Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философская и любовная лирика Расула Гамзатова: Особенности мировосприятия лирического героя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соотнесенность личного счастья человека с всечеловеческим бытием остается в понимании Р. Гамзатова взаимодополняющей творческой возможностью познания бытия. Но возрастающая биографичность и разноплановость лирического — я — определяет углубленное лирико-философское осмысление таких сторон личностного восприятия, как отношение к человеческому разуму и творческому труду. Осмысляя достижения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.,
  • ГЛАВА. L НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ РА СУЛА ГАМЗА TOBA
    • 1. 1. Исторические и культурные предпосылки формирования особенностей национального мировоззрения, их влияние на творчество Р. Гамзатова
    • 1. 2. Значение народной философии Дагестана в формировании характера лирического героя Р. Гамзатова
  • ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЭЗИИ РАСУ Л, А ГАМЗА TOBA: НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
    • 2. 1. Нравственно- этические ориентиры лирического героя
    • 2. 2. Проблема смысла жизни в’философской лирике Р. Гамзатова
  • ГЛАВА 3. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА
    • 3. 1. Любовь к женщине в системе эстетических принципов Р. Гамзатова
    • 3. 2. Материнство и детство

Философская и любовная лирика Расула Гамзатова: Особенности мировосприятия лирического героя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество Расула Гамзатова — целый этап в развитии дагестанской литературы, уникальное явление соединения полноты поэтического восприятия мира и этнокультурных особенностей Дагестана. Его поэзия несет на себе отпечаток целостного взгляда на национальную действительность как неотъемлемую органическую часть всего человечества, глубину самопознания и, как следствие, приобщения к общечеловеческим ценностям и возвышения над узконациональными рамками. Исследованию творчества Гамзатова посвящены труды В. Огнева, В. Дементьева, Л. Антопольского, К. Султанова, К. Абукова, С. Хайбуллаева, Каз. Султанова и др., имеющие большое значение для дагестанского литературоведения. Зарубежные издания поэта и литературно — критическое освещение восприятия и значения дагестанской литературы за рубежом стали предметом исследования монографии З. Г. Казбековой «Дагестан в европейской литературе». Поэзии Расула Гамзатова и ее особенностям посвящены диссертации С. А. Аллахвердовой, С. М. Мухтарова, 3. А. Агаевой, С. Удина, М. Азизова и др., множество научных статей, докладов, сборников, материалов. Межнациональную направленность его творчества исследуют работы С. М. Мухтарова, Г. М. Расулова, Р. Юсуфова и др. Исследователи творчества Расула Гамзатова единодушны в признании лирической природы его поэтического мировосприятия. Он является признанным мастером лирической формы, новаторски разнообразившим и обогатившим аварскую и дагестанскую литературу введением новых для нее жанров (сонетов, эпиграмм, автографов и т. д.) В отмеченном исследовательском контексте весьма актуальной представляется тема настоящей диссертации, поскольку лирический герой Расула Гамзатова, до сих пор не становившийся объектом специального изучения, имеет систему собственных ценностных координат, основанных на унаследованных от предыдущих поколений убеждениях и нормах, нашедших выражение в философской и любовной лирике Гамзатова.

Лирическая поэзия — прежде всего отражение личности автора в произведении, склонность к раздумчивому углубленному осмыслению внутреннего мира человеческой души, чувств любви, радости и т. д. Л. Гинзбург пишет: «Лирическая поэзия — далеко не всегда прямой разговор поэта о самом себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения, отношение лирического субъекта к вещам, оценка» (53,8). Лирика Расула Гамзатова отражает вопросы и проблемы своего времени с позиции определенных социально — философских концепций. Прежде чем начать разговор о философской поэзии Расула Гамзатова, попытаемся определить суть и основные признаки самого жанра. Как известно, в иерархии жанров каждый имеет свою задачу, заключающуюся в изображении явлений окружающей действительности своими особыми средствами. Взаимодействие и взаимопроникновение жанров обуславливается такими факторами, как единство темы, особый тип поэтики, национальное своеобразие и т. д. Философская лирика не имеет единого общепринятого определения, однако существуют интересные наблюдения над природой жанра. А. Михайлов считает: «В лирико-философских медитациях образная мысль, повидимому, более масштабна, она не связана рамками этического сюжета или эмоциональным порывом интимного лирического высказывания. В сфере ее внимания, по — видимому, должны бы быть важнейшие новые и вечные, но поновому увиденные проблемы жизни, осмысленные масштабно, с достаточной глубиной, с определенной заданностью читателя к самостоятельным размышлениям» (103,252). В «Краткой Литературной Энциклопедии» философская поэзия связывается с античной дидактической поэзией. Обычно термин употребляется применительно к произведению с наличием раздумья, размышления, но таким образом в область философской лирики можно отнести любые стихотворения, в которых содержится намек на размышление. Исследователь философской поэзии начала 20 го века Р. Спивак писала, что к этому жанру не следует относить «.любое произведение поэта, чье мировосприятие содержит философскую систему взглядов на мир и человека. Художественное воплощение философской тенденции осмысления действительности не идентично концептуальности мировосприятия художника, а составляет лишь один из элементов ее проявления» (цит. по 122,6). Однако существование в поэтическом творчестве подобной философской системы является необходимым условием для самого бытия философской поэзии, которая проявляет себя в самых различных формах. А. И. Павловский видит особенность философской поэзии в том, что «подлинное поэтическое произведение философского склада, чтобы стать художественным произведением и не перейти в трактат, должно заключить и развивать в себе не просто мысль, но мысльобраз, мысльчувство, мысль-практику, мыслькартину, а значит порождать в душе читателя по возможности широкую цепь эмоционально — смысловых ощущений, не сводящихся к однозначному выводу, что обычно присуще публицистике» (122,8).

Таким образом, речь идет о поэзии, характеризующейся не просто размышлением и наличием определенной цепи умозаключений, а глубиной осмысления наиболее животрепещущих извечных и новейших проблем человечества. В центре философской лирики стоят раздумья о сложных вопросах бытия, познания мира, накопления нравственного опыта. К творческому процессу привлекаются и различные морально-этические категории, размышления о природе человека, исследование его внутреннего мира. Философская мысль поэта может идти по пути прямого называния проблемы и высказывания по ней, а может строиться как сложное многоступенчатое раскрытие действительности с помощью системы эмоционально — ассоциативных рядов, синтезируя предшествующий художественный опыт с новыми поэтическими открытиями. Наиболее часто объектами философской лирики становятся идеи служения высоким идеалам, большой и малой родине, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и смерть, время и так далее. Ключевые слова — образы, характерные для данного жанра — человек, мир, вселенная, истина и т. п.- определяют тематический стержень философской поэзии. В ней слово может восприниматься и в прямом, и в переносном значении. Философско-поэтический мир может отражаться в буднях дня, абстрактном осмыслении основ бытия, образных рассуждениях на вечные темы, способах решения морально — этических задач. Особенностью философской поэзии нового склада стало ощущение и переживание исторического времени, вне которого настоящая поэтическая мысль не может жить. Сегодняшняя философская лирика пытается уловить и выразить как художественное открытие проблемы и тревоги современности.

О философской лирике Расула Гамзатова впервые заговорил Л. Антопольский. До него о способности философского обобщения, ставшей развиваться и набирать силу, упоминали В. Огнев («Расул Гамзатов»), К. Чуковский (сборник «Слово о Расуле Гамзатове»), В. Гальцев (сборник «Расул Гамзатовпоэт и гражданин») и многие другие. Л. Антопольский пишет: «Творчество большого поэта создает некое магнитное поле. Оно едино. Но есть в нем зоны особенно высокого напряжения. Они возникают в этом целом. Но они-то как раз и придают ему особую, только ему присущую силу. Без них не было бы поэзии поэта. Такой зоной в стихах Расула Гамзатова является философская лирика — если можно ее вычленить, -лирика, обращающая мысль человека к первому детскому вопросу, лирика, погружающаяся до тех глубин, которые только могут быть доступны чувствующему и мыслящему существу"(28,139). «Детским вопросом» критик называет мысль о тщетности жизни перед лицом смерти: зачем эта суета сует, если неизбежно в конце концов все истлеет, превратится в прах?

Монография Л. Антопольского содержит множество интересных наблюдений и мнений, касающихся многих важных особенностей творчества Р.Гамзатова.

Степень изученности. Одними из наиболее значительных публикаций, имеющих отношение к нашей теме, являются труды К. И. Абукова «Творчество Расула Гамзатова в контексте нравственных исканий 20 столетия» и «Расул Гамзатов: особенности философской лирики. Национальные и общечеловеческие нравственноэтические ценности», изданные в 1993 и 2003 годах соответственно. На основе большого фактического материала автор данных работ определяет и анализирует индивидуальные поэтические представления о времени, рассматриваемом в историческом и индивидуальноличностном плане, быстротечности жизни и неизбежности смерти. Он выявляет такие особенности философской лирики Гамзатова, как соотношение прошлого и будущего, размышления о человеческом лице нашего века, поиске причин и следствий дисгармонии человека с действительностью и самим собой. Критик исследует «малые жанры», философские миниатюры Расула Гамзатова, обращаясь к истории классической поэзии Индии, Китая, Кореи, Японии, Ирана и т, д. Он выделяет всемирность поэтического мышления художника, его философию всеединства и родства людей и их неразрывной связи, тревогу поэта за судьбу человечества, горечь и усталость от веками повторяющихся страшных и жестоких событий. Особенно подчеркивается преобладание в лирике Расула Гамзатова общечеловеческих мотивов. «Идея восхождения к Высшему смыслу — родству людей, народов, стран — и облагораживает лирику аварского поэта" — пишет он (7,108). О поиске Расулом Гамзатовым путей национального и личностного человеческого самосознания говорит Султанов К. К. в книге «Координаты самоопределения (к вопросу о ценностных ориентациях Расула Гамзатова)». К любовной лирике поэта обращались К. К. Султанов, Ч. С. Юсупова и др. в своих размышлениях о художежественно-эстетической и идейной эволюции дагестанской и аварской литературы.

Расул Гамзатов в своем творчестве отстаивает идею непреходящих, незыблемых, вечных ценностей, выработанных человечеством в процессе своего нравственного развития. Но эти идеи он воссоздает через вещное, материальное — событие, случай, историю. Это особенно заметно проявляется в «Моем Дагестане», о котором по сегодняшний день не существует единого мнения относительно жанровой принадлежности и структурного содержания, но бесспорно, что в книге сосредоточен художественно — философский мир Расула Гамзатова, его поэтическое кредо, позиция гражданина и патриота, система близких нравственных народных ценностей. Р. Ф Юсуфов называет произведение лирическим дневником: «Это исследование поэтом внутренних пространств своего духовного мира, стремление обозначить культурно — географические и духовные страницы своей личности, аналитикоконкретизирующее исследование той самой тайны субъективности лирического пафоса, о которой так много говорили теоретики романтизма» (195,166). А. Алиханова придерживается точки зрения Н. Банк, которая называет книгу «Мой Дагестан» автодокументальной прозой, определяя ее как тип дневниковой книги о жизни писателя. Эта мысль развивается в статье Алихановой «Категория времени и пространства как элемент жанровой структуры книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан», посвященной особенностям пространственно-временной конструкции произведения.

Исследователи творчества Расула Гамзатова едины в утверждении его поэзии как выросшей из национальных истоков, национального фольклора и литературы и приобретшей в дальнейшем индивидуальные, переросшие национальный барьер приметы. Мировоззрение поэта формировалось в самобытной дагестанской среде, отличающейся приверженностью к образу мышления своих отцов и предков. Ценностные ориентации поэта направлены на сохранение и укрепление лучших достижений человеческого разума и нравственности, унаследованных от предыдущих поколений. Это наследие уникально и истинно благодаря своей естественности и проверенности временем. Но личность поэта является в первую очередь индивидуальностью, возникшей на общественно-психологической подпочве своего народа, и духовное богатство нации Гамзатов осмысливает как основной начальный этап движения к жизненно необходимому национальному самопознанию и самоутверждению, как обязательное условие расширения кругозора и освоения культурных ценностей уже всего человечества. Поэтому проблемы, темы и идеи его поэзии нельзя рассматривать в отрыве не только от Дагестана, но и сегодняшнего мирового дня.

Героя философской и любовной лирики Р. Гамзатова отличает неординарное специфическое мышление. Понятие «лирический герой» обычно подразумевает наличие в лирическом произведении субъекта, воспринимающего мир через призму собственного настроения и переживания, а отраженные явления и события носят отпечаток авторского переживания. Автор и лирический герой далеко не всегда являются одним и тем же, но чем больше биографического, личностного начала в произведении, тем они ближе и тождественнее друг другу. Специфика лирики в том, что, как пишет Л. Гинзбург «человек присутствует в ней. не только как объект изображения, но и как субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действительного ее элемента» (53,7). Черты лирического героя Р. Гамзатова обнаруживаются и в раннем, и в зрелом периоде творчества поэта и носят характер реального облика, близкого к личности самого автора. Его индивидуальные черты выражаются в складе философского мировосприятия, обобщающего и синтезирующего явления бытия, в мыслях о жизни и смерти, истории и судьбе своего народа, собственном предназначении. Но в творчестве Расула.

Гамзатова не передается с зеркальной точностью личное, индивидуально-психологическое содержание внутреннего мира поэта: его биографические реалии лишь просвечивают через художественный контекст произведений.

В отличие от поэзии, в прозе Р. Гамзатова облику лирического героя присуща большая определенность и выразительность психологических характеристик. Лирическая природа поэтического дарования Гамзатова настолько явно и ярко выражена, что, в сущности, характер лирического героя отражает внутренние убеждения и ценности поэта без значительных изменений, что дает основание в дальнейшем употреблять термин «лирический герой» как синоним личности поэта, кроме тех случаев, когда их разделение будет особо оговорено. Национальная горская традиция явилась основой для формирования ценностных координат поэта и, следовательно, его лирического героя. И хотя в поздней лирике Гамзатова герой утрачивает многие грани национального образа и становится менее узнаваемым, его внутренняя психологическая организация в своей нравственной основе остается неизменной. Для лирического героя стала характерна устремленность в сферу всеобщих глобальных проблем, раздумья о судьбах человечества и нравственных уроках истории. Но по своей сути он остался тем же совестливым и романтическим дагестанским горцем, представление о котором Гамзатов упорно проводил в течение всей творческой жизни. Такой идеализированный человек был постоянной духовной величиной его произведений. Подобный максимализм в требовательности к нравственноморальному состоянию человека вытекал, во — первых, из самой специфики самобытной дагестанской культуры и образа жизни и мышления, во — вторых, во имя цели: «чтобы не был малым человек, принадлежащий к малому народу».

Таким образом, диссертация посвящена изучению особенностей философского мировосприятия Гамзатова с точки зрения его национальной идейной и духовной обусловленности, глубокой связи с издавна сложившейся системой взглядов народного мирознания, его негласных законов и правил. Для более полного раскрытия темы анализу подвергается любовная лирика поэта, в которой выражен мир его сокровенных чувств и мыслей.

Объект исследования — философская и любовная лирика Расула Гамзатова. Выбор объекта обусловлен тем, что, во-первых, философские воззрения поэта до сих пор анализировались в свете их национальных и интернациональных особенностей, но попытки выявить внутренние, почти подсознательные связи мировосприятия Р. Гамзатова с нравственной и этической мыслью народов еще не делалось. Опубликованы работы, в которых рассматриваются некоторые специфические стороны преемственности связей творчества Гамзатова и фольклора (С. Хайбуллаев «В русле устно — поэтических традиций», Ч. Юсупова «Принципы освоения фольклорных сюжетов в творчестве Р. Гамзатова», «Эпические традиции в поэме Р. Гамзатова «Сказание о Хочбаре», М. Зульфукарова «Проблема народного гуманизма в творчестве Р. Гамзатова», 3.3. Гаджиева «О природе лирического эпоса» и др.). Во — вторых, философия любви поэта дает возможность широко и отчетливо обозначить его мировоззренческие взгляды.

Предмет исследования — специфические особенности мировоззрения героя лирики Гамзатова, отношение поэта к таким нравственно-философским вопросам, как система моральных ценностей, с которой неразрывно связано отношение к женщине. Вне поля зрения остались такие составляющие элементы философии любви, как чувство к родине, природе и некоторые другие стороны нравственной проблематики, могущие стать объектами отдельного исследования.

Цель диссертационной работы заключается в осмыслении особенностей мировосприятия лирического героя философской и любовной лирики Расула Гамзатова. В центре внимания оказывается прежде всего национальное своеобразие характера героя, отражающего систему нравственно-философских концепций самого поэта.

Поставленная цель определила следующие задачи: -общая характеристика нравственного и духовного опыта народного мировоззрения, отраженного в устном творчестве, выявление преемственной связи художественно — философского осмысления бытия в произведениях Расула Гамзатова и системой фольклорного миропонимания;

— анализ особенностей подхода поэта к накопленному житейскому опыту народов Дагестана, соотношения моральных качеств народного идеала и лирического героя;

— исследование любовной лирики поэта с целью изучения отношения и поведения героя в области сокровенных интимных чувств, система координат таких этически и эстетически ценных свойств внутреннего мира человека, как отношение к любимой женщине, материнству и детству, преданность родине, верность в дружбе и др.

— стремление обозначить сферу человеческих пороков, вызывающих неприятие лирического героя, процесс поиска смысла жизни человека, признаки национального и общечеловеческого в подходе к вопросу смысла жизни индивидуальной личности и социума.

— определение системы координат таких этически и эстетически ценных свойств внутреннего мира человека, как отношение к любимой женщине, материнству, детству, преданность родине, верность в дружбе и др. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Философская лирика Расула Гамзатова, осмысливающая и обобщающая отношение поэта к наиболее вечным и трудным проблемам человеческого бытия, смотрит на них глазами лирического героя, ставшего практически двойником поэта, личность которого сформировалась под непосредственным влиянием народной системы миропонимания в Дагестане.

— 132. Народный идеал человека и лирический герой философской лирики поэта близки нравственной сущностью характеров, приоритетом общественного блага, неприятием бездуховности и внутренней бессодержательности личности, самокритичностью, единой направленностью на высокую гражданственность, трезвым прагматизмом во взгляде на реальные земные трудности жизни, возвышенно — романтическим отношением к любимой женщине.

3. Вместе с тем характер лирического героя, меняясь в соответствии с переосмыслением и изменением мировоззренческих понятий Расула Гамзатова, приобретает иные субъективные качества, не присущие народному видению. Возрастает интеллектуальный анализ поступков и устремлений, индивидуальные и национальные особенности становятся единым целым и обуславливают реакцию на понижение духовного уровня жизни. Поэт все больше тяготеет к философскому обобщению действительности, но и исходной, и конечной точкой поиска смысла жизни, причин человеческих пороков, связей прошлого, настоящего и будущего остаются моральные ценности народов Дагестана. Лирический герой погружается в атмосферу быта и нравов народа, видя в них единственные устойчивые опорные ценности.

4. Ценность человеческой жизни становится ведущей в системе ценностных координат героя, и в этом его отличие от народного образа, которому присущи бескомпромиссность и порой неоправданная жестокость. Важной особенностью стало еще более укрепившееся единство национального и общечеловеческого.

5. Любовная лирика поэта дает возможность анализировать его воззрения на этическую сторону области интимных взаимоотношений для того, чтобы шире представить нравственно — гуманистическую направленность героя. Любовь к женщине становится способом достижения внутренней гармонии, слиянием душ, источником всего сущего, приобретает возвышенный философский смысл. Одновременно любовь становится толчком для поисков новой высшей цели, способной противостоять быстротечности жизни. В одном ряду с ней автор рассматривает тему материнства и детства в поэзии Расула Гамзатова, полагая, что отношение лирического героя к различным аспектам проблемы отцов и детей поможет четче обозначить его направленность на расширение границ мировосприятия.

6. Герою поэзии Расула Гамзатова стали присущи моральная расколотость и раздвоенность, вызванные глобальными сдвигами в школе национальных и общепринятых ценностей, преобладание чувства внутренней грусти и глубокой тревоги. С усилением философских, обобщающих явления действительности тенденций лирики меняется и герой. Теперь он из жизнерадостного, энергичного, категоричного в своих суждениях и оценках горца становится более вдумчивым, пытливым, сомневающимся и рефлексирующим. Внутренний взгляд поэта обращен в большой мир, сотрясаемый катаклизмами. Поиск причин и следствий происходящего, проверка и пересмотр прежних убеждений в свое время вызвали в дагестанской литературе идейнохудожественную эволюцию и направили внимание Гамзатова на внутренний мир человека, духовно-нравственное состояние которого определили социально — политические, экологические и культурные события. Это повлияло на идейное содержание, тематику и образность творчества Гамзатова. Все больше проявляются черты биографических реалий в творчестве поэта. Эмоционально — субъективные переживания приобретают оттенок подавленности, сменяющейся надеждой на человеческий разум и вечное обновление жизни. Творческой реакцией на глобальные изменения в общественной жизни стали ранее не характерные для поэта темы и мотивы творчества: прощание с аулом как прежним образом жизни, обращение к религии и религиозному экстремизму.

Научная новизна данного диссертационного сочинения состоит в попытке комплексного рассмотрения нравственных приоритетов и проблем героя, его философской направленности на осмысление и истолкование таких вопросов, как добро и зло, жизнь и смерть, пороки и добродетели. Рассматривается национальная определенность образа, уровень исторического самосознания фольклорного героя и его влияние на формирование образа человека в лирике Расула Гамзатова. Новым является и осмысление философии любви поэта как способа познания бытия и своего места в нем, процесса поиска смысложизненной основы в национальном и интернациональном контексте. Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту охвата темы, поскольку вне рамок работы остались категории времени, памяти, покаяния и др., могущие стать объектом отдельного исследования.

Методы исследования. Содержание и направление диссертационного исследования определили выбор методов и приемов работы. В качестве основных используются такие методы, как аналитический (анализ произведений в единстве формы и содержания) и сопоставительный. Такие параметры, как выборка материала, сопоставление с аналогичным содержанием, классификация и описание содержания поэтических произведений, стали основными приемами исследования.

Материалом исследования послужила философская и любовная лирика Расула Гамзатова, народный фольклор Дагестана, в частности аварская лирика, к работе привлечена поэзия таких мастеров художественного слова, как Али — Гаджи из Инхо, Абубекир Аймакинский, Махмуд из Кахаб — Poco. Анализу подвергаются как оригиналы, так и переводы художественных текстов, поскольку, во-первых, исследователь изучает не текстологические, а идейно-художественные особенности поэзии Гамзатова, а во-вторых, в подавляющем большинстве переводы полноценно и точно передают авторскую мысль.

Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды русских и дагестанских литературоведов и критиков, работы.

А. И. Павловского, Н. Н. Палеевой, Л. Гинзбурга, А. Михайлова, Р. Спивак и др. Среди использованных материалов важное значение имеют работы Л. Б. Антопольского, К. И. Абукова, С. Хайбуллаева, И. С. Юсуповой, К. Султанова, К. К. Султанова, 3. Гаджиевой, Г. Мусахановой и др.

Теоретическая значимость состоит в попытке исследования малоизученных аспектов философской лирики Расула Гамзатова, более углубленном анализе особенностей преемственной связи миропонимания поэта с системой нравственных народных ценностей, переходе от описательного пути исследования творчества к проблемному.

Практическая ценность работы определяется возможностью использовать ее результаты в процессе преподавания ряда научных дисциплин в высших учебных заведениях: «Современная дагестанская литература», «Аварская литература» и др.- в подготовке спецкурсов и спецсеминаров для студентов и слушателей курсов института повышения квалификации педагогических кадров, при написании дипломных и курсовых работ, а также при занятиях студентов в различных проблемных кружках в ходе их научноисследовательской работы.

Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списков использованной литературы и иллюстративного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Драматизм и сложность современной эпохи вызвали в России и Дагестане духовно-нравственную и мировоззренческую эволюцию, повлиявшую на художественное сознание писателей и поэтов. Предметом художественного осмысления выступают иные, новые или по-новому увиденные прежние мировоззренческие понятия и категории, формируются новые идеи и ценности. Национальная литература стала еще больше ориентироваться на народные нравственные идеалы и законы, обусловленные местом, временем и духовным опытом. Концепция личности поэзии Расула Гамзатова, как и во всей дагестанской литературе, претерпевает некоторые изменения. В поиске нравственных ориентиров поэт идет по пути более глубокого лирико-философского осмысления действительности, избрав отправной точкой своей направленности в большой мир философию народного бытия, осознанную в этико-эстетическом контексте. Подобный ориентир выражался не только в активном новаторском использовании в своем творчестве фольклорных жанров, поэтики и художественно-изобразительных средств, но и в раскрытии им духовной сути таких понятий как обычаи, моральный кодекс, язык родного края и т. д., в которых, как он считал, определен уровень ценностного сознания дагестанца. Представленный в его поэзии и прозаической публицистике образ Дагестана как страны уникальной материальной и духовной культуры дополняет и подчеркивает особенности характера лирического героя. Созданные на основе народных легенд и преданий стихотворения решают вечные вопросы власти и насилия, дружбы и предательства, добра и зла. Эти стихотворения представляют собой лиро-эпический цикл, где каждое произведение разрабатывает какую-либо одну тему, но одновременно служит составляющей частью единого идейно-художественного целого. Акцентируя внимание на отдельной черте характера героя, Гамзатов создает героический народный образ, воплощение свободолюбивого духа. Это акцентирование и упор на национальную традицию, видимо, и вызвало соотнесение творчества Гамзатова некоторыми зарубежными критиками в первую очередь с продолжением фольклорных традиций, не связывая его поэзию с общим критическим целым. Исследователь 3. Казбекова, занимавшаяся проблемой значения Дагестана в европейской литературе, констатировала: «Гамзатов очевидно воспринят в неком отдаленном самозначимом национальном контексте, закапсулирован в собственно национальном эстетическом каноне, и в этом смысле как бы «депроблемизирован». Восприятие следует той логике той поэзии, существо которой в «сохранении жизни старым художественным средствам и темам», в донесении традиции в чистом виде (75,144). Приведем еще одну мысль из этого же источника: «Та «европеизация форм национального мышления», к которой оказались причастны и Айтматов, и Сулейманов, и Айги, и в целом грузинская и армянская проза, проза и поэзия прибалтийских республик, — выделила, отпочковала автономную гамзатовскую традицию» (там же, 145). Обозначенная гамзатовская традиция заключается не в экзотической интерпретации национальной среды, а во всечеловеческом, гуманистическом мироощущении, в которые лирический герой привносит дагестанский колорит. Ранний период его творчества характеризовался активностью героя и некоторой заданностью и схематичностью характера. К зрелости поэт находит собственную внутреннюю мотивацию творческого мироощущения — чувство Дагестана как чувство истока, корней. Ценность его творчества состоит и в том, что это осознание связи с родиной не замкнулось в национальный ограниченный патриотизм, но распространилось и поднялось до уровня общечеловеческого. Национальная определенность образа проявляется в самых неожиданных ракурсах (например, обычай забрасывания шапок в окно незамужних девушек становится предметом раздумий. о изменениях в жизни). С укреплением философских обобщающих направлений поэзии меняется и лирический герой, концепция личности которого раскрывает нравственную сущность характера современного дагестанца, ее приобретения и потери. Если раньше представление поэта о горце отличалось романтизированностью, то в 90-е годы все явственнее звучит мотив разочарования, горечи и недоумения, вызванные происходящими изменениями в сфере морали и нравственности. Ценность человеческой жизни поставлена под сомнения, пересматриваются и отрицаются идеалы, в которые Р. Гамзатов искренне верил. Для поэта предметом мрачных размышлений служит и тот факт, что, отрицая прошлое, общество не создало новых высоких идеалов, а те, что сформировались, отличаются отсутствием глубоких духовных начал: «Прежних лет ржавчину обменяли на иней». Народный характер становится мерой морали и нравственности, хотя образ современного дагестанца уже мало соответствует ему.

Обращение к теме любви является способом достижения душевного равновесия, но любовная лирика поэта не оторвана от действительности, в подавляющем большинстве в ней переплетаются философские проблемы личности и эпохи. Лирический герой утверждает любовь как нечто вечное, ценное, противопоставляя ей приходящие, сиюминутные ценности современного общества рыночных отношений. Герой погружается в ощущение любви, чтобы затем обратить внутренний взгляд на несовершенство жизни, успокоившись и возвысившись над суетой, по-новому оглядеть опостылевшую житейскую повседневность. Любовная лирика — это и поиски нового высшего смысла, раздумья о быстротечности жизни. Любовь в мировоззрении Гамзатова тесно связана с природой и тягой к прекрасному, перенесением на нее нравственно-этических исканий и проблем. Такие стихотворения, как «Молитва», выражают стремление слияния с вечным миром природы. Грустные размышления о загубленной природе в стихотворении «Поставим памятник» поднимаются на высокую философскую планку: «Над высью гор очистить звезды от черной накипи земной» (206,438).

Перед подведением итогов исследования необходим краткий обзор позднейшего творчества поэта. Философская лирика Расула Гамзатова последних лет характеризуется неослабевающим интересом к созданию новых граней национального характера. Обращаясь к истории Дагестана, поэт воссоздает в таких стихотворения, как «Взятие Ахульго» и «Сказание о двуглавом орле», образ героя национального движения Дагестана Шамиля, придавая ему еще большую величественность и непреклонность, несгибаемость духа и в тоже время приближая его к реальному земному человеку. Прославляя его свободолюбие и патриотизм как сформированные веками изнурительной борьбы основные черты собирательного народного характера, поэт в тоже время напоминает о том, какой ценой досталась эта слава, о величии и ценности человеческой жизни, отданной во благо родины. Гамзатов создает своеобразную палитру, гамму человеческих чувств и отношений: красное — любовь, зеленое — надежда, желтое — печаль, белое — мечта, черное — война (206,778). Определение цветов позволяет соотнести их с мировидением поэта. Красное ассоциируется с любовью и ее обратной стороной — гневом, зеленое — с весной, обновлением, ожиданием лучшего, желтое видится как осеннее увядание, закат человеческой жизни, белое — нереальный, но радостный мир мечты, и черное — смерть, война, убийство.

Одной из важных особенностей внутреннего мира героя становится его психологическая раздвоенность, расколотость на два бытия, ставшая следствием «раздвоенного времени». В стихотворении «Волнуется море.» герой видит себя сразу в трех ракурсах — отчаянным пловцом, осторожным человеком, размышляющим философом, — и не может понять, кто же из них его истинное — я —? Или, смотря в зеркало, видит в нем «лица, лица.

Которое из них мое лицо?". Герой не может отгородиться от событий внешней действительности, его представления о возвышающем родстве человеческих душ оказываются бессильны перед человеческой жаждой разрушения. Но, устав от внутренних сомнений и переживаний, он обращается к простому и вечному:

Аульский годекан над сенью гор, Беседуют степенно старики. Всю жизнь я б слушал этот разговор, Всей митинговой своре вопреки. (216,159) Лирика Гамзатова стала на первое место в системе ценностей духовной сферы выдвигать трезвый реалистический подход к морально-нравственному наследию истории дагестанской культуры, представляющее собой множество напластований, отбор проверенных временем норм и обычаев. Он, как и многие его современники, понимает, что навязываемая и привнесенная извне чуждая культура капитализма изначально не подходит национальному кавказскому менталитету. Но поэт осознает, что процесс распада человеческих душ зашел слишком далеко, и перспективы добра и зла видятся ему как грядущий апокалипсис. Это мрачное предчувствие вызвало появление темы прощания с аулом, до сих пор трактовавшейся в его творчестве как движение вперед, проявление диалектического развития. Упадок сельской жизни виделся молодому поэту разрывом с культурной отсталостью и приобщением к современному уровню. Этот мотив не получил широкого распространения в его творчестве, но явился закономерным следствием размышлений о судьбах знакомых с детства аулов и сел, где постепенно вымирает жизнь, идет отток молодежи. Нередко эта тема в лирике прежних лет служила лирическому герою поводом для устремленности в большой мир, к новым впечатлениям, но постепенно стало инструментоваться в ностальгически-скорбных тонах, стали превалировать интонации вины и покаяния. Поэт осознает, что таким образом существуют и проявляют себя общеисторические закономерности, но огромная убыль населения сел и, как следствие, разрыв связи с прошлым угрожают многим ценным достояниям народного миросознания. Оборотная сторона научно-технической революции, смена государственного режима с коммунистического на капиталистический повлияла, и не всегда в лучшую сторону, на этические и эстетические ценности многовекового народного мирознания. Отчуждение от живой национальной речи, ставшее одним из негативных последствий технического прогресса, является для поэта реальной серьезнейшей проблемой, так как язык является носителем исторических и культурных традиций народного представления о бытии.

Сердцевиной философской лирики Расула Гамзатова становятся размышления о судьбе человечества, состоящего из разных народностей, рас, этнических групп и т. д. Коммуникативные связи между народами, поиск общих целей и идеалов объединяют их в единое сообщество. Варьируясь и изменяясь, мысль о человеческой солидарности и всеединстве встречается на всем протяжении его творческой жизни. Хотя Гамзатов не был явным сторонником создания каких-либо философских концепций, но в его произведениях тенденция к обобщению выявляется, отталкиваясь от стремления увидеть маленький Дагестан в пространстве общечеловеческих проблем. Глубина поэтического исследования потаенных глубин человеческой души лирикой Гамзатова позволяет говорить, что поэту присущи обостренное чувство единства с человеческим сообществом, что, однако, не отодвигает на второй план значения в его творчестве отдельной личности. Концепция личности в творчестве Гамзатова является, во-первых, образом вдумчивого и разумного человека, напряженно размышляющего и ищущего ответы на терзающие его вопросы, совершающего ошибки и осмысливающего их. Если молодой поэт создавал некий собирательный образ дагестанца, являющегося носителем лучших национальных и общечеловеческих качеств, то постепенно происходило снижение, приземление этого пьедестала, вызванное происходящими сдвигами в области центральных мировоззренческих понятий. Расул Гамзатов становится приверженцем «золотой середины» в оценке морально-субъективных качеств личности. По-прежнему не принимая явления человеческой порочности, он пытается постичь диалектику их возникновения и развития, заглянуть за грань человеческой души, таящей в себе сокровенный мир индивидуальных интимных чувств.

Поиск Р. Гамзатовым путей нравственной реализации находил свое отражение в специфическом мышлении лирического героя, в котором преломлялись сомнения и раздумья поэта. Уже в «Моем Дагестане» заметен этот поиск, выражающийся в опоре на «своеобразный авторитарный уровень — слово отцов, преднаходимое слово» (76,136). Многомерное изображение человека в его связях с миром, типизация действительности происходит с помощью национальной образности, аналогии и т. д., но в центре основной массы произведений поэта находится тема Дагестана и его места в мире. Гамзатов осмысляет историю Дагестана в целом как мрачное прошлое, отставшее на много лет от цивилизации. Этот стереотип восприятия республики как «полной ошибок истории» впоследствии сменился восхищением поэта тем, что вопреки всему культура Дагестана оказалась способна дать миру выдающихся мыслителей, философов, теологов, поэтов. Развитие этнического самосознания привело общество и литературу к религиозным истокам, к которым обращался и Гамзатов: Ах, как поздно ко мне пришло понимание того, Что нет другого бога, кроме Аллаха! (163,30) Ислам не становится исходной точкой мировоззрения поэта, скорее он считает его индивидуальным выбором познания мира. Ведь во имя религии совершались и продолжаются чудовищные преступления в истории человечества. Непримиримый противник религиозного экстремизма, Расул.

Гамзатов избегает каких-либо призывов и лозунгов, но его Аллахпоистине милосерден.

В осмыслении вопроса смысла жизни человека поэт исходит из принципа: все мы смертны, а значит, нужно успеть сделать за свой жизненный отрезок как можно больше. В орбиту проблемы вовлечены такие проблемы, как соотношение добра и зла в человеке, моральные критерии, управляющие им, ценность человеческой личности, его отношение к труду и т. д. Проблема смысла жизни в философской лирике Гамзатова возникает в контексте всего творчества и решается им, как представляется, в соответствии с духом народно-философских воззрений. Смерть не лишает жизнь всякого смысла, а жизнь не является всего лишь подготовкой к смерти. Гамзатов не дает на этот вечный вопрос бодрого ответа и не прячется за философскими силлогизмами. Человек есть представитель человечества, и он неотрывен от потока общественного бытия. Смысл жизни, народным миропониманием решаемый как достойное существование согласно моральному кодексу горцев, в его творчестве продолжает и развивает основные аспекты дагестанского мировосприятия. Но вопрос смысла жизни приобретает, естественно, и иные способы решения, так как многомерность осмысления жизни Расулом Гамзатовым раздвигает границы прямолинейного традиционного народного толкования смысложизненной основы. Для поэта данная основа является точкой, от которой расходятся такие разветвленные понятия, как любовь, поэтический труд, родина. Все чаще он обращается к мысли о бессмертии труда и человеческой памяти. Из совокупности его высказываний, из смысла произведений позднего периода вырисовывается утверждающаяся в его сознании мысль, что феномен человека создается памятью о нем, его заслугах, поступках. Активная человеческая деятельность создает предпосылки для прочной памяти о нем.

Соотнесенность личного счастья человека с всечеловеческим бытием остается в понимании Р. Гамзатова взаимодополняющей творческой возможностью познания бытия. Но возрастающая биографичность и разноплановость лирического — я — определяет углубленное лирико-философское осмысление таких сторон личностного восприятия, как отношение к человеческому разуму и творческому труду. Осмысляя достижения человеческого разума за двадцатый век, он не упускает из вида и плюсы, и минусы современности. Активность лирического героя обусловлена прежде всего высокой гражданственностью автора. В яркой художественной форме Гамзатов поднимает частное до слияния с общим, показывает на конкретной человеческой судьбе, поступке, жизненной ситуации весь драматизм борьбы внутренних противоречивых чувств и эмоций. Психологическое состояние героя все больше становится в оппозицию внешней действительности. Стихотворения характеризуются содержанием развернутой морально-этической авторской оценки происходящего, в творчестве появляются элементы романтизма. Образ любимой становится мечтой, потребностью в вечном и возвышенном, идеалом, возникшим вследствие усилившегося конфликта с действительностью. В таких произведениях, как «Я иду по дороге.», «Тот слух.», «Такова воля Аллаха», поэт остается верен своим эстетическим принципам. Противоположным им по эмоциональной окрашенности и пессимистической тональности является группа стихотворений, в которых лирический герой осмысляет прошлое и всматривается в будущее, кажущееся ему мрачным и беспросветным («Ассалам алейкум», «Диалог с молодостью» и др.). Его позднейшее творчество можно разделить на два цикла, первый из которых объединяется умиротворенными воспоминаниями о былой и настоящей любви, чувством тихой грусти и неистребимой надежды на победу человеческого разума над «жестокостью безумья" — вторая группа стихотворений характеризуется философским восприятием действительности, которому становится присуще мрачное видение картины мира, порой доходящее до мизантропии, анализом прожитого, констатацией наступления антропологической катастрофы.

В стихотворении «Диалог с молодостью» основную идейно-смысловую нагрузку несут строки, ставшие пророческими не только для лирического героя, но и для его современника: «Душа твоя уже ничем не дорожит». Обращение к природе становится способом сравнения ее величия с сиюминутностью суетных человеческих страстей.

Историзм философской лирики Расула Гамзатова, ощущение непрерывности народной жизни является следствием широты мышления и высоты масштабов. Он создал свой оригинальный философско-поэтический мир, свои приемы претворения художественного мировоззрения в слово, целостную и устойчивую совокупность взглядов на мир. Его лирический герой менялся и развивался в соответствии с процессом авторских поисков и находок, порой так тесно сплетаясь с авторской биографией, что представляется почти невозможным разделять личностный элемент и какойлибо определенный типический признак. Расул Гамзатов не демонстрирует какие-либо парадоксальные мысли, а поновому утверждает старые, вечные ценности, сопровождавшие народы Дагестана и всего человечества на всем протяжении их осмысленного развития. Будучи художником остросоциального мышления, Гамзатов преломляет эти идеи сообразно своему времени. Традиции и навыки мирознания народа, отложившиеся в его языке и культуре, стали для поэта ориентиром в художественно-философском постижении сложной и противоречивой эпохи. Выросший в атмосфере уважения и почитания к неписаным законам, он заново возвращается к ним, призывая не формально следовать нормам, а в творческом поиске реализовывать их духовную суть наиболее эффективным способом. Его поэтическое мышление обогащено не только вековым опытом духовной мудрости народа, но и современным, совпадающим с биографическим опытом собственной жизни поэта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Феномен Расула Гамзатова //Молодежь Дагестана, 2003.-№ 21.- 23 мая С. 3.
  2. М.А. Что возьмем мы в будущее: Нравственная концепция личности в чем она? // Даг. правда, 2002.- 10 января — С. 12.
  3. М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана Махачкала, 1993.
  4. A.A. Проблемы художественного перевода: социолингвистический анализ Махачкала, 2002 .
  5. Г. А. Жизнь и смерть и снова жизнь- Махачкала, 2005 .
  6. К.И. Негасимая звезда Расула (памяти Р. Гамзатова) // Махачкалинские известия, 2004 29 октябрь, № 43 — С. 7.
  7. К.И. Гамзатов: особенности философской лирики. Национальные и общечеловеческие нравственно-этические ценности -Махачкала, 2003 .
  8. К. И. Поэзия Р. Гамзатова в контексте нравственных исканий XX столетия Махачкала, 1993 .
  9. К.И. «И мир огромный, что во мне таится»// Дагестанская правда, 2003.-21 ноября, № 240 С. 5.
  10. К.И. Он знает правда многолика. // Правда, 1993.-7 сентября.
  11. К.И. Представляя державу в целом . // С. 157 166
  12. К.И. Размах мыслей, половодье чувств. // Расул Гамзатов -поэт и гражданин (сб. ст.) Махачкала, 1976. — С. 248 — 259.
  13. Ч. Да будет урожайной страда // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.) — Махачкала, 1976. — С. 90- 94.
  14. С.И. И звезда с звездою говорит // Даг. правда, 1993.- 6 авг.
  15. С.И. Подвижники духа. Махачкала, 2001.
  16. A.A. Мир мудрых мыслей. Махачкала, 2001.
  17. Алиева 3.3. Интернациональный пафос поэзии Р. Гамзатова // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1986. — С. 59−69.
  18. Ш. Об оружии и не только // Молодёжь Дагестана, 2003.- № 9, 28 февраля С. 3.
  19. A.A. Категория времени и пространства как элемент жанровой структуры книги Р.Гамзатова «Мой Дагестан» // Жанры советской художественной прозы народов Дагестана (сб. ст.) -Махачкала, 1987. С. 76−93.
  20. С.А. Поэмы Р.Гамзатова ./ Автореф. диссер. канд. филол. наук. Баку, 1970.
  21. Антология дагестанской поэзии./ Сост. Абуков К./- Махачкала, 1975.
  22. П. Мир дому твоему // Природа и человек, 1998.-№ 3-С. 6−9.
  23. Аминов М.-З. Взрослый сын большой семьи // Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) Махачкала, 1973. — С. 191−200.
  24. Антопольский JL Б. У очага поэзии: очерк творчества Расула Гамзатова. М., 1972.
  25. JI. Б. Перевод абстрактного смысла или передача живой страсти (размышления о творчестве Р. Гамзатова). // Дружба народов, 1978.- № 2. С. 274−276.
  26. М. Россыпи размышлений. Махачкала, 2000.
  27. Дагестана, 2003.- № 7.- С. 19.
  28. А. Этическая мысль народов Дагестана и современность. -Махачкала, 1982.
  29. Гаджиева 3.3. К вопросу о природе лирического эпоса // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.) — Махачкала, 1976. — С. 238−247
  30. Гаджиева 3. О жанровом богатстве поэзии Расул, а Гамзатова // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1984.
  31. Н.Э. Феномен дагестанской поэзии (о творчестве народного поэта Расула Гамзатова). // Народы Дагестана, ¾, 2003. С. 78−81.
  32. Р.Г. «Я не люблю посредственность судьбы». // Молодёжь Дагестана, 2003. С. 1−2.
  33. Р.Г. «Мои часы работают по московскому времени» // Молодёжь Дагестана, 2001.- № 38,21 сент., С. 3.
  34. Р.Г. «Я вовсе не один со мной Аллах в безмерном одиночестве вселенной.» // Ислам, 2003.- № 4 — С. 5−7.
  35. Р.Г. «Жизнь похожа на выдох и вдох». // Лит. Россия, 1997- № 10, 7 марта.
  36. Р.Г. «Быть не тенью, а факелом века». // Даг. правда, 1994., 12 апреля.
  37. Р.Г. Дагестанский феномен Возрождения 18−19 вв. -Махачкала, 2000.
  38. Р.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. Махачкала, 1996.
  39. Р.Г. Фольклор и историческая действительность. // Даг. правда, 1976., 12 окт.
  40. М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки.-Махачкала, 1971.
  41. Л. О лирике. Л., 1974.
  42. В. О книге и её авторе. // Гамзатов Р. Вечный бой: стихи и поэмы. М., 1983. — С. 413−421.
  43. К.С. Фольклор как вид искусства. М., 1966.
  44. В. В середине века. М., 1967.
  45. А. Расул Гамзатов говорил. Махачкала, 2003.
  46. А. Раздающий людям радость О Р.Гамзатове. Махачкала, 1989. (на ав. яз.)
  47. С. Книга о песенном доме «Мой Дагестан». // Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.). Махачкала, 1973.1. С. 168−175.
  48. В. Расул Гамзатов (жизнь и творчество) М., 1984.
  49. В. Костры Расула Гамзатова (критические заметки) // Лит. Россия. 1978. — 26 мая. — С. 14.
  50. В. Расул Гамзатов // Дементьев В. Кавказская тетрадь. М., 1989.-С. 151−280.
  51. В. Факт нашей жизни .(Поэма Р. Гамзатова «Берегите матерей») // Лит. Россия. 1980. — 14 ноября. — С. 15.
  52. Д. Дагестан спасает неписаный кодекс намуса .// Даг. правда, 2000. -15 дек. С. 1.
  53. Н. Речь, не произнесённая на юбилее. // Расул Гамзатов -поэт и гражданин (сб. ст.) Махачкала, 1976. — С. 127−129.
  54. Е. У него много друзей (заметки о стихах Расула Гамзатова). // Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) Махачкала, 1973. — С. 145−147
  55. М. Слово о великом поэте. // Молодёжь Дагестана, № 4, 24 янв. С. 17.
  56. М. Заметки о современной аварской поэзии (вечер аварской поэзии, май 2001 г.) // Даг. правда, 2001.- 23 июня С. 6.
  57. М. И. Проблема народного гуманизма в творчестве Р.Гамзатова. // Мастерство Расула Гамзатова (сб.ст.) Махачкала, 1986.- С. 70- 83.
  58. К. Мой путь к Расулу Гамзатову. Махачкала, 2003.
  59. З.Г. «Мой Дагестан» в свете проблем современного эпического повествования. // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) -Махачкала, 1986. С. 136−149.
  60. Н.В. По тропам времени: о писателях Дагестана. М., 1982.
  61. Н. Пламя убеждённости. // Лит. обозрение, 1975.- № 7. С. 47−48.
  62. Н. География поэтической державы. // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб.) — Махачкала, 1976.
  63. Н. Критические новеллы. М., 196 г.
  64. М. Мы любим его независимо. //Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб.) — Махачкала, 1976 г. — С. 105−107.
  65. М. Работа души // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) -Махачкала, 1986. С. 16−19.
  66. Э.Ю. О передаче национального своеобразия и стиля стихотворения Р. Гамзатова «Журавли при переводе на русский язык. // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1986. — С. 150−156.
  67. А. Народный поэт Дагестана // Культура и жизнь 1960. -№ 8. -С. 28−31
  68. Я. Высокая поэзия братства // Гамзатов Р. Песни гор: Стихотворения и поэмы. Киев, 1982. — С. 5−15.
  69. Н.И. Запад и Восток . Статьи). М., 1972.
  70. К. Восхождение таланта // Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) -Махачкала, 1973. С. 213−219.
  71. В. Писатель, читатель, критик // Новый мир, 1966. № 8. — С. 216−256.
  72. С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана (19 нач. 20 вв.) // Махачкала, 2001.
  73. P.M. Идейно-художественная эволюция аварской поэзии начала 19 конца 20 вв. /Автореф. канд. филол. наук. — Махачкала, 1969.
  74. P.M. Вековые ценности Дагестана. Махачкала, 2005.
  75. М. Родник большого таланта // Слово о Расуле Гамзатове (сб.) Махачкала, 1973. — С. 65−69.
  76. Магомед-Расул. О словесном кураже переводчиков // Дагестан, 2003. № 1−2 (3−4)-С. 36−39.
  77. Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных культур. Махачкала, 1997.
  78. Д. Родом из Цада // Аврора, 1983 г. № 9. — С. 27−35.
  79. Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, ДНЦ РАН, 1986.
  80. А. Лирика сердца и разума. М., 1965.
  81. Г. Певец дружбы и братства. // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб.) — Махачкала, 1976. — С. 185−207.
  82. Г. Б. Традиции Пушкина и творчество Расула Гамзатова // A.C. Пушкин и художественная культура Дагестана (сб. ст.) -Махачкала, 1988. С. 35−43.
  83. С.Б. Философские взгляды Омара Хайяма. Сталинабад, 1952 г.
  84. С.М. Гражданственность художественного творчества // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1986. — С. 130−135.
  85. С.М. Расул Гамзатов о национальном и интернациональном в художественной культуре // Идейно-художественные проблемы современного искусства Дагестана (сб. ст.) Мах-ла, 1982 г. — С. 44−54.
  86. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. М., 1991 г.
  87. А. Ф. Отобранное по крупицам. -Махачкала, 1958.
  88. В. Национальные традиции в поэзии Р.Гамзатова // Новиков В. Героическому времени героическое искусство. — М., 1964 г. — С. 172 175.
  89. Ф. Мудрость аварских сказаний, или «Мой Дагестан» Р.Гамзатова: По страницам зарубежн. журн. // Слово о Расуле Гамзатове (сб.ст) Махачкала, 1973. — С. 180−182.
  90. В. Путешествие в поэзию. Махачкала, 1961.
  91. В. Поэзия и современность. М., 1961.
  92. В. Талант, отданный народу .// Знамя. 1983. — № 9. — С. 167 169.
  93. Омаров 3. Проблема нового человека в современной лирической поэзии народов Дагестана ./Автореф. диссер. канд. фил. наук. -Махачкала, 1969.
  94. Омаров 3. Расул сказал. Махачкала, 2004.
  95. А.И. Современная философская поэзия: очерки о Н. Заболоцком, Л. Мартынове и А.Твардовском. Л, 1975.
  96. А.И. Философская лирика. // Проблемы русской советской поэзии. 50−70-е годы. Л., 1976.
  97. H.H. Проблема личности в русской классической драматургии (философ, аспект). М., 1992.
  98. Проблема человека в современной философии (сб. ст.) ред. И. Ф. Балакина и др. — М., 1969.
  99. Поэт аула и планеты (статьи, высказывания о Расуле Гамзатове. Поздравления с юбилеем). / сост. М. Зайнулабидов / Махачкала, 2003.
  100. Г. М. Национальное и интернациональное как важнейшая особенность формирования творческой личности поэта: (на основе художественного опыта Р. Гамзатова) /Автореф. диссер. канд. филол. наук.-М., 1987.
  101. Г. М. Творчество Расула Гамзатова и дагестанская поэзия // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1986. — С. 157−162.
  102. Саидов М.-С. Думы о поэте. // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.) — Махачкала, 1976. — С. 141.
  103. М. Представитель: Национальное и интернациональное в поэзии Р. Гамзатова // Сов. Дагестан. 1973. — № 3. -С. 46- 47.
  104. М. Горячие строки .// Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) -Махачкала, 1973. С. 41−43.
  105. И. Поэт и проза .// Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.) — Махачкала, 1976. — С. 34−38.
  106. Л. О некоторых творческих исканиях Расула Гамзатова // Учен. зап. ИИЯЛ им. Г. Цадасы Даг. фил. АН СССР. 1992 г. — т. 11.-Сер. филол.-С. 159−171.
  107. Слово о Расуле Гамзатове (сб.)-Махачкала, 1973.
  108. М. Достойный вакил .// Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) Махачкала, 1973. — С. 30−33.
  109. К. Расул Гамзатов: Очерк творчества. Махачкала, 1973.
  110. К. Расул Гамзатов .// Султанов К. Певцы разных народов. -Махачкала, 1971. С. 260−304.
  111. К. Расул Гамзатов .// Султанов К. Поэты Дагестана. -Махачкала, 1959. С. 159−177.
  112. К. Синтез чувства и мысли. О восьмистишиях Р. Гамзатова // Сов. Дагестан, 1974 г. № 2. — С. 41−45.
  113. К. Расул Гамзатов. Очерк творчества .// Лит. Дагестан. -Махачкала, 1967. С. 143−180.
  114. К.К. Магия четырнадцати строк («Сонеты» Р. Гамзатова). // Лит. обозрение. 1974. — № 2.
  115. К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979.
  116. К.К. Поэзии неугасимый свет: размышления. Махачкала, 1975.
  117. К.К. Чужое вмиг почувствовать своим: («Мой Дагестан») // Дружба народов. 1974. — № 1.
  118. К.К. Современная дагестанская поэзия (1960−1972гг.) / Автореф. диссер. канд. филол. наук М., 1974.
  119. К.К. Слово о поэте. // Дагестан, 2003.-№ 4−5(7−8) С. 10−14.
  120. Ш. З. Султанов К.З. Омар Хайям. М., 1987.
  121. Тарланов 3. Истоки поэтических форм // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.) — Махачкала, 1976. — С. 208- 225.
  122. А. Как я горжусь тобой // Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) Махачкала, 1973. — С. 205
  123. Традиционный фольклор народов Дагестана. / отв. ред. Гамзатов Г. Г., ДалгатУ. Б./-М., 1991.
  124. Турсун-заде М. Земля и планета поэта // Памир, 1973.- № 9.-С. 75- 77.
  125. М. С. Четки лет // Сов. Россия, 1973.- 8 сент.
  126. Усахов М.-Р. «Мне дано любить родную землю.» // Лит. Грузия. -1973.-№ ц. с. 80−85.
  127. . Вровень с веком // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.). — Махачкала, 1976. — С. 72−82.
  128. . Поэмы Расула Гамзатова // Учен. зап. Даг. гос. ун-та, Махачкала, 1960. т. 6. — С. 106−121.
  129. Философия войны/под ред. Григорьева А.Б./- М., 1995.
  130. Философия любви /сб. в двух частях /, сост. А. Ивин. М., 1990 г.
  131. Философия мира против идеологии войны (пер. с нем.) М., 1988 г.
  132. Я. Не могу быть беспристрастным // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.). — Махачкала, 1976. — С. 109−112.
  133. С. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973.
  134. С. Махмуд из Кахаб-Росо и Расул Гамзатов // Художественный мир Махмуда из Кахаб-Росо (сб. ст.) Махачкала, 1982. — С. 139−152.
  135. С. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала, 1966.
  136. С. Наследия и открытия: (Поэтический мир Расула Гамзатова). Махачкала, 1983.
  137. С. Поэзия высоких вершин // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1986. — С. 41−45.
  138. К. Высокие звёзды // Слово о Расуле Гамзатове (сб. ст.) -Махачкала, 1973. С. 70−76.
  139. Д.С. Проблемы нравственного развития личности в условиях рыночных реалий. Махачкала, ДНЦ РАН, 2000.
  140. Ч.С. Дагестанская поэма: становление и развитие жанра. -Махачкала, 1989.
  141. Ч.С. О современной аварской лирике / Ред. Н. В. Капиева. -Махачкала, 1970.
  142. Ч.С. Поэмы в творчестве Р. Гамзатова 60−70-х годов // Мастерство Расула Гамзатова (сб. ст.) Махачкала, 1986. — С. 98−113.
  143. Ч.С. Аварский романтизм: конец 19 нач. 20 вв. -Махачкала, ДНЦ РАН, 2000.
  144. Ч.С. Тема Махмуда в поэзии Расула Гамзатова // Сов. Дагестан 1983. — № 5. — С. 15−18.
  145. Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955−1990г.) -Махачкала, 1998.
  146. Ч.С. Труд и человек в аварской современной поэзии // Уч. зап. ДНЦ, Махачкала, 1968. С. 96−116.
  147. Р. Книга «Мой Дагестан»: (Наблюдения над жанром) // Расул Гамзатов поэт и гражданин (сб. ст.) — Махачкала, 1976. — С. 165 184.
  148. Батырай. Лирика.- Махачкала, 1987.
  149. Гамзатов Расул. Белые журавли. М., 1987.
  150. Гамзатов Расул. Берегите друзей. М., 1972.
  151. Гамзатов Расул. Берегите маму! Махачкала, 1978.
  152. Гамзатов Расул. Избранное (в 2-х т.). Махачкала, 1998.
  153. Гамзатов Расул. Колесо жизни. М., 1987.
  154. Гамзатов Расул. Книга любви. М., 1987.
  155. Гамзатов Расул. Книга юмора и сатиры. М., 1986.
  156. Гамзатов Расул. Люди и тени. Стихи. Махачкала, 2003.
  157. Гамзатов Расул. Мой Дагестан. Махачкала, 1985.
  158. Гамзатов Расул. Мой Дагестан. Конституция горца. Махачкала, 2000.
  159. Гамзатов Расул. Патимат. Махачкала, 2002.
  160. Гамзатов Расул. Письмена. Махачкала, 1987.
  161. Гамзатов Расул. Поговорим о любви. Махачкала, 2003.
  162. Гамзатов Расул. Пять пальцев. Махачкала, 1987.
  163. Гамзатов Расул. Суд идёт: Стихотворения. Сказания. Поэмы. -Махачкала, 2003.
  164. Гамзатов Расул. Собрание сочинений (в 6 томах).-М.,
  165. Гамзатов Расул. О бурных днях Кавказа (стихотворения, сказания, поэмы). М., 1989.
  166. Гамзатов Расул. Чётки лет. Лирика. М., 1986.
  167. Х1амзатов Расул. Т1ассарищарал асарал (в 3 т.) на ав. яз, т. 1-Махачкала, 1983.
  168. Х1амзатов Расул. Пассарищарал асарал (в 3 т.) на ав. яз, т. 2-• Махачкала, 1983.
  169. Х1амзатов Расул. Пассарищарал асарал (в 3 т.) на ав. яз, т. 3-Махачкала, 1983.
  170. Х1амзатов Расул. Данде гьарурал асарал (в 6 т.), на ав. яз, т. 31. Махачкала, 1992.
  171. Х1амзатов Расул. Данде гьарурал асарал (в 6 т.), на ав. яз, т. 6 -Махачкала, 1995.
  172. Х1амзатов Расул. Данде гьарурал асарал (в 6 т.), на ав. яз, т. 7 -Махачкала, 1996.
  173. Х1амзатов Расул. Данде гьарурал асарал (в 6 т.), на ав. яз, т. 9 -Махачкала, 2003.
  174. Омар Хайям. Рубай. М., 1989.
  175. Махмуд из Кахаб-росо. Поэмы. Махачкала.
  176. Цадаса Гамзат. Стихи. Уроки жизни. М., 1988.
Заполнить форму текущей работой