Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтика прозы Никула Эркая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем в мордовской литературе еще немало писателей, чье творчество нуждается в серьезном культурно-историческом и теоретическом осмыслении и переосмыслении. В связи с этим несомненный научный интерес представляет художественное наследие классика мордовской литературы Заслуженного поэта Мордовии, публициста, драматурга и прозаика Николая Лазаревича Иркаева (Никула Эркая). Его творчество… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система литературных жанров прозаического наследия Н. Эркая
    • 1. 1. Эволюция очеркового жанра в творчестве Н. Эркая
    • 1. 2. Лирическая доминанта в новеллистике Н. Эркая
    • 1. 3. Синтез лирического и эпического в повестях Н. Эркая
  • Глава 2. Художественный мир прозы Никула Эркая
    • 2. 1. Предметная изобразительность в системе воссоздания личности и обстоятельств в прозе Н. Эркая
    • 2. 2. Художественное осмысление связей человека с миром природы в прозе Н. Эркая
    • 2. 3. Поэтика портретных описаний в творчестве Н. Эркая как один из способов проникновения во внутренний мир персонажа

Поэтика прозы Никула Эркая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные изменения, произошедшие на рубеже ХХ-ХХ1 веков в разных сферах общественно-политической, экономической и культурной жизни нашего общества предопределяют пристальный интерес широкого круга исследователей к проблемам народности, духовных и национальных истоков современного человека, подводят к необходимости обновленных аксиологических ориентиров в оценке исторического и культурного развития нации и народностей.

Мордовское литературоведение последних десятилетий, освободившись от идеологии недавнего прошлого, не только не утратило бережного отношения к литературному наследию в целом, но и значительно усилило внимание к проблеме выявления и развития индивидуальных особенностей как личности, так и творчества наиболее значимых писателей. И это вполне оправданный и закономерный подход, так как творчество крупных национальных мастеров словесного искусства в известном смысле аккумулировало в себе художественно-эстетическую специфику эпохи, обусловленную как имманентными особенностями, присущими творчеству отдельного писателя, так и социокультурными обстоятельствамиих произведения прошли проверку временем и продолжают выступать живым социокультурным событием не только в мордовской, но и в российской литературной жизни XXI века.

В условиях новой реальности актуальное значение приобретают вопросы, связанные с применением наиболее адекватных и объективных подходов при изучении исторического пути развития мордовской национальной литературы, с выявлением накопленных ею художественных традиций, изучением ее национальной специфики и самобытности. Назрела необходимость научного осмысления творчества писателей, для которых национальная самобытность является основополагающим фактором, способствующим эволюционным преобразованиям в индивидуально-творческом становлении и развитии. В настоящее время данный подход, на наш взгляд, успешно решается мордовским литературоведением. Показателем этого является осуществление за последние годы целого ряда монографических исследований, непосредственно связанных с отражением существенных сторон национального сознания, своеобразия художественного мышления и мировоззрения, а также с развитием и обогащением национальной самобытности мордовской культуры в целом и литературы в частности. Среди них необходимо отметить диссертационные работы Т. И. Бектяшкиной, М. Н. Вождаевой, О. Б. Гнатовской, C.B. Добрынкиной, С. Н. Кедяркина, Е. А. Кулебякиной, A.B. Курченковой, С. Н. Маскаевой, Д. М. Мельцаева и других, в которых молодые исследователи выявляют самобытность художественного дарования мастеров слова, отмечают заметный вклад, внесенный в развитие национальной литературы, приумножающий духовные ценности народа.

Вместе с тем в мордовской литературе еще немало писателей, чье творчество нуждается в серьезном культурно-историческом и теоретическом осмыслении и переосмыслении. В связи с этим несомненный научный интерес представляет художественное наследие классика мордовской литературы Заслуженного поэта Мордовии, публициста, драматурга и прозаика Николая Лазаревича Иркаева (Никула Эркая). Его творчество — живой социокультурный феномен в российской литературной жизни XX векаоно созвучно сложным и напряженным социально-философским, нравственным и эстетическим исканиям эпохи и является отражением закономерностей литературного процесса данного периода. Многогранное творческое наследие Н. Эркая, писателя глубоко национального по сути своего творчества, во многом определило особенности и характер мордовского литературного процесса, тенденции дальнейшего его развития.

Н. Эркай обогатил родную литературу новыми представлениями о действительности, темами, проблемами, образами, жанрами, новыми принципами типизации и художественной выразительности. Мордовскую литературу невозможно представить без творчества этого писателя, в его произведениях ярко отражены национальные мордовские традиции, трансформировавшиеся через творческую индивидуальность проникновенного лирического поэта и основоположника лирической прозы в мордовской литературе.

Пройдя большую и сложную творческую эволюцию, Н. Эркай явился создателем цельного литературного наследия, которое можно оценить как значительное явление и достижение мордовской литературы. В поэтике его произведений нашли отражение закономерности процессов, формировавших художественную систему мордовской литературы XX века и ее основных составляющих: поэтику жанров, своеобразие лиро-эпического повествования, специфику предметной изобразительности. Отдельные ее элементы содержат в себе несомненные признаки художественного новаторства, творческой индивидуальности автора (это касается и сферы характерологии, и разработки повествовательных форм, и сложной структуры внутренней речи персонажа, и многофункционального использования деталей предметного мира). Все это составляет особенности поэтики Н. Эркая.

В настоящее время существуют различные подходы к осмыслению и определению сущности и специфики изучения поэтики. Среди всех имеющихся определений поэтики наиболее точное, по нашему мнению, дал В. Е. Хализев, указав, что <<этим словом фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно — осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох" [199, с.143].

Многие исследователи внесли огромный вклад в теоретическое обоснование данной проблемы. Самые известные среди них: М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Б.В. То-машевский [24- 56- 89- 138- 140- 193] и другие. Опираясь на методологические основы их работ, мы попытались выявить систему художественных принципов творчества Н. Эркая, связанных с особой ролью этико-публицистических начал, исключительной активностью и открытостью авторской позиции повествования.

Жанрово-тематическое разнообразие, своеобразная творческая манера стиля и другие особенности прозы Н. Эркая, находясь в русле общего литературного развития Мордовии 1930;1970;х годов, вместе с тем свидетельствуют о творческом освоении писателем художественных возможностей сложившихся традиций.

Начав свою творческую деятельность в конце 1920;х годов с лирики, журналистики и художественно-публицистического жанра очерка, он в начале 1930;х переходит к рассказу, а затем — к повести. Активно участвуя в развитии психологической и лирической прозы, писатель своеобразно подходит к изображению человека, его характера, отражая в большей степени мир его души, разрабатывает наиболее актуальные проблемы своего времени. Значительная роль, которую Н. Эркай сыграл в становлении мордовской литературы, определяет устойчивый интерес к его творчеству со стороны многих видных писателей России. Его стихи и прозу высоко ценили А. Барто, С. Баруздин, С. Михалков, Л. Соболев, А. Твардовский [18- 19- 148- 190- 192] и другие.

Исследования ведущих литературоведов и критиков Мордовии о творчестве Н. Эркая представляют научный интерес, в них литературная деятельность писателя получила высокую оценку, что является весьма важным критерием «знаковости» его имени в истории мордовской литературы.

В период с 1930 по 2000;е годы в литературно-критических изданиях Мордовии вышли статьи А. Алешкина, А. Брыжинского, Л. Васильева, И. Воронина, В. Горбунова, Г. Горбунова, Н. Зиновьева, П. Кириллова, С. Конкина, Ф. Макарова, А. Маскаева, которые привлекают актуальностью поставленных проблем и глубиной исследования различных аспектов творчества маститого художника слова.

Весомый вклад в изучение жизни и творчества Н. Эркая внес мордовский литературовед и критик А. Ф. Алешин, который первым осуществил попытку создания монографической работы о поэте «Эволюция творчества: Поэт Никул Эркай» (1967) [5]. Ограниченная хронологическими рамками, данная работа, к сожалению, не может считаться итоговой. К тому же, основной ее пафос посвящен рассматриванию поэзии Н. Эркая.

Особого внимания заслуживает диссертационное исследование П. Д. Казаковой [114], в котором прослеживается творческий путь Никула Эркая — поэта и прозаикаотражена литературная атмосфера, в условиях которой проходило его становление и развитие. Но в данном исследовании весьма ощутим идеологизированный подход, что не позволило автору дать объективную всестороннюю оценку эволюции творчества художника через поэтику его произведений.

Однако, несмотря на выход монографии, диссертационной работы, целого ряда обзорных и критических статей, отзывов и рецензий о творчестве Н. Эркая, в современном литературоведении не осуществлен глубокий целостный литературоведческий анализ творческого наследия одного из зачинателей мордовской литературы, не исследовано важнейшее звено творчества Н. Эркая — художественный мир и поэтика его прозы.

Таким образом, актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена недостаточной изученностью творчества писателя в целом и поэтики его прозы в частности, а также назревшей необходимостью углубленного и целостного изучения обширного художественного наследия талантливого мордовского писателя через анализ системы художественных принципов и особенностей прозы в аспекте поэтики и эволюции его художественного мира в связи с общими закономерностями и тенденциями развития литературного процесса XX века.

Целью диссертации является научное исследование системы художественных принципов и особенностей поэтики прозы Н. Эркая как эстетически состоявшегося явления.

Для реализации данной цели диссертационного исследования были определены следующие задачи: раскрыть особенности авторского метода художественного осмысления действительности, механизмы взаимодействия индивидуального творческого мышления с общественным сознанием времени;

— определить особенности жанра и стиля, основные тематические аспекты и мотивы произведений Н. Эркая, их идейно-художественную проблематику;

— проследить роль лирического и эпического начал в воссоздании действительности, художественного мира произведений, ценностной ориентации персонажейобозначить взаимоотношения человека и природы в прозе Н. Эркая как важнейший элемент его поэтики.

Объектом исследования является творчество Н. Эркая в его эволюционной, эстетической и жанрово-тематической взаимосвязях.

Предметом исследования диссертационной работы стали наиболее яркие прозаические произведения Н. Эркая, выходившие в периодической печати Мордовии, коллективных сборниках Мордовского книжного издательства, центральных издательствах, а также отдельными изданиями, которые способствуют выявлению особенностей поэтики прозы автора. Творчество Н. Эркая анализируется в контексте исследований мордовских и отечественных литературоведов, касающихся рассматриваемых научных проблем.

Теоретико-методологической основой послужили важнейшие достижения отечественного литературоведения. Изучение наследия Н. Эркая связано с современными объективными оценками его творчества в литературной критике и литературоведении. Научно-теоретические положения, выдвинутые известными российскими литературоведами и философами, послужили исследовательской основой при обосновании литературно-художественной концепции Н. Эркая.

В диссертации учтены теоретические и методологические идеи М. М. Бахтина, В. Г. Белинского, В. В. Виноградова, Л. Я. Гинзбург, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, В. Е. Хализева,.

М.Б. Храпченко и других: а также мордовских литературоведов и критиков A.B. Алешкина, А. Г. Борисова, А. И. Брыжинского, Л. Г. Васильева, В. В. Горбунова, Г. И. Горбунова, Г. С. Девяткина, В. И. Демина, Е. А. Жиндеевой, Н. В. Зиновьева, П. Д. Казаковой, В. М. Макушкина, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова и других.

Основными методами исследования явились описательный, структурно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-аналитический и конкретно-исторический, позволяющие исследовать в целостности поэтику Н. Эркая в единстве ее составляющихиспользованы аксиологический и культурологический подходы.

Научная новизна работы состоит в том, что данное исследование — первый опыт целостного анализа поэтики прозы Н. Эркая. Диссертация отражает черты личности Н. Эркая-прозаика как мыслителя и художника, выстраивает внутренний процесс художественно-творческой эволюции его литературной деятельности. Кроме того, новизна исследования состоит в том, что в нем подробно рассматриваются особенности поэтики через систему литературных жанров (очерк, рассказ, повесть), художественный мир прозы Н. Эркая, в котором обнаруживается концептуальное единство лирического, публицистического, эпического направлений при безусловном доминировании лиро-эпического начала.

Научно-практическая значимость работы определяется возможностью использования ее теоретических положений, конкретного материала и выводов научного исследования учителями-словесниками при изучении мордовской литературы в национальных общеобразовательных школахпреподавателями вузов при чтении курса лекций, дисциплин по выбору для студентов филологических специальностейпри разработке и составлении учебных и методических пособий и рекомендаций, программ, учебников, хрестоматий, обзоров по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ, а также для дальнейшего научного освоения исследуемой темы и связанных с ней проблем.

Апробация результатов. Материалы диссертационного исследования обсуждались на кафедре литературы Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Основные положения и выводы научной работы получили отражение в докладах и сообщениях на научно-практической конференции «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2002;2005гг.) — на межрегиональной научной конференции «Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья» (Саранск, 2005 г.) — на всероссийской научной конференции «Мордовская филология в контексте национальной культуры» (Саранск, 2006 г.), в тезисах и статьях научных изданий. По материалам исследования опубликовано 8 статей.

Структура и объем диссертации

обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем диссертационной работы составляет 180 страниц.

Заключение

.

Творчество одного из талантливейших основоположников мордовской профессиональной литературы всегда было созвучно социально-философским, нравственным и эстетическим исканиям поэзии, публицистики и художественной прозы 1930;70-х годов. В нем нашли отражение наиболее характерные черты и закономерности становления и развития литературного процесса данного периода. Всегда верный своему таланту, Н. Эркай сумел средствами художественного слова поведать о духовных и нравственных ценностях народной жизни, о времени и людях, с которыми жил, оставив потомкам художественную летопись целой эпохи.

Пройдя большую и сложную творческую эволюцию, Н. Эркай явился создателем цельного литературного наследия, которое можно оценить как значительный пласт и достижение мордовской советской литературы, в развитии ее поэзии и прозы.

Талант Н. Эркая весьма многообразен как в жанровом, так и в стилевом отношении. Начиная свой творческий путь с поэзии и публицистики он впоследствии обращается к эпическим жанрам. В результате этого мастерство Эркая-поэта весьма существенно нашло отражение в его прозе. Большинство его прозаических произведений пронизано лиризмом. Он тонко чувствует слово, умеет в нескольких строчках прочувствованно сказать о самом главном и сокровенном.

Становление прозы Н. Эркая отражает одну из закономерностей национального художественного процесса XX века — синтез не только жанров, но и родов литературы. Это приводит к возникновению пограничных явлений, одним из которых становится лирическая проза. Ее своеобразие заключено во взаимодействии лирического и эпического начал, приоритет в котором принадлежит лирическому. Преобладание последнего влияет на характер воспроизведения действительности и на структуру повествования в целом. Основу лирической прозы составляет концепция личности, в которой особое значение приобретает духовное богатство и неповторимость внутреннего мира человека.

Преобладание лирики, романтической приподнятости в рассказах, повестях и романах мордовских писателей XX века являлось естественным выражением аксиологических ориентиров, стремлением вызвать читателя на сопереживание, включить его в активный процесс преобразования жизни.

Проза конца 1930;х годов свидетельствует о незаурядном мастерстве Н. Эркая, одним из первых в мордовской литературе выступившего в жанре лирического рассказа. Подтверждением тому являются лучшие из ранних рассказов, в которых писатель выступает как один из Самых ярких представителей лирико-романтического направления в мордовской литературе.

Обратившись к прозе, Н. Эркай не оставляет и поэзию. Прозаик в нем рожден поэтом, и лучшее в прозе идет от поэтического мироощущения, стремления не только исследовать и осмыслить человека в его социально-нравственном ракурсе и эволюции, но и через свои аксиологические принципы эмоционально оценить его, вызвать к нему определенное отношение, подвигнуть читателя к авторскому художественно-эстетическому идеалу. Поворот к прозе для Н. Эркая оказался назревшей внутренней необходимостью, обусловленной стремлением художника к глубокому постижению бытия и человека в нем.

Анализ публицистики, рассказов и повестей Н. Эркая убеждает, что ему принадлежит основополагающая роль в создании лирической прозы в мордовской литературе. Для Н. Эркая форма лирического рассказа, повести — это средство углубленного постижения действительности в сложных, часто противоречивых проявлениях.

Лирическое повествование Н. Эркая нередко по-праздничному нарядно, но это не результат искусственного стилистического украшательства, а естественное выражение внутреннего подъема чувств, вызванного глубоким проникновением в мир природы и радостным мироощущением жизни, которое можно охарактеризовать как «лирически-оптимистическое» (Г. Н. Троепольский).

Анализ художественной системы Никула Эркая в контексте жанровой эволюции, единстве характерологии, предметного мира и повествовательной структуры, осуществленный в настоящем диссертационном исследовании, позволил существенно уточнить роль и место творческих исканий писателя в мордовской литературе XX века. На основе изучения творческой эволюции Н. Эркая были выявлены особенности его поэтики, связанные с особой ролью этико-публицистических начал, исключительной гражданской активностью и открытостью авторской позиции в структуре повествования.

Интересен художественный опыт Никула Эркая в разработке средств предметной изобразительности. Особенно богаты и разнообразны в его произведениях художественные функции природоописания, используемого не только в качестве фона сюжетного действия, но и в качестве средства социального, философского, идеологического осмысления действительности, формы выражения лирико-публицистической позиции повествования и внутреннего мира героя. Поэтика пейзажа в творчестве Никула Эркая представляет многопланово разработанную художественную систему, выполняющую различные функции. Описания природы всегда связаны с авторским лирическим словом о том, как сохранить ту великую природу, которую наследовали нам предки. Пейзаж Никула Эркая — это мир, увиденный глазами страстного эмоционального повествователя, в котором несомненно выражается автор. Никул Эркай приходит к выводу, что, посягая на природу, человек разрушает себя изнутри. Доказательство неизбежности саморазрушения личности в результате безнравственного отношения к природе делает творчество Н. Эркая актуальным для современности. Перед лицом все более обостряющейся экологической ситуации на земле человеку требуется искать опору в самом себе, любить природу активно, действенно, как это делал Никул Эркай.

Значительное место в произведениях Н. Эркая занимает «обстановочный» комментарий. Интерьер и одежда героя включаются писателем в систему социально-типологических характеристик. Н. Эркай нередко выстраивает на деталях бытового интерьера целостный образ-характер. Интерес к предметному миру, деталям интерьера, одежды, вещного окружения персонажа составляет характерную особенность поэтики Никула Эркая. Многочисленными невидимыми нитями предметная сфера его произведений связана с другими «сегментами» предметного мира — пейзажем и портретом.

Портрет в произведениях Н. Эркая выполняет многоплановые художественные задачи: воссоздает внешнюю пластику образа, выражает взаимосвязь внутреннего и внешнего в структуре личности персонажа, характеризует степень его человеческой состоятельности и уровень самооценки, способствует возвышению или развенчанию в глазах читателя, служит поводом для осмысления серьезных социально-нравственных и эстетических проблем.

Соединение портрета с другими видами предметных описаний (пейзажем, интерьером, одеждой) составляет характерную особенность художественной манеры Н. Эркая. Предметный мир во всей своей совокупности отражает сложную, противоречивую систему взаимоотношений личности со средой, характеров — с обстоятельствами, выявляя авторскую концепцию действительности, ее истинных и мнимых ценностей.

В целом в поэтике Н. Эркая можно увидеть отражение общих процессов, формировавших художественную систему мордовской литературы XX века и ее основные составляющие: поэтику жанра, повествования, предметной изобразительности. Отдельные ее элементы несут на себе несомненные признаки художественного новаторства (это касается и сферы характерологии, и разработки, и сложной структуры внутренней речи персонажа, и многофункционального использования деталей предметного мира).

В прозе Н. Эркая, наиболее ярко и глубоко, на наш взгляд, выразилось мироощущение автора, острота его художнического зрения. При удивительном лаконизме его повесть отличается исключительной насыщенностью содержания, — многообразием проблематики — социальной, психологической, нравственно-философской. Но в центре внимания художника — проблема взаимоотношения природы с миром людей.

Творчество Никула Эркая — весомый вклад национального художника в общий фонд российской многонациональной литературы и культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. С. Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения Текст. / С. С. Аверинцев. М.: Наука, 1986. — 397 с.
  2. , Е. И. Человек и природа в мордовской прозе Текст. / Елена Ивановна Азыркина: автореф. дисс.. канд. филол. наук. Саранск, 1996.-24 с.
  3. , П. В. Философия Текст.: учеб. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Проспект, 2001. — 608 с.
  4. , А. Ф. Эволюция творчества: Поэт Н. Эркай Текст. / А. Ф. Алешин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1967. — 40 с.
  5. , А. В. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии Текст. / А. В. Алешкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 192 с.
  6. , А. В. В сердцах и памяти Текст. / А В. Алешкин // Сов. Мордовия. 1986. — 22 мая.
  7. Аристотель. Поэтика. Риторика Текст. / Аристотель. — СПб.: Азбука, 2000.-347 с.
  8. , А. Г. Поэтика лирической прозы (60 70-е годы) Текст. / А. Г. Бальбуров. — Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1985. — 132 с.
  9. , А. В. Поэтика эпопеи XX века Текст. / А. В. Бармин. Уфа, 1983.-167 с.
  10. , Ю. Поэзия прозы Текст. / Ю. Басихин // Советская Мордовия. -1971.-5 октября.
  11. , М. М. Проблемы поэтики Достоевского Текст. / М. М. Бахтин.- 4-е изд. — М.: Советская Россия, 1979. 320 с.
  12. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин.- 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  13. , Г. А. Художественный мир современной прозы Текст. / Г. А. Белая. -М.: Наука, 1983. 191 с.
  14. A. И. Белецкий. — М.: Просвещение, 1964. 479 с.
  15. , В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 1 Текст. /
  16. B. Г. Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. — 575 с.
  17. , В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 4 Текст. / В. Г. Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. — С. 193— 270.
  18. , В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 7 Текст. / В. Г. Белинский. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1953. — 739 е.
  19. , Е. О повести Н. Эркая «Новая родня» Текст. / Е. Блинкина // Семья и школа. — 1967. — № 2. — С. 41.
  20. , А. Эрямонть невтиця писатель: Н. Эркайнень 70 иень топоде-мантень Текст. / А. Борисов // Сятко. 1976. — № 3. — С. 51−55.
  21. , А. Г. Бесконечность поиска Текст. / А. Г. Бочаров. М.: Сов. писатель, 1986. — 424 с.
  22. , А. И. Ломань оцю седиель и писательске оцю: Н. Л. Эр-каеводи 90 киза Текст. / А. И. Брыжинский // Мокшань правда. — 1996. — 23 мая.
  23. , А. И Иркаев Н.Л. Текст. / А. И. Брыжинский // История Мордовии в лицах. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. — С. 85−87.
  24. , А. О повести Н. Эркая «Новая родня» Текст. / А. Брыжинский, Н. Сайгин // Сов. Мордовия. — 1967. — 18 июня.
  25. , А. И. Эряф, кона максф народи: Никул Эркайнь шачема шиста 75 кизонь топодемати Текст. / А. И. Брыжинский // Мокша. — 1981.-№ 3.-С. 43−44.
  26. , А. И. Писатели Мордовии: библиографический указатель Текст. / А. И. Брыжинский, О. В. Пашутина, Е. И. Чернов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. — 592 с.
  27. , А. И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50−90-е годы) Текст. / А. И. Брыжинский. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995.-192 с.
  28. , А. И. Современная мордовская проза: Движение жанра Текст. / А. И. Брыжинский. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 232 с.
  29. , А. И. Человек он сердечный и писатель хороший Текст. / А. И. Брыжинский // Известия Мордовии. 2001. — 22 мая. — С. 8.
  30. , И. Чевте седей Никул Текст. / И. Брыжинский // Сятко. -1993. -№ 9.-С. 44−47.
  31. , В. М. Вершины корнями сильны Текст. / В. М. Ванюшев. -Устинов: Удмуртия, 1987 264 с.
  32. , Л. Панжадо седей: Лецтнемат Текст. / Л. Васильев // Сятко. -1989.-№ 1.-С. 68−70.
  33. , Л. Покш оймень ломань Текст. / Л. Васильев // Эрзянь правда. 1987. — 6 августа.
  34. , Л. Чистое сердце Текст. / Л. Васильев // Сов. Мордовия. -1989.-29 июня.
  35. , Л. Арженят Текст. / Л. Вдовина // Мокшень правда. 1964. -7 июня.
  36. , Л. Р. Деревенский очерк Мордовии 1950−60-х годов Текст. / Л. Р. Вдовина: автореф. дисс.. канд. филол. наук. — М. — 1968. — 19 с.
  37. , А. Н. Историческая поэтика Текст. / А. Н. Веселовский. -М.: Высш. шк., 1989. 406 с.
  38. , В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Текст. / В. В. Виноградов. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963.
  39. , Б. Е. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь Текст. / Б. Е. Галанов. М.: Советский писатель, 1974. — 343 с.
  40. , В. М. Повесть как жанр эпической прозы Текст. / В. М. Головко. М.- Ставрополь, 1997. — 117 с.
  41. , В. Никул Эркай Текст. / В. Горбунов // Сурань толт. 1964. -№ 4.-С. 85−88.
  42. , В. Щедрый талант Текст. / В. Горбунов // Сов. воин. 1969. -№ 7. — С. 4.
  43. , Г. Вечкевикс писатель Текст. / Г. Горбунов // Эрзянь правда. -1976.-22 мая.
  44. , Г. И. Морально-этические проблемы в современной мордовской прозе Текст. / Г. И. Горбунов // На пути роста. Саранск: Морд, кн. изд-во, 1964. — С. 147−173.
  45. , Г. Нурькине рецензият Текст. / Г. Горбунов // Сятко. 1969. -№ 2.-С. 88−91.
  46. , Г. Пульс жизни Текст. / Г. Горбунов // Мол. ленинец. -1964.-27 мая.
  47. , М. Собр. соч. в 30-ти т. Текст. / М. Горький. М., 1955. Т.ЗО. — С.147.
  48. , И. Стяндяряль Никул. Текст. / И. Девин // Мокша. 1996. -№ 5−6.-С. 90−95.
  49. , И. М. Слово о старшем друге / И. М. Девин // Штрихи к портретам: сборник. Саранск: 1990. — С. 44−64.
  50. , И. Сеть иетнеде лецтнезь. Текст. / И. Девин // Сятко. 1990. --№ 3.-С. 77−85.
  51. , И. Ялгадо вал Текст. / И. Девин // Эрзянь правда. 1975. — 6 февраля.
  52. , Г. С. Мордовский рассказ Текст. / Г. С. Девяткин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. — 216 с.
  53. , Е. А. Эволюция русскоязычной прозы Мордовии Текст. / Елена Александровна Жиндеева: автореф. дисс.. доктора филол. наук. Казань, 2004−37 с. .
  54. , Е. И. Искусство очерка Текст. / Е. И. Журбина. М.: Советский писатель, 1957. — 284 с.
  55. , Е. И. Повесть с двумя сюжетами: О публицистической прозе Текст. / Е. И. Журбина. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1979. — 376 с.
  56. , Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон Текст. / Е. И. Журбина. М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  57. , Н. Вадря эрямодо морыцяль Текст. / Н. Зиновьев // Эрзянь правда. 1996. — 23 мая.
  58. , Н. Валдо тештень пусмо Текст. / Н. Зиновьев. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. С. 6−17.
  59. , Н. Поэзиянь эрьке Текст. / Н. Зиновьев // Эрзянь правда. -1995.-18 мая.
  60. , М. Найди себя Текст. / М. Имяреков // Сов. Мордовия. -1979.-9 июня.
  61. , В. Лугась сэнь цецясо пейди Текст. / В. Инчин // Сятко. -1991. -№ 1-С. 45.
  62. , В. Никул Эркайнень Текст. / В. Инчин // Эрзянь правда. -1988.-30 июля.
  63. , Н. Биографический справочник Текст. // Якстерь тештеня. —1988.-№ 9.-С. 22.
  64. , Н. Биографический справочник Текст. // Пионерэнь вайгель.1989.-№ 2.-С. 9.
  65. , Н. // Культурное строительство в Мордовской АССР. Саранск: Мордов. ich. изд-во, 1988. — Т.2. — С. 361—362.
  66. , П. Д. Вишка патриотто вадря книга Текст. / П. Д. Казакова //Сятко. 1972. — № 1. — С. 81−86.
  67. , П. Д. Мзярда стихне кайгихть Текст. / П. Д. Казакова // Мокша. 1972. — № 3. — С. 86−87.
  68. , П. Д. Творческий путь Никула Эркая Текст.: дис.. канд. филол. наук / Полина Дмитриевна Казакова. Саранск, 1974. — 190 с.
  69. , И. Жойни седей морозо : Н. Эркайде лецтнемат Текст. / И. Калинкин // Сятко. 1992. — № 12. — С. 54−59.
  70. , И. Молян, молян лей травняв.: Н. Эркайде шачема шиста 85 кизонь топодемати Текст. / И. Калинкин // Мокша. — 1991. № 3. — С.65−70.
  71. , В. Я. О композиции очерка Текст. / В. Я. Канторович // Наши достижения. 1935. — № 8. — С. 101−117 с.
  72. , В. Я. Заметки писателя о современном очерке Текст. / В. Я. Канторович. 2-е изд. — М.: Советский писатель, 1973. — 543 с.
  73. , Н. В. художественно-эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80−90-х годов XX века Текст.: дис.. канд. филол. наук / Н. В. Карабанова. Саранск, 2001. — 190 с.
  74. , П. Рассказы о мордовском селе Текст. / П. Кириллов // Сов. Мордовия. — 1954. 31 октября.
  75. , С. Запах жизни Текст. / С. Конкин // Сов. Мордовия. 1963. -25 августа.
  76. , А. Ловныцятненень казне Текст. / А. Котлов // Эрзянь правда. -1964.-28 февраля.
  77. , А. Не только для детей Текст. / А. Котлов // Сов. Мордовия. -1968.-22 ноября.
  78. , С. Рассказы Никула Эркая Текст. / С. Кузнецов // Мол. ленинец. 1954. — 22 декабря.
  79. , Ф. За все в ответе: нравственные искания в современной прозе и методологии критики Текст. / Ф. Кузнецов. М.: Сов. Россия, 1984.-588 с.
  80. , Я. Кезэрень пингеде, эрзянь раськеде Текст. / Я. Кулдыркаев, К. Абрамов, Н. Эркай. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994.-136 с.
  81. , Н. Н. Современная мордовская повесть Текст.: учеб. пособие / Н. Н. Лёвина. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 2003. — 80 с.
  82. A. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2003. — 1596 с.
  83. B. М. Кожевниковой, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
  84. , Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман М.: Искусство, 1970. — 384 с.
  85. , П. Живые родники Текст. / П. Любаев // Сов. Мордовия. -1982.-23 июля.
  86. , В. М. Начало пути Текст. / В. М. Макушкин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975. — 148 с.
  87. , В. M. Обретение зрелости Текст. / В. М. Макушкин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. 224 с.
  88. , В. Кадык гайги баягась Текст. / В. Малюков // Сятко. -1971. № 6. — С 77−80.
  89. , Ю. В. Диалектика художественного образа Текст. / Ю. В. Манн. -М.: Советский писатель, 1987. 320 с.
  90. , А. Никул Эркай марто Текст. / А. Мартынов // Сятко. -1980. -№ 3. -С.39−42.
  91. , А. Репортаж Никул Эркаень эрямосто. Текст. / А. Мартынов // Сятко. 1969. — № 1. — С.91−92.
  92. Никул Иркаев (Эркай) Текст. // Антология мордовской поэзии. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. С. 454.
  93. Никул Эркай (1906−1978) Текст. // Ваймонь лихтибрят: Мокшеть и Якстерть тештенять книгасна. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. -С 71.
  94. Никул Иркаев (Эркай): Некролог // Сятко. 1978. — № 3. — С. 3.
  95. Николай Лазаревич Иркаев. Чачома чистэнзэ 85 иень топодемантень Текст. // Сятко. 1991. — № 3. — С.52.
  96. Никул Эркай: Чачома чистэнзэ 90 иень топодемантень Текст. // Сятко. -1996.-№ 5−6.-С.82−85.
  97. Николай Лазаревич Иркаев. Биографияц Текст. // Ваймонь лихтибря: «Мокшеть» и «якстерь тяштенять» книгасна. 1994. — № 3−4. — С. 71−72.
  98. Николай Лазаревич Иркаев Текст. // Сятко. 1966. — № 2. — С. 61.
  99. , И. Его вдохновляет народ Текст. / И. Пиняев // Сов. Мордовия. — 1976.-21 мая. •
  100. , И. Мазычинь морыця Текст. / И. Пиняев // Сятко. — 1970. — № 4. С.49−53.
  101. , И. Мазышить морайц Текст. / И. Пиняев // Мокшень правда. — 1970.-26 мая.
  102. , И. Повесть, вызванная жизнью Текст. / И. Пиняев // Сов. Мордовия. 1976. — 2 апреля.
  103. , И. Сын своего народа Текст. / И. Пиняев // Волга. 1976. -№ 5. —С. 160−165.
  104. , Г. Куриловаса морайхть цефксне H. JI. Эркаень шачема шис-тонза 85 киза. [Текст] / Г. Пинясов // Мокша. 1991. — № 4. — С. 33.
  105. Писатели советской Мордовии: Библиографический справочник. — 2-е изд. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. — С.78−83.
  106. , М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики Текст. / М. Я. Поляков. — М.: Советский писатель, 1978. — 446 с.
  107. Потебня, А А. Теоретическая поэтика Текст. / А. А. Потебня Г. Н. Поспелов. 2-е изд. испр. — М.: Academia, 2003. — 384 с.
  108. Произведения мордовских писателей. Поэзия Текст. Саранск, 1975. -34 с.
  109. , С. Это радует Текст. / С. Пронин // Сов. Мордовия. — 1960. — 12 июня.
  110. , В., Кавтаськин, JI. Кода ды мезде сермады Н. Эркай // Сятко. -1937. — № 1. — С.128−147.
  111. , П. Покш талант Текст. / П. Рузаев // Эрзянь правда. 1970. — 1 августа.
  112. , С. А. Вадря книга Текст. / С. А. Самошкин // Сурань толт. 1961. -№ 1. -С.100−102.
  113. , П. Корентнэ наксадсть Текст. / П. Силантьев // Сятко. — 1933.-№ 17−18.-С.41−42.
  114. , В. С. О повести наших дней Текст. / В. С. Синенко. М.: Знание, 1971.-48 с.
  115. , В. П. Поэтика рассказа Текст. / В. П. Скобелев. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1982. — 155 с.
  116. , JI. За нового человека Текст. / JI. Соболев // Литуратура и жизнь. — 1960. — 9 декабря.
  117. , А. Наши авторы : Никул Эркая Текст. / А. Твардовский // Сельская новь. 1970. — № 7. -С.39−45.
  118. У него своя мерка // Известия Мордовии. — 1996. — 24 мая.
  119. , Н. П. Жанры эпической прозы Текст. / Н. П. Утехин. — Л.: Наука, 1982. 185 с.
  120. , В. О природе поэтической реальности Текст. / В. Федоров. — М.: Советский писатель, 1984. 184 с.
  121. Философия. Курс лекций Текст. / под ред. Б. Ф. Кевбрина. Саранск, 2002.-452 с.
  122. , Н. И. В братском содружестве Текст. / Н. И. Черапкин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. 384 с.
  123. , Е. И. Годы и конфликты Текст. / Е. И. Чернов. Саранск: Мордов кн. изд-во, 1981. — 152 с.
  124. , Г. Ты жив и я с тобою не умру Текст. / Г. Чиняев // Мордовия. -1991.-31 мая (№ 12).-С. 14.
  125. , А. П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение Текст. / А П. Чудаков. М., 1986.
  126. , С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева Текст. / С. Е. Шаталов. М.: Наука, 1979. — 312 с.
  127. А. Морыця седей Текст. / А. Щеглов // Сятко. 1983. — № 1. -С.55−63.
  128. , Н. Алешка Текст. / Н. Эркай. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1988.-200 с.
  129. , Н. Алешка интернатсо Текст. / Н. Эркай. — Саранск: Морд. кн. изд-во, 1961. 118 с.
  130. , Н. Березовая вода Текст. / Н. Эркай. М.: Советская Россия, 1974.-144 с.
  131. , Н. Дружба Текст. / Н. Эркай // Красная Мордовия. 1944. -14 мая.
  132. , Н. Килей ведь Текст. / Н. Эркай. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1969.-124 с.
  133. Н. Корентнэ наксадсть Текст. / Н. Эркай. Саранск: Мордовии, 1932. — 85 с.
  134. , Н. Митяевы мечтания. Текст. / Н. Эркай. — М.: Современник, 1975.-157 с.
  135. , Н. Охотасо Текст. / Н. Эркай // Сятко. 1968. — № 6. — С. 27−31.
  136. Н. Л. Победители Текст. / Н. Эркай // Волжская новь. 1933. -№ 1.-20−24 с.
  137. , Н. Рассказы Текст. / Н. Эркай. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1954.-92 с.
  138. Н. Л. Родники души: Речи, статьи, воспоминания Текст. / Н. Эркай. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. — 223 с.
  139. , Н. Сярдо Текст. / Н. Эркай // Сятко. 1966. — № 2. — С. 69.
  140. , Н. Шураган Текст. / Н. Эркай // Сятко. 1972. — № 5 С. 11−35.
  141. , В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории: очерки, рассказы Текст. / В. А. Юрченков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. — 368 с.
Заполнить форму текущей работой