Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принятие решений как социально-технологический процесс

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическая база исследования. 1. Эмпирическуюбазу работы представляет вторичный анализ социологического исследования «Практика корпоративного управления в России», проведенного в несколько этапов, начиная с 2005 по 2008 г. компанией Interactive Research Group в сотрудничестве с Ассоциацией независимых директоров. В опросе приняли участие высшие должностные лица 307 акционерных обществ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
    • 1. 1. Управленческое решение в социологическом 18 дискурсе
    • 1. 2. Основные понятия процесса принятия 42 управленческих решений
    • 1. 3. Проблема изучения социальных технологий в 53 контексте принятия управленческих решений
  • Глава 2. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    • 2. 1. Современные технологии разработки и 63 принятия управленческих решений
    • 2. 2. Проблема принятия групповых управленческих 80 решений
    • 2. 3. Особенности процесса принятия управленческих 96 решений в период становления корпоративного управления в России
    • 2. 4. Использование социальных технологий в 109 практическом обучении лиц, принимающих решения

Принятие решений как социально-технологический процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

" управленческих решенийобусловливается как тенденциями развития1 отечественной и зарубежной, теориш социального управления, так и необходимостью включения в отечественную, практику управления зарубежного опыта и его-адаптации применительно к условиям модернизирующегося российского общества. В' связи* с этим можно сформулировать. следующие положения, характеризующие актуальность исследования:

— исследование технологий. и инструментария^ принятия интегративного решения, обусловлено важностью одного из ключевых положений, современной управленческой, парадигмы относительно-эффективности^ управления, определяемой, с одной стороны, принятием решений относительно1 использования ресурсов, а, с другой, — выбором инструментарияобеспечивающего наиболее эффективную альтернативу при разработке управленческого решения;

— разработка технологий принятия управленческих решений обусловлена необходимостью принятия конструктивных иэффективных решений в аспекте антикризисного управления и риск-менеджмента;

— особенности современного этапа развития, российского общества диктуют необходимость, разработки новых направлений развития, корпоративной культуры, которая в свою очередь влияет на разработку эффективных, высокотехнологичных бизнес-процессов. Поэтому социальные технологии разработки и принятия управленческих решений (как индивидуальных, так и групповых) обладают первостепенным значением, поскольку управлять — это и означает принимать конструктивные решения;

— в социологии управления мы наблюдаем сложную ситуацию, связанную с принятием управленческих решений — это отсутствие традиций и общепринятых методов и технологий обсуждения позиций и точек зрения, и некомпетентность управленцев, принимающих решения, а также трудности практической реализации коммуникативных технологий.

Практическая реализация этих положений требует исследования феномена процесса принятия управленческого решения как социально-технологического процесса, который может быть представлен как социальная, — технология" управления в целом, а также как процесс, требующий использования-социальных технологий.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема принятия? решений глубоко исследована в* работах по социологии управления, социальной философии, экономике, социологии, социальной психологии, конфликтологии, юриспруденции, а также в специализированных направлениях, которые находятся на пересечении указанных выше научных дисциплин и направлений. Также существует большое количество работ, которые детально рассматривают процесс принятия управленческих решений и освещают роль социальных технологий в управлении.

Прежде всего, следует отметить те работы, которые рассматривают социальные технологии в процессе управления. В рамках данного подхода социальные технологии обозначаются как методы, объединяющие в себе теоретические и прикладные знания, направленные на обеспечение эффективности процесса управления (К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Поппер, В. М. Иванов, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и другие1).

Ряд работ, посвящены анализу технологического аспекта управления и внедрению технологий в управленческий процесс, а также управленческому воздействию на объекты управления (В.Н. Иванов, В. И. Патрушев, А.И.

1 Маркс К., Энгельс Ф Капитал.// Соч, 2-е издание, т. 23- Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. 1992, № 8- Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. — Москва, Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят академии гос службы, 1996; Иванов ВН., Патрушев А. И. Социальные технологии: Курс лекций/ Мое гос. социал. ун-т. ин-т социологии. Кафедра социальной инженерии. — М.: Союз, 1999; Патрушев В. И. Социальные резервы трудового коллектива, пути реализации (социологический анализ) —Киев, 1990.

Пригожин, B.C. Дудченко, Л. Я. Дятченко, Н. В. Стрелкова, В. Г. Афанасьев и другие2).

Феномен процесса принятия решения достаточно четко прописан t с позиции операциональности и структуризации. При таком" подходе выделяются основные этапы, процесса принятия управленческих решений, различные методы и технологии, обеспечивающие организацию информационных потоков. Отдельныестороны процесса принятия управленческих решений рассматриваютсяболее детально и становятся предметом изучения экономистов, юристовсоциологовконфликтологов, социальных психологов.

Пристальное внимание процессу принятия, решений уделяют зарубежные авторы, что объясняется самим фактом возникновения научногоменеджмента первоначально во Франции и США. В? период становления научного управления"вопросами теоретического обоснования как процесса управления в целом, так и функции принятия управленческого решения занимались такие исследователи, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Черч, А. Маршал, Ж. Маршал3 и другие.

В социологии процесс принятия решения рассматривался^ рамках теории деятельности в работах М. Вебера, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса, И.

2 Иванов В Н. Социальные технологии в современном мире. — Москва, Н. Новгород: Изд-во ВолгаВят. академии гос. службы, 1996; Иванов В. Н., Патрушев А. И. Социальные технологии: Курс лекций / Мое гос социал. ун-т. Ин-т социологии. Кафедра социальной инженерии. — М.: Союз, 1999; Патрушев В. И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации социологический анализ). — Киев, 1990; Стрелкова Н. В. Социально-технологическое обеспечение процесса принятия управленческого решения / Министрерство внутренних дел РФ. Моск. ун-т. — М., 2005; Марков М. Технологизация и эффективность социального управления. M., 1982; Дудченко В. С., Макаревич В. Н. Социоинженерная деятельность, социальное проектирование, социальная технология. М., 1989; Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). — М.: Политиздат, 1973; Дядченко Л. Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами: Автореф. дис. .докт. наукСоциологич. науки: 22.00.08 / Акад. труда и социальн. отношений. — M., 1993.

3 F. Taylor. The principies of scientific management. — Horwood, 1911; первый рус. пер.: Ф.Тейлор. Научная организация труда. — М., 1925; Г. Эмерсон. Двенадцать принципов производительности. -М., 1972. Г. Форд. Сегодня и завтра. — М., 1926. А. Файоль. Общее и промышленное управление. — М.-Л., 1924; Г. Черч. Основы управления производством. — М., 1930; J. Marshal. Cours d’Economic politique. — Paris, 1957; A. Marshal. Methode Scientifique et Science economique. — Paris, 1952; A. Marshal. Systems et Structures economiques. — Paris, 1961.

Гофмана, Э. Гидденса и других4. Теория* рационального выбора также внесла огромный вклад в формирование теории принятия решений, здесь мь1 выделяем работы Г. Саймона, Дж. Хоманса, П. Блау, Дж. Коулмена и других5.

В настоящее время в, философии принятие решений рассматривается как интеллектуальная, деятельность вработах Дж. Дьюи, Г. В. Сориной6.

В работах советских авторов проводились исследования опыта управления производством, а также* развития науки и. техники за рубежом, здесь можно отметить работы Ф.М. МамоноваД.М. Гвишиани, И.К. т.

Быкова, А. БНиколаева, Е. М. Бабосова .

Ряд работ посвящен рассмотрению процесса принятия управленческих решений в различных его аспектах. Так, например, вопрос обоснования принятиярешения^ какодной из, основных функций управления раскрывается в< работах П. Ф. Друкера, М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, Д. Н. Бобрышева, ВТ. Афанасьева, В. В. Быстрова, В.Я. Семенкина8. Субъекты управления, роль и функции менеджера.

4 М. Вебер. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. Г. Зиммелъ. Философия денег//Теория общества: фундаментальные проблемы. М.: Канон-Пресс-Ц-Кучково Поле, 1999; А. Б. Гофман. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 1999; И. Гофман. Представление себя другим в повсдневной жизни/ Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-ЦКучково поле, 2000; Э. Гидденс. Элементы теории структурации//Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирс: Издательство Новосибирского университета, 1995.

Г. А. Саймон. Рациональное принятие решений в деловых организациях// Психологический журнал, 2002, т. 23, 1. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен//Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Издательство МГУ, 1984. Blau Р. Exchange and power in social life. N.Y.: Wiley, 1964. Coleman J.S. Power and the structure of Society. N.Y.: Norton, 1974. Coleman J. S. Foundations of Social Theory. Cambridge (Mass.) — L.: Belknap Press of Harvard University Press, 1990.

6 ДыоиДж. Психология и педагогика мышления. — М., 1999. Сорина Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность/Монография.-М.: «Канон+» «Реабилитация», 2009; Г. В. Сорина. Основы принятия решений. — М., Экономисту 2006.

7 Гвишиани Д. М. Социология бизнеса. — М., 1962; Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. -М., 1973; Ломаное Ф. М. Оранизация и техника управления производством за рубежом. — М., 1960; Быков И. К. Наука — техника — управление. — М., 1966; Организация управления в США. — 1966; Николаев А. Б. Общественное воспроизводство и развитие научных исследований в США. — 1969; США: экономические рычаги в управлении фирмами. — М., 1971; США: современные методы управления. — М., 1971; Гвишиани Д. М. Организация и управление. Социологический анализ буржуазных теорий. — М., 1971, Бабосов Е. М. Социология управления. Минск: 2000.

8 Друкер П. Ф. Практика менеджмента. Учебное пособие. — М., 2000. Друкер П Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. — М., 2001, Мескон М., Альберт М&bdquoХедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2001, Бобрышев Д. Н. Основные категории управления. — М.: Наука, 1987, Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. — М.: Политиздат 1973, Быстрое В В., освещены в работах М. Вудкока и Д. Фрэнсиса9, разработка принципов, технологий и процедур принятия управленческих решений занимает значительное местов работах Р. Доусона, У. Бенниса, Б. Нануса, Л. Г. Евланова, Н. Л: Карданской, В .И. Кнорринга, Е. П. Голубкова и других10.

Классификации и, типологии управленческих решений по различным основаниям, а также групповые решенияи критерии их оценки определены в работах Мескона. М., Альберта М'., Хедоури Ф, Джорджа Дж.М., Джоунса Г. Р., А. Филлея, Дж. Ф: Крейгана, Д. В. Райта, Ойстер К., Голубкова Е. Ш., Диева, B.C., Зайцева1 М?.Г11. Проблемы управления общественными процессами регламентации поведения индивидов* и социальных групп, групповой1 динамики и внутригрупповой работе нашли отражение в работах РЖ. Мертона, Т. Парсонса, Г. Гарфинкеля, Дж. Дьюи и другие12, психологические и социально-психологические аспекты управленческих решений определены в работах Д. Л. Гибсона, B.C. Агеева, Р. Л. Кричевского, Е. М. Дубовской, А. Г. Костинской, A.B.Петровского и.

С&иенкин В Я. Основы организации управления инновационными процессами в условиях рыночной экономики: теория и практика.- Владивосток, 1998.

9 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. — М.: «Дело», 1991.

10 Доусон Р Уверенно принимать решения. М.: ЮНИТИ, 1996, Беннис У., Нанус Б. Лидеры: стратегия принятия самостоятельных решений. Четыре правила для высокоэффективных людей. — СПб.: Сильван, 1995; Евланов Л. Г. Теория и практика принятия решений. — М., 1984; Карданская Н. Л. Основы принятия управленческих решений. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям. — М.: Рус. Деловая литература., 1998; Карданская Н. Л. Принятие управленческого решения. М.: ЮНИТИ. 1999; Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов — М., 1999. Голубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений // Менеджмент в России и за рубежом. — M., 2003, № 1- Голубков Е. П. Технология принятия управленческих решений. — М.: Дело и Сервис, 2005.

11 Мескон М&bdquoАльберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2001; Дж.М. Джордж, Г Р. Джоунс Организационное поведение. Основы управления: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003; Ойстер К. Социальная психология групп. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004; Cragan, J.F.- Wright, D. IV. Communication in small groups: Theory, process, skills. — Belmont (Cal.) etc.: Intern. Thomson pub]., 1999. — 5th ed. — XIIГолубков Е. П. Сущность и характерные особенности управленческих решений// Менеджмент в России и за рубежом. — M., 2003. — № 1- Диев В. С Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. — Новосибирск, 1998; Зайцев М. Г., Варюхин С. Е. Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы. — М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2008; ,.

12 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. — M.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006; Р. Мертои, Л. Брум, Л. С. Котрелл. — M., 1965; Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1997; Парсонс Т. О структуре социального действия. — М., 2000; Гарфиикель Г. Исследования по этномстодологии. — СПб., 2006; Дж. Дьюи. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) — М, 1999. других13. Отдельно можно выделить вопросы коммуникации в процессе принятия, решений- (модели коммуникаций, их специфика, критерии, эффективности и т. д.) в работах А. БишофаК. БишофаР. И'. Мокшанцева,. А. В: Петрова14.

Теории, игр применительно к задачам управления? организационными* структурами и принятия управленческих решений^ освещены, в. работах Дж. фоН'Неймана, 0:.Моргенштерна, Р. ДЛюиса, X. Райфаш других15. Ряд работ посвящен принятию, у правленческих решений, в проблемных ситуациях, а таюке' как способу регулирования и разрешения, конфликтов. Здесь следует упомянуть работы А. Филлея, М: Дойча М., А .С. Козлова, Е. И. Степанова, Н. В: Гришиной16.

Феномен социальногоконтроля, его разновидности, функции и Механизмы, место социального^ контроля в процессе принятияи реализации решения рассмотрены в работах Г. В. Атаманчука, В. П. Белова, Г. П. Зинченко’и других17.

Поскольку процесс принятия решения представляет собой последовательностьэтапов, а также обусловлен необходимостью использования различных^ социальных технологий, и в то же время.

13 Гнбсон Д. Л. и др. Организационное поведение, структура, процессы. — М., 2000. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М., 1990. Кричевский Р. Л., Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.

14 Бшиоф А., Бшиоф К. Секреты делового общения. — Москва: «Омега-Л», 2007; Мокшанцев Р. И. Психология переговоров. — М.: ИНФРА-МНовосибирск: Сибирское соглашение, 2002; Петров A.B. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модераций. — СПб., 2004.

15 «Theory of Games and Economic Behavior», 1944. Рус. перевод: Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. — М.: Наука, 1970. Льюис Р. Д., Райф X. Игры и решения: Введение в критический обзор. — М.: ИЛ, 1961.

16 Дойч М. Разрешение конфликта: (Конструктивные и деструктивные процессы) // Соц.-полит. журн. -M., 1997. — № 1- Filley, A.C. Interpersonal Conflict Resolution. — Glenview, 111., 1975; Козлов A.C. Процедурная помощь в разрешении конфликтов: метод фасилитации. // Прикладная психология, 1998, № 4- Козлов A.C. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили. // Прикладная психология, 1999, № 5- Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. Под ред. Степанова Е. И. М.: Эдиториал УРСС, 2000; Гришина Н. В. Психология конфликта. — «Питер», 2003;

17 Атаманчук Г. В. Управление — социальная ценность и эффективность. М.: 1995., Белое В. П. Планирование и контроль реализации управленческих решений с использованием информационных технологий: Учебно-методическое пособие. Компьютер, практикум/ Рос. акад. Гос. Службы при Президенте Рос. Федерации.-М.: 1998; Зинченко Г. П. Социология на службе управления. Электронная социологическая библиотека // vvww.soc.lib.ru. является социальной технологией в управлении, актуальной становится проблема подготовки современных управленцев. и накопление человеческого капитала. Помимо традиционных подходов в обучении" в настоящее время приобретают популярность и значимость, игровые интерактивные методики в подготовке менеджерскогосостава, такие как деловые игры и кейс-стади (case-study), которые также следует рассматривать как" социальные технологии. Сущность и возможности кейс-метода как современной методики обучения технологиям принятия, решений и работы в группе определены в работах Л. Б. Барнса, К. Ф. Кристенсена, Э.Дж.К. Хансена, М. И. Жуковой, K.G. Коротова и" других.18 Вопросыобразования. ишрофессиональнойшодготовки в контексте^теории" человеческого капитала рассмотрены в работах Т. Шульца, Г. Беккера, А.Г. Бермуса19.

Обзор литературы по представленным нами направлениям позволяет сделать вывод, что проблемы разработки и принятия управленческого решения разрабатываются всесторонне. В то же время с позиций социально-технологического подхода данный вопрос, прежде всего в работах российских авторов, раскрывается неполно. На наш взгляд это объясняется трудностями его практической реализации в сфере управления в России. В. данный момент установлена необходимость в эффективных и конструктивных управленческих решениях и обозначена недостаточная разработанность социально-технологического обеспечения процесса принятия решении, а также внедрение социальных технологий в практику управления персоналом. Поэтому мы видим необходимость дальнейшего.

18 Варне Л. Б., Кристенсгн К. Ф, Хансен ЭДжК Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). — М.: Академия, ЮРИСТЬ, ГАРДАРИКИ, 2000; Жукова М. И., Коротов КС Тренинг-менеджер в системе корпоративного обучения: специалист, преподаватель или менеджер7 — «Бизнес-образование», 1 (2), 1997.

19 Бермус А. Г. Модернизация образования, философия, политика, культураНаучная монография. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2008; Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964; Shult: T Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6. изучения феномена процессапринятия управленческих решений как социально-технологического процесса, разработки технологий, методик и алгоритмов социально-технологического обеспечения данного процесса.

Недостаточная разработанность' проблемы выявила необходимость темы нашего исследования, а также обусловила определение его объекта, предмета, целей и задач.

Цель нашего исследования, заключается в выявлении сущности социально-технологических характеристик и параметров процесса принятия решенийдля разработки новых методик и технологий принятия групповых решений, а также для их внедрения в практику управления в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические и научно-практические задачи:

— рассмотреть процедуру принятия управленческого решения как многоуровневый, многоступенчатый процесс, который является способом управленческого воздействия;

— выделить основные признаки, этапы и* другие компоненты процесса принятия стандартных управленческих решений, индивидуальных и групповых решений, рассмотреть особенности внутригруппового взаимодействия в процессе принятия управленческих решений;

— определить и описать социальные технологии в разработке и принятии решений;

— рассмотреть методики и технологии, обучающие технологиям принятия групповых решений, и дать рекомендации, которыми следует руководствоваться в рамках данного процесса.

Объектом исследования является процесс принятия решений в системе социального управления.

Предметом нашей работы становится социально-технологический аспект принятия управленческих решений и складывающиеся в ходе его протекания социальные связи-и статусно-ролевое взаимодействие.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные разработки1 и положения социологии управления, философии, экономики и права, социальной психологиипсихологии, конфликтологии, что связано с междисциплинарностью предмета исследования. В нашей работе мы будем рассматривать предмет исследования на микроуровне (микросоциология).

В нашем исследованиимы используем" такие общенаучные методы исследовашшкак:

— системный анализ для рассмотрения процесса принятия решений как целостной, системы, состоящей из множества элементов и устойчивых связей между ними;

— исторический анализ, позволяющий * проследить основные этапы становления различных подходов к принятию решений;

— диалектический подход для обоснования противоречивого характера процесса исследования рассматриваемой" проблемы, а также объекта и предмета исследования и выявления противоречий, возникающих в процессе выработки и принятия управленческих решений, связанных с аспектами рисков и конфликтов, и обоснования возможности их конструктивного преодоления;

— структурно-функциональный метод, дающий* возможность расчленения сложных самоорганизующихся систем, какими являются процедуры и технологии выработки и принятия управленческих решений, на наблюдаемые, и в этом смысле поддающиеся анализу, управлению и контролю, подсистемы и элементы с определенными свойствами и функциямисубъектно-деятельностный подход для анализа противоречивого процесса* субъектно-субъектных. и субъектно-объектных отношений, складывающихся в ходе принятия ¡-управленческих решений, что. позволяет описать конкретные типы, и виды деятельности-, ее акторов и-механизмы взаимосвязи субъективных и-объективных факторов.

Нами применялись, и учитывались также частнонаучные методы: сравнительный анализ и метод анализа конкретных ситуаций для изучения, и сопоставленияг существующих и рассматриваемых в диссертации, 1 научныхподходов к исследованию проблемы * принятия-управленческих решений и разработки кейсаситуационный подход, указывающий на необходимость всестороннего учета конкретных обстоятельств «места и времени» и важность последствий! различного-" восприятия1 одной и той же ситуации, различнымисторонамиметод анализа конкретных ситуаций для разработки кейсасоциометрический метод в связи с предлагаемыми в диссертации' процедурами и* технологиями управления групповой динамикойпервичный и вторичный анализ данных, составивших основу эмпирической базы исследования и другие).

Теоретический анализ научных исследований сопровождается практическими рекомендациями по обучению технологиям принятия-групповых решений, а также рассмотрением аспектов внутригруппового воздействия в процессе групповой работы.

Эмпирическая база исследования. 1. Эмпирическуюбазу работы представляет вторичный анализ социологического исследования «Практика корпоративного управления в России», проведенного в несколько этапов, начиная с 2005 по 2008 г. компанией Interactive Research Group в сотрудничестве с Ассоциацией независимых директоров. В опросе приняли участие высшие должностные лица 307 акционерных обществ, представляющих широкий спектр отраслей и действующих в четырех регионах России: Екатеринбурге и Свердловской области, Ростове-на-Дону и Ростовской области, Самаре и Самарской области, Санкт-Петербурге. Уникальность исследования состоит втомчто оно сфокусировано на регионах и базируется на солидной и репрезентативной выборке. Усредненные характеристики фирм-респондентов таковы: количество сотрудников — 250, число акционеров — 255, объем продаж — 1,1 млн долл. В подавляющем большинстве случаев! (75%) на вопросы анкет отвечали председатели советов директоров (наблюдательных советов), другие члены, советов директоров, генеральные директора или их заместители. Данное исследование помогло нам определить основные тенденции, проблемные места и необходимые для улучшения ситуации мероприятия в практике управления и принятия управленческих решений в российских компаниях. 2. Социологический эксперимент «Проблема подготовки профессиональных кадров, задействованных в принятии управленческих решений», проведенный нами в ноябре — декабре 2009 года на базе РАГС и Московской Международной Высшей школы бизнеса «МИРБИС». В эксперименте приняли участие 160 человек в возрасте 30−50 лет. В состав целевойгруппы входили управленцы: менеджеры управления проектами, руководители отдела управления персонала, генеральные директоры, исполнительные директоры, госслужащие. Эксперимент представлял собой практическое занятие, состоящее из нескольких частей: теоретическое ознакомление группы слушателей с новыми социальными технологиями, которые можно использовать в ходе группового взаимодействия в процессе принятия управленческих решенийпрактическая часть групповой работы, включающая в себя проведение модифицированного теста Крейгана-Райта, ориентированного на определение ролей, которые играет индивид в малой группе, а также кейс-стади для практического закрепления усвоенного теоретического материала. В заключительной части занятия былопроведено, анкетирование для получения обратной связи со слушателями курса.

Научная новизна работы:

1. Представлена комплексная методика пошагового скоординированного принятия управленческих консенсусных решений, на основе конструктивного восприятия, анализа и оценки проблемы;

2. Дано технологическое описание новых интерактивных процедур принятия управленческих решенийпозволяющих расширить сферу и конкретизировать области и возможности их применения в групповом-взаимодействии;

3. Теоретически и практически обоснована необходимость применения интерактивных методик обучениякак социальных технологий, доказавших свою' эффективность в процессе профессиональной подготовки управленческих кадров;

4. Предложена модель разработки и принятия интегративного решения, включающая этапы анализа реальной, ситуации, адекватной идентификации проблемы как начального условия принятия согласованного решения;

5. Установлена взаимосвязь методик Томаса-Килменна и Крейгана-Райта, ориентированной на выявление индивидуальных предпочтений и различий в ситуациях внутригруппового взаимодействия в аспекте распределения ролей в группе;

6. Дана интерпретация кейс-методики как инновационной формы профессионального отбора, обучения (в том числе курсы повышения квалификации и переподготовка) и аттестации персонала организаций и фирм.

Научная новизна и результаты, полученные автором в ходе исследования, представлены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Методика пошагового принятия скоординированных управленческих решений дает возможность оптимизировать взаимодействие внутри команды, разрабатывающей и принимающей решение, на основе конструктивного представления проблемы особенно в условиях антикризисного управления.

2. Представленная методика позволяет расширить возможности' практического ^ применения^ социальных технологий' в групповом взаимодействии в целях принятия консенсусного решения.

3. Методика идентификации и распределения* ролей в группе (методика Крейгана-Райта) позволяет группе координировать взаимодействие участников на всех этапах разработки решения, повысить индивидуальную и групповую ответственность за его результат.

4. Применение методики принятия итегративного решения дает возможность учесть и оптимизировать взаимосвязь рациональных и эмоциональных составляющих внутригруппового взаимодействия.

5. Методика Крейгана-Райта по выявлению распределения ролей в группе как модифицированная методика Томаса-Килменна может быть использована как в практике профессионального обучения управленцев, так и в повседневной работе, связанной с принятием управленческих решений.

Теоретическая значимость положений диссертационного исследования, предложений и рекомендаций определяется тем, что автором предложена модель принятия управленческого решения, в процессе которого различные факторы могут повлиять на выбор той или иной социальной технологии разработки и принятия решения, что делает акцент на инновационном характере управления и дает новое направление в социологической науке. Также теоретическая значимость данной работы заключается в попытке автора дать комплексное определение процессу принятия решения как социально-технологическому процессу, который может рассматриваться как социальная технология управленческого воздействия^ с одной стороны, так и как высокотехнологичный^ сложный процесс, требующий использования социальных технологий в процессе разработки и принятия решения. И в то же время-следует отметить, что автором выделена и разработана методика (кейс-стади) обучения технологиям принятия групповых решений, то есть, метод конкретных ситуаций можно рассматривать как социальную технологию в подготовке управленческих кадров.

Практическая значимость работы заключается в том, • что положения диссертационного исследования могут быть использованы в практике социального управления и дают возможность руководящему персоналу определять инновационные направления управленческой деятельности.

Также практической значимостью обладают те научно-прикладные выводы, которые обусловливают внедрение новых технологий и методик в процесс управления в целом, и в процесс принятия решений в частности.

Адаптированная методика Томаса-Килменна, представленная^ в работе в качестве теста Крейгана-Райта, позволяет эффективно организовать групповую работу, распределив роли в малой группе, в которой происходит разработка и принятие управленческих решений.

И, наконец, практическая значимость диссертационной работы определяется предложенной методикой кейс-стади как наиболее эффективной социальной технологией, которую рекомендуется применять в процессе подготовки менеджеров как среднего, так и высшего звена.

Материалы исследования могут быть использованы для разработки соответствующих учебных пособий и программ для слушателей высших учебных заведений, где преподается курс социологии управления, а также для проведения занятий и практических тренингов в рамках переподготовки и повышения квалификации управ енцев.

Апробация результатов исследования осуществлялась в научных докладах и выступлениях на конференциях: III Всероссийский съезд социологов «Метод принятия интегративного решения» — Тезисы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: пути взаимодействия» (0,1 п.л.) и на курсах повышения квалификации «Управление конфликтами на государственной службе» (24 ноября — 4 декабря 2008 г., РАГС при Президенте РФ) — «Конфликтологическая компетентность государственных служащих».

Положения и результаты проведенной исследовательской работы могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Социология управления», «Управление персоналом», использовались автором в учебном процессе при преподавании курса «Социология коммуникации» студентам 5 курса факультета Социологии, экономики и права Mill У.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих' в себя семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.

Выводы, которые мы сделалипроведя анализ данных, полученных из исследования практики? корпоративного управления* в России, обусловили необходимость обращения ко второму исследованию, посвященному корпоративному обучению.

В 2007 году было проведено исследование, посвященное эффективностикорпоративного обучения, основные результаты которого были опубликованы в журнале: «Успешный бизнес"90. В исследовании приняли участие такие крупные: транснациональные компании, как IBM, Дженерал электрик, Ксерокс, Тексас инструменте и Моторола. Ниже в.

90 Костицын Н. А. Эффективность корпоративного обучения // Успешный бнзнес, 2007. http://www.uspeshniy.com/, доступ 24.07.2009. таблице 1 представлены данные о годовых затратах корпораций на подготовку своего персонала и доля этих затрат от оплаты труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная системауправления характеризуется? особой динамичностью, что, прежде всего, связано с постоянно? меняющейся" ситуацией? на рынке. В связис этим появилась необходимость, рационального использования? ресурсови использованияпередовых технологий, как в производственной? сферетак-, и в системе управления: Также в большинстве корпораций акцент делается на инновационном характере деятельности во> всех, сферах функционирования компании, здесь. следует отметить' и процесс принятия решенийкоторый занимает• важное место в процессе управления в целом.

В! нашей работе быларассмотренаключевая! проблемасоциологии управления и менеджеризма. В основе направления, изучающего закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, лежат те или иные решения, которые принимались в соответствии с определенными социальными технологиями и были обусловлены социальным контролем. В теории и практике современного менеджмента технологиям и процедурам разработки и принятияуправленческих решений уделяется специальное внимание, а также придается особое значение: наряду с функциямиуправления: организационной, регулирующейкорригирующей, — учета и контроля;

Объектами в диссертационном исследовании явились составляющие, из которых складывается процесс принятия управленческих решений — внешняя и внутренняя организационная среда, статусно-ролевое взаимодействие индивидов, особенности групповой работы и методы работы руководителя. Все эти составляющие рассматривались в аспекте достижения^ конструктивного исхода управленческого воздействия.

В теории управления сложилось единое пониманиетермина «процесс» как последовательности действий, ориентированных на достижение, результата или поставленной цели. Поэтому для совершенствования данной деятельности необходим так называемый инструментарий илисоциальные технологии, определение которым мы даем в нашем исследовании. Социальные технологии^ мы определяем как способ или инструмент, с помощью которого осуществляется, воздействие на трудовой коллектив с целью регуляции его функционирования и жизнедеятельности для эффективного* достижения, поставленной цели. В связи с этим у нас определился, и предмет нашего исследованиясоциально-технологический" аспект принятия решений. В современный период возникает необходимость существования процесса принятия решений" как отлаженного бизнес-процесса, а новые стадии^ практики управления — корпоративное управление и менеджмент системы качествадиктуют новые подходы, и технологии. Так в корпоративном управлении на первое место выходит проблема принятия групповых решенийпоскольку в управлении корпорациями принимают участие совет директоров и акционеры, соответственно, в принятии стратегических решений задействован достаточно большой круг лиц. В данном* случае доказал свою эффективность менеджмент системы качества, предполагающий детальные схемы решения вопросов, тщательно прописанные процедуры и технологии. Поэтому разработка социальных технологий принятия групповых решений занимает центральное место нашего исследования. Нас интересует ролевое взаимодействие индивидов в процессе принятия решений, а также новейшие технологии, помогающие эффективно организовать данное взаимодействие. В нашей диссертации мы предлагаем различные технологии принятия решений и те факторы, которые оказывают влияние на выбор той или иной социальной технологии. Особо следует отметить следующее:

— определение сущности и специфики социальных технологий в контексте принятия решений,.

— рассмотрение процесса принятия решений как многоуровневого и многоступенчатого процесса, который является рычагом* управленческого воздействия,.

— определение основных этапов разработки, принятия и реализации' индивидуальных, стандартных и групповых решений,.

— выявление специфики внутригруппового взаимодействия, социальной групповой динамики и распределения ролей,.

— анализ того, как изменяется процесс принятия, решений' в, ситуациях риска и неопределенности;

— оценка решений с позиций качества и приемлемости,.

— использованиеситуационного подхода, в процессе выбора технологии принятия решений",.

— выявление условийи- факторов, определяющие пути, способы, методы и технологии разработки и принятия эффективного решения.

Специфика природы принятия решений не исчерпывается только-процессуальной стороной'. Здесь следует отметить такие явления, как человеческий фактор и социально-психологический климат в коллективе н организации. Поэтому мы предлагаем разделять процесс принятия решений на две составляющие: процедурную сторону, включающую в себя этапы и стадии процесса, ориентированные на достижение поставленной' цели, и ролевое взаимодействие индивидов в процессе групповой работы над разработкой и принятием решений. Исходя из этого подхода, нами была разработана гипотетическая модель принятия групповых решений, где каждая стадия процесса соотносится с внутригрупповым взаимодействием. Для распределения ролей в малой группе и организации эффективного взаимодействия’в процессе разработки и принятия решений в нашем исследовании мы предлагаем адаптированную модификацию методики К. Томаса-Р.Килменна, так называемый тест Крейгана-Райта. Практическое использование данной методики позволит выявить индивидуальные предпочтения в ситуациях внутригруппового взаимодействия в аспекте распределения ролей в группе и избежать конфликтных ситуаций.

В диссертационном исследовании мы даем, определение интегративному решению, как способу принятия группового решения, при котором вырабатывается' такой его окончательный вариант, который не совпадает ни с одним из индивидуальных решений членов группы, но при этом каждый участник процесса’считает его своим. Так, прифассмотрении методики Томаса-Килменна (ранее типология была предложении. Холлом) в качестве интегративного решения мы выделяем позицию 9/9, характеризующую людей, которые не только активно^ стремятся к достижению собственных целей, но и признают это право за другими, при этом различные цели сторон не рассматриваются* как исключающие друг друга, а стороны должны стремиться к выработке такого взаимоприемлемого решения проблемы, в соответствии с которым, ни одна из сторон не должна жертвовать собственными целями ради целей другой стороны. Позиция 9/9 соответствует позиции 81' в «решетке Блейка-Моутона». В «сетке Томаса-Килменна» данная позиция называется «сотрудничество» и представляет собой такой стиль поведения в конфликте и его разрешения, а также в процессе принятия решений, при котором приоритетное значение имеет удовлетворение интересов сторон, а не урегулирование проблемы, во что бы то ни стало и любыми средствами. Сотрудничество подразумевает, что интересы одной из сторон не могут быть удовлетворены, если не будут удовлетворены также, хотя бы частично, интересы и другой стороны. Согласно «решетке Блейка-Моутона», совмещающей в себе такие категории, как ориентация на производственную задачу и ориентация на коллективное взаимодействие и комфортный социально-психологический климат, интегративным решением можно назвать также соотношение 9/9 или позицию 81, где необходимомаксимально учитывать стремление к достижению целей, но нарядус этим социально-психологический, климат в коллективе имеет. важноезначение. В! конфликтологической практике методику интегративного решения называют стратегией «выигрыш-выигрыш», где. решение устраивает обе стороныш! каждая сторонасчитаетего’своим. На эффективность реализации, принятого решения влияет токак проходил? процесс: принятия! данного! решения, а соответственно, степень" участия* индивидовдаегофазработкежуровень согласия с полученным результатом. Если каждый член группы считает принятое решение своимто реализация решения-будет проходить эффективнее.

В1 ходе' теоретического анализа* намш быловыявлено) множество? технологий и методов принятия как индивидуальных, так и групповых решений. Особенно тщательно, этот процесс прописани освещен в зарубежных источниках. Исходя, из того, что" теоретически* процедура принятия решений детально разработана, возникает вопрос, почему слабой является практическая реализация данных технологий. Проведя вторичный анализданных исследования, темой! которого являлась современная практика корпоративного управления в России, мы пришли к следующим выводам:'- ••. — .

1. Основным преимуществом корпоративного. управления? является совершенствование процесса принятия стратегических решений. Поскольку все важные для существования корпорации решения, принимаются в группе, то на первый план выходит вопрос группового взаимодействия и технологий принятия групповых решений. Социальные технологии приобретают первостепенную значимость, так как позволяют продуктивно использовать время, отведенное на процесс разработки и принятия: решенияи обеспечивают его конструктивный исход, максимально приемлемый для участников процесса.

2. Поскольку Россия сейчас находится в, стадии формированиям корпоративного управлениябыли обозначены мероприятияпланируемые компаниями? для становления и улучшения? корпоративного управления.

Одним из ключевых моментов становится подготовка квалифицированных кадровпрофессиональные тренинги, консалтинг. Здесь можносказать, что^ обучение: принципам: — корпоративного? управления: наиболее эффективно осуществляется с: использованиемсовременных, технологий интерактивного обучениям.

3. В период становления? и развитиясистемыкорпоративного" управления организации, сталкиваются? с различными: трудностями. На первый план-, выходит нехватка: специальныхпрофессиональных знаний и непрозрачность, информации* Здесь следуетотметить важность, профессиональнойподготовкименеджеров как среднего, так и высшего звена. •.

Нехватка знаний технологий принятия групповых решений определяет необходимость профессиональной подготовкиуправленцев, разрабатывающих и принимающих решения. В настоящее время в корпоративном обучении выделяют такие методы, как ролевые игры, тренинги, кейс-метод, менторство, коучинг, подготовка на рабочем месте без отрыва от производства и другие. В нашем диссертационном исследование особое место мы уделяем кейс-методу (case-study), поскольку данный подход соединяет в себе проблемный и конфликтогенный аспекты, ролевое взаимодействие, событийный и деятельностный аспекты, временную и пространственную стороны. По своей методике case-study существенно отличается от стандартных методов обучения, он опирается на следующие педагогические принципы: индивидуальный-, подходмаксимальная свободаобеспеченность процесса большим количеством демонстрационных материалов и наглядных пособийотсутствие загруженности большим объемом теоретического материалатесное взаимодействие: и сотрудничество" «обучающий-обучаемый" — развитие практических навыков— умение, — работать с информациейлогический? анализ / деятельностиразвитие способностей саморегулированияМетод конкретных!- ситуаций!., представляет собой-, сложную систему, состоящую из более простых подсистемтаких как моделирование, системный анализэксперимент, метод: анализапроблемы и так далее. Возможности^ кейс-методавелики, он позволяет не только обучать и повышать квалификацию, — но и может выступать, в ролиинструмента, с, помощьюкоторого проводят аттестацию персонала или1 тестирование кадров при приеме наг работу. В нашемисследовании мы рассматриваем: кейс-метод каксоциальную. технологию обучения технологиям принятия, решения:. .

В ходе теоретического, анализа и вторичного анализа эмпирических данных мы пришли к выводу, что, несмотря на всесторонюю изученность процесса принятия решенийв российской системе управления наблюдаются трудности в практической реализации технологий принятия управленческих решений. Эти. трудности связаны, прежде всего, с недостаточной профессиональной подготовкой менеджеров как среднего, так и высшего звена в области управления. В нашей работе мы предлагаем варианты решения данной проблемы, и рекомендуем продолжить разработку темы социально-технологического обоснования процесса принятия управленческих решений в целом и социальным технологиям подготовки компетентных менеджеров, в сфере принятия решенийи внутригрупповой работы в частности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Атаманчук Г. В:-КейзеровН.М. Культура. решений менеджмента/Рос. акад. Службы при Президенте Рос. Федерации. М., .1995. -254 с.
  3. B.F. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования).— Mi: Политиздат, 1973- — ЗО^с.
  4. Афоничкин В. И- Принятие, управленческих решений в экономических. системах: Учебное пособие для студентов спец. «Менеджмент». Саранск: Издтво Морд, ун-та, 1998. -.184 е. .
  5. Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. М., 2000.
  6. Р.- Техника принятия эффективных управленческих решений. -М. и др.: Питер, 2006. -413 с.
  7. Белов В: П. Планирование и контроль реализации управленческих решений с использованием информационных технологий: Учебно-методическое пособие. Компьютер, практикум / Рос.. акад. Foc. Службы при Президёнте Рос. Федерации. М., 1998. — 72 с.
  8. В.Л., Жичкин A.M. Функции менеджеров в организации: Учебное пособие. М., 2004. — 229 с.
  9. У., Нанус Б. Лидеры: стратегия принятия самостоятельных решений. Четыре правила для высокоэффективных людей. СПб.: Сильван, 1995.- 185 с.
  10. А., Бишоф К. Самоменеджмент:. эффективно и рационально.• М'.: «Омега-Л», 2008. — 123 с. «• /д» V!"-J :19. — Бишоф А., Бишоф К. Секреты- деловогообщения- — Москва: «Омега, Л», 2007. 126 с.. л- .
  11. Бовина И. Б- Представления" об элементах процесса, группового решения. // Мир психологии. Научно-методический журнал, 1999, № 3. С.30−40. • -
  12. Большой: толковый — социологический словарь (Collins): Том 1 (А-О).
  13. М.: Вече, ACT, 2001. — 544. с '.""":. ''/ '.
  14. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (И-Я).
  15. Ml: Вече, ACT, 2001. — 528 с. .: /. :23- Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять организациями: Учебное пособие. -М.: Синтег, 2004.-389 с.
  16. Веснин BIP. Менеджмент для-:всех. M: Юрист, 1994. — 248 с.
  17. В .Р. Основы менеджмента. M., 1999.
  18. О.С. Стратегическое управление. М., 1998.30: Виханский 0: С1, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 1998-
  19. С.Н., Уткин В. Б., Балдин К. В. Управленческие решения: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. — 317 с.
  20. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджера Для. руководителя-практика- М.: «Дело», 1991. — 320 с:
  21. .Л. Стратегии развития образования на Западе на пороге XXI века. М:: Изд-во УР АО, 1999- - 208 с. '.
  22. Т.А. Маркетинговое управление: Полный курс МВА: принципы управленческих. решений и российская практика. — М.: Мирбис, 2005 .-475 с. .
  23. Г. Исследования по этнометодологии. .— СПб.: Питер, 2006. 336 с.
  24. И. Н. Менеджмент: Учебник. М., 2001
  25. Дж., Иванцевич Д. М., Доннели Д. Х. Организации: поведение, структуры,.процессы: Пер. с англ. М., 2000.
  26. Э. Социология.-М.: Эдиториал УРСС.-704 с.
  27. Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений// Менеджмент в России и за рубежом.- М., 2003. № 1. -С. 122−134.
  28. Е.П. Технология принятия управленческих решений. М.: Дело-и Сервис, 2005. — 543 с.
  29. А. Б. Семь.лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 1999. Э. Гидденс. Элементы! теории структурации//Современная социальная- теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирс: Издательство Новосибирского университета, 1995.
  30. И. Гофман. Представление себя другим в повсдневной жизни/ Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц- Кучково поле, 2000.
  31. Н.В. Психология конфликта. «Питер», 2003.
  32. , Д.И. Теория^ и практика принятия" управленческих решений: Инновационные аспекты / Моск. акад. МВД России. М.: Щит-М, 2002.-316 е.
  33. М.В., Новиков Д. А. Теория- игр в управлении организационными системами: Учебное пособие. — М.: СИНТЕГ, 2002. 140 с.
  34. . Рыба гниет с головы. Как предотвратить кризис развития компании внедрением новых стандартов корпоративного управления. М., 2008.
  35. A.A. Системный подход в социологии: законы социальных систем. М.: Эдиториал УРСС, 2004. (Глава 1. Основы системного подхода).
  36. Н.С., Шеденков С. А. Технология принятия управленческого решения. Белгород, 1996.
  37. И. Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности.- М.: «Аванти плюс», 2003.-336 с.
  38. A.A. Основы политической теории. М., 1998 .
  39. Н.П., Морозов A.B., Сорокина Е. Г., Суслова Т. Ф. Социальная конфликтология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Морозова A.B. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  40. Дж.Дьюи. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) -Издательство «Лабиринт», М., 1999. 192 с.
  41. Дж.М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления: Учебник, пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ. ДАНА, 2003. с. 276.
  42. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. Новосибирск, 1998. — 163 с.
  43. Дипломатический словарь: В 3-х тт. Изд. 4-е, перераб. и доп. — T. II (К-Р).-М.: Наука, 1985.
  44. , М. Разрешение конфликта: (Конструктивные и деструктивные процессы) // Соц.-полит, журн. М., 1997. — № 1. — С. 202−217.
  45. Р. Уверенно принимать решения. М.: ЮНИТИ, 1996.
  46. Друкер П. Ф- Практика менеджмента. Учебное пособие: Пер с англ. —1. М., 2000. .59- Друкер П. Ф. Эффективное управление. Экономические задачи и «."оптималь1ше.решения: Пер с англ!М., 2001:^.» •¦•
  47. Л.Г. Теория и прутика принятия решений. М., 1984.
  48. А.П. Лабиринты общения, или Как, научиться ладить с .•¦ -.'людьШ:-^.. .
  49. А.Л.- Уровни профессионализма в управленческой деятельности'// Менеджмент. вРоссии и за рубежом: — М.: 1998. -№
  50. Жукова М-И--,'.Коротов К. С- Тренинг-менеджер в> системе.• .корпоративного^обучения: специалист, преподаватель или " ,. менеджер?//"Бизнес-образование", 1 (2), 1997.. .
  51. Закон Российской ^ Федерации «О — высшем и послевузовском, профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ. .
  52. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 13.01 Л996 г. № 12-ФЗ. от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ и от 27.12.2000 г.).
  53. Г. Е., Костина Н. Б. Социология управления: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2003.- 230 с.
  54. Зимбардо Ф.,.Ляйппё М. Социальной влияние.- СПб.: Издательство. «Питер», 2000. 448 с.
  55. . Г. Философия денег//Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц-Кучково• • Поле, 1999, с-303−383., .. .-.-.,.',. .Ч ¦ -
  56. Г. П. Социология на службе управления. Электронная социологическая библиотека // www.soc.lib.ru
  57. Зуб А.Т., Маринко Г. И. Менеджмент: принятие решений и планирование.-М-, Т 997. • Г. .
  58. А.И., Малявина А.В: Разработка управленческих решений: ' Учебное пособие по специальности «Менеджмент» / Московская академия экономики и права. — М.- МАЭП, 2000. — 111с-
  59. Игнатьева А-В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов.—М., 2000.
  60. Дж., Баргер Н., Кирби Л. Ваш писхологический тип и стиль работы. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 224 с.
  61. Карнега ДСКяк-завоевать друзей и оказывать, влияние- на: людей. — - «М., 1993:. — .» ' 'гг.:.:. — :. .- ••78t.-. .КарповгА.В-. Психология? принятия. управленческих, решений^ .- МС,
  62. Я9:: Картащова- JIv. В LОрганизационное поведение: — Учебное пособие.-М-.:
  63. Кнорринг В- И- Теория, практика и^ искусство управления- Учебник. дляшузовУ— М-, 1999:. .. • '"v.:-.-'Л'.-«'
  64. А.О. 11роцедурная помощь в-разрешении- конфликтов: метод. ¦ :фаскпитадииг-//.Прикладааяшс^
  65. Козлов: А^О. Регулирование и- разрешение конфликтов: стратегии-.. подходы и индивидуальные стили. // Прикладная психология, 1999,. •• -№'5, г --v---v.:'--: •--: ¦:¦ •¦'¦-'
  66. Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования. Под ред. Степанова Е., И. М.: Эдиториал УРСС, 2000. ' у. -Д
  67. Концепция модернизации российского образования на период до.2010 года. М:' АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  68. Т. А. Управленческий контроль в системе функций . современного менеджмента. М.: Спутник г. 2004. — 208 с.
  69. S8. Коротков Э. М. Концепция? менеджмента: Учебное пособие. Mi, 1998. .-'-„у -,. -••¦'^б'-'Г:^•
  70. В. А. Теория управления: Учебное пособие. — М^: Гардарики, 2004.-222 с. '-•¦¦ ¦.- „v '
  71. Ф. Бренд-менеджмент в В2В-сфере. М: Вершина, 2007. -432 с. .
  72. А.И., Тюрина И. О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие, для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., испр. И доп. — М-: Академический Проект, 2006.- 1136 с.
  73. B.C. Разработка управленческих решений. СПб., 1999. -282с.. .
  74. Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для“ студентов вузов, обучающихся по специальности „Менеджмент“ и"Маркетинг“. -М.: ЮНИ ГИ, 1999. 472 с.
  75. М.П. Менеджмент: информационные технологии поддержки управленческих решений / Под общ. ред. Белоусова B.JI. — М.: Экономика, 1997. 126 с.
  76. О.В. Менеджмент: моделирование управленческих решений. / Под общ. ред. Белоусова B.JI. М.: Экономика, 1997. — 86 с.
  77. В.Д. Социально-экономические исследования в органах государственной власти. М.: ТЕИС, 1997. — 119 с.
  78. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная- психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
  79. В. Руководство командой. М.: „Омега-JI“, 2006. — 118 с.
  80. H.A. Управленческие решения. М.: МАИ, 2004. — 107 с.
  81. JI.A. Разработка управленческого решения. Челябинск. Челябинский Гос. Ун-т, 2001.
  82. O.A. Принятие решений в организациях. СПб.: 2001.
  83. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. -М.: Прогресс, 1970. — 261 с.
  84. Г., О’Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М., 1981. Т. 1.
  85. Л.Г., Бабешко Л. О. Игровые методы в управлении экономикой и бизнесом: Учебное пособие для студентов. — М.: Дело, 2001. 464 с.
  86. Ю. Н. Системное решение проблем.-М.: Эксмо, 2008- 336 с.
  87. О.И. Аналитические средства подготовки и принятия решений // Политика и общество / Отв. ред. В. А. Корецкий. М., 1995.
  88. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Наука, 1996.
  89. Д.К. Управленческие решения: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Благовест-В, 2004. — 301 с.
  90. , С.Д. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие / Белгор. гос. ун-т. Каф. социал. технологий. Белгород, 2003. -Ч. 1. -77 с.
  91. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности „Менеджмент“ / Академия народного хозяйства при Правительстве Рос. Федерации. -М.: Дело, 2000.-392 с.
  92. .Г. Управленческие решения: Учебник / Ассоциация авторов и издателей „ТАНДЕМ“. М., 1998. — 247 с.
  93. .Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент1996.113.114.115.116.117.118,119.120,121.122 123 124 125 126 133 622 505 472
  94. В.В., Попова Л. В. Региональные и муниципальные программы. Кейсы: Учебное пособие для студентов и слушателей/ Государственный институт управления. М., 2002. — 175 с. Лютенс Ф: Организационное поведение. — М-.: ИНФРА-М, 1999. -XXVIII, 692 с.
  95. Р.Д., Райфа X. Игры и решения: Введение в' критический обзор.-М.: ИЛ, 1961. 642 с.
  96. Маркам Д, Смит С., Кхалса М. Деловое мышление: Правила, позволяющие принимать безошибочные решения — сразу и по любым вопросам. -М.: Олимп-Бизнес, 2004. 269 с. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. -М.: ИНФРА-М, 1996.
  97. Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, ACT Москва, Хранитель, 2006. — 880 с.
  98. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.
  99. Методы 1 практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 256 с.
  100. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов / Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатов и' др.- Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. — 256 с.
  101. .З. Теория организаций: Курс лекций. М., 1998. Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт В. С. Системный подход к организации управления. М., 1993.
  102. Р.И. Психология переговоров. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. -120 с. Молл Е. Г. Менеджмент: организационное поведение: Учебное пособие по специальности „Менеджмент“. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 156 с.
  103. К. Социальная психология групп. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. — 224 с.
  104. В. Г., Касимов Ф. К. Менеджер и оптимальные производственные решения. — Ижевск, 1998. 173 с.
  105. A.M. Социология образования. М.: Феникс, 2006.
  106. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев,
  107. B.Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. М., Высш. шк., 20
  108. A.B. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модераций. СПб.: 2004.
  109. A.B., Федулов Ю. Г. Подготовка и принятие управленческих решений / Российская акадения гос. Службы при Президенте Рос. Федерации. М., 2000. — 241 с.
  110. И.П. Принятие управленческих решений: Учебное пособие. М.: МАКС Пресс, 2004. — 127 с.
  111. А.И. Современная социология организаций. Учебник. -М., 1995.-296 с.
  112. Принятие решений: научный семинар экономического факультета МГУ: работы участников М.: МАКС Пресс, 2004.
  113. А.П. Русская модель управления. М.: Эксмо, 2007. — 384 с.
  114. Психолого-педагогический словарь. Минск: „Соврем. Слово“, 2006. — 928 с.
  115. А.И. Основы государственного и муниципального управления: Системный подход. Ростов-на Дону М., 1997.
  116. В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 240 с.
  117. Рефлексивное управление: Тезисы междунар. симпозиума 17−19 окт. 2000 г., Москва / РАН. Ин-т психологии. Лаборатория психологии рефлексив. процессов- Под ред. Брушлинского A.B., Лепского В. Е. -М., 2000.-138 с.
  118. Дж. Современные социологические теории. 5-е издание.-СПб.: Питер, 2002.-688 с.
  119. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии/ Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна М.: Аспект Пресс, 2000.
  120. Рудестам К. Э-. Групповая психотерапия! СПб.: Питер Ком, 1999.384с. V ••¦'•¦"¦¦¦ ¦•• :150- Рысев Н. П. равильные-управленческие-решения---Шоиск^и,-принятие.-. СПб!: Питер, 2004.-- 380-. ./
  121. Светлов^.В. А. Управлениеконфликтом: Новые: технологии:принятия- решений в конфликт-.:ситуациях: гУчеб-. пособие: — СПб-: Росток-.2003.- 136 е., '-:Ч.
  122. Сернова HiB^ и: др: Количественные методы принятия решений в. бизнесе.-М.:Анкил, 1997.. .' •156- Сивова-: С А. Социально-Правленческий стиль мь1шления: Автореф>. :
  123. Дис. доктора наук- Философские науки: 22.00.08 / Сарат. гос. Тех. ун-.:.-.': т. Саратов, 1999. — 34, 1. с-.
  124. В.Б. Принятие стратегических решений : в нечеткой — обстановке- в полйтикё, микроэконоь1ике, социологии, менеджменте, медицине, экологии: -М': ИНПРО-РЕС, 1995. -228 с.
  125. Системный подход к управлению: Учеб пособие для вузов/Под ред В. А. Иерсианова. A4. 2001.
  126. Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия- решений: Учебное пособие для вузов. М.: КноРус, 2001. — 382 с.
  127. Смелзер Н- Социология.-Î-VÎ--: Феникс, 1994.:-688 с. ¦ .
  128. Смирнов Э. А! Разработка управленческих решений: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению „Менеджмент“. -М.: ЮНИТЙ-ДАНА- 1999- 271 с- -- V
  129. Соловьев А. И. Теория принятия государственных решений. М, 2004.-376 с.
  130. Г. В. Принятие решений как интеллектуальная, деятельность/Монография. 2-е издание// Г. В. Сорина.-М.: „Канон+“
  131. Реабилитация», 2009.-272 с.
  132. В.А., Красникова Е. А. Социальная психология: Учебник. -М.: Форум: ИНФРА-М, 2007.-336 с.
  133. Социальная психология. Словарь. //. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ, 2005.
  134. Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. // Материалы Всероссийской конферении., 5−6 октября 2005 г. М.: Институт социологии РАН, 2006.
  135. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Д. В. Валового. М. 2000.
  136. В.И. Конфликтология для каждого и на каждый день. -М.: Русская новь, 2002. 352 с.
  137. В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений: Учебное пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2002. — 394 с.
  138. Ф.У. Принципы.научного менеджмента. — М., 1991.
  139. JI. Н. Корпоративное управление. М., 2009.
  140. Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003. — 256 с:
  141. Тихонов А. В: Социология управления. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. — 472 с.
  142. А.Н., Цветков В. Я. Методы и системы поддержки принятия решений. -М.: МАКС Пресс, 2001. 309 с.
  143. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для.вузов. -М., 2001.
  144. Д., Холл JL, Тейлор С. Управление человеческими ресурсами: Учебник. М.: Дело и Сервис, 2004. — 752 с.
  145. Е.В. Управленческие решения фирмы: учебное пособие для вузов. М.: Хронограф, 1998.
  146. Ю.Н., Масленченков Ю. С. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2004. — 310 с.
  147. JI.A., Трофимов В.В: Управленческие решения: (Методологические аспекты). / С.-СПб.: Изд-во Петерб. Гос. Ун-т экономики и финансов, 2000. — 87 с.
  148. К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. М., 2000.
  149. Управлять своими эмоциями // PSYCHOLOGIES, № 25, март 2008. -С. 136−171.
  150. М. Рациональный выбор: Теория и практика // Политические исследования. 1994. № 3.
  151. Р. А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. М.: Бзнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 208 с.
  152. В. И. Общая теория управления. М., 1994.
  153. , Д.Ю. Методы управления социальным риском // Изв. Иркут. гос. экон. акад. Иркутск, 2003, № ¾. — С. 18−2.
  154. Э.Г. Конфликты на работе. Как их распознавать, разрешать, предоствращать. — М.: «Омега-JI», 2006. -117 с.
  155. Ю.В. Интеллектуальные системы и управленческие решения. М., 2000.
  156. P.A. Разработка управленческого решения. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
  157. P.A. Управленческие решения: Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2001. 4-е издание, перераб. и доп. — 282 с.
  158. Р. Использование теории игр в практике управления. // Проблемы теории и практики управления. М.: 1999. — № 5. — С.86−97.
  159. Дж. Социальное поведение как обмен//Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М.: Издательство МГУ, 1984.
  160. М. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -622 с.
  161. X. Типичные ошибки менеджеров. М.: «Омега-JI», 2006. -144 с.
  162. , Р. Психология!влияния: Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. -3-е изд. — 270 е., ил. — (Мастера психологии).
  163. А.Г. Теоретико-игровые модели информационного управления. М.: ПМСОФТ, 2004. — 226 с.
  164. В.Г., Кишкель E.H. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая-психология, управление на предприятии. М. 2000.
  165. И. С. Холдинги. Правовое регулирование и корпоративное управление. М., 2008.
  166. Г. В. Теория социального управления. Киев, 1996.
  167. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. — М.: ЮНИТИ, 1997.
  168. Экономикс: Англо-русский словарь справочник / Э.Дж.Долан, Б. И. Домненко. -М.: Лазурь, 1994.
  169. Энциклопедический социологический словарь. / Общая редакция акад. Осипова Г. В. М.: ИСПИ РАН, 1995.
  170. , К.Дж. Коллективный выбор и индивидуальные ценности : Пер. с англ. М.: ГУ ВШЭ, 2004. — 202 с.
  171. Эффективное принятие решений / Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 184 с.
  172. Эффективные менеджер: Взгляды и иллюстрации / Под ред. Биллсберри Джю. М.: Международный институт менеджмента ЛИНК, 1999.-364 с.
  173. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС. 1997.(Системный подход в современной науке).
  174. B.C. Управленческие решения: Учебное пособие^ М.:
  175. Дашкови KV1999---291 е. —: •
  176. Т.И., Петрова О. В. Учебное пособие. М., 2004. — 92 с. 209-. Ядов В. Л. Стратегия социологического исследования. Описание,. объяснение, понимание социальной реальности. — М: Добросвет, — 1999−596-с.: .. 'I./ .
  177. Becker- Gary S. Human Capital- N. Yi: Columbia. University Press- 1964. 211. Belding E. Robert. Teaching by Case-method in comparative education /
  178. JSTOR, Education Review, Vol2, # 1, p. 31. 212:'- Blau R Exchange and-power in social life. N.Y.: Wiley, 1964
  179. Buraway Michael. The Extended case-method/ University of California. Berkeley/JSTOR, Sociological Theory, March 1999.
  180. Conflict: an. imporiant dimension in successful management terms/ Amason.A. C., Hochwarter W. A., Thompson K. R. et. al// Organisational dynamics. N.Y., 1995. — Vol.24, # 2. — P. 20−35.
  181. Davis P: — Cp-operative purpose: values and management into the 21st century // Rev. of intern. Coop.-Geneva, 1995. Vol. 88, # 2. — P. 35−42.
  182. Eliason L. Alan. A. Study of (he Effects of Quantitive Training / JSTOR, Academy of Management Journal, Vol 15, # 2, p. 147.
  183. Alarcon L.F.- Ashley D.B. Project management decision making using! cross-impact analysis// Intern. j-of project management. Guildford^ 1998.- Vol. 16, #3.-P. 145−152.
  184. Chen, Kaung-Hwa- Lin, Hsin-Hui. Interactive group decision-making: modeling and application // Socio-econ. planning sciences. Oxford etc.,• 199S. Vol. 32, № 2. — P. 113−121. •
  185. Choi, Ch. J: — Hilton, B. Advantages of groups in market transactions // Human relations. N.Y.- L., 1999.- Vol. 52, № 12. — P. 1563−1579.
  186. Coleman J. S- Foundations of Social Theory. Cambridge (Mass.) — L.: Belknap Press of Harvard University Press, 1990.
  187. Coleman J.S. Power and the structure of Society. N.Y.: Norton, 1974.
  188. Cooper D.J., Kagel J.H. yre two heads better than one?: Team versus individual play in signaling games // Amer. Econ. Rev. Nashville, 2005.- Vol 95, #3. P. 477−509.
  189. Cragan, J.F.- Wright, D.W. Communication in small groups: Theory, process, skills. Belmont (Cal.) etc.: Intern. Thomson publ., 1999. — 5th ed. — Xll, 300 p.
  190. Cruz, M.G.- Henningsen, D.D.- Smith, B.A. The impact of directive leadership on group information sampling, decisions, and perceptions of the leader // Communication research. Beverly Hills- L., 1999. — Vol. 26, № 3.-P. 349−369.
  191. Kouvelis P., Mukhopadhyay S. K. The effects of learning on the firm’s optimal design quality path // European Journal of operational research.-Amsterdam, 1995. Vol. 84, # 2. — P. 235−249.
  192. Elsass, P.M.- Graves, L.M. Demographic diversity in decision-making groups: The experiences of women and: people of color .// Acad: of management rev. Mississippi State, 1997. — Vol. 22, № 4. — P. 946−973.
  193. Eoo R^Tacklingiethical dilemmas in project management using vignettes. -Guildford, 2002.- Vol. 20, #7.-P. 489−495.
  194. Pavitt, C.- Johnson, K.K. An examination of the coherence of group discussions // Communication research. Beverly Hills- L., 1999. — Vol. 26, № 3. -P. 303−321.
  195. Setterfield, M. Keynes’s dialectic? // Cambridge j: of economics. L. etc., 2003. — Vol. 27, № 3. — P. 359−376. «-.' ' -'.
  196. Qualitative methods in organizational research: A practical guide / Ed. by Cassel C., Symon G.-L. etc.: Sage, 1995. XII, 253 p:
  197. Remus W. Will behavioral research on managerial decision making generalize to managers? // Managerial a. decision economics.-L. etc. / 1996. Vol. 17, № 1. — P.93−101.
  198. Selman Marc& Chesin A. Gerald. Group Dynamics & In-Service Education / JSTOR, Peabody Journal of Education, Vol 44, # 6, p. 350.
  199. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.
  200. Thompson, J.D. Organizations in action. N.Y., 1967. .1. ПЕРЕЕЗД»
  201. Небольшая компания-импортер канцелярской продукции на российском рынке в скором будущем планирует переезд в новый офис, поскольку численный состав сотрудников возрос, и в старом офисе стало тесно.
  202. Принять решение о переезде в новый офис было довольно сложно, поскольку необходимо было учесть интересы и требования всех сотрудников.
  203. Для принятия данного решения была создана рабочая группа, в состав которой входили: генеральный директор, финансовый директор, директор по персоналу, руководитель службы АХО, директор информационного отдела, директор отдела продаж.
  204. Генеральный директор. Молодой энергичный мужчина 40 лет, получивший хорошее образование в бизнес — школе в- США, в первую очередь волнуют бизнес-процессы, социально-психологический климат второстепенен.
  205. Финансовый директор. Женщина 42 лет, имеющая хорошее экономическое образование, обладает высокой компетентностью в области финансового планирования. Ориентирована на современные и модные тенденции в обществе.
  206. Директор 1 Т. Мужчина средних лет. Любит работать с техникой. На первое место по значимости выдвигает новейшие технологии и последние достижения в технике и оборудовании.
  207. Директор отдела продаж. Энергичный мужчина 35 лет. Ориентирован на достижение цели и на решение поставленных задач. Коммуникабельный. Поддерживает точку зрения генерального директора.
  208. Когда группа собралась снова, Генеральный директор предложил каждому члену группы выступить со своими соображениями. Финансовый директор предложила фиксировать всю информацию в письменном виде на флип-чарте.
  209. Генеральный директор видел будущий офис следующим образом:
  210. Имея склонность ко всему необычному и современному, предложила оформить офис, исходя из учения Фен-Шуй. Предполагалось открытое пространство и расстановка мебели в соответствии с правилами гармонии, что вело к нерациональному использованию пространства.
  211. Офис должен находиться в пределах МКАД, но не в центре города.
  212. Современное дорогое оборудование.1. Директор по персоналу.
  213. Офис должен находиться в центре города (близость к метро чрезвычайно важна), оформление в стиле кантри (деревянная мебель и отделка, много комнатных цветов), для каждого отдела предполагается выделить по комнате, хорошее оборудование.
  214. Руководитель службы АХО предложил свое видение с расчетами (возможными затратами)
  215. Стиль High Tech, открытое пространство (легче прокладывать коммуникационные сети), месторасположение особо не имеет значение, подходят два варианта: как центр города, так и окраина.1. Директор отдела продаж
  216. Современное здание, оснащенное новейшим оборудованием, расположенное в непосредственной близости к МКАД.
  217. Практичное недорогое оборудование
  218. Спорными оказались вопросы, касающиеся месторасположения офиса, стиля оформления и необходимого оборудования.
  219. Руководитель службы АХО и директор 1 Т предложили взять на себя подготовку расчетов и оптимальных вариантов в связи с предложенными идеями.
  220. Для всех членов рабочей группы данный вариант был приемлем, но оставались открытыми вопросы, как добираться до офиса сотрудникам, не имеющим личного транспорта, в каком стиле оформлять новое здание.
  221. Финансовый директор заверила, что данные расходы не идут в противоречие с бизнес-планом, и компания готова понести подобные расходы во избежании потери ценных кадров.
  222. В процессе данного обсуждения прийти к окончательному решению не удалось. Каждый сотрудник остался при своем мнении, а дизайнерское агентство взяло паузу на разработку проекта, исходя из предложенных идей и пожеланий.
  223. Не ожидавшие такого поворота событий и возможности сочетания совершенно разных точек зрения, представители рабочей группы приняли данное предложение.
  224. На заключительной стадии принятия решения о том, в каком офисе будет работать компания, сотрудники, участвующие в разработке данного решения, пришли к следующему соглашения.
  225. Анализ предложенной выше ситуации.
  226. Пожалуйста, ознакомьтесь с ситуацией и ответьте на предложенные ниже вопросы:
  227. Какой тип кейса Вам предложен для рассмотрения?
  228. Опишите основные элементы процесса принятия решения?
  229. Выделите объект и предмет принимаемого решения.
  230. Какие роли исполняют участники обсуждения?
  231. Какие технологии принятия решения Вы можете выделить?
  232. Определите тип описанного в ситуации решения. Предложите свое развитие ситуации.1. РОЛИ В МАЛОЙ ГРУППЕтест).
  233. Здесь нет ни правильных, ни неправильных вариантов ответа. Выберите тот вариант, который, на Ваш взгляд, наиболее точно описывает Ваше поведение.
  234. А. Окружающие считают, что я обладаю лидерскими качествами. Б. Окружающие считают, что я дружелюбный и веселый.
  235. А. Во время группового обсуждения я обычно предлагаю новые идеи:
  236. Б. Во время группового обсуждения я прислушиваюсь к тому, как реагируют на работу окружающие.
  237. А. Окружающие считают, что я обладаю навыками принятия решений иразрешения проблемных ситуаций. Б. Окружающие считают, что я могу быть веселым и смешным.
  238. А. В глазах окружающих я человек, способный предоставить точную 5 информацию.
  239. Окружающие считают, что я дружелюбный и веселый.
  240. А. Обычно я стараюсь создать дружественную и теплую атмосферу. Б. Обычно моя позиция противоречит позиции лидера.
  241. А. Моя позиция обычно противоречит действиям группы.
  242. Б. Я обычно устанавливаю процедуры, происходящие в группе.
  243. А. Обычно я оцениваю предложенные идеи. Б. Я обычно предлагаю новые идеи.
  244. А. Я чувствую себя ответственным за работу группы.
  245. Б. Я чувствую себя ответственным за благоприятный климат в коллективе.
  246. А. Мне необходимо признание моего вклада в работу. Б. Я готов пожертвовать собой ради группы.
  247. А. Для меня важна работа, которую исполняет группа. Б. Для меня важно иметь точную информацию.
  248. А. Я стараюсь создавать дружественную атмосферу, прислушиваясь кчувствам других.
  249. Я стараюсь создавать дружественную атмосферу с помощью шуток.1. Б.
  250. Б. Окружающие считают, что я обладаю хорошими навыками по сбору информации.
  251. А. В глазах окружающих я человек, способный предоставить точнуюинформацию.
  252. Окружающие считают, что я обладаю навыками принятия решений и разрешения проблемных ситуаций.
  253. А. Я чувствую себя ответственным за благоприятный климат в коллективе. Б. Я чувствую себя ответственным за работу, которую выполняет группа.
  254. А. Я могу использовать чувство юмора, чтобы снять напряжение в группе иоказать воздействие на разрешение конфликта.
  255. Моя точка зрения обычно противоречит происходящему.1. Ь.
  256. А. Я использую чувство юмора для создания благоприятной атмосферы.
  257. Б. Мой вклад и мои затраты превышают затраты остальных членов группы для достижения поставленной цели.
  258. А. Обычно я устанавливаю процедуры для выполнения поставленной цели. Б. Моя позиция обычно противоречит позиции лидера группы.
  259. А. Для создания положительного настроения членов группы я обычно*использую шутки.
  260. Я обычно уверяю окружающих в точности информации, которой мы располагаем.
  261. А. Я чувствую себя ответственным за межличностные отношения внутриколлектива.
  262. Я чувствую себя ответственным за противопоставление своих идей взглядам остальных членов группы.
  263. А. Я стараюсь создавать дружественную атмосферу. Б. Я стараюсь предлагать новые идеи.
  264. А. Я создаю дружественную атмосферу с помощью шуток.
  265. Б. Я создаю дружественную атмосферу, прислушиваясь к чувствам других.
  266. А. Я предлагаю новые идеи.
  267. Б. Я делаю больше работы, чем остальные.
  268. А. Я чувствую себя ответственным за благоприятный климат в коллективе. Б. Я обычно оцениваю предложенные идеи.
  269. А. Окружающие считают меня дружелюбным и веселым.
  270. Б. В глазах окружающих я человек, способный предоставить точную информацию.
  271. А. Я чувствую себя ответственным за работу группы.
  272. Я чувствую себя ответственным за разрешение конфликтов и снятие1. Б.
Заполнить форму текущей работой