Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предмет и метод финансового права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

4] В 60-е гг. XX в., когда все финансовые отношения в СССР замыкались в основном на государственные фонды денежных средств, а ссудный фонд страны, являясь сугубо государственным, легко «перетекал"на нужды бюджета, в финансовую систему СССР включались: а) финансыгосударственных предприятий и отраслей народного хозяйства; б) общегосударственные финансы; в) кредит (государственный и банковский)(см… Читать ещё >

Предмет и метод финансового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное понятие о финансах и финансовой системе Российской Федерации

Финансовое право — это отрасль права, которая регулирует экономические, а именно финансовые отношения. Для понимания природы и особенностей этой отрасли права необходимо иметь четкое представление о том, что такое финансы.

Финансы — это одна из экономических категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т. д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.

Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и платежа, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.

Роль и значение финансов в жизни общества зависит от того, какое место в экономике страны отводится денежным отношениям. В докапиталистических формациях, в условиях фрагментарности товарно-денежных отношений финансы соответственно носили фрагментарный характер. При капитализме, когда товарно-денежные отношения стати основой развития экономики, финансовые отношения приобрели всеобъемлющий характер. В социалистическом обществе финансовые отношения были ограничены преобладанием отношений производственного распределения над товарноденежными отношениями. В современных условиях в связи с развитием в России отношений рыночного типа, а значит, товарно-денежных, финансы стали играть определяющую роль в жизни общества.

«Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов»1. Финансы охватывают две группы отношений'. 1) денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов; 2) денежные отношения, опосредующие формирование и использование децентрализованных денежных фондов предприятий и организаций, а также домашних хозяйств. В первую группу включаются отношения но: а) уплате налогов и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды; б) выделению средств из бюджета и государственных внебюджетных фондов; в) распределению бюджетных средств между звеньями бюджетной системы и т. д. Вторая группа охватывает отношения по формированию, распределению, а в ряде случаев и использованию доходов и прибыли предприятий и организаций, а также домашних хозяйств.

Финансы — это не все денежные отношения, существующие в обществе, а только их часть. Финансовые отношения (финансы) выделяются из всей массы денежных отношений по специфическим признакам'.

  • • во-первых, это всегда денежные отношения;
  • • во-вторых, распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;
  • • в-третьих, безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной»[1][2];
  • • в-четвертых, динамика финансовых отношений, их движение происходит в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды.

Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. В настоящее время к денежным фондам, через которые осуществляется мобилизация и использование финансовых ресурсов, относятся: бюджеты (федеральный, субъектов Федерации, местные); Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, денежные фонды организаций и т. д.

Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений, но заработной плате, купле-продаже и т. д. Так, кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой заранее оговоренных процентов. Отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер. Отношения по купле-продаже являются денежными, но не финансовыми, поскольку возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена. Кроме того, они предполагают получение эквивалента (в денежной форме) за реализованные товары, работы, услуги.

Роль финансов в социально-экономической жизни страны выражается в их распределительной и контрольной функциях.

Распределительная функция заключается в том, чтобы распределять стоимость валового общественного продукта и тем самым обеспечить каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Благодаря финансам денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, физических лиц.

Контрольная функция финансов заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т. д. Контрольная функция финансов реализуется через деятельность финансовых, налоговых органов и т. д., которые непосредственно следят за использованием доходной и расходной частей бюджетов в бюджетной системе РФ, распределением доходов предприятий и т. д.

Финансовые отношения в обществе весьма многообразны. Юристу необходимо иметь представление об этом многообразии для того, чтобы разобраться в предмете финансового права.

Все финансовые отношения в обществе структурированы в финансовую систему РФ.

Финансовая система РФ представляет собой «совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств»1.

Понятие «финансовая система» относительно динамичное. Его содержание менялось и уточнялось в связи с изменением общественного строя в России, а также по мере развития финансовой науки[3][4].

В настоящее время финансовая система РФ рассматривается большинством ученых как включающая в себя (с некоторыми вариациями) следующие относительно самостоятельные сферы и звенья.

Централизованные финансы:

  • • бюджетные фонды;
  • • государственные внебюджетные фонды;
  • • государственный и муниципальный кредиты1.

Децентрализованные финансы:

  • • финансы организаций;
  • • финансы домашних хозяйств[5][6].

Централизованные финансы, как сфера финансовых отношений в финансовой системе, включают в себя в качестве звеньев: бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды, а также государственный и муниципальный кредит.

Каждое звено финансовой системы охватывает целый ряд финансовых отношений. Основное место в финансовой системе РФ отводится финансовым отношениям, опосредующим бюджетные фонды РФ. В их число включаются отношения по мобилизации, распределению и использованию денежных средств в бюджеты и из бюджетов — федерального, субъектов РФ и местных. Это звено финансовой системы является наиболее мобильным и на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

Финансовые отношения, опосредующие бюджетные фонды РФ, очень разнообразны. Во-первых, они имеют место на федеральном уровне, когда опосредуют федеральный бюджет; на уровне субъектов РФ — когда опосредуют областные, окружные, краевые, республиканские бюджеты (республик в составе РФ); на уровне муниципальных образований — когда опосредуют бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, они могут быть подразделены на отношения, возникающие внутри бюджетной системы РФ, и отношения, «завязанные» на бюджетную систему РФ. В число первых включаются отношения по распределению бюджетных средств, возникающие между федеральным бюджетом и областными, окружными, краевыми, республиканскими бюджетами республик в составе РФ, а также между последними и бюджетами муниципальных образований. Ко вторым, т. е. «завязанным» на бюджетную систему РФ, принадлежат отношения по мобилизации финансовых ресурсов в то или иное звено бюджетной системы, а также отношения, но выделению бюджетных средств из того или иного звена бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются относительно новым звеном финансовой системы РФ. Их появление в финансовой системе РФ относится к началу 90-х гг. XX в. и обусловлено стремлением государства к сугубо целевому использованию финансовых ресурсов. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Финансовые отношения, опосредующие государственные внебюджетные фонды, весьма многообразны. Это отношения по уплате налогов, страховых взносов, добровольных пожертвований в названные фонды, по выделению средств из этих фондов, а в ряде случаев и по их распределению.

Государственный кредит, как звено финансовой системы РФ, представляет собой систему отношений, в которых публично-правовое образование (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) выступают в роли кредитора или заемщика. Объектом отношений государственного кредита являются: а) государственные займы;

б) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств и международных финансовых организаций; в) бюджетные кредиты, полученные Российской Федерацией; г) иные долговые обязательства. Аналогичным образом в понятие «государственный кредит» включаются и долговые обязательства субъектов РФ, существующие в формах, установленных в ст. 99 БК РФ.

Однако надо иметь в виду, что в современных условиях отношения в сфере государственного кредита складываются как в результате привлечения государством заемных средств от различных субъектов, так и в результате государственного кредитования, где государство выступает в роли кредитора[7].

Муниципальный кредит формально однотипен с государственным, а по существу отличается от него, так как должником здесь является не государство, а муниципальное образование.

В рамках децентрализованных финансов, как сферы финансовой системы, выделяются финансы предприятий и организаций, а также финансы домашних хозяйств.

Финансы предприятий и организаций непосредственно связаны с материальным производством, где создастся валовой общественный продукт, подлежащий распределению в стоимостной форме. Финансы предприятий и организаций находят свое материальное выражение в денежных фондах, формируемых, главным образом, за счет прибыли. В ряде случаев важным источником формирования таких фондов являются бюджетные ассигнования. Финансы организаций в финансовой системе подразделяются: на финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы домашних хозяйств — это звено финансовой системы, которое отечественной финансовой наукой стало выделяться как самостоятельное и исследоваться совсем недавно. В эту группу финансов включаются совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры (отдельные социальные группы, семьи и т. д.)[8] или «экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств» [9].

«Финансы домашних хозяйств выступают одним из главных факторов организации экономического подъема. В условиях рынка именно денежные сбережения населения становятся источником инвестиций»[10].

В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций. В зависимости от отраслевой направленности — финансы промышленности, торговли, транспорта и.д.

Юристу, изучающему финансовое право, важно иметь в виду, что финансовое право опосредует своими нормами не все финансовые отношения, охватываемые финансовой системой, а только ту ее часть, которая «замыкается» на государственных и муниципальных фондах денежных средств. Иначе говоря, финансово-правовое регулирование охватывает бюджет, государственные внебюджетные фонды, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоторые иные финансовые отношения, охватываемые предметом финансового права.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической у но и с институциональной точки зрения. В последнем случае она представляет собой совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них — финансовые органы, налоговые органы, представительные органы власти и т. д.

  • [1] См.: Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы. Денежное обращение. М. :Кредит, 2000. С. 176.
  • [2] См.: Финансы / под ред. В. М. Родионовой. М., 1993. С. 10.
  • [3] См.: Бабич А. Л/., Павлова JI. Н. Указ. соч. С. 77; Финансы: учебник /под ред. Л. А. Дробозиной, Г. Б. Поляка. М., 2003. С. 29; и др.
  • [4] В 60-е гг. XX в., когда все финансовые отношения в СССР замыкались в основном на государственные фонды денежных средств, а ссудный фонд страны, являясь сугубо государственным, легко «перетекал"на нужды бюджета, в финансовую систему СССР включались: а) финансыгосударственных предприятий и отраслей народного хозяйства; б) общегосударственные финансы; в) кредит (государственный и банковский)(см.: Александров А. М. Финансы социализма. М., 1965. С. 25—28). В конце80-х гг. XX в. понятие «финансовая система» было несколько переосмыслено. В него стали включаться общегосударственные финансы (госбюджет, бюджет государственного социального страхования, фонд государственного имущественного и личного страхования) и финансы социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства (финансы колхознокооперативных предприятий и финансы общественных организаций) (см.:Финансы и кредит СССР / иод ред. Л. А. Дробозиной. М., 1988. С. 63).В период перехода к рыночной экономике, т. е. в 90-х гг. XX в. финансоваясистема РФ рассматривалась как состоящая из государственных финансов (госбюджет, госкредит, внебюджетные фонды), финансы предприятийи организаций, страхование (см.: Финансы / под ред. В. М. Родионовой.М., 1993. С. 20).
  • [5] Это звено финансовой системы выделяется не всеми экономистами. В частности, не выделяют это звено в финансовой системе авторы учебника «Финансы» под ред. Г. Б. Поляка (М., 2003. С. 30). Учитывая неоднозначность позиции экономистов, но данному вопросу, в нашем учебникефинансовая система рассматривается с включением в нее звена «государственный и муниципальный кредит». Однако в гл. 34 учебника профессорЛ. Худяков доказывает не финансовую, а кредитную сущность отношений, существующих в этой сфере.
  • [6] См.: Бабич Л. М., Павлова JI. Н. Указ. соч. С. 176; Финансы: учебник /под ред. Л. А. Дробозиной, Г. Б. Поляка. С. 30; Финансы: учебник / подред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. М., 2003. С. 105.
  • [7] Подробнее см.: гл. 21.
  • [8] 2 См.: Финансы: учебник / под ред. С. И. Лушина, В. А. Слепова. М., 2003. С. 109.
  • [9] См.: Бабич Л. А/., Павлова JI. Н. Указ. соч. С. 177.
  • [10] См.: Финансы: учебник / под ред. С. И. Лушина. С. 110.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой