Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Межгосударственное сотрудничество в налоговой сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позволим себе не согласиться с подобной точкой зрения. Сама по себе национальная налоговая система существует не для того, чтобы предоставлять налогоплательщику льготы, преференции или гарантии. Налоговая система существует для того, чтобы максимально эффективно обложить частных лиц налогами и взимать данные налоги с целью пополнения государственного бюджета. Права налогоплательщиков производны… Читать ещё >

Межгосударственное сотрудничество в налоговой сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать цели и принципы межгосударственного сотрудничества в области налогообложения, основные международные правовые акты, регламентирующие взаимодействие государств в сфере информационного обмена и в вопросах налогового администрирования;
  • уметь анализировать цели и принципы межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере, применять нормы, регламентирующие взаимодействие государств в сфере информационного обмена и в вопросах налогового администрирования;
  • владеть навыками применения норм, регламентирующих взаимодействие государств в сфере информационного обмена и в вопросах налогового администрирования, к конкретным практическим ситуациям.

Цели сотрудничества государств в области налогообложения

В связи с интенсивным развитием международных экономических отношений налогоплательщики могут вести и активно ведут транснациональную предпринимательскую и иную экономическую деятельность, оказываясь тем самым в сфере фискальных интересов нескольких разных государств одновременно. Очевидно, что в такой ситуации различные государства должны сотрудничать в налоговой сфере, заключая между собой двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, касающиеся вопросов налогообложения. Более всего в международной налоговой практике распространены соглашения об избежании двойного налогообложения. Рассмотрим, что же является основной целью международного налогового сотрудничества.

Наиболее очевидным представляется следующий вариант ответа на данный вопрос: целью международного налогового сотрудничества является предотвращение двойного налогообложения субъектов, ведущих транснациональную экономическую деятельность. Соответственно, главным инструментом, при помощи которого должна достигаться данная цель, является договор (соглашение, конвенция) об избежании двойного налогообложения.

Позволим себе не согласиться с подобной точкой зрения. Сама по себе национальная налоговая система существует не для того, чтобы предоставлять налогоплательщику льготы, преференции или гарантии. Налоговая система существует для того, чтобы максимально эффективно обложить частных лиц налогами и взимать данные налоги с целью пополнения государственного бюджета. Права налогоплательщиков производны и зависимы от их основной обязанности — уплачивать налоги в целях финансирования задач и функций государства и муниципальных образований. Соответственно, в международном налоговом сотрудничестве государство обязано преследовать те же цели, что и во внутригосударственной фискальной деятельности, иначе такое сотрудничество является бессмысленным для государства. Очевидно, что ведение транснациональной экономической деятельности предоставляет налогоплательщику дополнительные возможности по уменьшению своих налоговых обязательств. Например, налогоплательщик, может попытаться перенести налоговую базу из юрисдикции с более высокими налогами в юрисдикцию, где налоговое бремя ниже или вовсе отсутствует, тем самым минимизировав свои налоговые отчисления. Более того, налогоплательщик может затруднить или сделать невозможными мероприятия налогового контроля, просто выехав за пределы того государства, которое пытается осуществить налоговый контроль, или выведя за его пределы свои активы и информацию о своих активах и своей деятельности.

Мы полагаем, что в настоящее время основной целью международного налогового сотрудничества является предотвращение неуплаты налогов (борьба с уклонением от уплаты налогов) со стороны налогоплательщиков, осуществляющих транснациональную экономическую деятельность. Соглашения, которые заключаются государствами как субъектами международного налогового права, в первую очередь направлены на избежание «двойного неналогообложения», а затем уже — на устранение двойного налогообложения. Подобная «двойственность» целей международных договоров об избежании двойного налогообложения отмечалась в работах профессора М. Ланга[1]. Такой подход представляется нам логичным, мотивированным и соответствующим практике международного налогового сотрудничества.

Второй очевидной целью международного сотрудничества в сфере налогообложения является предотвращение двойного (многократного) налогообложения. Бесспорно, что международное двойное налогообложение дсстимулирует транснациональную экономическую активность, а потому избежание двойного (многократного) налогообложения — способ налогового стимулирования экономического роста.

Кроме того, отметим, что государственные границы лимитируют не только суверенное право государства устанавливать и взимать налоги, но и право осуществлять налоговый контроль. Налоговые инспекторы одного государства не могут действовать на территории другого государства, иное будет обоснованно сочтено нарушением суверенитета. Недобросовестный же налогоплательщик может попытаться скрыть информацию, важную для определения размера налоговых обязательств перед одним государством, на территории другого государства, также в другой юрисдикции могут быть скрыты активы недобросовестного налогоплательщика от налоговых органов и налогового контроля первого государства.

Следовательно, межгосударственное сотрудничество в сфере налогообложения также должно иметь своей целью международное сотрудничество в сфере налогового администрирования и обмена информацией между налоговыми органами разных стран.

И, наконец, говоря о целях международного сотрудничества в области налогообложения, следует учесть, что потенциально недобросовестное поведение в сфере налогообложения могут допускать не только частные лица-налогоплательщики, но и суверенные государства в целом. Под налоговой недобросовестностью государства мы имеем в виду практику «недобросовестной налоговой конкуренции», «офшоров» или «налоговых гаваней», когда одно государство путем установления неоправданно низких налоговых ставок и отказа от сотрудничества с фискальными органами зарубежных государств «переманивает» под свою юрисдикцию хозяйствующих субъектов. Тем самым государственный суверенитет фактически используется для содействия налогоплательщикам, намеренным уклониться от уплаты налогов.

В силу уважения чужого государственного суверенитета государство, несущее фискальные потери в результате ухода его налогоплательщиков в «налоговые гавани», не может каким-либо способом обязать или принудить государства отказаться от подобной практики недобросовестной налоговой конкуренции. Однако международная налоговая практика за последние десять лет знает примеры, когда государства, страдающие от недобросовестной налоговой конкуренции, объединившись, совместно оказывают политическое давление на государства — «налоговые гавани» («офшоры»), вынуждая их участвовать в сотрудничестве налоговых органов, обмениваться информацией по вопросам налогообложения и прекратить практику содействия в уклонении хозяйствующим субъектам от уплаты налогов. В Европе подобное давление оказывалось большинством европейских стран на Швейцарию, Люксембург, Кипр и Мальту, в США — на офшоры Карибского бассейна и европейские низконалоговые юрисдикции, Россия аналогичным образом пыталась повлиять на Кипр и Швейцарию[2].

Вышеописанная практика международной борьбы с «налоговыми гаванями» и иными проявлениями недобросовестной межгосударственной налоговой конкуренции приводит нас к выводу, что подобная борьба с недобросовестной налоговой конкуренцией является в настоящий момент одной из приоритетных целей международного сотрудничества в области налогообложения.

Подводя итог, мы еще раз перечисляем основные цели международного сотрудничества в области налогообложения:

  • • предотвращение уклонения от уплаты налогов на международном уровне, так называемого, «двойного неналогообложения»;
  • • избежание двойного (многократного) налогообложения, стимулирование транснациональной экономической активности налогоплательщиков;
  • • обеспечение межгосударственного обмена налоговой информацией и налогового администрирования на международном уровне;
  • • предотвращение недобросовестной налоговой конкуренции между государствами.
  • [1] Lang М. Introduction to the law of double taxation conventions. P. 40.
  • [2] См. подробнее: Terra Ben J. V., Wattel Peter J. European Tax law. Zuidpoolsingel, Netherlands: Wolters Kluwer, 2012. P. 411; Lang M. Introduction to the law of double taxationconventions. P. 153.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой