтического типа: сущность, содержание, структура — 15. $ 2. Полиция как социальный институт деонтического типа — 36. $ 3. Социологические подходы к характеристике личности в милиции — 62.

Глава 2. Личность в органах внутренних дел — 92. $ 1. Личность сотрудника ОВД РФ и общественное мнение — 92. $ 2. Профессиональная деонтология как институт социализация личности молодого полицейского Европы и США — 117. $ 3. Социальный портрет (социологическая модель) личности молодого сотрудника милиции — 133.

Личность в социальном институте деонтического типа: В органах внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В нашей стране происходят крайне радикальные, на наш взгляд во многом разрушительные перемены, осуществляемые и целенаправленно, и спонтанно. Их неоднозначное восприятие гражданами России, и как следствие довольно сложная динамика общественных процессов в стране, происходящих на неблагоприятном по отношению к России внешнем фоне, привлекают особое внимание к человеку, в ней живущему и творящему. Исходя из этого перед общественными науками встает задача изучения человеческого поведения, в частности таких представителей общества как милиционеров, мотивацию и детерминанты их деятельности.

Актуальность темы

исследования.

Одной из главных задач, стоящих сегодня перед российским народом, является создание гражданского общества и правового государства. В решении этой задачи существенная роль отводится органам внутренних дел (ОВД). Эффективность их деятельности по охране прав граждан и обеспечению общественного порядка, соблюдению законности зависит от многих условий и в немалой степени от личности самого милиционера.

В современных условиях объективно возрастает значение личности сотрудника ОВД, его нравственных ориентаций и профессионального мастерства. В то же время в последние годы на деятельность милиции оказывают серьезное влияние изменения в социально-экономической системе нашего общества. Отрицательное воздействие на условия его деятельности оказывают целый ряд экономических, политических, социальных, криминологических и морально-психологических факторов. В целом эти факторы влияют не столько на количественные, сколько на качественные изменения в условиях деятельности сотрудников ОВД. Это выдвигает задачу как теоретико-методологического, так и конкретно-социологического исследования личности милиционера. Думается, что на такой основе могут быть получены выводы, представляющие интерес и имеющие определенное значение для управления в сфере правопорядка, для охраны интересов, законных прав и свобод граждан, включая самих сотрудников ОВД.

Современное состояние российского общества также ставит перед социальными науками задачу раскрытия сущности, содержания и форм социальных институтов, в частности институтов деонтического типа, которые обеспечивают регуляцию общественных отношений и детерминируют деятельность человека. При этом на передний план выходит проблема соотношения детерминационных функций социальных институтов и внутренней мотивации поведения человека .

Изучение взаимодействия и взаимовлияния «внешних» и «внутренних» факторов поведения человека, на наш взгляд, возможно в рамках социологии путем использования социологических принципов и методов научного анализа. Такой подход позволяет более адекватно раскрыть соотношение социального и индивидуального, стихийного и сознательного, мотивированного и немотивированного в поведении человека. В рамках такого подхода, как нам представляется, наиболее полно и органично реализуется принцип единства теории и практики. Реформы в ОВД, о которых реально только говорится и к которым фактически только намечено приступить, представляют собой часть общегосударственных реформ и движение им должно задаваться не столько стихией саморазвития общества, а в большей степени институционализированным управлением, требующим взвешенной и аргументированной научной рефлекции.

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с оживлением социологических исследований в системе МВД РФ, в том числе и по проблемам личности сотрудника милиции, а также и тем, что социологические проблемы развития личности сотрудника ОВД является отражением сложных проблем и процессов, происходящих в деятельности самих ОВД. Необходимость совершенствования личности милиционера вытекает из насущных потребностей общества, она определяется целями и характером имеющегося социального заказа.

Так, будучи призванным служить обществу, сотрудник ОВД должен являть собой образец поведения. Он должен относиться с безусловным уважением к любому гражданину, быть честным, неподкупнымобщество ожидает от его деятельности строго определенного эффекта, прогнозирует, надеется, что сотрудники будут именно такими и будут действовать именно так, как это представляют себе законопослушные граждане. К сожалению данные ожидания не всегда сбываются, но почему так сегодня происходит? Поэтому, на наш взгляд, данная проблема актуальна.

Степень изученности проблемы.

Методологические проблемы данного исследования нашли отражение в работах Э. В. Ильенкова, В. Е. Кемерова, К. Н. Любутина, Д.В. Пивова-рова. Теоретико-социологические проблемы исследовались М.И. Бобле-вой, Е. М. Пеньковым, В. Д. Плаховым, А. И. Пригожиным, В. А. Ядовым.

Философско-психологические проблемы социальной детерминации поведения личности проработаны в исследованиях В. А. Аксенова, И. Израэля, К. Рудестама, А. Н. Леонтьева, Х. Хекхаузена, Н. А. Бернштейна, М. С. Кагана, В. Е. Кемерова, Э. С. Маркаряна, Д. Н. Узнадзе, Ю. А. Шрейдера. Среди зарубежных авторов, касавшихся проблемы социально-психологической детерминации поведения личности, можно отметить Дж. Брунера, Г. Жо, Д. Кац, Э. Толмена, З. Фрейда, Э. Фромма и других ученых.

Личность в правоохранительных органах, и в целом правоохранительные учреждения страны, всегда были в центре внимания государственных органов, высших полицейских и милицейских чинов и ученых, специализирующихся по проблемам правоохранительного социального института. Имеются документы, регламентирующие строительство и функционирование органов, осуществляющих полицейские функции до создания регулярной полиции, собственно регулярной полиции и милиции Московской Руси, Российской империи, СССР и Российской Федерации. Это указы и регламенты, подписанные монархами и президентами, законы и постановления, принятые Государственными Думами, Верховными Советами, другими Законодательными органами, а также правительствами нашего государства. Они создавались на основе опыта правоохранительной практики и государственного устройства, освоенного монархами и государственными деятелями, такими как Петр 1, Александр 1,.

A.Х. Бенкендорф, П. А. Столыпин, В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский.

Ценностные ориентации личности, участвующей в правоохранительной деятельности, раскрывали Н. Ильин, В. Соловьев, В. Сухомлин-ский. Связь проблем личности в полиции и милиции с процессами, происходящими в обществе, анализировалась К. Марксом, В. И. Лениным, Ю. В. Андроповым, а также такими современными авторами, как С. С. Фролов, Э. В. Тадевосян, Ж. Т. Тощенко, В. Н. Кудрявцев, В.П. Казимир-чук, И. С. Кон и многими другими.

Проблема личности сотрудника ОВД исследуется представителями различных научных дисциплин: 1) психологии: Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. М., 1989; Мицкевич В.

B. Установление психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1989. 2) педагогики: Латкова И. А. Педагогические вопросы успешной адаптации молодых сотрудников и создание условий для их закрепления в коллективах ОВД. М., 1985; Буданов A.B. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации. М., 1990; 3) управления: Волков Ю. Е. Социальное управление как вид управленческой деятельности: сущность и структура. М., 1993; Колодкин Л. М. Методы изучения и оценки персонала органов внутренних дел. М., 1993; Здир Я. Коллегиальность и единоначалие в управлении органами внутренних дел. Лекция. М., 1972. 4) теории работы с кадрами:

Верчук В. В. Некоторые концептуальные аспекты подготовки кадров в системе учебных заведений МВД РФ. Уфа. 1983; Роша А. Н. Стимулирование служебной деятельности работников милиции. М., Академия МВД СССР, 1991. 5) права: Архипов О. Г. Социально-правовой статус работников органов внутренних дел: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1992; Концеладзе Р. У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1995; Кондрашев Б. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Российский закон о милиции. М., 1992.

В этих исследованиях личности сотрудника ОВД с позиций вышеназванных наук используются также социологические знания и методы, но, к сожалению, остаются нерассмотренными многие теоретические вопросы социологии. Вместе с тем существует ряд работ и социологического характера, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы как социологии в целом, так и в применении ее к деятельности ОВД и их сотрудников, в частности.* Что касается таких социологических проблем, как социализация и структура личности сотрудника милиции, то они требуют на наш взгляд, своего дальнейшего исследования. Практически нет опубликованных работ и диссертационных исследований, анализирующих личность сотрудника ОВД, ход ее социализации с учетом влияния на нее социального института деонтического типа — «милиции».

Новизна исследования.

Необходимо отметить ряд моментов, характеризующих, на наш взгляд, новизну данного исследования: во-первых, исследован социальный институт деонтического типа с точки зрения тех основных факторов, Волков Ю. Е. Социальное управление как вид управленческой деятельности: сущность и структура. М., 1993; Михайлов Н. И., Кравченко Ю. А. Основы социологических знаний. Часть 4. Методика социологических исследований и ее исследование в ОВД. М., 1991; Михайловская И. Б., Спиридонов Л. И. Основы социологических знаний. М., 1988; Роша А. Н. Труд работника милиции (социально-психологический аспект). М., 1978; 1993; Янбухтин P.M. Личность сотрудника органов внутренних дел и общественное мнение: Дисс. канд. соц. наук. М., Академия МВД СССР, 1995. которые детерминируют его в современных условиях, при этом выделены его сущностные характеристики: а) он внутренне предельно иерархи-чен, причем все ступени вертикального подчинения не допускают каких-либо отклонений в процессе выполнения людьми своих функциональных обязанностей или ролейб) степень проявления и средства формирования личных качеств субъектов такого типа институтов универсально и жестко регламентируются и контролируютсяв) он характеризуется жесткостью санкций, которые могут выражаться в физическом, административном, моральном и психологическом воздействииво-вторых, выявлены основные противоречия такого социального института деонтического типа, как ОВД, в условиях его трансформирования под воздействием рыночных социально-экономических изменений в Российской Федерации и, как следствие, в условиях поляризации и криминализации ее обществав-третьих, выделены основные характеристики современной личности в МВД и также ее типы на основе таких критериев, как нравственность сотрудников ОВД и отношение их к своему профессиональному долгу, определены ценностные ориентации и установки будущих кадров ОВД, обучающихся в учебных заведениях системы МВДв-четвертых, автором выделены ряд существенных моментов в социализации молодого полицейского в США и в Германии, применимые, на его взгляд, в ходе учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях системы МВД, а также других силовых министерств Россиив-пятых, разработана модель личности молодого сотрудника милиции России, причем как в широком, так и в узком смысле, при этом данная модель, по мнению автора, должна отражать три уровня активности милиционера: а) как члена общества — гражданина, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностямиб) как исполнителя наиболее квалифицированных видов деятельностив) как конкретного специалиста со специфическими социальными, профессиональными, психологическими и другими качествамив-шестых, автором выделены основные характеристики оценки работы ОВД в зеркале общественного мнения, проанализированы причины негативного отношения граждан к деятельности ОВД, к числу которых относятся использование служебного положения в личных целях, низкий профессионализм существенной части сотрудников ОВД, связь отдельных милиционеров с преступными элементами. Автором выделен конкретный тип личности работника ОВД, во многом определяющий негативное отношение граждан к милиции.

Цели и задачи исследования.

Цель работы — на основе изучения литературных источников, практики проведения автором конкретно-социологических исследований, раскрыть новые аспекты проблемы совершенствования механизма функционирования личности в социальном институте деонтического типа. Данная цель реализуется путем постановки и решения ряда задач исследования:

1) исследовать функционирование структурных элементов социального института деонтического типа — «милиции» и определить его место в регуляции и побуждении поведения личности;

2) с социологических позиций осмыслить существующие теории личности, их сущностные и содержательные характеристики, при этом опираясь на личность в социальном институте деонтического типа;

3) исследовать основы полицейской деонтологии в зарубежных странах (Западная Европа и США), ее вклад в социализацию личности молодого полицейского;

4) в ходе конкретно-социологического исследования выделить ведущие характеристики социальной модели личности молодого сотрудника ОВД, проходящего подготовку в учебном заведении системы МВД и сформировать данную модель.

Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования.

Сложность и многогранность предмета исследования обусловили необходимость выйти за рамки чисто социологического анализа и коснуться философских и психологических аспектов личности сотрудника органов внутренних дел и социальных условий ее адаптации. В ходе разработки темы диссертации учитывались выводы, содержащиеся в трудах философов и психологов: В. Г. Асеева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, С. Грофа, Х.Хекхаузена. На формирование методологии и теоретической конструкции исследования существенное влияние оказали идеи В. И. Вернадского, Э. Дюркгейма, Ф. Энгельса, В. Соловьева, Э. Фромма, В. Франкла, Л. Д. Чертова, а также опыт теоретической и исследовательской работы И. Израэля, Вл.Лефевра.

При подготовке диссертации автором использовались мысли социолога, философа и юриста И. Бентама — основателя деонтологии. Положения диссертации в ее теоретической части опираются на труды представителей различных социологических школ (Ж.М. Гюйо, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Н. Смелзер, Э. Фромм), отечественных социологов (П.А.Сорокин, А. Г. Здравомыслов, Ю. П. Андреев, Ю. Р. Вишневский, Г. Е. Зборовский, И. С. Кон, A.B. Меренков, И. М. Модель, Б. С. Павлов, Л. Я. Рубина, Ж. Т. Тощенко, С. С. Фролов, В. Т. Шапко, В.А.Ядов), исследователей социологических проблем милиции (Г.Г.Заиграев, И. В. Михайловская, А.Н.Роша). В исследовании и разработке деонтологических проблем использованы работы ряда отечественных философов и социологов (Л.М.Архангельский, Г. И. Белякова, О. Г. Дробницкий, А.И.Титаренко), медиков-деонтологов (И.И.Косарев, В. Ф. Матвеев. Б.В.Петровский).

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили международные документы ООН (резолюция № 34/169 от 17.12.79 г.), Совета Европы (Полицейская декларация Парламентской ассамблеи СЕ, утвержденная резолюцией № 690 от 8.05.79 г.), Кодекс чести и рядового и начальствующего состава ОВД Российской Федерации (одобрен решением Коллегии МВД РФ 29.10.1993 г.), Деонтологический кодекс Национальной полиции Франции, кодекс поведения Королевской полиции Северной Ирландии, Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании, Этический кодекс и Закон этики полицейских офицеров США, Кодексы поведения сотрудников ФБР, ЦРУ, Семь заповедей (кодекс) полицейских ФРГ и ряд других документов.

В своей работе диссертант использовал комплекс следующих методов: наблюдение, контент-анализ, интервьюирование, анкетирование. Теоретический анализ в диссертации опирается на Конституцию России, действующее законодательство и нормативные акты МВД России.

В качестве эмпирической базы, использованной в диссертации, выступают результаты конкретно-социологических исследований, проведенных с участием автора в 1996;1998 годах, в ходе которых приняло участие в качестве респондентов в 1996;1997 годах 1192 гражданинажители г. г. Н. Тагила и Екатеринбурга, 185 сотрудников ОВД, из них 76 работающих в г. Н. Тагил Свердловской области, 19 — в г. Чусовое Пермской области и 89 — слушателей-заочников НТССШМ, проходящих службу в УВД Пермской и Кировской областях. В 1996;1998 годах исследования проводились непосредственно в Н. Тагильской специальной средней школе милиции (срок обучения — 2 года) как среди курсантов и абитуриентов (в августе 1996 г. — 100 абитуриентов из областей и республик Уральского региона, в феврале/марте 1997 г. — 228 чел. (все набора 1996 г.) — в марте 1998 г. — 326 чел (из них 235 — набора 1996 г., 91 — набора 1997 г.) — в июне 1998 г. — 246 курсантов-выпускников), так и среди командно-преподавательского состава (в марте 1998 года — 54 человека). Данные исследования диссертантом организовывались лично, он принимал участие на всех этапах: от разработки программ и методик до анализа полученной информации.

Опыт работы в милицейском учебном заведении предоставил возможность наблюдать побуждение личности к поступлению в школу милиции и его становление в качестве милиционера в данном учебном заведении.

Практическая значимость исследования и его апробация.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут способствовать более глубокому пониманию проблем поведения личности в современном, по всем своим уровням институционализированном обществе.

Предложенная концепция сущности и содержания социального института деонтического типа, его индивидуальная и социальная стороны детерминации поведения личности, могут быть использованы при решении задач прикладного характера с выходом на коррекцию и оптимизацию в областях конкретных исследований социологии, социальной психологии, педагогики и практического руководства деятельностью людей.

Методики могут быть использованы для исследования и коррекции профориентации и профессионального отбора в учебные заведения МВД и иные социальные институты деонтического типа.

Теоретические выводы, к которым я пришел, и практические методики, которые применялись в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы по следующим направлениям.

В области обучения в учебных заведениях системы МВД. Преподаватели данных учебных заведений найдут здесь материалы и теоретические выкладки по учебным дисциплинам: социология, профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел, история ОВД.

Не исключено, что «Деонтология сотрудника милиции» в дальнейшем может стать одной из учебных дисциплин, подобно тому, как в подготовку юристов входит юридическая деонтология, а в медицинских Вузах всех стран мира уже более века преподается врачебная деонтология.

В области управления и воспитания сотрудниками ОВД. Начальники органов и подразделений, их заместители по кадрам, сотрудники воспитательных аппаратов МВД-УВД, опираясь на содержание положений диссертации, смогут глубже аргументировать этические нормы Кодекса чести рядового и начальствующего состава, информировать и воспитывать подчиненных с опорой на современный зарубежный опыт.

Предполагается использование модели социализации личности, построенной на интересе, включающей в себя уровни социализации: биологическийпсихологическийсоциальный, который обеспечивает влияние первичных социальных институтов: семьи, контактных групп, школы и т. п.- институциональный, обеспечивающий социокультурную детерминацию поведения в социуме надиндивидуального характера.

В сфере взамоотношений сотрудников милиции. Требуется возврат к институционализации этической сферы межличностных отношений через ее идеологизацию в широком смысле. Но необходим не механический возврат к уровню прошлых лет, а проработка новым содержанием старых форм и их модификация. Это мы пытаемся сделать в исследовании, что на наш взгляд позволит оптимизировать культуру межличностного общения между курсантами учебных заведений МВД и их с командно-преподавательским составом.

Апробации результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации были представлены к обсуждению на научных конференциях:

— Региональной научно-практической конференции «Патриотическое воспитание молодежи: вчера, сегодня, завтра». (Екатеринбург, 1997г).

— Третьей Всероссийской конференции «Судьба России: исторический опыт XX столетия». (Екатеринбург, 22−23 мая 1998 г.).

Проблемы диссертации обсуждались на круглых столах кафедры социологии и политологии Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей при УрГУ, на кафедре социально-гуманитарных дисциплин в НТССШМ.

Автор участвует в научно-исследовательской работе по заданию Главного управления кадров МВД РФ на тему «Мотивация курсанта ССУЗ МВД РФ». Методики и результаты данного исследования используются в диссертации. Элементы концепции используются в практической работе Группы профессионального отбора и психодиагностики при НТССШМ, а также в регулярных исследованиях качеств офицеров и курсантов на пригодность к использованию их на различных должностях. Теоретические элементы концепции использовались при создании программ по социологии, политологии, философии, психологии, профессиональной этики и применяются в курсах лекций по этим дисциплинам.

Результаты теоретических и практических исследований нашли отражение в следующих публикациях:

1. Некоторые характеристики национальной самоидентификации курсантов Н. Тагильской специальной средней школы милиции.

2. Молодые сотрудники ОВД и политика.

3. Деонтические институты в историческом опыте России.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из них состоит из трех параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 373 наименования, 6 приложений, по ходу изложения содержания диссертации приводятся результаты исследования в тексте, в таблицах и в рисунках. Работа изложена на 158 страницах машинописного текста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе диссертационного исследования рассмотрены актуальные проблемы деятельности ОВД, как социального института деонтического типа, социологические проблемы личности сотрудника ОВД, и их взаимодействие.

Проанализированы существующие социологические концепции личности, сделана попытка теоретически развить диспозиционную концепцию В. А. Ядова. Выдвинута проблема типологизации личности сотрудника ОВД и предложена модель личности сотрудника милиции. Исследован механизм формирования ценностных ориентаций личности работника милиции, влияние непосредственных условий деятельности на их формирование. Классифицированы основные типы личности сотрудника ОВД. По отношению к профессии выделены четыре группы сотрудников.

Проанализированы как социальные институты деонтического типа (на примере полиции), так и процесс их инстуционализации.

Проведенное исследование позволяет сформулировать некоторые теоретические выводы и в соответствии с ними внести ряд практических рекомендаций и предложений по совершенствованию организации деятельности ОВД.

1. Одним из главных факторов, формирующим социальную модель личности сотрудника милиции, ее профессиональный и культурный уровень является учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях системы МВД. Поэтому в целях повышения эффективности в деятельности органов внутренних дел необходимо совершенствование моделей личности сотрудника ОВД (в широком смысле) дальнейшее улучшение качества обучения и воспитания сотрудников ОВД, реформирование в целом системы ОВД не спонтанно (как это имеет дело в Вооруженных Силах РФ), а на основе мировой практике и научно разработанных планов, адаптированных к реалиям нашей страны и ментальности нашего народа.

2. Анализ зарубежной практики решения проблем определения содержания, выработки проектов, введения в действие и преодоления неадекватного восприятия кодексов полицейской деонтологии позволил выявить некоторые общие для целого ряда стран, в том числе и нашей, закономерности: 1) обусловленность очерченных в кодексах требований характером общечеловеческих принципов морали, международных этических и правовых норм- 2) зависимость задач кодексов поведения полицейских от конкретных социальных условий, характера отношений общества и профессиональной группы сотрудников полиции- 3) обусловленность содержания норм и принципов полицейской деонтологии динамикой криминогенной обстановки, потребностями общества и правоохранительной политикой государства- 4) детерминация приоритета ряда норм характеристиками негативных явлений в поведении и деятельности сотрудников полиции- 5) взаимосвязь норм полицейской деонтологии с общепринятыми и устоявшимися нормами поведения профессиональной группы сотрудников ОВД, зависимость от государственной политики в этой сфере, характера функционирующих в обществе соответствующих социальных институтов- 6) влияние мирового опыта, международного сотрудничества на национальную нормативную практику в этой сфере.

3. Представляется, что предложенная в исследовании концепция полицейской деонтологии и зарубежный опыт деонтологического подхода к нравственому воспитанию личного состава полиции может использоваться при решении задач прикладного характера в следующих областях и направлениях: 1) при реформировании ОВД- 2) в деле социализации курсантов учебных заведений системы МВД- 3) в деле исключения однозначности и односторонности в управляющих воздействиях на социумные явления, и следовательно, для оптимизации управления- 4) в области улучшения порядка, организованности и установления дисциплины путем научения подчиненных видеть в нормативных требованиях, формализованных в уставах, инструкциях общезначимые индивидуально приемлемые требования.

4. Установлено, что социальный институт отражает удовлетворение одной наиболее значимой и обобщающей потребности.

Социальные институты деонтического типа — это устойчивые комплексы формальных правил, принципов, норм, установок повышенной степени долженствования, регулирующие наиболее регламентированные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему максимально определенных ролей и статусов, образующие иерахизированную и частично закрытую от остального общества социальную системуэто организованное практическое взаимодействие живых людей, ограниченных в своей жизнедеятельности жесткими правовыми и моральными нормами.

По содержанию социальный институт деонтического типа — есть результат дробления человеческих взаимоотношений, субъект интеграции усилий людей в определенном виде деятельности с высокой степенью долженствования в статусах, ролях, развитой организацией и нормативной сферой, вплоть до идеалов, формализованных в идеологию. Они, как правило, вторичны по происхождению и существуют в форме учреждения. Таким учреждением, характерным для институтов деонтического типа может быть любая полицейская структура.

Сущность социального института «милиции (полиции)» заключается в культурно-исторической необходимости удовлетворения социальной потребности обеспечения безопасности как граждан данной страны, так и в обеспечении стабильности социально-политических структур для данного социума в целом. Анализ полицейского учреждения и ценностных ориентаций его субъектов позволили подтвердить общие для институтов теоретические выводы о структуре, сущности и, детерминационной в отношении поведения полицейского (милиционера), функции.

5. Исследование показало, что на негативное отношение граждан к милиции влияет, согласно нашей типологизации личности сотрудника.

ОВД, личный опыт общения с сотрудниками четвертой группы. К этой группе относятся такие сотрудники, которые слабо проявляют интерес к учебе, повышению профессионального и культурного уровней. У них наблюдается почти полное отсутствие веры в морально-этические ценности. Они являются сторонниками силовых методов.

С целью изменения их установки по отношению к профессии представляется необходимым использовать материальные и моральные стимулы. Среди материальных стимулов, на наш взгляд, должен преобладать такой стимул, как приведение в соответствие с их работой денежного содержания, получение жилья.

6. Установлено, что как правило проблемная ситуация во взаимодействии милиции с гражданами создается в результате неправомерных действиях сотрудника милиции, что реальные препятствия для конструктивного взаимодействия с гражданами создает недостаточная ориентированность личности работника милиции на нравственные качества, в частности на такое, как человечность, способность понять другого.

Чтобы сделать стабильной ориентацию работника милиции на моральные ценности общества и совершению поступков в соответствии с этими ценностями, необходимо спрашивать с сотрудника за работу с гражданами, при подведении итогов работы по оказанию социальной помощи и обслуживанию граждан, в целом ведущим направлением в деятельности милиции должна стать «социальная работа».

7. Выяснено, что отсутствие социального контроля над деятельностью ОВД отрицательно сказывается на отношениях личности сотрудника с населением. Поэтому повышению авторитета ОВД, на наш взгляд, будет способствовать социальный контроль. В качестве же эффективного средства социального контроля может выступить общественное мнение, его оценка нравственных качеств личности сотрудника ОВД. При этом, думается, мнение граждан может выступить в качестве одного из факторов формирования личности сотрудника.

В то же время, в процессе исследования по изучению общественного мнения необходимо учитывать социально-психологическую особенность сознания и поведения человека.

8. В настоящее время усиливается потребность в совершенствовании социологических исследований личности сотрудника ОВД. В исследовании предложена следующая дефиниция — это личность. защищающая права, честь и достоинство человека. интересы общества и государства. наделенная для этого правом на применение мер принуждения. пребывая при этом в условиях жесткой правовой и моральной регламентации как со стороны общества. так и государства. Необходимо изучать этот объект глубоко и со всех сторон: труд и досуг сотрудника, его семью, отношение к различным сторонам жизни и работы, ценностные ориентации и т. д. При этом социолог должен признавать безусловную суверенность личности сотрудника милиции.

Представляется, что проведение исследований может быть в какой-то мере способствовать совершенствованию организации и управлению деятельности ОВД в деле общего повышения эффективности правоохранительных органов на основе прав и свобод граждан России.

9. Активное выявление весьма динамичных установок, запросов и настроений общества, позволит ОВД учесть в своей деятельности актуальные потребности различных социальных групп и слоев населения страны, их интересы и ожидания.

10. Было бы целесообразным осуществить в рамках учебных заведений МВД изменение модели социализации курсантов от имеющей место модели принуждения к более прогрессивной модели интереса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные, отечественные и зарубежные официальные документы.
  2. Резолюция 217 А (356) Генеральной Ассамблеи ООН. Всеобщая декларация прав человека. 10.12.1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М. 1989 г., с. 412−420.
  3. Резолюция 34 / 169 Генеральной Ассамблеи ООН. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. 17.12.1979 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М. 1989 г., с.499−504.
  4. Конституция Российской Федерации (Принята 12.12.1993г). М. 1993.
  5. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 г. // ФРГ: Конституция и законодательные акты. М. 1991 г., с. 25−92.
  6. Конституция США (от 17.09.1787 г.). М. 1993 г.
  7. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР, 1991, № 16.
  8. Закон РФ от 13 марта 1992 года «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». // Российская милиция, Законы, указы, постановления, положения. М. 1993. С. 38−51.
  9. Положение о службе в ОВД Российской Федерации. // Российская милиция. Законы, указы, постановления, положения. М. 1993. С. 56−104.
  10. Положение о федеральной государственной службе. Утверждено Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2267. // Российская газета. 1993 г., декабрь, 24, № 236 (852).
  11. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 12, ст. 319.
  12. Ведомости Верховного Совета БССР, 1991, № 13, ст. 150.
  13. Ведомости Верховного Совета УССР, 1991, № 4, ст. 20.
  14. Резолюция Парламентской ассамблеи Совета Европы № 690 от 8 мая 1997 года. Полицейская декларация. Раздел А. Основные принципы этики полицейской службы. // Франке 3. Профессиональная этика полицейского. Мюнстер, 1991, с. 25−30.
  15. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. // СССР и международные отношения, 1989, с. 499−504.
  16. Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании. // Дикинсон Д. Полицейская этика. Брэмсхилл, 1993, с. 15.
  17. Кодекс деонтологии Национальной полиции Франции (ДЕКРЕТ № 86 592 от 18 марта 1986 г.). Париж, 1991, с. 1−7.
  18. Профессиональная этика полицейского Северной Ирландии (Кодекс) Белфаст, 1981, с. 1−11.
  19. Семь заповедей для полицейских служащих (Германия). Британское военное правительство, 1945 г. // Франке 3. Профессиональная этика полицейского. Мюнстер, 1991, с. 37.
  20. Кодекс поведения сотрудника ЦРУ (США). // Даллес А. Искусство разведки. М.1992, с. 281.
  21. Морально-этический кодекс полицейского США (присяга). // Устав Академии полиции щтата Нью-Хэмпшер. Таллин, 1990. Т.1, с. 9−30. // Фонд УНК философии, социологии и организации общественных связей ОВД Академии МВД РФ.
  22. Присяга полицейского штата Пенсильвания (СШП) // Газета «Петровка 38», 1993, № 1, с. 6.
  23. Закон этики полицейских офицеров (США). Принят Советом подготовки и полицейских стандартов штата Нью-Хэмпшир. // Устав Академии полиции штата Нью-Хэмпшир. Таллин, 1990, т.2, с. 1−12.
  24. Решение Коллегии МВД РФ от 29. 09. 1993 г. № 5 км/1: «О состоянии и мерах совершенствования восп-ной работы с личным составом ОВД».
  25. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991 г., с. 299.
  26. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. М., 1989 г.
  27. Т. К логике социальных наук. /Вопросы философии/. 1992. N 10., с.76- 86.
  28. Н.Н. Очерки по общей теории государства. М., 1919 г., с. 12.
  29. Н.Н. История политических и правовых учений. М., 1919, с. 370−372.
  30. С.С. Общая теория права, т.1, М., с. 308.
  31. И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988 г., с. 415.
  32. Ю.П., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. Изд-во Урал, ун-та, 1989 г., с. 84.
  33. Г. М. Социальная психология. М. 1980 г., с.ИЗ.
  34. И.Е. Полицейское право. Т1, СПб., 1874, с. 66−75,155.
  35. В.П., Горлача Н. И. Социология: наука об обществе. Харьков, 1997 г., с. 348−389.
  36. Г. А. Проблемы методологии исследования общества, как целостной системы. Новосибирск. Наука, Сиб. отделение, 1988 г., с. 256.
  37. Е.А. Социальный статус и активность личности. М. 1984 г.
  38. Аристотель. Политика. Соч. в 4 т., т. 4, М., 1984 г., с. 380 582.
  39. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. М., 1936 г., с. 93, 94.
  40. Р. Этапы развития социологической мысли. М., Прогресс, Универс., 1993 г., с. 606.
  41. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, с. 158.
  42. В. Г. Нормативное управление социальным развитие. М., Профиздат, 1988 г., с. 127.
  43. А. Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историческо-эволюционном процессе. Учеб. метод, пособие. М., Изд-во МГУ, 1986 г., с. 96 .
  44. В. Г. Человек в управлении обществом. М., Политиздат, 1977 г., с. 382.
  45. .Д. Основы социально-психологической теории М., 1971.
  46. JI. Ф. Проектирование и анализ качества социологической анкеты с использованием персонального компьютера. Учеб. метод, пособие. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1995 г., с. 36.
  47. Н. А. О построении движений. М., Медгиз, 1947 г., с. 255.
  48. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., Наука, 1978 г., с. 311.
  49. М.И. Социальные нормы и регуляция. М., 1978 г., с. 73.
  50. А.Г. Международное сотрудничество государств по борьбе с преступностью. М., МВШМ МВД, 1989 г., с. 5−15.
  51. A.B. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации. М. 1980 г.
  52. JI. И., Славина JI.C. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979 г., с. 96.
  53. Большой энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1991 г., т.1.
  54. Ф. М, Коря Н. М. Внимание конфликт! — Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989 г., с. 141.
  55. А.Г. Правоохранительная система. М., 1991 г., с. 91−96.
  56. Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей. Харьков, 1895 г., с. 60,61,99, 110,169.
  57. Г. Античная Греция: проблемы развития полиса / Под ред. Е. С. Голубцова, т. 1, М., 1983 г., с. 206.
  58. П. Структуры Habitus, Практики. // Современная социальная теория: Бур-дье, Гидденс, Хабермас. Учеб. пособие. Новосибирск. Изд-во Новосиб. ун-та. 1995 г., с.16−31.
  59. A.B. Работа с сотрудниками органов внутренних дел по профилактике профессиональной деформации. М., 1980 г.
  60. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968 г.
  61. И.А. Анкетные опросы как общение социолога с респондентами. Учебное пособие. М., 1989 г.
  62. В.Н. Социологические и организационно-правовые аспекты совершенствования управления подразделениями УВД. М., 1991 г.
  63. A.M. Слепцов Н. Диалектика творческой деятельности и развитие человека. М., 1989 г.
  64. . Административное право Франции. М., 1973 г., с. 468.
  65. А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991 г., с. 1022.
  66. В. И. Начало и вечность жизни. /Сборник/. Советская Россия, 1989 г., с. 702.
  67. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., МГУ 1986 г., с. 206.
  68. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология. Курс лекций для техн. вузов, Екатеринбург, 1997 г., с. 95−115.
  69. Вопросы психологии и волевой активности личности и коллектива. Рязань. Рязанский ГПИ, 1984 г., с. 122.
  70. Э., Ниссинен И. X., Поренне П. Управление по результатам. Пер. с финск. /Общ. ред. и предисл. А. Лейманна/. М., Издательская группа «Прогресс», 1993 г., с. 320.
  71. Выбор профессии: мотивы и реализация. / Сборник статей/ Сост. Кузнецова. М., Знание, 1986 г., с. 61.
  72. .Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982 г., с. 22−30.
  73. .Н. Советское государственное право. / Под ред. С. С. Кравчука, М., 1985 г., с. 286.
  74. А. В., Китаев В. В. Власть и человек. Свердловск. Изд-во Урал, ун-та, 1991 г., с. 156.
  75. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990 г., с. 59 458.
  76. Г. В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977 г.
  77. Э. Элементы теории структурации. / Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас/. Учеб. пособие. Новосибирск, Изд-во Новосиб. ун-та, 1995 г., с. 120.
  78. Р. Социология личности: теория и опыты исследования Красноярского университета.
  79. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., Изд-во МГУ, 1988 г., С. 318.
  80. И.А. Педагогические вопросы успешной адаптации молодых сотрудников и создание условий для закрепления в коллективах ОВД. в сборнике «Актуальные вопрос психологии и педагогики в деятельности ОВД» М., 1985 г., с. 39−47.
  81. . Что такое психология. В 2-х т. Изд-во Мир, 1992 г., т.1, с. 491, т. 2, с. 370.
  82. Р. Основы психологического эксперимента. Учеб. пособие. М., Прогресс. 1982 г., с. 463.
  83. JI.M. Работа с профессионалом в центре внимания международной полицейской конференции. Проблемы организации работы с личным составом ОВД. Труды академии МВД РФ. М., 1993.
  84. В.М. Как готовят «Джи-Ай». // Серия «Знание»: «Защита отечества», 1991 г., № 4, с. 34.
  85. В.М., Бендик И. В. Юридическая деонтология. Киев, УМК ВО, 1988 г., с. 4.
  86. А.Д. Собрание сочинений. Т.1, СПб., 1908 г., с. 413.
  87. P.M. Элементы практической психологии. JI. 1988, с. 564.
  88. A.B. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Уч. пособие. Иркутск. Изд. Иркут. ун-та, 1985 г., с. 199.
  89. Э.Н. Социальная сфера общества, ее специфика. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1992 г., с. 172.
  90. A.A. Нравственная культура руководителя ОВД и пути ее формирования. Нравственные и этические основы совершенствования профессиональной культуры руководителя ОВД: труды Академии МВД СССР. М., 1990 г.
  91. М.К., Шереги Ф. Э. Как провести социологическое исследование. М., Политиздат, 1985 г.
  92. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996 г.
  93. С. За пределами мозга. /Пер. с англ./. 2-е изд. М., Изд-во Трансперсонального института. 1993 г., с. 355.
  94. .А. Лекции о мире и мир мнений. Проблемы методологии исследования общественного мнения. М., 1967 г.
  95. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии: философско-филологический анализ. М., Политиздат, 1985 г., с. 192.
  96. М.В. Природа деятельности. М., Изд-во МГУ, 1984 г., с. 168.
  97. В.Ф. Полицейское право. СПб., 1908 г., с. 4 -12.
  98. Н.Ф. Проблема значимости в психологии. М., МГУ. 1957 г., с. 52−63.
  99. В.В. Профессионально-правовая культура, ее функции. М., 1987 г.
  100. A.B. Человек и общественные отношения. Л., Изд-во ЛГУ. 1966 г., с. 124.
  101. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995., с. 349.
  102. .В., Новиков А. И. Философия: Курс лекций. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1995 г., с. 184.
  103. В.Б. Подготовка работников милиции к обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массовых мероприятий. Лекция. М. 1992 г.
  104. А.И. Основные начала административного права. М., 1917, $ 17.
  105. Г. Право современного государства. Т.1, СПб., 1908, с. 413.
  106. А.Н., Соколова Г. Н., Грицанов A.A., Румянцева Т. Г. История социологии. Минск. «Вышэйшая школа», 1997 г.
  107. Ю.Г. Человек, социум, история. /Социально-философская проблема теории исторического процесса/. Свердловск. Изд-во Урал, ун-та. 1990 г., с. 151.
  108. Г. Х. Рачиков А.Ю. Изучение правосознания и общественного мнения у преступности в деятельности правоохранительных органов. Пособие по методологии и методике исследования. М. 1989 г.
  109. Г. Н. Исследовать, прогнозировать, формировать. // Социологические исследования № 3,1984 г.
  110. Заблуждающийся разум? Многообразие всенаучного знания. М., Мысль, 1990 г., с. 461.
  111. Г. Е., Орлов Г. Н. Введение в социологию. Учеб. пособие. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та. 1992 г., с. 222.
  112. Я.А. Коллегиальность и единоначалие в управлении органами внутренних дел. Лекция. М., 1972 г.
  113. .В. Теории личности в зарубежной психологии. Учеб. пособие для ВУЗов. М., Изд-во МГУ, 1982 г., с. 128.
  114. Зигфрид 3. Профессиональная этика полицейского. Мюнстер (ФРГ), 1991, перевод с нем. А-169, с. 24 -37 // СИФ Акад. МВД РФ, № 2262.
  115. В.П. Международное сотрудничество правоохранительных органов. М, Акад. МВД РФ, 1990 г., с. 3−5, 30.
  116. И.В. Потребности социалистической личности. М., Мысль, 1986 г., с. 190.
  117. A.A. Искусство правильно мыслить. М., Просвещение, 1990 г., с. 240.
  118. A.A. Логика норм. М., Изд-во МГУ, 1973 г., с. 122.
  119. A.A. Ценности науки и традиционное общество. //Вопросы философии //1991г., № 4, с. 5−30.
  120. А. Н. Бриллианов A.B. Совершенствование уголовно-правовых санкций и общественное мнение. М., 1985 г.
  121. И. Психология мотивации или социология ограничений? // TESIS. 1993 г., № 2, с. 90- 155.
  122. Э.В. Идеальное. //Философская энциклопедия в 5-и т.//. М., Советская энциклопедия. Т.2, с. 219 227.
  123. Ш. Диссертации, авторефераты.
  124. Ю.П. Общественные отношения: сущность, содержание, структура. Дисс. д-ра филос. наук. УрГУ. Свердловск. 1990 г., Рукопись.
  125. Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда особого назначения. Автореф. дисс. канд. псих. наук. М., 1991 г.
  126. О.Э. Социально-правовой .статус работников ОВД. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1992 г. Рукопись.
  127. Н.Л. Правовые и нравственно-психологические особенности обеспечения законности на предварительном следствии. Автореферат дисс. д-ра юрид. наук. 1992 г.
  128. Е.Б. Социализация учащихся общеобразовательных школ развитых капиталистических стран: Англии, США, ФРГ (критический анализ). Дисс. канд. педаг. наук., М., 1979 г., с. 20. Рукопись.
  129. Э.А. Проблемы социализации личности. Дисс канд. филос. наук. М., 1972 г., с. 146. Рукопись.
  130. Ю.А. Социально-психологические манипуляции личностью: сущность, технология, результаты. Автореферат- дисс. д-ра филос. наук. УрГУ. Екатеринбург. 1995 г., с. 28.
  131. Г. А. Роль социальных институтов образования в воспроизводстве военных специалистов. Автореферат дисс. д-ра социол. наук. Уфа. 1995.
  132. Т.В. Социально-психологический анализ управления личные составом полиции США. Дисс. канд. псих. наук. М., 1983 г., с. 34. Рукопись.
  133. С.М. Роль социальных инститтутов в детерминации поведения личности. Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург. 1996 г., Рукопись.
  134. В.Н. Психологическая подготовка участковых инспекторов милиции к работе в рабочих условиях расширения демократии и гласности. Автореферат дисс. канд. псих, наук Академия МВД СССР. 1990 г.
  135. Л.Г. Политическое сознание личности: структура и закономерности формирования. Дисс. канд. филос. наук. М., 1987 г., с. 44. Рукопись.
  136. Н.Б. Социальный институт как общественное явление. /На материалах Институтов культуры/. Дисс. канд. философ, наук. Свердловск: УНЦ АН СССР, институт Экономики, с. 205. Рукопись.
  137. Р.У. Правовая и социальная защита сотрудников милиции. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1993 г.
  138. В.М. Социологические проблемы полицейской деонтологии. Дисс. докт социол. Наук. М., 1995. Рукопись.
  139. B.C. Анализ современного опыта психологической подготовки сотрудников полиции США. Дисс. канд. псих. Наук, М., Акад. МВД РФ, 1991 г., с. 128. Рукопись.
  140. Л.В. Совершенствование нравственно-эстетического воспитания сотрудников ОВД. Автореферат дисс. канд. псих. наук. М., 1990 г.
  141. А.Я. Государственно-правовой статус милиции РСФСР в период становления НЭПа (20-е годы). Дисс. д-ра юрид. наук, М., 1992 г., с. 393. Рукопись.
  142. A.B. Ответственность личности и ее социальная детерминация. Дисс. канд. филос. наук. Якутск. 1993 г. Рукопись.
  143. В.В. Установление психологического контакта сотрудников ОВД с гражданами при решении оперативно-служебных задач. Автореферат дисс. канд. псих, наук. М., Академия МВД СССР, 1989 г.
  144. P.C. Организационно-правовые проблемы становления советской милиции (1917−1920 г. г.). Дисс. д-ра юрид. наук, М., 1979, С. 46 -78, 391, 392. Рукопись.
  145. Е.А. Социально-психологическая характеристика личности начальника отряда исправительно-трудовой колонии. Автореферат дисс. канд. псих. наук. Академии МВД СССР. М., 1976 г.
  146. В.А. Политическое сознание личности и механизм его формирования. Дисс. канд. полит, наук. СПб., 1993 г. Рукопись.
  147. A.B. Организационно-правовые аспекты предупреждения и разрешения конфликтов работников милиции с населением. Дисс. канд. юрид наук. М., 1989 г., с. 52. Рукопись.
  148. А.Г. Детерминация и само детерминация социального поведения личности. Дисс. канд. филос. наук. Кировокан, 1982 г., с. 65. Рукопись.
  149. C.B. Проблема человека в социальной философии. Деятельностный подход. Автореферат дисс. канд. философ, наук. Симферополь, 1992 г., с. 20.
  150. С.П. Государственно-правовой статус милиции. Дисс. канд. юрид. наук. М., 1993 г. Рукопись.
  151. А.Н. Социальное обслуживание граждан органами внутренних дел. Дисс. канд. юрид. наук. Рукопись.
  152. Эфендиев А.Г. О. Формирование личности: исходные принципы социологической теории. Дисс. докт. филос. Наук. М., 1991 г., Рукопись.
  153. P.M. Личность сотрудника органов внутренних дел и общественное мнение. Дисс. канд. социол. Наук. M., 1995 г., Рукопись.
Заполнить форму текущей работой