Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология жанров чувашской драматургии 1970-1990-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Является непрерывно развивающейся и постоянно меняющейся художественной системой, поэтому литературный процесс нуждается в систематическом исследовании. Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению наиболее содержательных сторон драматургии — жанрово-стилевых особенностей и конфликта чувашской драматургии 1970;1990;х годов. Чувашское литературоведение располагает материалами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. глава. Основные этапы формирования чувашской литературной критики в области драматургии
    • 1. 1. Становление и развитие науки о драме в чувашской литературной критике
    • 1. 2. Поиски современных литературоведов в области драмы
  • 2. глава. Драматический конфликт и художественный мир писателя
    • 2. 1. Социальный конфликт в политических драмах
    • 2. 2. Философские поиски современной драматургии
  • 3. глава. Жанровое многообразие чувашской драматургии 1970−1990-х гг
    • 3. 1. Формирование основных жанровых свойств чувашской драмы
      • 3. 1. 1. Социально-психологическая драма
      • 3. 1. 2. Философская драма
    • 3. 2. Особенности жанра чувашской трагедии
    • 3. 3. Динамика трагикомедии в национальной драматургии
    • 3. 4. Традиции смеховой культуры в чувашской драматургии

Типология жанров чувашской драматургии 1970-1990-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Литература

является непрерывно развивающейся и постоянно меняющейся художественной системой, поэтому литературный процесс нуждается в систематическом исследовании. Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению наиболее содержательных сторон драматургии — жанрово-стилевых особенностей и конфликта чувашской драматургии 1970;1990;х годов. Чувашское литературоведение располагает материалами, в которых содержится историко-литературный анализ драматургии, ограниченный шестидесятыми годами XX столетия. С развитием не только самой драматургии, но и науки о ней появляется необходимость в постоянном обновлении не только практического, но и теоретического материалов. Перед литературоведением встает вопрос о более проблемном изучении материала. Особенно важно проанализировать динамику отдельных жанров и стилей драматургии, поскольку именно из этих компонентов литературного процесса складывается цельная картина развития национальной драматургии. В истории чувашской литературы особого внимания заслуживают 1970;1990;е годы, в течение которых литература прошла сложный и пока еще малоизученный путь. Если по материалу чувашской поэзии и прозы этого периода имеются отдельные исследования, то по жанрам драмы они вовсе отсутствуют.

Актуальность диссертации обусловлена необходимостью написать работу, которая совместила бы в себе историко-литературный анализ чувашской драматургии как основы для выводов, необходимых для создания полной истории развития чувашской литературы. При этом в основу исследования положено выявление жанровой и стилевой природы чувашской драматургии 1970;1990;х годов на уровне типологических обобщений. Типология мыслится автором диссертационной работы как проявление постоянно действующих и развивающихся закономерностей, которые стоят над взаимодействиями различных авторских идейно-художественных исканий.

Цель диссертации — дать системный анализ процессов, произошедших в чувашской драматургии 1970;1990;х годов, причем главное внимание сосредотачивается на узловых моментах развития. В исследовании обстоятельно анализируются проблематика, идейное содержание, конфликты, жанры, поэтика драматургии данного периода. Определяются основные направления развития современной драматургии и вклад конкретных авторов в процесс обновления чувашской драмы. В связи с этим производится анализ условия развития чувашской драматургии. Главной своей задачей диссертант считает аналитическое освещение вопросов, связанных с проблемой жанрово-стилевого и конфликтного исследования чувашской драматургии в ее наиболее существенных чертах. Работа не претендует на роль исчерпывающего исследования по данному вопросу. Многие проблемы, поднятые автором, требуют дальнейшего углубленного изучения. Автор рассматривает свою работу как одну из ступеней к созданию полной картины развития драматургии в чувашской литературе.

Чувашская литература уже подвергалась анализу в разных аспектах, однако по отдельным родам и жанрам еще мало обобщающих работ. Кроме того, исследователей, занимающихся поиском творческой индивидуальности писателя, единицы. Развитие драматургии при этом изучено слабее всего, так как исследователей, специализирующихся именно на изучении этого рода литературы, пока еще очень мало. Имеет место недостаточное теоретическое осмысление драматургии как рода литературы. Из них можно назвать некоторые работы К. Кириллова, представляющих собой лишь небольшие газетные публикации. Но до сих пор отсутствуют крупные исследования, посвященные основным направлениям развития чувашской драматургии 1970;1990;х годов. Не представлена жанровая картина, не выявлены стилевые особенности драматургов. О большинстве из современных чувашских драматургов в данном исследовании говорится впервые. Также нет ни одной работы, раскрывающей содержание конфликта, идеи, тематики современной чувашской драматургии. В разработке этой проблематики заключается научная новизна данной диссертации. Она видится в типологических обобщениях, строящихся на результатах анализа главных структурных компонентов драмы (жанр, проблематика, конфликт, способы сюжетосложения, строение действия и характера). При этом все компоненты представлены в свете жанровой ориентации произведения и драматурга.

Методологической основой исследования являются теоретические работы наиболее крупных теоретиков драмы:

B.Сахновского-Панкеева, В. Хализева, М. Полякова,.

C.Владимирова, В. Волькенштейна, а также В. Виноградова, В. Жирмунского, Ю. Лотмана, М. Бахтина и др. Методика исследования базируется на использовании компонентов конкретно-текстового, сравнительно-исторического, типологического и сравнительного анализов.

Материалом для исследования послужили критико-аналитические работы по изучению предыдущего развития драматургии, а также оригинальная чувашская драматургия 1970;1990;х годов. Автором проанализированы наиболее значимые произведения, которые характеризуют процесс развития чувашской драматургии названного периода. Не рассматриваются инсценировки эпических произведений и сценические композиции. Из пьес, поставленных за исследуемый период чувашскими театрами, многие не опубликованы, в том числе и произведения, существенные с точки зрения процесса развития чувашской драматургии. Поэтому в работе проанализированы и некоторые драмы, тексты которых имеются пока только в рукописи.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы могут быть использованы при подготовке историко-литературных исследований, посвященных современной чувашской литературе, а также при подготовке спецкурсов по драматургии. Диссертация представляет также интерес и с точки зрения практики театральных постановок, поскольку помогает выделить идейно-художественную специфику произведений и их эстетические достоинства. Материал диссертации использован при подготовке курсов лекций для студентов на кафедре чувашской литературы ЧГУ.

Апробация. Некоторые положения диссертации отражены в 7 публикациях автораосновные положения отразились в 3 статьях, выполненных в отделе литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наукапробировались на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, отдела литературоведения и фольклористики ЧГИГН. По результатам исследования делались доклады на ежегодных итоговых конференциях преподавателей и аспирантов ЧГУ (1996;2000 гг.), на ежегодных конференциях ЧГИГН (1996;1999 гг.).

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя краткие итоги развития чувашской драматургии 1970;1990;х годов, нужно отметить, что эти годы явились временем качественных ее изменений. Заметно разнообразились способы обобщения и типизации жизни в произведениях чувашских драматургов. Жизненный конфликт, пропущенный через сознание и мировидение творца получал индивидуально-художественную окраску и проявилось в индивидуальной стилистической окраске творчества драматургов. Рельефнее обозначились художественные миры конкретных произведений и отдельных драматургов. Особенно отчетливо это проявилось в индивидуальной разработке схожих характеров и схожих ситуаций. Характерными явлениями для драматургов представляемой эпохи стали события 1930;х годов, а также события афганской войны.

Употребление слова «последствия» не было случайным, так как именно они стали главной темой в произведениях Н. Сидорова «Афганец», Б. Чиндыкова «Траур», К. Кириллова «Взвод», в которых акцент с внешнего действия, с событийного ряда переносится на разрешение нравственных коллизий даже вне экстремальной ситуации. Идет процесс осмысления произошедших событий, оценка и подведение итогов.

Исторические драмы Н. Терентьева «Гром гремит» и В. Максимова «Не похороненные тела» отразили события сталинских репрессий и вытекающие отсюда — бесчинства местных членов комбеда, сельских активистов. В этих произведениях нашли огласку события, потерявшие статус «запрещенных тем» в связи с существенными переменами в истории нашей страны. В пьесе.

В.Максимова, в отличие от пьесы Н. Терентьева, конфликтующие стороны комсомольцев-активистов и зажиточных крестьян резко антагонистичны. Н. Терентьев ввел в пьесу персонаж, занимающий промежуточное положение между этими силами и осмысливающий, пропускающий через себя происходящие события. Этосложный, многоступенчатый характер, получивший наибольшее распространение именно во второй половине XX столетия.

В рассматриваемый период заметно уменьшилась роль событий в организации драматургического пространства. В основе многих современных пьес лежит не событийный конфликт, а конфликт, проистекающий из внутренних противоречий характера. Таким образом, конфликт заметно обновился, драматургическое действие перешло в русло нравственно-психологических столкновений.

Усиление внимания к морально-этической стороне такой глобальной проблемы, как «человек в себе», неизбежно ведет к выдвижению внутреннего конфликта как средства раскрытия характера в процессе становления, формирования. В соответствии с этим изменились и принципы раскрытия характеров. Естественно, что характер и новое содержание конфликта стали определять своеобразие жанров. Вполне логичным представляется при этом преобладание в драматургии психологического и философского жанров драмы, когда предельно «оголяется» душа героя, или же целенаправленно прикрывается тайной завесой (как, например, в пьесах Б. Чиндыкова).

Чувашские драматурги достигли значительных успехов освоении сложного мира персонажей, в раскрытии его сознания. Преподнесли героя в различных ракурсах.

Драматург Н. Терентьев для раскрытия психологического мира своих персонажей ставит их в экстремальные ситуации. В острых столкновениях с душевно черствыми людьми вскрывается духовный мир положительного героя Н.Терентьева. Он у этого драматурга именно «положительный», так как излюбленный персонаж Н. Терентьева наделен безграничным мужеством и любовью к людям, нравственно богат и морально чист. Драматург изображает их с романтическим пафосом.

Н.Сидоров в своих пьесах продемонстрировал авантюрный размах сегодняшней жизни и нравственный облик современного человека. Беря своих героев и ситуации из реальной жизни, он выводит на сцену типизированный образ людей нашего общества. Таким образом Н. Сидоров выявляет расшатанные нравственные устои общества, его «болезни», крушение извечных идеалов человечества.

В психологически сложные ситуации ставит своих героев и Г. Терентьев. Сюжет в его произведениях развивается на приклю-ченческо-детективном разматывании клубка событий. Подобный стиль находим и в пьесе Г. Краснова «Береги честь смолоду».

Философским взглядом на жизни и чувством фатального исхода всего отличаются искания Н.Угарина. В его драмах звучат мотивы о мимолетности счастья, параллельном существовании жизни и смерти, добра и зла. Поэтому в более поздних его пьесах проявилось экзистенциальное мироощущение. Герои Н. Угарина размышляют о разнотонности жизни, ищут свой путь.

Произведения Б. Чиндыкова заняли особое место в чувашской драматургии и сыграли значительную роль в ее развитии. В свих драмах он изобразил состояние общества, которое дошло до грани своего существования. Мир для всех един. Но люди, живущие в едином пространстве и в едином времени, разобщены друг от друга, отделены словно холодной стеной. Они не хотят вслушаться в крик души другого и понять его. Люди с огрубевшим сознанием уже не в состоянии принять народные традиции, его нравственные устои. Они обречены на вымирание. Отрекнувшисъ от своего народа и родного языка, люди рискуют превратиться в бессознательное «стадо» («Ужин после полуночи»), не помнящее родства и племени. От отдельного человека Б. Чиндыков поднимается до состояния общества в целом.

Таким образом, жанровую картину в современной чувашской драматургии стали определять философские драмы. Психология постепенно стала шире, чем просто психология. Авторы раскрывают сознание героев, мечущихся в поисках смысла жизни и существования человека на земле. Через раскрытие психологии героя современные драматурги выходят к философским обобщениям.

Жанр трагедии в чувашской драматургии 1970;1990;х годов получил наименьшее распространение. Здесь нужно отметить трагедии П. Афанасьева, Б. Чиндыкова, Н. Петровского, Н.Сидорова. В них, в основном, изображались события, сыгравшие немалую роль в исторической судьбе чувашского народа (вхождение волжской Булгарии в состав Российского государства, события пугачевского восстания, гражданской войны). Центральное место в них занимает трагедийный характер, судьба которого зависит от исторических обстоятельств. Авторам трагедий свойственно сопоставление событий исторического прошлого с сегодняшней действительностью (Н.Сидоров. Б. Чиндыков) и прогнозирование, таким образом, будущего. Н. Петровский показал, как нарушение веками длившихся нравственных устоев народа приводит к постепенному разложению общества.

В современной чувашской драматургии продолжаются традиции народной смеховой культуры, в которой сквозь смех показывается несовершенство жизни и неустойчивое положение человека.

131 в ней. Это отразилось в жанре трагикомедии, представленной в рассматриваемый период пьесами Н.Терентьева.

Содержание современной чувашской комедии, ее художественный уровень совершенно справедливо стали предметом бурной полемики литературной и театральной критики. Комедии, ставящиеся сегодня на сценах чувашских театров, реалистичны по своему содержанию. Многие их персонажи и ситуации узнаваемы читателем (зрителем). События непосредственно позаимствованы из сегодняшней жизни. Но, к сожалению, большинство комедий не смогло подняться до уровня принципиальных обобщений. В современной комедиографии наблюдается увлечение внешней «фар-совостью». В то же время в большинстве чувашских драм часто и уместно встречаются комедийные элементы, что свидетельствует о наличии у авторов сатирического чувства, об их умении постичь логику самодвижения образа как активного средства художественного раскрытия характеров. Нередко двигает событие и составляет поэтику смехового начала речевое поведение персонажа. В них в той или иной мере сохраняются черты чувашской народной смехо-вой традиции, в которых отражается менталитет чувашского народа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. Ялпа колхоз драматургийё динчен // Канаш. — 1934. -Март, 30.
  2. Л. Пёчёк пьесйсем те пысйк шухйшлй пулмалла // Коммунизм ялавё. 1958. — Март, 28.
  3. Хв. Кун йёркинче йсталйх ыйтйвё // Коммунизм ялавё. -1986. Апрель, 4.
  4. Ф. Соль и мед // Молодой коммунист. 1987. — Март, 5.
  5. A.A. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.: Искусство, 1988. — 505 с.
  6. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. —183 с.
  7. С.Д. Проблемы драматического анализа. JI., 1927.
  8. Ю.Н. Эволюция жанров русской драмы Вологда, 1982. — 127 с.
  9. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1979. — 318 с.
  10. В.Г. Полн. собр. соч.: В 12-и т. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1953.
  11. Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. — 368 с.
  12. И. Любовь моя, поэзия. М., 1965.
  13. Вл. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценическому воплощению. М.: Искусство, 1983. — 294 с.
  14. Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957.
  15. Ю.Б. О трагическом. М.: Сов. писатель, 1961.
  16. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969. — 349 с.
  17. С. Щедрин и Достоевский. М., 1956.
  18. . Герой принимает решение. М.: Сов. писатель, 1987. — 368 с.
  19. А.И. Жанр и творческая индивидуальность. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1989. — 103 с.
  20. А. В. Мир молодого героя в драматургии Н.Терентьева // Темы и образы пьес Николая Терентьева. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1986.
  21. А. В. От слов к делу // Молодой коммунист. — 1987.- Март, 19.
  22. Васянка. «Укалча касси» динчен // Канаш. 1929 г. — Февраль, 10.
  23. Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1983.
  24. А. И. Историческая поэтика. Л.: ГИХЛ, 1940. -674 с.
  25. И. Драматургия верна времени. М.: Просвещение, 1983.
  26. И. Парадокс о драме // Современная драматургия.- 1990. № 3.
  27. В. В. Сюжет и стиль. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  28. Е.В. В русле времени. Чебоксары, 1979.
  29. Е. В. Критика сумларах пулмалла // Таван Атал. -1984. 6 №.
  30. C.B. Действие в драме. JL: Искусство, 1972.
  31. В.М. Драматургия. М., 1969.
  32. Г. Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. — 303 с.
  33. Г. Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. — 246 с.
  34. Гегель Г. Ф. В. Эстетика. М.: Искусство, 1968. — 621 с.
  35. Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М., 1960.
  36. Е. Вопросы теории реалистической драмы. М.: Сов. писатель, 1963.
  37. М. Эстетические искания советской многонациональной драматургии 70−80-х годов. Методические рекомендации к спецкурсу и спецсеминару. М.: МПГУ им. Ленина, 1987. — 82 с.
  38. М. Русская драма на современном этапе (80−90-е годы). М.: МПГУ им. Ленина, 1994. — 117 с.
  39. И. А. Знак равенства // Молодой коммунист. 1986. — Декабрь, 20.
  40. И. А. Пьесы молодых авторов на сцене чувашских театров // Вопросы истории и теории искусств. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1992. — С.68−87.
  41. В. Зеркало для героя // Современная драматургия. 1996. — № 3. — С. 178−187.
  42. В.Д. Проблемы реализма. JI.: Сов. писатель, 1961. -371 с.
  43. В. Вахат ыйтнипе. Шупашкар, 1989.
  44. .И. Очерки истории драмы 20 века. М.: Наука, 1979. — 392 с.
  45. Ю.А. Драмы и комедии Николая Терентьева. Чебоксары, 1980.
  46. И. И. Драматургия 1975 года // УЗ ЧНИИ, вып. 67. -Чебоксары, 1976.
  47. И. И. Пьеса хыддан пьеса пахалахё мёнле-ши // Таван Атал. — 1979. — 9 №. — 70−75 с.
  48. И. И. Нравственные искания героев пьес Н.Терентьева // Темы и образы пьес Николая Терентьева. Сб. статей ЧНИИ. -Чебоксары, 1986.
  49. И. Халах театрён пудламашё // Сунтал. 1925. -11 №.
  50. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
  51. Канаш. 1929. — Январь, 27.
  52. A.A. Драма как эстетическая проблема. М., 1971. -223 с.
  53. К.Д. Рукопись статьи «К вопросу о жанрах в современной чувашской драматургии. Драма 50−80-х гг.» (Не опубликована).
  54. К. Д. Рукопись статьи «К вопросу о жанрах в современной чувашской драматургии. Трагедия 50−80-х гг.» (Не опубликована).
  55. К. Д. Поэзия правды // Молодой коммунист. 1986.- Декабрь, 6.
  56. К. Д. Структура конфликта в трагедии «Раб дьявола» // Творческое наследие К. Иванова. Чебоксары, 1990.
  57. С. Парадоксы драмы и драма парадоксов. Поэтика жанра драмы 1950−1970-х годов. Новосибирск, 1993.
  58. .О. Лекции по теории драмы: Драма и действие. -Л.: ЛГИТМИК, 1976. 159 с.
  59. Г. Ир такйнсан кадчен // Ялав. 1984. — 1 №.
  60. Круглый стол. «Театр вййё лаййх пьесйсенче» // Тйван Атйл.- 1984. 6 №
  61. Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60−77-е годы. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. 256 с.
  62. Н. А. Заметки о чувашской драматургии 1968 года // УЗ ЧНИИ, вып. 46. Чебоксары, 1969.
  63. Н. А. Идеи и образы современной чувашской драматургии (1955−1961 гг.) // Филологический сборник. УЗ ЧНИИ, вып 28. Чебоксары, 1965.
  64. H.A. Правда жизни и характера. Чебоксары, 1969.
  65. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
  66. Максимов-Кошкинский И. С. Чйваш драматургёсене // Канаш. 1922. — Ноябрь, 28.
  67. Максимов-Кошкинский И. С. Большой путь чувашской драматургии. Чебоксары, 1958.
  68. Мастерство писателя и проблемы жанра. Томск, 1975.
  69. В. Г. Герой е унан ёмёлки // Таван Атал. 1983. — 1 №. — 66−68 с.
  70. Ю. В мире драмы. М.: Сов. писатель, 1971. — 408 с.
  71. Очерки истории русской советской драматургии: В 3-х т. Т. 3. Л.: Искусство, 1968.
  72. П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.
  73. Н.С. Первое произведение чувашской драматургии (Пьеса «Деревенская жизнь» М.Ф.Акимова) // О дореволюционной культуре чувашского народа. УЗ ЧНИИ. Вып. 15. Чебоксары, 1957. — С. 125−138.
  74. Н. С. Зарождение драмы в чувашской народной поэзии // УЗ ЧНИИ, вып. 6. Чебоксары, 1958.
  75. Н. С. Первое произведение чувашской советской драматургии (комедия «На суде» Ф. Павлова) // УЗ ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. Вып. IX. Чебоксары, 1960.
  76. Н. С. Проблема конфликта в чувашской драматургии.- Чебоксары, 1966.
  77. Н. С. Драматургия 1967 года // УЗ ЧНИИ, вып. 39. -Чебоксары, 1969.
  78. Н.С., Леонтьев H.A. Заметки о чувашской драматургии 1964 г. // Филологический сборник. УЗ ЧНИИ, вып.28. -Чебоксары, 1965. С.233−241.
  79. А. Пятнадцать лет Чувашского гостеатра и чувашская драматургия. // Красная Чувашия. -1933. Январь, 27.
  80. Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1971.
  81. М.Я. Историческая поэтика и теория жанров // Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986. — 480 с.
  82. Ф. А. Драматический опыт Михаила Сеспеля (Наброски его пьесы «Чувашский поэт») // Основоположник чувашской советской поэзии. УЗ ЧНИИ, вып. 51. — Чебоксары, 1971. -С. 190−195.
  83. Ф. А. Пьесы Н.Терентьева на сценах театров Чувашии // Темы и образы пьес Николая Терентьева. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1986.
  84. Ф. А. Театр, любимый народом. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2-е издание, 1988.
  85. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  86. В. Рядом с пьесой // Современная драматургия. -1989. № 3. — С. 176−185.
  87. М. Критерий художественность // Молодой коммунист. — 1987. — Февраль, 19.
  88. Театральная энциклопедия. Т. 3. М., 1964.
  89. Н. Малалла е каялла? Малаллах // Коммунизм ялавё. 1968. — Апрель, 23.
  90. Н. Где тайник? // Молодой коммунист. 1987. -Февраль, 5.
  91. Г. И. Художественный мир чувашской прозы 19 501 990-х годов. Чебоксары, 1996.
  92. Г. И. Санарла самах шыравё. Шупашкар, 1996.
  93. Н.М. Искусство комедии. М.: Наука, 1978.
  94. Н.М. Жанры в меняющемся мире. М.: Сов. Россия, 1989. — 541 с.
  95. М. Заметки о чувашском театре // Советская Чувашия. 1966. — 13 апреля.
  96. В.В. Судьбы жанров драматургии. М.: Сов. писатель, 1979. — 423 с.
  97. В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. — 240 с.
  98. Г. Я. За точность в оценке // Молодой коммунист.- 1987. Февраль, 12.
  99. А. П. Право быть лидером // Молодой коммунист. -1987. Март, 12.
  100. А. Чужой среди своих // Советская Чувашия. 1987.- Март, 24.
  101. . Аншлаг на пустую сцену?! // Молодой коммунист. 1987. — Январь, 1.
  102. А.Л. Веселое искусство комедии. М., 1990.
  103. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989.
  104. А. Чанлахпа асталахпган. Критикалла статьясем. Шупашкар, 1958.
  105. С. Пёр пайла пьесасем динчен // Ялав. 1956. — 8 №.
  106. Я.И. Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1980. — 220 с.
  107. Я.И. Драма на новом рубеже. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. — 221 с.
  108. Яков Протазанов. М., 1957.
  109. Ю. В. Забываем // Молодой коммунист. 1987. -Январь, 29.
  110. П. Сан ятупа. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1986.
  111. Г. Ир такансан кадчен // Ялав. — 1984. — 1 №.
  112. Г. Хури вёдне туй килсен // Ялав. — 1987. — 1 №.
  113. В. Пытарман вилесем // Хыпар. — 1997. —Раштав, 16, 17.
  114. Н. Киремет // Таван Атал. 1994. — 2 №.
  115. А. Тура пурмен юрату (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  116. А. Качча кайиччен (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  117. Н. Хухём хёрён хухлевё (рукопись). — Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  118. Н. Ют йавари куккук (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  119. Н. Упашкипе арамё (рукопись). — Личный архив Н.Сидорова.
  120. Н. Кётрём сана, кётрём (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  121. Н. Сулда таканать (рукопись). — Личный архив Н.Сидорова.
  122. А. Уй улмуддийён кёвви // Ялав. 1998. — 4№.
  123. Г. ?ёмёрт шап-шура дедкере. Пьесасем. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1989.
  124. Н. Чёре дуннаран. Пьесасем. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1985.
  125. Н. Тимёр динчи чечексем // Ялав. 1987. — 12 №.
  126. Н. Ада дапать // Таван Атал. 1996. — 11 №.
  127. Н. Телейлисем // Таван Атал. 1997. — 7 №.
  128. Н. Аваслахри удланка. Пьесасем. — Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1991.
  129. Н. Чйваш хёрё бизнесмен // Коммунизм ялавё. — 1991. — Апрель, 17, 19, 23, 24.
  130. Н. Мйнастирь // Ялав. — 1975. — 4 №.
  131. Н. Атал кудё // Таван Атал. — 1983. 1 №.
  132. Н. £ылах // Ялав. 1982. — 11−12 №№.
  133. Н. £ынпа дын пёр мар // Ялав. — 1980. — 4 №.
  134. Терентьев Н. Taca Вадда // Таван Атал. 1978. — 10 №.
  135. Н. Пашалла ардури // Ялав. — 1978. — 1 №.
  136. Н. Тёпсёр сапкари ача сасси (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  137. Н. Салтак юратавё (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К. В. Иванова.
  138. Н. Манкун умён (рукопись). — Личный архив Н.Угарина.
  139. А. Праски инке хёр парать. Пьесасем. Ульяновск: Симбирская книга, 1994.
  140. . £атан карта дипчи хура хамла дырли. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1995.
  141. . Хупланна тёкёрсем // Ялав. — 1997. — 8 №.
  142. В. Савар дырми. — Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1999.
Заполнить форму текущей работой