Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфические признаки художественного текста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Художественный текст возникает как эстетический объект и функционирует некоторое время именно в этом качестве. Со временем этот текст приобретает и другие функции: выступает как исторический документ, т. е. памятник социально-идеологических явлений эпохи (например, «Тихий Дон» М. Шолохова мы сейчас именно так и воспринимаем), и как иллюстрация психологии целого народа (например, «Белый пароход… Читать ещё >

Специфические признаки художественного текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема художественного текста привлекает все большее внимание лингвистов, о чем свидетельствует значительное количество публикаций (как отечественных, так и зарубежных), появившихся за последнее десятилетие. Авторы наиболее известных работ — А. Э. Бабайлова, Р. Барт, И. Р. Гальперин, В. Я. Задорнова, Ю. М. Лотман, В. В. Одинцов, Г. В. Степанов, И. Я. Чернухина и другие.

В центре внимания лингвистов — природа и особенности художественного текста, его язык, виды интерпретации.

По мнению большинства исследователей, художественный текст — специфический лингвистический объект. В чем его специфика?

«Художественный текст, — пишет Н. К. Гей, — это своеобразный квант — неразложимая порция объективного содержания, логической информации, эмоциональной выразительности, эстетического совершенства и многих других его составляющих» (Гей, 1975. С. 450). Это одна из наиболее полных и обобщенных дефиниций художественного текста.

В художественном тексте любое сообщение становится фактом искусства, причем мир в художественном тексте отражается весьма специфически: то, что предстает в тексте как реальность, есть на самом деле плод воображения писателя, созданный им конструкт.

Отсюда, следует, что художественный текст — это не прямая репрезентация реального мира, а ее художественно-образное отражение; все в нем, даже система авторской аргументации, строится с опорой на эстетическую шкалу. Универсальная для всех типов текстов формула «Действительность — Смысл — Текст» для художественных текстов преобразуется в формулу «Действительность — Образ — Текст» (Степанов, 1988. С. 149). Следовательно, главнейшей специфической характеристикой художественного текста является то, что он система, организованная эстетически, т. е. особым образом.

У произведений литературы свой внутренний мир, который имеет «свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл» (Лихачев, 1968. С. 76).

Конечно же, эстетическое (художественность) может присутствовать в художественных текстах в большей или меньшей степени. В малохудожественных текстах создается примитивизированная одномерная картина мира, соответствующая представлениям малокультурного читателя. Такие тексты построены на основе стереотипов восприятия среднего читателя.

Справедливости ради нужно отметить, что эстетическое имеет отношение и к другим видам текстов: эстетическое проявляется в ряде жанров публицистики (например, очерке), в рекламе, ораторской речи и т. д., ибо эстетическая функция — явление универсальное по отношению к творчеству вообще. Эстетическая функция проявляется и в разговорной речи. Случается это тогда, когда говорящий начинает обращать внимание на «внешнюю форму своей речи, как-то оценивать возможности словесного выражения» (Шмелев, 1977. С. 35).

Художественный текст полифункционален. В нем эстетическая функция как бы наслаивается на целый ряд других — коммуникативную, экспрессивную, прагматическую, эмотивную, но не заменяет их, а, напротив, усиливает. Далее это будет показано на примере взаимодействия эстетической и экспрессивной функций. Очень важно, что эстетическую нагрузку в художественном тексте несет и план содержания, и план выражения.

Следующей важной специфической чертой является то, что для художественных текстов нет тематических ограничений, тем не менее принципиально важной содержательной особенностью этих текстов считается внимание к человеку во времени и пространстве, к его внутреннему миру, деятельности, т. е. антропоморфизм художественных текстов.

Важнейшей онтологической характеристикой текста является специфическое использование в нем языковых единиц. Коль художественный текст есть произведение искусства, то должен существовать и особый язык данного вида искусства. Он и существует в виде особым образом организованного естественного языка, каждое из средств которого потенциально эстетически значимо.

Эстетические потенции средств естественного языка реализуются в результате их особого использования для создания художественного образа. Все способы употребления в текстах языковых единиц, а также приемы их использования в совокупности образуют язык словесного искусства (ср. мысль Ю. М. Лотмана о вторичном языке).

Язык художественного текста живет по своим особым законам, отличным от жизни естественного языка, он имеет особые механизмы порождения художественных смыслов (Поляков, 1986. С. 56). Слова и высказывания художественного текста по своему актуальному смыслу не равны тем же словам, употребляемым в обыденном языке: «Для того, чтобы стать материалом искусства, язык сначала лишается сходства с обыденной речью» (Лотман, 1970. С. 122).

О специфике слова в художественном тексте писали В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, В. П. Григорьев, А. М. Пешковский, Д. Н. Шмелев и другие исследователи.

Они подчеркивали, что слово в художественном тексте, благодаря особым условиям функционирования, семантически преобразуется, включает в себя дополнительный смысл, коннотации, ассоциации. Игра прямого и переносного значения порождает и эстетический, и экспрессивный эффекты художественного текста, делает этот текст образным и выразительным. Как утверждает Д. С. Лихачев, «над текстом витает еще некий сверхсмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную» (Лихачев, 1989. С. 205).

Отсюда следует, что специфической характеристикой художественного текста является его «семантическая осложненность», по терминологии Б. А. Ларина, полисемантичность, метафоричность, обусловливающие множественность интерпретаций всякого художественного текста.

Таким образом, в художественном тексте существует совершенно уникальная и парадоксальная знаковая ситуация: естественный язык со своей собственной упорядоченностью, устойчивой системностью выступает как знаковая система первого уровня. Из этого языка формируется язык словесного искусства как знаковая система второго уровня.

Описанная знаковая ситуация позволяет утверждать, что в лингвистическом и психолингвистическом анализах художественного текста фактически исследуется язык «первого уровня». Язык «второго уровня» — предмет анализов лингвопоэтического, эстетического и в некотором смысле литературоведческого.

Необходимо, на наш взгляд, подчеркнуть весьма важное обстоятельство: слова и предложения, сгруппированные для создания того или иного художественного приема, являются уже не единицами, а элементами художественного языка, единицами же становятся сами приемы.

Это решительным образом меняет положение единиц естественного языка: теперь их «удельный вес» и функциональные связи определяются не лексическими и грамматическими связями, а характером их участия в создании общего художественного смысла образа. Именно для создания образов целенаправленно используется весь арсенал веками вырабатываемых приемов, в числе которых и тропы, и фигуры речи, и структурно-семантические, и подтекстовые, и композиционные, и другие приемы.

Самым существенным признаком художественности и в то же время ключевым понятием, относящимся к художественному тексту, является художественный образ. Художественный текст — это образное понимание мира. Как справедливо утверждал Г. В. Степанов, «художественное творчество есть прежде всего образотворчество, и первоэлементом его является слово-образ» (Степанов, 1988. С. 135). Образ — специфическая трансформация знаковой материи в смысловую. Автор с помощью языковых знаков создает многомерные художественные миры, художественные образы.

Соотношение означаемого и означающего в художественных образах иное: приемы как форма (означающее) сливаются с содержанием-образом (означаемое), между ними устанавливается индивидуальная неповторимая связь. Здесь невозможна подлинная синонимия знаков. Отсюда следует, что каждая фраза в художественном тексте «является как бы единственно возможной, в ней ничего нельзя изменить без ущерба для выразительности и смысла произведения» (Борев, 1969. С. 313). Аналогичной позиции придерживается и В. П. Григорьев (1979). Если же изменения возникают, то текст фактически становится другим, новым.

Всякий художественный текст — это «детище» автора, несущее на себе отпечаток его личности. Индивидуальные и социально-типические особенности личности автора, его мировоззрение, его опыт и воображение, его чувства и интеллект, наконец, идейно-художественный замысел его произведений и уровень мастерства в совокупности создают «образ автора».

«Образ автора» — это субъект художественного повествования, который творит ткань художественного текста, создает его единство и целостность. По словам В. В. Виноградова, «образ автора» является «цементирующей силой, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему» (Виноградов, 1963. С. 92). В дальнейшем концепция образа автора получила развитие в трудах М. Бахтина, Л. Гинзбург и других.

Образ автора уникален, ибо погружен в текст, как бы спрятан в нем, лишь иногда автор позволяет себе открыто выражать свое отношение к событиям в повествовании.

Авторская точка зрения выражается независимо от точки зрения персонажей. Иногда их позиции совпадают, и тогда персонаж становится средством самовыражения автора. Поэтому говорят об эксплицитных и имплицитных способах его выражения (Гальперин, 1981). Образу автора свойственна многоплановость ролей, у него могут быть разные «лики».

От образа автора зависит манера повествования в тексте, отбор лексики, структура и композиция текста, способы характеристики действующих лиц и т. д. Фактически, это авторская позиция, сообразуясь с которой автор получает наилучшие возможности для реализации идейного замысла. Приемы и средства художественной выразительности обусловлены содержанием, авторской идеей, его намерениями.

Связь между темой и идеей в художественном тексте опосредована художественным образом, что также является специфической чертой данного вида текста. Идея, как правило, имплицитна, авторские оценки могут быть завуалированы. Например, для художественного текста характерен такой конец: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа» (Н. Гоголь. Мертвые души).

Характерны для художественного текста, причем в гораздо большей степени, чем другим текстам, подтекстовые явления. Именно подтекст позволяет сделать так, что конечный смысл текста оказывается далеким от первичного смысла пропозиции.

Специфической чертой художественного текста является художественно организованная социальная «разноголосица», «оркестровка разноречием», по словам М. Бахтина. Авторская речь, речь рассказчика, речь персонажей свидетельствуют о расслоенноести языка художественного текста, ибо только художественным текстам (и лишь отчасти публицистическим) свойственна смена функционального стиля внутри одного текста.

Художественный текст, таким образом, заключает в себе и отражение объективного мира, и личностное эстетическое отношение автора к этому миру. Однако, следует понять, что текст существует для реципиента только как система его личностных смыслов (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), которые возникают в результате интерпретации этого текста при его чтении. Следовательно, эстетическая ценность текста выявляется в процессе его восприятия.

Характерным для художественного текста является особое отношение к языковым нормам, стилям языка, жанрам, формам и т. д. В отношении к художественному тексту норма — это абстрактная усредненная норма жанра. Границы ее зыбки и более размыты, чем в литературном языке. Язык в художественном тексте получает большие возможности для трансформации норм.

Если научные, деловые и другие типы текстов ориентированы на норму и могут быть оценены с этой точки зрения, то художественный текст воспринимается на фоне борьбы с разного вида нормами, и отклонения от нормы в художественном тексте эстетически значимы. Художественный текст предполагает не только гармонию слов, понятий, образов, но и их дисгармонию.

Чтобы сделать текст «красивым», художественным, автор должен, с одной стороны, следовать определенным правилам употребления языка и правилам построения текста, например, по законам жанра, с другой стороны, автор может умело нарушать их, что нужно считать творческим следованием норме. Уместно вспомнить в этой связи мысль Л. В. Щербы о «прелести обоснованных отступлений от нормы» или известное выражение А. С. Пушкина:

Как уст румяных без улыбки Без грамматической ошибки Я русской речи не терплю…

В художественных текстах чрезвычайно велика роль креативного (созидательного) аспекта языка как орудия познавательной деятельности, что позволяет моделировать в художественных текстах очень сложные явления действительности, психики человека. Этим и объясняется отчасти тот факт, что именно в художественных текстах были сделаны многие открытия в сфере психологии (у Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Камю и др.), многие пророческие прогнозы (А. Белый). Креативный аспект языка ярко демонстрируется и в явлениях языкотворчества, традиционно присущих художественному тексту.

Для художественного текста характерно расхождение между субъективными намерениями автора и объективными смыслами творимого им текста, его реальным бытованием (жизнью). Так, известны случаи «насилия» над автором со стороны текста, описанные А. С. Пушкиным, Л. Толстым, Е. Замятиным и другими.

Как справедливо заметил Л. Фейхтвангер: «Если книга удается писателю, она начинает вести самостоятельную жизнь…, и нередко влияет на те стороны жизни, о которых автор не думал. Особенности книги, которые автору кажутся второстепенными, вдруг выступают на первый план и становятся значительными» (цитировано по: Зеленое, 1969. С. 158). Примером тому может служить случай с «Вертером» Гете, знакомство читателей с которым вызвало поток самоубийств среди молодежи. Гете вынужден был специально разъяснять свой замысел, идею, намерение.

Художественный текст возникает как эстетический объект и функционирует некоторое время именно в этом качестве. Со временем этот текст приобретает и другие функции: выступает как исторический документ, т. е. памятник социально-идеологических явлений эпохи (например, «Тихий Дон» М. Шолохова мы сейчас именно так и воспринимаем), и как иллюстрация психологии целого народа (например, «Белый пароход» Ч. Айтматова), и как памятник культуры, т. е. национальной литературы и литературного языка, и как памятник эстетической мысли народа.

В художественном тексте выражается эстетическое содержание, которое вместе с эстетически значимой формой осуществляет эстетическое воздействие на реципиента.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Как представлен реальный мир в художественном тексте в отличие от текстов других видов?
  • 2. Можно ли говорить об эстетической функции нехудожественных текстов? Объясните свой подход.
  • 3. Перечислите основные характеристики художественного текста.
  • 4. Найдите специфические словоупотребления, свойственные лишь художественному тексту. Докажите, что язык этого отрезка текста отличается от обыденного языка:

«Живое слово не обозначает предмета, а свободно выбирает, как бы для жилья, ту или иную предметную значимость, вещность, милое тело. И вокруг вещи слово блуждает свободно, как душа вокруг брошенного, но не забытого тела» (Мандельштам, 1987. С. 42).

  • 5. Что понимается под «образом автора»? Какова его роль в создании текста? Подберите текст, где налицо различие между образом автора и рассказчиком.
  • 6. Что означает «нарушение норм» в художественном тексте? Приведите примеры таких «нарушений» из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой