Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности методики формирования теоретических понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с требованиями к результатам освоения ОПОП, выпускник, освоивший ОПОП по той или иной профессии, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя ряд способностей. То есть, обучающийся во время теоретических занятий, имея дело с преподавателем той или иной дисциплины или междисциплинарного курса (МКД), должен быть оспособлен, то есть приобрести указанные в ФГОС способности… Читать ещё >

Особенности методики формирования теоретических понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование теоретических понятий предполагает знание преподавателей теории следующих педагогических правил:

  • 1. Определение должно быть ясным, точным, однозначным.
  • 2. Объяснение нового учебного материала, включающего ряд понятий (3:5), должно предполагать, что преподаватель теории знает, кто, какая аудитория, учебная группа его воспринимает. Лучше, если психологическая служба техникума, колледжа предоставляет результаты проведенных ими диагностик каждого конкретного обучающегося, а также диагностики особенностей учебной группы.
  • 3. Определение должно быть доступным пониманию. Должна быть исключена двусмысленность в определении.
  • 4. В определении не должно быть тавтологии. Оно должно быть соразмерным.
  • 5. Определение нс должно быть отрицательным.
  • 6. Важно, чтобы преподаватель не читал текст, а рассуждал по поводу приводимых определений.
  • 7. Важно дать обучающимся «прожить» с понятием, определением, прочувствовать их, пережить.
  • 8. Должно быть исключено зазубривание готовых определений.
  • 9. Любое определение должно быть конкретным. Важно к ним возвращаться несколько раз.

Понятие, с точки зрения ученых, — это мысль, а слово — это материальная оболочка мыслей. Важно научить учащихся выделять самое главное, существенное, создавать мотивацию, поощрять учебную работу обучающихся систематически контролировать ее, например, с помощью рефлексивной форматки. Главное, постоянно подталкивать, каждые 5−10 минут будущих рабочих и специалистов, придумывать интересные истории, примеры, помогать овладевать необходимой теорией, практическими зпапиями.

В соответствии с требованиями к результатам освоения ОПОП, выпускник, освоивший ОПОП по той или иной профессии, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя ряд способностей. То есть, обучающийся во время теоретических занятий, имея дело с преподавателем той или иной дисциплины или междисциплинарного курса (МКД), должен быть оспособлен, то есть приобрести указанные в ФГОС способности.

Способности — это такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, совершенствоваться в них23. Например: внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления (глубина, критичность, гибкость быстрота), а психологическими предпосылками в развитии последних являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу, настойчивость и активность в преодолении трудностей и др.

Построение учебных занятий, ориентированных па оспособленис обучающихся, резко отмечается от традиционных, связанных только с изложением новых теоретических знаний. В нашем случае используется подход, предложенный известным ученым А. Дистервегом, который справедливо считал, что нет смысла формировать готовые знания. Самое важное для преподавания теоретических дисциплин заключается не столько в том, как наиболее оптимально передать необходимые готовые теоретические знания обучающимся, а как мотивировать последних в самостоятельном поиске истины посредством, например, продолжительной работы с понятиями, организации, а Шалриков ВД. Деятельность н способности. — М., 1994;

Тунин Е.Е., Опугникова В. П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников — СВб., 2005;

Развитие и диагностика способностей / под рсд. В. Н. Дружинина, В. Д. Шалрикова. — М.: Науки, 1991.

их «переживания», самостоятельных учебных открытий". Для этого хороши все методы преподавания теоретических дисциплин, которые достаточно подробно изложены в работах многих ученых методистов (В.А. Скакун, Г. И. Кругликов и др.).

В процессе учебных занятий можно использовать и такой методический прием, как активизация и мотивация работы обучающихся в процессе лекции, семинара, практического занятия. Для этого можно использовать так называемую рефлексивную таблицу, разработанную В. В. Кузнецовым и апробированную в многолетней работе со студентами — будущими бакалаврами профессионального обучения[1][2] (таблица 2).

Таблица 2.

Что я понял.

Краткие выводы по освоенному.

Что я не понял.

Имеется в виду, какие понятия я освоил и могу дать им определение.

  • 1.
  • 2.
  • 3.

Имеется в виду, какие понятия я не мог освоить, дать определение и почему?

В нашем случае при использовании рефлексивной таблицы можно останавливаться на трудно воспринимаемых понятиях и в дальнейшем работать с ними, то есть с каждым конкретным (а не средним) студентом, обучающимся, который осваивает то или иное понятие.

Проверка качества освоения понятий может осуществляться в виде выполнения системы заданий[3], а также в ходе самостоятельной работы, например, при подготовке ответов на вопросы26.

Воспроизведение, на наш взгляд, играет особую роль при формировании понятий. Так мы давали каждому конкретному обучающемуся той или иной профессии задание: задать два или три очень сложных вопроса своему сокурснику или преподавателю по теме, которую они изучали.

В формировании теоретических понятий особую роль играет искусство преподавателя работать с аудиторией, учебной группой.

Мастерство устного выступления преподавателя теории — это часть его педагогической техники, средство обучения, воспитания и развития, важнейший элемент в методике профессионального обучения.

  • [1] 24 Кузнецов В. В. Общая и профессиональная недаюгика. — М.: Эгвес, 2012, с. 50, таблица 5
  • [2] Кузнецов В. В. Общая и профессиональная пелагогичка. — М.: Эгвес, 2012, с. 21−23
  • [3] «Там же, с.Юит.п.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой